Биография Агафьи Лыковой. Агафья Лыкова появилась на свет 17 апреля 1944 года в Хакасской автономной области (Красноярский край). Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет возвращаться в социум. Агафья Лыкова – единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западном Саяне.
Юбилей переносится? Раскрыта новая дата рождения отшельницы Агафьи Лыковой
Известная сибирская отшельница Агафья Лыкова не будет в апреле этого года отмечать 80-летний юбилей. Побег от советской власти: Биография Агафьи Лыковой. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Кургана - Агафья Лыкова – отшельница, единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов Лыковых, которые жили в хакасской тайге с 1937 года.
Как живет самая известная отшельница России Агафья Лыкова
Агафья Лыкова не отмечает Новый год, так как считает, что это несоответствует христианским убеждениям, поскольку этот праздник был введен Петром. Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Отшельница Агафья Лыкова и журналист Василий Песков идут через реку Еринат. Это издание рассказывает о причинах, по которым Агафья осталась в Саянской тайге, о последних событиях происшедших на заимке, о том, как рассказывают о Лыковых в школьных учебниках по истории, посещении заимки губернатором Кемеровской области. Вечерняя Москва.
Агафья Лыкова: судьба отшельницы из «таежного тупика»
Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана — Таежный тупик | Известная сибирская отшельница Агафья Лыкова не будет в апреле этого года отмечать 80-летний юбилей. |
Отшельница Агафья Лыкова вновь отказалась переезжать в Москву // Новости НТВ | Агафья Лыкова — самая известная отшельница и староверка в России. |
Агафья Лыкова - женщина легенда! | Живущей в тайге в одиночестве Агафьей Лыковой предлагали переехать в Москву, но пожилая женщина отказалась. |
Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 86.ру | У Лыковых объявились родственники, и в 1986-м году Агафья решила их навестить. |
Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге | Живущей в тайге в одиночестве Агафьей Лыковой предлагали переехать в Москву, но пожилая женщина отказалась. |
Новости по тегу: Агафья Лыкова
Случайное открытие Семья жила в лесу вдали от общества на протяжении нескольких десятков лет, и никто даже не догадывался об их существовании. После случайной встречи с военными топографами в 1946-47 годах семье пришлось переехать еще дальше — в самую глубь таежного леса. Только летом 1978 года советские геологи на вертолете, которые искали место для посадки, обнаружили семью Лыковых — они увидели освещенный забор там, где не должно было быть ничего, кроме леса. Небольшая постройка послужила доказательством того, что район был заселен, хотя у советской власти не было никаких данных по проживающим. До ближайшего города — 250 километров: никому и в голову не могло прийти, что на неисследованном участке дикого леса могут жить люди. Четыре геолога, которые прилетели изучать тайгу, были поражены открытием и решили установить контакт с местными жителями. Причем ученые под руководством Галины Письменской приготовили не только подарки, но и оружие — никто не знал, что их могло ждать впереди. На фото: Галина Письменская с семьей Лыковых 1978 На берегу горного притока реки Еринат геологи обнаружили хижину.
Маленькое сооружение с крошечным окошком размером с ладонь совсем не походило на жилой дом. Геологов встретил старый человек, который проводил путников в свое скромное жилище. Внутри было темно, а кругом расставлены палки — подпорки для крыши. Было сложно представить, что в таком доме умещалась большая семья: сам 77-летний Карп Осипович и его дети — Савин, Наталья, Дмитрий и Агафья. Жена Карпа Акулина умерла от голода в 1961 году.
В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини.
Однако по прошествие нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия. С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи. Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказывать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию Титову с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано. В ноябре 2019 года у Агафьи отыскался и приехал к ней в гости ее племянник Антон Лыков.
По соседству с ней какое-то время проживал пожилой уже охотник Ерофей Седов, бывший в составе нашедшей ее группы, но потом он по состоянию здоровья не смог ей помогать и отношения его и Агафьи бывали сложными, а в 2015г. Пресс - служба заповедника сообщила, что им стал Николай Седов, сын Ерофея Седова, который когда-то был в составе геологической экспедиции, обнаружившей в тайге семью Лыковых, а затем и сам жил на заимке. В 2015 году Ерофей Седов умер. Воззрения Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Однако некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества.
Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт бес поповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства церковной иерархии. Она отмечает, что «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился.
В общем, жили Лыковы почти впроголодь. Именно голод и убил мать Агафьи и жену Карпа. Правда, подробно они об этом старались не распространяться. Выживание этих людей в диких условиях еще тогда, в 1980-х, казалось всем чудом. Да еще и с учетом сибирского климата, который запросто может сгубить абсолютно любой урожай — не говоря о самых физически крепких людях.
Еще одним внезапным удивлением для исследователей стал тот факт, что Осип хоть и знал о спичках, но пользоваться ими отказывался, считая огонь, добытый таким образом, греховным. Пользовались Лыковы трутовиком гриб, который после тщательной процедуры высушивания может воспламениться от искры и кремнем, добытым на горе. Жилище свое освещали лучиной. Осталась одна В 1981 году друг за другом стали умирать члены семьи Лыковых. Первым скончался Дмитрий — он умер от воспаления легких, поскольку его отец запретил брать лекарства, которые предложил врач. Спустя два месяца после него ушел из жизни брат Агафьи Савин, а через 10 дней не стало и Натальи. Таким образом до 1988 года Агафья жила вдвоем со своим отцом Карпом.
Конечно, с момента встречи с людьми из большого мира им стало немного попроще, но они по-прежнему отказывались питаться чужой едой и проводили все свое время в трудах. В середине февраля 1988-го ушел из жизни и Карп Лыков, оставив Агафью наедине с дикой природой. Агафья Лыкова Два года женщину уговаривали переехать в одно из сел, но она наотрез отказалась, а в 1990-м приняла постриг и на время уехала в женский старообрядческий монастырь. Правда, долго жить там Агафья не смогла. Через несколько месяцев она вернулась в свою хижину, объяснив это идейным расхождением с монахинями. Вполне возможно, она просто не была готова променять свой уединенный образ жизни на блага цивилизации. А может, не умела строить отношения в коллективе.
В отличие от своего куда более строгого отца, Агафья, которой сейчас уже 79 лет, не столь категорично относится к научно-техническому прогрессу. Например, в ее доме есть термометр и часы. Кроме того, Лыкова начала разводить кур и коз, чем никогда не занимались ее родители. Она с удовольствием принимает гостинцы от рыболовов и охотников, которых встречает в тайге. А также периодически обращается за помощью. Например, бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев лично побывал в гостях у отшельницы в 1997 году и с тех пор активно поддерживал с ней переписку. Согласно его распоряжениям женщине всегда оказывали посильную помощь и любую поддержку, а также неоднократно присылали врачей.
В 2011 году Лыкова обратилась к предстоятелю Русской православной старообрядческой церкви — митрополиту Корнилию, чтобы тот присоединил ее к РПСЦ, что и было сделано. Личная жизнь Агафьи не сложилась. Она ни разу не была замужем и детей после себя не оставит.
Все члены семьи, за исключением Агафьи, скончались из-за заражения вирусной болезни. Отшельница была самой молодой и смогла выжить благодаря более сильному иммунитету. Секреты выживания отшельницы Агафья Лыкова живет в одиночестве с 1988 года, а расстояние от ее заимки до ближайшего населенного пункта составляет 250 км. Преодолеть его довольно затруднительно, так как путь лежит через сибирскую тайгу и пробираться к людям можно только по бездорожью. Периодически к отшельнице приезжают гости, а нередко визиты совершают волонтеры.
Добровольцы оказывают помощь по хозяйству, но длительное время в дремучих таежных условиях никто из них не выдерживает. Агафья славится неуживчивым характером, поэтому тяжело приспосабливается к присутствию в своем доме посторонних людей. В 1990 году женщина сделала попытку перебраться в монастырь и даже приняла постриг. Через несколько месяцев она решила покинуть новое жилье и вновь вернулась в тайгу. Некоторое время отшельнице помогал по хозяйству Ерофей Седов, который также выбрал жизнь в уединении и построил недалеко собственную избу.
Агафья Лыкова: от чего на самом деле умерла вся семья знаменитой отшельницы
В пресс-службе отметили, что в администрацию Таштагольского района нередко поступают обращения, как передать Лыковой посылку или помочь деньгами. Каждый раз, когда появляется оказия, на пожертвования для Агафьи Карповны приобретаются продукты и предметы быта. В этот раз ей доставили крупу, фрукты, овощи, комбикорм для кур и коз, семена и бытовую утварь — форму для выпечки хлеба, бидон, чайник, алюминиевую кастрюлю, секатор, укрывной материл. Полет организовал местный меценат», — рассказали в администрации. Агафья Лыкова не против помощницы 75-летняя Агафья Лыкова — последняя из рода старообрядцев, обосновавшихся много лет назад в сибирской тайге, просит прислать ей помощницу. Недавно на заимке у нее побывал известный тележурналист Андрей Гришаков, который более 10 лет дружит с отшельницей. По словам Андрея, он провел у нее две недели, помогал по хозяйству.
Внутри ничего лишнего: новая печь и деревянная мебель. По площади заимка чуть больше ее старого жилища — у Агафьи появилась теплая веранда. Самая сложная стройка региона — именно так называли возведение дома для отшельницы.
Работы стартовали в декабре 2020 года. Новоселье Агафья могла бы справить еще до Нового года, однако сама решила перезимовать в старом доме. Наконец, заимка полностью готова. В дом привезли необходимые предметы интерьера и бытовые принадлежности. Агафье все понравилось.
Выбрал две сильные семьи. Сошлись в цене. И весной следующего года, с Божьей помощью, пчёлы начали облёт незнакомых мест.
За пять лет довёл количество семей до десяти. Мёда хватало не только своим, но и с соседями делился. Мёд — это, конечно, очень хорошо, вкусно и полезно, тем более, что староверы сахар не брали. Но, для верующего человека воск, производимый пчёлами не менее важен. Раньше его доставали из жилых мест с большим трудом. А тут свой. Конечно, в будни на освещение не держали. А вот все праздничные службы проходили в дальнейшем при восковых свечах.
И ещё один, как бы вторичный продукт получался при варке вощины. В сладкую медовую воду добавляли пергу и через пару месяцев получали медовуху. Так что жизнь стала не только слаще, но и веселее. Кержаки в пьянстве особо не отмечены. А сорокоградусную и подобные ей напитки не употребляли вовсе. Но вино своего производства, а в данном случае — медовуху, в престольный праздник даже монастырский устав позволяет выпить. И повод, очень даже существенный, нашёлся. Решили земляки, два Ефимовича: Иосиф и Галактион, породниться.
Наверное, и нам пора внуков нянчить, — решили за молодых родители. Степан не Дарья, перечить не стал. Зиновия тем более, даже рада-радёшенька. Глянулся ей Стёпка больше всех заимковских парней своей огненной бородой и покладистым характером. Не стали откладывать это дело надолго. После Покрова Пресвятой Госпожи Богородицы и отгуляли свадьбу. Зиму молодые прожили в родительском доме, а по весне Степан начал возводить собственный. Карп, входивший в подростковый возраст, вовсю помогал старшему брату.
Карп Осипович Лыков. Первая мировая война мало затронула глухой угол империи. Василий Золотаев нашёл-таки своему Ермиле невесту на стороне, и чепкасовские Кирил и Ефим обзавелись семьями. Когда же Иван Новиков, живший на Лебяде, пришёл осенью на заимку с новостью о том, что в Петрограде произошёл переворот и к власти пришли какие-то большевики, то расслабленные двумя десятилетиями спокойной жизни кержаки не восприняли это известие всерьёз: «Мы живём далеко от ихнего Питенбурга, в мирские дела не касаемся, а то, что они там из-за власти друг дружку за бороды таскают, так нам какое дело. Одного царя скинули — другого поставят, чай не впервой». Но, когда началась гражданская война, и на заимку потянулся народ в надежде пересидеть в безопасности смутное время, до них наконец-то дошло, что это не просто дворцовый переворот, а нечто большее. Вспомнили пророчество Исайи о конце света, и что пойдёт брат на брата, а сын на отца… Случай на Малом Абакане с Осипом-подголёшником произошёл в конце тридцатых, в самом разгаре массовых репрессий, чинимых богопротивной властью. Вот что говорит Агафья об этом: «Власть от Ленина такая богопротивная вышла, какой ещё не было».
Не сразу докатилось кроваво-красное колесо до верховий Абакана. До середины двадцатых годов Тиши соответствовали своему названию. Среди бушующего океана страстей людских и событий, вздыбивших страну, на заимке, прикрытой с запада отрогами Абаканского хребта, сохранялось относительное спокойствие. Один лишь раз, летом 1918 г. Искали большевики сбежавших колчаковцев. Где-то вниз по реке, в районе Таштыпа был бой, и красные захватили в плен 60 человек противника. Разули, раздели, поставили над обрывом и расстреляли. Потом, когда пересчитали трупы — получилась недостача.
Вот в поисках беглецов отряд и вышел на заимку. Естественно, устроили обыск. Узнав, что Осип Ефимович старший — начали с избы Лыковых. Найдя в доме колчаковские деньги, командир отряда поднял крик: — Ага, Колчака ждёте! Сказывал — щас такие в ходу. Я не хотел брать, да у него, кроме этих бумажек, ничего больше не было. А мясо шибко просил. Вот и пришлось уступить.
Сказывай дед, а не то худо будет! У нас эти дни никого не было. Не найдя никого и ничего подозрительного, напоследок, командир заставил Лыкова-старшего потоптать деньги с портретом адмирала и отряд завернул обратно. И после этого случая Тиши лет на пять-семь выпали из поля зрения Советской власти. За это время посёлок разросся ещё на несколько дворов. Приехали искать убежища в надежде, что лихолетье вот-вот закончится и раскрученный маховик классовой борьбы их не зацепит, семьи Рогалёвых, Долгановых, Часовниковых и Берсенёвых, а также отец Ефросин, дедушка Назарий с сыном Исаем. На Алтае и в предгорной части Хакасии события начала двадцатых годов развивались намного динамичнее и трагичнее. Мама Агафьи — Акулина Карповна Дайбова рассказывала детям, что творилось на Алтае в районе их заимки.
После того, как были разбиты основные части адмирала Колчака, а затем и атамана Соловьёва, небольшие, мобильные, хорошо вооружённые отряды стали прочёсывать деревню за деревней, заимку за заимкой в поисках укрывающихся белогвардейцев. Один такой отряд из тридцати человек после карательного рейда, с награбленным добром, остановился в Дайбово на ночлег. Бахвалились подвыпившие выродки как порубали несколько дворов в деревне Кибезень за то, что селяне дали временный приют нескольким офицерам армии Колчака. Когда красные ворвались в деревню, белогвардейцев на месте не оказалось. Эта небольшая группа, как и многие другие, пыталась пробиться через Монголию в Китай и остановилась в Кибезени запастись продовольствием. По договору с местными мужиками условились за провиант поработать пару деньков на лесосеке, заготовить дров на зиму. Уверены были колчаковцы, что далеко ушли от преследователей. Поэтому и приняли это предложение.
Выяснив, где белые, отряд двинулся на деляну. По дороге и захватили врасплох незадачливых вояк. Вернувшись в деревню, за банькой постреляли пленных. После чего стали выяснять: кто кормил, у кого ночевали, кому дрова готовили. Не знали деревенские, что их ожидает, и чтобы смягчить сердца палачей староста сказал: — Вдовой бабе помогали с дровами. Тем временем отделили ещё нескольких человек, помогавших белогвардейцам. Когда привели несчастную женщину на скорый суд и стали глумиться над ещё нестарой вдовицей — кинулся старший сын защитить мать и рухнул, разваленный надвое комиссарской саблей к ногам матери. От Кибезени до Дайбово километров семьдесят.
Простыли, видимо, вояки после мясорубки, пока ехали. На заимке никого не тронули, только запасы в подполье пострадали — всё варенье и соленья съели. Поутру, опохмелившись, отряд убрался восвояси. Эти два инцидента были всего лишь отголосками тех событий, которые происходили на юге Западной Сибири. Широко ходил атаман Соловей со своим отрядом, состоявшим из местных мужиков и остатков колчаковской армии. Несколько лет соловьёвцы не давали новой власти утвердиться на местах. Только после того, как на повстанцев были брошены регулярные части Красной армии и проведены карательные рейды против местного населения, поддерживающего атамана, Соловьёв с отрядом в две тысячи сабель ушёл через Туву и Монголию в Китай. Агафья отрицает причастность кого-либо из жителей Тишей к сотрудничеству с соловьёвцами.
И это понятно. Тятенька об этом или не рассказывал, или строго-настрого наказал детям никому и никогда об этом не сказывать. Однако есть сведения, что Степан Лыков и Софон Чепкасов были проводниками у отряда «белобандитов» и вывели их через верховья Большого Абакана и речки Чульчи в Чулышманскую долину. Какое-то время отряд ещё потрепал нервы красным на Алтае, после чего ушёл за границу. Отношение старообрядцев к Советской власти вначале, думаю, было, как и большинства народа, выжидательное. Сперва не поняли, что происходит. После надеялись — авось пронесёт. А потом уже стало поздно.
Пока новая власть укоренялась в городах и крупных районах, до таёжных заимок у «советов» руки не доходили. И в этом временном затишье у кержаков возникло обманчивое чувство успокоенности, а круговорот повседневной жизни вернул глубинку к привычному укладу. Тем более, в Тишах забот прибавилось от пакостившего в округе медведя. Растравившись хуторской кобылой, зверь скараулил телёнка свата Галактиона и вокруг пасеки наследил. Однако не так-то просто оказалось осуществить задуманное. На редкость хитрым и дерзким был зверюга. Не единожды мужики с собаками по горячему преследовали медведя, но всякий раз возвращались на заимку с пустыми руками. Обход владений — Ну, что ж.
И на этого хитреца приманка найдётся, — сказал Софон, — будем строить кулёму. В том месте, где пакостник задрал первую жертву, построили из толстенных брёвен небольшой, три на два метра, сруб. Потолок тоже заложили охватными сутунками и завалили камнями. В стенах прорезали бойницы для стрельбы. Вся хитрость состояла в том, чтобы заманить зверя в эту «избушку». Дверь в ней открывалась не как обычно, а наподобие дверей в купейном вагоне, только не в сторону, а вверх. И вот, если хищник входил внутрь, привлечённый запахом падлы, находящейся в дальнем от входа углу и начинал ворочать приманку, то сбивал насторожку и дверь падала вниз, расклиниваясь в пазах, закрывая пленника наглухо в бревенчатом каземате. Построили, насторожили и стали ждать.
Сначала проверяли каждый день, потом через день — медведя всё не было. Дней через десять стали посылать на проверку парней. При этом строго наказывали: если увидят, что дверь захлопнулась — бегом за мужиками. Уж больно велик был косолапый. Не стало медведя и в окрестностях. Если прежде, чуть не каждый день, обнаруживалось его присутствие, так что хозяйки детей и скотину боялись за ограду выпустить, то теперь только старые следы напоминали о прежних безобразиях. И вот, однажды, пошли проверять ловушку братья Лыковы. Хоть и младше на пять лет Евдоким Карпа, но крупный получился парнишка.
В свои пятнадцать был выше и плечистее брата, а ведь тот и сам к середнячкам не относился. Увидев, что кулёма пуста, братья завернули обратно и вот тут на ребят выскочил медведь. В одно мгновение зверь подмял Карпа — тот даже винтовку не успел вскинуть. У Евдокима была старенькая шомполка. Стрельнул раз, да от неожиданности промазал. Перезаряжать — это целое дело, а Карп орёт, взывает о помощи: «Стреляй, братка, стреляй! Пару раз хорошо саданул по башке — зуб выбил. Конечно, михрянтий такого обращения с собой не потерпел и переключился на меньшого.
Карп в это время дотянулся до винтовки, но не успел как следует прицелиться, как хозяин тайги, почуяв, откуда исходит настоящая угроза, опять ринулся на поверженного. Пару пуль он всё же успел всадить прежде, чем медведь опять навалился на Карпа всей своей тушей. Евдоким, которому досталось меньше только левое плечо изгрыз , вспомнил, наконец-то, про нож и сгоряча, не чуя ни боли, ни страха всадил тесак: в бочину зверю по самую рукоять. Тот взревел от боли и бешенства, одним разворотом отбросил Евдокима на несколько метров, ринулся опять на младшего брата, отвалившись от Карпа, но замер на секунду и заковылял, орошая свой след кровью, в тайгу. Что остановило медведя, почему не пошёл до конца? То ли не ожидал такого ожесточённого сопротивления? То ли молитва, творимая Карпом всё это время, помогла? Или раньше братьев слухом своим звериным услышал лай собак и крики людей спешащих на помощь?
Так или иначе, но, хищник отступил. Кинулся Евдоким к лежащему брату: — Карпа, живой?! Осмотрев израненные ногу и руку и не найдя переломов Евдоким сказал: — Надо как-то домой идти. Помог старшему брату подняться на ноги — кое-как тот стоял на ногах и не мог ступить на истерзанную ногу. Тогда Евдоким взвалил брата на спину и попёр на заимку. На полпути встретили поселковых мужиков с собаками. На заимке услышали выстрелы и поспешили на выручку парням. Софон со Степаном, забрав собак, ушли добивать зверя.
Отец, сват Галактион и Фёдор Самойлов остались оказать первую помощь раненным. Только после того, как Карпа перетащили домой, обработали и перевязали раны — вернулись Степан с Софоном и притащили медвежью шкуру. После того, как увидели жители Тишей, с каким великаном вступили в борьбу братья Лыковы — даже опытные охотники стали с уважением относиться к ребятам. Ведь надо же: смогли одолеть гиганта и не бросили друг друга в беде. Пятнадцатилетий парнишка, защищая брата, кинулся на пятисоткилограммового зверя! В дальнейшем выяснилось, почему медведь вёл себя так нагло. Разделывая тушу, нашли старую ружейную пулю. Подранок оказался.
Вот и мстил людям. Полтора месяца проболел Карп. Каждый день промывали раны травяными отварами: использовали и кровохлёбку, и зверобой с подорожником. Мазь готовили на основе сливочного масла, т. Ухаживала за братом Дарья, приехавшая погостить к родным. Непросто сложилась её жизнь в Турочаке. Макар старался не давать жену в обиду, но многочисленные невестой и свекровь невзлюбили чужачку. Как ни старалась Дарья — никак не могла принять новый уклад.
С самого детства следовала она старому житейскому строю. Резали ей слух изменённые молитвы и отличия от привычного бытового поведения. День за днём копилось недовольство в душе у Дарьи Осиповны. И начала она потихоньку переучивать Макара на старый обряд. Муж не стал противиться, так любил и уважал супругу. Но вот родня… Стали возникать сложности. За бездетность вся вина возлагалась, конечно, на Дарью. Оставался один выход — перебраться в собственный дом, который Макар начал рубить ещё в прошлом году.
Вот с таким настроением приехала она к родным. Уход за братом немного отвлёк её от невесёлых дум. Табличка перед входом к Агафье Лыковой Видя, что дочь чем-то озабочена, родители принялись уговаривать Дарью остаться в Тишах. Не согласилась она на уговоры. Наоборот, стала младшую сестричку подбивать уехать с ней в Турочак. Анютке — главной радости родительской, исполнилось семнадцать: и послушная, и смышлёная и статью удалась. Росла девочка в других условиях, нежели Даша. Если у старшей, кроме Ермилы да Кирила с Ефимом, больше и сверстников-то не было, то Анютке было из кого выбирать среди многочисленной детворы.
Десятка три дворов к тому времени было уже в Тишах. Как исполнилось Аннушке пятнадцать — отбоя от женихов не было. Многие к ней сватались. Но главным ухажёром и женихом считался Федька Самойлов, друг Карпа. Да и ей он нравился. Поэтому предложение сестры отвергла. А после Ильина дня за Дарьей приехал Макар и забрал её… В начале двадцатых годов прошлого века через заимку прошло много народа. Были и колчаковцы, и соловьёвцы и просто «ребята-ёжики — в голенищах ножики».
Приходили и останавливались в Тишах и единоверцы и люди других вероисповеданий. Жил одно время у Софона Марковича латыш. Каким ветром занесло его в такую глушь? Да, наверное, тем же, что и остальных. Недолго пожил, болезный оказался, вскоре помер. Веротерпимее стал народ, когда все поняли, с кем столкнулись. Конечно, в обрядах и быту не смешивались. Но такого резкого отторжения «других» на заимке у многих не стало.
Советская власть одинаково плохо относилась ко всем, без различия вер. Любая религия была чужда и ненавистна большевикам. На заимке знали о генеральной линии партии, но большинство поселян надеялось, что до них не доберутся. И только после прихода Ивана Новикова летом 1924 г. Собрались на сход, стали спрашивать Ивана — что да как. А дело было в следующем. Новая власть принялась переписывать и ставить на учёт всех староверов, объединяя их в артели. Всколыхнула эта новость таёжников.
Заволновались: — Неужели и до нас доберутся? Труженица Услышав такое, вспомнили поселяне дедовское «бегати и таитись». Вспомнить-то вспомнили, но только по прошествии тридцати лет трудной, но вольной и спокойной жизни, а именно столько прожили Лыковы в Тишах. Ох, как тяжело расставаться с нажитым и оставлять место, где думали дожить до конца своих дней. Однако именно Лыковы были инициаторами уходить дальше. Степан, не раз бывавший в вершине Абакана говорил, что есть хорошее место верстах в восьмидесяти повыше Тишей, где в Абакан впадает речка Каирсу. Горы там, конечно, повыше и склоны покруче и нет таких покосов, как окрест заимки, но для нескольких семей места хватит. Решили снарядить мужиков и хорошенько обследовать ту местность, а по возвращении уже думать, как поступать дальше.
Так как Степан уже не раз бывал в тех местах — решили послать его. В компаньоны он взял брата Карпа и Исая Назаровича. Об этом новом в повествовании персонаже хочется рассказать подробнее. Когда в 1978 году геологи обнаружили в тайге семью Лыковых, то об этом, вскоре, благодаря публикациям в центральной прессе, узнали в Таштыпе и Абазе. Некоторые, не совсем сведущие в этой истории люди, взялись уверять местное руководство и спецкоров всевозможных изданий, что Карп Осипович Лыков — бывший офицер царской, а затем и колчаковской армий. И нечего, мол, о нём писать, а надо его, подлеца, погубившего не один десяток борцов за светлое будущее всего человечества и Таштыпского района в частности, предать суду и посадить в тюрьму, а лучше сразу расстрелять. Так вот, заверяю вас, мои читатели — не был Карп офицером. Офицером, точнее, прапорщиком был Исай Назарович.
Он действительно воевал сначала в германскую, а затем и в гражданскую в рядах армии адмирала Колчака. Уроженец города Томска, коренной сибиряк, из челдонов. Закончил перед Первой мировой школу прапорщиков. После поражения Колчака успел забрать отца и скрыться в Саянских горах. Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал. И уже после этого появился в Тишах. Конечно, об этом тогда никто не знал. Всё вскрылось значительно позже.
В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский. Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее. Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна.
Зато новообретенного родственника она видеть очень рада.
Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых. Его историю отшельница знает лучше любого исследователя. Она вообще отличается острым умом и прекрасной памятью — более чем из десятка прилетевших на вертолете Лыкова вспоминает всех, с кем хоть раз встречалась раньше. Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда.
Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал. При всем многообразии прилетающих несколько раз в год чиновников, журналистов и паломников Лыкова умудряется в них не путаться. Кресты и люди Антон привез родственнице гостинцы — три метра ткани, теплый платок. Но особенно рада Агафья церковным свечам.
У нее есть фонари, есть бензиновый генератор, и можно включить электрическую лампу, но свечи ведь не простые и для нее имеют сакральное значение. В избе, среди полок, заполненных одеждой и различной утварью, для икон и священных книг отведен отдельный, чистый и ухоженный угол. Евангелие в обитом железом переплете Агафья ставит на полку обложкой вперед, а торцевую часть книги сверху заботливо накрывает чистой тряпицей, чтобы на ней не скапливалась пыль. Лыкова скупа на движения и эмоции — ходит не по-старчески медленно, а степенно, как привыкла.
Не повышает голоса, ничем не возмущается и не смеется громко, только улыбается какой-то детской, наивной и по-особому светлой улыбкой. Пока в избе вставляют окна, Агафья показывает Антону свое хозяйство, рассказывает об иконах, листает вместе с ним священные книги и ведет на могилу Карпа Осиповича. Отец таежного семейства похоронен недалеко от дома, под почерневшим от времени простым деревянным крестом. Такой же восьмиконечный православный крест Лыкова заметила совсем недавно, "когда вода ушла", на большом камне на дне мелкой и чистой речушки Еринат, в нескольких десятках метров от заимки.
На темном сером камне действительно видны белые прожилки в форме креста, и никто не припомнит, чтобы видел его здесь раньше. Агафья на вопрос о том, считает ли она это чудом, знаком Господним, случайным капризом природы или чем-то еще, лишь улыбается и переводит разговор на другую тему: "Вот, медведь у меня совсем обнаглел нынче. После Покрова прямо в дом приходил. А теперь вот уже и снег выпал".
Так и проходит ее жизнь: ждать медведя после Покрова и встречать раннюю зиму, выращивать картофель и заготавливать сено для коз, таскать воду с реки, прясть шерсть, работать на ткацком станке и делать еще множество необходимых дел вдали от человеческого общества, наедине с собой. А ведь на это готов далеко не каждый.
Тепло встретились и долго разговаривали: у сибирской отшельницы появилась помощница Агафья
Кушать в одиночку Агафья Карповна - инокиня, которая исполняет духовную службу в сибирской тайге. Каждый день она проводит длительные молитвы. Она всегда принимает пищу в одиночестве. Не принимать помощь Любая помощь приветствуется, будь то от инспекторов заповедника "Хакасский" или волонтеров российского технологического института. Они уже много лет заботятся о Карповне. Однако с "большой земли" дела обстоят иначе. Не копать землю лопатой По ее искреннему убеждению, огородик, расположившийся на горе у реки Еринат, нужно обрабатывать исключительно мотыгой - «копытить» Не дотрагиваться до чужих Причина этого запрета - страх перед заболеваниями.
Не переезжать Вот уже 35 лет Агафья живет одна в тайге с тех пор, как она перебралась туда зимой 1988 года. Однако она никогда не задумывалась о переезде к людям. Не бездельничать В глухомани Лыковы тяжело трудились сутками. Иначе было не продержаться.
Таежных жителей обнаружили геологи в 1978 году в Западных Саянах, 75-летняя Агафья Лыкова до сих пор живет в тайге, ей помогает послушник Георгий. В пресс-службе отметили, что в администрацию Таштагольского района нередко поступают обращения, как передать Лыковой посылку или помочь деньгами. Каждый раз, когда появляется оказия, на пожертвования для Агафьи Карповны приобретаются продукты и предметы быта.
В этот раз ей доставили крупу, фрукты, овощи, комбикорм для кур и коз, семена и бытовую утварь — форму для выпечки хлеба, бидон, чайник, алюминиевую кастрюлю, секатор, укрывной материл. Полет организовал местный меценат», — рассказали в администрации. Агафья Лыкова не против помощницы 75-летняя Агафья Лыкова — последняя из рода старообрядцев, обосновавшихся много лет назад в сибирской тайге, просит прислать ей помощницу. Недавно на заимке у нее побывал известный тележурналист Андрей Гришаков, который более 10 лет дружит с отшельницей.
Решили снарядить мужиков и хорошенько обследовать ту местность, а по возвращении уже думать, как поступать дальше. Так как Степан уже не раз бывал в тех местах — решили послать его.
В компаньоны он взял брата Карпа и Исая Назаровича. Об этом новом в повествовании персонаже хочется рассказать подробнее. Когда в 1978 году геологи обнаружили в тайге семью Лыковых, то об этом, вскоре, благодаря публикациям в центральной прессе, узнали в Таштыпе и Абазе. Некоторые, не совсем сведущие в этой истории люди, взялись уверять местное руководство и спецкоров всевозможных изданий, что Карп Осипович Лыков — бывший офицер царской, а затем и колчаковской армий. И нечего, мол, о нём писать, а надо его, подлеца, погубившего не один десяток борцов за светлое будущее всего человечества и Таштыпского района в частности, предать суду и посадить в тюрьму, а лучше сразу расстрелять. Так вот, заверяю вас, мои читатели — не был Карп офицером.
Офицером, точнее, прапорщиком был Исай Назарович. Он действительно воевал сначала в германскую, а затем и в гражданскую в рядах армии адмирала Колчака. Уроженец города Томска, коренной сибиряк, из челдонов. Закончил перед Первой мировой школу прапорщиков. После поражения Колчака успел забрать отца и скрыться в Саянских горах. Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал.
И уже после этого появился в Тишах. Конечно, об этом тогда никто не знал. Всё вскрылось значительно позже. В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский. Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее. Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна.
Четыре года не дожил до своего столетия этот, воистину, уникальный человек. Посчастливилось читать его дневники, в которых он описывал не столько свою жизнь, сколько пытался проникнуть в исторический смысл и трагедию раскола и излагал свои взгляды на современную историю. Обладавший энциклопедическими знаниями и совершенной памятью, он цитировал целые абзацы не только из древних церковных, но и светских книг по истории и философии. За сеном А пока отряд из трёх человек и двух вьючных лошадей на четвёртые сутки добрался до устья речки Каирсу. Два дня ушло на поиски подходящего места для будущего посёлка. Из опасения быть вскоре обнаруженными в пойме Абакана смотреть не стали.
Решили исследовать отлогий юго-западный склон горы. Преобладание в первой трети осинника указывало на плодородные земли. И темнеющий кедровый ложок, пересекающий узкой лентой склон, явно указывал на наличие в этом месте ручья. Вскоре нашли подходящую поляну и единогласно признали — лучшего места для заимки не найти: земли хорошие, вода рядом. Лес под пашни, конечно, придётся корчевать, а для скотины сено можно накосить в пойме. Уже перед сном Исай засомневался: не слишком ли близко от Тишей?
Если там начнут организовывать артель, то могут и сюда добраться. И предложил поискать ещё где-нибудь выше по Абакану, на что Степан ответил: — По Абакану вряд ли найдём, а вот если перевалить Сельгинские гольцы и по Чульче — точно можно спрятаться. Вот только времени это займёт немало — туда неделя и обратно. Полмесяца получается. Посадку сделали, а к покосу в самый раз управимся, — включился в разговор Карп. Когда с Софоном отряд проводили, я присмотрел там одно местечко.
Река Еринат На том и порешили. С первыми лучами солнца завьючили лошадей и двинулись дальше. Ближе к вечеру вышли на слияние Сектыозека, Ерината и Абакана. На следующий день Степан с Исаем занялись рыбалкой, а Карп пошёл осмотреть окрестности. Перед уходом старшой посоветовал: — Карпа, видишь на солнцепёчном склоне за Еринатом прилавочек? Сходи туда, глянь.
Сразу понравилась ему эта, хоть и небольшая, но уютная терраса. Поднялся на склон, поковырял посохом землю — чёрная. От холодных северных ветров надёжно закрывает вставший стеной Ярышкольский голец. И вода рядом. А с реки не сразу бросается в глаза несведущему человеку этот прилавок. Что-то подсказывало ему: ещё не раз вернётся гонимый на слияние трёх речек.
И не знал, конечно, что именно здесь, много лет спустя, догорит лучина его жизни и предстанет на высший суд душа раба Божия Карпа. А мужики, тем временем, наловили на ямках рыбы и, соорудив из таловых прутьев коптильню, развели дымный костёр. Когда вернулся Карп, разложенные на сетке харюза начали аппетитно румяниться. Рассказал за обедом Карп про полочку над Еринатом, и что места там только на две семьи с хозяйством. Может по малой воде в конце августа и можно, но шибко наломаешься и измокнешь, а с конями точно не пройти, — объяснил старший брат. Утром следующего дня собрали явно потерявшую за ночь в весе подсушенную и подвяленную рыбу, упаковали в походные берестяные чуманы и завьючили коней.
Подъём в горы и, правда, оказался легче, чем предполагал Исай. По самой гривке шла зверовая тропа, проложенная маралами и медведями не за один век, так что к обеду выбились в гольцы. Дальше путь пролегал строго на юг, через водораздельный и пограничный с Алтаем хребет Тудой, потом — верховья речки Кыги и далее оставалась последняя, и самая сложная преграда — Сельгинские пики. За неделю мужики одолели этот непростой маршрут. Благо, всё это время стояла хорошая погода. Уже на спуске в Чульчу, на уровне альпийских лугов путники встретили троих конных алтайцев.
Положили руки на карабины, но увидев дружелюбно улыбающегося старика, немного успокоились. Конечно, бороды и домотканая одежда за версту указывали кто перед тобой. Вот с сыновьями за мясом поехали, — объявил старший. Поди, про лыковскую заимку слыхали? Далеко вас, однако, занесло. Видать неспроста тайгу столько дней топчите?
У ближайшего ключика развьючили коней, давая отдохнуть и попастись на сочных гольцевых травах. Развели два костра и ужинали отдельно. Алтайцы по этому поводу вопросов не задавали — знали обычаи староверов. После ужина и вечерней молитвы подтянулись мужики к костру чулышманцев для общения. Познакомились: отца звали Ена, а сыновей он представил на русский манер — Петряй и Санька. Парни по-русски говорили плохо, потому больше молчали и только в непонятных местах просили отца перевести.
А разговорчивый дед был не прочь на сон грядущий язык почесать, да и новости с Абакана узнать, чтобы рассказать потом землякам. Поведал Степан, по какой такой нужде перевалили через две гряды. И про артели рассказал, и про то, как: община послала их поискать подходящее место для скрытного житья. Вот и решили поискать оное в чулышманских покотях. Задумался Ена над Степановыми словами. Пристально посмотрел на рыжебородого и спросил: — Однако, у тебя что — горло крепкий?
Не поняли вопроса мужики, переглянулись. А старик, тем временем, продолжил: — Спать рано ещё, поэтому скажу вам, что было по Чулышману три зимы тому. Когда с Саян пришли белые большой силой, многие наши подумали, что за ними власть. Кормили их: лепёшки давали, и мясо с рыбой давали. Потом пришли красные и прогнали белых. А за то, что мы кормили их, красные не один аил по Чулышману вырезали.
Как барашков резали: старенький или маленький — шибко не разбирали. Я своих в горы успел увезти, на верхнее стойбище, а после зимовки, как всё поутихло, спустились в Балыкчу. Опустела деревня. Те, кто остались, рассказали, что тут было. Так что, если узнает Политбюро, что вы тут, в Сильге спрятались, будет искать, а найдёт — худо будет, однако. Озадачил и напугал старик своим рассказом староверов.
Шатуна встретишь зимой в тайге, и тот ласковей будет этого Политбюро, — так Ена персонифицировал коллективный орган новой власти. О многом ещё переговорили путники. Долго горел в эту звёздную ночь, среди редкого кедрача, костёр. А когда чулышманский татарин, так алтайцев раньше называли кержаки, сказал, что «товарищи» стали пограну строить и патруль будет ходить по Чульче, аж до верховий Малого Абакана, поняли мужики — на Алтай дорога заказана. Когда укладывались спать, Степан подытожил события этого вечера: — Это Никола-угодник свёл нас тут, предостерёг, чтоб на Алтай не ходили. Телецкое озеро Утром распрощались с новыми знакомыми и тронулись в обратный путь.
Дорога домой была легче и быстрее по уже знакомой тропе, и всё больше под горку. За неделю дошли до Тишей. В пути все думали — куда переселяться? Кроме Каира на ум ничего не приходило. Исай, как: человек военный понял — окружают. А братья лесовики-охотники нашли своё подходящее слово — обложили.
И сколько ещё продлится их затворничество незамеченным, вот вопрос вопросов. Когда путешественники вернулись в Тиши, оказалось, что на заимке в их отсутствие уже побывали представители Советской власти с охраной. Агитировали вступать в артель. Говорили, что военный коммунизм сменился новой экономической политикой и теперь их никто не тронет, а будут жить, как и жили до этого: рыбу ловить и охотиться, но только под контролем властей и сдавать добытое государству. За это обещали платить и помогать с продуктами. Перспектива будущих взаимоотношений, при условии согласия общины организовать артель, вырисовывалась безоблачная.
В случае же отказа — пеняйте на себя. Советская власть не потерпит на своей территории неучтённых и не вовлечённых в общее дело людей. Дали время подумать и уехали. Таёжникам предстоял выбор между кнутом и пряником. Вот тут и стали ломаться копья в жарких спорах о будущем заимки и её обитателей. Кто-то призывал уходить дальше, кто-то предлагал остаться и создать артель, помня об обещанной агитаторами продуктовой помощи.
Для большинства это было едва ли не самым важным. Ведь после гражданской войны крупу и муку достать было очень сложно. Думали так: «Рыбы в Абакане ловить, не переловить. Какая разница? Вот, если в молении начнут ущемлять, тогда и подумаем». Самыми активными противниками ухода были Золотаевы, Самойловы и Чепкасовы.
Как-то в запале Осип Лыков высказал Софону: — Ну, куда тебе уходить от своих курочек? И перчик красный оставлять жалко — посохнет. Это правда, только Софон Чепкасов держал на заимке кур, а в окошке его избы красовался горшочек с красным перцем. Но и намёк был в словах Осипа. Вся заимка знала, какая у Натальи Никитичны «головная боль» от мужа. Несмотря ни на возраст, ни на горб на спине не угомонился мужик — так и остался большим охотником до молодух.
А те нередко отвечали ему взаимностью. И отец Ефросин напрасно цитировал из Писания, увещевая безобразника. Поняв тщетность своих попыток — махнул рукой, руководствуясь евангельским наставлением не бросать жемчуга перед свиньями. Об отце Ефросине известно немного. До накрытия в Ашпанакском монастыре величался Епифанием Ефимовичем. Родом был, как и Лыковы, из Тобольского уезда.
Семейная жизнь не задалась: первая жена Лукерья рано умерла, а вторая сбежала. После этого Епифаний принял монашеский чин от игуменьи Елизаветы, настоятельницы Ашпанакского женского монастыря, что на Алтае. Итак, отринувших лукавые агитаторские посылы и готовых уходить дальше, оказалось всего три семьи: Лыковы, Саночкины и Русаковы, а также отец Ефросин и дедушка Назарий с сыном. Долго обдумывали главы семейств маршрут предстоящей экспедиции. То, что с пересёлкой тянуть нельзя — всем было ясно. И надо постараться уже в этом году, ещё до наступления холодов построить, хотя бы, пару изб и подготовить пашни под посадку.
А на следующий год, как только сойдёт большая вода, можно заводить скотину на новое жильё. Поэтому молодёжь уходила строить и готовить место для переезда, а старшей пока оставались в Тишах. Недолго побыли Степан, Карп и Исай на заимке, опять приходилось идти на Каир. Степан взял с собой жену Зиновию. Успел истосковаться по супруге, а тут опять уходить. Да и готовить для работников нужно было кому-то.
Группу ещё усилили двумя старшими, мастеровыми и крепкими мужиками. Сват Галактион и отец Ефросин возглавили отряд. В середине июля отправились добровольные затворники осваивать устье реки Каирсу. На этот раз пришлось завьючивать пилы, топоры, тесла и прочий плотницкий инструмент. Когда прибыли на место и старшие одобрили выбор, сделанный первой экспедицией, сразу же, без раскачки приступили к строительству. Времени до белых мух оставалось всего полтора-два месяца, а успеть надо было много.
Помимо строительства двух изб и корчёвки леса под пашни, предстояло ещё чистить поляны под покосы в пойме Абакана и наловить на зиму рыбы. В Тишах тоже не бездельничали. Привычный объём работы — покос и уборка — остались, а рабочих рук убыло. Старики Лыковы остались с младшим Евдокимом. У Саночкиных — супруга Галактиона Анна с дочерью Анастасией. Русаковы на Каир не пошли, отложили до весны.
Тем более, у Петра и Меланьи был всего один сын-подросток Устин. И старикам надо было помочь. В моральном плане оставшимся стало тоже непросто. Раскол, произошедший в общине после прихода агитаторов, ещё больше обозначился… Вот так и получилось: вроде бы заимка ещё лыковская и сам дед Осип живёт в Тишах, не переехал пока на Каир, но его уже никто не слушает. Власть перешла в руки триумвирата Золотаевых, Самойловых и Чепкасовых. И ещё она проблема возникла в семье Лыковых — Евдоким без удержу стал наседать на родителей: «Поехали свататься к Казаниным в Ашпанак».
Где он виделся с Аксиньей: то ли когда Казанины приезжали с дочерью в Тиши, или на Лебяде у Ивана Новикова пути молодых пересеклись — неизвестно. Одно заладил: «После Успеньего поста надо ехать на Алтай, пока другие не просватали». Пытались вразумить младшего родители — нельзя, мол, вперёд Карпа, не по правилам. На что Евдоким отвечал: — Он может до старости за Пелагеей сохнуть будет, мне что, совсем тогда не светит? А на Каир уйдём — ещё тяжельше будет. Давай, тятенька нынче это порешаем.
Станут на своём — ничем не вразумишь! А Евдоким одним своим видом внушал непоколебимость в принятом им решении. К двадцати годам окреп и возмужал паря. Не было равных ему на заимке ни в силе, ни в решительности. Не робел Евдоким ни перед человеком, ни перед зверем. Был такой случай, уже после гражданской, когда в тайге ещё прятались разрозненные отряды не то соловьёвцев, не то простых бандитов.
На заимку пожаловали несколько истощённых, явно нездешних людей. В главарях у них был черкес. Заспорили пришлые с Осипом Лыковым. Слово за слово — бандит начал дерзить старику. Тот его пытался осадить, на что горячий кавказец разразился площадной бранью и выхватил кинжал. Тут встал скалой Евдоким на защиту отца.
Защёлкали затворы. Но, увидев спешащих на выручку мужиков с винтовками наперевес, пришельцы быстро успокоились и запросили продуктов. Выпроводили непрошеных гостей, не стали грех на душу брать. После этого случая Осип Ефимович по-особому стал относиться к меньшому. Их пятеро вооружённых, а он один с голыми руками встал и только твердит, набычась: «А ну, не тронь тятеньку! И вот теперь Евдоким запросил родителей о скорой свадьбе.
Если Карп после истории с Пелагеей о девках и слышать не хочет, так хоть младший, может быть, внуками порадует. У Дарьи пусто, и вообще непонятно, что сейчас там происходит. Степан вот уже пять лет живёт с Зиновией и никого. Пообещали родители перед уборкой выкроить дней десять и съездить в Ашпанак. К этому времени сват Галактион с Карпом должны с Каира приехать за продуктами. Вот и побудет недельку на хозяйстве, если сам к супружеской жизни не стремится.
А на Каире строительные работы близились к завершению. К концу августа одна изба была полностью готова, а на вторую возводили стропила под кровлю. Договорённость о том, что к новолетию Галактион с Карпом вернутся в Тиши за продуктами, была изначально. А оставшиеся должны были заниматься подготовкой пашни и рыбалкой. В Тишах их возвращения ждали с нетерпением, и когда в первых числах сентября они прибыли на заимку, Осип Ефимович, не дожидаясь утра, под вечер пошёл к Саночкиным. Галактион после баньки, за накрытым столом принял гостя.
Ангела за трапезой! Милости просим отужинать с нами, — пригласила хозяйка. После ужина разговорились о предстоящей пересёлке. Как тебе место? По всему видно, что посуше и потеплее будет, чем в Тишах. Я так думаю: рожь можно весной посеять, должна успеть вызреть.
Я как: увидел ключик — сразу смекнул, что под водопадом струя сильная, можно водяную мельницу тут построить. На следующий год, Бог даст, соорудим подобную той, что была у меня в Шадрино. Ты должон помнить. Это хорошо, если своя мука будет. А про мои новости, небось, уже слыхал? Настёнка первым делом сообщила, что Евдоким на Аксинью Казанину глаз положил.
Ему что, местных мало? Любая за такого героя пойдёт! И слушать не хочет! Аксинью ему подавай и всё тут! Тяжело сейчас её матери одной с семерыми. Добре, что старшие уже взрослые.
Говорят, в прорубь головой сунули. Так и неясно? Письма у него нашли, которые нёс на Лебядь к Новикову. Видимо, спьяну не поняли голодранцы-грабодиры — что за письма — посчитали за лазутчика.
Речка у дома Агафьи осенью 2019 года обнажила валун… с нерукотворным крестом. Когда камень с нерукотворным крестом только показался, Агафью спросили: "Это знак чего? Возможно, это был знак надвигавшихся испытаний, ведь вскоре в мир пришла пандемия коронавируса. Пихта, хвоя. Сама-то, когда-то давно, воспалением легких болела и спаслась отваром пихты. Рассказала, что веточки пихты отваривала, 3-4 раза в день пила.
Агафья Лыкова
Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. Биография Агафьи Лыковой. Таежная отшельница Агафья Лыкова продолжает в свои 74 года жить одна в тайге. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Красноярска - В семье Лыковых Агафья была самой молодой и самой умной. Отшельница из Хакасии Агафья Лыкова рассказала правду о своем рождении.