Кирилл (Говорун) в эфире проекта Люди доброй воли заявил о том, что российская идеология является постмодернистским конструктом, в основе которого идеологии фашизма и. Дело священнослужителя рассмотрит суд Московской епархии. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 25 сентября 2023 года запрещен в священнослужении клирик Московской епархии Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун).
Скандал вокруг Говоруна
Как отмечает «Коммерсант», Сафронов проводил панихиду на Борисовском кладбище на 40 дней после смерти Алексея Навального. Журналистка Ксения Лученко, специализирующаяся на церковной тематике, пишет , что, по ее информации, Сафронов не читал «Молитву о победе святой Руси». В ней, в частности, говорится, что «войны хотящие ополчились на Святую Русь и желают разделить и погубить единый ее народ».
Невозможно было помыслить, что они разделены. Таким образом, когда пришел Христос, Он принес послание, по сути, разделившее религию и политику. Это было новшеством для всего древнего мира, и христианские Церкви должны сохранить это учение. В ХХ веке воссоединение между Церковью и государством, рост их слияния, в большинстве случаев происходили в обстоятельствах диктатуры». Комментируя прошедшую конференцию, архимандрит Кирилл Говорун отметил ее важность для того, чтобы собрать вместе «людей из разных контекстов, с разной историей, с разным восприятием собственной истории, восприятием христианства, чтобы они встретились и открыто, искренне дискутировали, как это и происходило на семинарах, пленарных сессиях и дебатах».
Фото: Геннадий Черкасов - Александр, новый сан для Кураева — кто его может дать? По канонам он или есть, или нет. В РПЦ Кураев был запрещён в служении, а весной этого года извергнут из сана. А по части сана он может подать апелляцию Патриарху Варфоломею, чтобы его восстановили. Его комментаторы в Телеграм - это наполовину украинцы, которые ему подыгрывают в хейтинге РПЦ и России, а наполовину - либералы, которые двигаются в том же направлении. Захочет ли Варфоломей связываться с этим - большой вопрос. Кроме того, нужно учитывать, что если он действительно едет в Прагу, то там юрисдикция другой поместной Церкви - Православной церкви Чешских земель и Словакии. То есть, если он захочет служить в Чехии, то ему нужно будет ещё согласовывать этот вопрос с этой структурой, а это отнюдь не просто.
Фото www. Содержательно инвективы в отношении предстоятеля РПЦ при этом довольно заметно разнятся. Выделяются несколько базовых направлений. Кирилл — фундаменталист а значит, милитарист. Такой образ наиболее часто встречается в американских изданиях, так или иначе связанных с Демократической партией и кампанией против бывшего президента США Дональда Трампа. Соответственно для них характерна связка Кирилл—Трамп то есть Кирилл — это такой аналог Трампа, только в России. Основным триггером для аудитории этих СМИ стало осуждение патриархом практики гей-парадов речь Кирилла от 6 марта 2022 года в этой среде именуется не иначе как terrible sermon. Кирилл оказался удачной мишенью для американских либералов и сторонников гендерного разнообразия. В вину ему ставятся косность, зашоренность, агрессивность, но главное — нетерпимость к геям. И сам отвечает: «Гомофобия лежит в основе поддержки патриарха Кирилла». Непременный элемент образа Кирилла на этих ресурсах — военная атрибутика и даже некоторый мачизм. Карикатуристы изображают Кирилла в военной форме, с оружием и на фоне баллистических ракет. В имени Kirill зачеркивают буквы i и r — так, чтобы получалось kill «убивать». Также Кирилла сравнивают с исламскими террористами и находят в его высказываниях цитаты, говорящие о том, что предстоятель РПЦ выступает за «священную войну» русских с украинцами и оправдывает «насилие во имя веры». Образ «преступника Кирилла» активно используется либералами в полемике с американскими pro-life и pro-family движениями — указывая на Кирилла, критики тем самым демонстрируют аудитории «истинное лицо пролайферов», то есть борцов с абортами и нетрадиционной сексуальностью.
Печально известный архимандрит Кирилл (Говорун)...
Отец Кирилл Говорун — архимандрит, кандидат богословия, доктор философии, историк, профессор университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе, в прошлом преподававший в Йельском и Колумбийском университетах. Речь идёт об архимандрите Кирилле (Говоруне). Он занимался антицерковной, русофобской и раскольнической деятельностью. Епархиальный суд города Москвы принял решение о лишении сана архимандрита Кирилла (Говоруна) 31 октября 2023 года, указ был опубликован 12 декабря 2023 года. Архимандрит Кирилл Говорун, который собирался возглавить так называемую автокефальную церковь Украины, теперь призывает раскольников не поддерживать Петра Порошенко на предстоящих президентских выборах. Об этом он заявил в интервью украинскому изданию. Церковный суд Москвы постановил лишить священного сана архимандрита Кирилла.
Кто «крышует» архимандрита Кирилла (Говоруна)?
Есть и фотографии с этого богослужения. Вопрос о канонической ответственности архимандрита Кирилла в связи с этим принадлежит компетенции дисциплинарных органов Московской епархии, заштатным клириком которой он, насколько мне известно, является", - цитирует РИА Новости советника патриарха Московского и всея Руси протоиерея Николая Балашова.
В своем телегрaм-кaнaле Aндрей Курaев опубликовaл снимок документa, подписaнного пaтриaрхом. Причиной извержения из сaнa является нерaскaяние бывшего диaконa РПЦ.
Кроме того, он неоднокрaтно критиковaл своих коллег-священников и церковное нaчaльство.
В православной церкви автокефальные церкви сами по себе, они сами принимают для себя решения. В общем-то, есть некий общий знаменатель у всех этих решений, который достаточно разумен и который призывает всех верующих избегать прямых контактов, соблюдать социальную дистанцию. Некоторые поместные церкви даже закрыли свои храмы, как, например, Вселенский патриархат принял решение закрыть свои храмы. В общем-то, рекомендовано к такому режиму перевести. Многие переходят сейчас в такой режим, что служба совершается в храме, но совершается только священнослужителями, то есть с минимальным присутствием людей, с максимальной социальной дистанцией, и эти службы транслируются онлайн. Возможна также и другая форма, когда службы могут переходить на дом. То есть из публичных помещений, каковыми являются храмы, в приватные помещения, в домашние условия. И помимо этого еще всевозможные исповеди, крестины — что с этим всем делать? Потому что православие особенно — это религия многочисленных физических контактов.
В РПЦ отказались называть причины запрета в служении иерея Сафронова после панихиды по Навальному
В апреле — мае 1998 года в качестве приглашённого преподавателя читал лекции в православной семинарии им. В 2001—2003 годах писал докторскую диссертацию в Колледже святого Иоанна Даремского университета Великобритания по теме «Богословские споры в седьмом веке о действиях и волях в Христе». В 2004 году ему была присвоена степень доктора философии. В феврале 2002 года — февраль 2005 года сотрудник Секретариата межправославных отношений Отдела внешних церковных связей Московского патриархата [4]. С сентября 2002 по май 2005 года преподавал в Сретенской духовной семинарии [4].
Preliminary Research Papers. Edited by Pauline Allen and Bronwen Neil. Успенские чтения, edited by Константин Сигов. Does Primacy Belong to the Nature of the Church? John Chryssavgis.
Materialdienst des konfessionskundlichen Instituts Bensheim.
С таким заявлением к главам поместных православных церквей и представителям международных организаций обратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На официальном сайте РПЦ опубликованы выдержки из обращения предстоятеля. Он отметил, что поводом для задержания стала сказанная митрополитом проповедь, в которой тот якобы публично раскрыл места дислокации ВСУ. Предстоятель РПЦ описал ситуацию, согласно которой стало известно, что митрополит Арсений накануне 23 сентября 2023 года сообщал верующим, что сотрудники СБУ Службы безопасности Украины около Святогорской лавры расставили блокпосты и начали проверку документов сотен богомольцев, желавших посетить один из крупнейших монастырей УПЦ.
И здесь я говорю не об избитой установке некоторых церквей, что, мол, если ты придешь к Богу, у тебя сразу появятся деньги, здоровье, успех и карьера. Я как раз о том, что человек может продолжать оставаться один на один со своей трагедией, но для него это уже не трагедия. А источник его развития, если хотите.
Место его силы, нравственного и духовного роста. Что касается стремлений человека к самосовершенствованию и успеху, то эти вещи вполне коррелируют с установками христианства. Этот процесс не должен приводить к нарциссизму и гордыне. Христианству природа которого в коммуникации ближе идея солидарности и взаимопомощи, нежели какое-то изолированное и самодостаточное самосовершенствование. Гордыня же является самой крепкой стеной между человеком и Богом. А значит — и между человеком и человеком. Как все вообще, по-вашему, работает на этом уровне в тонком духовном мире? Не линейно.
Здесь очень многое зависит от восприятия человека. Потому что реальность, которая выше любого восприятия, отражается в человеческом сознании по-разному. Когда человек приходит к вере, его восприятие метафизики похоже на первые примитивные механизмы братьев Люмьер, которые могли что-то отражать. Но там нужно было, скорее, догадываться, что отражено на пленке. И это черно-белое отражение. По мере духовного роста человека отражение духовной реальности становится более четким, объемным и многоцветным. Так вот, грех и наказание в интерпретации новичка без опыта веры — это черно-белое изображение. На более продвинутом этапе восприятие может меняться.
Совершенные монахи вместо того, чтобы интерпретировать наказание как гнев Божий, говорят о любви Бога, которую человек по своей неосознанности воспринимает как гнев. Наказания уже не действуют. Что вырастил, то выросло. Они выбирают свой путь, набивают собственные шишки, усваивают свои уроки, а нам остается просто быть рядом. Здесь сюжет не сильно похож. У каждого человека действительно свой путь. И он определяется двумя основополагающими факторами. Самим Богом, который ведет человека по этому пути.
И человеком с его свободой. И эта свобода — достаточно сложная штука, ибо она предполагает возможность неправильного выбора. Она может стать источником зла. Здесь важно сделать небольшую ремарку. Существуют два подхода, которые объясняют, что такое зло. Первая интерпретация определяет зло как некую субстанцию, которая может быть воплощена в предметах, в людях, в животных. Отсюда нелюбовь к черным котам, ведьмам и пр. Второй подход настаивает на том, что зла как такового не существует.
Зло — это злоупотребление человеческой свободой. Не потому что свобода плохая, наоборот — она высшее человеческое благо. Но она подразумевает ответственность. Мы можем ею злоупотреблять, и тогда рождается зло. Зло как функция. Кто изучал математику, тот знает, что такое функция. Функция — это ничто без величин, от которых она берется. Но здесь важно, что если мы свободно, согласно своему выбору, совершаем добрые поступки, то это — добро.
Если делаем это по необходимости — нет. Таким образом, путь каждого человека — это череда выборов между добром и злом. И в зависимости от этого формируется путь человека. В этом смысле у нас нет судьбы как исторической детерминированности. Каждый шаг человека, совершенный в результате свободного выбора, предопределяет результат. Да, речь о причинах и следствии. То есть, с одной стороны — Бог, который ведет и призывает тебя, с другой — ты сам, откликаешься на эти призывы или игнорируешь. Это вообще врожденное душа или приобретенное среда, воспитание качество производить добро или зло?
Но я в этом не специалист. В греческом языке оно обозначается двумя разными словами и, соответственно, несет разный смысл. В первом случае свобода — это данность, которую невозможно вычеркнуть из человека. В этом смысле каждый, на какое бы дно ни опустился, в какую бы зависимость ни впал, всегда имеет внутреннюю свободу сделать выбор и изменить свою жизнь. Эта свобода неистребима. Во втором случае речь идет о свободе человека от самого себя, как о некой функции, которая может увеличиваться или уменьшаться. Банальный пример из социума — взятка. Я могу испытать соблазн дать или взять взятку.
Если я не устоял и совершил этот поступок, то я стал менее свободным человеком. Если смог противостоять — стал более свободным. Так же и в личной жизни. Совершаю грех — теряю часть своей свободы. Если я всегда поступаю по совести — становлюсь совершенно свободным человеком. Если злоупотребляю — и до тюрьмы недалеко. Реальной или психологической, это у кого как сложится. Таким образом, даже если ты потерял всю свою свободу и стал последним взяточником, вором или даже убийцей, у тебя внутри всегда есть свобода — принять решение и измениться.
В этом смысл жизни, главная цель развития личности. В каждодневном стремлении реализовать свою врожденную, данную Богом внутреннюю свободу и стать по-настоящему свободным человеком. От своих неправильных и злых поступков. И в обществе, и в семье. Поскольку Бог дает нам шанс, то и мы должны давать его людям. Здесь я бы хотел сказать еще об одном фундаментальном для христианства тезисе. О том, что все происходящее в нашей жизни нужно рассматривать с точки правды и любви. Потому что мы можем бороться за правду так, что камня на камне не останется.
Но правда, сказанная без любви, есть ложь. Иногда реальной целью правдорубов является банальное желание расправиться с человеком. Самоутвердиться за счет правды. В этот самый момент такая правда — без любви к человеку — становится ложью. И он не имеет однозначного решения. Вот пример. Во время Второй мировой войны в оккупированном Париже жила православная монахиня, мать Мария Скобцова. Ей помогал священник отец Дмитрий Клепинин, который начал выдавать преследуемым нацистами евреям сертификаты о крещении.
И это был для людей единственный шанс — выжить. Да, он лгал. Но обычная ли это ложь?
Хейт из-за границы в отношении патриарха Московского как новая реальность
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил в служении сроком на три года клирика столичного храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе иерея Димитрия Сафронова. Соответствующий указ опубликован 24 апреля на сайте Московской епархии РПЦ. О том, чего удалось добиться созданием признанной автокефальной церкви, и о последствиях ее появления для Украины и православного мира «Снобу» рассказал архимандрит Кирилл Говорун, кандидат богословия, научный сотрудник университета Лойола Мэримаунт в. Патриарх Кирилл (Гундяев) запретил в служении известного своей проукраинской позицией архимандрита Кирилла (Говоруна) и отправил его под церковный суд. Это произошло после доноса митрополита Леонида, которого Говорун обвинил в скрытой гомосексуальности.
Хейт из-за границы в отношении патриарха Московского как новая реальность
Церковный суд Москвы постановил лишить священного сана архимандрита Кирилла. Патриарх Кирилл лишил сана архимандрита Кирилла (Сергея Говоруна). Информация об этом появилась в указе патриарха, опубликованного на сайте Русской православной церкви (РПЦ). Говоруна запретили за сослужение с клириками Константинопольской Церкви. 25 сентября 2023 года Патриарх РПЦ Кирилл своим указом № У-02/152 запретил в служении архимандрита Кирилла (Говоруна), передает сайт Московской епархии РПЦ. Интервью первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) сайту Санкт-Петербургской духовной академии, посвященное интеграции духовных школ в Болонский процесс.
О. Кирилл (Говорун). Тайное становится явным
СК в марте прошлого года возбуждал уголовные дела в отношении Друзенко и Мосейчук по ч. Были сбиты украинские беспилотники над несколькими населенными пунктами региона и пунктом пропуска «Крупец» Рыльского района. Также ВСУ нанесли удар по двум селам Брянской области, в результате повреждения получили машина, бульдозер и трактор, сообщил губернатор региона Александр Богомаз. На месте происшествия работают оперативные и экстренные службы. Удары наносились оружием большой дальности морского и воздушного базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Также удары наносились беспилотниками, указало ведомство в своем Telegram-канале. В ходе этих ударов поражались объекты энергетической отрасли, предприятия ВПК, железнодорожной инфраструктуры, средства ПВО, базы горючего, цеха производства и ремонта дронов и безэкипажных катеров Украины. Также поражались пункты временной дислокации националистических формирований и иностранных наемных боевиков, скопления живой силы и техники ВСУ на железнодорожных станциях погрузки. Также отражены девять контратак украинских штурмовиков 12-й бригады спецназа «Азов» признан террористическим и запрещен в России , 3-й штурмовой, 63-й механизированной бригад, 12-й и 18-й бригад нацгвардии Украины у Червоной Дибровы, Нововодяного ЛНР , Григоровки и Терн ДНР. Администрации Джо Байдена нужны победные реляции к предстоящим президентским выборам. Белый дом хочет, чтобы к дню голосования все говорили об успехах Украины.
По всей видимости, Белый дом решил сосредоточиться на последнем варианте, так как в стране сейчас много проблем: миграция, инфляция и рост преступности», — подчеркивает он. Вероятно, американцы пришли к выводу, что украинские вооруженные силы имеют проблемы с количеством солдат, а также подготовкой и мотивацией бойцов. Поэтому на Украине проводится тотальная мобилизация и США способствуют тому, что украинцев гибнет все больше и больше», — отмечает собеседник. Ранее газета The New York Times сообщила, что американские официальные лица оказывали давление на украинское правительство, чтобы оно ужесточило мобилизацию. При этом около 860 тыс. Напомним, в середине апреля Верховная рада Украины приняла закон об ужесточении мобилизации. Согласно ему, все военнообязанные до 18 июля должны являться в территориальные центры комплектования ТЦК, аналог военкоматов для уточнения учетных данных. Законопроект вызвал большой резонанс и был встречен с критикой со стороны общества.
Евхаристия: литургические аспекты. Jahrbuch 2008, ed. Pro Oriente. Edited by Michael Welker. Eerdmans Publishing Company, 2012. Рецензия на: Епифанович С.
Без преувеличения, архимандрит Говорун начал развивать феномен «богословия Майдана» еще во время тех событий. И даже спустя годы после него, когда население у нас сократилось, страна является лидером по вымиранию и разным антисоциальным явлениям, ЕС разрушило экономику, - архимандрит до сих пор считает Майдан великим благом для Украины. Кстати, как и войну. Вот цитата из его выступления : «Война как однозначное зло явилась реакцией на Майдан, что говорит о том, что он сам по себе был положительным явлением». Кастрюлеголовое богословие Майдана и бандеровских «церквей» на практике Но наш дорогой друг прославился не только «небесным» философским, или майданным, богословием. Есть еще земные, научные профессиональные услуги. Например, роль советника куратора в американской разведке. Впрочем, еще вопрос, насколько это послужило на пользу Украине, в плане последствий от его рекомендаций, повлиявших на дальнейшую колонизацию страны. В донесении от 9 января 2009 г. В декабре 2013 г. В 2013-м создал «Богословие Майдана». Является сторонником снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы. Был участником международного совещания украинских униатов, раскольников и предателей единства Русской Церкви из УПЦ МП «Украинское православие во всемирной семье православных церквей: прошлое, современность, будущее» Торонто, 2014 г. Драгоманова, где он преподает, «развивает собственное богословие». Кирилл Говрун публикуется на католических и греко-католических сайтах Экуменическая книга архимандрита Кирилла Говоруна Ну а теперь поговорим о полезности архимандрита Говоруна для еретиков, ведь не зря его пригласили на Всемирный Русский греко-католический конгресс. Если факт принятия унии он сам подтвердит, то его участие там весьма объяснимо. В официальных католических источниках о его участии в Конгрессе читаем следующее: «Отец Кирилл Говорун участник - США предложил новые экуменические модели в дополнение к традиционным «экуменическим диалогам». Наконец, Анатолий Бабинский Украина предложил новый путь для русской католической общины - переход от полемической апологетикик «наведению мостов». Конгресс единодушно принял несколько резолюций, касающихся вопросов руководства Русской Греко-Католической Церковью и её «благостояния»». Идеи «диалогов», «мостов» совсем не новы, вся суть их сводится к католической экспансии, по принципу «методы оправдывают цель», «не мытьем, так катаньем». Идея автокефалии на Украине экспортирована извне и целиком является проектом Ватикана. История автокефалии «Украинской Церкви» Сами униаты признают, что проект создания «Киевского патриархата» был изобретен в Ватикане. В 1996 г. Критическая переоценка», состоявшемся в г.
Она должна помогать завершать процесс построения нации, но не должна этим ограничиваться. Она должна способствовать победе в войне через помощь волонтерам, через капелланов, но не должна стать одним из патронов в обороне Украины против российской агрессии. Она должна стать средой, где люди с разными идентичностями могут чувствовать себя как дома. И ей еще только предстоит это осознать. После того, как она перестанет искать причины своего кризиса в других. Если же проследить цепочку причин и следствий, которые к нему привели, то стоит начать с Майдана, который на самом деле стал достаточно широкой площадкой для диалога и сближения разных церквей в Украине. Особенно православных. Помимо Киевского патриархата, Греко-католической церкви и всего Всеукраинского совета религиозных организаций, Майдан поддержали многие и в Московском патриархате. Однако с началом войны это сближение пошло вспять. УПЦ Московского патриархата сама ушла с этой площадки. Ее никто отсюда не гнал. Для того чтобы остаться, ей необходимо было соблюсти всего лишь одно условие: признать и принять новую реальность Украины. И тогда для нее было бы место в Украине. Не номинальное — это всегда останется, как и останутся люди, которые будут и имеют полное право ходить в храмы МП. А реальное. Но на уровне смыслов, которые продуцирует эта церковь, она уже стала для очень многих людей чужой. И в этом основная ее драма. Те церкви, которые признали реальность войны, страданий людей, жертв, которые назвали вещи своими именами, оказались восприняты и востребованы в Украине. В том числе и Константинопольский патриархат, позиция которого позволила Украине победно закончить свою столетнюю борьбу за автокефалию. Церкви же, отказавшиеся признать очевидное, оказались за рамками общественного принятия. Это судьба постигла и УПЦ Московского патриархата, которая упорно закрывала глаза на действительность. Начиная с демонстративного невставания в парламенте, чтобы отдать дань уважения жертвам этой войны, и заканчивая отрицанием российской агрессии против Украины и риторикой о гражданской войне и пр. И сейчас стоит вопрос: сумеет ли это церковь вообще сохранить в Украине свою изначальную структуру. По сути вы — ученик патриарха Кирилла. Вы знаете этого человека изнутри. Что произошло? Это его личная ошибка — или банальное отсутствие воли сопротивляться политической системе, куда оказалась вмонтирована Русская православная церковь? Но он сделал свой выбор — не принимать во внимание существующую реальность, идти в фарватере российской политики по отношению к Украине. Что предполагало отказать Украине в праве существовать как государству. Отказать украинцам в праве существовать как народ и защищать себя от агрессии. Более того, он не просто не признал агрессию России, но ей способствовал. И это его сознательная ошибка. Почему он сделал такой выбор, мы не можем судить. Возможно, на это повлияли разные факторы, в том числе и российской политики. Но, как мы уже говорили в самом начале нашей беседы, в конечном итоге выбор остается за конкретным человеком. В данном случае — за патриархом. У которого, кстати, есть собственное учение о свободе выбора, где он говорит, что всякий выбор человека должен сопровождаться ответственностью. Теперь сам патриарх и возглавляемая им церковь несут ответственность и пожинают плоды этого ложного выбора. Они действительно потеряли Украину. Патриарх Кирилл меня очень многому научил. И, собственно говоря, то, что я делаю, что говорю сейчас, во многом является следствием того, чему он меня учил. Как бы это парадоксально ни звучало. Во многих смыслах он выдающийся человек. И в интеллектуальном, и в административном. И ни при каких обстоятельствах он — не марионетка. Это очень сильный человек. Который не нуждается ни в чьей помощи и подсказках. Который способен нести ответственность за свой выбор. И здесь никаких эмоций и сантиментов у меня нет. Я уважаю его выбор. Но не принимаю его. Почему, собственно, и ушел с тех позиций, которые я имел в русской церкви. Рискуя полностью отзеркалить те процессы, которые привели к глобальному кризису РПЦ. Я имею в виду, во-первых, показательные амбиции УПЦ Киевского патриархата на этапе подготовке Собора. Когда прозвучало исключительно совковое заявление о нежелании видеть там простых священников и верующих, а также голосовать тайно. Плюс — яркая политическая составляющая обретения Украиной Томоса. Самым большим компонентом поместной церкви является Киевский патриархат, у которого были свои традиции. И они были привнесены в эту структуру патриархом Филаретом. В том числе из его советского прошлого. Я пока не могу сказать, что их будет много в новой церкви. Но я хочу пожелать, чтобы их стало как можно меньше. Потому как сценарий, по которому была создана эта церковь, наверное, не является оптимальным. Есть много вопросов. К процедуре голосования в том числе. Во-вторых, как мы уже говорили, одним из ключевых импульсов для автокефального движения был Майдан и гражданское общество. Однако само общество начало зарождаться через противостояние с государством. Этот процесс продолжается и сейчас, уже при постмайданной власти. Это долгоиграющая тенденция. Как и во время Майдана, церкви столкнулись с выбором между обществом и государством, и сделали свой выбор в пользу общества, так и сейчас они столкнулись с идентичным выбором. Московский патриархат, как мы уже сказали, сделал выбор в пользу российского государства. Новая Православная церковь Украины — на распутье. Сделать свой выбор в пользу государства, которое действительно приложило немало усилий для получения Томоса. Или же — в пользу общества, которое дало изначальный толчок автокефалии. Какое решение примет объединенная церковь, я не знаю. Но первые сигналы, которые мы получаем, — тревожные. Они свидетельствуют о том, что пока выбор делается в пользу государства. И этого нужно избежать любым способом. И нам вместе с религией будут подсовывать политические программы. Что, собственно, сейчас и происходит. Мы будем строить, по сути, русскую церковь, только с украинским знаком. Это ложный путь. Украинская церковь должна быть в диалоге с государством. Но еще больше она должна быть в диалоге с украинским обществом. И при этом оставаться церковью. Не участвовать в политических кампаниях — предвыборных, президентских, парламентских…То, что, к сожалению, как мне кажется, грозит нам в ближайшее время. Если с самой своей колыбели ПЦУ начнет обслуживать чьи-то политические программы и участвовать в формировании политической религии в Украине, это будет фальстарт.
Стало известно, какое будущее ждет священника Кураева, уехавшего в Прагу
По версии следствия, он раскрыл информацию о расположении Вооруженных сил Украины. Как объяснил патриарх Кирилл, тот сообщал верующим, что в сентябре 2023 года сотрудники СБУ расставили блокпосты на дороге в монастырь и устроили проверку документов верующих. Митрополит Арсений назвал произошедшее дискриминацией. Кроме того, в середине марта СБУ возбудила дело в отношении 14 сотрудников «Союза православных журналистов».
Человек в итоге понимает бесконечность Бога и принимает ее.
Как принимает свою ограниченность и несовершенство. Отсюда рождается смирение — базовая добродетель христианства. На самом деле — это лекарство для современного человека. От его стрессов и депрессий.
Общению с Богом, смирению и принятию собственной ограниченности учат опыт, горе и реальные проблемы. Однако современный молодой мир по-прежнему позитивно мыслит и полной грудью дышит и самореализацией, самосовершенствованием и успехом. Считайте, что вы сейчас к нему не достучались. На пути к успеху любой человек может столкнуться с какой-то серьезной проблемой или трагедией.
Это неотъемлемая сторона жизни. И тогда, действительно, часто человек приходит к Богу, открывая для себя новую реальность. Он вдруг осознает, что его жизненные трагедии и неудачи являются частью его ограниченности в сравнении с Богом. В то же время он понимает, что стоическое отношение к своим собственным трагедиям, к своей ограниченности может быть в итоге восполнено Богом.
И здесь я говорю не об избитой установке некоторых церквей, что, мол, если ты придешь к Богу, у тебя сразу появятся деньги, здоровье, успех и карьера. Я как раз о том, что человек может продолжать оставаться один на один со своей трагедией, но для него это уже не трагедия. А источник его развития, если хотите. Место его силы, нравственного и духовного роста.
Что касается стремлений человека к самосовершенствованию и успеху, то эти вещи вполне коррелируют с установками христианства. Этот процесс не должен приводить к нарциссизму и гордыне. Христианству природа которого в коммуникации ближе идея солидарности и взаимопомощи, нежели какое-то изолированное и самодостаточное самосовершенствование. Гордыня же является самой крепкой стеной между человеком и Богом.
А значит — и между человеком и человеком. Как все вообще, по-вашему, работает на этом уровне в тонком духовном мире? Не линейно. Здесь очень многое зависит от восприятия человека.
Потому что реальность, которая выше любого восприятия, отражается в человеческом сознании по-разному. Когда человек приходит к вере, его восприятие метафизики похоже на первые примитивные механизмы братьев Люмьер, которые могли что-то отражать. Но там нужно было, скорее, догадываться, что отражено на пленке. И это черно-белое отражение.
По мере духовного роста человека отражение духовной реальности становится более четким, объемным и многоцветным. Так вот, грех и наказание в интерпретации новичка без опыта веры — это черно-белое изображение. На более продвинутом этапе восприятие может меняться. Совершенные монахи вместо того, чтобы интерпретировать наказание как гнев Божий, говорят о любви Бога, которую человек по своей неосознанности воспринимает как гнев.
Наказания уже не действуют. Что вырастил, то выросло. Они выбирают свой путь, набивают собственные шишки, усваивают свои уроки, а нам остается просто быть рядом. Здесь сюжет не сильно похож.
У каждого человека действительно свой путь. И он определяется двумя основополагающими факторами. Самим Богом, который ведет человека по этому пути. И человеком с его свободой.
И эта свобода — достаточно сложная штука, ибо она предполагает возможность неправильного выбора. Она может стать источником зла. Здесь важно сделать небольшую ремарку. Существуют два подхода, которые объясняют, что такое зло.
Первая интерпретация определяет зло как некую субстанцию, которая может быть воплощена в предметах, в людях, в животных. Отсюда нелюбовь к черным котам, ведьмам и пр. Второй подход настаивает на том, что зла как такового не существует. Зло — это злоупотребление человеческой свободой.
Не потому что свобода плохая, наоборот — она высшее человеческое благо. Но она подразумевает ответственность. Мы можем ею злоупотреблять, и тогда рождается зло. Зло как функция.
Кто изучал математику, тот знает, что такое функция. Функция — это ничто без величин, от которых она берется. Но здесь важно, что если мы свободно, согласно своему выбору, совершаем добрые поступки, то это — добро. Если делаем это по необходимости — нет.
Таким образом, путь каждого человека — это череда выборов между добром и злом. И в зависимости от этого формируется путь человека. В этом смысле у нас нет судьбы как исторической детерминированности. Каждый шаг человека, совершенный в результате свободного выбора, предопределяет результат.
Да, речь о причинах и следствии. То есть, с одной стороны — Бог, который ведет и призывает тебя, с другой — ты сам, откликаешься на эти призывы или игнорируешь. Это вообще врожденное душа или приобретенное среда, воспитание качество производить добро или зло? Но я в этом не специалист.
В греческом языке оно обозначается двумя разными словами и, соответственно, несет разный смысл. В первом случае свобода — это данность, которую невозможно вычеркнуть из человека. В этом смысле каждый, на какое бы дно ни опустился, в какую бы зависимость ни впал, всегда имеет внутреннюю свободу сделать выбор и изменить свою жизнь. Эта свобода неистребима.
Во втором случае речь идет о свободе человека от самого себя, как о некой функции, которая может увеличиваться или уменьшаться. Банальный пример из социума — взятка. Я могу испытать соблазн дать или взять взятку. Если я не устоял и совершил этот поступок, то я стал менее свободным человеком.
Если смог противостоять — стал более свободным. Так же и в личной жизни. Совершаю грех — теряю часть своей свободы. Если я всегда поступаю по совести — становлюсь совершенно свободным человеком.
Если злоупотребляю — и до тюрьмы недалеко. Реальной или психологической, это у кого как сложится. Таким образом, даже если ты потерял всю свою свободу и стал последним взяточником, вором или даже убийцей, у тебя внутри всегда есть свобода — принять решение и измениться. В этом смысл жизни, главная цель развития личности.
В каждодневном стремлении реализовать свою врожденную, данную Богом внутреннюю свободу и стать по-настоящему свободным человеком. От своих неправильных и злых поступков. И в обществе, и в семье. Поскольку Бог дает нам шанс, то и мы должны давать его людям.
Здесь я бы хотел сказать еще об одном фундаментальном для христианства тезисе.
Пожаловаться Патриарх Кирилл лишил сана архимандрита Кирилла Говоруна, выступившего против войны Глава Русской православной церкви лишил архимандрита Кирилла Сергея Говоруна священного сана. Поясняется, что основанием для извержения из сана стало «нарушение 25-го правила Святых Апостолов» Как отметил Logos, в декабре 2023 года Епархиальный церковный суд Московской епархии лишил Кирилла Говоруна священного сана и отдал под церковный суд за то, что он служил в Киеве с духовенством Константинопольского патриархата. Именно этот проступок в РПЦ сочли клятвопреступлением. В 2022 году Говорун выступил соавтором декларации богословов, в котором идея «русского мира» была названа «лжеучением».
Служба состоялась 13 августа в Андреевской церкви, которую Константинопольский патриархат называет своей "ставропигией" подворьем. Заместитель председателя епархиального суда Москвы протоиерей Владислав Цыпин, комментируя появившуюся информацию о действиях в Киеве архимандрита Кирилла Говоруна , в среду заявил ТАСС, что совместное служение клирика Русской православной церкви с представителями Константинопольского патриархата и раскольнической Православной церкви Украины ПЦУ может повлечь за собой "радикальные меры" вплоть до запрета в служении и извержения из священного сана. Русская православная церковь в 2018 году разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом из-за легализации им украинских раскольников, что означает в том числе запрет на совместное участие в богослужениях. Архимандрит Кирилл Говорун Архимандрит Кирилл Говорун в 2008-2009 годах возглавлял отдел внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата. Также до марта 2012 года он занимал должность первого заместителя председателя учебного комитета при Священном синоде Русской православной церкви, в то время также являлся членом президиума Межсоборного присутствия РПЦ и научным сотрудником Общецерковной аспирантуры и докторантуры.