Так в Израиле отдают последнюю дань памяти 6 миллионам евреев, погибших от рук нацистов в годы второй мировой войны. • С началом Второй мировой войны на всех оккупированных территориях евреям предписывалось носить на одежде желтую шестиконечную звезду.
Смотрите также
- Холокост – величайшая трагедия еврейского народа
- Сколько убито евреев во Второй мировой войне?
- Катастрофа евреев Европы
- Гл. 10. Хронология и статистика Холокоста
- Путин заявил об убитых коллаборантами 1,5 млн евреев на Украине в ходе войны - Ведомости
В Израиле почтили память 6 млн евреев, убитых нацистами
В ходе боёв было убито около 7 тысяч защитников гетто, ещё 5-6 тысяч сгорели заживо. Нацисты полностью сравняли гетто с землей. После подавления восстания оставшиеся обитатели гетто около 56 тысяч человек были отправлены в концлагеря и лагеря смерти… Единственным за всю историю войны успешным восстанием в лагере смерти — восстанием в Собиборе 14 октября 1943 года — командовал лейтенант Александр Печерский, его заместителем был сын польского раввина Леон Фельдхенгер. Например, на территории Словакии с 1942 в партизанском движении насчитывалось примерно 2500 евреев. В рядах участников Словацкого восстания воевало около 1200-1500 евреев. Отдельным еврейским партизанским отрядом командовал Александр Бахнар, под его командой было около 300 бойцов. В отряде Бахнара была единственная во всей Европе отдельная «кошерная рота» из евреев- ортодоксов. В рядах восставших сражались 5 еврейских парашютистов из Палестины, четверо из них погибли. В Дании с 1940 по 1943 годы еврейская община, включающая 1700 беженцев, находилась под полной защитой датчан.
Члены датского Сопротивления переправили на рыбацких лодках в Швецию 7000 из 8000 датских евреев. Всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовало против расистских законов во время немецкой оккупации. В отличие от Дании, Нидерландов, Франции, где движение Сопротивления одной из основных целей ставило спасение евреев, в СССР партизанское движение не ставило перед собой таких целей, и не было ни одной подобной партизанской операции, за исключением действий еврейских партизанских отрядов. Основная часть еврейского партизанского движения была в Белоруссии, в меньшей степени на Украине и в Литве. Большая часть евреев-партизан были беженцами из гетто. В 100-тысячном Минском гетто под руководством Исая Казинца и Михаила Гебелева активно действовали 22 подпольные группы, объединявшие более трехсот человек. На их боевом счету диверсионные акты и саботаж на немецких предприятиях и железнодорожном узле, тысячи людей, выведенных из гетто в партизанские отряды. Генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе доносил рейхскомиссару Остланда: «Во всех вооруженных столкновениях с партизанами Белоруссии выяснилось, что еврейство… является главным вдохновителем партизанского движения».
Самый крупный еврейский партизанский отряд был создан братьями Бельскими в 1941 году, после вторжения немецких войск в Белоруссию и массовых расправ над еврейским населением. Отряд Бельских действовал до окончания оккупации Белоруссии в 1944 году и насчитывал к концу войны 1200 человек, в том числе 350 вооружённых бойцов. Еврейские партизаны соорудили хорошо замаскированный подземный городок. В отряде оказались квалифицированные оружейники, портные, кожевенники, сапожники и другие ремесленники. Стали работать мастерские, госпиталь, имелись прачечная и мыловарня. Для обеспечения людей продуктами партизаны засеяли восемь гектаров пшеницы и ячменя. Постоянно работали мельница и пекарня. Партизаны держали под своим контролем многие коммуникации.
Пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали автомашины, уничтожали телефонно-телеграфные столбы. Они спасли от угона в Германию более 1000 человек. На территории Литвы после уничтожения вильнюсского гетто сражался еврейский партизанский отряд «Некама» «Месть» под командованием Аббы Ковнера. Около 1500 евреев воевали в еврейских группах и отрядах на Украине. В 70 чисто еврейских партизанских отрядах состоявших целиком только из евреев на территории СССР воевало примерно 4000 человек. Всего в партизанских отрядах на территории СССР насчитывалось по разным сведениям от 15 до 49 тысяч евреев. Германские бомбардировщики бомбили Тель-Авив. Евреи в Израиле ощущали смертельную угрозу.
Было очевидно, что никто не в силах остановить бросок Роммеля из Египта.
На снимках были запечатлены и жертвы нацизма, и палачи, и вещественные доказательства массового умопомрачения людей. Женщины в истерике прижимают к себе детей и умоляют изуверов о пощаде; мальчик лет шести или семи с недетским, трагическим взглядом и поднятыми вверх руками стоит под дулом направленного в его спину автомата; голые женщины, некоторые — с малыми детьми на руках, выстроились во рву, в затылок друг другу, в очередь за смертью; складированные, как сырьё, человеческие тела на мыловаренном заводе; высоченные груды обуви — жертв Освенцима; гора очков, которые носили узники Освенцима, прежде чем были уничтожены... Сознание Скрижаля сопротивлялось; ему не хотелось верить, что подобное возможно.
Однако это было с человечеством. И с памятью об этом чудовищном прошлом Скрижалю теперь предстояло жить. Поначалу он склонялся к мысли, что зверства фашистов превосходили злодеяния преступников и тираний прежних веков лишь потому, что самые худшие присущие людям качества оказались умноженными на степень развития технического прогресса, которого достигла цивилизация к середине XX века. Но он понял, в чём заблуждался.
В прежние века погромщикам не давала покоя упорная приверженность иудеев своим религиозным традициям и та вина, которую на них возлагали: христиане — за смерть Иисуса, мусульмане — за обманутые надежды Мухаммеда. Стоило иудею принять веру окружающих людей — и опасность насильственной смерти ему больше не угрожала. Фашисты же от народа Израиля ничего не хотели. Религиозные взгляды евреев их абсолютно не интересовали.
Это было человеконенавистничество в высшей его степени. Нацисты целенаправленно, методично истребляли людей, лишь за то, что они родились евреями. И хотя исход войны уже определился, Гитлер не собирался пересматривать политику тотального уничтожения еврейского народа. Смертельно раненый зверь пятился, защищался, истекал кровью, но не выпускал свою жертву.
В 1943 и 1944 годах были ликвидированы все гетто, которые ещё оставались на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве и Польше. При этом евреев расстреливали, а если не расстреливали, то отправляли в лагеря смерти или в концентрационные лагеря — для выполнения нужных рейху работ. Концлагеря, куда отсылали только трудоспособную часть евреев, находились под управлением СС, так что и эта рабочая сила могла быть быстро уничтожена при получении соответствующего приказа. О том, что раненый зверь обладал мёртвой хваткой, свидетельствовало выступление Гиммлера 4 октября 1943 года перед высшим офицерским составом СС в Познани.
В этой речи Гиммлер подтвердил решимость национал-социалистов следовать политике геноцида евреев до конца. Я имею в виду депортацию евреев и истребление еврейского народа. Проще это звучит так: "Евреи будут уничтожены". И каждый член нашей партии безусловно скажет: "Искоренение евреев, истребление их входит в нашу программу — и это будет сделано"».
И всё же, как ни прискорбно было признавать Скрижалю, лидеры Третьего рейха могли умереть с некоторой удовлетворённостью от степени решения одной из главных своих задач. Германия ещё в 1943 году была объявлена «очищенной от евреев». Нацисты истребили около половины евреев, которые жили в Советском Союзе, Румынии и Венгрии. Число жертв среди евреев Литвы, Латвии, Эстонии, а также среди самого многочисленного в Европе польского еврейства составило около девяноста процентов.
После всех пережитых им ужасов он утратил интерес к познанию мира. Ему казалось, он узнал такое, после чего никакие события — ни прошлого, ни будущего, как бы ни развивались, — уже не могли повлиять на его взгляды или добавить нечто существенное к тому, что он понял и выстрадал. Если Скрижаль не проводил время с сыном, то просто сидел теперь в своей комнате за письменным столом. Он просиживал так часами, бесцельно глядя в окно, поверх крыш.
Он наблюдал за тем, что происходит в небе; следил, как постепенно меняются там краски, как медленно сгущаются сумерки. В комнате становилось совсем темно, а он, не включая свет, всё так же неотрывно, отсутствующим взглядом продолжал всматриваться в ночь. Шёл день за днём, заканчивалась одна неделя и начиналась новая, а у него по-прежнему не было ни сил, ни желания возвращаться к историческим книгам и к своей картотеке. А сознание того, что он всё ещё не знает ответов на многие поставленные перед собой вопросы, заставило его опять читать и думать, сопоставлять факты и высматривать в прошедших событиях как черты населяющих планету людей, так и характер самого мира.
И после пережитой им трагедии тотального истребления евреев он проследил за тем, как проявили себя народы, которые оказались свидетелями этой катастрофы. К этому времени волны антисемитизма перекинулись уже из Германии в другие государства Восточной и Центральной Европы. Антисемитская пропаганда и в этих странах стала перерастать в погромное движение. О своём намерении заставить евреев эмигрировать открыто говорило правительство Румынии.
Польское правительство заявило, что в стране находится миллион лишних евреев, и оно послало на Мадагаскар комиссию с целью выяснить возможность переселения их на этот остров. Множество людей предчувствовало беду, и они стремились эмигрировать из заражённых духом нацизма стран. Но именно в это время все без исключения государства закрыли свои границы. Так возникла проблема еврейских беженцев.
Как высказался тогда учёный и политик Хаим Вейцман, мир разделился на два лагеря: на страны, которые не желали иметь у себя евреев, и страны, которые не желали пускать их к себе. В июле 1938 года в Эвиане, во Франции, по инициативе американского президента Рузвельта открылась международная конференция для обсуждения вопроса о беженцах. Она закончилась безрезультатно. Из тридцати двух странучастниц Эвианской конференции лишь Доминиканская Республика заявила о своём согласии принять сто тысяч человек.
Но и это предложение не было реальным из-за равнодушного отношения к той же проблеме остальных государств. Так, Великобритания согласилась участвовать в конференции лишь при условии, что вопрос об иммиграции евреев в Палестину затрагиваться не будет и что в Эвиане предстоит рассмотреть участь лишь тех евреев, которые уже покинули места своего проживания, а судьбы оставшихся в родных краях обсуждению не подлежат. Но даже при закрытых границах тысячи евреев сумели в 1939-1941 годах переправиться из Европы в США, бежать в Японию, добраться до Палестины. Они спаслись благодаря усилиям еврейских организаций и помощи отдельных, не причастных к еврейству лиц.
Эти люди рисковали служебным положением, но считали своим долгом помочь беженцам. Сведения об истреблении евреев на оккупированных фашистами территориях стали попадать в мировую печать лишь в начале 1942 года. Мир относился поначалу к подобным свидетельствам с недоверием. Однако и после, когда сомнения в достоверности жутких вестей рассеялись, ни государства антигитлеровской коалиции, ни международные организации никаких попыток противодействовать этому геноциду не предприняли.
Осенью 1942 года заместитель Эйхмана в Братиславе Дитер Вислицени сообщил еврейским представителям о готовности рейха выпустить из Европы миллион евреев в обмен на два — три миллиона долларов. Иными словами, Германия запросила от двух до трёх долларов за человека. Об этом предложении было сообщено правительству США, но ответной реакции не последовало. В апреле 1943 года под давлением общественности США и Великобритании на Бермудских островах состоялась конференция, на которой уполномоченные этих стран решали проблему беженцев.
Единственным её результатом оказалось соглашение о возобновлении работы межправительственного комитета по делам беженцев, созданного на Эвианской конференции. Великобритания могла сделать вполне реальный, действенный шаг для спасения обречённых на смерть людей: снять установленные ею в 1939 году ограничения на иммиграцию евреев в Палестину, но такого решения опять не последовало. Наконец, в январе 1944 года президент США Рузвельт учредил Совет по делам беженцев, куда вошли министры иностранных дел, финансов и обороны. Этот Совет стал финансировать маломасштабные операции по спасению евреев Европы и оказанию им продовольственной помощи.
Особенными в ряду акций спасения евреев явились действия жителей Дании. С апреля 1940 года, с начала немецкой оккупации, до августа 1943 года евреи тут почти не пострадали, потому что общественность этой страны дружно за них вступилась. Евреям была обеспечена здесь полная политическая, социальная и юридическая защита. Когда же в сентябре 1943 года германские власти решили их депортировать, евреи — и жившие здесь, и бежавшие сюда из соседних стран — в количестве около восьми тысяч человек были переправлены в нейтральную Швецию.
Правда, датские рыбаки затребовали с евреев за эту переправу очень большие деньги и получили их. Во второй половине 1944 года представители нейтральных стран в Будапеште — шведский дипломат Рауль Валленберг и швейцарец Шарль Люц — спасли более тридцати тысяч евреев, снабдив их подлинными или поддельными документами. В конце 1944 и в начале 1945 года дипломатическими усилиями норвежского, датского и шведского правительств из нацистских лагерей были вытребованы и эвакуированы те евреи, которые являлись гражданами скандинавских стран. И всё же действия по спасению евреев оказались и запоздалыми, и малоэффективными.
Серьёзных практических мер по предотвращению Катастрофы страны антигитлеровского блока не предприняли. Хотя всех евреев на оккупированных врагом территориях СССР ожидала гибель, правительство во главе со Сталиным ни разу за время войны не обсуждало их положение. Ни со стороны властей, ни со стороны Коммунистической партии не последовало ни одного обращения к подпольным организациям или к народу с призывом оказывать евреям помощь. Подобное безразличие к судьбе обречённых на смерть сограждан проявили не только власти, но и подавляющее большинство населения Советского Союза.
В распоряжении Скрижаля имелись факты, которые свидетельствовали, что случалось, и соседи, и совсем незнакомые люди, рискуя жизнью, укрывали евреев у себя в домах, выдавали их за своих родственников, делились с ними последними крохами. Но также общеизвестным было и участие советских граждан в кровавых расправах над евреями, и доносительство местных жителей оккупационным властям о евреях, которые скрывались или просто утаивали свою национальность. Он нашёл то, что искал, но никаких существенных отличий от поступков мирян в действиях служителей церкви не увидел. Представляющая собой один из институтов цивилизации землян, церковь отражала тот же спектр присущих людям слабостей, пороков и добродетелей.
Католические церкви многих европейских стран — в Австрии, Италии, в Протекторате Богемия и Моравия, в Финляндии, Польше, России — не выступали в ходе Второй мировой войны с протестами против уничтожения евреев. В Германии католическая церковь и протестантская церковь подчинились принятым в стране законам и исключили христиан еврейского происхождения из числа своих прихожан. Так, повинуясь массовому умопомрачению, христиане вышибали из-под надстроек своей религии то основание, на котором она была воздвигнута. Если бы Пётр, Павел и все апостолы дожили до чёрных дней XX века и оказались бы в Германии — их бы в лучшем случае выставили из собора.
И если бы второе пришествие Иисуса выпало на то страшное время, — пожалуй, и его не пустили бы в Божий храм: схватили бы и вместе с тысячами отобранных по составу крови людей отправили на смерть. Очень немногие служители церкви в Германии рисковали и прятали евреев у себя. А берлинский священник Бернхард Лихтенберг публично молился за евреев вопреки всему и всем. Люди одного и того же духовного звания, вроде бы одной и той же веры совершали в это время диаметрально противоположные с точки зрения нравственности и любви к ближнему поступки.
Факты опять говорили Скрижалю о том, что между высотой духовного сана и степенью гуманности людей никакой зависимости не наблюдается. И принадлежность пастырей к тому или иному религиозному течению никак не определяет степень их человеколюбия. В отличие от иерархов Германии, высшие католические и протестантские чины Нидерландов открыто протестовали против преследования евреев. Католическая церковь здесь ещё в 1934 году запретила верующим участвовать в нацистском движении.
В начале 1942 года католические епископы Нидерландов выступили с протестом против депортации евреев, а в мае того же года запретили участвовать в облавах на них всем католикам, служащим в полиции. Так же публично осудили высылку евреев из Норвегии и Дании лютеранские епископы этих стран. В 1939 году открыто протестовала против истребления евреев лютеранская церковь в Словакии. В то же время, сановники от лютеранства в Венгрии голосовали за антисемитские законы.
В Швейцарии выступления епископов протестантской церкви привели к отмене санкций против еврейских беженцев, которые нелегально проникали в страну. С требованиями спасти евреев Европы обращались к своим правительствам, правда безрезультатно, и главы различных церквей США, и отцы англиканской церкви в Великобритании. Неоднократные протесты синода православной церкви Болгарии, адресованные правительству, а также личные обращения Софийского и Пловдивского митрополитов к царю Борису в значительной мере содействовали тому, что отправка евреев Болгарии в лагеря смерти не состоялась, хотя под нажимом из Берлина такая депортация планировалась. На Украине же и в Белоруссии немало представителей православного духовенства сотрудничали с нацистами.
Свидетелями распространения чумы нацизма, как выяснил он, оказались два верховных понтифика. Папа Пий XI издал в марте 1937 года энциклику под названием «С великой тревогой». Хотя прямо об антисемитизме Пий в этом послании не упомянул, он высказался против расизма как теории, которая не совместима с христианской верой. В своей речи 7 сентября 1938 года Пий осудил участие католиков в антисемитском движении.
Причём он указал, что христиане как духовные наследники Авраама являются по духу тоже семитами. Однако итальянские газеты в отчёте о выступлении папы этот пассаж опустили. Как политические, так и религиозные деятели мира неоднократно обращались к нему с просьбой выступить против истребления еврейского народа, но Пий XII своей позиции так и не выказал. Промолчал он даже во время облавы на евреев в Риме, когда около тысячи ни в чём не повинных людей, главным образом — женщины и дети, были схвачены и отправлены в Освенцим.
Вместе с тем около четырёх тысяч евреев нашли укрытие в монастырях и зданиях, которые принадлежали католическим общинам Италии, а несколько десятков человек получили убежище в самом Ватикане. Поскольку Гитлер и его ближайшие помощники были католиками, папа мог бы воспользоваться своим авторитетом, чтобы повлиять на ход событий. Он мог пригрозить изуверам отлучением от церкви или привести эту угрозу в исполнение, как поступали предшественники Пия XII по отношению к европейским монархам по куда менее значительным с точки зрения христианской морали поводам. Но папа, осведомлённый о зверствах фашизма, в течение всех долгих кровавых лет войны молчал.
Он шёл по улице вдоль тянувшейся очереди и стал зачем-то прикидывать, сколько тут выстроилось народу. Получилось около четырёхсот человек. По дороге он услышал, что в продовольственном магазине, куда заворачивала очередь, продают консервы и отпускают только по две банки на человека. Мужчина, который перебежал улицу и оказался на пути Скрижаля, подошёл к стоящим людям и поинтересовался, что здесь продают.
На этот раз на его вопрос никто не отозвался. Только после паузы бабка в повязанной до глаз косынке раздражённо передразнила его: «Ка-ки-е, ка-ки-е... Она зло посмотрела на переборчивого мужчину и громко рявкнула: «Консервы! В указе говорилось, что по истечении трёх дней эти денежные знаки станут недействительными и будут со временем возвращены их владельцам купюрами нового образца.
Согласно прозвучавшему постановлению, каждый гражданин имел право сдать для последующего обмена деньги в сумме не более одного своего месячного оклада. Из этого, как понял Скрижаль, однозначно следовало, что все наличные, которые превышают месячный заработок, нужно просто выбросить. Так правительство страны в очередной раз объявило, что интересы и прихоти власти превыше всего. Мол, я, Государство, хочу — печатаю деньги, хочу — отнимаю их, а посему сдайте-ка мне быстренько все крупные купюры; даю вам на это три дня; для возврата же денег срок себе назначать не буду, потому как, опять же, я — Государство, что хочу — то и делаю.
Советское правительство привыкло обманывать народ. Беззастенчиво солгало оно и в этот раз. Как видно, подготовку к такой широкомасштабной афёре провести совершенно скрытно не удалось — и разговоры о грядущем постановлении, наверное, пошли, поскольку накануне оглашения этого указа официальные лица публично выступили с заверениями, что слух о якобы планирующемся обмене денег ничего общего с действительностью не имеет. Теперь же, забыв о вранье, государственные мужи сообщали, что эта акция проводится с целью лишить дельцов, которые обосновались за границей, их незаконно вывезенных за пределы Советского Союза наличных денег.
Скрижаль давно подозревал, что в правительстве сидят бандиты. Теперь он в этом не сомневался. Работающим надлежало сдать деньги по месту службы, а пенсионерам и неработающим — в районных исполкомах. Как не имеющий определённого места службы, Скрижаль относился ко второй категории людей.
И на следующий день после выхода указа он отправился со своими подлежащими обмену купюрами в районный исполком. Было три часа дня. Он надеялся, что к этому времени пенсионеры свои деньги уже сдадут, и ему не придётся стоять в очереди. Но его надежда не оправдалась.
Комиссия, образованная для проведения этого мероприятия, работать, как понял он, ещё даже не начинала. Её уполномоченные ждали поступления каких-то дополнительных инструкций. Люди, которые стояли здесь первыми, пришли в исполком в шесть часов утра. За годы Советской власти граждане на собственном горьком опыте убедились в необходимости подобного заблаговременного появления у закрытых дверей.
Для того чтобы попасть на приём к чиновнику или достояться к прилавку магазина, куда привезли вечером колбасу, стало обычным делом занимать очередь ни свет ни заря, за несколько часов до начала рабочего дня; в противном случае рискуешь оказаться в хвосте и тогда уж точно уйдёшь ни с чем. По традиции, которая сложилась за десятилетия выстаивания в очередях, люди и здесь, в исполкоме, сами вели списки, где нумеровали фамилии очередников в порядке их прихода. Необычность этой очереди была лишь в том, что толпились тут не за продуктами, не за товарами, к чему давно уже привыкли, и не за разрешением на получение не хватающих на всех благ, а для сдачи собственных же денег. Скрижаль не решил, будет тут стоять или нет, но назвал свою фамилию дородной энергичной даме, которая ведала списками, и она продиктовала ему огромное число, означающее его порядковый номер.
Скрижаль знал цену деньгам, однако не относился к ним слишком серьёзно. Он мог расстаться с любой суммой, даже со всеми своими сбережениями, не делая из этого трагедии. Происходившее на его глазах взволновало его куда больше, чем возможная потеря нескольких сот рублей. В длиннющих коридорах толпились главным образом пожилые люди, а стульев в здании оказалось крайне мало.
Старики, покряхтывая, стояли вдоль стен и у подоконников. Гнетущая атмосфера была исполнена человеческой болью и страданиями. Бабуля вся трясётся и причитает: — У-ю, ю-ю, ю, помираю я. У-ю, ю-ю, ю...
Её уже никто не слушает, а она смотрит в никуда и кому- то невидимому рассказывает, что сняла со своей сберкнижки всё до копейки себе на похороны, — чувствует, скоро конец. А деньги ей выдали крупными купюрами. Молодая женщина держит на коленях испуганную дочку. Девочка молчит, а мать то успокаивается, то опять начинает плакать.
Она приезжая; взяла с собой в дорогу крупные деньги и теперь не знает, как накормить дочь, — купюры, которые подлежат обмену, со вчерашнего дня не принимают нигде: ни в магазинах, ни в столовых. В железнодорожных кассах их тоже не берут, поэтому она с дочкой даже домой уехать не может. Скрижаль пробыл в здании райисполкома около часа. Простояв вместе с ограбленными в очередной раз и униженными государством гражданами, он ушёл и унёс глубоко запечатлёнными в душе и согбенные фигуры стариков, и глаза испуганной девочки, и прикушенные, подрагивающие губы её матери, и незатихающее: «У-ю, ю-ю, ю, помираю я...
До закрытия исполкома оставался час, а комиссия, назначенная для приёма от населения денег, к своим обязанностям ещё не приступала. Целый день из отпущенных на это мероприятие трёх суток тульские чиновники томили народ в очередях в надежде дождаться разъясняющих инструкций из столицы. Сколько же тогда предстояло хлебнуть людям на всей огромной территории страны, где единственным видом взаимных расчётов являлись наличные деньги, думал Скрижаль. Какой жестокий удар уготован был жителям бесчисленных деревень и сёл, где местами не только телевидения, но и телефонной связи нет, куда почта доставляется не каждый день или даже раз в неделю, а в это зимнее снежное время — и того реже.
Бабули и деды хранили там свои накопления где-нибудь под матрасом. Они не желали, да и не могли ходить куда-нибудь километров за десять пешком в стужу, в слякоть и в зной к ближайшей сберегательной кассе, чтобы снять деньги или положить на свой счёт. Сколько же пережили самые разные люди, которые оказались в день выхода этого постановления с крупной суммой своих или чужих денег на руках; что испытали находившиеся в отпусках, в дороге — далеко от дома и от места работы, где можно было спасти хотя бы часть сбережений... Когда Скрижаль своими глазами увидел, как пожилая женщина в центре города, на улице Ленина, покупает у парня две 25-рублёвки за сто рублей, ему в очередной показалось, что он живёт в большом сумасшедшем доме.
Но он видел, какое потрясение испытала Тула. Понимал он и то, что вся советская страна, ошеломлённая грянувшим из Москвы указом о сдаче крупной наличности, не работала все эти три дня. На улицах, в общественном транспорте, в очереди за хлебом, при встречах со знакомыми Скрижаль наблюдал проявление самых разных человеческих чувств. Он видел и полную растерянность, и панический ужас в глазах, и азартное стремление выкрутиться из трудного положения.
Желающих сдать свои купюры на сумму от пятисот до тысячи рублей вынуждали на предприятиях приносить объяснительные записки: люди должны были указать, откуда у них такие сбережения. И каждый в меру своей фантазии сочинял небылицы типа: «Собирал деньги на покупку породистой собаки» или «Получил долг от двоюродного дяди, бравшего прошлой осенью у меня взаймы на покупку картошки». Вымышленное казалось людям почему-то более убедительным, чем очевидное, непридуманное: «Предпочитаю хранить свои деньги дома, нежели в сбербанке, на который вороватое государство может в любой момент наложить руку»; или же, в конце концов: «Моё! Где хочу — там и держу».
Больше тысячи рублей не имел право сдать никто. Люди судорожно стали искать всякие неправедные пути, чтобы спасти свои, честно заработанные деньги. В стране, где сами власти то и дело преступали изданные ими же указы, многие граждане, повинуясь инстинкту самосохранения, тоже изрядно преуспели в изобретении способов обходить законы. Лучше других это, разумеется, получалось у профессионалов — у сумевших нажить таким, нечестным, образом свои капиталы.
Изъятие накоплений у этих воротил, очевидно, и предусматривалось указом об обмене денег. Если бы в правительстве сидели думающие люди, они могли бы сообразить, что мошенники обойдут и это препятствие, а пострадают главным образом законопослушные граждане. К началу третьих суток со дня обнародования постановления розовощёкие молодые парни скупали на городском рынке сторублёвые денежные знаки уже по цене двадцать пять рублей за штуку.
Заботились о ней и растили как свою.
И только в 1945-м, когда родной отец Галины вернулся с фронта, они распрощались с девочкой. С тех пор она всю жизнь искала своих спасителей. Теперь поисками с помощью специалистов занялась и Светлана. Мы очень хотим это найти», — говорит генеалог Наиля Хамидуллина.
Всего за годы войны нацисты уничтожили около шести миллионов евреев. Из них почти три миллиона — на территории Советского Союза.
Последнюю массовую операцию по уничтожению евреев Венгрии нацисты осуществили в мае — июле 1944 г. Эвакуация детей — узников концлагеря Аушвиц.
Январь 1945. Точное количество жертв холокоста неизвестно. Леонид Левин. Мемориал «Яма», Минск.
Холокост признан Нюрнбергским трибуналом «преступлением против человечества»; в 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН без голосования приняла резолюцию, которая отвергает любое полное или частичное отрицание холокоста как исторического события. В ряде стран публичное отрицание холокоста является противозаконным.
Кратко об МГП
- Сколько людей убили нацисты? | Энциклопедия Холокоста
- Как финны евреев сдавали
- Факты о Холокосте
- Погромы и помощники
Холокост в цифрах
Хотя никто не сможет назвать точное число евреев, погибших в немецких лагерях во время Второй мировой войны, Растворение восточноевропейского еврейства доказывает, что в ходе войны погибло гораздо меньше шести миллионов евреев. В ходе Великой Отечественной войны коллаборанты убили 1,5 млн евреев, проживавших на территории Украины, заявил президент России Владимир Путин на заседании российского оргкомитета «Победа». Среди мифов XX века, созданных мировой закулисой, миф о «холокосте», о том, что 6 миллионов евреев были якобы уничтожены в газовых камерах во вторую мировую войну, внедряется в массовое сознание с особой настойчивостью. Судьба советских военнопленных-евреев во Второй мировой войне: Воспоминания и документы. • С началом Второй мировой войны на всех оккупированных территориях евреям предписывалось носить на одежде желтую шестиконечную звезду. Originally posted by cas1961at Вторая мировая война евреев с Германией.
Сколько людей потеряли страны-участницы Второй мировой войны
Читальный зал | Путин рассказал, сколько евреев погибло на Украине. |
МККК и геноцид еврейского народа во время Второй мировой войны | Там отмечают День памяти Холокоста и героизма еврейского народа во Второй мировой войне. В мемориальном комплексе «Яд Вашем» в Иерусалиме почтили память шести миллионов евреев, погибших от рук нацистов. |
Шесть миллионов
Информации о точном количестве евреев, уничтоженных в годы Второй мировой войны, в том числе в немецком концлагере «Аушвиц» (Освенцим), подтвержденной историческими фактами, ДО СИХ ПОР НЕТ. Подсчетом погибших в Великой Отечественной войне по национальному признаку долгое время никто не занимался. 6 миллионов евреев погибло в результате Холокоста в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Во время Второй мировой войны, в которой участвовали многие европейские страны, произошёл ужасный геноцид еврейского народа. Согласно широко известным данным, количество евреев, переживших холокост, было таким же, как и количество погибших.
Сколько погибших израильтян
По разным источникам, общее количество погибших евреев во время Второй мировой войны составляет около 6 миллионов человек. Во время Второй мировой войны, в которой участвовали многие европейские страны, произошёл ужасный геноцид еврейского народа. Согласно широко известным данным, количество евреев, переживших холокост, было таким же, как и количество погибших. Организатор Холокоста и Второй мировой войны Адольф Гитлер родился 135 лет назад. Однако принято считать, что за годы второй Мировой войны погибло более 55 миллионов человек. Однако принято считать, что за годы второй Мировой войны погибло более 55 миллионов человек. Тогда, 6 декабря 1944 года, он почтил память финских солдат-евреев, павших во Второй мировой войне, тем самым завоевав симпатию западных стран и показав миру непричастность Финляндии к преступлениям нацистов против евреев.
Холокост число погибших
Поделиться Прибытие венгерских евреев в Освенцим 1944. Источник фотографии: Фотоархив «Яд Вашем». Хотя общего списка погибших во время Холокоста не существует, с 1940-х годов исследователи, государственные учреждения и еврейские организации последовательно оценивали количество убитых нацистами евреев в районе шести миллионов. Они сделали это на основе различных записей, таких как результаты переписи населения до Второй мировой войны; немецкие архивы и архивы других стран гитлеровской коалиции; записи концентрационных лагерей, которые не успели уничтожить нацисты; донесения военного времени, составленные должностными лицами, которые отвечали за проведение нацистской демографической политики; послевоенные демографические исследования потерь населения во время войны и послевоенные исследования.
Никогда в мировой истории не было такого масштабного, систематического геноцида, как нацисты во время Холокоста. Оценка убийств Холокоста Из-за огромного количества убитых евреев, никто не может быть абсолютно уверен, сколько человек погибло в каждом лагере, но есть достойные оценки смертности по лагерям. То же самое относится и к оценкам по каждой стране. Нет единого документа военного времени, который оценивал бы число еврейских смертей во время Холокоста. Между 1942 и 1943 годами нацисты пытались собрать статистику для их окончательного решения; один экземпляр этой записи был захвачен армией США в 1945 году. Однако к концу 1943 года власти Германии и Оси признали, что проигрывают войну, и у них не было времени продолжать подсчет.
Вместо этого они увеличили количество смертей и начали уничтожать существующие записи и доказательства предыдущих массовых убийств. Общие оценки, используемые сегодня, основаны на послевоенных исследованиях и исследованиях существующих данных. Новые оценки Исследование, опубликованное в 2013 году Мемориальным музеем Холокоста США, основанное на кропотливой оценке имеющихся документов и расследовании 42 000 лагерей и гетто, выявило, что общее число погибших почти вдвое превышает число, полученное вскоре после войны. Это исследование было составлено в трехтомнике в 2018 году Энциклопедия лагерей и гетто, 1933-1945.
Сомма первая мировая война.
Холокост основные события. Холокост Освенцим память. Освенцим концентрационный лагерь медэксперименты. Освенцим Расстрельная стена. Стена расстрела Аушвиц.
Лагерь смерти Освенцим Польша. Число погибших в Великой Отечественной войне. Число жертв в Великой Отечественной войне. Геноцид евреев Великая Отечественная война. Геноцид Холокост концлагеря.
Холокост еврейского народа. Жертвы Холокоста классный час. Жертвы Холокоста презентация. Урок памяти жертв Холокоста. Стенд по Холокосту.
Международный день жертв Холокоста. Дети узники концлагерей Великой Отечественной войны. Дети войны концлагеря Саласпилс. Освобождение узников фашистских концлагерей. Геноцид-истребление евреев.
Концентрационные лагеря Германии. Германия концлагерь Майданек. Лагерь Майданек вторая мировая. Планировка концлагеря. План концлагеря Освенцим.
Проект про концлагерь Освенцим. Статистика концлагерей. Холокост память поколений. Память о Холокосте презентация. Майданек лагерь смерти.
Понары — Литовский Бабий Яр. Бабий Яр вторая мировая война. Освенцим-Биркенау концентрационный лагерь. Освенцим концлагерь 1940-1945. Лагерь смерти Освенцим.
Холокост лагеря смерти. Концентрационные лагеря нацистской Германии. Лагеря смерти в Германии на карте. Карта лагерей смерти третьего рейха. Концентрационные лагеря третьего рейха лагеря,.
Холокост это в истории презентация. Колонна советских военнопленных 1941. Киевский котёл 1941 пленные. Советские военнопленные в Германии 1941-1945. Германия, 1933—1945 гг.
Холокост геноцид. Зарождение антисемитизма в Германии. Преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны..
Историк рассказал о жертвах оккупации в Беларуси Он добавил: "Решение о ликвидации евреев будет принято 20 января 1942-го. И вот цифра, сколько людей погибло. Вот эта педантичность немецкая: если на территории Беларуси 940 тыс. В этой отчетности мы видим, как идет подгонка, как убивают, как отчитываются.
И когда на территории Беларуси останется последнее гетто в Минске, это будет 1943 год, с 21 по 23 октября исчезнет последнее и в Берлине появится депеша о том, что больше их нет не только в Минске, но и в Беларуси - "юденфрай".
Сколько погибло евреев во время Второй мировой в Беларуси
Лагерь Аушвиц-Биркенау в Освенциме труд. Узники фашистских концлагерей. Концлагеря в Германии список Великой Отечественной. Лагеря смерти в Германии список. Лагеря смерти нацистской Германии. Вторая мировая война Холокост.
Холокост жертвы Холокоста. Международный день памяти жертв Холокоста концлагерь. Что такое Холокост определение. Холокост память поколений. Международный день памяти жертв Холокоста.
Рацион питания концлагеря. Норма хлеба в концлагере. Рацион в концлагерях калории. Классный час Холокост 7 класс. Мероприятия памяти Холокоста название.
Холокост фон для презентации. Фон для презентации по Холокосту. Страшные цифры Холокоста в России. Памятник жертвам Холокоста Севастополь. Памятник жертвам Холокоста Севастополь осквернение.
Памятник жертвам еврейского гетто Кишинёв. Мемориалы жертвам Холокоста в России. Дети Холокоста презентация для детей. Дети - жертвы Холокоста слайд. Классный час для старшеклассников про Холокост.
Сколько евреев погибло во второй мировой войне. Сколько евреев убили во 2 мировой войне. Число погибших евреев во второй мировой. Геноцид вторая мировая. Освенцим концлагерь узники.
Концентрационный лагерь Аушвиц освобождения. Холокост надпись. Холокост Дата. Истребление евреев нацистами. Холокост 6 миллионов евреев.
Классный час Холокост память поколений. Классный час на тему Холокост. Презентация Холокост память поколений.
Отсутствие единого документа обусловлено тремя взаимосвязанными причинами. Формирование сводной статистики по уничтожению евреев в Германии и других государствах нацистского блока началось в 1942—1943 гг.
В нее были включены данные за последний год и за половину войны. В 1943 году предстоящее поражение нацистов в войне стало очевидным. Немецкие власти и их сообщники в других государствах нацистского блока уничтожили подавляющую часть документации. Также они уничтожили вещественные доказательства массовых убийств. До конца Второй мировой войны и падения нацистского режима специалисты, способные вести учет количества погибших евреев, отсутствовали или не ставили себе такой цели.
Таким образом, попытки определения общего количества погибших начались после войны.
Нет единого документа военного времени, который оценивал бы число еврейских смертей во время Холокоста. Между 1942 и 1943 годами нацисты пытались собрать статистику для их окончательного решения; один экземпляр этой записи был захвачен армией США в 1945 году. Однако к концу 1943 года власти Германии и Оси признали, что проигрывают войну, и у них не было времени продолжать подсчет. Вместо этого они увеличили количество смертей и начали уничтожать существующие записи и доказательства предыдущих массовых убийств. Общие оценки, используемые сегодня, основаны на послевоенных исследованиях и исследованиях существующих данных.
Новые оценки Исследование, опубликованное в 2013 году Мемориальным музеем Холокоста США, основанное на кропотливой оценке имеющихся документов и расследовании 42 000 лагерей и гетто, выявило, что общее число погибших почти вдвое превышает число, полученное вскоре после войны. Это исследование было составлено в трехтомнике в 2018 году Энциклопедия лагерей и гетто, 1933-1945. Помимо не менее 7 миллионов убитых евреев, в Оси было убито около 5,7 миллиона нееврейских советских граждан, около 3 миллионов нееврейских советских военнопленных, 300 000 сербских граждан, около 250 000 инвалидов, проживающих в учреждениях, около 300 000 рома Цыгане и Свидетели Иеговы, гомосексуалисты и немецкие политические оппоненты насчитывают как минимум еще 100 000 человек. Оценки общего числа людей, которые погибли во время Холокоста, в настоящее время составляют от 15 до 20 миллионов. Диаграмма убитых евреев по странам Следующая таблица показывает приблизительное число евреев, убитых во время Холокоста по стране.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 2 мая 2000, 22:42 Сегодня во всем мире отмечали день памяти шести миллионов евреев, погибших от рук нацистов В новейшей истории массовое истребление евреев в концлагерях получило название Холокост, в переводе с древнегреческого "сожженный заживо". Приспущены флаги, на лицах людей неподдельная скорбь. Так в Израиле отдают последнюю дань памяти 6 миллионам евреев, погибших от рук нацистов в годы второй мировой войны. Раздается тревожный гул сирен памяти. Замирает вся страна.
Смотрите также
- День памяти: в годы Второй мировой были убиты шесть миллионов евреев
- Сколько убито евреев во Второй мировой войне?
- Истребление евреев в 1941-1945 годах. Ростислав Дижур
- Сколько людей потеряли страны-участницы Второй мировой войны
- Статистика умолчаний
- Катастрофа евреев Европы | это... Что такое Катастрофа евреев Европы?
Вторая мировая война и Великая Отечественная
Новости России. сделал ее символом всех евреев, погибших во Второй мировой войне. По некоторым оценкам, во время Второй мировой войны гитлеровцы убили не менее 1,9 миллиона поляков, без учёта погибших польских евреев[62]. Originally posted by cas1961at Вторая мировая война евреев с Германией.
Сколько погибших израильтян
Оригинал взят у lidiya_nic в В Вермахте служило 150 тысяч евреев. Победители во Второй мировой войне хотели, чтобы память о лагерях уничтожения навсегда осталась мрачным символом страшного, человеконенавистнического режима. Из этого видно, что число погибших в войну евреев измеряется тысячами, а не сотнями тысяч, и тем более не миллионами. Во время второй мировой войны евреи Палестины в большинстве своем чувствовали себя беспомощными перед лицом Холокоста, не имея возможности помочь своим европейским братьям.