Новости цаган сар калмыцкий праздник

Цаган Сар празднуют через два месяца после праздника Зул, в первый лунный день первого месяца по буддийскому лунному календарю. В Калмыкии сегодня отмечают национальный праздник весны Цаган Сар. С течением времени Цаган сар стал не только праздником, посвященным природным явлениям, но и отражением культурного и исторического развития калмыцкого народа. Сегодня в Городовиковском городском Доме культуры прошло мероприятие, приуроченное к празднованию калмыцкого национального праздника "Цаган Сар".

В Астрахани прошел калмыцкий праздник Цаган Сар

В читальном зале библиотеки Института калмыцкой филологии и востоковедения прошел фольклорный час «Цаган Сар — месяц добрых пожеланий», 20.02.2023. Цаган сар, калмыцкий праздник весны #калмыкия #новости #рекомендации #элиста #праздник. Цаган сар — это один из самых важных праздников калмыцкого народа, который отмечается в начале весны.

В Бурунах отметили калмыцкий праздник Цаган Сар

Цаган Сар – особый праздник для калмыцкого народа, символизирующий приход долгожданной весны, пробуждение природы и обновление всего живого, чистоту помыслов, надежду и добрые ожидания, духовное единение людей. Праздничные мероприятия на Цаган Сар Цаган Сар в переводе с калмыцкого языка на русский означает Белый месяц. Цаган Сар или Белый месяц отмечается в первый лунный день первого весеннего месяца по лунному календарю – он символизирует гармонию природы и человека, бодрость и здоровье духа и тела, окончание зимы и зарождение новой жизни.

Калмыцкий праздник Цаган Сар в Москве.

За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Считается, что праздник сплачивает общество и помогает глубже понять вековые традиции и национальный характер народа. Дата праздника в разные годы приходится на разные дни.

В буддизме лотос — символ чистоты. Согласно легенде, там, где ступал юный Будда, вырастали прекрасные цветы лотоса. Рожденный в мутной воде, цветок этот всегда остается сухим, чистым и излучает свежесть. Обычно период цветения «цветка Будды» длится со второй половины июля до середины августа. Тысячи туристов каждый год приезжают в Лаганский район Калмыкии на «раскаты» — места, где Волга впадает в Каспийское море, чтобы полюбоваться нежно-розовыми, кремовыми и белыми кувшинками одного из самых красивых цветов в мире. Первый фестиваль был проведен в 2017 году и с каждым годом, количество участников растет. В рамках Фестиваля проводятся культурно-массовые мероприятия, с помощью которых можно глубже погрузится в национальный колорит. Перейти на сайт... Фестиваль Тюльпанов Фестиваль тюльпанов- это общенациональный праздник, знаменующий пробуждение природы, преображение калмыцкой степи, начало периода цветения диких степных тюльпанов. Это прекрасная возможность вместе отпраздновать наступление весны, познакомиться с богатой культурой калмыцкого народа, насладиться уникальной природой степного края, окунуться в атмосферу добра и гостеприимства. С каждым годом растет масштаб Фестиваля.

Традиционное для Цаган Сара праздничное угощение - борцоки - мучное изделие калмыков и соленый калмыцкий чай с молоком и бараньим жиром. В этот день принято ходить в гости и принимать гостей у себя.

В Астраханской области калмыцкий народ отмечает праздник весны Цаган Сар

Праздник весны Цаган Сар или Белый месяц символизирует наступление весны и зарождение новой жизни, пробуждение природы. В Калмыкии праздник носит название Цаган Сар, в Туве — Шагаа, в Республике Алтай — Чага Байрам. 20 сентября 2023 - Новости Читы - Один из наиболее заметных и долгожданных праздников в калмыцком календаре — это Цаган Сар, встреча Нового года по лунному календарю.

Глава Калмыкии объявил 12 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар

Следующим образом описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло : Год у них начинается в феврале ; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл.

В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб. Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11]. Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг.

Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года. Образ гневной буддийской богини иногда соседствует с образом Белого Старца монг.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-kalm. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.

В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар.

Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков. Подарки[ править править код ] Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо « борцок ». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам , а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов. Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу. Так, борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением.

Борцоки «мошкмр» — кручёные, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» буквальный перевод: насекомые. Борцоки «джола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А поднося борцок «шошхр», выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту с врагов. Подношения[ править править код ] Ранним утром в день праздника совершался обряд кропления калм. Борцоки в виде солнца и лотоса использовались для символического подношения бурханам. Среди донских калмыков особенно любим был вид борцоков «бурхан зала», или «цацг», в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине «Дееджи боорцг». Борцоки в виде солнца — крупные лепешки, называющиеся в одних этнических группах «хавтха», в други — «целвг».

Но сейчас этого делать уже не нужно — всем верующим, собравшимся в храме, будут раздавать кусочки теста, которыми человек символически должен провести по лицу, телу, больным местам, как бы очищаясь от негатива, накопленного за год. В сам день Цаган Сара, 21 февраля, в Алтн сюме с раннего утра начнутся праздничные молебны. Этот ритуал проводят один раз в году, в день, когда, согласно преданиям, на землю спускается богиня Окон Тенгри, благословляя всех живых существ. Священнослужители возносят молитвы небесной защитнице, торжественно подносят ей торма специальные подношения из теста и благодарят ее за защиту Дхармы, всего калмыцкого народа и просят в дальнейшем оказывать покровительство.

«Цаган Сар»: праздник объединяет

Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Калмыкии» mk-kalm.

В этом году мы отмечаем его 18 декабря», — рассказал главный хранитель Национального музея Республики Калмыкия Бона Менкенова. В этот день каждый калмык становится старше на один год. Раньше обычные дни рождения жители республики и их предки не отмечали.

Обрядовое взаимное приветствие[ править править код ] Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека.

Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались. Калмыки при встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот? Произнесение этих слов сопровождалось специальными жестами, в зависимости от пола и возраста здоровающихся. Монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца делали следующий жест: младший старшему женщина мужчине, если они ровесники протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Калмыки аналогичные приветственные жесты делали иначе.

Младший протягивал старшему обе руки. Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг друга. Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту.

Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям.

Почётным гостям праздника, в числе которых были вице-губернатор Астраханской области Павел Паутов и первый зампред правительства Республики Калмыкия Очир Шургучеев, преподнесли ритуальные белые шарфы хадак. Это буддийский символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия. Фото: пресс-служба губернатора Астраханской области В АДК «Аркадия» стояли тематические кибитки и хурульные палатки — импровизированный калмыцкий хотон.

Праздник весны Цаган Сар объявлен в Калмыкии выходным днем

Он вручил государственную награду «Почетный гражданин Республики Калмыкия» председателю Астраханского областного общества калмыцкой культуры «Хальмг» Николаю Эльдяеву. Участникам сообщества от имени главы региона Игоря Бабушкина вице-губернатор, председатель Правительства Астраханской области Олег Князев передал почетные грамоты и благодарственные письма. Астраханцам и гостям города представили экспозицию калмыцкой этнокультуры, выставку декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Мастера продемонстрировали мастер-класс по войлоковалянию, шерстяной акварели, а участники клуба калмыцкой культуры «Герел» — народное гостеприимство.

В этот день принято ходить в гости, а также готовить ароматный калмыцкий чай и борцги - калмыцкое угощение из теста, зажаренного в кипящем масле или жире. Дата праздника в разные годы приходится на разные дни. В этот день в центральном буддийском храме "Золотая обитель Будды Шакьямуни" состоялось праздничное богослужение. На украшенной площади была организована площадка для выставки-продажи собак калмыцкой породы «Барг». Определение слова Барг, в калмыцком словаре, языке, означает сторожевой пес; дворняжка; волкодав.

В посёлке Лиман отметили праздник Цаган Сар концертом национального оркестра Калмыкии В посёлке Лиман отметили праздник Цаган Сар концертом национального оркестра Калмыкии 15. Перед началом концерта всех присутствующих с праздником поздравили замглавы администрации Лиманского района по социально-правовым вопросам Иван Рукавишников и руководитель калмыцкого национально-культурного общества «Хамдан» Николай Сангаджиев. В этот день со сцены прозвучали калмыцкие и русские народные песни, а также мелодии и произведения калмыцких композиторов в исполнении всеми любимых певцов и музыкантов.

Для жителей он символизирует окончание зимы и зарождение новой жизни. В Астраханской области проживает более пяти тысяч калмыков. При этом «Астраханское областное общество калмыцкой культуры «Хальмг» и клуб калмыцкой культуры «Герел» ведут свою деятельность уже 30 лет. В Астрахани по случаю праздника весны Цаган Са прошло торжественное мероприятие.

Для граждан

  • В Астрахани отметили калмыцкий праздник «Цаган Сар»
  • Что еще почитать
  • В Астрахани прошел калмыцкий народный праздник «Цаган-Сар»
  • В Астрахани отметили калмыцкий праздник Цаган Сар
  • Заявка на вступление

В Астрахани прошел калмыцкий праздник Цаган Сар

Калмыцкое землячество отметило праздник весны Цаган Сар большим концертом Официальный сайт Главы Республики Калмыкия Glava (president) of Republic of Kalmykia Official Site.
В Астрахани отметили 30-летие областного калмыцкого землячества и национальный праздник Цаган Сар Калмыцкий праздник Цаган Сар (переводится как «Белый месяц») согласно религиозной традиции калмыков отмечается в первый лунный день первого месяца по буддийскому лунному календарю и знаменует собой приход весны.
Отметили калмыцкий праздник «Цаган Сар» | южнаяволна.рф | Радиостанция «Южная Волна» Сегодня, 11 марта, калмыцкий народ отмечает праздник весны Цаган Сар или Белый месяц, об этом сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий