Новости гротеск что такое в литературе

Гротеском называется художественный прием в литературе, который использует причудливо-фантастические образы на грани реальности и выдумки, часто этот прием используется в целях высмеивания автором героев своего произведения. Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия. Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами. Однако в искусстве, перформансе и литературе гротеск может также обозначать нечто, что одновременно вызывает у зрителей чувство неловкой странности и сочувственной жалости.

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

Главная» Новости» Что такое гротеск в литературе кратко. Литературная критика общества и людей. В качестве литературного приёма, гротеск стал особенно популярен в эпоху романтизма. Сам термин «гротеск» необычайно популярен и в нашей критике, и в истории литературы, и в ее теории. В литературе гротеск представляет собой жанровую форму фантастики, одну из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое.

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

это комический прием. От юмора и иронии гротеск отличается тем, что комическое в нем неотделимо от страшного. Литературная энциклопедия даёт объяснение термину, как понятию, пришедшему в литературу из живописи. Сегодня элементы гротеска используют в серьезной литературе и в политических памфлетах, в романтических повестях и в юмористических произведениях. Таким образом, гротеск в литературе является мощным инструментом, позволяющим авторам выразить свое видение мира и вызвать эмоциональный отклик у читателей.

Что такое гротеск в литературе

В статье даётся общее теоретическое понятие «гротеск», характеризуется развитие гротеска в литературе нового времени. Что такое Гротеск? Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла. Литературные термины гротеск. Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. В литературе гротеск, это вид художественности образности, заостряющий и обобщающий формы бытия с помощью контрастного и причудливого сочетания фантастического и реального, карикатуры и подобия. что это такое, как зародился жанр и какие произведения литературы могут служить его яркими примерами.

Гротеск - что значит? Что такое гротеск? Гротеск в литературе примеры из произведений.

Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. Часто гротеск в литературе приравнивается к особому и небывалому миру, противостоящему серой обыденной повседневности. В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. Гротеск в литературе В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин. Что такое гротеск в музыке, литературе, живописи и архитектуре?". Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова – Щедрина, выражается в том, что животные существуют в качестве людей.

Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором

Гротеск стал популярным приемом и в литературе. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет?

Гротеск - что значит? Что такое гротеск? Гротеск в литературе примеры из произведений.

С тех пор синтетич. Одно из первых в России определений Г. Возникает особый гротескный мир, существенно важный, однако, для вскрытия реальных противоречий действительности. В силу этого Г. Природа комического в Г. Комическое высвобождается вместе с постижением сущности Г. Природа Г. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса, «Шестеро персонажей в поисках автора» Л.

Пиранделло, «Процесс», «Превращение» Ф. Кафки, «Круглоголовые и остроголовые» Б.

В литературе — одна из разновидностей комических приёмов, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; обычно гротеск несёт в себе трагедию. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью.

Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле иск. Название стенной живописи в римских гротах. То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова ГРОТЕСК — французское grotesque, буквально причудливый; комичный , 1 орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы растения, животные, человеческие формы, маски. В искусстве: изображение чего н. Гротескный стиль. Гротесковая роль. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова Что такое гротеск в литературе и примеры его использования Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Художественная литература успешно пользуется приёмами и средствами, зародившимися в недрах других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры. Одним из таких приёмов можно считать гротеск, широко используемый как литераторами прошлого, так и писателями-современниками. Что такое гротеск и история этого термина Гротеск — это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска — контраст. Конфликт что это? В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами. Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» «причудливый, смешной». Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» «пещера». В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента. Подобные декоративные фрагменты были обнаружены в римских катакомбах. Предполагают, что по времени создания они относятся к эпохе правления императора Нерона. Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, — это типичные образы гротескного искусства.

Также присутствует нарочитая комичность или трагический фарс, призванный снизить сочувствие к героям и высмеять их даже в их бедственном положении. Читатель силится и хочет пробудится, но цель автора — завладеть вниманием настолько, чтобы после прочтения осталось лишь понимание завуалированной идеи произведения. Примеры гротеска в литературе Образы, возникающие пред сознанием в гипертрофированном виде, чаще всего призваны воздействовать на подсознание, выдавая таким образом секретные мысли и тайные метания. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать: Переплетение сна и реальности, причем сон обязательно насыщен ужасными подробностями, опасными и огромными образами, как например сон Татьяны в котором любимый становится медведем, окруженным чудовищам или сон Раскольникова, в котором в образе старушки предстаем великое Зло. Превращение части в целое, как например в повести «Нос» Гоголя, нос чиновника уходит и становится самостоятельным гражданином.

Приемы русской литературы

И трепещет, повиснув, рука: Жест, как я догадался, покинул ее пятипалость. Кальпиди в своих стихотворениях с помощью гротеска подробно описывает части тела, и эта детальность в описании, по мнению М. Абашевой, «заслоняет эротичность его поэзии» [2]. По веселой лужайке неплотно задраенной плоти бродят прутики пульса с морзянкой венозного дна; мне смешно наблюдать разноцветное нёбо в зевоте, на котором в отличье от неба темнеет одна, но двойная звезда… Наслюненный катыш не хлеба — соска губами ты тискаешь между, но вместо желанья вползает тоска быстрей, чем рука под одежду. Телесность напрямую соотносится с гротескными женскими образами. Можно говорить об отрицательной коннотации в их представлении. Часто женщина предстает перед читателем в образе мужчины, либо с мужскими чертами. Поэт показывает женщину, утрируя ее телесные особенности. В данных образах чаще всего отражена эстетика безобразного, женщина как нечто уродливое, пошлое, безобразное: Не жизнь тобою насладилась, а ты ею наслаждалась, идиотка, и трогала себя за все места — от щиколки до слюнок подбородка. Я верностью с тобой дружил, а ты со мной — какой-то детородной слизью, которая из центра наготы безумно перемигивалась с жизнью.

Очевидно для гротеска столкновение сакрального и профанного. Эти миры могут быть поняты и определены один через другой. Образ Бога у Кальпиди также связан с гротескной эстетикой.

При этом часто персонажи ничуть не удивляются происходящим из ряда вон выходящим событиям. Можно вспомнить повесть М. Булгакова «Собачье сердце»: даже если люди и удивлялись превращению собаки в человека, все считали это вполне возможным научным прорывом, но никак не фантастикой. Может проявляться в виде композиционного контраста. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» наблюдается причудливое сочетание бытового описания Москвы с фантастическими образами Воланда и его свиты. Очень часто в литературе данный приём используется для описания сновидений героев.

Например, эпизод сна Татьяны Лариной из произведения Пушкина «Евгений Онегин»: во сне героиня видит Онегина в убогом шалаше в окружении группы страшных зверей и чудовищ — автор приводит описания их гротескных образов: «…Один в рогах, с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой» и т. Ещё одним примером может стать сон Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», в котором герой видит хохочущую старуху. Примеры в литературе Изначально гротеск использовался в мифах, легендах, былинах и сказках. Химеры, кентавры — всё это гротескные образы: к примеру, кентавр сочетает в себе черты человека и животного. Также мотивы гротеска прослеживаются в изображениях некоторых древних богов. Другой яркий гротескный образ — Кощей Бессмертный, в котором человеческое сочетается с неведомыми потусторонними силами и мистическими возможностями. Образ Бабы-Яги также сочетает в себе и безобразное, и пугающее, но и забавное.

Интернет Что такое гротеск в литературе? Гротеск в литературе появился в эпоху Ренессанса, для которой была свойственна «карнавальная» культура и причудливые образы. Изначально сюжет произведений с элементами гротеска отличался сочетанием противоположностей — безобразия и красоты, смерти и рождения. А основой развившегося впоследствии романтического гротеска стал кричащий диссонанс, ведающий о трагической несовместимости реальности и идеала, автоматизации и омертвении жизни, а также искажении ее важнейших черт. Часто гротеск в литературе приравнивается к особому и небывалому миру, противостоящему серой обыденной повседневности. Он, можно сказать, граничит с фантастикой, так как многие писатели и поэты в своих творениях часто используют мифические и сказочные образы, одушевляют неживые предметы и предают животным человеческие свойства характера.

Нельзя, например, не присоединиться к Ю. Манну, когда он пишет: «… гротеск возникает как стремление к крайнему обобщению, «подведению итогов», к извлечению некоего смысла, концентрата явления, времени, истории. Автор гротеска делает это не иначе, как путем предельного заострения, — до нарушения привычных связей, иначе говоря, до создания своего, особого, гротескного микромира, который способен вобрать в себя самое существенное из лежащих вне его огромных явлений» стр. Немало в книге и других справедливых замечаний и наблюдений относительно природы гротеска. Так, в главе «Сущность гротеска» автор совершенно верно подчеркивает, что «алогизм гротескного сохраняет свою силу да и само право на существование лишь постольку, поскольку отражает реальную действительность, реальные закономерности» стр. А несколько ниже в той же главе говорится: «В гротеске первичная условность любого художественного образа удвояется. Перед нами мир не только вторичный по отношению к реальному, но и построенный по принципу «от противного» или, точнее, вышедший из колеи. Привычные нам категории причинности, нормы, закономерности и др. Потому-то, между прочим, так характерна для гротеска фантастика. Она особенно наглядно разрушает привычные для нас связи» стр. Поначалу может показаться, будто данное рассуждение противоречит тому тезису, что приведен выше. На самом же деле они дополняют друг друга: причинность, нормы, закономерности жизни в гротеске не только «растворяются», но и выявляются. Нарушая одни жизненные связи и закономерности привычные, видимые невооруженным глазом , создатель гротеска стремится тем самым сделать явными, зримыми другие закономерности — более глубинные, характеризующие сущность определенных сторон действительности. В этом, собственно говоря, и состоит активно-познавательная функция гротеска, его содержательная сторона. Значительное место в работе Ю. Манна уделено художественным особенностям гротеска. Этим вопросам посвящены главы «Фантастика и преувеличение в гротеске», «Гротеск и аллегория», «Комическое в гротеске», также содержащие немало интересного. Так, весьма плодотворным является предложенное исследователем деление гротеска на два основных вида: «В первом случае наиболее распространенном фантастика — это следствие каких-то обстоятельств или качеств героя. Во втором — условие, исходный пункт действия, фантастическое предположение» стр. Примером гротеска первого вида Ю. Манн считает пьесы Б. Брехта «Круглоголовые и остроголовые», «Человек есть человек» «Что тот солдат, что этот». К гротеску второго вида автор относит «Клопа» и «Баню» В. Маяковского, «Остров мира» Е. Петрова и другие аналогичные произведения. В связи с анализом названных пьес исследователь высказывает любопытные соображения относительно своеобразия того или иного вида гротеска. Так, он справедливо отмечает, что фантастическое предположение не есть нечто произвольное и самоцельное. Оно обусловлено своеобразием изображаемого противоречия и призвано раскрыть его с наибольшей наглядностью и силой. Манн, — единственно и незаменимо.

Отзывы и комментарии

  • История гротеска
  • Гротеск - примеры из литературы
  • Гротеск: что это такое? Примеры из литературы и не только
  • Гротескное выражение чувств. Что такое гротеск

Прием в литературе

  • Манн Ю. В. Гротеск в литературе
  • Определение гротеска и его особенности
  • Смотрите также
  • Что такое гротеск? | База ответов на любые вопросы
  • Гротескное выражение чувств. Что такое гротеск
  • Значение слова ГРОТЕСК в Словаре литературоведческих терминов

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий