Главная Наша деятельность Новости Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы. Сколько платят наблюдателям участковых избирательных комиссий на выборах президента 2024 в России, от каких политических кандидатов зарплаты выше, стоит ли идти работать от Общественной палаты, расценки и тарифы.
Открылся ситуационный центр по общественному наблюдению за выборами Президента России
Не поздно ли становиться наблюдателем? По закону, регистрация в реестре наблюдателей завершается за три дня до выборов. В этот день представитель партии, кандидата передает документы избирательной комиссии - новых наблюдателей уже не регистрируют. А если вы переживаете, что места уже заняты - не переживайте. Волонтеров всегда не хватает, об этом заявил Znak. Кроме того, в последнем докладе Уполномоченной по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой было обозначено, что на выборы губернатора пришло неожиданно мало наблюдателей. Как стать наблюдателем Поскольку наблюдателей на избирательные участки направляют участвующие в выборах партии и кандидаты , можно обратиться к ним напрямую. Для этого достаточно найти в Сети контакты регионального отделения партии и связаться с ними. Вам не обязательно состоять в партии. Однако, предостерегает The Village, партия может предъявить к вам некие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников. Самый простой путь - обратиться в одну из общественных организаций «Гражданин наблюдатель», «Голос», «Сонар» или «Россия выбирает».
НКО не могут направлять наблюдателей от своего имени с 2005 года, но могут взять на себя переговоры с партиями. Чтобы вы могли стать независимым наблюдателем, которому партия не предъявит никаких требований. Согласно закону, полномочия наблюдателя должны быть зафиксированы в письменной форме в направлении, выданном партией или кандидатом. В направлении должны быть: ФИО наблюдателя, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, запись об отсутствии ограничений вам есть 18, вы гражданин РФ, не депутат, не судья и т. Направление нужно отнести в вашу избирательную комиссию за день до голосования , либо непосредственно в день голосования. Не забудьте паспорт - направление действительно только при его наличии. Как подготовиться? И в НКО, и в партиях вас ждет 1,5—2-часовое обучение тому, как быть наблюдателем, рассказывает Znak. Дополнительно можно прочитать 248-страничный «Справочник краткосрочного наблюдателя». В партиях рассказывают, что они тоже учат по методичкам «Голоса».
Отдельно нужно изучить Избирательный кодекс. Можно почитать публикации в СМИ о том, какие были нарушения на прошлых выборах и не было ли их на вашем участке, чтобы заранее быть готовыми к чему-то подобному. На участке необходимо оставаться до конца подсчета голосов и заполнения протокола, иначе все было бессмысленно. Будьте готовы, что в крайних случаях вы задержитесь до утра, поэтому хорошо выспитесь накануне. Могут ли меня заставить уйти с участка? С 2016 года для этого требуется решение суда, а раньше комиссия могла удалить наблюдателя собственным решением, сообщает Znak. Представитель комиссии, вероятно, поедет с заявлением в суд, который рассмотрит документ незамедлительно. Пока это не очень распространенное явление, с которым почти никто не сталкивался на практике. Как рассказывают наблюдатели, в УИКах знают о негласном распоряжении главы Центризбиркома Эллы Памфиловой о том, что наблюдателей лучше не трогать без причины. Что я могу делать на участке У наблюдателя есть право следить за всеми действиями сотрудников избирательной комиссии , на которой он работает, следить за подсчетом голосов, составлением протокола с результатами голосования, подавать жалобы на все нарушения, получить заверенную копию протокола , а также проводить фото- и видеосъемку , предварительно сказав об этом УИК, объясняет Znak.
Особое внимание стоит обратить на вбросы бюллетеней , многократное голосование одних и тех же людей «карусели» , а также переписывание итоговых протоколов участковых комиссий, уточняет The Village. Дмитрий Нестеров, координатор движения «Голос» здесь и далее цитата по The Village : Что делать нельзя Главное - не трогайте и не заполняйте чужие бюллетени. Даже если старенькая слепая бабушка просит вас заполнить ее бюллетень. Согласно закону, наблюдатель не может: выдавать избирательные бюллетени расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе , избирательный бюллетень совершать действия, нарушающие тайну голосования принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии проводить предвыборную агитацию среди избирателей участвовать в принятии решений избирательной комиссией В этом всем действительно есть смысл? Наблюдатель не только поддерживает законность а значит легитимность выборов, но и влияет на общественное отношение к выборам. Елена Бабченкова, сооснователь движения «Россия выбирает»: Дмитрий Нестеров рассказал The Village, что в реальной практике были случаи, когда присутствие наблюдателей «позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов ». Кроме того, присутствие наблюдателей вынудило ряд регионов отказаться от массовых фальсификаций, после того как они были пойманы с поличным. Те, кто хочет принять более активное участие в избирательном процессе, могут попробовать себя в качестве наблюдателя. Сегодня «надсмотрщиком» может стать любой желающий, главное - не запутаться в документах и знать о своих правах. Кто такие наблюдатели и как присоединиться к их числу - в материале «360».
Кто такие наблюдатели? Как правило, наблюдателями на выборах становятся граждане, представляющие определенную политическую партию или кандидата. На избирательном участке они выступают в роли «надсмотрщиков»: следят за законностью процедуры голосования и подсчетом голосов. Сейчас наблюдателем можно стать, воспользовавшись услугами некоммерческих организаций НКО , которые выступают в роли посредников между гражданином и политической структурой. Особую категорию «контролеров» составляют представители международных организаций и СМИ. Работа общественного наблюдателя не только важная, но и ответственная - необходимо, чтобы избирательный участок всегда находился под присмотром. Кто может стать наблюдателем? Наблюдателем на выборах может стать любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста. Место жительства человека не имеет никакого значения - партии, НКО или кандидаты вправе назначить своего «контролера» на определенный участок. При этом быть членом какой-либо политической партии для этого не обязательно.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объяснял необходимость внесения поправок тем, что сложилась «особенная ситуация», в том числе в « новых регионах » России [53]. С учётом формата президентские выборы предполагали обойтись государственному бюджету в 33,2 миллиарда рублей [55]. В дни проведения выборов участки работали с 8:00 до 20:00.
Первыми открывались участки в самых восточных регионах России, последними — в самых западных. Избирателю при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего, выдвались бумажные бюллетени. В 29 регионах [56] проводилось дистанционное электронное голосование ДЭГ [57] ; приём заявлений для участия в ДЭГ стартовал 29 января и завершился 11 марта 2024 года [58].
Выборы признавались бы состоявшимися вне зависимости от явки , так как порог явки был отменён в российском законодательстве в 2006 году [59]. На участки было доставлено 113,57 млн бюллетеней, защищённых специальным знаком, который изготовлен фабрикой «Гознак». Для голосования создан 91 401 избирательный участок, ещё 2538 организованы в местах временного пребывания.
В тот же день открылся главный штаб ЦИК — информационный центр. Для работы в нём аккредитовано 1447 журналистов от 90 СМИ, для работы на избирательных участках по всей России — 12 645 представителей от 2458 медиа [62]. Ключевые даты выборов Согласно законодательству, основным последним днём голосования на выборах президента России должно стать второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие выборы.
Не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней Совет Федерации РФ принимает постановление о назначении даты. Окончательное решение о дате выборов принято верхней палатой российского парламента 7 декабря 2023 года [66]. На выдвижение кандидатов-партийцев и подачу документов в ЦИК предусматривалось 25 дней до 18:00 1 января , на выдвижение кандидатов-самовыдвиженцев — 20 дней до 18:00 27 декабря.
После личной подачи кандидатами документов в ЦИК комиссия в течение 5 дней принимала решение о регистрации выдвижения [67] [68]. Далее кандидаты, кроме выдвинутых парламентскими партиями, должны были собрать определённое число подписей граждан в свою поддержку и представить их в ЦИК не позднее 45 дней до выборов до 18:00 31 января ; после проверки не позднее чем через 10 дней после подачи документов либо претендента регистрируют в статусе кандидата, допущенного до выборов, либо ему выдают мотивированный отказ в регистрации [69]. Предвыборная агитация в СМИ была разрешена с 17 февраля по 14 марта включительно.
Кандидаты могли распространять агитационные материалы, листовки и баннеры, оплаченные за счёт средств избирательного фонда, перед этим они должны были представить их избиркому [70]. Инаугурация избранного главы государства состоится в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца 7 мая 2024 года. Согласно законодательству РФ, после процедуры инаугурации правительство уйдет в отставку, и в двухнедельный срок новый президент должен внести кандидатуру нового премьер-министра на рассмотрение в Государственную думу [71] [72].
К моменту предоставления документов выдвигаемый кандидат обязан закрыть иностранные счета и вклады, прекратить хранение денег и ценностей в иностранных зарубежных банках, прекратить использование иностранных финансовых инструментов [74] [75].
Затем ему на смену приходил другой. И люди получали деньги якобы за наблюдение. Но это было не наблюдение, а самая настоящая скупка голосов", - подчеркнул он. Таким образом, по мнению заместителя главы ведомства, законодательные новации являются мощным препятствием для использования "черных технологий" на выборах. В свою очередь сопредседатель мониторинговой группы СПЧ, бывший член ЦИК Игорь Борисов отметил, что внесенные поправки направлены на легитимность, конкурентность и прежде всего открытость избирательного процесса.
Ранее же соответствующая мера регулировалась постановлением избирательной комиссии.
Избирательное объединение, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума — в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную комиссию, предусмотренную настоящим Кодексом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Положения данной части не применяются в отношении выборов Президента Российской Федерации. Направление, указанное в части 11 настоящей статьи, должно быть представлено самим наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, как правило, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования. Установление иных, кроме указанных в настоящем Кодексе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум. Наблюдатель не вправе: 1 выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени; 2 расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; 3 заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени; 4 предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; 5 принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; 6 совершать действия, препятствующие работе комиссии; 7 проводить агитацию среди избирателей, участников референдума; 8 участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Кто такие наблюдатели?
- Взгляд из-под маски
- Выборы в России 2024: как проголосовать, способы и рекомендации — 12.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Статья 30. Гласность в деятельности комиссий
- Как стать наблюдателем на выборах
- Центризбирком утвердил правила работы наблюдателей и СМИ на участках - Российская газета
- Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы
Наблюдателям за голосованием по поправкам в Конституцию не придётся сдавать тест на COVID-19
Все новости » Сегодня он вступает в силу Президент России Владимир Путин подписал указ об ограничении числа наблюдателей от партий и кандидатов на избирательных участках. Текст документа появился на портале правовой информации. Согласно этому указу, в избирательную комиссию теперь будут назначать не более двух наблюдателей, которое имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Работа со списками избирателей. На каждой странице списков избирателей должны заполняться ручкой суммарные данные по данной странице и подписаны членом УИК ведущего этот список. Затем постраничные данные суммируются и вносятся в общий итог по книге списка избирателей, где расписываются член УИК и председатель зам. Суммарные данные по книгам списков избирателей, дополнительного списка избирателей оглашаются и заносятся в увеличенную форму протокола. Подсчёт голосов Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК п.
Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить сколько заявлений о голосовании вне помещения прилагается к данному ящику. Дать возможность наблюдателям убедиться в не поврежденности ящика и печати на нем. Если количество бюллетеней превышает объявленное число избирателей заявлений о голосовании на дому , то все бюллетени объявляются недействительными о чем составляется акт. Затем извлекаются бюллетени из стационарных ящиков при этом надо не допустить вброса. Далее согласно п. Если компромисс не достигнут, то действуем по п. Это является грубейшим нарушением и комиссия вправе будет удалить вас с участка.
Если комиссией получено бюллетеней больше, чем сумма выданных и погашенных, то эта разница заполняется в строке: число утраченных. Если сумма полученных комиссией бюллетеней меньше, чем количество выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку: число неучтенных, что говорит о вбросе. В данном случае немедленно сообщить в штаб для принятия решения. Завершение работы комиссии После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание на котором рассматриваются жалобы, заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов избирателей и подписывается членами УИК с ПРГ протокол об итогах голосования обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «сведения о количестве поступивших в УИК жалоб и заявлений» , к этому протоколу в обязательном случае должны быть приложены жалобы и заявления. В соответствии с законом по заявке наблюдателя оформленной в момент прибытия на избирательный участок, он обязан получить копию протокола об итогах голосования - копия заверяется словами «копия верна» - подписью председателя, зам. Ставится время, подпись, ФИО и статус составителя Особого мнения. По завершении работы УИК производится упаковка избирательных документов и их опечатование,, с проставлением подписей на них согласно п.
Наблюдатель передает копию протокола в штаб для сверки данных протокола, поступившего в ТИК. Федеральным законодательством предусмотрена возможность для политических партий направить на каждый избирательный участок своих представителей: члена УИК с правом решающего голоса, члена УИК с правом совещательного голоса и наблюдателя которые должны тесно взаимодействовать. Чем больше представителей партии будет на участке тем лучше. Приоритетом здесь будет пользоваться правящая партия, которая в дополнение к этим членам в своем резерве имеет еще 10-12 членов избирательной комиссии в дополнении к этому в ее распоряжении находится административный ресурс. В этом случае роль наблюдателя увеличивается многократно, что требует его обязательного обучения. Вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация. При развертывании избирательного участка комиссия пытается размещением элементов избирательного участка урн для голосования добиться преимущества: расположить рядом с ними средства пожаротушения, связи, музыкальное сопровождение, стулья, тумбочки и т.
Закладка в избирательную урну под второе дно ящика где еще пользуются старыми урнами бюллетеней. Получение на руки нескольких бланков избирательных бюллетеней отдельными доверенными гражданами. Незаконное получение нескольких открепительных удостоверений одним гражданином и его голосование на разных участках. Группы формируются в количестве 15-20 человек. Должен насторожить факт наплыва избирателей, голосующих по открепительным в течение короткого времени. Члены комиссии, мотивируя тем, что нет наплыва избирателей и чтобы потом не отвлекаться дружными рядами идут голосовать, имея несколько бюллетеней и перекрывают обзор для наблюдателей. В момент перемещения избирательных урн под разными предлогами также возможно произвести вброс.
Произвести вброс это — половина работы. Вторая важная составляющая — внесение в списки избирателей якобы проголосовавших так как если при подведении итогов количество бюллетеней будет больше числа проголосовавших избирателей по списку выборы можно признать недействительными. Для приведение в соответствие списка и вброса членами комиссии применяются следующие методы: - на основании административных заготовок ФИО, адреса и паспортные данные избирателей постоянно не участвующих в выборах либо выбывших, но не вычеркнутых из списков доверенные члены комиссии в период проведения выборов вносят эти данные в списки избирателей. Получение информации осуществляется или заблаговременно или в процессе работы по сотовому телефону. Вброс возможен в момент высыпания избирательных бюллетеней из стационарных урн на столы для подсчета. При голосовании вне помещения, когда выписка из реестра соответствующим образом не оформляется и набл. Не присутствует при выезде к голосующим вне помещения.
В этом случае возможна замена одного реестра на другой. В период раскладки бюллетеней по стопкам члены комиссии формируют стопки бюллетеней и производят незаметно вброс. При объявлении волеизъявления гражданина бюллетени раскладываются по кандидатам или партиям с визуальным контролем содержащихся в бюллетене отметок. В этот период перебросить бюллетень одного кандидата к другому либо в недействительные, а также испорченные добавить в нужную стопку реально. При сортировке и раскладке бюллетени можно сделать недействительными внеся дополнительную отметку либо испачканным ногтем, либо кусочком стержня под забинтованным пальцем и т. После окончания оглашения обычно никто пачки не перепроверяет, но если заставить подсчет бюллетеней в стопке осуществлять путем перекладывания их по одному таким образом чтобы наблюдатель мог увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене не взирая на протесты.
Напомним, наблюдатели от «Единой России» в течение трех дней голосования будут следить в том числе за соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора, опубликованных Центральной избирательной комиссией. Их обучение проходило несколько месяцев. Ранее партия инициировала соглашение «За безопасные выборы».
Выборы в Госдуму проходят с 17 по 19 сентября.
На участке референдума, на котором ожидается значительное число участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, количество бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума вправе присутствовать члены указанных комиссий, члены инициативной группы по проведению референдума. Соответствующая комиссия референдума обязана оповестить всех членов данной комиссии о времени и месте передачи бюллетеней. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. В участковые комиссии, сформированные на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в специальные территориальные комиссии бюллетени могут передаваться непосредственно комиссией референдума, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных регистрации учета избирателей, участников референдума. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в том числе бюллетеней, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении этих документов с указанием необходимого тиража и срока изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с соответствующей территориальной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии.
Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в территориальной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем территориальной комиссией составляется акт. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Эти бюллетени хранятся секретарем данной территориальной комиссии в опечатанном виде вместе с другими документами указанной комиссии. Статья 71. Открепительное удостоверение С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2021 г. Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления, количество открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений и их передаче вышестоящими комиссиями референдума в нижестоящие комиссии референдума, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 55 дней до дня голосования. В открепительном удостоверении должны быть предусмотрены места для внесения в него фамилии, имени и отчества участника референдума, а также номера участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства.
Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений. Участник референдума, который не сможет прибыть в день голосования в помещение для голосования того участка референдума, на котором он включен в список участников референдума по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной комиссии за 45 - 21 день до дня голосования либо в участковой комиссии за 20 и менее дней до дня голосования открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Соответствующая комиссия референдума на основании письменного заявления участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях если участник референдума находится в этой организации на лечении , администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений если участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого. Территориальная комиссия выдает участнику референдума либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об участниках референдума, представленных в территориальную комиссию главой муниципального образования если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления в соответствии с положением о Государственной системе регистрации учета избирателей, участников референдума. Территориальная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес места жительства участника референдума. За 21 день до дня голосования территориальная комиссия направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих участков референдума. На основании таких выписок участковые комиссии вносят соответствующие отметки в списки участников референдума, исключая участника референдума из соответствующего списка в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи. При получении открепительного удостоверения участник референдума либо его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений в территориальной комиссии либо в списке участников референдума в участковой комиссии , указав серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
После этого участник референдума исключается из списка участников референдума соответствующего участка и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования. Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя и отчество участника референдума, номер участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, а также если на этом открепительном удостоверении стоят печать территориальной или участковой комиссии и подпись члена территориальной или участковой комиссии, выдавшего открепительное удостоверение. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования участник референдума должен быть включен в список участников референдума на любом участке референдума, при этом открепительное удостоверение у него изымается. Участник референдума, получая на основании открепительного удостоверения бюллетень бюллетени , указывает в списке участников референдума адрес своего места жительства. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Соответствующая территориальная или участковая комиссия составляет акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием их количества. Статья 72. Порядок использования ГАС "Выборы" при установлении итогов голосования и определении результатов референдума 1. При подготовке и проведении референдума, в том числе при регистрации учете избирателей, участников референдума, составлении списков участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС "Выборы".
При наличии соответствующего оборудования данные протокола комиссии референдума об итогах голосования сразу после его подписания передаются по телекоммуникационным каналам связи ГАС "Выборы" в машиночитаемом виде в вышестоящую комиссию референдума с обязательным последующим представлением в вышестоящую комиссию референдума первого экземпляра протокола об итогах голосования. Соответствующая комиссия референдума своим решением образует из числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса и членов комиссии референдума с правом совещательного голоса группу контроля за использованием ГАС "Выборы" либо отдельных ее технических средств. Полномочия указанной группы устанавливаются федеральным законом о Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Все члены комиссии референдума, наблюдатели имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов референдума. С момента начала голосования и до момента подписания соответствующей комиссией референдума протокола об итогах голосования ГАС "Выборы", по телекоммуникационным каналам связи которой данные из нижестоящих комиссий референдума передаются в вышестоящие комиссии референдума, используется для наблюдения за ходом голосования и установлением его итогов. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных из информационных центров вышестоящих комиссий референдума в информационные центры нижестоящих комиссий референдума, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе голосования и его результаты, полученные с использованием ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов участников референдума в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Ко второму экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования прилагается компьютерная распечатка указанного протокола, переданного в непосредственно вышестоящую комиссию референдума и введенного в ГАС "Выборы". Подлинность данных, содержащихся в компьютерной распечатке, подтверждается подписью лица, ответственного за их ввод.
Введенные в ГАС "Выборы" данные об участии граждан в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны в режиме "только чтение" абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в том числе сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 73. Досрочное голосование 1.
Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке
Также одно и то же лицо может быть назначено только в одну избирательную комиссию. Политическая партия или кандидат, назначившие наблюдателя, за три дня до голосования обязаны направлять в избирательные комиссии списки своих наблюдателей. Документ вступает в силу в день его официального опубликования — 15 февраля.
Общественные наблюдатели не представляют интересы ни одной из политических партий или кандидатов, их главная задача — защита избирательных прав всех участников избирательного процесса. Обеспечивать голосование на Кубани будут 61 территориальная и 2850 участковых избирательных комиссий. На каждый участок Общественная палата направит от одного до трёх наблюдателей, прошедших специальное обучение. Прозрачность и открытость выборов на Кубани обеспечивается за счет работы наблюдателей, в том числе из числа граждан, за счет видеофиксации на избирательных участках и за счет доступности всех материалов о заседаниях и принятых решениях Крайизбиркома. В дни голосования 9-11 сентября на всех избирательных участках края будет вестись круглосуточная видеозапись. Для организации всестороннего общественного наблюдения за ходом выборов Общественная палата Краснодарского края открывает Центр общественного наблюдения — ЦОН Краснодар, ул. Северная, 405. Это позволит проводить качественную проверку сообщений об инцидентах на участках.
Граждане могут обращаться на горячие линии ОП КК, Крайизбиркома и Совета при главе администрации Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. Как и в прошлом году, в ЦОНе будут оборудованы рабочие места для граждан, наблюдателей от политических партий и журналистов. Напомним, по закону наблюдателем от Общественной палаты может стать гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет.
Сведения об избирательных участках, участках референдума, оснащаемых КОИБ, направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня голосования образец формы и вариант ее заполнения приведены в приложении N 1.
Поручить ФЦИ при ЦИК России и Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации методическую помощь в использовании КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов. Расходы, связанные с подготовкой и использованием КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов, финансируются в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 25 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
Число избирателей, вошедших на участок не соответствует количеству расписавшихся в списках и так далее. Но достаточно часто происходят и реальные нарушения. Именно поэтому кандидаты стремятся заплатить за труд наблюдателей, так как любая работа, требующая внимательности и точности, должна подразумевать денежное вознаграждение. Как наблюдателю считать явку избирателей Подсчет явки — одна из самых ответственных процедур.
На голосование могут прийти 200 человек, а в результате подсчетов потом окажется, что голосовало 2000, да при том все за одну партию. Наблюдателя могут привлечь к серьезным разбирательствам. Поэтому следует все вопросы прояснять заранее со своими кураторами. Просто считать количество зашедших на участок не получится. Ведь человек может просто так зайти, за компанию с кем-то из знакомых, что-то узнать и так далее. Нужно считать именно количество опустивших бюллетени в урну.
Для этого по правилам, председатель УИК обязан выделить место наблюдателям, чтоб оттуда хорошо обозревалась урна, но при этом не нарушалась тайна голосования. Считать избирателей можно посредством приложения на мобильном телефоне для этого подойдет любой счетчик, важно только протестировать его, чтобы данные не удалялись при нажатии на блокировку или просто случайном прикосновении , либо в тетрадке-блокноте. Каждый десяток или сотню обводить в кружочек, чтоб потом легче было подводить итоги. Сколько платят наблюдателям на выборах Прежде всего, стоит разъяснить вопрос, кто платит наблюдателям на выборах. Многие считают, что это государство, но это не так. Наблюдателям платит конкретная политическая партия, если у нее не хватает волонтеров, и имеется на это бюджет.
На местном уровне часто происходят усобицы, дележка мандатов и должностей. Поэтому партии и самовыдвиженцы нередко на один участок нанимают сразу двух человек, чтобы они беспрерывно следили за урной — даже на обед или в туалет ходили по очереди, во избежание вбросов. В 2023 году в бюджете по-прежнему не предусмотрено выплат наблюдателям. Заплатят только членам избирательных комиссий, причем размер зависит от региона. Разброс ставок составляет от 30 до 180 рублей за час. В городе или округе, где идет серьезная борьба за власть, где есть вероятность фальсификаций, но при этом не хватает людей, наблюдателю могут заплатить и 10-20 тысяч рублей, а за обнаруженные нарушения выдать еще и порядочную премию.
Бригадир наблюдателей может заработать и 200 тысяч рублей, но там совсем другая степень ответственности. В местах, где наблюдатели нужны сугубо для проформы, им могут выплатить по 500-800 рублей чисто на чай и булочку, а то и вовсе не дать ничего. Средние расценки, которые удалось добыть из открытых источников, личных бесед и так далее примерно следующие: В Москве и Московской области — 3500-5000 руб. В регионах — от 5000 до 7000 рублей. В час наблюдатель на выборах в 2023 году получает от 140 до 360 рублей. Нормальная ставка: хорошими условиями считаются 3500 рублей плюс бесплатный обед.
Как производятся расчеты: в большинстве случаев с наблюдателями рассчитываются сразу после закрытия участков. В регионах проходят заключительные семинары для наблюдателей Общественные штабы по наблюдению за выборами в регионе проводят заключительные семинары для наблюдателей — их подготовка к ЕДГ по программе ОП РФ и НОМ подходит к концу. Как сообщают эксперты НОМ из регионов, интерес к возможности проконтролировать выборы — большой, семинары объединяли людей разных возрастов. Как рассказала руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Смоленской области Марина Проскурнина, в семинарах приняли участие более 1200 будущих наблюдателей — их подготовка подходит к концу. В Смоленске мы провели для них большой семинар, я, как руководитель регионального отделения Союза журналистов России, рассказала коллегам об особенностях их правового статуса на выборах, правах и обязанностях», — рассказала Марина Проскурнина. В Архангельской области общественный штаб по наблюдению за выборами провёл 44 образовательных семинара для более чем трёх тысяч наблюдателей.
Об этом сообщил руководитель общественного штаба Евгений Шевчук. После окончания обучения все участники семинаров проходят тесты и получают сертификаты», — рассказал он. В Республике Башкортостан к выборам подготовлены более 13 тысяч наблюдателей. В сентябре голосование пройдёт по 777 избирательным кампаниям, в том числе выборы депутатов Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан.
Наблюдателям за голосованием по поправкам в Конституцию не придётся сдавать тест на COVID-19
члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования. В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 31 настоящей статьи. Сколько наблюдателей должно находиться на одном избирательном участке?
ОП разрешили назначить по два наблюдателя на участок в каждый день голосования
Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Получила огромное количество нужной информации и большое удовольствие». После обучения наблюдатель полностью готов к работе на избирательном участке. Для кого-то это будет первый подобный опыт, а кто-то раньше уже следил за чистотой процедуры голосования. По данным Общественного штаба, больше половины 54,4 процента тех, кто вошел в Корпус наблюдателей, — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. И, конечно, крайне интересно узнать и посмотреть на выборы изнутри, а не со стороны избирателя, как обычно».
Среди наблюдателей немало студентов московских вузов и колледжей.
Это специальные чек-листы, разработанные ОП РФ для наблюдателей. Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций. Впрочем, стать наблюдателем по закону может не только тот, кто прошёл обучение в Общественной палате. Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом — это может быть человек, назначенный кандидатом, партией. Наблюдатель имеет право знакомиться со списком избирателей, находиться на участке и смотреть за голосованием, взаимодействовать с председателем и секретарем УИК, наблюдать за подсчётом голосов, знакомиться с протоколами об итогах голосования, делать фото и снимать видео. В этом году, по словам политтехнологов, по части работы наблюдателей будут сюрпризы.
Также на избирательных участках будет производиться видеофиксация хода голосования, а на некоторых участках будут КОИБы. Пожалуй, этого достаточно для обеспечения максимальной прозрачности процедуры голосования». Что запрещено делать наблюдателю Наблюдателю запрещается выдавать бюллетени, расписываться за избирателей или заполнять за них бюллетени. Нельзя нарушать тайну голосования, препятствовать работе комиссии, участвовать в принятии решений комиссии, агитировать. Причём всё это может нести за собой даже уголовную ответственность.
Напомним, 9 и 10 сентября на Кубани пройдут 62 избирательные кампании муниципального уровня. Назначены дополнительные выборы депутатов городской Думы Краснодара, жители края будут выбирать глав и депутатов своих муниципалитетов. В начале августа Общественная палата Краснодарского края объявила о приеме документов от жителей региона, которые хотят стать общественными наблюдателями на выборах. К единому дню голосования общественники подготовят порядка 2 200 наблюдателей — до трех человек на один УИК. Сегодня общественники провели онлайн-обучение для кандидатов в наблюдатели, которые уже подали документы, и для членов общественных палат муниципалитетов края, в которых 9-10 сентября будут проходить выборы. Мероприятие провел член ОП Кубани и постоянно действующего Общественного штаба по наблюдению за реализацией избирательных прав граждан на территории Краснодарского края, юрист Антон Коновалов. Наблюдателем, направленным от Общественной палаты, может стать гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет и зарегистрированный на территории Краснодарского края. При этом он не должен быть признанным судом недееспособным, не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда, вступившем в законную силу. Также общественными наблюдателями не могут быть высшие должностные лица, депутаты, главы местных администраций, действующие члены избирательной комиссии. Серьезным подспорьем в этой работе для наблюдателей является «Золотой стандарт» — специальные чек-листы, которые разработала Общественная палата РФ. По ним наблюдатели проверяют соблюдение обязательных требований на избирательных участках.
Ранее на избирательных участках легитимность обеспечивали представители политических партий, дискредитируя процесс голосования, тем самым подрывая доверие. Независимые наблюдатели не получают деньги за свою работу, они действительно заинтересованы в результате голосования и хотят убедиться, что всё законно. Общественный наблюдатель - это тот человек, который сомневается в легитимности голосования, работает он намного лучше и ответственнее, чем представители политических партий, заявили на конференции. О новых правилах участия в общественном наблюдении в условиях ограничительных мер в связи с пандемией рассказал член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод. По его словам, Ассоциация независимого общественного мониторинга каждый день ведет свою работу. Она создана для защиты избирательных прав граждан России, а на портале nom24. Кроме того, этот сайт содержит много полезной экспертной методической информации по голосованию.
Ответы на вопросы Викторины
Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов. Стать наблюдателем на избирательном участке. 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Наблюдатели будут работать на каждом избирательном участке столицы в дни выборов депутатов Госдумы, Мосгордумы и совета депутатов района Щукино с 17 по 19 сентября. 2. Наблюдатели и аккредитованные представители СМИ вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования.
Права и обязанности общественного наблюдателя
В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 31 настоящей статьи. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется вышестоящей территориальной избирательной комиссией в соответствующие. Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке. (по вопросу ограничения общего количества наблюдателей на избирательном участке в период прохождения голосования).
Сколько получают наблюдатели на выборах 2024?
Июнь 2, 2020 Общественная палата Калининградской области продолжает вести работу по формированию корпуса наблюдателей для наблюдения за проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения поправок к Конституции Российской Федерации. Заявку можно подать в электронном виде на официальном сайте Общественной палаты региона через раздел « Подать обращение » с последующей обязательной доставкой заявки на бумажном носителе в запечатанном конверте, который следует опустить в почтовый ящик, расположенный в вестибюле Общественной палаты Калининградской области г. Калининград, Советский пр. Уточнить информацию можно по телефону: 8 4012 95 39 30. Скачать необходимые документы можно в разделе " Документы региональные ".
Технические средства подсчета голосов используются в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
Статья 70. Бюллетень 1. Порядок изготовления и доставки бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Форма и текст бюллетеня на русском языке, а также количество бюллетеней утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Количество бюллетеней не должно превышать более чем на 0,5 процента число зарегистрированных участников референдума. В бюллетене воспроизводится текст вопроса вопросов референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты.
Если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно. В бюллетене должно содержаться разъяснение порядка его заполнения. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени печатаются также на государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации, а при необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для участка референдума бюллетени печатаются на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене.
Текст бюллетеня в этом случае утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 22 дня до дня голосования. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени выбраковываются ее работниками под наблюдением членов комиссии референдума с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, после чего передаются по акту членам данной комиссии. В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают выбракованные и лишние бюллетени при их выявлении , о чем составляется акт. Все члены комиссии референдума, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должны быть оповещены указанной комиссией о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их членам данной комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе подписать акты, указанные в настоящей части.
Территориальные комиссии получают от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации бюллетени в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В территориальные комиссии передается весь тираж бюллетеней, изготовленный для соответствующего субъекта Российской Федерации. Участковые комиссии получают от территориальных комиссий бюллетени не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. По каждому участку референдума количество бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число зарегистрированных на данном участке референдума участников референдума. На участке референдума, на котором ожидается значительное число участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, количество бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума вправе присутствовать члены указанных комиссий, члены инициативной группы по проведению референдума.
Соответствующая комиссия референдума обязана оповестить всех членов данной комиссии о времени и месте передачи бюллетеней. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. В участковые комиссии, сформированные на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в специальные территориальные комиссии бюллетени могут передаваться непосредственно комиссией референдума, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных регистрации учета избирателей, участников референдума. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в том числе бюллетеней, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении этих документов с указанием необходимого тиража и срока изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с соответствующей территориальной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии.
Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в территориальной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем территориальной комиссией составляется акт. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Эти бюллетени хранятся секретарем данной территориальной комиссии в опечатанном виде вместе с другими документами указанной комиссии. Статья 71. Открепительное удостоверение С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2021 г.
Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления, количество открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений и их передаче вышестоящими комиссиями референдума в нижестоящие комиссии референдума, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 55 дней до дня голосования. В открепительном удостоверении должны быть предусмотрены места для внесения в него фамилии, имени и отчества участника референдума, а также номера участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений. Участник референдума, который не сможет прибыть в день голосования в помещение для голосования того участка референдума, на котором он включен в список участников референдума по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной комиссии за 45 - 21 день до дня голосования либо в участковой комиссии за 20 и менее дней до дня голосования открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Соответствующая комиссия референдума на основании письменного заявления участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Доверенность может быть удостоверена также администрацией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях если участник референдума находится в этой организации на лечении , администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений если участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого. Территориальная комиссия выдает участнику референдума либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об участниках референдума, представленных в территориальную комиссию главой муниципального образования если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления в соответствии с положением о Государственной системе регистрации учета избирателей, участников референдума. Территориальная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес места жительства участника референдума.
В штаб вошли люди разных профессий: юристы, политологи, журналисты, IT-специалисты, есть психолог… Но большинство все же юристы. Также при штабе есть экспертный совет.
Эти люди тоже специалисты в разных областях профессиональной деятельности, они укрепляют нас своими глубокими познаниями в каких-то вопросах. В штабе несколько рабочих групп. Например, мониторинговая группа, где как раз юристы и работают. Они анализируют вопросы, поступающие в штаб, дают им правовую оценку. Есть группа, которая занимается информационным сопровождением деятельности штаба, рассказывает людям о ситуации на выборах.
В составе центра общественного наблюдения ЦОН будут работать мобильные группы, их задача — выезжать на избирательные участки, чтобы проверить, или, говоря юридическим языком, верифицировать сигналы о возможных нарушениях, которые оттуда могут поступить. Может, принять участие в решении каких-то технических вопросов. Мы уже подготовили преподавателей, которые будут их обучать. Ведь наблюдатели — не просто люди, которые сидят на участках и что-то смотрят. Они должны хорошо знать свои права и обязанности, основы избирательного законодательства, уметь взаимодействовать с членами избирательной комиссии.
На что обращать внимание, находясь на участке во время выборов. Что делать, если ты заметил какие-то действия или факты, вызывающие подозрение. Наблюдатели снабжаются специальными памятками, устанавливают себе на телефон приложение «Мобильный наблюдатель» — оно облегчит им работу.
Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования? Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет. Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования? С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки. Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением. На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку. Чтобы отдать свой голос на выборах, был нужен паспорт.
До конца регистрации – два дня: как стать наблюдателем на выборах президента
Стать наблюдателем на думских выборах может любой гражданин России, "обладающий активным избирательным право на указанных выборах, независимо от его места жительства". В дни выборов наблюдатели от Общественной палаты будут работать на всех избирательных участках. Глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Элла Памфилова сообщила, что на сентябрьских выборах работают около 219 тыс. наблюдателей.