Сегодня 29 января на телеканале "Хабар 24" вышло интервью с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, передает «Диапазон» @gazeta_diapazon. Русский язык выступает серьезным фактором поддержания дружественных отношений между РК и РФ, заявил в интервью российскому изданию Токаев.
Полное интервью Токаева о январских событиях в Казахстане (ВИДЕО)
Токаев дал большое интервью одному из отечественных изданий. Лента новостей. 3 января опубликовано развернутое интервью президента Токаева о внутренней и внешней политике Казахстана, а также событиях недавнего прошлого – о Кантаре, двоевластии в стране. При этом тот факт, что президент РК в ходе своего интервью «Хабару» повторил все то, что он уже говорил раньше, четко свидетельствует – у Касым-Жомарта Токаева связаны руки. Решение президента Токаева говорить в Казахстане по-казахски, несмотря на знание русского языка, было расценено как шаг, посылающий четкий сигнал Кремлю.
Токаев рассказал о подробностях январских беспорядков в Казахстане
Ни одну мировую проблему нельзя решить без России, заявил Токаев. Деятельность Ассамблеи на этом важном и сложном направлении имеет особое значение», – заявил Токаев. В интервью Токаев заговорил о дружбе и верности в рамках ЕАЭС и ОДКБ, отметил, что "русские и казахи должны находиться вместе", но также заявил, что Казахстан будет соблюдать. Одной из маленьких (или не очень) сенсаций Петербургского экономического форума, несомненно, стало публичное выступление президента Казахстана Токаева. Главное из интервью президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева телеканалу "Россия 24".
Читайте также:
- Позиция Казахстана по антироссийским санкциям не изменилась
- Внутренняя политика и дружба с Китаем: что говорят и пишут эксперты об интервью Токаева
- Касым-Жомарт Токаев: Как прогрессивная нация мы должны смотреть только вперед!
- Токаев: без России нельзя решить ни одну проблему в мире, это ясно и с Луны
- Популярные новости
- Демарш президента Казахстана: Донбасс – не признавать, России – не...
Интервью Президента Казахстана К.-Ж.Токаева телеканалу «Россия 24»
Поэтому власти республики не признают ни « Южную Осетию , ни Абхазию », ни такие «квазигосударственные объединения», как Луганск и Донецк. По мнению политика, проблема заключается в том, что лидер среднеазиатского государства высказался о своем отношении к вопросу в присутствии президента РФ Владимира Путина. Он считает, что это было «честно, публично, но [... Выглядело как вызов находящемуся рядом с ним президенту».
Продвижение позиций казахского языка как государственного при использовании русского языка с учетом географических, этнокультурных и международных факторов. При этом глава государства подчеркнул, что русский является одним из официальных языков ООН», — отметил Андрей Чеботарев. Говоря о повышении уровня взаимодействия между АНК и государственными органами всех уровней, особенно в регионах, он заметил, что в связи с этим акимам областей, городов республиканского значения и столицы, в частности, поручено проводить как минимум раз в два месяца совещания по межэтнической ситуации с участием представителей АНК. Ожидается, что такая мера позволит усилить деятельность по профилактике возможных конфликтов и инцидентов межэтнического характера, добавил политолог. Очевидно, что главную роль в этом призван играть Научно-экспертный совет АНК в составе 50 ученых и общественных деятелей. Расширение географии деятельности в сфере этномедиации.
Вопросы были на самые разные темы и на все Токаев дал исчерпывающие ответы.
Если у вас нет возможности посмотреть видео версию ниже в материале , можете ознакомиться с основными темами которые были затронуты: Январские события В России некоторые перевирают всю ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности. Сильное затопление южного региона.
В ходе беседы у главы государства спросили, куда он хочет привести Казахстан, передает NUR. Китайский журналист отметил, что Токаев не раз говорил о желании построить новый Казахстан, в центре которого будет справедливость по отношению ко всем. Новость «Это наша общая история» — Кошанов о поездке Токаева на парад в Москву «Я хочу, чтобы моя страна была в центре процессов, происходящих на евразийском континенте. Казахстан играет очень важную роль в налаживании торговых путей, международных отношений в этой части мира.
"Предлагали уехать из Казахстана": Токаев дал интервью российскому СМИ
Интересы государства превыше всего С большим вниманием и интересом, как и многие мои соотечественники, прослушала интервью Президента РК Касым-Жомарта Токаева по телеканалу "Хабар", в котором Глава государства честно и внятно ответил на все вопросы журналиста, обозначив свою позицию по многим политическим и экономическим аспектам. Лично мне импонирует то, что Президент выше всего ставит интересы государства, даже если предпринимаемые действия и меры могут каким-то образом повлиять на его имидж. Интервью охватывало широкий круг вопросов, которые сейчас в большей степени волнуют граждан. Это и оценка январских событий, и мер, направленных на стабилизацию ситуации, в том числе непопулярных, вызвавших негативные отзывы "демократической общественности". И в этом плане Президент дал однозначный ответ, заявив о том, что как дипломат он знал, что будет именно такая реакция, но интересы государства, безопасности наших граждан для него превыше всего. Умение оперативно принимать решения в трудный час, брать ответственность на себя - качества настоящего лидера, которые продемонстрировал К.
Четко обозначив свою позицию по различным направлениям, Президент подчеркнул, что его миссия - это положительная трансформация всего общества и всей политической системы, а также экономические преобразования. И это укрепляет уверенность в том, что наша страна продолжит путь реформ и модернизации к достижению поставленных высоких целей. Светлана Ким, председатель клуба журналистов при Акмолинской ассамблее народа Казахстана. Народ должен поддержать своего Президента Очень внимательно смотрел интервью нашего Президента Токаева К. Мне импонирует, что Глава государства в критический момент взял всю ответственность на себя.
Как профессиональный дипломат он знал, какая будет реакция на Западе на его действия, но интересы безопасности государства, его граждан для него были превыше всего. Он в первую очередь думал, как навести порядок в стране и предотвратить попытку захвата государственной власти. Я согласен с его высказыванием, что не нужно переворачивать все с ног на голову, было очевидно, что мирные демонстрации быстро переросли в беспорядки и там уже начали буйствовать бандиты и мародеры. В это тяжелое время Касым- Жомарт Кемелевич принял ответственные решения -возглавил Совет безопасности, отправил в отставку Правительство, произвел ряд ключевых кадровых назначений. Сегодня, когда положение в стране стабилизировалось, Президент внес предложения по реформированию политической системы и экономики, трансформации всего общества.
Из январских событий, нам всем надо извлечь правильные уроки, сплотиться вокруг Президента, поддержать его инициативы по укреплению стабильности в стране, оздоровлению экономики. Уверен, только на основе взаимопонимания и доверия, народ и власть вместе могут преодолеть все трудности и направить усилия на дальнейшее развитие Казахстана. Соглашусь с тем, что в критическую для страны ситуацию Президент взял на себя ответственность за судьбу народа на себя, принял важные решения по стабилизацию обстановки и предотвращению тяжелых последствий беспорядков. Понятно, что самую точную и объективную оценку январским событиям даст время, потомки и история. Но уже сейчас ясно, что Токаев К.
Многое необходимо изменить, реформировать, перезагрузить систему. Но делать это постепенно, не гонясь за минутным успехом, как говорится в пословице «Не спехом дело спорится, а толком». Главное сейчас, верить нашему Президенту, оказывать поддержку, честно работая и созидая на благо нашей Родины. Я полностью поддерживаю нашего президента Вчерашнее интервью Главы государства Касым-Жомарт Токаева журналисту телеканал «Хабар» дал ответ на многие волнующие вопросы общественности о причинах трагических январских событий, а также дальнейших политических и социальных реформах. Президент отметил, что эта была тщательно спланированная операция против нашего государства, целью которой было подрыв конституционного строя и захват власти.
Президент реально оценил внутриполитическую ситуацию нашего государства. Он отметил, что необходимо вносить серьезные коррективы в дееспособность и функционирование политической системы.
Наши слушатели Все права защищены. Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны.
Нынешнее падение влияния Назарбаева, — акцентировать это Токаев не стал в интервью — выражается не только тем, что он утратил все властные посты в стране, но и тем, что чуть ли не вся назарбаевская элита потеряла места в политсовете правящей партии «Нур Отан», включая его старшую дочь Даригу Назарбаеву, оставившую пока за собой депутатский мандат в нижней палате парламента. Любопытно, что Токаев вновь подчеркнул, что он сам принял решение взять на себя функции председателя совбеза Казахстана, а не получил их вследствие решения Назарбаева, на чем настаивал последний. Эта забавная деталь говорит, что перетягивание властных канатов между первым и вторым президентами проходило весьма непросто и нам, возможно, ещё предстоит узнать немало пикантных подробностей на этот счет. Кстати, ведущая интервью журналистка была настолько «деликатна», что не задала вопрос Токаеву, почему Назарбаев исчез из публичного пространства в самые драматические для страны январские недели и где он находился все это время… Ведь когда обнаружилось, что «показания» двух президентов относительно того, как проходила передача важных полномочий председателя совбеза расходятся диаметрально, доверять словам Назарбаева, будто он все это время находился в Казахстане, довольно затруднительно… Весьма выразительно выглядела сегодня «фигура умолчания» и по поводу роли племянников Назарбаева в январских событиях, один из которых, Самат Абиш, был заместителем председателя комитета нацбезопасности Казахстана и является по многочисленным свидетельствам одним из главных акторов в попытке верхушечного переворота против Токаева. Без прояснения, в том числе, и этих обстоятельств Касым-Жомарту Токаеву трудно будет начинать подготовку к переизбранию на второй срок весной 2024 года, о чем он сегодня недвусмысленно дал понять, пообещав, что не будет менять конституцию, позволив себе находиться на президентском посту более двух сроков.
Поскольку как Глава государства я об этом сказал 28 января на съезде партии. Я считаю, что я должен стоять несколько выше всех общественно-партийных и политических структур. Служить неким «магнитом» для того, чтобы привести различные общественно-политические силы к единому знаменателю с точки зрения их позиций, которые были бы продиктованы интересами нашего государства. А то ведь у нас, по-моему, это просто слова. Я с Вами согласен. Оппозиция имеется и в самой правящей партии. И партия, я об этом уже сказал, сама должна реформироваться с учетом потребности нашего общества. Считаю, что в Мажилисе должно быть несколько сильных партий. В крайнем случае они должны приходить к консенсусу, если нет конституционного большинства. В конце концов, находить общий язык с точки зрении формирования Правительства. Одновременно нам нужно воспитывать политическую культуру и соответствующих политических деятелей. Посмотрите, как в Германии все культурно происходит. Партии меняются. Люди выступают достаточно спокойно. Другие партии их выслушивают, приходят к каким-то соглашениям, рекомендуют своих людей на ключевые посты в Правительстве и т. Я думаю, со временем мы к этому придем. Во всяком случае, я хотел бы, чтобы в годы моего президентства это случилось. Общественность относится к Вам с таким большим доверием. Знаете, я сколько живу в этой стране, я тоже может быть впервые это чувствую. Осознание того, что у нас есть Президент, который тоже может у нас что-то изменить и сделать. Понимаете, раньше такого не было. В конце концов, это уже наша история. Но моя миссия как Президента состоит в том, чтобы достичь положительных результатов трансформации всего общества и всей политической системы. И, естественно, экономики. Я уже в первом своем выступлении с Посланием народу Казахстана сказал, что политика и экономика идут вместе. Нельзя в наших исторических реалиях говорить о том, что мы будем сейчас заниматься экономикой, а политика подождет. Выяснилось, что и политика играет свою роль импульса экономических преобразований. В конце концов, мы все учились по Марксу. И мы помним, что Маркс говорил на эту тему: «Основа — это экономический базис. Но есть политическая надстройка, которая посылает свои импульсы в сторону экономического базиса. А иногда политическая надстройка играет более важную роль, нежели экономический базис». Поэтому нужно заниматься одновременно и политической трансформацией общества, и экономическими преобразованиями. Это моя миссия. Я не знаю, как долго я буду находиться Президентом Казахстана. Но абсолютно точно знаю, что в соответствии с Конституцией не более двух сроков. То есть никакого переделывания законов и тем более Конституции не будет. Сейчас эта реформа осуществляется. Как она осуществляется, какими темпами — это, конечно, вопрос дискуссионный. Но она осуществляется. Я на встрече с предпринимателями говорил о создании коллегии по административным делам, ее раньше не было. Она специализируется на рассмотрении предпринимательских проблем, инвестиционных споров. Мы сейчас значительно усиливаем статус Высшего судебного совета, который должен играть определяющую роль при подборе судей. Мы направляем в судейский корпус людей, которые, возможно, не являются профессиональным судьями. Но это не всегда ведь быть профессиональным судьей — гарантия, что он судит честно. Мы направляем специалистов, в том числе в области корпоративного сектора, и в другие отрасли. То есть нужно разнообразить профессиональный состав судей. И, конечно же, главный критерий — это добросовестность и честность. Если не ошибаюсь, чуть более 20 миллиардов тенге. Такое ощущение, что олигархи, похоже, не торопятся туда взносы вносить. Какие меры Вы будете предпринимать по отношению к ним, чтобы это было на регулярной основе. Как Вы видите работу этого Фонда и поступления финансов туда? Я лично сам не вмешиваюсь в деятельность Фонда. Руководителем этого Фонда был назначен бывший министр финансов Болат Жамишев. Есть попечительский совет. Я не участвовал в его формировании. Они работают на общественных началах. Мое дело — простимулировать поступление взносов в этот Фонд, и, по-моему, сигнал был очень четкий. Во-первых, это не налог. Это благотворительность. Но всегда нужно ставить какие-то параметры. Это вопрос попечительского совета. Он принял резолюцию по поводу событий в Казахстане и требует международного расследования. Ваше отношение к этому документу и к институту — Европарламенту? Если бы люди знали, во сколько он обходится государствам-членам, то, наверное, критическое отношение к этому институту было бы более сильным. Но я не хочу комментировать, потому что это дело Европейского Союза. Если они считают необходимым содержать такой институт за такие средства, то пожалуйста. Резолюция не носит обязательного характера. Это рекомендательная резолюция. Они уже второй раз принимают резолюцию по Казахстану. Причем абсолютно необъективную, преждевременную в данном случае. Поэтому мое отношение к этой резолюции абсолютно спокойное. Что касается международного расследования событий в Казахстане, я не считаю необходимым проводить такое расследование. Справимся сами. У нас есть люди честные, объективные. Они сами по своей воле решили создать подобного рода институт. Я сам заинтересован в том, чтобы мы получили истину, получили правду. Другое дело, что эта резолюция продиктована лоббистами. Лоббисты работают по заказу наших людей, которые в свое время покинули Казахстан, заработав серьезные, большие деньги в нашей стране, и сейчас тратят на то, чтобы организовывать те или иные демонстрации, стравливают людей, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше». В этом плане я сравниваю богатых людей из Узбекистана, которые заработали большие деньги за пределами Узбекистана. Они приезжают на свою историческую родину и просят Президента Узбекистана дать им поручения: «Что мы можем сделать для узбекского народа, какую помощь оказать? В этом большая разница между узбекскими так называемыми олигархами и нашими олигархами, которые или здесь, или тем более за границей атакуют свою страну. Изменится ли характер сотрудничества с Китаем? И как будут развиваться наши отношения с США? Прогнозируется ли их ухудшение? Мы же не можем менять своих соседей. Во-вторых, Китай достиг огромных успехов в своем экономическом развитии. Китай является передовой страной с точки зрения развития высоких технологий, искусственного интеллекта. Мы должны, конечно же, сотрудничать с Китаем. Мы зависим от рынка Китая. Все наши крупные предприниматели, выпускающие стратегическую продукцию, наши сельхозпроизводители очень сильно надеются на китайский рынок. И отрицать это было бы совершенно неправильно. Люди, которые организовывают антикитайские демонстрации, естественно, преследуют свои политические цели. Возможно, они абсолютно не разбираются в потребностях нашей экономики и вообще плохо понимает экономические реалии. Возможно, они проплачены соответствующими фондами, структурами, поскольку идет геополитическое столкновение в мировом сообществе. Выступая недавно на саммите «Центральная Азия — Китай», я сказал, что за 11 месяцев прошлого года объем торговли между нами достиг 17 млрд долларов.
Космос, спецслужбы и открытая экономика: совместное заявление Путина и Токаева
Экономист Меруерт Махмутова считает, что необходимо ещё больше усилить антикризисные меры. Для того, чтобы улучшить казахстанскую экономику эксперт предлагает снизить налоги и увеличить расходы на реализацию госпрограмм. При этом, сделав главный акцент на поддержку семей, где воспитываются дети. Так как из-за режима самоизоляции у людей упала прибыль и с этим нужно что-то делать. И в данном случае для того, чтобы добиться макроэкономической стабилизации - не поддерживать компании, а поддерживать непосредственно население.
Считаю, что нам нужны новые соглашения, новые сделки, потому что мы не должны просто стоять на месте и ждать каких-то результатов. Мы должны приложить усилия для продвижения наших экономических связей в этом сложном мире. Я твердо привержен развитию сотрудничества и дружеских связей между молодежью обеих стран. Молодое поколение должно больше знать друг о друге», — сказал президент. В январе прошлого года по видеосвязи состоялся саммит между лидерами Китая и стран Центральной Азии. Затем, в феврале, Токаев вместе с четырьмя другими лидерами центрально-азиатских государств присутствовали на открытии Зимних Олимпийских игр в Пекине.
В мае этого года состоится саммит Китай — Центральная Азия. Токаева спросили, считает ли он, что Китай и Центральная Азия сближаются друг с другом не только экономически, но и стратегически, и, в частности, каковы его ожидания от предстоящего саммита, первого в своем роде? Китай играет все более важную роль в нашей части мира, в Центральной Азии, и это вполне естественно. Я думаю, что все мои коллеги в Центральной Азии согласились бы со мной в том, что мы извлекаем выгоду от наших отношений с Китаем. И мы будем делать все возможное, чтобы продвигать такого рода сотрудничество», — ответил Токаев. В диалоге речь шла и о независимости Тайваня.
Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов.
По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года. Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации. Правительство по моему поручению создало специальную комиссию, которая выехала в регион для встреч с представителями общественности и принятия компромиссного решения. Но протесты приобрели экстремистский характер, чем воспользовались заговорщики. Расследование Генеральной прокуратуры показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер. Вначале были митинги в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации, переговоры и диалог для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений. Начались первые столкновения во многих регионах страны. Все это было на руку заговорщикам, которые через специально подготовленных людей всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы. Это была вторая волна. Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества. В условиях хаоса к происходящему подключились вооруженные бандиты, террористы, которые одновременно, по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей. Причем речь идет не только об Алматы, но и целом ряде областных центров. Напомню, во время январских событий было похищено более трех тысяч единиц оружия, в том числе автоматов, пулеметов и даже гранатометов. Кроме того, нападениям подверглись транспортная инфраструктура и объекты телекоммуникаций. Повторюсь: бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом. В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть. Ситуация тогда была крайне сложной и напряженной — страна была близка к тому, чтобы погрязнуть в хаосе. Чтобы не допустить этого, все меры контролировались мною лично, ежечасно и круглосуточно. По линии МВД поступали сведения о подготовке различных атак на Акорду, в том числе с использованием грузовиков. Мне неоднократно рекомендовали покинуть резиденцию, даже эвакуироваться, в том числе за рубеж, но я с этим решительно не согласился и в одном из телевизионных обращений заявил, что при любых обстоятельствах останусь на рабочем месте. В течение двух недель я находился в служебной резиденции Акорда. Оперативные совещания проходили и глубокой ночью, и ранним утром. В те дни самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить наше государство, восстановить в стране верховенство закона и порядок. В соседней стране много говорят о ее спасительной роли во время беспорядков в Казахстане. На момент обращения председателем организации была Армения, а в этом году председательство перешло Казахстану. Контингент ОДКБ был действительно миротворческим и сыграл роль сдерживающего фактора в вакханалии, разыгравшейся в те трагические дни. По договоренности со странами — участницами организации ее контингент покинул страну без каких-либо предварительных условий, к тому же досрочно. Миротворческий контингент ОДКБ не участвовал в контртеррористической операции и не произвел ни одного выстрела. Армянский контингент охранял горводоканал и хлебокомбинат «Аксай», белорусский — аэродром в Жетыгене, таджикский и кыргызский — соответственно ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 города Алматы, российский — ТЭЦ-3 и объекты телекоммуникаций. Были угрозы совершения терактов на объектах жизнеобеспечения, поэтому контингент был направлен именно туда. Но самое главное — это позволило высвободить наши силы для проведения контртеррористической операции. Что тогда Вы скажете тем, кто утверждает, что это было народное восстание и чуть ли не революция? Разве на мирные демонстрации приходят с автоматами, пистолетами и холодным оружием? Разве там избивают и убивают военнослужащих, издеваются над ними, используют их в качестве живого щита во время нападений на административные здания? Разве после мирных демонстраций остаются разграбленные магазины и банки, сожженные автомобили? Я уже не говорю о нападениях на здания органов власти и полицейские участки. Общая сумма ущерба от этих бесчинств составила порядка трех миллиардов долларов. Скажу прямо: рассуждения о якобы народном восстании способствуют оправданию и обелению преступных деяний. Такие безответственные, по сути, провокационные разговоры приводят к героизации настоящих бандитов, укоренению в обществе пагубной криминальной психологии. А значит, призывают к новым беспорядкам в ущерб национальной безопасности и благополучию народа. Это очень серьезная угроза. Поэтому государство и общество должны быть едины в осуждении беззакония — я в этом уверен. Граждане могут открыто говорить о существующих проблемах. В соответствии с концепцией «слышащего государства» я требую от государственных органов учитывать общественное мнение. У нас действует демократический закон о мирных собраниях. Недавно принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций. Поэтому нужно предельно ясно понимать: мирные протесты допустимы, но массовые беспорядки неприемлемы и будут жестко пресекаться. В стране должен царить закон — это моя принципиальная позиция. Посмотрите, ведь в странах Запада, цитадели демократии, особо не церемонятся с теми, кто устраивает уличные беспорядки и нападения на здания органов власти. Полиция выявила организаторов январских беспорядков — всех тех, кто призывал сопротивляться законным требованиям властей, занимался доставкой и распространением оружия, нагнетал атмосферу агрессии, руководил толпой в ходе погромов, поджогов и актов насилия. При этом от бандитов были отделены рядовые и зачастую случайные участники беспорядков. Мною было принято решение амнистировать граждан, попавших под влияние провокаторов. Амнистия применена в отношении 1 095 граждан из 1 205 осужденных ранее. А организаторы беспорядков и лица, получившие сроки за теракты, государственную измену, попытку насильственного захвата власти и другие тяжкие преступления, в полной мере отбудут свое наказание. После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то — с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти. Это было так? Президент в соответствии с Конституцией определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от занимаемых постов высших должностных лиц государства, высшее командование Вооруженных Сил. Глава государства является Верховным Главнокомандующим. Однако попытки навязать модель двоевластия действительно были, и, должен сказать, эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации «транзита власти» политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В нашей стране действовали Президент и Верховный Главнокомандующий, а также Председатель Совета Безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. Скажу больше: эта ситуация стала одной из предпосылок январского кризиса. Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или «тандема». Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну. Считаю, что вообще не должно быть «старшего и младшего президентов». Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов. Мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти. Потом, уже во время следствия, некоторые заговорщики признались, что не ожидали увидеть такой уровень консолидации народа и политической воли власти. Можно ли сказать, что пройдена точка невозврата, критическая черта, которая отделяет нас от недавнего прошлого? Есть ли сегодня гарантии необратимости перемен? Был образован Национальный совет общественного доверия, который разработал и реализовал важные законодательные инициативы. Были внесены существенные изменения в законодательство о выборах, политических партиях, Парламенте. В стране впервые открыто заговорили о диктатуре олигополии. Эти нововведения создали угрозу тем, кто вольготно чувствовал себя в условиях политической и экономической монополии. Поэтому они предприняли безуспешную попытку повернуть все вспять. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути. В 2022 году процесс политической модернизации, конечно же, ускорился. И одной из главных задач реформ стало формирование более справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было создать такие условия, чтобы обеспечить необратимость политических реформ, сделать их постоянным фактором общественной жизни. Для этого в рамках конституционной реформы было установлено несколько заслонов. Во-первых, мы воссоздали Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Кому-то может показаться, что прежний Конституционный Совет просто сменил вывеску, но здесь дело обстоит иначе. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан. Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда. И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената. Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными. В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам. Одним словом, возврат к старой системе невозможен. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены. Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды. Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, усиливающие независимость судов. Расширены категории дел для судов присяжных. В стране полноценно функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который получил конституционный статус.
Касым-Жомарт Токаев дал развернутое интервью телеканалу «Россия 24»
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в первые дни 2024 года дал большое интервью газете «Egemen Qazaqstan», передает Богатое прошлое и блестящее будущее — так накануне визита Владимира Путина в Казахстан президент этой страны Касым-Жомарт Токаев охарактеризовал основные особенности. Растет недовольство казахстанцев официальной статистикой Эксклюзивное интервью Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева Агентству. Президент России Владимир Путин провел переговоры с казахстанским коллегой Касым-Жомартом Токаевым в Астане, они договорились укреплять стратегическое партнерство. Об этом в опубликованном сегодня, 3 января, интервью газете Egemen Qazaqstan («Суверенный Казахстан») заявил президент республики Касым-Жомарт Токаев. РИА Новости. Власти Казахстана выступают категорически против вовлечения граждан в чужие информационные войны. Об этом заявил президент страны Касым-Жомарт Токаев.