Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. бессмысленной и беспощадной.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссёра двух императорских театров в Петербурге — Александринского и Мариинского. один из них 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Александринский театр отметит 150-летие Всеволода Мейерхольда серией событий на Основной и Новой сценах. 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926.
Всеволод Мейерхольд
Дом Карабчевского В этом частном особняке проходили музыкальные вечера, здесь выступали Шаляпин и Кшесинская, а Мейерхольд в 1912 году показал пантомиму «Влюблённые» в исполнении своих учеников. В этом частном особняке проходили музыкальные вечера, здесь выступали Шаляпин и Кшесинская, а Мейерхольд в 1912 году показал пантомиму «Влюблённые» в исполнении своих учеников. Театральная площадь, 2, кв. Здесь Мейерхольд жил в первой половине 1910-х годов.
На доме установлена мемориальная доска единственная в Петербурге, посвящённая Мейерхольду. Фонтанки, 65. Театр Литературно-художественного общества Малый театр, с 1913 года — Театр А.
Суворина По приглашению дочери основателя театра — Анастасии по сцене Астры Сувориной, ученицы Мейерхольда, он поставил здесь в 1913 году мелодраму французских авторов Филиппа Нозьера и Шарля Мюллера «Севильский кабачок» и в 1914 «Мадемуазель Фифи» Ги де Мопассана в её переводах, впоследствии проходил с ней новые роли Адриенну Лекуврер и др. В 1916—1917 годах Мейерхольд являлся заведующим художественной частью театра. По приглашению дочери основателя театра — Анастасии по сцене Астры Сувориной, ученицы Мейерхольда, он поставил здесь в 1913 году мелодраму французских авторов Филиппа Нозьера и Шарля Мюллера «Севильский кабачок» и в 1914 «Мадемуазель Фифи» Ги де Мопассана в её переводах, впоследствии проходил с ней новые роли Адриенну Лекуврер и др.
Казанская пл. Адрес редакции журнала «Любовь к трём апельсинам» в 1915—1917 годах. Здесь Мейерхольд жил в 1916—1917 годах.
Художественное бюро Добычиной переехавшее с наб. В подвале в 1916 году было открыто артистическое кабаре «Привал комедиантов». Мейерхольд должен был руководить художественной частью под псевдонимом Доктор Дапертутто.
Судейкин создал для него особый костюм. Здесь Мейерхольд поставил вторую версию спектакля «Шарф Коломбины» 1916. Караванная ул.
Кинотеатр «Сплендид Палас» Мейерхольд был первым русским театральным режиссёром, который обратился к творчеству в кино. Он обогатил молодое искусство опережающими время идеями монтажа, образности, сценарной драматургии, способа актёрской игры, светового решения. Киностудия, с которой он сотрудничал, «П.
Тиман и Ф. Рейнгардт», была в Москве. В Петрограде фильмы «Портрет Дориана Грея» 1916 и «Сильный человек» 1917 , которые он поставил и в которых играл как актёр, шли в кинотеатрах «Сплендид Палас», «Форум» и др.
Мейерхольд был первым русским театральным режиссёром, который обратился к творчеству в кино. Театр музыкальной драмы В этом помещении в 1918 году шла поставленная Мейерхольдом пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-буфф» художник Казимир Малевич , единственный спектакль режиссёра, определённо относящийся к эстетике футуризма с изменёнными измерениями пространства и времени. В 1925 году здесь проходили гастроли Государственного Театра имени Мейерхольда.
В этом помещении в 1918 году шла поставленная Мейерхольдом пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-буфф» художник Казимир Малевич , единственный спектакль режиссёра, определённо относящийся к эстетике футуризма с изменёнными измерениями пространства и времени. Дворцовая наб. Театральный отдел Народного Комиссариата по просвещению С ноября 1918 года Мейерхольд являлся заместителем заведующего Театральным отделом Наркомата просвещения.
Здесь он разрабатывал и проводил в жизнь программу развития театра в новом социалистическом обществе. В отличие от других идеологов культуры включая Луначарского , категория «народности» театра для Мейерхольда была связана не с тематикой произведений, а с эстетикой — новый площадной театр, воплощающий идеи Пушкина «драма родилась на площади как увеселение народное» и в то же время испытавший импульсы футуризма, освобождающие искусство от устоявшихся в XIX веке форм жизнеподобия и разговорности. С ноября 1918 года Мейерхольд являлся заместителем заведующего Театральным отделом Наркомата просвещения.
Подьяческая ул. Здания Декорационного зала и Экипажного заведения дирекции Императорских театров Здесь в 1919 году располагались «Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок», которыми Мейерхольд руководил. Это был первый в мире опыт специального образования режиссёров и театральных художников.
В методике преподавания соединялись идеи театрального традиционализма, площадного театра актуальные для нового общества , стремление к функциональности и научно-технологический подход, предсказывающий рождение конструктивизма как театрального метода. Здесь в 1919 году располагались «Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок», которыми Мейерхольд руководил. Исаакиевская пл.
Институт истории искусств Мейерхольд неоднократно выступал здесь с лекциями, участвовал в дискуссиях. Например, 23 сентября 1925 года он сделал важный для театроведческой теории доклад о системе и приёмах актёрской игры. Театроведы, работавшие в институте А.
Гвоздев, С. Мокульский, А. Пиотровский, А.
Слонимский и др. Уникальной можно считать книгу, составленную из статей об одном спектакле, рассмотренном в разных дискурсах, — «"Ревизор" в Театре имени Вс. Мейерхольда» 1927.
Мейерхольд неоднократно выступал здесь с лекциями, участвовал в дискуссиях. Выступление ЛИФК им. Физкультурный парад на пл.
Урицкого После ликвидации в 1938 году в Москве его театра, объявленного «чужим» для советского народа, Мейерхольд был переведён на работу режиссёром Оперного театра имени К. Станиславского в Москве.
Волею судеб она стала студенткой Высших режиссерских мастерских Мейерхольда, и ответила на любовь Мастера… Как странно и необыкновенно порой складываются человеческие жизни. А, может быть, ничего странного то и нет.
Просто так было предназначено свыше — быть Зинаиде Райх сначала женой великого поэта, а потом стать путеводной звездой великого режиссера. Позже Мейерхольд поставит изысканную «Даму с камелиями», на которую будет ходить вся Москва, и где будет блистать дивная, шикарная, обворожительная Зинаида Райх — Маргарита Готье! Примадонна, звезда, жена, любимая женщина…единственная на всем белом свете — ОНА! Отец ее был железнодорожником, появлялся дома чумазый, весь в машинном масле, а ее мама, которая была из «обедневших дворян» постоянно этим возмущалась.
Отец вышел из обрусевших немцев, и считал себя рабочим интеллигентом. Страсть к книгам девочка унаследовала от него. Потом начались и юношеские искания смысла жизни, чтение революционной литературы, кружки и все, что за этим кроется. В начале века многие интеллигенты бредили революцией, и Райх была за свои свободолюбивые выходки исключена из гимназии в Бендерах, куда к тому времени переехала семья.
В качестве курсистки и эсерки, сочетание в те годы довольно распространенное и понятное, Зинаида уехал в Петроград, где работала в «Обществе распространения эсеровской литературы и газет» и одновременно техническим секретарем эсеровской газеты «Дело народа». Там она и познакомилась с Есениным, который в ту пору ходил в лакированных сапогах и красной шелковой рубахе и очень аккуратно помадивший свои кудрявые волосы маслом. Этаким руским щеголем появился он перед темпераментной девушкой и, наверное, не оставил ее сердце равнодушным. Помните «Конармию» Бабеля и красные штаны главного героя… Но это шутка к слову… Кстати, этому щеголю - Есенину негде было жить, и Зинаиду попросили устроить ему ночлег в редакции; это стало повторяться довольно часто и Райх со смехом говорила своей подруге Мине Свирской, что не знает, куда этого воображалу положить- великокняжеские стулья, из которых составлялась кровать под ним разъезжались.
Воображала, как вы понимаете, это был Есенин в восприятии Райх. Есенин всегда приходил в редакцию со своим другом, Алексеем Ганиным, судя по всему, тоже поэтом, потому, что он, ухаживая за Райх, посвящал ей стихи и называл «русалкой» за ее длинные, «русалочьи» косы. Они часто и подолгу гуляли по городу, заходили в чайную, чтобы согреться, потом шли гулять опять. Считалось, что роман с Есениным у Мины Свирской, а Райх- муза Ганина… Но, вышло как раз наоборот, и это случается довольно часто.
Есенин женился на подруге Мины- Зинаиде. Вот так! Вспоминает Свирская: « Подхожу я к Зинаиде, а она показывает мне какую-то бумагу, где написано Райх-Есенина… «Знаешь,- сказала она, -нас с Сергеем на Соловках попик обвенчал». Потом Свирская вспоминала, что сама Зинаида не поняла даже, как это произошло.
Она считала, что Сергей любит Мину, а он ей сказал, что не может жить без нее и что они должны обвенчаться…Спустя некоторое время Райх ушла из редакции и стала истово вить свое гнездо с Есениным. Она была счастлива, что у нее был дом, что она может готовить, несмотря на голод, одесские борщи с «синенькими», то есть с баклажанами, стирать его рубашки…А Есенин все никак не мог к этому привыкнуть и с удивлением говорил : «У меня есть жена…» А потом он скажет: «У меня была семья, и был самовар… потом жена ушла…» Почему же ушла жена? Да потому, что тихая семейная гавань поэтам противопоказана, да еще таким мятущимся как Есенин. Он входил в моду, постоянно был окружен друзьями, женщинами, потом начались пьяные загулы… У пьяного Есенина часто «развязывались руки»: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить…Я двух женщин бил, Зинаиду и Изадору Айседору Дункан , и не мог иначе.
Для меня любовь- это страшное мучение, это так мучительно…»,- рассказывал он позже Галине Бениславской, любившей его беззаветно и страстно… И обещал, что и ей быть битой… Судьба распорядилась иначе с Галиной Бениславской, страшнее. Она застрелилась на могиле Есенина. Плохая наследственность у него отец и дед были алкоголиками , безволие поэта, окружение подталкивали его к наклонной плоскости, и вот уже появился в тусклом петроградском свете сумрачный силуэт «черного человека». Черный человек.
В 1920 году в Москве открылся Театр имени Всеволода Мейерхольда, с 1926 года действующий как государственный. Он был назван ГосТим. В эти же годы режиссер также занимался Театром революции. В 1928 году Мейерхольд отправился в деловую поездку за границу и задержался во Франции.
В это же время за рубеж эмигрировали Чехов и Грановский, руководившие театрами в России. Всеволода Эмильевича также приняли за эмигранта и чуть не закрыли ГосТим. Но режиссер успел вернуться вовремя и остановить действия ликвидационной комиссии по расформированию театра. В 1930 году ГосТим в зарубежных странах успешно дал ряд спектаклей.
При выступлениях артистов зарубежные режиссеры обращали внимание на успешное применение биомеханики Мейерхольда система упражнений для физического развития актеров с целью выполнения на сцене поставленных задач. В это время Мейерхольд и повстречался с Михаилом Чеховым в Берлине, где у них состоялся разговор о возможности предстоящего страшного будущего режиссера. Он раскритиковал спектакль, и Мейерхольд получил множество замечаний в свой адрес. Зинаида Райх отправила Сталину письменное сообщение, где обвинила его в неразборчивости в искусстве.
После этого 8 января 1938 года ГосТим закрыли, официальный приказ опубликован тем же днем в газете "Правда". Станиславский пригласил Всеволода Эмильевича к себе в театр на должность режиссера в мае 1938 года. Через некоторое время Станиславский скончался, и Мейерхольд возглавил театр. В это время большим успехом пользовалась театральная система Мейерхольда.
Режиссер закончил работу над оперой "Риголетто" и в 1939 году составил план проведения парада физкультурников в Ленинграде для студентов. Признание и триумф Всеволод Эмильевич получил на конференции режиссеров. Это были последние минуты его славы при жизни.
Блудный отец являлся в дом Мейерхольдов, мог среди ночи потребовать предъявить детей, которых Всеволод Эмильевич, кстати говоря, усыновил. Но мало этого: Есенин стал встречаться с Райх на стороне.
Когда Есенин покончил с собой, с Райх случился сильный припадок. Преданный Мейерхольд поил ее лекарствами, менял компрессы и сопровождал на похоронах. От пережитого потрясения Райх отходила долгие годы. Решимся предположить, что она любила обоих, хотя и по-разному. Есенина — страстно и одержимо.
Мейерхольда — ясно, радостно и благодарно. Придя с репетиции, могла заявить на весь дом: «Мейерхольд — бог! И тут же отчитать свое божество за мелкую бытовую провинность. Она стремилась освободить его от домашних забот, чтобы мастер мог всецело принадлежать творчеству. Он же, в свою очередь, доверял ее эстетическому чутью, часто советовался относительно эскизов к спектаклям.
В театре Райх не любили и постоянно унижали. Мейерхольд же, заботясь о покое и душевном комфорте жены, был готов на все. Даже иронического тона в отношении Райх он не терпел. Однажды на сборе труппы объявил, что хочет ставить «Гамлета». Актер Николай Охлопков памятный широкой публике по роли Васьки Буслая в фильме «Александр Невский» неосмотрительно спросил: «И кто в главной роли?
Мейерхольд, похоже, всерьез ответил: «Конечно, Райх». Но основная заслуга Мейерхольда перед женой заключалась не в том, что он стоял на страже ее профессиональной репутации, что усыновил детей и обеспечил им чувство защищенности и надежного дома, что из беспомощной дебютантки сделал хорошую актрису, познавшую горячий зрительский восторг, главное — он подарил ей долгие годы душевного здоровья, оградив от болезни, которая настигла ее в юности и рецидивы которой проявились лишь через полтора десятилетия, спровоцированные газетной травлей Мейерхольда и закрытием театра. Еще в 26 лет, в начале 1921 года, Райх пережила каскад недугов: брюшной тиф, волчанку, сыпной тиф. Будущие супруги были еще на «вы», когда Зинаида Николаевна, к изумлению Мейерхольда, вдруг произнесла: «У вас из сердца торчат ножи». Это были первые симптомы отравления мозга сыпнотифозным ядом.
Такие интоксикации обычно приводят к буйному помешательству а у Зинаиды Николаевны было чередование нескольких маний. Но приступы вскоре проходят, хотя последствия могут сопровождать больного до самой гробовой доски. Мейерхольд знал, что для излечения надо загрузить Райх интересной работой и оберегать от волнений. Чем и занимался на протяжении всей совместной жизни. Последним спектаклем для Мейерхольда стала французская любовная мелодрама Дюма-сына «Дама с камелиями».
Мастер ставил спектакль исключительно для Райх и в расчете на Райх. Но однажды в зале оказался зритель, который не только оценил удивительное убранство и красоту французского аристократического двора, он понял подтекст спектакля, стремление к свободной от идеологии, красивой, обеспеченной жизни. Этим зрителем был Сталин. И в 1938 году Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации театра Всеволода Мейерхольда. Последний спектакль «Дама с камелиями» состоялся вечером 7 января.
Любовное помешательство Мейерхольда
Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — чем известен, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
Всеволод Мейерхольд, урожденный Карл Казимир Теодор Мейерхольд, родился в Пензе 9 февраля [О.С. 28 января] 1874 года в семье российско-немецкого винодела Фридриха Эмиля Мейерхольда и его жены из прибалтийской Германии Альвины Даниловны. Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро. Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. Мейерхольд Всеволод Эмильевич – актер, режиссер, педагог, создатель авангардного театра.
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
Возмущение по поводу «искажения классики» Мейерхольд принимает как комплимент, никакой угрозы он не слышит. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх на похоронах Сергея Есенина, 1925 Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену. К его 55-летию, в 1929-м, в издательстве Academia выходит роскошный двухтомник театроведа Николая Волкова: «Мейерхольд». До закрытия театра остается девять лет, до окончательного исчезновения самого Мейерхольда — десять.
За это время пройдут волны арестов, публичных процессов, показательных приговоров, расстрелов. Появится метод социалистического реализма и охраняющая его свора. Мейерхольду чем дальше, тем более ясно будут давать понять, что он — не часть нового канона. И тем не менее невозможно отменить неотменяемое.
Самые резкие повороты в истории театра, самые яркие находки, самые громкие успехи и скандалы первых 35 лет ХХ века — это все был Мейерхольд. Исчезновение Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года. Его театр к тому времени уже не существовал — он был ликвидирован приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 года. Но даже опальный и лишенный театра он оставался фигурой заметной: Константин Станиславский пригласил его в свою Оперную студию — после смерти Станиславского Мейерхольд эту студию возглавил и оставался ее руководителем вплоть до ареста.
Есть обоснованное предположение, что Мейерхольда не трогали, пока Станиславский был жив, в иерархии сталинского СССР это покровительство что-то значило. Через три недели после ареста мужа погибла жена Мейерхольда, актриса Зинаида Райх,— по неподтвержденной версии, она была убита сотрудниками НКВД. После этого в квартиру Мейерхольдов в Брюсовом переулке заселились два человека из аппарата Берии. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх, 1930 Конец его жизни был чудовищен, чудовищность эта зафиксирована документально — материалы следственного дела Всеволода Мейерхольда сохранились и изданы.
Документы следственного дела В. Мейерхольда», изданной в 2022 году, собрано все то, что до этого десятилетиями публиковалось обрывками,— протоколы допросов, покаянные письма, следственные справки. Страницы, свидетельствующие о боли и страхе, которые ему причиняли все эти месяцы перед расстрелом. Боль и страх заливают собою все, отменяют логику и смысл, порождая гротеск возводимой на себя — и на других — напраслины.
Японский шпион, троцкист, враг народа, буржуазный выродок — все это уже неважно, Мейерхольд на все согласен, лишь бы получить передышку от побоев и издевательств. Повторять не вредно, а в некоторых случаях — обязательно: невозможно соизмерять свой ужас перед варварством и насилием с гениальностью или известностью жертвы. В истории сталинских репрессий нет и не может быть никакого особенного счетчика, никакого специального тарифа для Мейерхольда, Хармса, Мандельштама, Вавилова. То, что с ними произошло, не должно было произойти ни с одним человеком.
Ни со стрелочником, ни с инженером, ни с дворником. А случилось с сотнями тысяч. Из-за размеров дыры, которая образуется в общей материи жизни. Предательство Итак, летом 1939 года Мейерхольд исчез.
Фото: gua. Все изменилось в жизни Мейерхольда, когда он посетил спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Спектакль произвел настолько сильное впечатление на Мейерхольда, что он без тени сомнения бросил юриспруденцию и поступил на театральное отделение. В студенческие годы наставником Всеволода Эмильевича стал Владимир Немирович-Данченко, который спустя некоторое время пригласил выпускников в свой новый театр. Там Мейерхольд проработал четыре сезона. Всеволода Ивановича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. Всеволод Мейерхольд - российский и советский режиссер. Фото: otzyv. После ухода от Немировича-Данченко Всеволод Мейерхольд пытался создать театр в провинции.
На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации. Он считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма. Станиславский охарактеризовал новаторскую манеру режиссера так: «Это или так гениально, что не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или бесполезное брожение усталой мысли». Одни из спектаклей В. Фото: cdn-s-static.
Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён В. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. Крестовской в Молодёжном фин. Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». В Александринском театре поставил «У царских врат» К. Гамсуна 1908 , «Шут Тантрис» Е.
Премьера этого спектакля состоялась в скорбный, казалось бы, для нашего героя день — 14 февраля 1892 года, в день, когда в доме Мейерхольдов умирал глава семейства Эмилий Федорович. Однако отношения с отцом у Мейерхольда были настолько испорчены, что он и не подумал проведать умирающего так же поступил и средний брат — Федор, который тоже был участником этого спектакля. После смерти главы семьи казалось, что Мейерхольды наконец обрели долгожданный покой и свободу. Увы, все сложилось не так уж безоблачно. Старший сын уехал в Ростов, средний пытался разобраться в отцовской бухгалтерии и все чаще прикладывался к рюмке. Казимир же не захотел наследовать дело отца и решил целиком посвятить себя театру. Учеба в гимназии ему откровенно опротивела, и он буквально с трудом доучивался последние два года. Тогда же к нему пришла и первая любовь к сверстнице Ольге Мунт, игравшей с ним в любительском театре. Но и эта любовь, как ему казалось — безответная, мучила юношу и отнимала у него последние силы. Мейерхольда неоднократно посещала мысль о самоубийстве. Летом 1895 года в жизни нашего героя происходит целая череда знаменательных событий: 24 июня он меняет имя на Всеволод и поступает на юридический факультет Московского государственного университета. В те же дни он объявляет близким о своей помолвке с О. Мунт, но семья относится к этому отрицательно. Доводы вроде бы убедительны: следует подождать до окончания университета, ведь студенческие браки так недолговечны. Но Мейерхольд ничего не хочет слушать. Упрямство и взрывной темперамент достались ему в наследство от отца. Помолвка молодых состоялась, а вот венчание произошло в следующем году — 17 апреля 1896 года. За месяц др этого Мейерхольд создал в Пензе Народный театр. В сентябре 1896 года Мейерхольд воплотил в жизнь свою давнюю мечту — он поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на второй курс. В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре станет лучшим учеником. В феврале 1898 года у Всеволода и Ольги родилась дочь Мария. В том же году Всеволод заканчивает учебу в училище, знакомится с К. Станиславским и поступает в только что созданный Художественный театр. Он сходится с революционером А. Ремизовым, который приобщает его к идеям К. Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список «неблагонадежных особ». В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива. Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Зато вскоре в «Чайке» ему достается роль Треплева сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А. И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским. Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ. Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался. Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП б. В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако они не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером. Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу. Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. В отличие от бурной творческой и общественной жизни, личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной. Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки. Во время революции Мейерхольды жили в Москве на Новинском бульваре, в доме 32. В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил. В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина. С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
История любви Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх: гениальный режиссёр помог раскрыться великой актрисе, но оба они погибли в репрессиях. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя. Родился в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе).