ТОККАТА (итал. toccata, букв. – прикосновение, удар), 1) в эпоху Возрождения праздничная фанфара или увертюра (напр., в опере «Орфей» К. Монтеверди). Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении. Роль токката в различных стилях Что такое токкат в музыке? Термин «токката» происходит от итальянского слова «toccare», что означает «касаться» или «стучать».
Что такое токката? история развития жанра
это (итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении. это (итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.
Что такое токката?
ТОККАТА — Слово «токката» произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. Токката — инструментальная пьеса свободной формы, получившая распространение в XVII—XVIII вв. ТОККАТА (итал. toccata, букв. – прикосновение, удар), 1) в эпоху Возрождения праздничная фанфара или увертюра (напр., в опере «Орфей» К. Монтеверди).
«Токката» в других словарях:
- Что такое ТОККАТА? Значение слова
- Что такое токката в музыке?
- Токката - Toccata
- Что такое Токката? Значение и толкование слова tokkata, определение термина
Значение слова токката
Аккордовые и пассажные разделы чередуются в ней с имитационно-полифоническими. В токкатах Баха красота формы и небывалая виртуозность соединились с глубиной и значительностью содержания. Остальные ответы Вечный студент Высший разум 146394 14 лет назад Слово «токката» произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа. А в прошлом веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого равномерно-четкого движения. Таковы фортепианные токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна и многих других композиторов. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 августа 2012 года. Что такое monamir. Он открыт для любого пользователя. Наш сайт - это библиотека, которая является общественной. Любой посетитель сможет найти необходимую для себя информацию.
Кшенек и др. Токкат в качестве самостоятельных произведений не столь много. Но токкатность то есть присутствие жанровых признаков токкаты в тематическом материале — неотъемлемая черта стиля музыки XX века, явление, характерное для музыкального языка и начинающих композиторов, и классиков русской музыки Прокофьева, Шостаковича.
Токката в музыке XX в. Слайд 8 Специфическая моторность токкаты зависит от настойчивого внушения единого тематического материала, хотя и оттеняемого, но господствующего во всей пьесе. При этом преобладает фактурно-фигурационный или даже фактурно-ритмический тематизм, составляющий пластический знак жанра токкаты Клементи, Черни ор. Известное понятие «общих форм движения» в токкате приобретает буквальный смысл: авторы стремятся сосредоточить внимание на образе движения как такового, намеренно отвлекая слушателя от того, что именно движется. Слайд 9 Для токкаты важна интенсивность движения, создаваемая многоуровневой регулярностью метроритма, а также неимитационной полифоничностью фактуры, которая связывает между собой исторически отдаленные образцы жанра.
Своеобразной фактурой выделяются токкаты Росси и особенно Керля. У последнего, наряду с принятой в Т.
Мелкой фигурацией, появляются скачки, октавная техника, ломаные аккорды, данные в разнообразном ритмич. Оформлении T. Бетховена и Р. Применение педали в токкатах Керля ограничивается длит. Пунктами в традиции Фрескобальди. Этой же традиции придерживается И. Пахельбель в своих 12 Т.
В токкатах Д. Букстехуде сходных по существу с его циклами прелюдий и фуг композиц. Принципы, восходящие к токкатам Фрескобальди, сочетаются с полифонич. Приемами северонем. Примечательно наметившееся в них обособление токкатно-прелюдийных и фугированных разделов по типу контрастно-составных форм. Свойственные его Т. Ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии, виртуозная фактура сложная педальная техника подготавливают нек-рые стороны баховского орг.
Во 2-й пол. Превращается в самостоят. Жанр, утрачивая свою прикладную литургич. С кон. Она входит в светские циклич. Пунктом развития старинной Т. И обобщением всех её историч.
Тенденций явилось творчество И. Баха, Т. К-рого отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах написал 8 клавирных Т. Стиль баховских Т. Отличается импровизационностью, многократными сменами темпа, богатством тематич. Формы Т.
Очень разнообразны. Одночастные клавирные T. Композиционный тип - контрастно-составную форму, в к-рой токкатно-прелюдийные разделы чередуются с фугированными. Вместе с тем строение каждой из них индивидуально. Fis-moll заметны традиц. Черты канцоны, T. G-moll имеет репризное обрамление, T.
C-moll выделяется большой, почти "органных" масштабов заключит. Крайние - токкатно-прелюдийные, средний - фуга. Токкаты Баха тесно связаны с его произв. Так, под воздействием прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл - Т. И фуга см. Органные T. Знаменитая Т.
С фугой d-moll композиционно ещё напоминает более слитные циклы Букстехуде. Другие, обособившиеся Т. Близки по форме прелюдиям Баха, впитывают также нек-рые принципы его конц. F-dur отличается длительными канонич. В образовании трёхчастного цикла T. C-dur BWV 564 , клавирная T. G-dur BWV 916 сказывается воздействие новых принципов концертирования.
Всему соч. Воздействие сонат da chiesa заметно в четырёхчастных циклах Т. Варианты этой схемы - орг. D-dur BWV 912 с тремя фугированными разделами, представляющая смешение черт циклич. В "сонатных" циклах не преследует виртуозных задач, это - небольшая импровизационная, иногда контрастная по материалу прелюдия одногол. Речитатив - возвышенный хорал с выразит. Гармониями в стиле "durezze e ligature", т.
С гармонич. Фуги в таких циклах - свободные как и в сонатах , с октавными ответами, с многоголосным, гомофонного типа изложением темы, простые и двойные, в быстром темпе. Adagio - замечат. Образцы баховской вдохновенной лирики, многообразной по конкретному жанровому воплощению ариозо, речитатив. Нек-рые Adagio вносят тональный контраст, начинаясь в тональности VI ступени. Как правило, они тонально не замкнуты, модулируя в конце в осн. Тональность или заканчиваясь на доминанте к осн.
Тональности, вступающей в последней части подобная связь Adagio и финала наблюдается также в нек-рых концертах и сонатах Баха. Между частями цикла возможны интонац. Жанр Т. Принципам, оказывает известное воздействие на баховские прелюдии см. Прелюдию Es-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира", орг. Прелюдию c-moll, BWV 549, , циклы прелюдий и фуг напр. Прелюдия и фуга a-moll, BWV 551.
Послебаховская Т. Развивалась в основном как виртуозный жанр "этюдного" плана, задача к-рого - демонстрирование технич.
Что такое токката?
Бах Слайд 7 В 19-м и затем в 20-м веке наблюдается активное возрождение интереса к жанру токкаты. К нему обращались композиторы К. Дебюсси, М. Равель, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Ф. Бузони, Э. Кшенек и др.
Композитор очень хотел, чтобы талантливый пианист исполнил это произведение, которое сам Шуман считал самой сложной из своих фортепианных пьес. Впрочем, несмотря на желание автора, Шунке даже не торопился её разбирать. Тогда Роберт, живший с Людвигом по соседству, чтобы побудить музыканта к разучиванию «токкаты» стал иногда наигрывать её в своей комнате, но результата это никакого не давало. Какого же было удивление Шумана, когда он услышал своё произведение, которое длиться почти восемь минут, в безукоризненном исполнении Шунке. Роберт знал, что музыкант с ним к фортепиано даже не подходил. Впоследствии Людвиг признался: он несколько раз прослушал «токкату», а практиковал её, прокручивая услышанный музыкальный материал в своей голове. Франческо да Милано — итальянский композитор, первым озаглавивший инструментальные виртуозные пьесы гомофонного склада «токкатами», снискал славу величайшего лютниста своего времени. Искусный виртуоз и автор произведений, поражающих слушателей изумительной мелодической красотой, так почитался своими поклонниками, что, как и его современник, легендарный скульптор Микеланджело Буонарроти получил неофициальный титул «иль дивино» - в переводе с итальянского «божественный» Имя Франческо да Милано приобрело известность в Советском Союзе в семидесятые годы прошлого столетия, когда на фирме грамзаписи «Мелодия» вышла пластинка гитариста и лютниста Владимира Вавилова с музыкой времён Ренессанса и Барокко. Помимо знаменитой баховской ре-минорной «Токкаты» одним из самых известных произведений с таким заголовком является популярная композиция, которая впервые была исполнена оркестром под управлением Поля Мориа. Это произведение сочинил французский композитор Гастон Роллан, а Поль Мориа так талантливо аранжировал, что оно завоевало любовь и восхищение слушателей во всём мире. Этот виртуозный жанр, зародившийся много веков назад, сегодня пользуется большой популярностью. Наполненные динамизмом, неудержимым движением и захватывающие слушателей своей стихией, токкаты, созданные в разные времена, с завидной регулярностью звучат в концертных залах. Необходимо также отметить, что эта увлекательная творческая форма непрестанно захватывает внимание современных композиторов. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: Токката.
Хачатуряна, Д. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И. Токката — это и виртуозная пьеса для лютни, клавира, органа. Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась как вступление прелюдия к хоровому произведению, например мотету, и являлась жанром церковной музыки, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки. Композиторы включают ее в сюиту, делают начальной частью полифонического цикла токката и фуга ре минор для органа И. Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой, клавишной игры, т.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов: Торг - — торговая часть древнерусского города. Торбан - — украинский и польский щипковый музыкальный инструмент, родствен... Тор - — в скандинавской мифологии — бог грома, бури... Топонимика - — совокупность географических названий какойлибо территории. Раздел ономастики,...
Что такое фуга токката хорал кантата?
что такое токката в музыке? druzhininanatalia200: что. Ответы. Что же такое токката, когда родился этот музыкальный жанр, и какие качества произведения подразумеваются под словом «токкатность»? Токката развивалась в эпоху барокко в Италии и изначально была способом для клавесинистов проявлять свои навыки импровизации и виртуозности. букв. - прикосновение), виртуозная музыкальнаяпьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.
Токката в музыке: что это такое и как она звучит
Равеля , С. Прокофьева , А. Хачатуряна , Д. В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла например, циклы токкат у И. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Этот деятель искусства известен тем, что именно он является «отцом» итальянской оперы. Но некоторые исследователи считают его также создателем старинной токкаты. Историческая справка Заканчивая разговор о том, что же такое токката, невозможно не упомянуть об исторических этапах становления этой музыки. Токката возникла в эпоху позднего Возрождения в северной Италии. Музыкальные произведения 1590-х годов содержали в себе токкатные элементы. Эпоха барокко в музыке характеризуется особой экстравагантностью, от Реннесанса в ней осталась многоголосность и контрапункция. Фуга же — основная музыкальная форма этой эпохи. Однако «музыкальность» эпохи стремительно снижалась, возрастала роль вокального исполнения. Фуги, арии получили свою «золотую пору» в музыке. Итак, барочная токката стала гораздо длиннее, чем токката эпохи Возрождения, но вместе с тем сохранила свою динамичность и требовала определенной виртуозности от исполнителя.
Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана , Ф. Мендельсона , К. Дебюсси , М. Равеля , С.
Но некоторые исследователи считают его также создателем старинной токкаты. Это были произведения импровизационного характера. Исполнение таких сочинений требовало от инструменталистов большой виртуозности. Итак, если требуется дать определение токкаты в музыке, то его можно сформулировать следующим образом. Это небольшое инструментальное произведение для клавишных или струнных, как правило, гомофонного склада. Но, в отличие от таких жанров эпохи возрождения, как ричеркар и чакона, эти сочинения обычно не являлись переложениями популярных песен. Данная музыка чаще всего сочинялась специально для того или иного инструмента и довольно полно раскрывала его возможности и особенности современной на тот момент техники игры. Как правило, такие токкаты писались для органа, хотя известны и произведения подобного рода, созданные для лютни. Первые образцы токкат, которые были записаны при помощи нотных знаков, принадлежат итальянскому композитору Франческо да Милано. Этот деятель музыкального искусства эпохи Возрождения создал целый ряд произведений данного жанра. Почти все его токкаты написаны для лютни. Теперь они исполнялись во время католических месс.
Что такое токката в музыке
Что такое Токката? Значение и толкование слова tokkata, определение термина | Что такое па-де-де? |
Токката — Большой Справочник. Что такое Токката | В этой статье мы рассмотрим, что такое токката, каковы ее особенности и какие известные композиторы написали произведения в этом жанре. |
Что такое токката - музыкальные произведения - Каталог музыкальных статей - Музыка для всех | Токката - Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении. |
Значение слова токката - определение слова токката | ТОККАТА — Слово «токката» произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. |
Похожие презентации
- Токката в музыке
- Значение слова «токката»
- Презентация на тему Токката
- Значение слова «токката»
Что такое Токката в музыке кратко?
Что такое токката и что она значит? | Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. |
Значение слова ТОККАТА. Что такое ТОККАТА? | Только токката BWV 916 выделяется своей формой, очень близкой к инструментальному концерту в итальянском стиле. |
Что означает токката | трех т. н. орг. мессах (1635) - не содержат типичной токкатной виртуозности. |
Что такое Токката? Значение и толкование слова tokkata, определение термина
Что такое токката? | Что такое токката и как её исполнять? Для исполнения токкаты требуется виртуозное владение инструментом, особенно в случае органа. |
Токката — Большой Справочник. Что такое Токката | концертные пьесы, основанные на сопоставлении прелюдийных и фугированных разделов с большой фугой в конце (И. Фробергер, Д. Букстехуде, И. С. Бах). |
Токката - Музыкальная энциклопедия - Что значит, описание, фото, толкование, определение | касаться) - виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, чётком ритме и размеренном движении с преобладанием ударной аккордной техники. |
Что такое Токката в музыке кратко? - Онлайн журнал про РФ | Токката и фуга ре минор, BWV 565. |
Токката в музыке: что это такое и как она звучит | Токката — (итальянское toccata, буквально прикосновение, удар) (музыкальное), виртуозная пьеса для какого либо клавишного инструмента. |
И. Бах «Токката» (Токката и фуга ре минор)
ТОККАТА (итал. toccata). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТОККАТА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. К наиболее известным токкатам уже 20 века, безусловно, можно отнести Токкату Поля Мориа. Что такое токката? Токката — это музыкальный жанр, который относится к. Токката в стиле барокко, начиная с Джироламо Фрескобальди, отличается большей. Токкаты иногда появляются в произведениях для полного оркестра; ярким примером является заключительная часть Восьмой симфонии Ральфа Воана Уильямса.
Токката что это значит
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТОККАТА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Токка́та — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого. Токката — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. В этой статье мы рассмотрим, что такое токката, каковы ее особенности и какие известные композиторы написали произведения в этом жанре. Токката — это сольное произведение, часто импровизационного характера, в котором исполнитель демонстрирует свою технику и чувство стиля.
Значение слова токката. Что такое токката?
На подобное происхождение жанра указывает и сам термин — испанским словом tacharen в XV в. В свою очередь итальянское toccare — касаться, играть на клавишных инструментах — указывает на способ исполнения токкат: как известно, они писались исключительно для клавира или органа. В начале XVII в. Это сближало их с инструментальными прелюдиями. Позже композиционная структура токкаты становится сложнее: она делится на несколько разделов, связанных, однако, между собой единством общего замысла. В таких свободных по форме токкатах чередуются речитативные и аккордовые эпизоды, быстрые фигурации и фрагменты имитационного склада. Принципы контраста, положенные в основу композиции токкат, приводят в XVII в. В творчестве Д.
Далее пафосный мотив, трижды проходящий в разных октавах, сменяется связующим эпизодом, подводящим к стремительной теме. Её искромётные пассажи, постоянно меняющие направление, создают такую драматическую напряжённость, что поражают слушателей не только своим величием, но и всепоглощающей страстью. Шуман «Токката» C-dur. Данная композиция написанная автором в форме сонатного аллегро, считается одним из самых сложных произведений фортепианного репертуара.
Эту виртуозную пьесу, в полной мере наполненную экспрессией и чувством, композитор начал сочинять, как упражнение для решения своих исполнительских технических проблем. Непрерывное ритмичное движение шестнадцатыми нотами, виртуозные пассажи, унисонные октавы, синкопированный ритм здесь прекрасно сочетаются со спокойной выразительной мелодией добавленной композитором в контрапунктическом стиле. Являясь ярким образцом наивысшей технической сложности «Токката» Роберта Шумана , считается камнем преткновения для многих пианистов, которые стремятся стать профессиональными исполнителями. Прокофьев «Токката» d-moll.
Это изысканное произведение, явившееся ярким проявлением дарования молодого композитора и его гениальной самобытности, именуют гимном юности и человеческой красоте. Композиция поражает необычным огненным языком и неординарным фактурным изложением музыкального материала. Данная блестящая пьеса сегодня оценивается как классический образец жанра и прочно входит в репертуарный список многих известных мировых исполнителей. История Зарождение жанра «токката» началось в глубокой древности, и было тесно связано с фанфарными сигналами, без которых в ту эпоху не обходилось ни одно значимое событие.
Такие призывные звуки возвещали о начале народных празднеств, каких-либо зрелищных представлений, а помимо того сопровождали всякого рода церемониальные мероприятия. Исполнение фанфарной музыки осуществлялось не только духовыми, но и ударными инструментами, при этом ритм, отбиваемый барабаном, именовался словом, напоминающим по звучанию термин «токката». Несмотря на то, что такое название бытовало в течение длительного периода, первое документальное упоминание об этом относится к XIV веку. Шло время, и вместе с постоянно эволюционирующим человеком интенсивно развивалась культура.
В Италии в XVI веке это привело к зарождению оперного искусства. Первые музыкальные спектакли обычно начинались с пролога, но впоследствии композиторы для привлечения публики, перед своеобразным предисловием стали вставлять небольшой вступительный раздел фанфарно-бравурного характера. Отличительной особенностью такой приглашающей музыки были звонкие удары литавр , зазывающие зрителей на предстоящий спектакль. Первым подобное новшество ввёл Клаудио Монтеверди.
Для представления на карнавале в Мантуе в 1607 году он сочинил оперу «Орфей» , а чтобы особым образом поприветствовать на спектакле важного гостя — герцога Гонзага, композитор перед прологом вставил восторженно-торжественный эпизод в исполнении труб и назвал его «токкатой». Спустя время этим словом стали именовать небольшие инструментальные пьесы импровизационного характера, однако в отличие от «прелюдий» они имели не полифонический, а гомофонный склад. Ещё одной важной отличительной особенностью данных произведений являлась большая виртуозность, то есть музыкант, исполняя их, мог продемонстрировать слушателям всё своё техническое мастерство. Первым композитором, который назвал такого рода пьесы «токкатой», был величайший виртуоз — лютнист, автор удивительных по красоте произведений Франческо Канова да Милано.
Его композиции изначально печатались в виде табулатур, а затем и в нотной записи. Уже в своём первом сборнике «Табулатуры для лютни» Милано четыре пьесы назвал «токкатами». Вскоре произведения с таким названием появились у композиторов, сочинявших музыку для органа. Одним из первых среди них был Клаудио Меруло, а затем эту эстафету подхватили такие выдающиеся представители итальянской органной школы того времени, как Джованни Габриэли, Андреа Габриэли и Луццаско Луццаски.
Они сочиняли виртуозные «токкаты», насыщенные блестящими каскадными пассажами, не только как самостоятельные произведения, но и вступления к ричеркарам и фугам. Следующим композитором, который внёс значимый вклад в развитие данного жанра, был известный представитель раннего барокко композитор Джироламо Фрескобальди. Работая церковным органистом, он начало богослужения всегда предварял исполнением импровизационных токкат, затем записывал их и издавал. Тем не менее именно в творчестве Фрескобальди «токката» стала утрачивать прикладную литургическую функцию и приобретать светский характер, а кроме того он первым из композиторов в одном из своих сборников объединил токкату и фугу в единый музыкальный цикл.
Несмотря на то, что «токката» зародилась в Италии, своё дальнейшее развитие она получила в Германии.
Токкаты обычно написаны для клавишных инструментов, таких как фортепиано или орган. Они состоят из быстрых и сложных пассажей, строительных форм и импровизационных моментов. Эти произведения часто являются одной из самых технически сложных и впечатляющих композиций в репертуаре исполнителя.
Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась как вступление прелюдия к хоровому произведению, например мотету, и являлась жанром церковной музыки, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки. Композиторы включают ее в сюиту, делают начальной частью полифонического цикла токката и фуга ре минор для органа И. Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой, клавишной игры, т. Аккордовые и пассажные разделы чередуются в ней с имитационно-полифоническими.
В токкатах Баха красота формы и небывалая виртуозность соединились с глубиной и значительностью содержания. Остальные ответы Вечный студент Высший разум 146394 14 лет назад Слово «токката» произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов - клавесина, органа.