В Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева состоялась мировая премьера оперы «Кави-Сарвар». Оперой «Дон Кихот» в исполнении солистов Мариинского театра завершился в субботу в Казани XXXI Международный оперный фестиваль им. Ф. Шаляпина. Премьерой оперы Глинки Жизнь за царя открылся 42-й Международный оперный фестиваль имени Шаляпина в Казани. Он приурочен к 150-летию Казанской оперы. Почему опера в Казани была частной, как построили Театр оперы и балета и в чем секрет его популярности?
Юрий Александров представил «Паяцев» в Татарском театре оперы и балета
Участники проекта — композиторы, художники, сценаристы и режиссеры будут участвовать в мастер-классах, прослушают лекции от российских и мировых мэтров театрального и музыкального искусства Как рассказал руководитель KazanOperaLab Данияр Соколов, по окончании образовательного этапа все участники будет поделены на три группы, в каждую из которых войдут композитор, художник, драматург и режиссер. Таким образом, в октябре на суд казанских зрителей будут представлены три оперы», — сказал он. Создатели и кураторы лаборатории планируют, что казанскими показами деятельность лаборатории не ограничится. Новые оперы планируют презентовать и в Москве.
Более того, проект в случае его успешности планируется сделать ежегодным.
Каждый год филиал «Татэнерго» — «Казанские тепловые сети» выделяет на модернизацию до 2 млрд рублей. Ранее TatCenter писал, что в шести районах РТ планируется начать строительство и реконструкцию водоснабжения за 101 млн рублей.
Но и с точки зрения политики, исторические персонажи, отраженные в мировых летописях: регентша при малолетнем Казанском хане Утямыш — Гирее, судьба которых целиком зависела от решений ближайших к Казанскому ханству, сильнейших геополитических игроков того времени — Московского царя Ивана IV Васильевича Грозного и Крымских ханов Сахиба I Гирея и Девлета I Гирея, а также отца царицы — ногайского мурзы Юсуфа не может рассматриваться индифферентно и сейчас. Миллионы глаз следят, как будет рассказана новейшая история самой популярной Казанской царицы. Пятилетняя история оперы «Сююмбике» такова, что миллионы глаз наполняются слезами на каждом спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Автор либретто, поэт Ренат Харис, изучив все доступные исторические документы о судьбе злосчастной царицы и ее сына, дополнил популярную легенду так бережно, композитор Резеда Ахиярова озвучила героиню своей оперы такими проникновенными и романтическими интонациями, что равнодушными в зале остаются только стены. Спектакль захватывает с первых секунд: зритель перемещается в период истории Казанского ханства 1551-52 годов в насыщенную страстями и событиями жизнь, центр которой — царица Сююмбике. Колоритна и богата этническими интонациями музыка, динамичное действие пытается полнокровно отразить кипение казанской повседневности. Все, что идет на сцене — наиболее значимые и характерные малые и большие происшествия из жизни Казани и ее царицы, мелькают на фоне опрокинутого внутреннего пространства башни. Авторы намеренно смещают акцент в сторону эмоционального насыщения образа царицы, гибко уводя от исторической мотивации ее поступков. Это и политическая мудрость, и художественная честность создателей спектакля. Для героини специально были смоделированы эмоциональные полюса, был выдуман «герой-любовник» Кошчак из числа крымской знати, которая в ту пору считалась в Казанском ханстве аристократией. Сам по себе факт существования фаворита вполне правдоподобен: Кошчак — исторический персонаж, он возглавлял ханскую стражу и во многом решал проблемы Казанского ханства, разделял, в числе немногих, политические симпатии Сююмбике. Какой в действительности была царица, история сохранила мало свидетельств. Сююмбике была в 12 лет отдана замуж; молодого хана вскоре убивают в результате изменившихся политических перспектив. Несколько лет она провела во владениях своего отца, главы Ногайской орды бия Юсуфа, потом была отдана пятой женой в гарем казанского хана Сафа-Гирея, который вскоре тоже скончался скоропостижно и по загадочным причинам в расцвете сил и молодости. В опере Сююмбике — воплощение женской любви, она любит своего рыцаря — крымского воина Кошчака, любит своего сына Утямыша, любит свой народ и Казань, вся ее сила — только сила любви, таков художественный образ. Куда исчезла бесстрашная наездница, воспитанная в степи дочь ногайского мурзы, куда растворилась ее неуёмная и свободолюбивая сущность?
У Глинки сначала идет сцена Вани у ворот Ипатьевского монастыря, а лишь затем трагическая картина гибели Сусанина и апофеоз эпилога. И в смысле временных рамок Ваня все-таки добежал быстрее, чем поляки плутали по болотам, в чем и был план , и в отношении музыкальной драматургии, когда две самые важные сцены идут одна за другой смерть в лесу — «Славься» на Красной площади. Объяснить это можно, наверное, работой на идею: во время музыкального антракта перед последней картиной сюда перенесли большую часть увертюры на суперзанавесе появляется лик Христа. То есть идея святой Руси подошла к кульминации: в Ипатьевском монастыре находится царь, помазанник Божий. Но к лику святых косвенно причисляем и Сусанина в силу его жертвы. Как следует из текста буклета, Глинка сокращенно писал имя героя IСус, имея в виду, очевидно, Иисуса. Сценография Вячеслава Окунева выстроена по принципу обобщения истории России: сцена обрамлена барельефами, на которых можно узнать фрагменты исторических сражений, будто «снятых» с известных памятников, или религиозные символы. Сусанин же обобщает образ «правильного» русского, хранящего память о предках и воспитывающего достойную смену. Его дом — старинное родовое гнездо: четыре столба хранят еще языческие символы, на гвозде сиротливо висит икона, которую Ваня прижмет к сердцу, лишь только в дом ворвутся поляки. Сусанина пел титульный солист Казанской оперы Михаил Казаков и сделал героический образ убедительным.
В Казани крыша театра оперы и балета признана аварийной
Официальный сайт. Купить билет. Подкаст #Лица_театра. YouTube — канал театра. Kazan opera. Азбука балета. Спецпроект Нуриевского фестиваля. Главная» Новости» Афиша опера казань. В распоряжении KazanFirst появились подробности потопа, который накануне вечером произошёл в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля в Казани. Зрители увидели отрывки из опер «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского.
В Казани представили оперу о Кави Наджми и Сарвар Адгамовой
Сегодня в 18.00 в Театре оперы и балета в рамках Шаляпинского фестиваля должна была состояться опера «Турандот». Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – расположен в центре г. Казани по адресу площадь Свободы 2. 8 987 420 01 01. Казанский театр оперы и балета находится в центре города.
Опера “Сююмбике” — 5 лет на сцене!
Оба фестиваля получили статус международных. Здание Казанского театра оперы и балета Архитектура и внутреннее убранство оперного театра Казани выдержаны в стиле неоклассицизма и заранее настраивают зрителя на торжественный лад: массивные колонны, искусная резьба, позолота и тяжёлые драпировки. В полукруглых нишах фасада расположились скульптуры поэтов. Античный декор дополнен элементами национального декоративно-прикладного искусства. После реконструкции 2005 года у театра появились новые возможности, позволяющие создавать самые сложные в техническом отношении оперные и балетные спектакли.
Для публики же, которая раскупает билеты уже на старте продаж, появление за пультом Гергиева стало приятной неожиданностью. Гергиев прилетел накануне, провел консультацию с Анихановым по сценическому замыслу и партитуре, здесь значительно переосмысленной, репетировал до полуночи. Попросил поднять яму, пересадил оркестр известно, что акустика театра после реконструкции пострадала — так, чтобы минимизировать подзвучку. На вопрос корреспондента «НГ», понравилось ли работать с маэстро, музыканты откликались с восторгом. Наверняка и для солистки Татарского театра оперы и балета Гульноры Гатиной опыт работы с Гергиевым — уникальный шанс. И певица звучала действительно отлично, справившись и с колоратурой, и с ансамблевыми сценами. Первый был на высоте в смысле исполнения крайне неудобной партии удивительно, что Глинка, который и сам пел, так озадачил исполнителей , а вторая, как всегда, драматически осмыслила свой образ, так что монолог Вани у ворот Ипатьевского монастыря, где мальчик, задыхаясь, стучит кулачками в массивные кованые ворота, стала одной из самых сильных сцен спектакля. Осенью, в рамках юбилейных событий, театр приедет на гастроли в Москву, привезут в том числе и «Жизнь за царя». Может, Валерий Абисалович и в Большом театре продирижирует спектаклем? При том что в течение спектакля были досадные расхождения, особенно в хоровых сценах, Гергиев, как всегда, творил атмосферу: строгий хор интродукции, блистательные танцы польского бала, трагедия Сусанина, отчаяние Вани — все это в интерпретации маэстро добавляло человеческого, личного, в довольно условную конструкцию «скреп», предложенную Юрием Александровым.
Я так волновалась, что дрожала как осиновый лист! Но трубку никто не взял. Я опоздала с этим звонком. А вскоре Кибкало скончался. Конечно, когда в Казани идет опера «Евгений Онегин», я ее не пропускаю. Она особенная — возвращает меня в то время, когда все было хорошо, когда все были живы. Она волнует меня. Чайковский в принципе очень волнующий композитор: у меня от его музыки всегда замирает сердце. Но в этот раз в афише Шаляпинского фестиваля оперы «Евгений Онегин» нет. Поэтому я решила пойти на «Риголетто» и на «Набукко». В этот раз будет новая постановка «Набукко», и дирекция театра Мусы Джалиля пригласила всех членов нашего клуба посетить генеральный прогон спектакля — бесплатно. В нашем клубе чуть больше 100 человек, это люди в основном старшего возраста, и не всем по карману билеты на фестивальные спектакли, так что возможность побывать на прогоне — большая для всех нас радость. Посещать прогоны спектаклей в театре Джалиля — не единственная привилегия членов клуба. По особой цене — сейчас это уже 200 рублей, а начинали с 50 — нам продают билеты на так называемые «слепые» места. Оттуда очень хорошо видно шикарную хрустальную люстру на потолке и практически не видно сцену. Но нам, любителям оперы, не так уж и важно видеть, главное — слышать. Сейчас я так сказать не могу, потому что даже в рядовых спектаклях театра поют вокалисты «фестивального» созыва — практически одни и те же. Но все равно многие казанцы пытаются попасть в театр именно в дни Шаляпинского: считается, что это престижно. Приходит много непостоянных зрителей, и это хорошо, потому что у каждого из них есть шанс стать постоянным. Кроме «Набукко» я выбрала «Риголетто», потому что заглавную партию там будет исполнять Борис Стаценко, а это один из лучших Риголетто наших дней. А еще в спектакле будет петь Алешенька Татаринцев солист московского театра «Новая опера» им. Я очень давно его приметила, он не раз пел в Казани. Это изумительный тенор, изумительный! И обаятельнейший человек.
А Насретдинов — невысокий, пузатенький. Пел, правда, хорошо. Но все равно рядом они смотрелись комично, а я падок до всего смешного. Архипова была бесподобна. И вот что интересно: в том спектакле Архипова пела на русском, а Марио Дель Монако — на итальянском, но это не выглядело несуразным. Финальная сцена «Кармен» в исполнении Ирины Архиповой и Марио Дель Монако Сегодня принято исполнять оперы на языке оригинала — говорят, это мировая практика. Наверное, это хорошо, но я уверен, что если бы в свое время не слышал «Кармен», «Травиату», «Риголетто» и другие великие оперы зарубежных композиторов на русском, я бы вряд ли смог полюбить оперу. Понимать — очень важно. Да, сегодня в оперных театрах, в том числе и в казанском, над сценой установлено специальное электронное табло, на котором транслируется перевод, но это неудобно — приходится отвлекаться от происходящего на сцене. Идеально было бы следующее решение: в определенный день артисты исполняют оперу на языке оригинала, в другой — на русском языке. Но это нереально, я понимаю. Раньше в Казани на улице можно было спокойно встретить певцов, выступавших в театре Джалиля, потому что все они в основном были «наши», а певцы-гастролеры считались редкостью. Сейчас другое дело: даже не на главные партии приглашают гастролеров. Они, конечно, хорошие. Да и театр у нас хороший, что там говорить. Но он уже не «свой». Когда театр был «своим», здесь работал замечательный оперный режиссер Валерий Раку. Скоро мы пойдем с Олюшкой на «Риголетто» — оперу, которая мне дорога тем, что в свое время он ее очень интересно поставил. Вы представьте: шут Риголетто в спектакле Раку не был горбуном, горб у этого хитреца был искусственным — накладным, на веревочках. Риголетто играл горбуна! И декорации в спектакле Раку были интересные — двухуровневые. По верху ходили только хорошие в представлении режиссера люди — Граф Монтероне, например, — или совершающие хороший поступок плохие люди. По нижнему уровню перемещались плохие или хорошие, которые вдруг совершали что-то плохое. Еще, когда театр был еще «свой», то есть наш, на абсолютно каждый спектакль приходил старик Галкин.
Долгострой на площади Свободы. Интересные факты об оперном театре
Новую постановку "Севильского цирюльника" Джоаккино Россини на сцене Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля осуществил итальянский режиссер Джузеппе Морасси (он же. Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – один из крупнейших музыкальных театров России, носитель традиций российской, мировой и. Казанский театр оперы и балета находится в центре города. Потоп произошел в академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Это случилось за несколько минут до начала спектакля «Турандот». Новости и СМИ. Обучение.