16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг. Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). Венчание на царство.
16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство
Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха. В Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, составленной уже после венчания на царство, по сравнению с Краткой, появляются существенные нововведения. В число царских регалий вошли скипетр, вручавшийся царю после возложения на него Шапки Мономаха, и цепь «злата аравийского золота», возлагавшаяся на царя у Царских врат во время литургии.
Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти. Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю. Различались лишь детали и количество венцов. Например, Лжедмитрий I в 1605 году был коронован тремя коронами — шапкой Мономаха, австрийской короной и Казанской шапкой.
Макария столкновения между ним и И. После смерти святителя царь приложил усилия к тому, чтобы новым митрополитом стал близкий к нему человек. Роль царя как патрона кафедры была подчеркнута в чине поставления тем, что именно царь вручил первоиерарху пастырский посох - символ власти. Однако новый митрополит не оправдал ожиданий правителя, выступив весной 1564 г. Царь, как сообщается в рассказе об этом эпизоде, «подал надежду на исправление» и с июня по сент. Царь, по-видимому, опасался, что митрополит может возглавить выступление знати в условиях, когда он готовит почву для политического переворота. Когда переворот стал реальностью, митр. Афанасий, как и др. После смерти митр. Макария произошло еще одно важное изменение в отношениях между гос-вом и Церковью. Царь, нарушая решения Стоглава, возобновил выдачу несудимых грамот. Так, по грамоте 1571 г. Новодевичьему московскому в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырю все приходское духовенство в огромных владениях обители было освобождено от подсудности митрополиту и епископам и от уплаты пошлин в архиерейскую казну. Афанасий «за немощию велиею» покинул кафедру и встал вопрос о выборе преемника. Первоначально царь хотел видеть на митрополичьем престоле Казанского архиеп. Германа Садырева-Полева , известного царю еще в бытность того старцем Иосифова Волоколамского монастыря и, несомненно, при содействии И. Герман получил тарханную грамоту на земли и рыбные ловли Казанского архиерейского дома. Герман поселился на митрополичьем дворе, но архиерей стал напоминать царю о Страшном Суде, и его кандидатура отпала. Остается неясным, кто и при каких обстоятельствах выдвинул кандидатуру соловецкого игум. Филиппа Колычева. Когда царь и Собор «понужали» его стать митрополитом, Филипп потребовал, чтобы царь «отставил опришнину, а не оставит, и ему в митрополитех быти невозможно». После этого его кандидатура должна была отпасть, но этого не произошло. В грамоте об избрании митрополита говорится, что епископы били челом царю, тот «отдал гнев свой», Филипп был хиротонисан и возведен в сан митрополита, но дал обязательство «в опришнину... Солидарное выступление епископов в поддержку своего кандидата заставило царя, считавшего опричный режим еще недостаточно прочным, согласиться на избрание нежелательного для него первоиерарха. Грамоты 1564 г. Когда в кон. Филипп был вынужден нарушить договоренность с И. Глава Церкви созвал иерархов, и было принято совместное решение выступить «против такого начинания». Однако, когда один из архиереев сообщил о происшедшем царю, владыки «своего начинания отпадоша». Против предложений митрополита выступили Новгородский архиеп. Пимен, Суздальский еп. Пафнутий, Рязанский еп. Духовник царя протопоп Благовещенского собора Евстафий, по свидетельству Жития свт. Филиппа, старался настроить И. Не решившись выступить против монарха, русский епископат утратил значение влиятельной общественной силы, к-рой он был в предшествующие десятилетия. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны архиереев, митрополит решился нарушить соглашение с царем, когда «нецыи от первых вельмож и народ» обратились к нему с просьбой защитить их от казней. В марте 1568 г. Филипп обратился к царю с речью, в к-рой призывал прекратить казни и отменить «разделение» страны. Затем, выражая свое несогласие с действиями И. Московский греческий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. Нарушение соглашения с царем не могло быть основанием для смещения митрополита, поэтому уже весной 1568 г. Тёмкина-Ростовского, епископа опричного Суздаля Пафнутия и близкого к монарху позднее его духовника архим. Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря Феодосия Ветки , чтобы собрать сведения о «порочной жизни» Филиппа в Соловецком мон-ре. После того как от некоторых соловецких монахов удалось получить такие заведомо ложные показания, осенью 1568 г. Филиппа сана. Сохранилось свидетельство, что на Соборе в поддержку оклеветанного первосвятителя выступил архиеп. Герман Садырев-Полев , по-видимому, именно после этого он был казнен. Неспособность духовенства защитить первоиерарха делала И. Так, в кон. Филофей чем-то вызвал неудовольствие царя и был низложен, царь отобрал и раздал помещикам значительную часть владений Рязанской кафедры. Не остановился правитель и перед массовыми репрессиями по отношению к духовным лицам, когда до него дошли слухи о желании новгородцев перейти под власть польск. Дело не ограничилось публичным поруганием Новгородского архиеп. Пимена, которого сочли организатором заговора, и казнями бояр и слуг его двора. Все монастыри и приходские храмы Новгорода и округи были запечатаны, находившаяся в них казна конфискована. На черное и белое духовенство был наложен большой штраф, а тех, кто были не в состоянии его уплатить, царь приказал «бити их из утра и до вечера на правежи до искупа безщадно» НовгорЛет. Тогда погибли св. Геласий , игум. Кроме того, в годы опричнины были казнены архимандриты нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня и Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рей. Хотя церковные каноны запрещают заключение 4-го брака, участники Собора приняли на веру слова царя о том, что 3-й брак фактически не имел места, и дали такое разрешение. Однако на И. Последний запрет царь скоро нарушил, т. Вероятно, это было реализацией оговаривавшейся в соборном постановлении возможности снятия епитимии в случае выступления царя «против недругов за святыя Божия церкви» в нач. Решения церковных властей в связи со вступлением И. Очевидно, что какие-то епитимии были все же установлены и царь был вынужден их соблюдать. Согласно летописным записям о поездках И. Феодосий Ветка и настоятель старицкого Успенского монастыря св. Иов впосл. В мае 1569 г. Иов получил от царя щедрую тарханную грамоту на слободку в Старице и земли в 5 уездах, а в 1570 г. Иов стал архимандритом взятого в опричнину Симонова мон-ря. Сохранялись и связи царя с Чудовым мон-рем. Преемник Левкия Леонид был поставлен на Новгородскую кафедру после низложения архиеп. Пимена, новый настоятель обители архим. Евфимий также находился в окружении царя. Годы опричнины ознаменовались резким увеличением земельных вкладов в монастыри со стороны бояр и детей боярских, рассчитывавших найти в почитаемых обителях спасение от возможных опал и казней и поддержку в условиях начинавшегося хозяйственного разорения. Тем самым много земли снова «выходило из службы», и это вызвало отрицательную реакцию И. Антонием , запрещавший давать земельные вклады в мон-ри, «где вотчин много», а в мон-ри, где «вотчин мало», можно было давать вклады только «с боярского приговору». В 1573 г. Еще хуже, по мнению правителя, дело обстояло в др. Лишь в отдельных сев. Похвалы царя благочестию вологодских старцев были неслучайными. К Вологодской епархии были присоединены земли Подвинья, в Вологде - одной из царских резиденций - по приказу И. Осенью 1575 г. Ряд источников сообщает о низложении и казни Новгородского архиеп. Леонида , обвиненного в «измене» в окт. Вместе с ним казнили настоятелей Чудова мон-ря Евфимия и Симонова мон-ря Иосифа, протопоп Архангельского собора Иоанн был утоплен. Поскольку духовные лица были казнены на Соборной пл. Тогда царь, «на тех возьяряся, казнил... Один из современников писал, что зашитого в медвежью шкуру архиеп. Леонида травили собаками. Головы казненных бросили на двор к митрополиту. Очевидно, выступление архиеп. Леонида обеспокоило царя, и он таким способом хотел обеспечить в будущем покорность архиереев. В описях архива Посольского приказа упоминаются несохранившиеся судебные дела, заведенные в сер. Антония и Крутицкого еп. Во 2-й пол. С осени 1576 до нач. Ряд источников прежде всего приходо-расходные книги говорит о постоянных посещениях И. Иосифова Волоколамского монастыря, где царь раздавал монахам милостыню. Собор епископов принял решение о местном почитании прп. В 70-х гг. Не позднее 1570 г. Записи в разряде Ливонского похода 1577 г. Двины правосл. Священников, книги и необходимую утварь следовало прислать из Новгорода и Пскова, а антиминсы - из Юрьева. В адм. Покровительство церковным учреждениям было прекращено в связи с неблагоприятной ситуацией, сложившейся на фронтах Ливонской войны, когда возникла необходимость срочно пополнить опустевшую казну. Обладатели тарханных грамот сначала были обложены чрезвычайными налогами, а затем с них стали взимать и главный поземельный налог - «дань». Земли, взятые «в заклад», следовало отдать царю. На усмотрение монарха передавалась и судьба «княженецких» вотчин, отданных в мон-ри в нарушение установленного ранее запрета. Это же касалось и купленных «княженецких» вотчин, часть к-рых И. В приговоре данная мера обосновывалась тем, что от роста церковных земель «воинственному чину... Вместе с тем в приговоре порицались попытки монахов отобрать земли у мирских людей «ухищрением и тяжею», а главное констатировалось, что от увеличения владений Церкви «прибытка никоего же несть», земли, перешедшие к Церкви, разоряются «на пьянственые и иные проторы, яже не токмо иноком, но и мирским свыше потребы не подобает творити» Законодательные акты Рус. XVI - 1-й пол. XVII в. Невозможно сомневаться в том, что эти слова были вписаны в приговор по желанию царя, который вернулся к размышлениям, отразившимся в его вопросах к Собору 1551 г. В посланиях и устных высказываниях царь начал хвалить Флорентийскую унию см. Ферраро-Флорентийский Собор. Ехавшего в Россию папского посла Поссевино царь предписывал принимать с почетом и разрешить ему присутствовать на правосл. В действительности И. Жертвой этих маневров стал Ростовский архиеп. Давид, поддержавший предложения папского легата. Давид был низложен и сослан в Соловецкий мон-рь. Последними действиями царя по отношению к рус. The Hague, 1971; Лихачев Д. Руси: По мат-лам Пушкинского дома. Тропарь и кондак на перенесение честных мощей кн. Михаила Черниговского, «... Руси: Источниковедение: Сб. Стихиры митр. Записки о России, XVI - нач. Стоглав: Исслед. Житие митр. Филиппа: Исслед. Иван Грозный в рус. Иоанн Грозный и его душевное состояние. Иван Грозный. Берлин, 1924; Бахрушин С. Очерки по истории опричнины. Византия и визант. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. Реформы Ивана Грозного. В канун грозных потрясений. Очерки полит. Исследования по истории опричнины. Становление сословно-представительных учреждений в России: Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Bern; Fr. Россия после опричнины. Царство террора. Становление рос. Россия Ивана Грозного. Из истории центр. Февральский собор «примирения» 1549 г. Русь: Сб. Россия времени Ивана Грозного. Смех в Др. Basingstoke; N. Начало самодержавия в России: Гос-во Ивана Грозного. Финансы средневек. Государев двор и полит. Иван Михайлов Висковатый: Карьера гос. Flier, D. Berkeley, 1994. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада». Титулы рус. Европы: К 70-летию В. Россия в системе междунар. Филипп и становление моск. Европе в раннее Новое время: Докл. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. Иван Грозный как религиозный тип. Zanger, P. Leiden, 2007. Russian History; Vol. Иван Грозный: Первый рус. Флоря Литургическое творчество И. Интерес И. Никиты «сам же государь пел на заутрени и на литургии». В совр. Леонид Кавелин считал, что И. Льву VI Мудрому. По мнению Н. Парфентьева , в произведениях И. Петру на подобен «Коими похвальными» «царя Иоанна, деспота россииского». Логгина Шишелева. Их перечень представлен в обобщающей публикации С. Фомина 1999. Однако научно обоснованной является атрибуция только тех произведений, к-рые включены в изд. Это тропарь и кондак на перенесение мощей святых блгв. Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его мч. Феодора 14 февр. Петру , митр. Московскому 21 дек. Текст тропаря и кондака на перенесение мощей Михаила Черниговского опубликован по списку 1-й пол. Текст канона Ангелу Грозному воеводе издан по сборнику 1-й пол. Карельское собр. Михаилу Л. Тексты стихир митр. Авторство И. В нотированных рукописях XVII в. Тропарь и кондак на перенесение мощей св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе не нотированы, но при каноне выставлены указания на ирмосы, по образцу к-рых сочинены тропари канона. Среди прибавлений к службе Сретения Владимирской иконы, созданных во 2-й пол. Петру см. Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Стихир «творения» И. В списке РНБ. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. О1-512; 1-й пол. Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. Первый цикл составлен на память митр. Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л. Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т. Второй цикл стихир с именем И. До недавнего времени об атрибутивных пометах И. Леонидом Кавелиным Сведения о слав. Спириной, и сведения архим. Леонида были подтверждены. Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л. Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными... Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Петру «Отче преблаженне... О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии... По тексту, опубликованному Д.
Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды. Официальный титул Ивана Грозного после коронации — царь и великий князь всея Руси. Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля. Первый шок самодержца Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве.
Восемь фактов о венчании на царство русских правителей
В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу.
Правление Ивана Грозного
Интерес И. Никиты «сам же государь пел на заутрени и на литургии». В совр. Леонид Кавелин считал, что И. Льву VI Мудрому.
По мнению Н. Парфентьева , в произведениях И. Петру на подобен «Коими похвальными» «царя Иоанна, деспота россииского». Логгина Шишелева.
Их перечень представлен в обобщающей публикации С. Фомина 1999. Однако научно обоснованной является атрибуция только тех произведений, к-рые включены в изд. Это тропарь и кондак на перенесение мощей святых блгв.
Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его мч. Феодора 14 февр. Петру , митр. Московскому 21 дек.
Текст тропаря и кондака на перенесение мощей Михаила Черниговского опубликован по списку 1-й пол. Текст канона Ангелу Грозному воеводе издан по сборнику 1-й пол. Карельское собр. Михаилу Л.
Тексты стихир митр. Авторство И. В нотированных рукописях XVII в. Тропарь и кондак на перенесение мощей св.
Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе не нотированы, но при каноне выставлены указания на ирмосы, по образцу к-рых сочинены тропари канона. Среди прибавлений к службе Сретения Владимирской иконы, созданных во 2-й пол. Петру см. Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево».
Стихир «творения» И. В списке РНБ. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. О1-512; 1-й пол.
Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. Первый цикл составлен на память митр. Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л.
Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т. Второй цикл стихир с именем И. До недавнего времени об атрибутивных пометах И.
Леонидом Кавелиным Сведения о слав. Спириной, и сведения архим. Леонида были подтверждены. Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л.
Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными... Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Петру «Отче преблаженне...
О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии... По тексту, опубликованному Д. Лихачёвым , В.
Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» Владимирской иконе и «Кыми похвальными... В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным.
За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе ГИМ. Руди, пер. Алексеева, коммент.
Алексеева, Т. Описание слав. Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп. ПДПИ; Т.
Платонову: ученики, друзья и почитатели. Очерки по истории музыки в России. Образцы древнерус. История рус.
Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: К пробл. Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот. Воронова: Альбом из 2 грампластинок.
Песнопения рус. Свердловск, 1991. О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус. Выдающиеся рус.
Челябинск, 2005. Малоизвестная певч. Челябинск, 2006. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери.
Однако портрет первого рус. В 60-х гг. В композиции на юж. Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти вел.
Василия III», описывающей трогательное прощание вел. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности. Из материалов Стоглавого Собора 1551 известно, что И. Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырехчастной» иконе 1547-1551 из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними - коленопреклоненные люди «живы суще», среди к-рых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой.
Исследователи предполагают, что т. При этом представленная фигура - обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации. Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Имеется больше оснований связывать с И.
Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч с т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И. Сорокатый В.
Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер. Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню.
Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр. Изображение паломничеств на р. Тихвинку вел.
Василия III и И. Чуванова кон. XVI - нач. Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг.
По сведениям Д. Ровинского, миниатюрный портрет И. Черткова: «... В росписи 1561 г.
Владимира Мономаха были изображены вел. Василий III и И. Иконописный портрет. XIX - нач.
Национальный музей Дании, Копенгаген По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх. Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом.
В центре посреди войска представлена фигура в имп. Некоторые исследователи 20-80-х гг. В лит-ре 90-х гг. Квливидзе, В.
Сорокатый возобладала иная т. Константина Великого библиографию вопроса см. Фрагмент композиции «Древо государей российских». Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря фреска снята со стены в 40-х гг.
ГИМ Среди изображений И. Оплечный образ И. По мнению Е. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг.
Белецкий датировал портрет И. В последнее время ученые М. Красилин, А. Горматюк и др.
На портрете у И. Особый тип средневек. Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве 1689 , созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля 60-е гг.
В росписи Новоспасского мон-ря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; И. На нем царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами. Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчеркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью.
Первый рус. По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ И. Портрет из «Царского Титулярника». Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга.
Титулярник открывает традицию офиц. Иллюстрации к нему - поясные портреты рус. Изображение И. В отличие от т.
Портреты И. На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. Родословное дерево рус. Композиция повторялась позднее, напр.
УИХМ К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. Один из них сер. Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных вымышленных портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете И.
На плечах И. Некоторые детали одежды горностаевый мех, зубчатый венец указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. Оба портрета датируются 2-й пол. Даен М.
Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Серия рельефных инталий на зеленой сибир.
Брюса нюрнбергским мастером И. Доршем ГЭ. Еще один цикл портретных медалей рус. Иванова создан в 1768-1772 гг.
Екатериной II. В 1774-1775 гг. Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под С. Еготова, с 1851 в залах нового музейного здания К.
Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле. В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет И. Такое изображение свидетельствует о том, что личность И. Две серии бюстов рус.
Шопена в С. Ростовой образ И. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Палехские мастера.
В 1882 г. Филимонова было решено возобновить роспись Грановитой палаты Московского Кремля украшена стенописью в кон. Следуя схемам и описаниям Ушакова, мастера создали портреты российских государей в стилистике живописи эпохи историзма. Монументальная фигура И.
Димитрия Донского, вел. Лицо И. На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И. Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И.
Фрагмент гравюры. Никитина из собрания Ф. Юсупова, ГРМ; см. По указанию президента АХ А.
Оленина акад. Уткин в 1832 г. Сказания кн. Условные портреты И.
Краткое ист. Российская история с 63 портретами вел. Петра I» П. Пикара 1717, РНБ , «Вел.
Голышева во Мстёре ГЛМ , и др. Образцом для мн. Штенглином с оригинала И. Бельского в 1742 г.
Ровинский указал 80 гравированных портретов И. Антокольского , с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т. Гравюра из кн. Iohannis Basilidis...
Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. Oртелия «Зрелище земного мира» Лондон, 1562; экз. В верхнем левом углу карты помещено изображение И. Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус.
На заглавном листе редкой кн. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап. На гравюре из кн. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти.
Скульптор М. Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И. Ни один из прижизненных портретов И. Однако зап.
Василия III с подписями, в которых изображенный именуется как И. Ровинский признает оригинальными 2 портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г. Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем.
Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita Witebergae, 1585; экз.
Платонов и советские С. Веселовский, А. Зимин, С. Шмидт, Р. Скрынников историки. В то же время «разоблачителями» четырехвекового «клеветнического заговора» становятся наряду с немногочисленными выполнявшими социальный заказ ВКП б сталинскими историками С. Бахрушин, И. Смирнов , которые, впрочем, не доходили в своей апологии Ивана Грозного до объявления его святым, псевдоцерковные журналисты и публицисты, возглавляемые К.
Душеновым и обосновывающие свои «открытия» авторитетом покойного митрополита Иоанна Снычева , никогда не являвшегося специалистом в области русской истории ХVI века. В-четвертых, почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитании как святого в русской церковном народе, для которого веками царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь грозным царем. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство первоначальный чин поставления на великое княжение , характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям.
Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха.
Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году. Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность.
С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов.
Как короновали русских царей?
Имя знаменитого диктатора Римской империи Гая Юлия Цезаря 100—44 до н. По-видимому, сам византийский обряд венчания принесла на Русь Софья Палеолог — именно её супруг Иван III в 1498 году венчал своего внука как наследника. Но пока ещё не как царя — как «великого князя». Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» приравнивался к королевскому, то есть занимал второе место после императорского. В качестве царя короновался впервые только Иван Грозный. Важно отметить, всё обставлялось так, будто Иван повторяет то, что уже было до него: якобы ещё Владимиру Мономаху его дедушкой Константином Мономахом из Византии были присланы царские регалии — и шапка Мономаха, и царские оплечья, и крест золотой, и скипетр, и держава. Скорее всего, саму идею венчаться на царство Ивану подсказал митрополит Макарий. С утра под охраной доставили в Успенский собор все регалии, поместили их на золотые подносы, потом прибыл митрополит, затем — Иван IV вместе со свитой и родственниками.
Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя «помазанника Божьего» как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол трон и посох. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета. По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство. Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха.
Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной «Утвердительной» грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство». Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты.
Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место «чертог о 12 ступенях» для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя.
Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство — официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича — первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III. Царское венчание явилось для России актом большого политического значения.
Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула. Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
Иван Васильевич, ставший Грозным
Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство.
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство
Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. Это слова из молитвы святителя митрополита Макария Московского при венчании на Царство Великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного. Венчание на царство Иоанна IV свт.
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
Иван Васильевич был помазан миром, благословлён митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула. Претензии на столь высокое место в иерархии правителей со стороны великих князей московских появились уже в конце XV в. Однако официальная процедура возведения в царское достоинство единовластного государя в 1547 г. Но и тогда потребовалось несколько лет, прежде чем титул царя начал признаваться за русским самодержцем иноземцами. На фото — экспонаты Оружейной палаты. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа.
Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье — бармы, и только потом — Шапка Мономаха.
В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством. Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй — на Софье Палеолог, сестре последнего императора павшей Византии. Любопытно, что внедрение идеи «Москва — новый Константинополь» принадлежит не Софье Палеолог, а ее противникам — священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зосима даже сочинил «Изложение пасхалии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Палеолог не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зосима называл самодержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Господь.
Кроме духовенства, за Дмитрием Внуком стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеолог, считая ее чужой и связывая, «нестроения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Палеолог с сыном попали в немилость, Иван III решил венчать Дмитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем. Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успенском соборе.
До того как Иван Васильевич венчался на русское царство, наше государство считалось княжеством. А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем — потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский.
Русский царь стал императором православной империи, ибо, по христианскому учению, православная империя должна быть одна! Таким образом, после венчания Иван Грозный поднял Россию на недосягаемую для других стран высоту.
При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV значительно расширил границы Руси — покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов. В его правление началась торговля с Англией.
После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным. С помощью террора царь утверждал свою абсолютную власть.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь.
Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите.
С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем. В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г. Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего существование Второго Рима Византии. Отметим также, что к числу чисто русских особенностей чина венчания на царство издревле относилось и поучение, которое говорил первоиерарх Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания. Таким образом, Царь призывался служить делу Божию как Его Помазанник.
Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня.
Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию. Венчание Ивана IV на царство Источник: ross-bel. Дело в том, что на Руси царями уже именовали некоторых правителей. Впервые этот термин встречается в XI веке. В записи о смерти Киевского князя Ярослава Мудрого на стене Софийского собора его именуют царем в знак уважения и признания достижений. В годы княжения Ярослава Древняя Русь достигла вершины могущества, которое в дальнейшем будет подорвано усобицами. Титул царя был данью византийской традиции. В период татаро-монгольского владычества на Руси царями называли ордынских ханов.