Так родилась моя школа в г. Новокузнецке, где прошли обучение более 300 детей и успехами каждого из них я искренне горжусь. Когда родители говорят, что ребенок зависим от гаджета, потому что плачет, когда они отбирают устройство, речь о зависимости еще не идет. Зависимость ребёнка от гаджета, «экрана», интернета формируется в семье и закладывается в дошкольном возрасте. Если ребенок проводит много времени перед экраном, это еще не значит, что у него развилась зависимость от гаджетов.
Ученые нашли связь между смартфоном и психическими проблемами подростков
Психолог Мария Григорян — о том, как не нужно бороться с зависимостью ребенка от гаджетов и почему тотальный запрет на использование электронных устройств не способен решить эту проблему. Зависимость. Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Психолог Виктория Дмитриева рассказала, как семейные традиции помогут ребенку избежать зависимости от гаджетов.
Жизнь онлайн: что делать, если ребенок «подсел» на гаджеты
Когда родители говорят, что ребенок зависим от гаджета, потому что плачет, когда они отбирают устройство, речь о зависимости еще не идет. Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). «Наше исследование выявило криволинейную зависимость между временем использования смартфона и нежелательными последствиями для здоровья. — [В связи с распространением гаджетов у детей] нас ждет какая-то эпидемия психологических отклонений и неровностей вообще по всему земному шару — потому что это не только в России, это везде такое? По словам невролога, эксперименты, проведенные во многих странах мира, показали, что одиннадцатилетние дети с зависимостью от гаджетов способны выполнять лишь интеллектуальные задачи восьмилетнего ребенка.
Зависимость от телефона у детей и подростков: признаки появления и основные методы борьбы
Ведь у нас есть право выбора, оно должно быть и у вашего младшего члена семьи. И он может делать что-то другое, помимо того, что вы сейчас ему сказали сделать. В общении с детьми нужна гибкость, понимание и уважение, — учит врач. Найдите общие интересы Фото: freepik. Например, организуйте совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, займитесь вместе спортом, найдите общее хобби.
Будет там, где он почувствует себя победителем. Ему важно ощущать, что он может стать первым, может раскрыть свой талант, быть лучшим. И родителю нужно вместо компьютерных игр предложить несовершеннолетнему что-то иное, что даст такое ощущение, — замечает Елена Романцова. Правда, если отношения в семье между отцами и детьми уже разрушены, это не поможет.
Призыв «Выключи компьютер, пойдем покатаемся на коньках! В таком случае нужно прежде всего наладить отношения. Не справляетесь — идите к психологу Фото: freepik. К компьютерной зависимости нужно относиться как к любой другой: табачной, алкогольной или наркотической.
Принцип формирования любой зависимости один — она всегда появляется на фоне какой-то пустоты внутри, — подчеркивает Елена Борисовна. И вот к этому комфорту он и приходит через интернет-привыкание, и вытянуть его оттуда очень сложно.
Или пройти вместе с родителями темы, которые по каким-то причинам пропустили в классе. Buddy — это тренажёр произношения. Он учит правильному произношению английских слов, записывает произношение ребёнка, анализирует и даёт советы. LogicLike — приложение, где ребёнок может выбрать интересный ему раздел и решать задачки про русалок, единорогов, вулканы, транспорт и так далее. Кстати, игры необязательно должны помогать осваивать школьную программу. С их помощью можно развивать и soft skills, то есть мягкие, личностные навыки. Если ребёнок увлечён какой-то игрой, даже самой бесполезной, на первый взгляд, попросите его научить вас играть в неё.
Так ребёнок сможет улучшить коммуникативные навыки и почувствует, каково это — объяснять и учить кого-то. Ещё одна недооцененная функция смартфона — возможность слушать аудиосказки и рассказы. В век YouTube аудиосказки отошли на задний план, уступив место мультфильмам. И совершенно зря, потому что с точки зрения развития когнитивных способностей аудиосказка гораздо полезнее: она развивает воображение и чувство языка, не перегружая мозг ребёнка яркими визуальными образами. Фото: ivi. Многим детям нравится снимать ролики для блога на YouTube — это могут быть забавы с игрушками, туториалы по рисованию или прохождение видеоигр. Важно поддержать творчество ребёнка, даже если вам кажется, что его видео или рисунки вторичны и копируют идеи других блогеров. Все мы учимся на примерах других: сначала копируем, а потом придумываем что-то своё. Дайте ребёнку шанс — возможно, это странное на ваш взгляд увлечение в будущем станет его профессией.
Как использовать смартфон в классе Существует множество цифровых игровых решений, которые можно использовать на уроках. Например, Wordwall. Это инструмент для создания групп или коллекций слов, объединённых одной темой. Обычно им пользуются учителя иностранных языков, но можно использовать «стены слов» и в других предметах: литературе, изучении окружающего мира, истории и так далее. Читайте также: В России существует большой проект « Урок цифры », созданный «Лабораторией Касперского» для повышения цифровой грамотности школьников и популяризации цифровых профессий. В проекте более 20 готовых уроков на темы, связанные с цифровизацией: безопасность в интернете,.
Выполняя сложные действия на устройстве, дети-дошкольники зачастую оказываются не в состоянии выполнить в реальности даже самое простое задание, например, попрыгать на одной ноге или поймать мяч одной рукой. При этом зачастую тяжелая зависимость от гаджетов у детей выявляется лишь к 6 годам, когда дети проходят обязательную психологическую диагностику перед школой. По словам Ларисы Сурковой, у детей, досуг которых ограничивается гаджетами, сильно страдает крупная и мелкая моторика, что приводит к серьезным затруднениям во время учебы в школе, включая неспособность к письму, невозможность усваивать информацию и выдержать 40 минут урока. Поэтому, рекомендует психолог, родителям совершенно необходимо учить детей обращению с объектами реального мира и общению с окружающими, включая членов семьи.
Например, если сделаны все домашние дела. Договоритесь о «свободных зонах», где каждый может пользоваться телефоном, и о тех местах, где ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами. Это приведет только к агрессии и обиде. Забирать можно только на короткое время, четко проговорив вслух, когда вернете вещь: закончим ужинать, доделаешь уроки, погуляешь с собакой, - заключила психолог. Напомним, что помимо зависания в смартфонах, подростки приобретают и другие пагубные привычки. Так, для большинства родителей новость о том, что ребенок курит , становится неприятной неожиданностью. Узнав об этом, взрослые стараются строго наказать и запретить. Чаще всего подростка лишают общения с друзьями, телефона и развлечений.
Почему запреты не помогают в борьбе с зависимостью подростков от гаджетов
Источник изображения: «Лаборатория Касперского» Особую обеспокоенность у специалистов вызывает сильная вовлечённость детей в социальные сети и онлайновую коммуникационную среду. Источник изображения: «Лаборатория Касперского» Ещё одна проблема связана с тем, что в своей насыщенной онлайн-жизни дети редко уделяют внимание вопросам приватности. Исследование показало, что юные пользователи размещают в интернете довольно много личных данных. Такой легкомысленный подход к защите персональных данных говорит о том, что дети зачастую недооценивают опасность таящихся в киберпространстве и за его пределами рисков.
Неполадки в лобных долях. Они отвечают за умение действовать по правилам, контролировать свои порывы и планировать что-либо. Невозможность отвлечься от телефона и заняться делами сигнализирует о том, что лобные доли человека не тормозят его желание играть и не дают ему составить план действий.
И если у ребенка не сформируется зависимость от гаджета, то может сформироваться другая — к тому, что будет ему доступно. Просто потому что он склонен к зависимостям. Найдите ему занятие Если в родительском айфоне куча игр и мультиков и все это богатство доступно по первому требованию, то ребенок с юного возраста привыкает к тому, что смартфон — это лекарство от скуки. Чем больше у него будет занятий, тем спокойнее он будет относиться к гаджетам. Рисование, чтение, музыка, настольные игры, ролики или хоккей — подойдет что угодно. Придумайте ритуалы Не стоит вырывать планшет из рук ребенка и отчитывать его за то, что он все время в нем сидит.
Это заставит его нервничать еще больше. Окончание игры с гаджетом всегда должно ассоциироваться с чем-то приятным. Посмотрели мультик — сделали веселую гимнастику для глаз. Поиграли в игру — вместе потанцевали и побесились. Обозначьте зоны «без смартфона» Обсудите с ребенком места, в которых телефоном пользоваться нельзя. Например, за столом, в кровати перед сном или в гостях у бабушки.
Это, кстати, будет полезно и взрослым. Оговорите цели. Если ребёнок просит купить телефон, планшет или ноутбук, поинтересуйтесь у ребёнка, зачем ему гаджет. И сверьте свои представления с планами ребёнка. И если вы пришли к соглашению, что кроме учёбы «экран» будет использоваться для игр, общения в соцсетях, просмотра развлекательных видео, рекомендуем установить правило, что ребёнок будет заранее согласовывать с вами содержание: в какие игры он хочет играть, какой фильм посмотреть, какие соцсети подключить и т.
Оставьте за собой право налагать табу на то, что посчитаете вредным. Обязательно предупредите ребёнка об опасностях, которые таит интернет: недетский контент, группы смерти, утечка конфиденциальной информации о семье через общение с незнакомцами в соцсетях и т. Обозначьте условия, при которых ребёнок может пользоваться цифровым устройством. Например, вы можете договориться с ребёнком, что играть в компьютер он может только после того, как сделает все уроки и выполнит домашние обязанности. Вы можете не ограничиваться только этими тремя пунктами и расширить список правил на своё усмотрение, но не перегружайте его излишними дополнениями.
Чем проще и прозрачнее будут правила, тем легче ребёнку будет их соблюдать, а вам контролировать. Важно обсудить эти правила с ребёнком заранее, ещё на берегу. Вводить ограничения уже после того, как ребёнок привык пользоваться гаджетом безлимитно, будет гораздо сложнее. Зафиксируйте всё это на бумаге, поставьте дату и подписи и распечатайте в трёх экземплярах. Один повесьте на холодильник, второй отдайте ребёнку, а третий храните у себя.
Так вы всегда можете быстро восстановить правила в случае их нарушения. Ещё одна важная вещь, которая должна произойти до того, как цифровое устройство в первый раз попадёт в руки ребёнку: расскажите ему о рисках. Мы уже касались темы опасного интернет-контента и нежелательных знакомств в соцсетях.
Но конкретно это исследование сделано классическими опросными методами именно потому, что мы захотели не просто посмотреть, как дети ведут себя в интернете, — это как раз можно сделать с помощью технологических инструментов, — мы захотели узнать их мнения, ценности, жизненные ориентации. А для этого с людьми нужно разговаривать. Мы провели несколько десятков глубинных интервью что-то вроде собеседования , чтобы выявить важные моменты, и больше 4500 формализованных онлайн-интервью, чтобы эти моменты оцифровать. По ключевым параметрам пол, возраст и др. Подростки 12—17 лет давали интервью и заполняли анкеты самостоятельно, дети 9—11 лет на часть вопросов отвечали сами мнения, предпочтения , часть ответов давали их мамы например, вопросы о доходе, бюджете времени и др. За детей 4—8 лет на вопросы отвечали мамы, но мы просили их советоваться с сыновьями и дочерьми.
А еще все мамы отвечали на отдельные вопросы для родителей. Кроме того, мы разговаривали с детскими психологами, наблюдения которых помогли нам сформировать ряд гипотез. Но одно дело, когда понимаешь это из личного опыта, а другое — когда видишь цифры, которые это подтверждают. Мы изучали мам и детей из одной семьи, задавали им одни и те же вопросы и получали существенно различающиеся ответы. Например, на вопрос «Когда вы в последний раз болтали с ребенком о пустяках? В ответах на вопрос «А когда вы в последний раз говорили о чем-то важном, серьезном? То есть мамам кажется, что они с детьми активно общаются и поддерживают контакт, а детям — что им этого общения недодают см. Рисунок 1. Общение с детьми Родителям вообще часто кажется, что они уже не интересны детям, особенно если речь о старшеклассниках.
Но и психологи говорят, и результаты опроса показывают, что и в 15—17 лет мальчики и девочки все еще нуждаются в любви и поддержке мам и пап. Желание быть с родителями возникает у детей не только когда им плохо. Мы попросили мам и детей нарисовать картину идеального выходного дня. Плохая новость заключается в том, что желания мам и детей радикально не совпадают.
Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей
То, что цифровые навыки детей во многом развиваются путем наблюдения и отражения цифрового поведения родителей, старших братьев и сестер, также подтверждает исследование, проведенное в 2014—2017 в Европе. Ученые разговаривали с 234 семьями из 21 страны, чтобы узнать о взаимодействии с гаджетами детей до 8 лет. Дети младшего возраста 0—8 лет и цифровые технологии — качественное исследование в Европе — JRC Publications Repository Выяснилось, что маленькие дети быстро учатся обращаться с цифровыми устройствами, наблюдая за поведением взрослых и детей старшего возраста. Даже если они не освоили чтение и письмо, они разрабатывают собственные стратегии — например, используют распознавание голоса и изображений: чтобы подражать взрослым и копировать их модель отношения к миру, с гаджетом надо научиться обращаться. Еще родители тренируют нервную систему ребенка, чтобы он закрывал какие-то потребности с помощью гаджетов, и тогда устройство превращается в «соску».
Например, если ребенок плачет и не может успокоиться, включают мультфильм. Нервная система ребенка запоминает: когда плохо, надо отключиться, уйти в какую-то другую реальность. Другой пример. Взрослый говорит: «Я работаю, отстань от меня, иди мультик посмотри».
Тем самым он отмахивается от ребенка и показывает, что работа важнее. Это не только не способствует развитию, но и может вызвать чувство вины у родителей, способствовать потере контакта с ребенком.
Потом стоит напомнить ему, что осталось 10 минут, затем — что 5 минут. И только тогда можно забирать гаджет. В этом случае выше вероятность, что ребенок отдаст его спокойно и без истерики. Если ребенок еще не понимает, сколько времени, поставьте перед ним песочные часы минут на 15, чтобы ему было видно, как сыпется песок.
Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Третья проблема — дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга. Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов? Когда ребёнок поднимает глаза, то есть «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что … Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована — обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак — «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира! В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Сенников обратил внимание на то, что родители, имеющие доверительные отношения в семье и традиции, в большей степени могут разговаривать откровенно и доверчиво со своими детьми. Такие родители будут в выигрыше и на несколько шагов вперед тех, родителей, которые являются наблюдателями, а не активными участниками», — подчеркнул психолог. Он уточнил, что такой подход дает большие плюсы в безопасности психологического и физического здоровья ребенка.
Чем опасно использование гаджетов Педагог-психолог обратил внимание на то, что чрезмерное использование гаджетов в детском и подростковом возрасте может вылиться в проблемы в коммуникативной сфере, сказать на на самооценке, могут возникнуть вопросы с самоидентификацией. Есть ли у ребенка зависимость? На начальном этапе трудно определить, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов.
Но определенные характерные черты помогут это понять.
Родительская зависимость от гаджетов вредит детям
Дискомфорт, испытываемый при этом, ощущается на физическом уровне — пересыхает во рту, чувствуется зуд. Возможны приступы паники или агрессии. Признаки зависимости у подростка Зависимость от гаджетов у подростков может быть менее выражена, чем у детей младшего возраста исключая запущенные состояния , но и она становится тем очевиднее, чем дольше ребенок оказывается изолированным от любимого устройства. По каким признакам родителям будет нетрудно определить проблему: получая доступ к своему телефону или планшету, подросток испытывает возбуждение, близкое к эйфорическому состоянию; другие занятия, игры кажутся ребенку неинтересными; во время игры или общения в соцсетях подросток теряет представление о времени; попытки родителей изъять телефон или ограничить к нему доступ встречают у подростка активное сопротивление и агрессию; все разговоры с ребенком сводятся к достоинствам или недостаткам его гаджета, новым играм, новостям из соцсетей. О зависимости от гаджетов скажет и пропагандируемая ребенком его личная версия социальной разделенности, где все люди, по его мнению, делятся на две категории — «избранных» имеющих модное устройство и «отсталых» не имеющих такового.
Соответственно созданной схеме, определяется и отношение ребенка к окружающим. Как избавиться от зависимости от гаджетов Обнаружив предпосылки к опасной зависимости, родители должны удержаться от желания немедленно принять крайние меры. Следует сначала донести до ребенка, что в мире есть много вещей и занятий, которые интереснее смартфона и запертой в нем виртуальной реальности, а уже затем накладывать ограничения на пользование гаджетом. Взрослым следует знать, что: планшет или телефон не могут являться предметом поощрения, равно как запрет на их пользование — наказанием; если ребенок научится самовыражаться в семье и обществе, его будет меньше тянуть к виртуальному общению; в доме должны быть обозначены зоны, свободные от пользования гаджетами например, кухня ; каждый вечер родители и дети должны собираться и обсуждать прошедший день, делиться впечатлениями и эмоциями; ребенку можно предложить вести дневник — это является хорошей альтернативой странице в соцсети.
Вводя в обиход разумные ограничения на пользование устройством, следует помнить, что детям до 7 лет можно играть в телефоне 15-20 минут в день, младшим школьникам - до 30 минут, а подросткам — до 1 часа. Опасность категорического запрета Проблема зависимости от гаджетов возникает при наличии двух крайностей в подходе к проблеме: при отсутствии родительского контроля и полном попустительстве вредной привычке; при строгом запрете на использование устройства. И если в первом варианте крайности проблема очевидна и подлежит осторожной корректировке, то во втором случае зависимость протекает скрыто и поэтому обнаруживается внезапно и в очень активных проявлениях. Полный запрет на гаджеты всегда бессмыслен, поскольку ребенок все равно рано или поздно получает доступ к устройству.
Зная позицию родителей относительно запретного плода, дети прилагают все старания, чтобы скрыть свое новое пристрастие, что только усугубляет глубину их зависимого положения и утяжеляет обстановку в семье. Неграмотно сформированная занятость Часто зависимость людей от гаджетов возникает из-за огромного количества свободного времени. Вкладывая нереализованный временной ресурс в создание более удачной версии себя в интернете, человек получает иллюзию успешности и совершенно теряет представление о реальности.
Зато в компьютерной игре подросток — герой-победитель, — подчеркивает врач. Выяснить, чего не хватает маленькому игроку Фото: freepik. Какой он герой — смелый, ловкий, быстрый? Найдите замену в реальной жизни и помогите своему любимому игроку обеспечить эту ловкость, быстроту, это ощущение себя героем! Уважать и не принуждать Фото: freepik. Он имеет свои интересы и пристрастия. Не надо его жестко принуждать к чему-то, не поняв, почему он этого делать не хочет.
Ведь у нас есть право выбора, оно должно быть и у вашего младшего члена семьи. И он может делать что-то другое, помимо того, что вы сейчас ему сказали сделать. В общении с детьми нужна гибкость, понимание и уважение, — учит врач. Найдите общие интересы Фото: freepik. Например, организуйте совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, займитесь вместе спортом, найдите общее хобби. Будет там, где он почувствует себя победителем. Ему важно ощущать, что он может стать первым, может раскрыть свой талант, быть лучшим. И родителю нужно вместо компьютерных игр предложить несовершеннолетнему что-то иное, что даст такое ощущение, — замечает Елена Романцова.
Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 05 августа 2011 года. Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания.
Чем он старше, тем больше времени он может провести в таком положении. Когда сын надолго зависает в телефоне, он начинает вести себя заторможенно, не может вспомнить таблицу умножения, перестает реагировать на мои просьбы. Я объяснила, что отвечаю за их здоровье, поэтому имею право ограничивать». А что говорят исследования? Гаджеты в юном возрасте негативно влияют на психическое здоровье — к таким выводам пришла американская организация Sapien Labs. К исследованию привлекли 27 969 молодых людей от 18 до 24 лет — первого поколения, выросшего со смартфонами. Ученые пришли к выводу, что люди, получившие свой первый телефон в более позднем возрасте в детстве, имеют лучшее психическое состояние, когда стали взрослыми. А у тех, кто получил свой первый телефон в младшем детском возрасте, они заметили более высокую вероятность возникновения суицидальных мыслей, агрессии и чувства оторванности от реальности. По словам Елены, капризов, из-за того, что закончилось экранное время, нет. Наоборот — чем меньше экранного времени, тем меньше драк, ссор и негатива между детьми. Но все это невозможно было бы выстроить без четкой иерархии в семье. У меня и у мужа непререкаемый авторитет, я сознательно взращивала именно такую концепцию, едва только родился первый ребенок. Поэтому не было проблемы ввести ограничения. Дети привыкли к тому, что мы устанавливаем правила, если они необходимы». Поначалу Анна пыталась ограничивать, ставила программы родительского контроля. Но практика показала, что чем больше запретов, тем больше тяга ребенка к гаджету. Я приблизительно в курсе, чем интересуется дочь, подписана на ее канал. Знаю, что она любит хорроры». Многодетная мама считает, что слова бесполезны, если речь идет о подростках, — нужно именно делами показывать, что реальная жизнь интереснее гаджетов. Например, можно организовывать совместные выезды на природу с песнями, костром, волейболом, дома — играть в настольные игры. Права я или нет — время покажет». У Анны были опасения, что дочери могут написать преступники, чтобы склонить к чему-то плохому, и она сразу проговорила с ней, как нужно себя вести в этом случае. И однажды дочка рассказала, что ей действительно писал какой-то странный мужчина с целью знакомства. Единственный явный минус такого неограниченного пользования телефоном, по словам Анны, — близорукость у дочери. Хотя нельзя утверждать, что виноваты гаджеты, так как дочь родилась с таким зрением. Также мама подростка уверена, что дочь спокойнее многих своих сверстников, которым запрещают телефоны. Очень непростой вопрос — могут и должны ли родители контролировать, что конкретно ребенок делает в сети? Есть программы, позволяющие не только ограничивать время пребывания ребенка в интернете, круг сайтов, на которые он может заходить, и поисковые запросы, но и отслеживать, куда конкретно он пошел и что там делал. Однако чтобы понять, с кем юный пользователь интернета общается и что обсуждает, необходимо взять его телефон и посмотреть переписки. Стоит ли это делать? Специалисты часто говорят: нет, если у вас с ребенком доверительные отношения, потому что, если он поймет, что вы это делаете, вы рискуете получить серьезный конфликт. Однако вопрос тут не только в доверии. Подросток заводит аккаунт в социальной сети, заходит на какие-то форумы, «засвечивается» и начинает получать письма от незнакомых людей, которые очень хотят с ним дружить и умеют втереться в доверие. Дальше могут быть самые разные сценарии. Семейный психолог, писатель и автор книг для подростков Екатерина Мурашова говорит, что переписки ребенка читать можно, но, чтобы это было этично, родитель обязан донести до него свою позицию. Взрослые не должны стесняться говорить о том, что будут контролировать переписки. Конечно, нужно рассказать, с какой целью они это делают.
Мизулина считает, что ограничение времени использования гаджетов обезопасит детей
У менее половины (46 %) российских детей личные гаджеты задействованы в образовательных целях, немногим более трети (35 %) применяют их для оперативного получения тех или иных интересующих сведений. И если у ребенка не сформируется зависимость от гаджета, то может сформироваться другая — к тому, что будет ему доступно. В беседе с Лайфом психолог Наталья Простун привела несколько примеров отставания детей в развитии из-за явной зависимости от гаджетов.