Североатлантический альянс провоцирует взрывоопасную ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) по европейскому сценарию. В Мире Политика Страны АТР.
Проблемы истории и современных международных отношений в АТР обсудили в ТОГУ
19 мая в Тихоокеанском государственном университете состоялась V Региональная студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Россия и АТР: проблемы истории и современных международных отношений». Несмотря на политическую и финансово-экономическую «турбулентность» во многих регионах мира, сопровождающую переход от несостоявшейся монополярности к новой международной архитектуре, ситуация в АТР отличается относительной стабильностью. APEC Drives Quality Growth Agenda. Lima, Peru | 26 February 2024.
Азиатско-Тихоокеанский регион завершил торговую сессию смешанными результатами
Президент России Владимир Путин уверен, что будущее Азиатско-Тихоокеанского региона зависит от политической воли стран АТР к сотрудничеству в интересах общего развития. Планы НАТО внедриться в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) представляют для него особую опасность, считает министр иностранных дел России Сергей Лавров. В списке «исключенцев» – также и многие страны и территории Азиатско-Тихоокеанского региона: Китайская Народная Республика, Гонконг, Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Бруней, Индонезия, Сингапур, Южная Корея, Науру, Западное Самоа, Тонга, Фиджи, протектораты. IDC спрогнозировала рост инвестиций в ИИ в Азиатско-Тихоокеанском регионе до $78 млрд к 2027 г. Состояние экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будет улучшаться постепенно в 2013 году на фоне улучшения мировых экономических перспектив, но в некоторых частях региона растет риск финансовой неустойчивости, передает Росбалт. Товарооборот между российским Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в стоимостном выражении в 2023 году составил $47 млрд, что более чем на 10% превышает показатель 2022 года.
Новости Тихоокеанского региона
АТР — все новости по теме на сайте издания Энергоресурсы из России к 2030 году будут занимать в странах АТР 76% экспорта. В новом формате гостевых стримов Татьяна Фельгенгауэр поговорит с руководителем программы «Россия в АТР» Московского Центра Карнеги, китаистом Александром Габуевым. Сфера вещания ИА REGNUM охватывает все регионы России и сопредельные государства Европы, Средней Азии и Закавказья. Транспортная группа FESCO («Группа», «FESCO») и Институт Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН) договорились о проведении аналитических исследований в сфере транспорта и логистики в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Эксперты признали, что именно азиатский регион в среднесрочной перспективе станет самым влиятельным с экономической точки зрения. месторождение находится в Верхнебуреинском районе.
Пути энергетического перехода для стран АТР
США нагнетают напряженность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, считает Лавров. «АТР будет играть критически важную роль в энергетическом переходе — это центр роста народонаселения в мире. Процессы, запущенные нынешним военно-политическим конфликтом в Европе и конфронтацией Запада и России, пока не оказывают принципиального влияния на Азиатско-Тихоокеанский регион, не приводят к слому регионального порядка.
В страны АТР организуют поставки газа из Хабаровского края
Российско-китайские отношения выполняют роль балансира международных отношений, а общение лидеров в рамках визита Си Цзиньпина имеет ключевое значение с точки зрения его эффективности. Об этом в статье для издания China Daily пишет эксперт Китайского центра изучения современных международных отношений Юй Суй.
На саммите в Вильнюсе Япония и НАТО подписали соглашение, которое должно перевести их сотрудничество из традиционной сферы безопасности в область новых технологий и стратегических коммуникаций. Откровенно говоря, подобный сценарий несет в себе риск "воскресить в памяти" жителей стран АТР воспоминания о колониальном и империалистическом прошлом. Пекин в 2023 году построит свыше 120 малозаметных истребителей пятого поколения J-20, в то время как Вашингтон - только 48 Ф-35 К тому же, экспансия в Азиатско-Тихоокеанский регион вряд ли найдет единодушную поддержку в рядах НАТО. Более того, согласно недавнему опросу, проведенному Европейским советом по международным отношениям, большинство жителей Европы согласны с Макроном в том, что "европейцы не должны быть простыми марионетками Америки и ввязываться в кризисы, которые их не касаются". Макрон сделал это замечание в начале этого года, когда возвращался из визита в Китай. Хотя "ястребиная" риторика некоторых европейских лидеров в отношении Китая, как правило, привлекает повышенное внимание СМИ, на деле многие страны Европы, входящие в НАТО, - Венгрия, Греция, Испания, Португалия и другие - поддерживают с Китаем теплые отношения. По словам министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто, Китай — это страна, от сотрудничества с которой можно получить много пользы. Ни одна из этих стран не хотела бы, чтобы из-за провокационного расширения НАТО на Восток у них отняли возможности, связанные с Китаем.
Лидеры Североатлантического альянса официально заявили, что безопасность союза неразрывно связана с другими регионами мира, в том числе с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Предпринимаются попытки укрепить взаимоотношения блока с государствами АТР, чтобы поддержать Вашингтона по противодействию Пекину. Фотография представлена изданием Inosmi.
Как говорится в докладе МВФ, АТР по-прежнему останется динамично развивающимся регионом вопреки вызовам, таким, как ослабление внешнего спроса. Динамичное развитие будет, главным образом, обусловлено восстановлением экономики Китая и уверенным ростом в Индии. По прогнозу МВФ, в 2023 году темпы роста в регионе достигнут 4,6 проц.
Здесь даже сложно сказать для кого такой путь наиболее полезен, так как в случае с Японией и Кореей мирный подход является единственным возможным на данный момент, так как ВС этих стран зависят от стран-союзниц, и без их ведома не способны сами осилить прямую конфронтацию. Тоже справедливо и для Тайваня, однако тут играет и роль то, что острову не выгодно выставлять себя в плохом свете, если он хочет в будущем занять место на международной арене. Наконец КНР показывает всеми силами свою доминирование через оружие, но и в то же время выступает против его использования, таким образом создавая образ страны, заслуживающей доверие [6]. Основным источником для появления новых конфликтогенов и эскалации имеющихся является США. Как бы Вашингтон не показывал свое умение контролировать ситуацию в собственном регионе и насколько бы полезными американские солдаты не были в разных частях мира, в случаях, когда региональный видный актор начинает сопротивляться действиям Соединенных Штатов, ситуация приобретает весьма опасный характер. Мы точно можем сказать, на примере Ближнего Востока и восточной Европы, что такие политические противостояния способны стать причиной боевых действий. Понятное желание США контролировать как можно большее количество регионов, а также поддержка собственных союзников, создает обратную силу, целью которой является помешать американцам [7]. Визит Нэнси Пилоси на Тайвань явно не способствовал улучшению взаимоотношений, так как на данный момент ситуация с островом остается не решенной, но как бы то ни было материковый Китай настаивает на единстве своего государства. Любые взаимоотношения и официальные встречи, визиты, разговоры и пр. Не так давно в новостных сводках появилось сообщение: «Китайский эсминец на большой скорости чуть не протаранил американский военный корабль». В наши дни США продолжают вести политику в данном направлении, пусть и менее остро. Однако в случае этого года китайский военный флот показал, что именно они являются законной силой в имеющимся пространстве. Пусть корабли прошли на расстоянии приблизительно 150 метров по разным источникам разные числа, однако эти приводят чаще всего , подобный случай все еще является показательным.
Итоги молодежной конференции АТР-XIV (2023)
В настоящее время соглашение ратифицировано одиннадцатью странами, в их числе Китай, Иран, Азербайджан и Таджикистан. История вопроса Электронный документооборот осваивает трансгран. Первый блин не комом Рамочное соглашение вступило в силу 20 февраля 2021 года.
В прошлом году только американо-японские учения проходили около 30 раз.
Пекин, естественно, протестует. Но американцы в ответ заявляют, что будут плавать там, где позволяет международное право. В то же время они пытаются лишить такого права другие страны.
Всего в регионе свыше 200 объектов вооруженных сил США, в том числе более 50 военных баз. Кроме того, Вашингтон планирует к 2024 г. Соединение будет действовать в акватории восточной части Индийского океана.
Это освободит ресурсы 7-го оперативного флота и позволит сосредоточить его на решении задач в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, активизировать деятельность по сдерживанию КНР в Южной и Юго-Восточной Азии. Эти действия американцев показывают, что после создания хаоса в Европе НАТО пытается переключиться на Азиатско-Тихоокеанский регион и тем самым распространить свое присутствие во всем мире, что вполне в логике действий США. Теперь же хочет привлечь страны Азиатско-Тихоокеанского региона против Китая, что в большой степени затрагивает и безопасность России.
Можно сказать, что, расширяясь до Дальнего востока, НАТО раскалывает мир на три части: Россия, Китай и их сторонники; НАТО с западными и европейскими союзниками; «третьи» страны, пытающиеся остаться вне схватки, которым, однако, придется определиться — на чьей они стороне. Ради своего будущего: то ли они пополнят число американских вассалов, то ли защитят суверенитет совместно с Россией, Китаем и другими странами. Североатлантический альянс пытается усилить свои функции и институциональное присутствие в регионе под предлогом «китайской угрозы».
В связи с чем, США хотят ускорить формирование региональной и даже глобальной системы безопасности с альянсом в качестве ядра для побуждения союзников Америки в АТР к сдерживанию Китая. Эти шаги Америки очень схожи с ее практикой постоянного усиления противоречий между странами НАТО и Москвой, которые содействуют расколу в Европе. Расширение на восток привело к военному конфликту между Россией и Украиной, длительной конфронтации России и альянса и большому расколу.
Последствия этих действий Вашингтона очевидны для всего мира. История показала, что куда бы альянс ни протянул свои кровавые лапы, там происходят трагедии. Особое внимание вызывает сближение с НАТО Японии, единственной азиатской страной, потерпевшей поражение и подписавшей капитуляцию во Второй мировой войне, в то время как США при поддержке натовских сателлитов не устают накачивать Тайвань оружием именно по той самой схеме, по которой ими накачивалась Украина в преддверии ее столкновения с Россией.
Проводя далее аналогию с Украиной, которая рвалась быть в Европе форпостом «восточного фланга» НАТО, можно сказать, что при той жесткой блоковой схеме, которой придерживается коллективный Запад, именно Японии отведена роль натовского фланга в АТР. Но здесь между островной республикой и соседними континентальными державами форпостов у альянса нет, только — вода. При этом действия Японии являются отражением все более глубокого втягивания этой страны в реализацию американской стратегии сдерживания, направленной против России и Китая, от которых до японских островов, что называется, рукой подать.
Учения «Восток-2022», беспрецедентно широкий состав их участников, открыто поставленные цели противодействия военной активности США, Японии и их союзников в АТР должны произвести отрезвляющее воздействие на Токио и Вашингтон. Даже НАТО из евроатлантического далека с опаской смотрит на их отношения, которые больше, чем союзнические. Но не только военная мощь реальных противников испугала США.
НАТО и Евросоюз.
Пекин в ответ заявил, что это НАТО представляет собой системный вызов миру и стабильности на планете. Кроме того, в концепции указана важность Индо-Тихоокеанского региона для безопасности блока. Мы будем укреплять диалог и сотрудничество с новыми и существующими партнёрами в Индо-Тихоокеанском регионе для решения межрегиональных проблем и защиты общих интересов в области безопасности», — говорится в документе. Одно наличие в этом регионе таких стран, как Китай, Индия, Индонезия, Япония и Южная Корея, уже говорит о его важности. Поэтому западные страны заинтересованы иметь в АТР свои сферы влияния и рычаги давления», — пояснил Блохин в беседе с RT. Так что такие амбиции у них есть давно. НАТО всегда претендовало на глобальную роль», — заявил аналитик.
Характер деятельности блока во многом определяется тем фактом, что он был создан США для достижения своих целей, считает Константин Блохин. Потом целью Вашингтона стало уже не только сдерживание РФ, но и попытка обуздать Европу, чтобы обнулить её политические амбиции. А теперь альянс ещё должен заниматься сдерживанием Китая», — говорит он. Аналогичного мнения придерживается и Константин Блохин. Мы часто говорим о новой холодной войне США с Россией, но такую же холодную войну Соединённые Штаты, по сути, начали и с Китаем», — сказал аналитик.
Отношения Китая и стран Центральной и Восточной Европы После европейского долгового кризиса государства Центральной и Восточной Европы ЦВЕ перестали полагаться исключительно на страны-члены ЕС и обратили внимание на другие располагающие ресурсами центры силы, проводя политику «открытости на восток». Одновременно Китай активно искал новые возможности для вложения своих огромных валютных резервов.
Это второй пример того, как Китай начал работать над форматированием отношений со странами Европы. В июне 2011 г. Второй форум прошел 25 апреля 2012 г. Во время встречи Вэнь Цзябао озвучил четыре принципа развития дальнейших отношений: усиление прагматичного экономического сотрудничества; создание и совершенствование механизмов взаимодействия; реализация инициатив так называемые «двенадцать мер» для достижения значительных результатов сотрудничества в скором будущем; поддержка взаимодействия в таких сферах как институциональное строительство, торговля и финансы, создание инфраструктуры, культура, образование, туризм, научные исследования, международный обмен и т. Некоторые из объявленных Китаем «двенадцати мер» уже запущены: спецпроект по предоставлению займов общий бюджет 10 млрд долл. В Европе аналогичный механизм пока не создан. В целом, заметна асимметрия сотрудничества Китая со странами ЦВЕ, в котором Китай играет доминирующую роль.
Заявления должностных лиц или документы не подтверждают однозначно, что именно Китай —— инициатор сотрудничества со странами ЦВЕ, но в пользу этой точки зрения можно привести ряд аргументов. Во-первых, Китай сильно заинтересован в развитии отношений с ЦВЕ. Объем торговли между Китаем и ЕС упал из-за кризиса государственного долга, в то время как объемы взаимных инвестиций и торговли между Китаем и ЦВЕ в 2013 и 2014 гг. С точки зрения китайского правительства, в сотрудничестве с ЦВЕ заложен огромный потенциал. Во-вторых, Китай играет активную роль в этих многосторонних отношениях. Так, именно китайское правительство сформулировало четыре принципа взаимодействия и разработало «двенадцать мер» для развития отношений Китая с ЦВЕ, а также позаботилось об успешной реализации запланированного. Инициативы Китая стали основой для развития механизмов сотрудничества.
Различия в экономической мощи между Китаем и 16 странами ЦВЕ не позволяют последним выстраивать отношения на равных. Также между странами ЦВЕ существуют разногласия относительно их политических и экономических целей, разнятся и их взгляды на вопросы безопасности, поэтому им сложно консолидировать свою позицию в переговорах с Китаем и взять на себя роль лидера. Это укрепляет доминирующую позицию Китая в диалоге с ЦВЕ. В-третьих, китайское правительство использует имеющиеся в его распоряжении разнообразные механизмы и развивает сотрудничество с ЦВЕ как на правительственном, так и на региональном уровнях. Инициатива «Один пояс, Один путь», которая отражает китайское видение европейско-азиатского сотрудничества, также призвана развивать отношения между Китаем и ЦВЕ. Тем не менее, будучи вынужденным считаться с позицией ЕС, Китай должен занимать сдержанную и прагматичную позицию в вопросах сотрудничества со странами ЦВЕ. Европейская комиссия и некоторые влиятельные страны ЕС склонны полагать, что Китай стремится разобщить Евросоюз и сформировать отдельную интеграционную группу с государствами ЦВЕ.
Китай воспринимает эту критику без удивления —— он к ней вполне готов —— и берет курс на укрепление экономического и торгового сотрудничества с ЦВЕ, избегая вовлечения в политическую сферу и сферу безопасности. Даже в случае с коммерческим сотрудничеством Китай тщательно изучает и анализирует политические факторы экономических взаимоотношений. Дело в том, что отношения нынешнего правительства Венгрии с ЕС оставляют желать лучшего, и этот фактор не позволяет Китаю развивать тесные экономические и торговые связи с ней. Одновременно Китай неоднократно заявлял, что с точки зрения китайского правительства сотрудничество с ЦВЕ следует воспринимать исключительно как продолжение и дополнение взаимоотношений Китая с Евросоюзом. Созданная c целью региональной экономической интеграции развивающихся стран, АСЕАН имеет ряд специфических черт и демонстрирует характеристики, которые легли в основу понятия «путь АСЕАН». Оно подразумевает осторожное отношение к формальной институционализации, принцип инклюзивности вовлечения , особое применение принципа консенсуса и невмешательство во внутренние дела стран-членов. Например, Китай приобщился к многосторонней дипломатии в процессе разрешения вопросов в Восточной Азии, принимая участие в вышеупомянутых многосторонних механизмах.
Первоосновной задачей основания АСЕАН была стабилизация ситуации на внутренних рынках и экономический рост. Болезненный опыт становления национальной независимости объясняет сильную неприязнь, которую и по сей день испытывают страны АСЕАН к внешнему вмешательству. В этот период, пока внутренняя координация Ассоциации еще не была сформирована, АСЕАН не развивала дипломатических отношений с третьими странами или объединениями. В то же время взаимоотношения между Китаем и некоторыми странами АСЕАН прошли через трудности и нередко становились напряженными. Государствам-членам Ассоциации требовалось преодолеть внутренние трудности, тектонические политические и экономические изменения в мире вынуждали их ставить новые задачи в политике в экономике. Тогда же многостороннее сотрудничество стало необходимым элементом внешней политики Китая. С 1991 г.
Китай начал принимать участие в многосторонних механизмах АСЕАН, в частности, его представители присутствовали на министерских встречах организации и принимали активное участие в обсуждениях. Финансовый и экономический кризис 1997 г. С учетом своего экономического и политического потенциала Китай быстро стал важным участником региональных многосторонних механизмов Восточной Азии например, АСЕАН плюс три. Этот многосторонний торговый механизм принес Китаю и странам АСЕАН ряд преимуществ: он повлек за собой не только изменения в региональный производственных цепочках, но и региональный инвестиционный бум. С развитием зоны свободной торговли Китая и АСЕАН взаимоотношения сторон также улучшились, что способствовало реализации стратегии «мирного подъема» Китая. Таким образом, Китай глубоко заинтересован в дальнейшем развитии этого соглашения. В 2013 г.
В рамках инициативы по обновлению и совершенствованию соглашения о свободной торговле его участники уделяют особое внимание укреплению торговых механизмов взаимодействия и оптимизации структуры торговли. Как отмечает Э. Гох, «в последнее десятилетие подход Китая к построению отношений со странами Юго-Восточной Азии отличается сознательной деэскалацией региональных споров, готовностью принимать участие в многостороннем диалоге и институтах, стремлением к добрососедству и взаимной выгоде». Декларация и кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море далее —— Декларация , подписанная в 2002 г. Но из-за недостаточной эффективности инструментов по реализации заложены в Декларации 2002 г. Разработка Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море далее —— Кодекс серьезно повлияла на который содержал бы в себе ограничительные статьи, стала важным фактором развития отношений Китая со странами АСЕАН. По итогам переговоров и консультаций 14—15 сентября 2013 г.
Хотя для достижения удовлетворительных результатов потребуется больше времени, уже сегодня можно отметить существенный прогресс. В переговорах по Кодексу Китай также использует многосторонний подход, однако двусторонние механизмы продолжают играть существенную роль. Китай укрепляет двусторонние отношения со странами АСЕАН особенно теми, кто не имеет отношения к разногласиям по проблеме Южно-Китайского моря : например, через всеобъемлющие стратегические партнерства с Индонезией и Малайзией, а также выстраивая более доверительные отношения с Таиландом. Таким образом, в сфере политики и национальной безопасности многосторонний механизм «Китай —— АСЕАН» постепенно становится все более значимым и успешно сочетается с двусторонними механизмами взаимодействия. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций В октябре 2013 г. Многие азиатские страны —— особенно страны АСЕАН —— поддержали данную инициативу, а некоторые пожелали стать соучредителями. Согласно официальной позиции Китая, предложенный механизм отражает «межправительственную природу институтов регионального многостороннего развития Азии, […] и его основная цель — поддерживать развитие инфраструктуры и инвестиционные проекты в других областях, способствовать экономическому развитию в азиатском регионе и региональному экономическому сотрудничеству».
Согласно оценкам Азиатского банка развития, в период с 2010 по 2020 гг. Для стран АСЕАН и других развивающихся государств азиатского региона подобный банк станет подспорьем для местных инфраструктурных фондов, а также поможет укрепить отношения между странами Азии —— в первую очередь, между Китаем и его соседями. Эту инициативу также можно рассматривать рассматривается как попытку Китая подорвать монополию многосторонних финансовых институтов Запада26 и обрести большее влияние на конфигурацию мировой финансовой инфраструктуры. В данный момент у Китая есть ресурсы и возможности для проведения активной внешней политики. Страны-соседи рассчитывают, что Китай будет играть более существенную роль в отношениях с ними и сможет генерировать больше «общественных благ» в регионе посредством многосторонних механизмов. Приверженность многосторонней дипломатии имеет для Китая несомненные преимущества. Многосторонний трек может облегчить положение Китая в условиях международного давления, поможет Пекину активнее на международную политику и повысит конкурентоспособность страны.
Переход Китая к третьему этапу формирования своей многосторонней дипломатии —— это открытие новых возможностей и для его международных партнеров, поскольку этот этап может способствовать формированию взаимного доверия, расширению международного сотрудничества и нахождению решений общих проблем. Сегодня Китай активно продвигает многостороннюю дипломатию в отношениях с региональными экономическими интеграционными организациями. Однако это не означает, что он игнорирует традиции и преимущества наработанной веками двусторонней дипломатии. Фактически двусторонняя и многосторонняя дипломатия дополняют друг друга. В XXI в. Захаров А. Американо-индийское сотрудничество в АТР: проблемы и перспективы В статье анализируются экономические и военно-политические аспекты американо-индийского сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Автор рассматривает противоречия стран в области торгово-экономического взаимодействия, в частности — причины отсутствия Индии в проекте Транстихоокеанского партнерства. Проанализирован политический диалог стран, определена роль китайского фактора в политике США и Индии в регионе. Исследованы военно-технические аспекты сотрудничества США и Индии. Автор делает вывод об общем укреплении американо-индийского взаимодействия в АТР и Индийском океане, но отмечает, что в силу многовекторности внешней политики Индии партнерство двух государств будет носить ситуативный характер. За последние годы американо-индийские отношения получили серьезное развитие и достигли исторических высот. Взаимодействие двух стран, которое с начала XXI в. Несмотря на значительные подвижки в ядерной проблематике см.
В 2016 г. Тем не менее ближайшее рассмотрение взаимодействия США и Индии показывает: несмотря на значительные шаги, сделанные Вашингтоном и Нью-Дели навстречу друг другу, говорить о превращении «стратегического диалога» в «стратегическое партнерство», а тем более в союзнические отношения рано. В статье мы постараемся проанализировать три основных направления в американоиндийских отношениях в АТР экономика, политика, военно-техническое сотрудничество и рассмотреть факторы, вынуждающие стороны сохранять некоторую дистанцию и воздерживаться от слишком сильного сближения. Экономическое направление В последние годы торгово-экономическое сотрудничество стран стабильно развивается, являясь одним из приоритетных направлений двусторонних отношений. По состоянию на конец 2015 г. С сентября 2015 г. На открытии диалога государственный секретарь США Дж.
Керри заявил о масштабном плане сторон по увеличению товарооборота в 5 раз — до 500 млрд долл. Несмотря на развитие торгового взаимодействия, в данном вопросе у стран имеются серьезные разногласия. Прежде всего, это обоюдные упреки в применении протекционистских мер, которые привели к противостоянию между государствами во Всемирной торговой организации ВТО. В 2015—2016 гг. США и Индия направили ряд исков друг против друга в комиссию по разрешению торговых споров организации, и не исключено, что разбирательства между странами растянутся на ближайшие годы. Именно торговые разногласия стали одной из важнейших причин того, что Индия воздержалась от участия в проекте Транстихоокеанского партнерства ТТП , который продвигала администрация Б. Другой причиной этого стали претензии США, связанные с защитой интеллектуальных прав, прав рабочих и защитой окружающей среды, которые трудновыполнимы для Нью-Дели и остаются предметом двусторонних разногласий.
Несмотря на то, что в январе 2015 г. Обама, прибыв с визитом в Индию, высказал свою поддержку интереса Индии к вступлению в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество АТЭС , по данному направлению не было достигнуто никакого прогресса. С ноября 2011 г. Индия по приглашению Соединенных Штатов является наблюдателем в организации. С марта 2016 г. В резолюции содержится призыв к другим государствам-членам организации поддержать вступление Индии. На данном этапе законопроект не пользуется поддержкой достаточного числа конгрессменов.
Ограничивающую роль для дальнейшего экономического сближения играло и отсутствие Индии в крупных региональных проектах, которые разрабатывались США например, Транстихоокеанского партнерства и Соглашения о торговле услугами. В целом, перечисленные разногласия по торгово-экономической тематике становятся определенным раздражителем для двустороннего сотрудничества. Однако индийское руководство не спешит следовать этим рекомендациям по внутренним причинам, что вызывает недовольство в Вашингтоне. Политическое направление Индия занимает важное место в планах Вашингтона по усилению влияния в регионе: США стремятся укрепить связи с демократическими партнерами, создав тем самым демократическую коалицию. Еще с 2011 г. Обамы осуществляла попытки включения Индии в стратегию «распространения демократии». Тогда один из сторонников американской политики разворота к Азии — госсекретарь Х.
Клинтон — отмечала, что по мере возрастания роли Индии в АТР она несет дополнительную ответственность, включающую необходимость откровенно высказывать свою позицию против нарушений универсальных прав человека. Клинтон, в частности, призвала Индию подталкивать правительство Мьянмы к диалогу с лидером оппозиции Аун Сан Су Чжи и к освобождению политических заключенных, а также к участию в демократизации Шри-Ланки, заявив, что «индийская демократическая система, в которой люди всех религий и социальных слоев участвуют в равной степени, может служить моделью для этой страны». Обама посетил Нью-Дели и принял участие в качестве почетного гостя на торжественном параде, посвященном 65-й годовщине Республики Индия. В ходе визита американский президент особо подчеркнул растущую роль Индии в АТР. Внимание экспертов привлекло Совместное заявление Н. Моди и Б. Обамы о стратегическом видении АТР и Индийского океана.
В нем «крупнейшая» и «старейшая» демократии выразили поддержку развитию региональной экономической интеграции и обеспечению свободы навигации особенно в ЮжноКитайском море ЮКМ. В частности, в нем содержался призыв ко всем участникам спора «избегать угроз или использования силы и продолжать разрешение территориальных и морских споров мирными средствами в соответствии с общепризнанными принципами международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву». Многие обозреватели увидели в данном заявлении антикитайский контекст: дело в том, что именно китайский фактор объединяет сегодня политические линии США и Индии в АТР и Индийском океане. Вашингтон, с тревогой наблюдая за экономическим ростом Китая и модернизацией его военной программы, рассматривает Индию в качестве желаемого демократического партнера в регионе в противовес КНР и призывает индийскую сторону играть более активную роль не только в Индийском, но и в Тихом океане, поскольку действия КНР меняют региональный баланс сил. В том же заявлении лидеров стран содержатся слова о стремлении «совместно работать ради продвижения мира, процветания и стабильности, чему должна способствовать общая приверженность стран Всеобщей декларации прав человека»8. Усиление китайских позиций в Индийском океане вызывает настороженность Нью-Дели и заставляет укреплять обороноспособность страны, в том числе за счет сотрудничества с Вашингтоном. В Индии также с настороженностью наблюдают за инициативой Китая по реализации «Экономического пояса Шелкового пути», считая, что он в большей степени будет служить геополитическим целям Пекина.
Наибольшим раздражителем служит проект китайско-пакистанского экономического коридора, который должен связать Синьцзян с помощью автомобильных и железных дорог с пакистанским портом Гвадар. Недовольство индийской стороны вызывает факт прохождения коридора через управляемую Пакистаном территорию Кашмира, которую в Нью-Дели рассматривают как принадлежащую Индии. Политика «перебалансировки» США в Азию подразумевает, прежде всего, военно-политическую составляющую: укрепление альянсов Вашингтона с региональными партнерами Японией, Республикой Корея, Австралией, Филиппинами , а также расширение военного присутствия в Юго-Восточной Азии. В этом отношении следует обратить внимание на взаимодействие государств в рамках трехстороннего диалога США —— Индия —— Япония. На встрече министров иностранных дел трех стран в сентябре 2015 г. Несмотря на географическую отдаленность от спорных территорий в ЮКМ, Индия сильно заинтересована в обеспечении стабильности и безопасности данного района. Во-первых, территориальный спор угрожает проведению политики правительства Н.
Моди «действуй на Востоке», ключевыми элементами которой являются развитие торговых отношений со странами АСЕАН и расширение географии сотрудничества за счет укрепления двусторонних связей Индии с Японией, Австралией, островными государствами Тихого океана, Южной Кореей и Монголией. В этом смысле напряженность вокруг спорных островов рассматривается в Нью-Дели как барьер на пути развития региональной торговли. Во-вторых, ряд индийских аналитиков проводят взаимосвязь между «агрессивными действиями» КНР в ЮКМ и растущей мобилизацией сил КНР в регионе Индийского океана, высказывая подозрения о том, что Пекин может использовать свои базы в Южно-Китайском море как плацдарм для активной демонстрации силы «на заднем дворе Индии». Неудивительно, что в середине июня 2016 г. По выражению газеты Wall Street Journal, совместные учения отразили «видение Вашингтоном нового порядка в области морской безопасности в Азии, который объединяет демократические силы для противостояния более агрессивному и хорошо вооруженному Китаю». В то же время, ни одна из сторон на данный момент не желает открытой конфронтации с Китаем. Это в особенности касается Индии, у которой с соседней страной очень много не только противоречий: от территориальных споров до разногласий на глобальном уровне, — но и общих интересов в первую очередь, заинтересованность в многополярном мире и противодействие мусульманскому экстремизму.
КНР для Индии, равно как и для США, — важнейший торговоэкономический партнер, что обуславливает особое внимание Нью-Дели к ключевым аспектам индо-китайских отношений. Стараясь сохранить свою «стратегическую автономность», Нью-Дели избегает вовлечения со стороны Вашингтона в противостояние с Пекином. В частности, в феврале 2016 г. Вместе с тем, официальное заявление министерства иностранных дел Индии в связи с решением международного трибунала ООН по вопросу ЮКМ, в котором говорится о необходимости «беспрекословного уважения» Конвенции ООН по морскому праву, может быть расценено как недвусмысленная критика намерений Китая. Это подтверждает и визит главы внешнеполитического ведомства КНР в Индию 12—14 августа 2016 г. Таким образом, усиление Китая, которое в США и Индии рассматривается с позиции собственных национальных интересов, подталкивает Вашингтон и Нью-Дели к региональному взаимодействию на политическом уровне. Во многом именно этот фактор стимулировал согласие правительства Н.
Моди на усиление сотрудничества с Соединенными Штатами в военной сфере. Военное сотрудничество Одним из достижений заключительного периода нахождения у власти в США администрации Б. Обамы стало укрепление военно-технического сотрудничества ВТС с Индией. Это фундаментальные соглашения, которые США подписывают со своими близкими военными партнерами14. Первое из них — наиболее резонансное — подразумевает предоставление индийских военных баз американской авиации и флоту для логистических целей ремонта и дозаправки и обсуждается сторонами с 2004 г. С одной стороны, соглашение носит в большей степени символический характер, поскольку у стран уже был опыт логистического взаимодействия во время войны в Персидском заливе в 1991 г. С другой стороны, оно является четким сигналом Пекину о том, что к числу американских союзников в регионе способна присоединиться Индия.
Однако некоторые индийские эксперты обращают внимание на то, что, подписывая договоренности и развивая сотрудничество, Индии в большей степени необходимо опасаться не вовлечения в противостояние с Китаем, а участия в военных операциях США на Ближнем Востоке. В ходе визита министра обороны США Э. Картера в Индию в середине апреля 2016 г. Моди в США в июне — о согласовании деталей текста договора. В результате 29 августа 2016 г. Соглашение о логистической поддержке подвергается в Индии ожесточенной критике со стороны оппозиционных сил, в частности, представителей Коммунистической партии Индии и Индийского национального конгресса. Они отмечают, что такое соглашение в обязательном порядке будет означать присутствие на индийских базах американского вспомогательного военного персонала и станет первым шагом на пути к оформлению военного союза с США.
По мнению ряда политиков, это может иметь негативные последствия для внешней политики страны, поскольку неизбежно вызовет недовольство России и Китая. Наконец, оно не соответствует «проверенной временем политике стратегического военного нейтралитета» и «подрывает суверенитет Индии». У страны могут возникнуть три основных озабоченности: кто будет внедрять коммуникационные системы в поставляемое Индии оборудование, будет ли обеспечена надежная защита представляющих государственную важность данных и где они будут храниться. CISMOA также подвергается критике со стороны индийской оппозиции, поскольку, используя его, США могут получить доступ ко всей коммуникационной сети вооруженных сил Индии, включая авиацию и флот, что способно подорвать их боеготовность. Третье соглашение BECA вызывает ряд вопросов относительно сбора картографической информации частными компаниями, предоставляющими поддержку вооруженным силам США. Однако оно представляет для Индии интерес, поскольку Нью-Дели надеется на развитие индийскими государственными и частными компаниями возможностей в этом направлении17. Развитие военного сотрудничества выгодно обеим странам.
США очень заинтересованы в увеличении своей доли на объемном индийском рынке вооружений, первое место на котором на данный момент принадлежит России. Москва продолжает оставаться главным партнером Нью-Дели в области ВТС: у стран действует ряд программ совместных разработок и производства вооружений. После визита Н. Моди в Россию в конце декабря 2015 г. Очевидно, что подобные соглашения подчеркивают важный статус оборонного сотрудничества между странами. Вместе с тем, в последние годы наметилось снижение российской доли на индийском рынке вооружений. По мнению аналитиков из американского агентства Stratfor, это связано с разногласиями, которые окружают многие совместные проекты России и Индии, что открывает путь для альтернативных поставщиков оружия.
Диверсификация импорта вооружений обусловлена как стремлением Индии получить самые современные и технологичные образцы, так и с активной политикой конкурентов РФ США, Израиль, Франция, Великобритания и др. Ряд соглашений в области ВТС например, о поставке французских самолетов-истребителей «Рафаль» стали результатом активного лоббирования со стороны заинтересованных сторон. Правительство Н. Моди придерживается многовекторной внешней политики, которая позволяет стране развивать широкий спектр экономических связей, которые не будут скованы политическими обстоятельствами.
Азиатско-Тихоокеанский регион завершил торговую сессию смешанными результатами
Когда на днях бывший премьер-министр Австралии Пол Китинг назвал Йенса Столтенберга "самым большим дураком на международной арене" за его идею расширения НАТО на Азиатско-Тихоокеанский регион, мало что говорило о том, что он преследовал какие-то личные или партийные политические цели. На самом деле Китинг и Энтони Альбанезе, нынешний премьер-министр Австралии, принадлежат к одной и той же политической партии. Большинство из них ушли в прошлое, но это не означает, что история притеснений и запугиваний может быть предана забвению. Именно поэтому, в частности, многомиллиардная тяжба касательно земельных претензий, относящихся к эпохе британского империализма, грозит омрачить нынешние отношения Европы с Малайзией.
На саммите в Вильнюсе Япония и НАТО подписали соглашение, которое должно перевести их сотрудничество из традиционной сферы безопасности в область новых технологий и стратегических коммуникаций. Откровенно говоря, подобный сценарий несет в себе риск "воскресить в памяти" жителей стран АТР воспоминания о колониальном и империалистическом прошлом. Пекин в 2023 году построит свыше 120 малозаметных истребителей пятого поколения J-20, в то время как Вашингтон - только 48 Ф-35 К тому же, экспансия в Азиатско-Тихоокеанский регион вряд ли найдет единодушную поддержку в рядах НАТО.
Более того, согласно недавнему опросу, проведенному Европейским советом по международным отношениям, большинство жителей Европы согласны с Макроном в том, что "европейцы не должны быть простыми марионетками Америки и ввязываться в кризисы, которые их не касаются". Макрон сделал это замечание в начале этого года, когда возвращался из визита в Китай. Хотя "ястребиная" риторика некоторых европейских лидеров в отношении Китая, как правило, привлекает повышенное внимание СМИ, на деле многие страны Европы, входящие в НАТО, - Венгрия, Греция, Испания, Португалия и другие - поддерживают с Китаем теплые отношения.
По словам министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто, Китай — это страна, от сотрудничества с которой можно получить много пользы.
Динамичное развитие будет, главным образом, обусловлено восстановлением экономики Китая и уверенным ростом в Индии. По прогнозу МВФ, в 2023 году темпы роста в регионе достигнут 4,6 проц. Фонд также добавил, что вклад Китая в глобальный экономический рост в этом году составит 34,9 проц.
Правда, возможно, на то имеются и иные причины: в 2021-2022 гг. Евразийская экономическая комиссия существенно ограничила число стран, пользующихся торговыми льготами в ЕАЭС, включая право беспошлинного экспорта в РФ национальных товаров без количественных объёмных ограничений. Одна из причин исключения нескольких десятков государств и территорий из преференционного списка ЕАЭС — их частичное участие в «крымских» санкциях против РФ, но главным образом — увеличение ими объемов нелегитимного реэкспорта товаров и услуг в Россию через территории ряда государств Союза. На первой торгово-географической стадии нелегитимный реэкспорт из «стран-исключенцев» шёл по большей части через Китай. Более того, очевидно, что восстановление этих преференций имело бы важное политическое значение в контексте укрепления торгово-экономических связей России с ближними и дальними соседями в Восточной Азии, сохраняющими с нею прямые и реэкспортные экономические взаимосвязи. До недавнего времени российской стороной и ЕЭК велись переговоры по зоне свободной торговле с Индонезией и Таиландом.
С Сингапуром аналогичное соглашение было подписано в 2019 г. Вероятно, это подтолкнуло к пересмотру стратегии в пользу достижения договорённостей с широкими региональными интеграционными объединениями, такими как АСЕАН. Как сообщил агентству ТАСС президент Таиландско-российской торговой палаты Виталий Киселёв, «со стороны Таиланда желание заключить соглашение о ЗСТ с ЕАЭС было всегда, мы это постоянно транслировали российской стороне, но, к сожалению, не всё так просто, у других стран внутри этой организации есть свои интересы.
Подключайся к онлайн-трансляции «Всё начинается с АТР»! Спикер:старший преподаватель кафедры социальной и молодёжной политики АлтГУ, психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Кристина Андреевна Великжанина Самых активных ждёт классный мерч АТР.
Тихоокеанский регион
В Китае заявили, что НАТО хочет дестабилизировать Азиатско-Тихоокеанский регион | Новости рыболовства и аквакультуры Азиатско-Тихоокеанского региона, ЕС, обзоры рынков, статистическая, аналитическая информация (контакт: fecrs@). |
Новости Тихоокеанского региона | Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в экономическом отношении означает страны Азии, Океании и Австралии. |
Новости Тихоокеанского региона
Рынки акций стран АТР закрылись без единой динамики индексов - ИА "Финмаркет" | 7 сентября Сергей Лавров в ходе Восточноазиатского саммита (ВАС) указал на риски милитаризации Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) из-за проникновения Североатлантического альянса. |
Си Цзиньпин: АТР не должен быть втянут в новую холодную войну | Североатлантический альянс (НАТО) хочет дестабилизировать Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), чтобы обеспечить Соединенным Штатам господство в мире. |
АТР готовится к войне | В новом формате гостевых стримов Татьяна Фельгенгауэр поговорит с руководителем программы «Россия в АТР» Московского Центра Карнеги, китаистом Александром Габуевым. |
НАТО в АТР: реальность и перспективы / Текущий момент | Союзники Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе стремятся перестроить систему безопасности для доминирования США, заявил Сергей Шойгу, глава оборонного ведомства РФ, выступая на совещании. |
Из торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона Россия вынесет всю бумагу | Российские регионы выступают за сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в сфере цифровых инноваций для достижения целей устойчивого развития (ЦУР). |