З. Церетели стал первым российским художником, удостоенным такой Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Зураб Церетели биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. Зураб Церетели — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия. Зураб Церетели: Жизнь и Творчество Биография: Зураб Церетели — выдающийся современный художник, скульптор и архитектор, чье творчество оставляет неизгладимый след в истории искусства.
Церетели, Зураб
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография | Церетели Зураб Константинович – выдающийся художник, скульптор, живописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР. |
Зураб Церетели - биография скульптора и художника | Издание, вышедшее в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается», — своеобразный подарок к 85-летию Зураба Церетели. |
Церетели Зураб Константинович by Arseniy Romashov on Prezi | Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. |
Церетели, Зураб Константинович | Зура́б Константи́нович Церете́ли — советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог. |
Семь известнейших работ Зураба Церетели - 4 января, 2024 Статьи «Кубань 24» | скульптор-монументалист. |
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Зураб Церетели биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. В экспозиции представлены работы художников и скульпторов СКФО – участников конкурса. В 2004 году Зураб Церетели подарил ЮНЕСКО монумент, призванный мобилизовать усилия людей на борьбу со СПИДом.
Выставка «Зураб Церетели. Гений современности»
Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы | ГессоСтар | ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (р. 4.1.1934, Тифлис, ныне Тбилиси), рос. скульптор, живописец, график, дизайнер, нар. худ. |
Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» | Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. |
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет | Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. |
Прославленному скульптору, художнику, педагогу Зурабу Церетели исполнилось 90 лет | В постсоветской России Зураб Церетели продолжал работать над амбициозными общественными проектами в Москве. |
Зураб Церетели: Я никогда не устаю от работы (ЭКСКЛЮЗИВ) | Зураб Церетели не нуждается в долгих представлениях. |
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Осталось 12 дней. Как поступить? Стою, курю я тогда курил. Зашел мой друг Алик скульптор. И я увидел: "Ух, какое скульптурное лицо! Я говорю: "Алик, ты можешь позировать? Создал этот диплом, и была сенсация, весь город пришел на защиту. Голос за кадром: Защита диплома совпала со знаковым событием в жизни молодого художника — свадьбой с очаровательной Инессой Андроникашвили, ставшей для Зураба Церетели любовью всей его жизни. Родителей Инессы расстреляли, когда девочке исполнилось только два года.
Круглая сирота, жившая крайне бедно — не о такой партии мечтали родители Зураба. Брак сына тогда стал для них неожиданным потрясением. Но время все расставило на свои места. Инесса Андроникашвили стала главным помощником талантливого супруга, и сделала все возможное, чтобы о его способностях узнал весь мир. Дмитрий Кириллов: Вы полюбили Инессу с первого взгляда. Вы помните вашу встречу, вообще тот день, когда вы ее увидели? Зураб Церетели: Помню. Я шел в академию, у меня были грязные кисти.
Я их брал дома. Вдруг вижу, две девочки. У одной косынка развевается, необычная походка, необычная форма. Стал, смотрю-смотрю — они прошли. Дмитрий Кириллов: Они шли по Тбилиси? Потом мой друг мне позвонил: "Зураб, день рождения. Приходи ко мне домой". Я побежал.
Уже когда зашел, вижу, эта девушка, которая с косынкой, стоит на стуле и стихи читает. Это была Инесса. Мне, честно сказать, понравилось. Дмитрий Кириллов: Что-то нашел в ней свое? Зураб Церетели: Да-да. Много говорили. Я спросил: "Как мама? Никого нет?!
А где они? А Инессу воспитывала сестра, они жили вместе, и воспитывал актер Смиранин. У них было две комнаты. Я попросил, если можно, арендую одну комнату, чтобы я сделал там диплом, потому что в академии места не было. Она сказала: "Пожалуйста". И я арендовал в этом доме. Они в одной комнате жили, и я в другой. Голос за кадром: Смиранин для Инессы был как отец.
На Зураба, писавшего картины с обнаженными телами, он смотрел, естественно, с недоверием. Подружились они позже. А тогда молодой выпускник Академии художеств Церетели пошел просить руки возлюбленной у ее дяди, и тот тоже был поражен выбором Зураба, говоря: "Ты уникальный человек, Зураб. Все ищут богатых и здоровых, а ты нашел бедную сироту с больным сердцем". Инесса страдала пороком сердца, и потому врачи запретили ей рожать. Но разве это преграда для влюбленных? Молодые зарегистрировали брак 2 октября 1958 года. За 40 лет совместной жизни, по словам Инессы, муж спасал ее от смерти 18 раз.
Инесса родила Зурабу дочь Лику. Позже появились внуки и правнуки. Любовь к Инессе продолжает жить в сердце Зураба, но это уже его личная история, которую художник предпочитает хранить в сердце подальше от посторонних. Дмитрий Кириллов: На стеле "Дружба навеки" высечены потрясающие слова о братстве. Сейчас они актуальны в наше время? Зураб Церетели: Искусство и культура не смотрят на политику. Дмитрий Кириллов: Вас всю жизнь критикуют некоторые профессионалы и дилетанты. Это завись?
Зураб Церетели: Для меня это реклама, потому что знающие люди, кто правда знает искусство, они не критикуют. А кто что-то хочет — полное право. Пусть болтают, что хотят. Ведь в то время были утрачены все традиции храмового строительства. Это была авантюра — взяться за такое дело? Зураб Церетели: Никакой авантюры.
Благодаря этому выставка разворачивается как дорога в мастерскую. Не на Олимп, а в главное для художника место, где он оказывается наедине с холстом и миром. Они помнили не только старый Тифлис, но и частные академии довоенного Парижа, выставки и журналы "Мира искусства", горячие диспуты дореволюционного Петербурга. Школа была хорошая, дававшая и академическую технику и кругозор. В ранних работах Церетели 1958-1960-х годов, написанных после окончания учебы в Академии, "суровый стиль" ранней советской оттепели встречается с наслаждением цветом и светом, отличавшим работы импрессионистов. К "суровому стилю" отсылали портреты юной высотницы и графичные силуэты подъемных кранов в переливающейся синеве неба. К французам - картина соревнований гребцов на байдарках на Куре если бы не абрис горы вдали, реку с мостом над ней вполне можно было бы принять Сену и "Бабушкин дом" с синими утренними тенями под сенью старого дерева. О ярком цвете фовистов - "Сбор урожая". В эти годы пост-ученичества Церетели, очевидно, стремительно проходит школу французов: от барбизонцев и импрессионистов до Сезанна и Матисса. На этом фоне появление сюжетов "сурового стиля" может показаться данью "теме труда", ценимой в советской время. Но, похоже, важнее тут для Церетели была возможность поработать над фронтальной композицией. Он довольно быстро идет к первоисточникам искусства оттепели - художникам ОСТа, более поздним картинам Дейнеки. Так, почти декоративная пластика "Лыжников" явно цитирует одноименную работу Александра Дейнеки. Этот путь - к монументальным композициям и ярким живописным решениям - в итоге стал для Зураба Церетели магистральным. На этом фоне решение показать карикатуры, которые молодой художник рисовал в 1959-1962 годах для сатирического грузинского журнала "Крокодил" "Нианги" , может показаться неожиданным. Здесь Церетели предстает точным портретистом эпохи оттепели: простодушная интонация бытовых сценок соединена с кинематографической легкостью, тонко обрисованными типажами, и ясно продуманной композицией. Перед нами словно "кадры" легкой комедии, в которой нет обличительной интонации, зато вдоволь - юмора и симпатии к незадачливым героям.
В 1990-х годах координировал работы по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве. Руководил возведением скульптурной части обелиска в составе мемориального комплекса Победы на Поклонной горе, который был открыт 9 мая 1995 года. Это самый высокий монумент в России, его высота превышает 141 метр. Ещё одна известная работа Церетели — 98-метровый памятник Петру Великому в Москве, открытый в 1997 году. Он уникален в инженерно-техническом решении. Работы Церетели можно увидеть на разных континентах.
С 1999 года — основателем и директором Московского музея современного искусства, первого в России государственного музея, специализирующемся на искусстве XX и XXI веков. В 2001 году основывает Галерею искусств Зураба Церетели в Москве. Многовековая народная культура, национальные вариации традиций скоморошничества, смеховой культуры, возвращение к изначальному, подлинному через гротеск, смех, ради раскрытия потаенного, закрытого, неизвестного, но реального мира — все это можно найти практически в каждом живописном произведении или рисунке Зураба Церетели. Для искусства Церетели характерна изобразительная и энергетическая среда, свойственная так называемому «магическому реализму», в данном случае, его художественной версии. В работах Зураба Церетели часто возникает неожиданное соединение, а порой и взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ полотна в целом. Сюжеты вроде бы предельно просты, повествуют о жизни в самом обыденном ее проявлении, но рассказаны с какой-то былинной степенной значимостью. Во всех произведениях мастера, созданных в разных видах искусства живописи, скульптуре, эмали и разных техниках — присуще единство: в работах часто возникает неожиданное соединение, взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ произведения.
Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Новости по теме: Зураб Церетели новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Как сообщает «Интерфакс», российский скульптор Зураб Церетели отлил бронзовую статую Иисуса Христа, которая в высоту составляет 83 метра. Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. Зураб Церетели: Я здесь живу уже 40 лет, все, что создавал, выставил (показывает памятники).
Зураб Церетели
Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. Зураб Церетели — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Силовую «крышу» Шакро защитила давность.
Зураб Церетели биография кратко и интересные факты
Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей | Зураб Церетели: Жизнь и Творчество Биография: Зураб Церетели — выдающийся современный художник, скульптор и архитектор, чье творчество оставляет неизгладимый след в истории искусства. |
Церетели Зураб Константинович by Arseniy Romashov on Prezi | Зураб Церетели сегодня — Зураб Церетели рассказал об учебе у Пикассо и Шагала в Париже. |
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды»
Так, в американском Брокпорте расположена созданная им композиция «Счастье детям всего мира», в Нью-Йорке — «Добро побеждает зло», в испанской Севилье — «Рождение нового человека». Его именем названа площадь во французском городке Плоэрмель. В Москве к юбилею художника подготовлены три выставки. Его живописные произведения представлены в галереях «Здесь на Таганке» и «Китай-город» в экспозициях «Церетели. Работы можно увидеть соответственно до 25 января и до 4 февраля. Эмаль и скульптуру авторства Церетели покажут публике в галерее «А3» с 17 января по 11 февраля.
Всегда отмечали Новый год, Рождество, обязательно елка", — рассказывал мастер. Обучение во Франции и встречи с мастерами искусства После окончания живописного факультета Тбилисской академии художеств Церетели обучался во Франции. Здесь он общался с великими художниками, такими как Пабло Пикассо и Марк Шагал, что дополнительно обогатило его творческий опыт. О статуе известно, что в 2013 году она была отлита именно в городе на Неве, на заводе "Монументскульптура". Однако места памятнику пока до сих пор не нашли — рассматривались варианты установления памятника в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове и Ленинградской области. Как признался маэстро, создание фигуры Христа являлось его давней мечтой и едва ли не главным итогом его творческого пути.
В 2001 году основывает Галерею искусств Зураба Церетели в Москве. Многовековая народная культура, национальные вариации традиций скоморошничества, смеховой культуры, возвращение к изначальному, подлинному через гротеск, смех, ради раскрытия потаенного, закрытого, неизвестного, но реального мира — все это можно найти практически в каждом живописном произведении или рисунке Зураба Церетели. Для искусства Церетели характерна изобразительная и энергетическая среда, свойственная так называемому «магическому реализму», в данном случае, его художественной версии. В работах Зураба Церетели часто возникает неожиданное соединение, а порой и взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ полотна в целом. Сюжеты вроде бы предельно просты, повествуют о жизни в самом обыденном ее проявлении, но рассказаны с какой-то былинной степенной значимостью. Во всех произведениях мастера, созданных в разных видах искусства живописи, скульптуре, эмали и разных техниках — присуще единство: в работах часто возникает неожиданное соединение, взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ произведения. Гений современности» Смотрите также события г.
Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями. Как пишет М. Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, — памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента». Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу. Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов. Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели. Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества. Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века — А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама, И. Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире — галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах , в частности о проблеме долга личности перед своей страной. Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В. Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом». Церетели, сам — представитель эпохи, не мог допустить, чтобы безжалостное время стерло в памяти стремительно меняющегося мира имена выдающихся личностей , его современников по XX веку. Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…» Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов. Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью , активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ. Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма что характерно и для его памятников в городской среде и включает фрагменты конкретных литературных произведений , иногда — высказываний героев в фон горельефа. Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора — А. Вознесенскому, Р. Нуриеву , М. Плисецкой, Е. Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности. На наш взгляд, прежде всего об этом — о верности своему таланту вопреки обстоятельствам — и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей. Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей , нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит. Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности. Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски. В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора — откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом — вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С. Есенина, мудрого Е. Светланова, снисходительного Ю. Любимова, артистично-спокойного А. Вознесенского, ироничного О. Табакова, взволнованного А. Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях. Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества.