В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются.
Кто не имеет права голосовать на выборах-2024
избирательной комиссии Российской Федерации, о чем она незамедлительно информирует Президента Российской Федерации.". Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме и выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Портал государственных услуг Российской Федерации.
Обязанность участия в выборах
Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний. Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.
Так, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Конституцией так же установлены некоторые ограничения пассивного избирательного права. Например, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Если Вы являетесь утвержденным участником процедуры голосования, выберите свой регион для участия в голосовании. Сроки проведения электронного голосования Вы можете уточнить в Вашем Организационном комитете или Региональном отделении Партии.
Граждане Российской Федерации равны в возможности осуществления избирательных прав, а значит, их реализация не может ставиться в зависимость от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, избирательное право является прямым, что означает непосредственное голосование граждан «за» или «против» кандидата списка кандидатов. Каждый гражданин РФ на выборах голосует свободно, то есть согласно своему внутреннему убеждению. Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей.
Об избирательных правах (памятка для населения)
РОИ :: Обязанность участия в выборах | Избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. |
Статья 32 Конституции России | В Закон об основных гарантиях избирательных прав внесены изменения, устанавливающие особенности проведения выборов на территориях, где введено военное положение. |
Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
Авторизация | 1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
Защита документов | 4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в. |
Избирательные права граждан Российской Федерации | Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. |
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ | Редакция действует с 14 ноября 2023 | Юрист компании | Так, согласно ч. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации по достижении им 18-летнего возраста участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
Глава 2. Статья 44. Право на избрание
Основные избирательные права российских граждан | Законом регулируются избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иные вопросы, связанные с проведением указанных выборов. |
Голосование предложили разрешить с 16 лет - новости Право.ру | "Граждане Российской Федерации обязаны избирать и имеют право быть избранными в органы. |
Основные гарантии избирательных прав и способы их защиты | Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме и выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
Памятка для граждан по вопросам реализации избирательных прав
В случае если избиратель во время голосования при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного п. Также, статьей 65 Закона предусмотрено проведение досрочного голосования групп избирателей, которые будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах. Кроме того, согласно статье 66 Закона каждому избирателю, который не может самостоятельно по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности прибыть на свой избирательный участок обеспечивается возможность участия в голосовании, которое проводится только в день голосования и только на основании его письменного заявления или устного обращения о своем желании проголосовать вне помещения для голосования.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Комментарий к Ст. Активное избирательное право определяется как право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями уставами , законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. В части 1 статьи раскрывается в наиболее общем виде сущность основного политического права граждан: участвовать в управлении делами государства. Управление делами государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти, управления, суда. Это право реализуется через более конкретные права, которые излагаются в ст. Часть 1 комментируемой статьи, находясь в системном единстве с другими положениями Конституции и прежде всего с ч. Нормативное ядро комментируемого положения составляет конституционное понятие управление делами государства, значение которого не ограничивается содержанием самой по себе ч.
Оно распространяется на все части комментируемой статьи, имея в виду, что в них также находят свое отражение, в той или иной мере, нормативные характеристики публичных форм участия граждан в управлении государством посредством таких институтов, как выборы органов государственной власти и местного самоуправления, проведение референдумов ч. Указанное политическое право связано с обладанием гражданством, поскольку само гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством. Только признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само государство может притязать на добровольное соблюдение гражданами его установлений. К ним относятся право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право быть избранным в указанные органы, право участвовать в референдуме. Право избирать заключает в себе возможность принимать решение по формированию данных органов, обязательное для государственных органов, должностных лиц, граждан. Право избирать дает возможность участвовать в управлении опосредованно, через представителей.
Отдавая свое предпочтение программе политической партии, общественному движению, независимому кандидату, избиратели предопределяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Согласно ст. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти и местного самоуправления. При этом кандидат должен обладать определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. Конституция РФ с поправками в ряде случаев определяет возраст, с наступлением которого возможно осуществление права быть избранным см. Дополнительные ограничения введены для кандидатов на пост Президента Российской Федерации.
Для права избирать и быть избранным характерны периодичность реализации и общие демократические принципы избирательной системы. Статья 32 не содержит перечня этих принципов. Они указаны в Конституции в ст. Эти выборы проводятся "на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Указанные принципы относятся ко всем видам выборов. Согласно ч.
Нормы международного права определяют права избирать и быть избранными на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. На основе этих принципов в период 1994 - 1995 гг. Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных прав. Принятые Законы утвердили демократические принципы избирательного права граждан России. Всеобщий и равный характер этого права выразился в возможности с 18 лет участвовать в выборах без какой-либо дискриминации по признакам пола, расовой, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии со ст. Содержание Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" шире его названия.
Конкретные правомочия, вытекающие из права быть избирателем, означают возможность быть внесенным в список избирателей, знакомиться с этим списком, оспаривать как в соответствующей избирательной комиссии, так и в суде правильность списка. С появлением в нашем обществе граждан, получивших статус вынужденных переселенцев, возникли случаи отказа внесения их в списки избирателей. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил безусловное право этой категории граждан быть внесенными в списки избирателей при условии соблюдения ими правил регистрации по месту пребывания. Провозглашенные ст. Воля избирателя свободна, если имеются варианты выбора и возможность беспрепятственного выражения своих предпочтений посредством свободной агитации в пользу определенного кандидата или избирательного объединения. Российское законодательство определило организационные формы, посредством которых кандидаты выдвигаются партиями, избирательными блоками, общественными объединениями, непосредственно избирателями.
Наряду с этим ст. Конституцией установлена строгая периодичность выборов, являющихся высшим выражением власти народа. Попытка нарушить эту периодичность должна оцениваться как посягательство на политические права граждан. При свободных демократических выборах проигравшие на выборах избиратели и кандидаты никак не ущемляются в своих правах. В этом случае действует выработанный историческим опытом механизм самосохранения демократии. В очередном избирательном цикле прежняя политическая воля меньшинства может стать юридически признанной волей большинства.
Действующее законодательство определяет право избирать как активное, право быть избранным - как пассивное. Установлены равные права и возможности быть зарегистрированным в качестве кандидата и получить определенную сумму государственного финансирования, свободно агитировать в свою пользу или в пользу своего объединения, иметь доступ к средствам массовой информации, учредителем или соучредителем которых является государство. Право на свободу предвыборной агитации выражается в проведении публичных предвыборных собраний и встреч с избирателями, в дебатах и дискуссиях, митингах, шествиях, использовании средств массовой информации см. Согласно законодательству предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов см. Это имеет существенное значение для интеллектуального и эмоционального состояния избирателей. В обществе с демократической избирательной системой такое состояние — чрезвычайно важный фактор.
Практика проведения выборов свидетельствует об огромном значении эмоциональной поддержки большинства, выражающейся в состоянии доверия, симпатии либо страха, агрессии, при формировании выборных институтов государственной власти.
Когда человек не имеет права голосовать, что такое активное избирательное право Под активным избирательным правом понимается право граждан участвовать в голосовании на президентских, парламентских или муниципальных выборах, избирать представителей на выборные должности в госаппарате. Согласно документу, выбирать президента могут граждане, достигшие 18 лет и проживающие как на территории страны, так и за ее пределами. Однако лица, признанные судом недееспособными, а также те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда, лишены такого права. Это регулируется п. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.
В Закон об основных гарантиях избирательных прав внесены изменения, устанавливающие особенности проведения выборов на территориях, где введено военное положение. Возможно сокращение сроков избирательных действий. Поправки вступают в силу со дня опубликования.
Авторизация
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Информация о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России). 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.2.
Избирательные права граждан
О проекте Организационные комитеты Новости ЭПГ-4 Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 — это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах депутатов законодательных или представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, включенные в список избирателей, утвержденный решением соответствующего Организационного комитета. Если Вы являетесь утвержденным участником процедуры голосования, выберите свой регион для участия в голосовании.
Новости В соответствии с ч. Согласно ч. Право на участие в голосовании на выборах возникает у граждан Российской Федерации, достигших ко дню голосования возраста 18 лет. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, не допускается п. Порядок включения в список избирателей. Голосование на выборах осуществляется на конкретном избирательном участке, где избиратель включен в список избирателей. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт регистрации по месту постоянного проживания временного пребывания на территории этого участка. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку соответствующей избирательной комиссией п.
Список избирателей книга списка избирателей хранится у командира воинской части, руководителя ВООВО не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, после чего уничтожается по акту, который передаётся в соответствующую ТИК. Избиратели из числа сотрудников и военнослужащих войск национальной гвардии, члены их семей, которые в день голосования будут находиться вне места своего жительства в том числе на территории воинской части, в которой не образуется избирательный участок , вправе подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. В соответствии с порядком подачи такого заявления оно может быть подано: - в любую территориальную избирательную комиссию — с 31 января по 12 марта; - в любую участковую избирательную комиссию — с 25 февраля по 12 марта; - через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ — с 31 января по 12 марта; - в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций » ЕПГУ — с 31 января по 12 марта до 24 часов по московскому времени. Сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, не имеющие возможности принять участие в голосовании по месту жительства и подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в любые ТИК или УИК, через МФЦ и ЕПГУ в указанные выше сроки, могут не ранее 13 марта и не позднее 14 часов по местному времени 17 марта оформить в УИК избирательного участка, где они включены или имеют право быть включённым в список избирателей, специальное заявление, при предъявлении которого в день голосования они включаются в список избирателей на указанном в специальном этом заявлении избирательном участке. Военнослужащие войск национальной гвардии, находящиеся вне места расположения воинской части, которые не имели возможности подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения любым из перечисленных способов в указанные выше сроки, решением УИК могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в УИК не позднее 14 часов по местному времени 17 марта. Заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения подаётся избирателем в ТИК, УИК или через МФЦ лично на бумажном носителе при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации в период замены паспорта — временного удостоверения личности. Подать такое заявление можно только один раз. Если же один и тот же человек подал более одного заявления, то действительным считается первое согласно дате и времени его подачи. Остальные заявления не учитываются и не являются основанием для включения его в список избирателей по месту нахождения.
Дата и время подачи заявления через ЕПГУ определяются по московскому времени как дата и время отправки его в электронном виде. Командирам воинских частей, в состав которых входят подразделения по сопровождению грузов, необходимо согласовать с администрациями предприятий-грузоотправителей грузополучателей вопрос о корректировке графика перевозок специальных грузов караулами войск национальной гвардии с таким расчётом, чтобы военнослужащие в день проведения выборов находились в пунктах постоянной дислокации воинских частей и подразделений, за исключением выполнения задач, обеспечивающих обороноспособность государства. Командирам иных воинских частей нужно исключить выделение накануне и в день проведения выборов караулов по охране воинских грузов, команд сопровождения специальной аппаратуры связи, секретной документации и команд, следующих с оружием, а также передвижение войск в составе воинских эшелонов команд , за исключением выполнения внезапно возникающих задач при осложнении обстановки. При организации службы караулов по охране ВГО, нарядов по охране особо важных и режимных объектов, суточных нарядов, внутренних караулов, расчётов дежурных смен на 18 марта целесообразно предусмотреть включение в их состав военнослужащих и сотрудников, проживающих на незначительном удалении от места службы. Для этой категории лиц потребуется изменить время смены так, чтобы заступающий сменяющийся с учётом времени, необходимого для прибытия убытия на службу и проведения смены, получения сдачи вооружения и специальных средств, имел возможность с 8 до 20 часов по местному времени принять участие в процедуре голосования. Для сил, привлекаемых в этот день для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, нужно предусмотреть возможность участия их в голосовании на ближайшем к месту несения службы избирательном участке. Военнослужащие, сотрудники имеют право заранее оформить заявление о включении в списки избирателей по месту нахождения. Посещение избирательных участков личным составом, выполняющим задачи по усилению мер безопасности 18 марта, производится: - в групповом одиночном порядке без снижения боевой готовности подразделения, наряда, качества несения службы резервы, подразделения ОМОН, СОБР ; - путём временной смены силами резервов наряды вневедомственной охраны.
Порядок доведения до избирателей указанных сведений в случае образования избирательных участков на территориях воинских частей, в том числе позже общих сроков образования избирательных участков, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В случае образования избирательного участка на территории воинской части командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в это помещение всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, а также совместно с участковой избирательной комиссией обеспечивает доступ в помещение кандидатам или их доверенным лицам, уполномоченным представителям или доверенным лицам избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатам из указанных списков, наблюдателям, иностранным международным наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о выборах. При этом должны соблюдаться требования законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность воинских частей, в том числе определяющих порядок въезда на территории, организации и объекты, для которого иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Формирование участковых избирательных комиссий и их резерва Формирование избирательной комиссии при образовании избирательного участка на территории воинской части осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, регулирующими порядок формирования участковых комиссий, а также Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В случае образования избирательного участка на территории воинской части в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона сроком на пять лет, формирование участковой избирательной комиссии осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона также на пять лет. В случае образования избирательного участка на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в период подготовки и проведения выборов участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 51 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее дня, предшествующего дню голосования. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной тайне» сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона, предложения о включении военнослужащего в состав участковой избирательной комиссии могут быть внесены в частности собранием избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона необходимо учитывать, что при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, требование об ограничении количества государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии может не применяться.
Активное избирательное право
Избиркомы для содержащихся под стражей Закон также предусматривает возможность формирования экстерриториальных участковых комиссий в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, устанавливает порядок формирования таких комиссий, полномочия и основы их деятельности. ЦИК РФ при проведении голосования в местах содержания лиц под стражей будет определять порядок голосования, порядок подсчета голосов и оформления протоколов голосования. До 1 января 2024 года решением ЦИК будет определяться, в каких регионах и на каких выборах будет организовано голосование избирателей или участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей за пределами соответствующего избирательного округа или округа референдума. Также в законе содержатся нормы об отказе от голосования с использованием открепительных удостоверений и запрете на предвыборную агитацию на сайтах, которые заблокировал Роскомнадзор.
Избирательный участок по месту своего нахождения избиратель выбирает сам при оформлении заявления. Заявление может быть подано избирателем только один раз и может быть аннулировано избирателем.
Старший помощник прокурора района.
Дополнительные ограничения введены для кандидатов на пост Президента Российской Федерации. Для права избирать и быть избранным характерны периодичность реализации и общие демократические принципы избирательной системы.
Статья 32 не содержит перечня этих принципов. Они указаны в Конституции в ст. Эти выборы проводятся "на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Указанные принципы относятся ко всем видам выборов.
Согласно ч. Нормы международного права определяют права избирать и быть избранными на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. На основе этих принципов в период 1994 - 1995 гг. Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных прав.
Принятые Законы утвердили демократические принципы избирательного права граждан России. Всеобщий и равный характер этого права выразился в возможности с 18 лет участвовать в выборах без какой-либо дискриминации по признакам пола, расовой, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии со ст. Содержание Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" шире его названия. Конкретные правомочия, вытекающие из права быть избирателем, означают возможность быть внесенным в список избирателей, знакомиться с этим списком, оспаривать как в соответствующей избирательной комиссии, так и в суде правильность списка.
С появлением в нашем обществе граждан, получивших статус вынужденных переселенцев, возникли случаи отказа внесения их в списки избирателей. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил безусловное право этой категории граждан быть внесенными в списки избирателей при условии соблюдения ими правил регистрации по месту пребывания. Провозглашенные ст. Воля избирателя свободна, если имеются варианты выбора и возможность беспрепятственного выражения своих предпочтений посредством свободной агитации в пользу определенного кандидата или избирательного объединения.
Российское законодательство определило организационные формы, посредством которых кандидаты выдвигаются партиями, избирательными блоками, общественными объединениями, непосредственно избирателями. Наряду с этим ст. Конституцией установлена строгая периодичность выборов, являющихся высшим выражением власти народа. Попытка нарушить эту периодичность должна оцениваться как посягательство на политические права граждан.
При свободных демократических выборах проигравшие на выборах избиратели и кандидаты никак не ущемляются в своих правах. В этом случае действует выработанный историческим опытом механизм самосохранения демократии. В очередном избирательном цикле прежняя политическая воля меньшинства может стать юридически признанной волей большинства. Действующее законодательство определяет право избирать как активное, право быть избранным - как пассивное.
Установлены равные права и возможности быть зарегистрированным в качестве кандидата и получить определенную сумму государственного финансирования, свободно агитировать в свою пользу или в пользу своего объединения, иметь доступ к средствам массовой информации, учредителем или соучредителем которых является государство. Право на свободу предвыборной агитации выражается в проведении публичных предвыборных собраний и встреч с избирателями, в дебатах и дискуссиях, митингах, шествиях, использовании средств массовой информации см. Согласно законодательству предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов см. Это имеет существенное значение для интеллектуального и эмоционального состояния избирателей.
В обществе с демократической избирательной системой такое состояние — чрезвычайно важный фактор. Практика проведения выборов свидетельствует об огромном значении эмоциональной поддержки большинства, выражающейся в состоянии доверия, симпатии либо страха, агрессии, при формировании выборных институтов государственной власти. В период подготовки к выборам в Государственную Думу группа депутатов ее прежнего созыва и Верховный Суд Российской Федерации попытались оспорить в Конституционном Суде Российской Федерации конституционность ст. Был подвергнут сомнению, в частности, принцип исключения при распределении депутатских мандатов избирательных объединений, получивших менее пяти процентов голосов.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации 20 ноября 1995 г. Данное определение принято в соответствии с принципами правового государства, поскольку принцип стабильности законодательства не может быть нарушен в процессе конкретной избирательной кампании. Для России с ее огромной территорией и многомиллионной численностью населения избирательный барьер в пять процентов вряд ли может рассматриваться как излишне завышенный. Особым политическим правом является право на участие в референдуме.
Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Указанный Закон провозгласил наряду с законодательством о выборах все демократические принципы и гарантии избирательного права. Закон детально регламентировал процедуру реализации инициативы проведения референдума Российской Федерации ее гражданами. На основании ст.
Право на создание инициативной группы принадлежит отдельному гражданину, группе граждан, общероссийскому общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации. Закон подробно регламентирует процедуру оформления ходатайства инициативной группы и порядок ее регистрации той избирательной комиссией, на территории которой проживает большинство членов инициативной группы. Зарегистрированная инициативная группа должна собрать не менее двух миллионов подписей граждан Российской Федерации при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них ст. Закон устанавливает особую процедуру назначения референдума Президентом Российской Федерации см.
Референдум считается состоявшимся, если Центральная комиссия референдума признает, что в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме ст. К ним относятся изменения статуса субъектов Федерации, досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Федерального Собрания или каждой из его палат либо отмена их выборов формирования. Также не выносятся на референдум вопросы принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства, введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты. Из числа вопросов, выносимых на референдум, исключаются вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, амнистии и помиловании.
Закон во исполнение ст. Законодательство стран с устойчивой демократической системой, как правило, устанавливает требование "серьезного отношения" к участию в выборах. Объективно только партии, ставящие перед собой прямую задачу формирования политической воли большинства, определяющие своей главной целью участие в выборах, отвечают этому требованию.
Наиболее востребованными способами защиты нарушенных прав на сегодняшний день являются судебная защита или обращение с заявлениями, жалобами в органы прокуратуры Российской Федерации. Полномочия прокурора в общем виде определены Федеральным законом от 17. К ним можно отнести право прокурора на обращение в суд с заявлением о назначении даты выборов или с заявлением об отмене регистрации кандидата списка кандидатов в случае выявления нарушения требований законодательства, выражение согласия на применение к члену избирательной комиссии, обладающего правом решающего голоса, мер административной ответственности. Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст. Помощник прокурора Ленинского района г.
Нижнего Тагила юрист 3 класса Ю.
Об избирательных правах граждан
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа ч. Под местом жительства следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией по месту жительства или по месту пребывания ст. Также важно то, что пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Согласно ч. Восточное, ул.
Аналогичные нормы закреплены в ч. Важным условием реализации избирательных прав является наличие так называемого «чистого» гражданства Российской Федерации - то есть должно отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства ч. При этом, указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа ч.
Под местом жительства следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией по месту жительства или по месту пребывания ст.
Открепительное удостоверение может быть получено не позднее дня, предшествующего дню голосования. Необходимо отметить, что повторная выдача открепительного удостоверения, в том числе в случае утраты последнего, не допускается. В случае если избиратель во время голосования при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного п.
По итогам консультаций, предусмотренных пунктом 6 или 61 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, принимает решение о назначении соответствующих выборов в том числе с возможностью сокращения сроков избирательных действий , референдума или об отклонении предложения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об их назначении, а в случаях, предусмотренных пунктами 52 и 61 настоящей статьи, незамедлительно принимает решение о проведении выборов, референдума либо о невозможности проведения выборов, референдума на части территории Российской Федерации, на которой введено военное положение. В случае, если подготовка и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума после их назначения в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи либо принятия решения об их проведении в соответствии с пунктом 52 настоящей статьи могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, соответствующие выборы, референдум откладываются по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, о чем она незамедлительно информирует Президента Российской Федерации.
В случае, если подготовка и проведение федеральных выборов на территории субъекта Российской Федерации после принятия решения об их проведении в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, соответствующие выборы на указанной территории по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не проводятся либо приостанавливаются и могут быть возобновлены в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи, в соответствии с общими сроками избирательной кампании в федеральном избирательном округе. О решении, принятом в соответствии с пунктом 101 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации незамедлительно информирует Президента Российской Федерации, а в случае, если решение принято в отношении выборов Президента Российской Федерации, - также Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда вознаграждения за счет средств, выделенных избирательной комиссии субъекта Российской Федерации из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 31 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливаются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Информация о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России). Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Сенаторы и депутаты внесли поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Активное избирательное право, право гражданина избирать должностных лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гарантии избирательных прав граждан выступают защитой от возможных нарушений в ходе выборного процесса.