Подготовительные недели к Великому посту.
4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту
В Великий пост первая неделя самая строгая, в первый день придется отказаться от любой пищи. В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. в этом году 25 февраля; о блудном сыне - 3 марта; о Страшном суде или мясопустная - 10 марта. Седмица 2-я Великого поста 2024 года: Что можно и чего нельзя делать во вторую неделю. Вторая подготовительная Неделя перед Великим постом посвящена повествованию о блудном сыне.
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
Воспоминание Адамова изгнания Смысл названия На Литургии читается отрывок Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. Цикл Евангелия Великого поста: евангелие Прощеного воскресенья Богослужебные особенности После вечерни в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.
Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Заговенье на мясо.
Сырная седмица Масленица Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста. Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Но мясо уже нельзя. Отсюда и название. На Литургии читается отрывок Мф 6:14 -21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.
После вечерни в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских».
Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой!
Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского.
Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.
Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы?
С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение.
Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг.
Амвросию Оптинскому во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с каноном прпп. Антипы, еп. Совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Василия исп.
Подготовительные недели к Великому посту
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА. | В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. |
Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА | 25.02.24 1-я подготовительная седмица к Великому посту, неделя о мытаре и фарисее. |
Оптина пустынь | Великий пост в 2024 году начнётся 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. |
Великий пост в 2023 году: все самое важное о самом строгом посте и советы начинающим | На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. |
Подготовительные недели Великого поста – Александро-Невский храм | Подготовительный период к Великому посту в 2023 году длится с 5 февраля по 26 февраля. |
Оптина пустынь
Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя | Великий пост в 2022 году начнется 7 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. |
Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА | Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля, но ему предшествует подготовительные Недели (воскресенья) и Седмицы. |
Вопросы о религии. Какие подготовительные недели следуют перед Великим постом | Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля, но ему предшествует несколько подготовительных недель. |
Telegram: Contact @foma_ru_glavnoe | Публикуем расписание подготовительных недель к Великому посту, 2 из них сплошные. |
Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни) — Храм Архистратига Михаила в Тропареве | С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери». |
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
С 25 февраля — Неделя о мытаре и фарисее. На Литургии читается отрывок Лк 18:10—14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Всю последующую после Недели о мытаре и фарисее седмицу отменяются любые виды поста, в том числе — в среду и пятницу. На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. В этот день Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Неделя мясопустная — последний день вкушения мяса!
В основу стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне.
В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде. Неделя о мытаре и фарисее На Литургии читается отрывок Лк 18:10—14 , в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным… продолжение 3 марта. Неделя о блудном сыне На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу… продолжение 10 марта.
Это Неделя о Мытаре и Фарисее. Название недели взято из одноименной притчи Евангелия, которая гласит о том, что человеку грешно хвалиться и любоваться своими деяниями. Гордыня — главное препятствие на пути к покаянию и духовному очищению. Истина лишь та вера, которая не несет в себе самолюбования и превозношения. Пост ещё не соблюдается, разрешено есть все, в том числе и скоромную пищу мясо, яйца, молоко, рыбу. Приём пищи дважды в день, среда и пятница — не исключение. Неделя о блудном сыне Окончание Сплошной седмицы — 20 февраля — зовётся Неделей о блудном сыне. В этот день рассказывается притча, в которой сын, получив долю от богатств отца, прогулял её в праздной жизни. Осознав свой грех, сын пришел к отцу просить покаяния и милостыни. Отец, увидев прозревшее чадо, обрадовался и простил нерадивое дитя. Притча учит верующих доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию. Таким образом, блудный сын — это условных образ каждого, кто отстал от Веры, погряз в греховности. Притча показывает, что вовремя осознать, что выбранный путь неверен, и прийти к Богу с покаянием — единственно верный путь, ведущий к спасению души. Следующая седмица длится с 21 по 27 февраля и носит название Пёстрой. Это время чередования постных дней среда и пятница с обычными. Согласно церковному писанию, эта неделя считается неблагоприятной для вступления в брак и сватовства. В церковном календаре существуют специальные дни поминовения покойных. В это время в церкви происходит обряд служения панихиды, называемый Вселенским. В Родительскую субботу на поминальный стол приносится жертва скоромная пища за исключением мяса.
Можно быть разве что неготовым. Бог идеален, а значит, препятствия для Любви могут возникнуть только с нашей стороны, только в том, какие мы. Если я в чём-то не готов измениться, готов цепляться за что-то по эту сторону вечности — значит, я не смогу войти на ту сторону. А значит всё, что утверждает моё «Я», мою правоту, моё эго, моё величие и мои права или «наши права», «наши истины», «наши интересы» — всё это может мешать Ему. Именно отсюда — молитвенные самобичевания, борьба консерваторов с правами человека, жуткие слова о необходимости возненавидеть свою мать и монашеское правило «послушание превыше поста и молитвы». Всё это метафоры и упражнения, приучающие человека к осознанию, что он и только он может помешать своему вхождению в Царство. Нас всех ждёт Милость. Не справедливость, не воздаяние согласно совершённым деяниям, а просто Милость. И Суд будет состоять в способности эту Милость принять. Согласиться с тем, что мы достойны не награды за труды, не почестей за мучения и не вечного осуждения как великие грешники — а просто Прощения. Боже, милостив буди мне грешному. Владимир Берхин, президент фонда «Предание».
Подготовительные недели к Великому посту в 2024 году
Подготовка к Великому посту занимает ни больше, ни меньше, а целых три недели. Этим самым подчеркивается важность того периода покаяния и очищения, в который мы вступаем с началом весны.
Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом подругой третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова.
Или держать старую обиду на родственника начальника, учительницу, соседа и т. Как это победить? Ежедневно молиться за него. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться.
Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо. Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4. Учимся творить добрые дела. Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т. Если этого не было, то осознать, что день прожил зря.
Учимся радоваться.
К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. Пост — не диета.
Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии. Рецепты Календарь питания на Великий пост по дням: что можно и нельзя есть Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять.
Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7. К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его. Скачать календарь Как правильно соблюдать Великий пост О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. Лучше него и не скажешь. Учимся молиться. Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то.
Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву.
Сплошная седмица. Постовые предписания: всю последующую после Недели о мытаре и фарисее седмицу отменяются любые виды поста, в том числе — в среду и пятницу.
Неделя о блудном сыне. Смысл названия: на Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
Неделя о Страшном Суде. Мясопустная Смысл названия: на Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.
На Всенощном бдении поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель».
Великий пост: подготовительные недели и их значение
Первая неделя Великого поста (18−24 марта в 2024 году) посвящена окончательной победе над еретиками-иконоборцами. В Великий пост первая неделя самая строгая, в первый день придется отказаться от любой пищи. В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. Православный Великий пост является одним из самых строгих в году у верующих, а потому требует специальной физической и духовной подготовки.
Оптина пустынь
В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. Великому посту всегда предшествуют подготовительные недели. Каждая седмица Великого поста именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д., и завершается неделей (воскресным днём).
У верующих началась пятая неделя Великого поста: как правильно питаться, что не следует делать
Мы стоим на пороге Великого поста, начинаются подготовительные недели. Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. Неделя сыропустная.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Полуночница начинается в начале полуночи, священнослужители переносят плащаницу на престол в предвкушении Пасхи. Крестный ход и встреча с воскресшим Христом важные моменты пасхальной ночи. Также в этот день в Иерусалиме сходит благодатный огонь, который передается по миру, включая Россию. Как соблюдать пост на Страстной неделе Во время Страстной недели верующие соблюдают особые правила поста, которые начинают действовать в последнюю неделю Великого поста. С понедельника по четверг питание ограничивается сухоедением, которое включает в себя хлеб, сырые овощи и фрукты, а также блюда без добавления растительного масла. В четверг можно употреблять горячую пищу с растительным маслом, но без продуктов животного происхождения. В пятницу верующим предписывается воздержаться от пищи вообще, так как это день великой скорби. В субботу можно есть горячую пищу без масла, а с воскресенья Пасхи все ограничения в пище снимаются. После длительного поста важно постепенно выходить из него, избегая излишеств и переедания жирной и тяжелой пищи на Пасху, чтобы не навредить своему здоровью. Рекомендуется не сразу употреблять в больших количествах творог, куличи, яйца и мясо после окончания поста.
Чего нельзя делать на Страстной неделе На Страстной неделе важно сосредоточиться не только на соблюдении строгой диеты, свойственной Великому посту, но и на духовных практиках. Самое главное правило на этой неделе — уделить внимание молитве, помощи ближним и избежать развлечений и бытовой суеты. В этот период важно бороться с завистью, обидами и раздражением, избегать шумных застолий с алкоголем, курения и блуда. Это время глубокого покаяния, анализа собственной жизни и стремления к духовному совершенству. Цель — преодоление пороков и стремление к улучшению себя, соблюдение ограничений предписывается добровольно и искренне. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке править На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней.
Второй Адам — Господь обновляет творение Своё, открывая произнесённым именем ту сущность падшего человека, которая вложена в него от начала. Вот — награда Божия пожелавшему измениться грешнику! В презираемом людьми начальнике мытарей Господь видит праведника, имеющего пострадать за имя Его в конечном итоге Закхей стал мучеником. Вернёмся теперь к буквальному смыслу Евангельского повествования. Закхей обещает заведомо невозможное: отдать нищим половину имения и обиженным им возвратить вчетверо. Но всё его мытарское имение собрано на обидах и слезах человеческих — и никак тут вчетверо не воздашь. Однако милостивый Господь приветствует доброе намерение пока ещё неопытной души, именует хозяина спасаемого дома сыном Авраама, найденным на самом дне человеческой жизни — в Иерихонской низине — и спасённым от погибели. Господь — воплощённая вечно зрячая Любовь — видит дальше: Он знает, что старающийся сдержать слово Закхей отдаст неизмеримо больше имения — жизнь за Христа — и тем самым исполнит данные обещания. В следующий воскресный день мы слышим о покаянии мытаря. В эту Неделю о мытаре и фарисее, как говорилось ранее, мы начинаем петь прекраснейшую, наверное, из богослужебных книг — Постную Триодь. Заметим попутно, что образ поведения в данном случае — молитвы мытаря выводится как положительный. Но поскольку всякое добро, совершаемое человеком, даётся по дару Христа и носит в себе образ истинного добра — Христова, так и мытарь из этой притчи также становится прообразом Господа ведь профессия сборщика податей не греховна сама по себе, о чем и Иоанн Креститель свидетельствовал Лк 3:12—13. Действительно, мытарь, собирающий деньги для земного царя, образно указывает на Господа, ищущего погибшую драхму — человека, скорбями начищающего её до блеска и собирающего в сокровищницу Царства. Можно наблюдать и связь между образом Закхея и этим мытарем из притчи. К чему мог бы прийти Закхей, столкнувшись с необходимостью исполнить данные Господу обещания? Обиженных им куда как много, иные, возможно, и умерли: нескольких его имений не хватит, чтобы расплатиться со всеми, тем более — вчетверо. Ему ничего другого, наверное, не осталось бы, как стать в углу храма и взывать: Боже! Лк 18:13. Путь покаяния привёл бы, таким образом, к свидетельству о Господе, несущем оправдание кающимся мартирос — мученик по-гречески, в точном переводе — свидетель. Приведу здесь ещё одну притчу, услышанную из уст святогорского старца Гавриила. Некоему человеку было сказано собрать к суду Божиему тысячу монет, чтобы войти в рай. А как же быть с остальными недостающими?! И таким образом собрал полную меру — тысячу монет — и вошёл в рай. Вообще, если можно так выразиться, балансирование между желанием Закхей и смирением приточный мытарь свойственны каждой истинной молитве.
Так, уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. В богослужение включаются особые евангельские чтения и песнопения, пробуждающие наши покаянные чувства. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.
Что запрещается делать и есть перед Великим Постом
Считается, что подготовительных Недель (воскресных дней) Великого поста четыре: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и Адамово изгнание. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель*. Торжества Православия (27 февраля – 5 марта).