Рембрандт рисует свою любимую жену Саскию — пленительный образ его фантазий, мечтаний, счастливейших воспоминаний.
«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу — он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей. Назойливая Гертье на этом не успокоилась — она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры. Тогда Рембрандт отнес картину в кладовую, чтобы Гертье оставила свои придирки. Но на этом злоключения «Данаи» не прекратились. Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки В 1656 г. Так «Даная» оказалась в «Эрмитаже».
Вандалом оказался 48-летний литовский безработный Бронюс Майгис. Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве! Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски.
Картина "Даная" Рембрандта - это не только произведение искусства, но и исторический документ, который позволяет нам заглянуть в глубины древнегреческой мифологии. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского, который услышал от пророка, что его дочь родит сына, который станет его убийцей.
В попытке избежать этой участи, Акрисий заключил Данаю в башне, но затем боги послали ей сон, в котором она увидела Зевса, превратившегося в золотой дождь. После этого Даная забеременела и родила Персея, который и убил своего деда. Рембрандт изобразил Данаю в момент, когда она принимает золотой дождь, который символизирует приход Зевса к ней.
Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме… 12 лет каторжных работ Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет.
Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры. Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть… В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом… И никаких угрызений совести… Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала. Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне. Жалел ли о своем поступке Майгис?
Судя по всему, нет. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать». Почему он выбрал именно эту картину? Поговаривают, что однажды он спросил у смотрительницы Эрмитажа: «А сколько стоит это картина?
Но был и третий вариант спасти картину: это NFT.
Говоря простым языком, это цифровой аналог документа, который подтверждает ваше право на какой-то объект. Это могут быть музыка, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового или оцифрованного искусства. При чем здесь Эрмитаж, спросите вы? Да-Да, я не шучу. А реализовать проект по выпуску токенов «Цифровое искусство» музею помогли компания «Интеррос» и платформа «Атомайз».
Я всегда скептически относилась ко всему, что не могу пощупать, пока лично не посетила международный Форум объединенных культур, который проходил в Санкт-Петербурге этой осенью.
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
Многоликая Даная | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр? | В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». |
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания | "Корпус", Собрание картин Рембрандта: 1635-1642, Том 3 Фонда исследовательского проекта Рембрандта, редакторы: Дж. |
Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего
Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты. Рембрандт ван Рейн, «Даная», 1636-1647 гг. Так картина выглядела до нападения. Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта «Даная». * * * Работая над картиной, Рембрандт сделал так, что кровать под Данаей прогнулась. Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно?
«Даная» картина Рембрандта
Единственным выжившим ребёнком Саскии стал Титус, родившийся в 1642 году. Но его появление на свет стоило матери жизни. Саския умерла, а кормилицей малыша стала служанка Гертье Диркс. Своенравная и капризная женщина нередко ревновала возлюбленного — причём не к живым женщинам, а к покойной Саскии. Особенно раздражала любовницу мастера работа над «Данаей». В главной героине слишком явно проступали черты Саскии, а потому Гертье потребовала, чтобы художник переписал Данаю — под неё. Тот согласился и начал переделывать уже почти завершённое творение.
Рембрандт часто писал портреты жены. В Данае также угадываются её черты Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Саскии в красной шляпе», 1633-1634 годы Местонахождение: Картинная галерея, Кассель, Германия Современный рентгенографический анализ картины показал, что Рембрандт действительно вносил изменения в свою работу приблизительно через десять лет после начала написания. В лице Данаи причудливо сочетаются черты жены и любовницы художника, но если вы полагаете, что Гертье осталась довольна, то сильно ошибаетесь. Она потребовала изменить позу Данаи, причём внести коррективы в её фигуру. Здесь уже идти на поводу у Гертье Рембрандт не стал. Он просто взял и отнёс картину в подвал, где она и оставалась некоторое время.
Покушение на «Данаю» В 1656 году она была продана, чтобы оплатить долги художника. Владельцы полотна всё время менялись.
У Тициана их четыре.
Обращение Рембрандта к античным сюжетам — это особая история. Их в его творчестве не очень много. И хотя образованная часть голландского общества XVII века знала античные мифы, поскольку интересовалась европейским искусством и имела представление о множестве картин хотя бы по репродукционной гравюре, для любого протестантского общества того времени античная тематика тем не менее была сложна для восприятия.
Представитель обывательской части протестантского общества XVI или XVII веков видит в античности прежде всего языческую цивилизацию, а язычество он воспринимает независимо от времени как некое враждебное христианству начало, разлагающее духовную жизнь человека, уводящее его от истины, а то и попросту бесполезное. Поэтому заказ на античные произведения был не такой активный, как, скажем, на светские сюжеты или на произведения христианского содержания. Тем не менее у Рембрандта такая картина есть.
Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё. Это «драма наготы». Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох. Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины. Но в 1642 году Саскии не стало.
Популярность мастера пошла на спад. Заказов было все меньше, долги всё росли. Потерю любимой жены Рембрандт оплакивал долго, но вскоре появилась новая любовь. Ею стала Гертье Диркс. В тот момент Рембрандт переписал «Данаю». Узнать это помогло в середине ХХ века рентгенографическое исследование. Выявилось, что Даная-Саския раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх — на золотой дождь. Положение руки было совсем другим. В первоначальном варианте Даная держит руку ладонью вниз — жест прощания, а в картине, уже исправленной, ладонь обращена кверху — призывно… Рентген определил и ещё одну важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом.
Это было понятно, художник оберегал сокровенность своей Саскии. Но с Гертье Диркс оберегать было нечего. Тогда же Рембрандт изменил и черты лица Данаи. Они стали больше напоминать лицо той же Гертье. Изменилось и выражение лица Амура. Раньше он смеялся, а теперь рыдал, оплакивая счастливое прошлое!
Вероятно, это произошло после смерти Саскии, почившей, согласно официальной версии, в родах в 1642 году. В 2001 году испанский доктор Ж. Грау и его коллеги высказались о том, что на самом деле Саския умерла от рака груди. При исследовании картины, врачи обратили внимание на такие признаки, как асимметрия левой молочной железы и изменения подмышечной области. А подтверждением гипотезы послужили данные рентгеноскопии, выявившие - Рембрандт несколько раз перерисовывал эту область. Тому есть несколько объяснений: вероятно, он хотел скрыть на картине несовершенства груди любимой женщины или молочные железы Саскии, поражённые раком, изменялись во время создания «Данаи». Известно, что Рембранд начал писать картину в 1636 году. К сожалению, в XVII столетии рак молочной железы не оставлял женщинам шанс на выздоровление. В XXI ситуация изменилась. Новообразования груди у женщин хорошо поддаются лечению и тем успешнее, чем ранее выявлена онкология. Многие женские журналы и сайты для того, чтобы не пропустить дебют опухоли молочной железы, рекомендуют проводить самообследование. Такая самодиагностика проводится с 5 по 12 день каждого менструального цикла. Женщине необходимо достаточно интенсивно пропальпировать грудь. При нахождении любого уплотнения нужно срочно обратиться к врачу.
Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»
Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Рембрандт рисует свою любимую жену Саскию — пленительный образ его фантазий, мечтаний, счастливейших воспоминаний. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте.
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
Кому надо, тот знал. То же самое могу сказать и по поводу «Данаи». Все мировые специалисты по Рембрандту у нас побывали, со всеми мы советовались в ходе реставрации. Во всяком случае последние 5 лет, когда я был директором, все происходило на виду у специалистов. Да и прессы было много. Хотя до сих пор почему-то встречается мнение, что все происходило под завесой секретности. И это рождает обывательские слухи. Говорить о подделках просто смешно, потому что существует одна вещь, и к ней, кстати, не допускают посторонних. Это рентгенограмма, по которой, как по отпечатку пальцев у человека, всегда можно установить, та это картина или нет. И они известны.
Говорить о подделках можно только по невежеству, сочетающемуся со стереотипом мышления. Кстати, не только нашим. Всегда и везде вокруг музеев ходят слухи: у них, дескать, половина экспонатов — подделки. Это стандартные обывательские слухи, которые иногда подхватываются прессой и усиливаются, если есть элемент секретности. Но секретность давно ушла. И объективных причин для слухов нет. Хотя не всех мы допустили к работе с «Данаей», и были разные мнения, что с ней делать. Да, кое-кто из специалистов поговаривал, что никакой настоящей «Данаи» нет, что мы всю ее переписали заново. Но этого как раз не было.
Я уже сказал, каким путем мы шли. Возникает вымысел, а потом говорится, что все основано на документальном материале. Я ведь очень хорошо помню: за неделю до того, как я стал директором Эрмитажа, в газете было опубликовано интервью с умирающим вором, который утверждал, что почему-то именно наши «голландцы» все проданы в Аргентину. И знаете, что в первую очередь сделали работники Счетной палаты? Они пошли проверять, на месте ли наши «голландцы». Выяснилось, что на месте... Стереотип «у них все украдено» существует среди воров и темных антикваров. Они утверждают, что в музеях никто ничего не понимает и вообще «они еще хуже, чем мы». И этот вот мотив проходит и в книге Константинова, и в фильме.
Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Счастье входит в обитель Данаи, и единственным напоминанием о днях ее тягостного одиночества остается лишь плачущий скованный амур — деревянная фигурка в изголовье ее кровати. Над изголовьем кровати - младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание Рембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка. Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. Субботним утром, в ленинградском ныне - санкт-петербургском Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» кисти Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком "Свободу Литве! Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия "политическими соображениями". Майгис Бронюс Дело Майгиса Бронюса.
Человеком,который обезоружил «безумного» Майгиса, оказался Василий Клешевский, белорусский милиционер, а не сотрудник ленинградской милиции, как считалось много лет! Тогда еще 30-летний старшина белорусской милиции оказался в Эрмитаже один на один с вандалом в последний день своего отпуска. Благодаря его рассказу выясняется, что в тот день Майгис планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв. После "покушения" Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена.
Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… По приказу Министерства культуры была создана Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и администрация музея. Проведение реставрационных работ поручили эрмитажным художникам-реставраторам Е. Герасимову, А. Рахману, Г. Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь Государственной комиссии Т. Консервация картины, включавшая укрепление красочного слоя и грунта, удаление двух дублировочных холстов и подведение нового, глубинная регенерация покровных лаков, была завершена уже к концу 1985 года. В течение последующих лет проводились работы по удалению натеков, в места утрат красочного слоя подводился новый реставрационный грунт из мела и пигмента, имитирующего цвет авторской имприматуры светло-серый , на клеевом связующем.
Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Наконец,после того, как в июле 1987 года Государственная комиссия приняла проделанную работу, начался следующий этап реставрации, направленный на восполнение утрат и приведение картины в экспозиционное состояние. Этот процесс проводился в традиционной для Эрмитажа и идентичной подлиннику технике масляной живописи на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки. Тем самым был соблюден важнейший принцип реставрации - обратимость, возможность в любой момент вернуться к исходной точке. Рембрандт пользовался пигментами неорганического происхождения, а богатство оттенков цвета достигал смешиванием красок. Кроме того, было найдено в смесях красок некоторое количество измельченного стекла. Стекло делает краски более прозрачными из-за марганца, содержащегося в нем. Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет.
В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом… После реставрации Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством.
Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией.
Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, поэтому в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя на картине снизу и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. В 1772 году картина была куплена царицей Екатериной II вместе с частью большого когда-то собрания произведений искусства барона Кроза во Франции. Это полотно веками считалось одним из главных шедевров Эрмитажа. Надо знать и помнить, что одним из величайших голландских живописцев золотого века является Рембрандт. В прошлом веке «Ночной дозор» Рембрандта три раза страдал от нападений.
В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Также одними из самых известных его картин являются «Ночной дозор» 1462 , «Даная» 1636 - 1643 , «Возвращение блудного сына» 1669 , «Автопортрет с двумя кругами» 1667. Вместе с тем обнаружение «новых картин» всем известных художников нередко связано с подделкой.
«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной, в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции.
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Рембрандт рисует свою любимую жену Саскию — пленительный образ его фантазий, мечтаний, счастливейших воспоминаний. 14 октября 1997 года в Эрмитаж, после длительной реставрации вернулась картина Рембрандта «Даная». 13 октября 1997 г. Картина Рембрандта "Даная", вернувшаяся после реставрации и выставленная в залах Государственного Эрмитажа под охраной милиции.
«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
Картины Рембрандта в Эрмитаже | Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. |
Даная (картина Рембрандта) — Википедия с видео // WIKI 2 | Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". |
Ответы : что обозначает картина рембрандта даная | Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна 14 октября 1997 снова вернулась к зрителю. |
Даная картина Рембрандта | Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов. |
Рембрандт «Даная» описание картины кратко. 1636-1643 гг.
Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно? Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа. Картину «Даная» Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.