– Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. Таинство Елеосвящения (Соборование) установлено Христом Богом, который, послав учеников на проповедь покаяния, дал им власть исцелять людей от телесных и душевных недугов. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий.
5 вопросов о соборовании
Сложилось поверье, что Соборование не требует какой-то особой подготовки — лишь бы быть крещёным. Если Соборование будут проводить дома, то следует заранее подготовить жилище к приходу священника. Никакой канонической связи между Таинством Елеосвящения (соборованием) и Таинством Причащения не существует. Соборование проходит церкви, и проводится батюшкой дома, если человек очень болен и не может дойти до храма. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. одно из семи Таинств Церкви.
Чинопоследование Таинства Соборования
Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. К таинству елеосвящения нужно подготовиться и знать, как проходит соборование. Соборование происходит следующим образом: больного человека семикратно помазывают освященным елеем. Другое название соборования – "елеосвящение" (то есть освящение елея – растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви).
Как готовиться к соборованию?
Оно совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Пуссен Никола. Помазываение сопровождается чтением молитв, Апостола и Евангелия. Елей — это особое масло.
Оно часто упоминается в Священном Писании и используется в храмах по сей день. Елей использовали с древних времен в качестве лекарства. Например, книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных.
Помазание елеем в Библии понимается как символ Божественной сущности Иисуса Христа: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом.
Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое священнослужителем от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает Таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…» Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и снова совершается подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию.
Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.
Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств. После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв. Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия. Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью. Соборование дополняет таинства исповеди и причастия. Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати. Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям. В каких случаях можно собороваться дома? Обычно таинство на дому совершают над тяжело больными. В этом случае проводят, как правило, сокращенный вариант священного действия. Как использовать елей после Соборования? При душевных и физических недугах освященным елеем помазывают страждущих. Часто в приходах при раздаче елея верующим предупреждают, что его можно использовать и внутрь и добавлять в еду. Протоиерей Константин Пархоменко наставляет: «Принесли домой масло с соборования и помазуйтесь им каждое утро после молитв со словами: «Помилуй ны Боже, помилуй ны Владыко, помилуй ны Святый! Исцели ны Боже, исцели ны Владыко, исцели ны Святый! Этим елеем можно помазывать родственников». Последование таинства Соборования Елеосвящения Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Молебное пение Молебное пение — первая часть чинопоследования — есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Затем читается «обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш», состав молитв в котором описан выше. Далее следуют молитвы: «Слава, и ныне»; «Приидите, поклонимся…» трижды. Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…» помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и псалом 50-й — вершина покаянного псалмотворчества царя Давида. После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее.
При этом ни в коей мере участие таких людей в Соборовании не умаляет и не исключает значения Исповеди и Причастия, а, напротив, может служить первым шагом к духовному исцелению. Впрочем, вопрос личного покаяния относится и к физически немощным участникам Соборования. И здесь возникает очень серьёзная проблема — проблема бессознательного участия в Таинстве, просто потому, что такая традиция. Часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, которые вкладывают в это Таинство собственный смысл, ничего общего не имеющий с целью Елеосвящения. Таким людям собороваться недопустимо. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длинную и тяжёлую службу, сделал всё, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Также не принято участие в Таинстве маленьких детей, то есть до семилетнего возраста и без острой необходимости. Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. Не соборуют страждущих людей, находящихся в бессознательном состоянии, но за исключением тех, кто ранее засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние. Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком — движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [5]. Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. Из понимания, что причина болезни — грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. Отпущение грехов — неотъемлемый аспект таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остаётся единственным средством разрешения его от грехов. О том, что от пресвитеров через священнодействие Маслоосвящения верующему преподаётся прощение именно «всех» или «многих» грехов, свидетельствуют такие авторитетные церковные писатели, как Тертуллиан, Ориген, свт. Амвросий Медиоланский, свт. Ириней Лионский, свт. Иоанн Златоуст, свт.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
– Елеосвящение, или Соборование, – это сугубая молитва о нашем здравии. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. Смотрите видео онлайн «Как готовиться к Таинству Соборования (Елеосвящения)? Соборование еще имеет наименование Елеосвящения или Последование Святого Елея.
Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
В Евангелии от Марка есть повествование о том, что святые апостолы, посланные Спасителем в мир, проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли Мк. Исцеление совершалось апостолами через помазание маслом потому, что не лично они врачевали людей, а милосердный Господь, принимающий покаяние человека. К сожалению, некоторые люди воспринимают соборование как возможность избавиться от телесной немощи для того, чтобы она не мешала им наслаждаться жизнью. Такое отношение к таинству кощунственно. Если человек не приносит Богу искреннего покаяния, не прикладывает усилий для отказа от греха, он не станет причастником врачующей нас Божественной благодати. Таинство Соборования предназначено только для больных? Если человек не ощущает никаких физических недомоганий, можно ли и нужно ли ему собороваться? Отвечает священник Ярослав Коздринь, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова: — Мы так устроены, что именно болезнь тела становится мощным стимулом для того, чтобы изменять что-либо в своей жизни. Чтобы победить болезнь, человек готов расстаться с прежними, часто греховными, привычками. Как говорится, «самое главное — здоровье», но только ли этот лозунг должен нас побуждать к участию в Таинстве Елеосвящения?
Можно сказать, что в первую очередь благословляется собороваться людям болеющим — само содержание молитв из последования таинства об этом свидетельствует. Однако цель соборования — отнюдь не «выраженный оздоровительный эффект». Мы молимся о болящем такими словами: «Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна». Вряд ли мы встретим где-либо в богослужебных текстах слово «выздоровление» — преодоление болезненного состояния в них называется «исцелением», а само слово «целый» становится синонимом слова «здоровый». Возвращение такого целостного состояния возможно только через избавление от греха, преодоление того, что отдаляет человека от Бога, поэтому лейтмотивом этой церковной службы является не просьба о здравии, а просьба о прощении грехов христианина, прибегающего к Таинству Елеосвящения. Стоит обратить внимание и на содержание отрывков из Евангелия, которые читаются во время совершения Таинства Елеосвящения. Наряду с чтениями об исцелении тещи апостола Петра и дочери жены-хананеянки, о повелении Спасителя апостолам идти и исцелять в людях недуги, мы слышим евангельское повествование об обращении мытарей Закхея и Матфея и притчу о десяти девах — напоминание о том, что нужно быть готовыми встретить Христа в любое мгновение своей жизни.
После Таинства Покаяния человек соборуется. На ближайшей после соборования Литургии рекомендуется причаститься Святых Христовых Таинств. Несмотря на то, что перед Таинством Соборования нет обязательного молитвенного правила, можно накануне или в тот же день прочитать Покаянный канон.
Решение о соборовании ребенка, достигшего этого возраста, принимается по благословению священника. Этим маслом крестообразно помазывают лоб или больные места, добавляют его в пищу.
В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша — как море. Я имею в виду не количество ее это само собой , а глубину. Есть глубина греховности. Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» Пс. Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся.
И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!
Когда мы все приходим в церковь после большого покаяния для того, чтобы прийти к Спасителю и принести ему плоды своего покаяния, как та блудница, которая пришла и помазала Его ноги. И действительно, понимание смысла таинства Елеосвящения тесно связано с личным глубоким покаянием и с проблемой соотношения греха и болезни. Евангельское слово подлинными причинами болезней называет человеческие страсти, поэтому исцеление от болезней через Елеосвящение неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Принимая именно такой аспект Таинства, можно допустить участие в нём и здорового человека, чьё желание собороваться весьма осмысленно и явилось следствием пережитых тяжких недугов души. При этом ни в коей мере участие таких людей в Соборовании не умаляет и не исключает значения Исповеди и Причастия, а, напротив, может служить первым шагом к духовному исцелению. Впрочем, вопрос личного покаяния относится и к физически немощным участникам Соборования.
И здесь возникает очень серьёзная проблема — проблема бессознательного участия в Таинстве, просто потому, что такая традиция. Часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, которые вкладывают в это Таинство собственный смысл, ничего общего не имеющий с целью Елеосвящения. Таким людям собороваться недопустимо. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длинную и тяжёлую службу, сделал всё, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Также не принято участие в Таинстве маленьких детей, то есть до семилетнего возраста и без острой необходимости. Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. Не соборуют страждущих людей, находящихся в бессознательном состоянии, но за исключением тех, кто ранее засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние.
Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком — движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [5]. Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. Из понимания, что причина болезни — грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. Отпущение грехов — неотъемлемый аспект таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остаётся единственным средством разрешения его от грехов.
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
5 вопросов о соборовании | Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). |
Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост | Как и когда проводится в храмах Соборование, как к нему подготовиться, нужно ли исповедоваться, и держать пост, и другие ответы на вопросы. |
Соборование: вопросы и ответы
Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние уныние, скорбь, отчаяние , ибо причиной его могут быть и, как правило, бывают нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях.
По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста. Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Фото: dmdonskoy.
Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства. Часто ли следует собороваться?
Катехизис католической церкви; номер 1525. Однако у этих трёх таинств соборование, покаяние и евхаристия есть и более глубокое значение и цель — они предназначены прежде всего для исцеления и благодати больного. В катехизисе говорится в числе 1520: » Первая благодать этого причастия [соборование больного] — это укрепление, мир и мужество, чтобы преодолеть трудности, связанные с состоянием тяжелой болезни…». Поэтому первая и главная вера католика в Таинство о силе и возможности выздоровления. Катехизис в том же параграфе гласит: «Эта помощь Господа силой Его Духа предназначена для того, чтобы привести больного к исцелению как души, так и тела, если такова воля Бога». Наша цель — не страх смерти, но стремление к исцелению, выздоровлению и жизни. Когда следует принимать таинства исцеления и выздоровления? Номер 1514 Катехизиса Католической Церкви гласит: «Соборование больных» — это не таинство только для тех, кто находится на грани смерти ». Эти таинства соборование, покаяние и евхаристия должны быть в сердце и разуме каждого верующего человека в тот момент жизни, когда его «судит болезнь» номер 1511. Бог дал нам замечательный и мощный набор Таинств, которые дают благодать и силу, когда мы больше всего в этом нуждаемся. При Соборовании больных священник помазывает благословенным маслом и говорит: «Благодаря этому святому соборованию Господь в своей любви и милости может помочь вам в благодати Святого Духа. Пусть Господь, который освобождает вас от греха, спасет вас и воскресит ».
Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном. Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св. Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного. В состав Таинства Елеосвящения входят: молебное пение, освящение елея и помазание елеем. Молебное пение состоит из канона о здравии и прощении грехов больного. Освящение елея состоит из великой ектении, молитвы и пения тропарей во славу Спасителя, в честь Божией Матери и святых. Помазание больного елеем совершается по прочтении каждого из 7 Евангелий и посланий апостольских и молитвы. При помазании священник говорит: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на исцеление души же и телу рабу Божию имярек всегда и ныне» и т. А по помазании молитву: «Отче Святый, Врачу душам и телом»… В конце елеосвящения священник, открыв Евангелие, возлагает на голову больного как бы руку Самого Спасителя, исцелявшего больных большею частью через прикосновение к ним, и читает разрешительную молитву.
Соборование проходит церкви, и проводится батюшкой дома, если человек очень болен и не может дойти до храма. Таинство основал Иисус Христос. Он исцелял больных от душевных и телесных недугов и научил этому апостолов. По правилам, Таинство проводят семь священников, но в небольших храмах его могут проводить меньше батюшек. Соборование проводится следующим образом: в центре церкви устанавливается аналой, на нем помещают Евангелие; возле аналоя находится столик. На нем стоит блюдце с пшеницей, а на блюдце — сосуд с елеем. В пшеницу помещают 7 горящих свечей и столько же кисточек для помазания верующих; участники Соборования стоят с зажженными свечками в руках. Они являются свидетельством того, что Господь — свет жизни человеческой; священники читают подготовительные молитвы и каноны, отрывки из Нового завета; во время молитвословия священники перечисляют имена всех соборующихся; священник вливает кагор в сосуд с елеем и молится об его освящении; звучат песнопения и проводится чтение семи отрывков из Евангелия. После чтения каждого отрывка из Библии священники проводят помазание участников Таинства. Освященный елей батюшка наносит на лоб, ноздри, губы, щеки и на обе кисти рук; завершается Таинство возложением Библии на головы участников службы. Священники молятся о прощении всех грехов человека. Но это можно сделать и в другое любое время, когда чувствуете необходимость.
Врач не только для тела, но и для души
- Как проходит соборование?
- Вопросы священнику 8 - О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
- Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви?
- О правилах Соборования: как происходит это Таинство
- Соборование на дому
- Для чего нужно Соборование?
Отличия от миропомазания и елеопомазания
- Что такое забытые грехи
- Что такое Соборование в церкви в Великий пост
- Что такое соборование в церкви и для чего это нужно, как к нему готовиться
- СОБОРОВАНИЕ: кому можно собороваться, как подготовиться,
- Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви?
- Врач не только для тела, но и для души