Статья автора «Охота Каа» в Дзене: Смелая, необычная, интересная постановка оперы «Огненный ангел» в Мариинском театре идеально сочетается с неклассической музыкой Сергея Прокофьева. В Мариинском театре состоялась премьера легендарной оперы Сергея Прокофьева «Огненный ангел», возобновлённой солистом и режиссёром Мариинского театра народным артистом России Юрием Лаптевым.
Опера "Огненный ангел"
это событие, которое должно стать для Вас незабываемым музыкальным переживанием. Мариинский театр приглашает на оперу «Огненный ангел». Одно из наиболее радикальных творений Сергея Прокофьева в постановке Дэвида Фримана развернется на исторической сцене театра 5 октября 2021 года. Новости. 25 декабря в Мариинском театре прозвучит хоровой концерт «Запечатленный ангел» Родиона Щедрина, сообщает ТАСС. К завершению 240 сезона Мариинский театр представляет «Возвращение раритетов» и два других специальных абонемента. К завершению 240 сезона Мариинский театр представляет «Возвращение раритетов» и два других специальных абонемента. Огненный Ангел в Мариинском театре.
ПРОКОФЬЕВ В МАРИИНСКОМ
Мариинский театр приглашает на оперу «Огненный ангел». Одно из наиболее радикальных творений Сергея Прокофьева в постановке Дэвида Фримана развернется на исторической сцене театра 5 октября 2021 года. 23 и 24 августа после восьмилетнего перерыва на мариинской сцене вновь прозвучит опера Прокофьева «Огненный ангел» в режиссуре Дэвида Фримана (совместная постановка 1991 года с Ковент-Гарден). Мариинский театр был первым, поставившим в Санкт-Петербурге «Огненного ангела».
Мария Баянкина
Опера «Огненный ангел» по одноименному роману Валерия Брюсова написана в 1919–1927 годах. «Огненный ангел» до сих пор не потерял своей мощи – в иных эпизодах трудно поверить, что опера закончена почти сотню лет назад, – а поднятые Прокофьевым вопросы веры и безверия по-прежнему актуальны. «Огненный ангел» Спектакль, поставленный уже более года назад английским режиссером Д. Фрименом, приобрел почти скандальную известность благодаря обнажающимся в финале артисткам хора.
Опера "Огненный ангел"
Поэтому было принято внезапное решение: скачала в телефон роман Брюсова «Огненный ангел», по которому, собственно, и поставлена опера. На второй сцене Мариинского театра покажут оперу Сергея Прокофьева «Огненный ангел» по одноименному роману Валерия Брюсова. Главная» Новости» Афиша мариинского театра новая сцена на январь 2024. Мариинский театр продолжает радовать зрителей новыми премьерами. Уже на следующей неделе на фестивале "Звезды белых ночей" состоится возвращение легендарной постановки "Огненный ангел" Прокофьева.
С. С. Прокофьев. Огненный ангел. Мариинский театр (февраль 2021)
И добавил одну деталь: реальных персонажей стеснил в центре сцены, а хозяевами подмостков сделал стаю бессловесных белых существ. Большая привилегия в материалистический век: теперь маленькие демоны мерещатся и нам.
Более емкого решения до сих пор не предложил ни один режиссер. Аудиозапись Гергиева — Горчаковой — Лейферкуса по музыкальным достоинствам и эмоциональной мощи может считаться лучшей среди «Ангелов».
Действие происходит в средневековой Германии. Главная героиня Рената влюбляется в огненного ангела, являвшегося ей во сне. Ангел материализуется в виде графа Генриха, который увозит девушку в свой замок, и они какое-то время живут счастливо. Затем граф исчезает, и Ренату начинают одолевать духи.
Какая же чудесная примадонна теперь есть в Мариинском театре! Я под впечатлением от музыки, солистов, хореографии демонов люблю такое и финального светового апофеоза. Я совершенно точно буду слушать это еще много раз. А ведь раньше опера меня не привлекала.
Опера «Огненный ангел»/ The Fiery Angel
На этот раз в блоке «stagione по-русски» было четыре представления. Мой выбор пал на второй спектакль, так как из всей четверки только в нем в партии Рупрехта был анонсирован давно не появлявшийся в Москве Борис Стаценко, на мой взгляд, замечательный певец, которого мне очень хотелось послушать и который в этом спектакле мои ожидания полностью оправдал. Однако посетив второе представление, я пришел к выводу, что попытка восстановления этого спектакля старого репертуара, предпринятая Большим театром, стала событием исключительно по одной простой причине. Дело в том, что роль музыкального руководителя возобновления на сей раз была отведена Михаилу Юровскому, одному из ярчайших представителей русской дирижерской школы, маэстро с весьма высокой международной репутацией, художнику, тонко чувствующему специфику театральной сцены, истинно вдумчивому музыканту и философу-интерпретатору… Это и определило то, что Его Величество Оркестр, словно воспарив над оркестровой ямой, и стал тем полновесным «сценическим каркасом», который вынес на себе весь этот весьма не простой в музыкальном отношении спектакль. Несмотря на то, что прокофьевский «Огненный ангел», конечно же, совсем не та опера, чтобы, погрузившись в ее музыкальный материал, раствориться в нем без остатка, постановка восьмилетней давности смогла запечатлеться в моем сознании достаточно хорошо. Однако эта опера, скажем так, вовсе не для души, и не для сердца: она — для рассудка и большой внутренней кропотливой работы, которую публике необходимо постоянно проделывать во время спектакля. После постановки «Огненного ангела», показанной на сцене Большого театра в рамках давних гастролей Пермского театра оперы и балета, и менее старого, но всё равно давнего спектакля Мариинского театра, виденного мною в обеих музыкальных столицах, стало совершенно ясно, в каком «генеральном» направлении могли бы развиваться постановочные тенденции московской премьеры 2004 года кстати, и тогда, в спектакле Мариинского в Москве, и сейчас, в выбранном мной для просмотра спектакле-возобновлении Большого, партию Ренаты исполнила Лариса Гоголевская.
Итак, изначально на одном полюсе моего личного восприятия оказался вполне традиционный, с точки зрения соответствия эпохе литературного первоисточника, пермский спектакль; на другом — абсолютно брутальный абстрактный конструктивизм мариинской постановки. При этом ее откровенная натуралистичность и почти на грани гротеска тяжеловесный мистицизм непрестанно отягощался еще и назойливыми децибелами гергиевского оркестра и голосистых мариинских певцов. Безусловно, московская премьера 2004 года — прямая «наследница» Мариинского спектакля, но теперь направленность постановочной линии со всей очевидностью приобрела окраску и черты эклектики, свойственные уже стилю «соц-арта». При этом музыкальный пласт спектакля — и в 2004 году, и в 2012-м — неожиданно выявил признаки удивительной рафинированной камерности, какой-то очень доверительной интимности и даже… вполне осязаемой прокофьевской мелодики, которую в операх этого композитора, как правило, требуется еще поискать. На премьере 2004 года немалая заслуга в этом, несомненно, принадлежала музыкальному руководителю Александру Ведерникову. Парадокс, но этот дирижер, всегда, как правило, терпя фиаско перед лицом большой оперной формы, в иных своих работах «Огненный ангел» — одна из них демонстрировал и скрупулезно-бережную проработку оркестровых нюансов, и искреннее «упоение» контрастно-просветленными звучностями, и точное психологически-смысловое акцентирование.
Музыкальная ткань в оркестре Михаила Юровского возродилась для публики еще более утонченной, еще более рафинированной: слуховые ощущения от нее были настолько эмоционально созерцательными и интеллектуально многоплановыми, что фактура оперного полотна казалась «на ощупь» нежной и мягкой, а само оно словно «светилось» шелковистыми переливами. Если невероятно насыщенная и впечатляющая оркестровка Прокофьева, особенно в симфонических антрактах, когда-то на премьере ожила во всем своем филигранном великолепии, то на этот раз она обогатилась каким-то рукотворным внутренним светом, который даже в недвусмысленно «бесовских» страницах партитуры решительно заявлял о своих правах. Когда-то давно, слушая спектакль Мариинского театра, я нисколько не сомневался, что эту оперу певцам можно только «прокричать», в смысле «громко продекламировать». Премьера в Большом убедила в том, что эту оперу, оказывается, можно все-таки петь. И в этом, на мой взгляд, заключена самая сильная сторона московского спектакля! Постановка здесь по сути дела вторична, лишь умозрительная оболочка, в которой живут мистические видения Ренаты, демонические обольщения Огненного ангела Мадиэля Графа Генриха и низменно-благородные порывы странствующего Рупрехта, заложника рокового пересечения линии своей судьбы с потустороннем миром главной героини.
Под управлением Валерия Гергиева молодые музыканты исполнят произведения Прокофьева: Четвертую симфонию и Второй фортепианный концерт, солировать в котором будет Люка Дебарг. Продолжится цикл «Все романсы Чайковского», подготовленный солистами Академии молодых оперных певцов и посвященный 180-летию композитора; в исполнении Симфонического оркестра театра под управлением Кристиана Кнаппа прозвучат симфонии Шуберта и Бетховена; состоится Брасс-вечер в Мариинском.
С тех пор, всякий раз возвращаясь в репертуар, он обретает и преданных поклонников, и строгих критиков, но никогда не оставляет зрительный зал равнодушным. Спустя восемь лет, прошедших с последнего представления, «Огненный ангел» готов вновь удивлять петербургских меломанов», - отметили в театре. К слову, впервые в Петербурге «Огненного ангела» поставил именно Мариинский театр.
Мариинский театр был первым, поставившим в Санкт-Петербурге «Огненного ангела». В 1991 году совместный с Ковент Гарденом спектакль засвидетельствовал начало новой эпохи, в том числе переименование Ленинграда в Петербург, а Кировского театра — в Мариинский. Действие в его постановке сосредоточено на островке в центре сцены с условными обозначениями среды, а насыщают его сидящие вокруг на черных стенах и извивающиеся в рельефной пластике белые существа — демоны, пожирающие душу Ренаты», — говорится в сообщении.
Опера «Огненный ангел» в Мариинском театре
В 1993 он был записан на бренде «Arthaus Musik», эта запись сейчас доступна в идеальном качестве с русскими субтирами здесь: Сергей Прокофьев. Огненный Ангел в Мариинском театре. В 1991-92-м постановка Фримана с блиставшей тогда на всех оперных сценах мира Галиной Горчаковой в роли Ренаты и демоническим баритоном Сергеем Лейферкусом, исполнившем партию Рупрехта, произвела в городе грандиозный фурор. Помимо собственно музыкальных и исполнительских достоинств, выстрелили две режиссерские фишки: визуализация демонов в виде ползающих по сцене и — что самое потрясающее! Сюжет своей четвертой оперы Прокофьев взял не только из знаменитого романа Валерия Брюсова, но и из плоти и крови своей жизни — именно это и придало драматургии и музыке такое потрясающее правдоподобие. Композитор употребил фабулу брюсовского романа как чудесную метафору собственной жизненной коллизии также, впрочем, как это сделал и сам Брюсов, использовавший при создании романа свой любовный треугольник с Ниной Петровской и Андреем Белым, в который поэт был вовлечен в реальной жизни. Но можно смотреть оперу с наслаждением, и не зная всех этих подоплек.
В маленький городок в Германии из недавно открытой Колумбом Америки возвращается рыцарь Рупрехт. В гостинице он встречается с восторженной девушкой Ренатой, которую преследуют демоны и видения.
Мелодии нет вообще ни одной, невозможно напеть или вспомнить хоть одну музыкальную фразу. Сюжет рваный, шизофреничный, надёргали кусков из разных произведений. Под конец на сцене почти все тётки разделись догола буквально , бегали, и трясли сиськами и письками - но это не спасло постановку.
Как же гениально эти видения представлены на сцене! По мере развития сюжета понимаешь, что все персонажи так или иначе задаются вопросом существования демонов и борьбы либо сосуществования с ними.
Всё время хочется пошутить "Как править миром незаметно для санитаров инквизиции". Музыка Прокофьева так же тревожна и напряжённа, как и сюжет и атмосфера, и даже Мариинка в своей аннотации отмечает, что "«Огненный ангел» остается одной из самых трудных опер ХХ века и для исполнителей, и для слушателей". Вообще по ссылке выше написаны очень интересные моменты про музыку, но даже моему чуть более привычному к таким произведениям уху многие из них остались неподвластны. Зато я с удовольствием повторю поход на эту оперу и Брюсова к тому моменту прочту непременно , поскольку, мне кажется, это нормально и так и должно быть — многие произведения раскрываются слушателю постепенно.
И вопрос не только в том: кто кого может превзойти? Но и в жизненно необходимом для театра стремлении не останавливаться на достигнутом, как бы великолепно оно ни было когда-то.
При этом композитор, работавший над оперой в 20-е годы прошлого века, так и не увидел ее в свете рампы. Ее первое исполнение состоялось осенью 1954 года, более чем через полтора года после кончины автора. Были постановки в советском Ташкенте, в Перми, в Москве, помимо Петербурга. Теперь представить на своих подмостках "Огненного ангела" и продемонстрировать изысканность вкуса считают обязательным для себя многие театры из числа ведущих по всему миру. Относительно недавно премьера прокофьевской оперы прошла в Риме, в апреле должна была состояться и в Вене, но ее отменили из-за вируса. Мариинка же, первая проложившая дорогу нашим театрам в жизнь после карантина, предприняла сейчас отважную попытку возобновить "Огненного ангела".
Главная роль досталась молодой певице Елене Стихиной, блеснувшей в премьере "Саломеи" Рихарда Штрауса в 2017 году.
Мария Баянкина, Евгений Никитин / Опера "Огненный ангел" Сергей Прокофьев; Мариинский театр
Это напряжение постоянно прорывается в музыке: «Огненный ангел» остается одной из самых трудных опер ХХ века и для исполнителей, и для слушателей. И спектакль, который создали Валерий Гергиев и режиссер Дэвид Фриман, произведя мировую сенсацию в 1991 году, — остается лучшей интерпретацией этой оперы. Фриман поступил радикально — поставил всё по ремаркам композитора.
Труппа и оркестр вытянули всё, что возможно, из этой пустоты. Текст глупый, и не только не стихотворный, но даже и не ритмичный. Мелодии нет вообще ни одной, невозможно напеть или вспомнить хоть одну музыкальную фразу.
Свою любовь к Мафиэлю она переносит на Генриха графа , который также отвергает ее.
Рената ищет успокоение в монастыре, в который приходят не оставляющие ее в покое демоны. Среди монахинь разворачивается оргия поклонения дьяволу. Инквизиция приказывает сжечь Ренату на костре. Режиссер Дэвид Фриман создал внешне скупой и обманчиво немногословный спектакль, предложив емкое решение неоднозначной задачи — визуализации иррационального и материализации демонов. Действие в его постановке сосредоточено на островке в центре сцены с условными обозначениями среды, а насыщают его сидящие вокруг на черных стенах и извивающиеся в рельефной пластике белые существа — демоны, пожирающие душу Ренаты. Эмоциональный накал и насыщенная драматургия захватывают слушателя буквально с первых нот.
Музыка полно и точно описывает характер каждого героя, общую сюжетную линию. После долгого перерыва «Огненный ангел» возвращается в Мариинский театр: в главных партиях Елена Стихина и Евгений Никитин, за дирижерским пультом Валерий Гергиев.
Призывникам в Петербурге начали отправлять повестки Вечером в воскресенье, 23 августа, Мариинский театр дает легендарную оперу Сергея Прокофьева. Впервые с 1991 года на сцену Мариинского театра вернется мистическая трагедия «Огненный ангел» Сергея Прокофьева в режиссуре Дэвида Фирмана. Пресс-служба театра сообщает, что в постановке будут задействованы главные артисты труппы: роль Ренаты сыграет Елена Стихина, а Рупрехта — Евгений Никитин.
Мариинский театр готовит возвращение «Огненного ангела»
Главная роль досталась молодой певице Елене Стихиной, блеснувшей в премьере "Саломеи" Рихарда Штрауса в 2017 году. Но ее Рената оказалась неожиданно робкой, слишком лиричной: артистизму певицы, к сожалению, не хватало харизмы, а голосу - мощи и богатства красок. Исполнение походило на первый набросок к какой-то, быть может, значимой работе, но не сегодня, а в будущем. Рупрехт опытного Евгения Никитина за сердце Ренаты боролся тоже без отчаянности, а с оттенком усталой обреченности и вокальную партию вел все больше в мелодекламационном ключе. И лишь фоном, а не театральной концепцией выглядело теперь превращение окутанной в черное сцены в экспериментальную лабораторию "тотальной магии" с очень условным обозначением времени и места. Хотя формально пространство в спектакле - это территория иррационального, где, не покидая подмостков, верховодят демоны, химеры, собаки-дьяволы.
Но кажется, что 30 лет назад они были резвее и смелее, проявляя настоящую каскадерскую выучку. Сегодня же все происходило будто под действием чего-то дурманящего и снотворного. Представить "Огненного ангела" и продемонстрировать изысканность вкуса считают обязательным многие театры из числа ведущих по всему миру И только в моменты оркестрового доминирования опера с ее уникальной полифонической палитрой под дирижерской палочкой Валерия Гергиева будто возвращалась к своим фантастическим истокам и возрождала надежду и веру как символ человеческого бытия.
С момента премьеры эта опера видела несколько выдающихся ансамблей мариинских вокалистов. В возобновленной версии будет петь уже новое поколение артистов. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Фестиваль «Звезды белых ночей» продолжит концертное исполнение фрагментов из «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера. Под управлением маэстро Валерия Гергиева солисты оперной труппы, хор и оркестр Мариинского театра представят третий акт сочинения. В концертной программе — выступление Российского национального молодежного симфонического оркестра. Под управлением Валерия Гергиева молодые музыканты исполнят произведения Прокофьева: Четвертую симфонию и Второй фортепианный концерт, солировать в котором будет Люка Дебарг.
Сюжет рваный, шизофреничный, надёргали кусков из разных произведений. Под конец на сцене почти все тётки разделись догола буквально , бегали, и трясли сиськами и письками - но это не спасло постановку. Ярослав Рябинин.