Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права: к вопросу о её структуре В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права.
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА. том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают. Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения.

1. Прямой;

  • Похожие статьи
  • Как норма права связана с статьей нормативного акта
  • Популярные категории
  • Норма права это \ 2024 год \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
  • Что такое нормативный правовой акт
  • 1. О норме права

Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений например, налогоплательщики и финансовые органы , объекты получаемый доход , права и обязанности обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др. Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права.

Кодексы же имеют более сложное строение. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов. Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена.

Это может быть любой документ из перечисленных выше, преимущественного нет. Упомянутые локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников при его наличии , что следует из ч.

При з 3. В общественной практике, однако, допускается много отступлений от единых принципов правотворчества и правоприменения. Нарушается з 4. Тихомиров, И. Правовые акты. Учебно-практическое пособие. Опираясь на приведенные выше теоретические и практические разработки, дадим более подробную характеристику административно- правовых актов.

Мы не называем их з 4. Лишь Государственный таможенный комитет соизмеряет свои акты и при необходимости во исполнение приказов дает указания как средство их реализации.

Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом. Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта. Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил.

Соотношение норм права и статей закона

Нарушение регулятивной нормы права влечет за собой применение охранительной нормы Структура логической нормы права может быть выражена формулой «если... При этом под диспозицией понимается указание не на правило поведения, а на правонарушение. Структура фактической нормы может быть выражена формулой «если... Способы изложения норм права[ ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, так как норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. В статье НПА может содержаться одна норма права или несколько норм права. Также норма права может быть закреплена в нескольких статьях.

Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта. В статье нормативного акта не всегда присутствуют все три элемента правовой нормы. Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники. В тексте статьи нормативного акта, его словесной формулировке часто элементы нормы права сливаются, полностью или частично подразумеваются правоприменителем.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта. Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Классификация норм права Существуют различные классификации норм права. По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1 гражданского; 2 административного; 3 финансового; 4 конституционного; 5 семейного; 6 трудового; 7 уголовного права. В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные гражданские, уголовные, экономические и пр. По методу правового регулирования нормы права делят: 1 на императивные; 2 рекомендательные; 3 диспозитивные; 4 поощрительные. Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные специализированные нормы права. Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия. Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания. Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия. В зависимости от социального назначения выделяют также: 1 общезакрепительные; 2 декларативные; 3 дефинитивные; 4 коллизионные; 5 оперативные нормы. В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы. Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение. В зависимости от сферы действия выделяют: 1 региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2 общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3 локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов. Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия. Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций. Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т. Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права.

Рассмотрим некоторые отрасли права. Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство. Доминирующий метод - императивный. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный. Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный. Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и др. Господствующий метод - императивный. Семейно-брачное право регулирует отношения, возникающие вследствие создания брака, а также отношения между членами семьи. Трудовое право регулирует отношения, возникающие в сфере труда и трудовой деятельности. Основной метод - императивный.

Соотношение норм права и статей закона

Между нормой и статьей нет прямого «зеркального» соответствия: - одна статья может содержать несколько правовых норм; - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях одного нормативно-правового акта; - элементы одной нормы права могут находиться в разных нормативно-правовых актах; - может иметь место прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи правовой нормы и представить ее в целостном виде. Способы изложения норм права в НПА: 1. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей» ч. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, но в некоторых случаях для того, чтобы избежать ненужных повторений, используются и другие способы. Например, п.

В форме правил принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности совершению каких-либо действий. В форме порядков принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности совершения каких-либо действий. В форме положений принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений. В форме инструкций принимаются издаются нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов. В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт, принятый изданный с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные. Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц. Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации 1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации ; федеральные конституционные законы; нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются издаются по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов. В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу отрасль общественных отношений. В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений. В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде. Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1 прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2 отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта; 3 бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению как это имеет место при отсылочном способе изложения , а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны.

Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное — безвозмездное — чужого имущества — совершенное тайным способом. Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону. Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания.

А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия?

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА. Как соотносятся норма права и статья нормативного правового акта и почему понятия не тождественны? Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция.

Норма права: к вопросу о её структуре

Статья НПА является первичным элементом его структуры, если не считать, что многие статьи закона состоят из частей. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1 Правовая норма совпадает со статьей НПА; 2 В НПА содержится только часть правовой нормы; 3 Одна правовая норма размещается в нескольких статьях; 4 В одной статье содержится несколько взаимосвязанных норм; 5 Одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм; 6 Одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций; 7 Гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция в другой. Факторы, влияющие на расположение правовых норм в НПА: - цели и задачи НПА; - соотношение конкретных правовых норм с логикой НПА; - экономность и доступность расположения правового материала; - субъективная воля законодателя; - иные. Способы изложения правовых норм в НПА: - прямой - норма права непосредственно излагается в статье НПА, так как в статье НПА изложены все элементы правовой нормы; - отсылочный - в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится отсылка к другой конкретно указанной статье этого же НА либо конкретному НА, в которых содержатся недостающие элементы; - бланкетный - в статье НА предполагаемые нормы упоминаются, а отсылка к ним дается не в конкретной статье НА, а в иных нормах либо НА; - абстрактный - нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками; - казуальный - указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях НА подробно описываются права, обязанности, меры наказания и иные правила поведения, которым должны следовать участники.

Ряд авторов, комментирующих названную и последующие Конституции нашей страны, утверждает, что все вообще конституционные нормы, включая программные, идеологические, нравственные положения носят юридический характер. Давид пишет: «Юрист континентальной Европы видит в праве принципы социального порядка. Он оценивает право в свете этих принципов, он говорит о принципах политическ ой свободы, социальных правах, святости собственности и договоров, а практикам оставляет заботу о проведении этих принципов в жизнь.

Английский же юрист — своего рода наследник практиков, как правило, с недоверием относится к тому, что считает пустыми словами: что стоит какое-либо правовое положение или принцип, если на практике не существует способов для его осуществления? Англичане не воспринимают европейских правовых норм: они им кажутся часто просто общими принципами, выражающими какие-то пожелания морального порядка или устанавливающими скорее политическую программу, а не нормы права». То обстоятельство, что не все её положения имеют юридическое содержание, общеизвестно и официально признано Конституционным Судом РФ. В теории права сложились три основных мнения о юридической природе конституционных норм. Одни теоретики вообще не считают Конституцию правом, ссылаясь на то, что содержащиеся в ней правила невозможно осуществить в принудительном порядке. Другие правоведы считают правовыми нормами все вообще тексты, содержащиеся в конституциях.

Третье направление в изучении конституционных норм признает, что ряд положений Конституции носит программный или декларативный характер, торжественно провозглашая цели и задачи государства, основные принципы его организации и деятельности, его зависимость от народа, а также некоторые нравственные нормы. Признание, что наряду с правовыми нормами в Конституции содержатся неюридические положения, не только никак не умаляет, вопреки опасениям отдельных авторов, авторитет Конституции декларативные положения традиционно содержатся в конституциях всех стран континентальной Европы , но и дает возможность внести на первый план проблему реализации тех конституционных положений, которые имеют юридический характер, но не могут быть воплощены в действующее право без дополнительного правового нормотворчества. Проблема заключается в том, что ряд положений, содержащихся в Конституции, не достигли того уровня конкретизации, при котором было бы можно говорить о существовании правовых норм, способных однотипно воплощаться в общественные отношения. Как отмечено, в законах и иных нормативных актах нет ничего собственно юридического, кроме формулировок прав, обязанностей, условий их возникновения, а также запретов и санкций за их нарушение. Вся проблема реализации закона начинается с разработки правовых норм как моделей правоотношений, способных регулировать поведение людей и организаций посредством собственно юридических связей взаимных прав и обязанностей. Для претворения общих положений закона в реально осуществимое право необходимо учесть такое предъявляемое к правовым нормам требование, которое именуется «формальной определенностью».

Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм.

Например, согласно ч. Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Классификация норм права Существуют различные классификации норм права. По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1 гражданского; 2 административного; 3 финансового; 4 конституционного; 5 семейного; 6 трудового; 7 уголовного права. В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные гражданские, уголовные, экономические и пр.

По методу правового регулирования нормы права делят: 1 на императивные; 2 рекомендательные; 3 диспозитивные; 4 поощрительные. Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные специализированные нормы права. Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям.

Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия. В зависимости от социального назначения выделяют также: 1 общезакрепительные; 2 декларативные; 3 дефинитивные; 4 коллизионные; 5 оперативные нормы. В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы. Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1 региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2 общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3 локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия. Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций.

Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т. Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права.

Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой исключительным правом государства.

Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии издании нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии издании нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица правотворческие органы принимают издают нормативные правовые акты в пределах их компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят издан совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Глава 2.

Система нормативных правовых актов Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых издаваемых и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления. Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации. Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными представительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами , законами субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются издаются на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить. Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания лишение свободы, штраф, неустойка и т. Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционируемое государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, являющееся регулятором общественных отношений. Статья нормативного акта - часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права.

В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта.

Такой способ изложения называетсяпрямой. Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, — участие в выборах, в голосовании.

Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке. Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах. Отсылочный способ Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст.

Одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта. Так, ст. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. Способы изложения — это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона иного нормативно-правового акта. В зависимости от полноты изложения элементов гипотезы, диспозиции, санкции нормы права в статьях нормативно-правового акта принято различать следующие способы: 1. Прямой; 2. Ссылочный; 3.

Бланкетный; Прямой способ означает, что норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта например, ст.

Виды правовых прецедентов: а судебный прецедент создается судебными органами ; б административный прецедент создается другими органами. Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», то есть суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение.

Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость. Правовой прецедент — древнейший источник права. Путем создания правовых прецедентов право формировалось практически во всех странах. Однако роль и значение правового прецедента как источника права были неодинаковы в различных странах и в разные исторические эпохи.

Правовой прецедент широко использовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права. Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции. Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права например, коллективные договоры, международные договоры, федеративные договоры.

Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества. Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, то есть возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве.

Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций. Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций. Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством. Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика.

Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права. Религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, являются источниками права и в некоторых современных государствах, которые входят в семью религиозного права например, в мусульманских государствах основной источник права — Коран; в индуистских странах — Шастры, Веды.

Но и в этих странах в последние десятилетия все большее распространение получает нормативный правовой акт как источник права. Юридическая наука правовая доктрина. Правовая доктрина — это правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Юридическая наука призвана вырабатывать наиболее рациональные и эффективные правила принятия, толкования и реализации норм права, давать систематические глубокие знания обо всех сторонах юридической действительности.

Однако на отдельных этапах развития общества и государства юридическая наука выступала и выступает в качестве источника права.

Структура правовой нормы

uristinfo.net Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного акта заключается в том, что норма права является более абстрактным и общим понятием, в то время как статья нормативного акта содержит конкретные и детализированные требования.
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта . Теория государства и права: Учебник Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.
Соотношение нормы права 4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права.

Соотношение нормы права и статьи нормативно- правового акта

Как Соотносятся Норма Права И Статья Нормативного Акта? Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
Тема 1.4 Норма права кафедра теории государства и права Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать.
Структура правовой нормы Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов.
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права - презентация онлайн Однако существуют нормативные акты, которые действуют в отношении определенных субъектов права и категорий граждан.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Однако существуют нормативные акты, которые действуют в отношении определенных субъектов права и категорий граждан. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА. 1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий