В преддверии памятной даты в холлах Центра и филиала оформлены информационные стенды «80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда». Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет.
Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей
К этой важной памятной дате 26 января в Воробьевской библиотеке-клубе прошло мероприятие «Блокада Ленинграда глазами детей». Педагог напомнила бердчанам, что блокада Ленинграда — самая продолжительная и самая страшная осада города за всю историю человечества. Кинолекторий "Блокада Ленинграда глазами детей". Её сестры, став взрослее, вернулись в родной город, а бабушка навсегда запомнила все ужасы блокады и не смогла вернуться в Ленинград. Так, в средней школе № 25 города Калуги прошёл классный час, посвящённый блокаде Ленинграда.
Блокада Ленинграда глазами современных детей
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня – город был взят в окружение 8 сентября 1941 года, а полностью освободить его удалось 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда Блокада глазами детей января года исполняется лет со дня снятия блокады Ленинграда закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны Была полностью снята блокада Ленинграда которая продолжалась дня Ленинград. 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице. В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей». К этой важной памятной дате 26 января в Воробьевской библиотеке-клубе прошло мероприятие «Блокада Ленинграда глазами детей».
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми
И хотя полностью блокада была снята лишь через год, 27 января 1944 года, в тот день Ленинград снова соединили с Большой землей, а сотни тысяч людей получили надежду на выживание. Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С.В., который рассказал о ключевых моментах периода ленинградской блокады, о мужестве и силе духа ленинградцев. Все 872 блокадных дня прожила в Ленинграде Наталья Курепина, под бомбежками, в голоде. 125 блокадных граммов. Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия. Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти. Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать. Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени.
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве
Они пережили блокаду Ленинграда детьми. Сегодня, накануне очередной годовщины снятия Блокады Ленинграда, мы благодарны мужественным защитникам города, всем воинам, которым мы обязаны своей Победой, имя которой ― ПОДВИГ. С 1 февраля 2024 года в отделе «Детство» открылась выставка рисунков «Блокада глазами детей», посвященная 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей». В преддверии 80-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для учеников 5а и 5в классов в рамках Дня единых действий, акции "Блокадный вечности страницы" был проведен кинолекторий с просмотром фильма "Блокада Ленинграда глазами.
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Какими были их мысли, настроения рассказали девочки, которые с родителями подготовили стихи. Итогом мероприятия стала выставка рисунков на тему «Блокада глазами детей». Воспитанники почтили память погибших минутой молчания под звуки метронома.
С 23 января по 30 января в детской библиотеке проходит Неделя Памяти, посвященная 74 годовщине снятия блокады Ленинграда. Сотрудники информационно—справочного центра Алёшкина Е. Затаив дыхание, школьники слушали рассказ о войне, о блокаде, о мужестве и самоотверженности жителей города на Неве. Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными.
Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно.
Ну-ка, сними одеяло. Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно. Я понимала, что маме осталось недолго жить. Ноги — это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки. Да, мама, ты была человеком с сильным духом. Конечно, ты знала, что умрёшь, но не считала нужным об этом говорить». В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький. Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом. Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде. Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит. В спецшколу не иду. Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде. Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний! Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира». Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь — к полному отчаянию и единственному желанию — поесть досыта. Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить. Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения. Ирину отправили в детприемник, позднее — в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя. Судьба Юры так и осталась неизвестной. Последняя запись в его дневнике появилась 6 января 1942 года — за два дня до отъезда матери и сестры: «Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Но я ведь не симулирую свое бессилие.
Отделы епархии
- Блокада глазами ребенка
- Комментарии (0)
- Настройка шрифта:
- Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве - Гатчинская правда
Настройка шрифта:
В 1945 году она попала в Тюмень и училась здесь в школе, а в 1946 году вернулась в Ленинград. Председатель Общероссийской общественной организации содействия развитию педагогических кадров «Всероссийское педагогическое собрание» Валентина Иванова предложила поставить памятник блокадникам на Текутьевском кладбище в Тюмени, а также включить тему блокады Ленинграда в школьную программу. И очень бы хотелось, чтобы мы передали будущим поколениям эту память. Мы благодарны нашим советам ветеранов педагогического труда за огромнейшую работу по увековечиванию роли учительства в тяжелые суровые годы. Я рада, что сегодня наши ветераны выступают лекторами, руководителями музеев и пытаются донести важный материал до молодежи и педагогов», — подытожила председатель Тюменской межрегиональной организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Валентина Худякова. Руководитель Штаба, глава комитета Тюменской областной думы по социальной политике Ольга Швецова отметила, что очень важно знать историю своей страны, а если есть возможность, услышать ее из первых уст — это вдвойне ценно. Мы всегда рады видеть новых интересных людей, рады предоставить им площадку для проектов и мероприятий. Наши двери всегда открыты», — добавила она.
Бабушка, чтобы сохранить нам жизнь, отдавала нам все свои пайки. Зимой 1942 года фабрика, где работала мама, сгорела и мы переехали к бабушке на Фонтанку. Мама бралась за любую работу, лишь бы, что-нибудь заработать, а мы с сестрой присматривали за нашей младшенькой.
Очень быстро стала ощущаться нехватка еды. Талоны давали на месяц, каждый день на них можно было получить 125 грамм хлеба, лишь к концу зимы паек немного прибавили. Приходилось часами стоять в очереди. Бывало люди падали без сил. Но были и такие, которые прямо в очереди воровали талоны на хлеб. Хотя хлебом-то это было назвать сложно, но люди были рады и этому, не понятно из чего состоящему, но все-таки хлебу. Чтобы выжить, в пищу шло все, что хоть чуть походило на нее. Заваривали шиповник, хвою, луковую шелуху, а из столярного клея делали кисель. Суп варили из кожаного ремня. Бабушка с самого начала отдавала нам все свои продукты.
Когда мы к ней переехали, она уже была очень слаба и не вставала. Вскоре она умерла. Не помню по какой причине, но дядю Мишу на фронт не взяли. Он остался в городе и работал снабженцем.
Сказала мне, что будем щи есть с гусем, как до войны.
Это не пахло гусем, я помню этот запах, я его ненавидела", — вспоминала Нина Васильевна. Еще она вспоминала о своей жизни на Васильевском острове, о том, как в соседние дома попадали снаряды, как затыкала дыру в окне одеялом. И, конечно, о том, как ждала вестей о прорыве блокадного кольца. Поделиться В Петербурге отмечают 80-летие снятия блокады Ленинграда В Петербурге отмечают 80-летие снятия блокады Ленинграда Юрий Симонов: воспоминания о грохоте орудий В 1943 году Юра Симонов учился в третьем классе. День прорыва блокады Ленинграда он запомнил очень хорошо — грохот орудий доносился до города.
Я помню, пришел за водой, всплывает красноармеец, бабушка ему: "Извини, родной, я водички себе возьму". Ирина Зимнева: была спасена из-под тел погибших благодаря кукле в руке Для Ирины Зимневой фарфоровая кукла 1872 года рождения так и осталась на всю жизнь просто Валечкой. Семейная реликвия, игрушка, в которую играла еще прабабушка Ирины, стала для девочки счастливым талисманом. Когда поезд, в котором трехлетнюю Иру эвакуировали из блокадного Ленинграда, в щепки разбомбили у станции Лычково, десятки детей погибли. Вот тогда под трупами и нашли меня.
У меня в руке была зажата кукла", — рассказывала Ирина Алексеевна. Решил взять ее своей сестренке. Но оказалось, что игрушку крепко держит детская рука. Тогда он позвал взрослых, и под трупами целую и невредимую нашли маленькую Иру. Они случайно встретятся спустя 48 лет — Алексей придет строить баню для семьи Ирины Алексеевны.
Куклу участники этой невероятной истории опознали по примете — изоленте на руке. Эта крошечная деталь и позволила Ирине и Алексею познакомиться спустя несколько десятков лет. И у Галины Николаевны тоже есть талисман, который она сохранила. Там внизу стояла супница. До войны ею пользовались, а во время войны ее запихали вниз.
И в ней завалялся маленький кусочек хлеба сухого", — рассказывала Галина Николаевна Ценность этой находки в феврале 1942 года трудно было переоценить. Самой голодной блокадной зимой иждивенцам выдавали всего по 125 граммов хлеба на человека, от голода ежедневно умирали до четырех тысяч ленинградцев. А тут засохший кусочек настоящего довоенного хлеба! Немножко соли, кипяток и у маленькой Гали получился суп — пусть и в железной кружке, а не в супнице. Тарелка-репродуктор, откуда звучали сказки, которые читала артистка Мария Петрова, — ее звонкий мальчишеский голос был знаком каждому маленькому жителю блокадного Ленинграда.
За окном трещал мороз и падали снаряды. А артистка Петрова рассказывала о жарких странах, невиданных для советских детей фруктах и волшебниках. Всю жизнь Галина Николаевна хотела встретиться если не с самой артисткой, то с кем-то из ее родных. И это удалось — она познакомилась с внучкой артистки, Татьяной, и смогла поблагодарить за свои детские воспоминания в тяжелые блокадные дни. Лора Ганич: запомнила, как мертвых увозили на санках Когда началась блокада Ленинграда, маленькой Лоре было всего пять лет.
Но ее память сохранила многое. Так мы свою бабушку хоронили. Она у нас пролежала месяц в холодной комнате, чтобы за нее хлеб получать. А потом ее завернули в простыни и повезли на специальный хоздвор около Невы. И туда свозили всех мертвых", — вспоминала Лора Петровна.
В ее памяти осталась и забота о младшем брате — ему тогда было три года, он был очень слаб и в детский сад, в отличие от Лоры, не ходил. А она в садике старалась спрятать для него что-нибудь из еды, чтобы вечером порадовать дома. Поделиться 86-летняя жительница Донецка рассказала о блокадном Ленинграде 86-летняя жительница Донецка рассказала о блокадном Ленинграде "Спрячу что-нибудь для него, хоть какой кусок, а у меня украдут. Я плачу, что не могу принести своему братику ничего. В памяти есть, и как падают люди от голода, как ездили на Неву за водой", — рассказывала блокадница.
Через полтора года Лору, ее маму и брата эвакуировали в Киргизию. Там мать работала в детском доме, а дочка и сын были при ней. В 1944 году семья вернулась в Ленинград. Лора закончила медицинское училище и много лет работала лаборантом, занималась вирусологией. Даже в почтенном возрасте 86 лет Лора Петровна продолжала трудиться в санэпидстанции Донецка, куда она пришла более 30 лет назад.
Но кушать все равно хотелось всегда. Однажды снаряд попал в сахарный завод, голодные и измученные люди шли и ели сладкую землю, пропитанную сахаром, и брали ее с собой, чтобы потом добавлять в еду. Зима была очень холодной. В квартире стояла буржуйка, а труба через окно выводилась на улицу. Жгли все: книги, мебель, а когда жечь было нечего ходили собирали топливо по пустым квартирам. Народ умирал от голода и холода.
Хоронить было негде или просто не хватало сил, мертвых просто выносили на улицу, иногда во что-нибудь завернув. Весной, когда сошел снег, трупы на улицах были кругом. Казалось, весь город мертв. Сначала было очень страшно, но потом привыкли. В декабре 1942 года нас эвакуировали. Мы переплывали через Ладогу, пробивая себе путь сквозь лед.
Я не знаю, что было страшнее: переправляться или остаться в городе. Здесь негде было спрятаться, мы были как на ладони, а обстрелы продолжались. Каждый выстрел, казалось, был предназначен именно для нас. Даже когда все стихло, они эхом отдавались в моей голове. Мы эвакуировались в Костромскую область в деревню Власово, где жила моя вторая бабушка — папина мама.
Группа В контакте
- В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей
- Блокада глазами ребенка
- Блокада глазами ребенка
- Новости по теме
- Блокада Ленинграда глазами детей 21 века
- Навигация по записям
Встречу в Штабе общественной поддержки посвятили 80-летию снятия блокады.
- В Нижегородском художественном музее открывается выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда»
- Читайте также:
- Читайте также:
- Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей»