Рассматриваются ролевая структура в молодых супружеских парах и проблема рас-пределения ролей между супругами. Рассматриваются ролевая структура в молодых супружеских парах и проблема распределения ролей между супругами. Кто придумал основные виды супружеских ролей? Супружеские роли подразделяются натри основных вида традиционные. Данная статья описывает структуру ролей супруга и супруги в семье. Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
12 вариантов семьи: многомужество, групповой брак, полигиния и другие забавы
Данная статья описывает структуру ролей супруга и супруги в семье. К. Киркпатрик [1] выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Поскольку одной из основных семейных функций мужчины издревле была защита своей семьи (женщин, стариков, детей), то и его участие в процессе родов, во многом, определялось именно функцией защиты. Кто придумал основные виды супружеских ролей. Рассматриваются ролевая структура в молодых супружеских парах и проблема распределения ролей между супругами.
Семейные роли, их распределение
Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Помимо основного типа семейных отношений, в современном мире существуют и другие разнообразные формы семей. Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и. В данной статье рассматривается проблема распределения ролей в семье. Именно в семье дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Кто придумал основные виды супружеских ролей. Данная статья описывает структуру ролей супруга и супруги в семье.
Читайте также
- 12. Сакральный брак
- Семейные роли, их распределение
- Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной
- Презентация на тему Супружеские взаимоотношения
- Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной.docx
- Виды семейных отношений
Читать реферат по всему другому: "Изменение ролей и отношений внутри семьи" Страница 3
В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей. Вместе с тем между супругами могут возникнуть разногласия на почве главенства и пола, если их семейные роли по модели брата и сестры окажутся некомплементарными. Примером таких разногласий может служить супружеский союз, в котором муж был старшим среди братьев в родительской семье, а жена имела только младших сестер. Оба супруга будут претендовать на главенствующую роль; у каждого из них были только братья или только сестры, и они не привыкли жить со сверстником противоположного пола. Аналогичная ситуация складывается, когда мужчина, имевший только старших братьев, женится на девушке, которая была самой младшей среди сестер. Оба супруга предпочитают быть зависимыми, не стремятся к главенству, не хотят брать на себя ответственность за другого. Вместе с тем они не умеют обращаться со сверстником противоположного пола. Лица, не привыкшие в родительской семье к контактам со сверстниками, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру например, муж, бывший единственным ребенком, и жена, имевшая младшего брата. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье. Ролевое поведение в браке во многом будет зависеть также от того, будут ли партнерские комбинации конгруэнтны совмещаться, совпадать , соответствовать представлениям и ожиданиям друг друга.
В подобном случае партнеры легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. При этом конгруэнтность семейных ролей может сочетаться их комплементарностью. В соответствии с этим положением была предложена следующая классификация ролевого поведения и ролевых ожиданий супругов. Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, существенное значение для него имеют сентиментальные символы: он чувствует себя обманутым, когда партнер отказывается играть с ним в эти романтические игры. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности; он ответствен и трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться в отношении переживаний своего партнера. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает обычные тяготы семейной жизни как неизбежные обязанности.
Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер относился с уважением к этим его требованиям. Некоторые из партнерских комбинаций вполне конгруэнтны. Например, независимый партнер вступает в брак с таким же независимым или с рациональным партнером. Другие супруги могут строить свои отношения по принципу комплементарности, как, в частности, «родительский» партнер с «детским». У третьих — в брачном союзе изначально заложена конфликтность например, у романтического партнера с претендующим на независимость супругом. Наряду со стремлением согласовывать свое поведение с ролевыми ожиданиями брачного партнера в семейной жизни очень важно не забывать и о собственных желаниях и установках. Часто один из супругов в большинстве случаев жена приносит себя в жертву другому, целиком и полностью отказываясь даже от попытки заявить о своей самостоятельности. И тогда получается, что даже жизненную цель за себя он позволяет ставить другому: «Я стараюсь выполнить то, чего хочет мой муж». Главным в семейной жизни становится стремление угадать и исполнить желания и намерения своего брачного партнера.
При этом не проявляется никакой инициативы ради себя и, очевидно, без всяких на то оснований отодвигаются на задний план собственные желания и потребности. Эта предупредительность, замалчивание своих потребностей иногда приводит не только к недоразумениям, но и к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как обуза и порабощение. Тогда возникают отношения господства и подчинения, что, возможно, в определенных жизненных обстоятельствах выльется в острый супружеский конфликт. Итак, функционально-ролевые позиции поведение молодых супругов в значительной степени зависят от того, какую модель брачного союза они предполагают создать с учетом личных установок, своих представлений о роли каждого из них в семейном союзе. Прочность и стабильность семьи в последующем будет зависеть от совпадения их ролевых ожиданий и соответствующих им особенностей ролевого поведения брачного партнера. Поэтому важно знать, какие разновидности семейных ролей существуют в современной семье, чтобы разумно подходить к их согласованному выбору в рамках внутрисемейного и внесемейного поведения. Ведь именно этот аспект семейно-брачных отношений может оказать существенное влияние не только на особенности адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни, но и на решение многих семейных проблем, семейную атмосферу в целом на последующих этапах жизненного цикла семьи. Источник: Целуйко В. Психология современной семьи.
Если интенсивность рождаемости среди женщин этого возраста сохранится и далее, то на каждый процент сокращения численности их самих, сократится и число рождений в стране. А для положительного воспроизводства населения нужно, чтобы в каждой семье в среднем воспитывалось по три ребёнка. Желаемое число детей в среднем несколько выше лишь у респондентов с религиозным мировоззрением. При этом заметно ниже ожидаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты готовы иметь: оно даже не достигает двух. Демографическая политика в России, направленная на повышение рождаемости, развивается по следующим направлениям: Улучшения материальных условий жизни с целью повышения репродуктивной активности населения предоставление семьям жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей; увеличение размеров пособий, компенсирующих единовременные затраты, связанные с рождением детей; увеличение периода по уходу за ребёнком, входящего в страховой стаж. Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи, ещё не вступившей в репродуктивный возраст. Второе направление является приоритетным из предположения о том, что «изменение установки к росту потребности в детях может дать несоизмеримо больший результат, чем улучшение условий жизни» [40].
Семьи с детьми — это самая многочисленная бедная группа населения в России [41]. Российскую демографическую науку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом. Поэтому российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран [42]. С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи чаще всего через вступление в брак последнего ребёнка в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей Семейная структура в демографической статистике[ править править код ] Эволюция типов семьи в США с 1970 по 2000 гг. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: размер семьи число её членов ; тип семьи нуклеарная, сложная, полная, неполная Нуклеарные семьи англ.
Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии прародители, прапрародители , так и по боковым линиям различные родственники каждого из супругов. Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья.
Данный термин использовался, например, в социологии науки в отношении тех пользующихся влиянием ученых — редакторов научных журналов, поручителей при подаче заявки на получение гранта или устройстве на работу, организаторов конференций, — которые определяют, что считать «настоящей» наукой, а что — чем-то не стоящим внимания. Действуя подобным образом, «контролеры», как утверждается, могут управлять карьерами и репутацией.
Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж. Хоманса Homans, 1961 и П. Блау Blau, 1964 , следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений.
Для изучения этой темы мы обращаемся к различным источникам, включая археологические находки, исторические документы и литературные произведения. Археологические находки предоставляют нам уникальную возможность взглянуть на жизнь древних цивилизаций и выявить особенности супружеских ролей. Мы можем исследовать останки поселений, узнать о их социальной организации и роль гендера в обществе. Например, в древнем Египте было высоко ценно супружество и материнство, что отражено в археологических находках и иероглифических текстах. Еще одним источником информации являются исторические документы, которые позволяют нам проследить эволюцию супружеских ролей на протяжении веков. Мы можем изучить законы, уставы и договоры, которые регулировали отношения между мужчинами и женщинами в различных культурах. Например, в Древней Греции женщины ограничены в своих правах и имеют второстепенную роль в обществе, в то время как в Древнем Риме они имели более свободное положение. Литературные произведения также предоставляют ценную информацию о супружеских ролях. Мы можем изучить различные древние эпосы, мифы и сказания, которые отражают общественные представления об идеальном супружестве. Например, в древнегреческой мифологии супружеская верность и подчинение мужу были считаны высшими достоинствами женщины. Археологические находки Исторические документы Литературные произведения Источники древности являются неотъемлемой частью исследования супружеских ролей и помогают нам понять, как они возникли и изменялись в течение времени. Это позволяет нам лучше понять современные супружеские отношения и общественные представления о роли мужчины и женщины в браке. Влияние религии и культуры Религия и культура играли значительную роль в формировании супружеских ролей в различных обществах на протяжении истории человечества. Каждая религия и культура имеет свои уникальные представления о роли мужчины и женщины в браке и в семье. Например, в христианской традиции мужчина рассматривается как глава семьи, ответственный за обеспечение материальных потребностей семьи, а женщина играет роль заботливой матери и хранительницы домашнего очага. Эти роли основаны на библейских учениях и представлениях о Божьем замысле для семьи. В исламе, мужчина также считается главой семьи и имеет больше прав и обязанностей, чем женщина. Однако, исламское право также предлагает женщинам определенную защиту и права. В других культурах и религиях также существуют различные супружеские роли. Например, в индуизме мужчина является главой семьи и основным обеспечителем, в то время как женщина отвечает за заботу о семье и доме. В традиционной японской культуре существовала система семейного наследования, когда женщины переходили в семью мужа и становились членами его семьи. Однако, стоит отметить, что с течением времени религиозные и культурные представления о семье и супружеских ролях начали меняться и эволюционировать под воздействием социальных, экономических и политических трансформаций. Сегодня, многие люди стремятся к равенству полов в отношениях, и супружеские роли становятся более гибкими и индивидуализированными. Высокие привилегии господ В течение большей части истории человечества, общество было патриархальным, что означает, что мужчины имели значительно больше привилегий и власти, чем женщины.
Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии
Половые роли — это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества. Полоролевая система имеет два аспекта, две части. Основными чертами идеала феминности единодушно признаются пассивность, зависимость, эмоциональность и т. При этом «настоящему мужчине» и «настоящей женщине» запрещается обладать чертами, присущими другому полу. Второй аспект, или вторая часть, полоролевой системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, «подходящих» для мужчин и женщин. В системе культурных полоролевых норм содержание ее второго аспекта следует из содержания первого, а именно: набор личностных качеств, которыми должны обладать или обладают мужчины и женщины, делают их приспособленными для одних, а не других деятельностей. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом — работа».
От мужчины традиционно требуется, в первую очередь, чтобы он был профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей; профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье и в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая ролевая модель считается главным признаком традиционного брака.
Поэтому мы приводим наиболее часто упоминающиеся из них: 1 Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Она играет значительную роль в духовном развитии членов общества. В особенности теми, кто в силу различных обстоятельств возраст, заболевание и т.
Эти роли Т. Парсон и соавтор делят на инструментальные связанные с внешним окружением семьи и экспрессивные внутренняя деятельность в семье. При этом муж признается инструментальным лидером, а жена — экспрессивным. Затем, согласно Е. Антонюк, Ф. Най, обобщив исследования других авторов, выделил помимо этих ролей так называемые «новые роли»: психотерапевтическую, рекреационную, роль сексуального партнера. По мнению Ф.
Несколько ярких примеров из личной жизни супружеской пары приведено в книге «Хороший хозяин»: супруг, отвечая на вопрос юной жены, для начала напоминает ей о том, как она убеждала его мягко с ней обращаться: «В постели вы смиренно просили меня, сколько я помню, чтобы ради всего святого я никогда не бранил вас строго в присутствии чужих людей и в присутствии наших слуг, но чтобы я каждый вечер делал вам свои замечания в нашей спальне и чтобы я напоминал вам о недостатках вашего поведения и о наивных поступках, совершенных за один или несколько прошедших дней, и чтобы я вам указывал, как себя вести, и дал бы вам на этот счет советы; тогда вы, следуя им, не преминете изменить ваше поведение и сможете наилучшим образом исполнить все, о чем я вас попрошу». В «Пятом параграфе» «Хорошего хозяина» обосновывается иерархия личной жизни, выступающая как относительное концентрическое пространство, центром которого является муж: «…вы должны любить своего мужа больше всех других живых существ на земле и быть с ним связанной теснее, чем с кем—либо другим, менее сильно любить и быть менее связанной с вашими кровными родственниками и родственниками мужа и держаться на расстоянии от всех других людей, как можно дальше отстраняясь от заносчивых и праздных юнцов…» Представление о гармоничной супружеской жизни вырисовывается в «Седьмом параграфе», где много места уделено телу, равно как и распределению функций и пространства, отводящихся мужскому и женскому полу. Тщательность, с какой женщины ухаживают за своим телом, сладостность пространства «между двумя сосками», которое женщина дарит мужу, сравниваются с привязанностью детей к тем, кто умеет их любить, у кого они находят «ласку, заботу, пристанище, радость и удовольствие», то, что иные назвали бы «очарованностью».
И все же возьмем в качестве примера такое неопределимое явление, как средняя крестьянка. Будем считать, что она живет не в крайней бедности и не зажиточна. Она искренне верующая, мужа своего любит и чтит. И Церковь тоже любит и чтит. Специально вопрос не исследовала, но ориентируюсь на труды этнографа Г. Науменко, М. Громыко и другие тексты.
Снова беру свою «маму-схему» и складываю внизу все «ручки», занятости и роли, которых в жизни этой условной обычной крестьянки не было. Фото: pravoslavie. Также нянями были пожилые, неспособные к крестьянскому труду люди. Никаких занятостей вроде развоза детей по кружкам или забот об их домашнем задании в жизни крестьянки нет, мама не занимается организацией учебного процесса, не делает поделки из шишек для своего второклассника, не помогает писать сочинение пятикласснику, не готовит к ЕГЭ своего десятиклассника… Весь этот блок выпадает. Гигиенические и тому подобные требования по сравнению с современными или условно «дворянскими» требованиями низкие. Проблема с недостаточно блестящим унитазом, чувство вины по поводу того, что ребенок пошел к соседу в гости в мятой водолазке или пятно у дочки на блузке не отстиралось, тут абсурдны. Несколько важных замечаний, в которых — существенные отличия крестьянской жизни от современной «обычной семьи».
Крестьянская семья, в отличие от «современной», живет не одиноко, но внутри общины, в окружении родственников. Даже указанные роли матери исполняются не ей одной, а так или иначе распределяются между разными членами большой семьи. Важно также, что и бытовое, и воспитательное — все едет по определенным рельсам, во многом определено укладом, четко отлаженным набором приемов, методов, последовательностей, определено традицией, происходит как бы «само собой». Дети в крестьянской семье — не только статья расхода, но и серьезная статья дохода В экономическом, хозяйственном аспекте: дети — работники. Дети 5—7—8 лет — няни для своих младших братьев и сестер. Старше — уже включаются во взрослую работу, со временем становятся полноценными работниками, они такие же добытчики, как и родители. Дети здесь — не только статья расхода, но и серьезная статья дохода.
Резкое отличие от современной жизни, в которой в подобном аспекте дети — иждивенцы. Если грубо оценить этот момент сопоставления современной матери с крестьянкой: детей у этой крестьянки забрали в школу, дети не помогают маме как няни, не помогают семье зарабатывать на жизнь, но наоборот, требуют присмотра, заботы и материальных вложений. Я ни в коем случае не говорю о том, что «раньше было лучше», заберите детей из школы и пусть работают! Только показываю некорректность сопоставления жизни крестьянки и современной обычной что городской, что сельской жительницы. Ну и конечно же, крестьянка — работает, а не просто «готовит, убирается и растит детей». В традиционном обществе, тем более в крестьянской семье, работают все — и мужчины, и женщины, и дети. А не так, что «папа работает, а мама и дети — на его иждивении».
Женщина-жена-мать высших сословий Где нам еще найти примеры «традиционной семьи», где посмотреть, как живет женщина, жена и мать, в традиционном обществе? Обратимся к жизни верующей, верной Церкви дворянки. Здесь приведу реальный пример, также всесторонне мной изученный. Еще одна героиня из моей книги «Жизнь замечательных семей» — жена Алексея Степановича Хомякова, его муза, любовь всей его жизни сопоставляю здесь Екатерину Михайловну с ее свекровью, матерью Алексея Степановича. Это начало и середина XIX века. Для нас, православных консерваторов-славянофилов-патриотов, — образцовейшая семья. Так же убираю все «ручки» у мамы-схемы, все занятости и роли, которых в жизни этой дворянки, родившей 10 детей двое старших умерли, когда были малышами, а последний умер в родах , не было.
Значимое отличие от жизни семьи условно «крестьянской» и еще большее отличие от жизни обычной современной семьи: здесь не просто много прислуги, здесь на каждый бытовой аспект — штат специалистов. Не няня раз в неделю на часик, чтобы мама могла сбегать в магазин! Не домработница два раза в неделю, чтобы на маме оставалась «только» ежедневная уборка! А слуги, которые живут дома и при доме с единственной задачей: служить этой семье день и ночь. Еще отличие от «крестьянской» семьи: здесь как раз много всего учебного, и это учебное занимает в жизни семьи огромное место. И еще: организатором образовательного процесса и также учителем детей в образцовой семье Хомяковых был отец, а не мать. Впрочем, как и во многих других поистине образцовых, реально живших православных семьях прошлого, в семьях новомучеников и исповедников, в семьях людей, которым мы сейчас молимся, — отец был не просто участником, а основным двигателем воспитательно-учебного процесса своих детей.
В общем-то, как того и ждет от отца христианское учение о семье. Традиции и современность Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», к «роли женщины в традиционном обществе» некорректны, — ничего не сказать Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», «роли женщины в традиционном обществе», к устроению традиционной семьи некорректны — ничего не сказать. Такие отсылки не просто не учитывают разности условий жизни, общественной ситуации — они зачастую вообще ни к каким традициям не отсылают. Чаще всего все эти разговоры про роли женщины, жены и матери опираются на мифические, никогда не существовавшие образы. Указывают на идеалы, доселе в качестве идеалов ни в каких традиционных обществах не существовавшие. Это — образы, идеалы, требования, неврозы, придуманные в последние несколько десятилетий скорее, даже в три последних десятилетия , не имеющие отношения ни к традициям, ни к реальности. Мало того: вышеприведенные образы реальных традиционных ролей христианской женщины-жены-матери — всего лишь крошечный фрагмент традиционного устроения семьи.
В приведенных ситуациях в действительности вполне сопоставимы и крестьянка, и дворянка, и царица: они, несмотря на всю разность, все же — хозяйки своих домов. Условно, и все же — да, хозяйки. Но огромная часть семей в традиционном обществе и, соответственно, огромная часть матерей — не хозяйки. Быстро, навскидку — разброс совершенно других образов традиционного уклада: Рабы, самые настоящие.
Кто придумал основные виды супружеских ролей
- Слайды и текст этой презентации
- Вы точно человек?
- Семейные правоотношения • Обществознание, Право • Фоксфорд Учебник
- История понятия идентичность и комплементарность супружеских ролей
- История возникновения основных видов супружеских ролей
- 12 вариантов семьи: многомужество, групповой брак, полигиния и другие забавы
Психология семейных ролей: как они формируются и меняются
кий М. С., Харчев А. Г., 1978; Сысенко В. А. Кто придумал основные виды супружеских ролей? А тем временем большую роль, считают психологи, имеет и расположение мужа и жены на постели. Чтобы главные роли были главными и чтобы они – были. Классификация супружеских ролей. Семейные роли. В итоге, история возникновения основных видов супружеских ролей связана с изменениями в обществе и подходом к семейным отношениям.