Новости рельсовая война и концерт

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага. Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками.

Сергей Сигачев. Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»

Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров. Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. «Рельсовая война» разразилась на огромной площади протяжённостью тысячу километров по фронту: с севера (исключая Карелию) до юга (без Крыма) и на 750 километров в глубину захваченных немцами территорий УССР, БССР и части РСФСР. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

«Концерт» после «Рельсовой войны»

Рельсовая война. Звездный час Старинова — операция «Концерт» На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки. Этого было бы достаточно для того, чтобы пустить под откос 1500 поездов. Хотя на месте это поняли и некоторые партизанские командиры. Поэтому начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений составов.

Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 000 бойцов. Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. Он охватил практически весь западный фронт, за исключением Карелии и Крыма.

Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления на Киев. В Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Лишь к зиме сокрушительный удар с тыла по врагу был остановлен командованием: иссякли запасы взрывчатки. Но Киев был освобожден.

Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Ничего подобного не проводилось ни одной армией мира, ни на одной войне. Советский рекорд убедительнее еще и потому, что действия партизан не были разрозненными. Это было строго централизованная операция вертикального подчинения, аналогичная фронтовой, только в тылу врага.

Невероятный успех был обеспечен даже не столько гением командования, сколько идеальной организацией дела.

Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий. Поэтому пришлось ударными темпами - по 3 км в сутки! В итоге была создана кольцевая односторонняя железная дорога, которая смогла питать боеприпасами и техникой огромные массы войск.

Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий. Поэтому пришлось ударными темпами - по 3 км в сутки! В итоге была создана кольцевая односторонняя железная дорога, которая смогла питать боеприпасами и техникой огромные массы войск.

Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км. Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов. Немецко-фашистское командование предприняло отчаянные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам. Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население. Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148,5 тыс. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии. Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки.

Началась партизанская операция «Концерт»

80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт» Остановлюсь на двух крупных операциях партизан – «Рельсовая война» и «Концерт», непосредственно связанных с боевыми действиями Красной Армии в 1943 г.
Операция «Концерт». Большая российская энциклопедия Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября.
Партизанская операция «Концерт» : Министерство обороны Российской Федерации Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса.
Началась партизанская операция «Концерт» Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов.

Cодержание

  • Лента новостей
  • Основная навигация
  • «Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
  • «Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
  • Партизаны устроили «концерт» для врага

19 сентября 1943 года началась партизанская операция "Концерт"

Великая Отечественная война: Партизанский «концерт» | Омское областное отделение КПРФ Узнайте о операциях "Рельсовая война" и "Концерт", проведенных партизанами во время Великой Отечественной войны.
Операция «Концерт» - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях — «Рельсовая война» и «Концерт». «Концерт» — это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по.
80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт» В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения.

Что такое Рельсовая война и Концерт?

В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника.

Начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования генерал-лейтенант П. Пономаренко Цель операции — массовым выводом из строя больших участков железных дорог в тылу восточного фронта немецко-фашистских войск от Карелии до Крыма затруднить оперативные перевозки войск, боевой техники и других материальных средств врага. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тыс. На территории Белоруссии в операции участвовало около 92 тыс. Центральный штаб партизанского движения предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам — по 20 т. Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и в ночь на 19 сентября, когда Красная Армия, освобождая Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, приступила к её осуществлению.

Только партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали 19 903 рельса. Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область. Сентябрь 1943 г. Уже в 6 часов утра этого числа дирекция германских государственных железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Положение очень напряженное!

Часть отрядов приступила к операции еще раньше.

Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 километров и свыше 400 километров в глубину. Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. За полтора месяца было подорвано свыше 148 500 рельсов.

Подобным инцидентом стал случай со светофором между станциями Асеевка и Колядичи. Из-за него произошла задержка движения трех электричек и одного поезда. Сейчас правоохранители устанавливают причастных к правонарушениям лиц», — сказали в ведомстве. В свою очередь, президент Белоруссии Александр Лукашенко и вовсе назвал вышеупомянутые факты угрозой терроризма, ведь всё это, по словам Лукашенко, «может привести к серьезным авариям на железной дороге, катастрофам и гибели множества людей». Мы начинаем сталкиваться с террористическими угрозами», — заявил он 27 октября. Также Лукашенко заявил, что оставшиеся протестующие стали более радикальными. Мы четко видим организаторов и тех, кто воплощает эти идеи», — отметил Лукашенко. Отдельно он подчеркнул, что «последние несколько дней свидетельствуют о том, что по многим направлениям они эту красную черту перешли». В общем, власть решила взяться за белорусскую оппозицию всерьёз. Так, во время несанкционированной акции, состоявшейся 25 октября в Минске, радикально настроенные граждане предприняли попытку захвата здания Центрального РУВД. После пресечения сотрудниками правоохранительных органов противоправных действий агрессивно настроенные граждане направились в спальные районы города, где продолжили грубо нарушать общественный порядок, поставив под угрозу безопасность и спокойствие людей», — рассказал Бычек. Кроме того, он рассказал об обнаружении под древком бело-красно-белого флага в ночь на 26 октября в Гомеле мины-ловушки, которая должна была сработать при попытке извлечения, а также о пяти случаях умышленного замыкания цепи на различных участках железной дороги утром 26 октября.

Как наши партизаны устроили немцам «Концерт»

Она стала продолжением битвы «Рельсовая война». Операции присвоили кодовое название «Концерт». В результате масштабных партизанских операций 1943 года «Рельсовая война» и «Концерт» железнодорожные грузоперевозки в немецком тылу сократились более чем на 40%. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Что такое Рельсовая война и Концерт?

Если 200-граммовая тротиловая шашка просто перебивает рельс, то партизаны добивались почти метровых сплошных разломов, от головки до подошвы рельса. На это уходило огромное количество взрывчатки, а с военно-технической точки зрения такой подрыв наименее эффективен. Он хорошо заметен и даже не приводит к перерыву в движении, только к снижению скорости — немцы легко преодолевали разрывы полотна с помощью рельсовых мостиков, стальных накладок из уголков. Через несколько часов движение полностью восстанавливалось, а партизанские отряды несли неоправданные потери, прорываясь к охраняемому полотну. Но партизаны добивались главного — сеяли панику у противника, земля горела под ногами оккупантов, в этом их героическая заслуга. Из материалов музея узнаю, что виртуозные подрывы эшелонов давали гораздо больший эффект, каждый из которых был равен боевым потерям целых полков в боевых действиях. Для этого требовалась уже другая техника и квалификация. Подрывников специально готовили инструкторы.

Десятки видов различных детонаторов изобрёл потомственный железнодорожник Илья Старинов — ампульные химические, нажимные электроконтактные, неизвлекаемые, замедленного действия. Но на закладку таких зарядов требовались буквально считаные секунды, некоторые бойцы умудрялись ставить такие мины буквально на виду у приближающегося эшелона. Рядом с макетом самодельной мины висит фотография из партизанской школы подрывников. Он своими руками пустил под откос 11 вражеских эшелонов, участвовал в операции по взрыву стратегического моста через реку Навлю в 1942 году. Были и ещё более оригинальные способы отправить на тот свет как можно больше гитлеровцев. В Высшей оперативной школе особого назначения было изобретено устройство накладного рельса, которое буквально сбрасывало составы с полотна. В Центральном музее Вооружённых сил хранится такая «партизанская стрелка» — накладной рельсовый клин.

Изготовлена она бригадой кузнецов в деревне Комаровичи Гомельской области Белоруссии. Теперь эту стрелку можно увидеть в партизанской землянке рядом с самодельным оружием, станком для обжима гильз и рацией. Портрет легендарного Героя Советского Союза Константина Заслонова соседствует с невзрачным куском угля. До войны Заслонов работал начальником паровозного депо Орша. А когда немцы оккупировали Белоруссию, он получил задание подпольного обкома организовать партизанское движение.

В ходе операции увеличился приток местного населения в партизанские отряды. Азясский Николай Фёдорович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2010. Опубликовано 15 июля 2022 г. Последнее обновление 15 июля 2022 г. Связаться с редакцией.

Вот на стене висят карты боевых действий партизанских отрядов. К 1944 году в партизанских отрядах и соединениях воевали более 1 млн человек. Об эффективности партизанского движения говорят факты: на борьбу с противником за своей спиной немцам пришлось отвлечь каждого десятого солдата сухопутных войск! На железных дорогах партизаны пустили под откос свыше 11 тыс. Самой известной операцией стала «Рельсовая война». Её провели ленинградские, смоленские, орловские партизаны с августа по сентябрь 1943 года на захваченных врагом землях Украины и Белоруссии. Диверсии и боевые вылазки партизан развернулись на огромной территории — стрелки и пятна на штабной карте растянулись на 1000 км по фронту и до 750 км в глубину. Участие в них приняли почти 100 тыс. Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. Ими было пущено под откос около 1000 поездов, подорвано 70 мостов. Могли и больше, но у партизанских групп закончились запасы взрывчатки. Эти две операции очень ощутимо повлияли на обеспечение свежими силами и техникой войск вермахта и ускорили их разгром. Экспонаты музея убеждают, что в тылу у врага шла ожесточённая война подрывников, минёров. Но появились они не вдруг, из ниоткуда. Партизанами и подпольщиками становились местные жители, в том числе и рядовые железнодорожники, без их помощи было не обойтись. Самым массовым способом нарушения вражеских коммуникаций был подрыв рельсовых плетей. Если 200-граммовая тротиловая шашка просто перебивает рельс, то партизаны добивались почти метровых сплошных разломов, от головки до подошвы рельса. На это уходило огромное количество взрывчатки, а с военно-технической точки зрения такой подрыв наименее эффективен. Он хорошо заметен и даже не приводит к перерыву в движении, только к снижению скорости — немцы легко преодолевали разрывы полотна с помощью рельсовых мостиков, стальных накладок из уголков.

Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки. Результаты операции[ править править код ] В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года [3]. Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов , взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»

Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда группы Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей свыше 120 тыс. На территории Белоруссии в операции участвовали свыше 90 тыс. ЦШПД предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатых веществ и других грузов; калининским и ленинградским партизанам — по 20 т. Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено начать массовые диверсии 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, приступила к осуществлению операции 19 сентября. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте шириной около 900 км исключая Карелию и Крым и на глубину свыше 400 км.

Декабрь 1943 г. Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям.

Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны , на ремонтные работы сгонялось местное население.

Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии. Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 г. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки.

Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства.

Один из примеров таких операций - Лепельская, которая проходила 19-21 октября 1943 года. В ней участвовали партизанские соединения Витебской области, они ударили по Лепельскому и другим крупным немецко-фашистским гарнизонам в тылу немецкой 3-й танковой армии. Операция проводилась с целью дезорганизации обороны противника и оттягивания части его сил с витебского участка Калининского с 20 октября 1943 года - 1-го Прибалтийского фронта.

В операции участвовали более 20 партизанских бригад и полков под общим командованием Федора Дубровского, которые вели бои с превосходящими силами противника. Сталина командир Владимир Лобанок , им. Чапаева командир Владимир Мельников , 2-й Ушачской им. Пономаренко командир Николай Уткин , Чашникской "Дубова" командир Федор Дубровский и Сенненской командир Василий Леонов бригад дважды атаковали опорную базу гитлеровских войск в Лепеле. Были проведены Бочейковские и Чашникские бои, в ходе которых полностью разгромлены 9 гитлеровских гарнизонов. Выполнив поставленную задачу, партизаны отошли с территории боевого противостояния и начали удары по коммуникациям врага. Лепельская операция партизан Витебщины, октябрь 1943 года Через Витебские Суражские ворота белорусские патриоты пересекают линию фронта, чтобы влиться в ряды Советской Армии Партизаны ведут миномётный огонь по немецкому гарнизону, 1942 год Ведя непрерывные бои, партизаны спасли многие тысячи мирного населения от уничтожения и угона в фашистское рабство. Маршал Георгий Жуков в книге "Воспоминания и размышления" писал: "Успешный ход наших наступательных операций поддерживался героическими действиями партизан, которые более трех лет не давали врагу передышки, разрушая вражеские коммуникации и терроризируя его тыл… Командованию вражеских сил пришлось у себя в тылу практически создавать второй фронт для борьбы с партизанами, на что отвлекались крупные силы войск. Это серьезно отразилось на общем состоянии германского фронта и, в конечном счете, на исходе войны".

80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт»

Чтобы всерьез вести то, что позднее получит название «рельсовой войны», действовавшим в немецком тылу партизанам не хватало прежде всего взрывчатки и оборудования для взрывного дела, да и специалистов среди них было немного. В лучшем положении были диверсионные группы, многие из которых постепенно тоже превратились в крупные партизанские отряды, но и они, как правило, имели задачи, заключавшиеся не только в подрыве рельсов и пуске под откос эшелонов. Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт» Источник: hiveminer. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций.

Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли. Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года. В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах Источник: waralbum.

Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше.

И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану. Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами.

Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов Источник: waralbum.

Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 г. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс.

Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага. Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре-октябре 1943 г. В конечном итоге переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены.

Между тем первоначально «Рельсовой войной» именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. Практически сразу же после нее началась следующая операция — «Концерт», преследовавшая ту же цель: нарушить железнодорожные коммуникации противника, чтобы помешать ему отразить осеннее наступление Красной Армии на Смоленск и Гомель и обеспечить выход к берегам Днепра и Десны. Партизанские «выступления» в рамках этой операции начались 19 сентября 1943 года и продолжались до конца октября, а отдельные «аккорды» пришлись на начало ноября. Партизаны как часть советской стратегии Уничтожением немецких эшелонов и подрывом железнодорожных путей на оккупированных советских землях партизанские отряды и заброшенные с Большой земли диверсионные группы занимались с первых дней войны. Нарушение коммуникаций противника всегда было важной частью боевых действий, а в Советском Союзе, где основная транспортная нагрузка в то время ложилась именно на железные дороги, оно играло особую роль. Дело было не только в том, что после каждого удачно пущенного под откос эшелона или подорванного участка пути движение замирало на несколько часов, а порой и суток. Громадное значение имел и чисто психологический фактор: ни пополнение, двигавшееся к фронту, ни отпускники, мечтавшие отдохнуть на родине, не могли быть уверены в том, что беспрепятственно доберутся до пункта назначения, а это подрывало моральный дух немецких солдат. Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд. Чтобы всерьез вести то, что позднее получит название «рельсовой войны», действовавшим в немецком тылу партизанам не хватало прежде всего взрывчатки и оборудования для взрывного дела, да и специалистов среди них было немного. В лучшем положении были диверсионные группы, многие из которых постепенно тоже превратились в крупные партизанские отряды, но и они, как правило, имели задачи, заключавшиеся не только в подрыве рельсов и пуске под откос эшелонов. Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт». Источник: hiveminer. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций. Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли. Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года.

В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Ликвидировав охрану на заданных целях, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше.

«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»

В 1943 году в ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» они подорвали сотни тысяч рельсов. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров. Она стала продолжением битвы «Рельсовая война». Операции присвоили кодовое название «Концерт».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий