Таким образом, Печорин не доказывает своей жизнью данную мысль, ибо утоление жажды этой самой гордости не приближает его к той отметке счастья, о которой он говорит в своем дневнике. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. Печорин, несмотря на свою привлекательность и внешнюю успешность, оказывается внутренне разрушенным и неспособным найти истинное счастье в жизни. Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде.
Что значит для Печорина счастье
Но в решительную минуту Печорин идет на попятную. Он говорит, что «тихая пристань» ему не нужна. Оскорбленнаяв своих чувствах Мери замыкается и страдает. Женщина, которая посвятила Печорину всю свою жизнь это Вера. Его любовь принесла ей одни страдания. Множество раз они расставались и сходились вновь. И лишь когда Вера умирает от чахотки, Печорин понимает, чего он лишился.
Этот поступок доказывает, что он презирает других и не ценит их свободу. Мужчина держал молодую горянку при себе, как игрушку, а когда она ему надоела, то он совсем стал холодным к ней, чем вызвал тяжкие страдания. Даже смерть Беллы не особенно повлияла на Печорина: он оставался таким же холодным, что расстроило Максима Максимовича. В следующем разделе "Максим Максимович" Печорина описывает рассказчик - человек с современными взглядами на жизнь. Герой сохранил основные свои черты характера даже после стольких лет. Холодность души и нежелание заводить дружбу можно заметить в эпизоде поздравление Григория с Максимом Максимовичем. Однако такая не дружелюбность объясняется тем, что Печорин может не вернуться из своей поездки и тем, что этот факт беспокоит его. Кроме того, рассказчик заметил в жестах нового знакомого некоторые признаки скрытности характера. Также он рассказывает, что глаза Печорина, когда он смеялся, не смеялись. Автор отмечает такую особенность, как признак злого характера, или глубокой постоянной грусти.
Непонятно, почему об этом моменте все забывают. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии , повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи — показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин — реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. Одним из ярких представителей своего времени и своего места является Евгений Онегин — главный герой романа. Что же он собой представляет? Онегин — представитель высшего петербургского света. Его детство прошло под опекой иностранных гувернеров. Принятый в свете, Онегин по сути обречен на одиночество. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра». Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «ни труд упорный ему был тошен». Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы — необходимость уехать в деревню дяди — мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей». Единственным другом Онегина «от нечего делать» становится Владимир Ленский. Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин. Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» был тут же погашен, потому что так было привычнее. Вообще история отношений Онегина с людьми доказывает, что Евгений постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть и не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех» , обрекает его на одиночество. Онегин — человек, интеллектуально возвышающийся над другими людьми, над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статье о Пушкине В. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как бы он того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей его женщины. Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна… Финал романа открыт. Онегин остался на распутье, и мы не знаем, что стало дальше с Онегиным. Версии были самые разные: одни отправляли Онегина на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к духовному и нравственному возрождению те, кто «почитает всех нулями, а единицами — себя». Печорин - это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Это доказывает его встреча с Максимом Максимычем. Печорин - самолюбивый человек. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка - он выставляет на посмешище кого захочет. В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким. Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом доктор Вернер. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя.
Хронологически «Максим Максимыч» является последней повестью в романе. Больше мы не встречаемся с героем, а лишь узнаем о его смерти из предисловия к «Журналу Печорина». Композиционно — она связующее звено между «Бэлой» и всеми последующими повестями: в ней объясняется, как попали к автору, проезжему офицеру, записки Печорина. В отличие от всех других в повести «Максим Максимыч» почти нет событий. Сюжет ее чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются каждый по своему пути. Между этими лицами не происходит острых столкновений или борьбы, никто здесь не гибнет, как в «Бэле», «Фаталисте» или «Княжне Мери», но встреча Максима Максимыча и Печорина психологически столь трагична, что вся повесть оказывается самой горькой и грустной в романе. В этом легко убедиться, если сравнить концовки всех повестей. В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность описания природы, наедине с которой человек делается таким, «каким он был некогда»; в заключение автор обращает внимание на Максима Максимыча, говоря, что он «человек, достойный уважения». В «Тамани» судьба контрабандистов не внушает настроения безысходности, так как им «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Горькое восклицание Печорина: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих..! Общий тон ее оптимистичен. Последняя фраза Максима Максимыча о гибели Вулича в «Фаталисте»: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…», — говорит о мудром приятии того, что неизбежно и что уже случилось, и звучит спокойно. И только в повести «Максим Максимыч» в конце появляются ноты безнадежности и истинной печали: «Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Я уехал один.
Что значит для Печорина счастье
В итоге, Печорин не обрел счастья из-за своей постоянной неудовлетворенности, невозможности установить глубокие эмоциональные связи и отсутствия цели и смысла жизни. Если устроенную личную жизнь, то Печорин был достаточно молод, чтоб этим не заморачиваться. Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: напишите пожалуста почему Печорин из. Печорин оказывается в плену своих стремлений к счастью, он словно бежит по кругу, не получая развития и возможности реализоваться.
Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде
Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка — он выставляет на посмешище кого захочет. В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким. Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом доктор Вернер. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее.
Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин те ряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив.
Толстому, который понимает смысл жизни именно так. Я думаю, нельзя не согласиться с великим писателем, ведь душа играет важнейшую роль в жизни людей. Если сравнивать разобранных мною ранее литературных героев, можно отметить, что не для всех внутренний мир являлся главной составляющей частью смысла их жизни. На мой взгляд, под данную характеристику безусловно попадает Обломов Илья Ильич, человек с добрым и чистым сердцем и кристальной душой. В принципе, Евгений Онегин и Печорин тоже не были лишены чувств, но тщательно скрывали это под своими повседневными масками. Для них внутреннее состояние людей никогда не являлось значимым аспектом по жизни. Так в чём же в итоге смыслы существования этих людей? Как я уже отметила, он - мечтательная натура, но без определённой цели. Его жизнь - лежание на диване и сон, большего ему и не надо. Его лень и апатия могут вызвать некую антипатию и оттолкнуть читателя от героя, но всё же «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви - это факт, и против него спорить невозможно» 1 1. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным- его или уважают и ценят или боятся и ненавидят. Больше всего не любил то, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому. Вся жизнь в движении и суете, без этого совершенно не мог представить свой существование. Он активен, умён и расчётлив, всегда «от него веяло какой-то свежестью и силой». Онегин в двадцать лет уже совершенно не интересуется жизнью, он лишний в своём обществе. Он не занимается ничем не потому, что не способен, а лишь потому, что он не может преодолеть себя. Он повержен скукой, но всегда чего-то ждал, только это «что-то» так и не пришло. Каждый видит в нём то, что он хочет видеть. Кто-то видит в нём отражение силы, храбрости и воли, способности противостоять толпе, обществу. Кто-то, наоборот, видит в нём отражение сломавшегося и потерявшего себя человека, который мстит человечеству, а месть - черта слабохарактерности. Печорин - «это душа сильная, но чёрствая, по которой все впечатления скользят почти неприметно» 1 3 Рассмотрев судьбы различных литературных героев, попытаемся провести параллель между их жизнью и жизнью людей в реальном мире. Думаю, особых отличий не будет. Если подойти к человеку и спросить: « В чём смысл твоей жизни? Это может быть работа, семья, дети, положение в обществе; для кого-то смыслом будет являться достижение душевного равновесия с собой. Однако, на мой взгляд, наиболее точное определение смыслу жизни дал Эрих Фромм, немецкий философ, психоаналитик и социальный психолог: «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность ». Думаю, каждый из нас когда-нибудь окончательно осознает смысл жизни и добьётся поставленных целей, несмотря на всевозможные препятствия и трудности; когда-нибудь мы смело сможем сказать: «Да, я знаю, зачем живу.
В чем причина одиночества Печорина? У него нет друзей, он не обретает любовь, ему не о ком заботиться, потому что у него нет семьи. Но ему это и не нужно. Во всём он чувствует скуку, всё его раздражает. Сам Печорин считает, что таким сделало его общество, в котором он живёт. Зачем Печорин добивался любви? Печорин добивался любви Белы, так как дикая черкешенка очаровала его своей непосредственностью, искренностью, простотой. Она казалась ему намного лучше лицемерных и жеманных светских барышень. Почему любовь Печорина и Белы не могла сложиться счастливо? Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими. Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то. Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни». Что мешает Печорину обрести счастье в любви? Девушки становятся жертвами своего чувства, потому что Печорин умеет влюбить в себя, а потом бросает девушек. Печорину же мешают обрести свое счастье такие качества, как: эгоизм, самонадеянность, жажда к страсти и приключениям. Ответы пользователей Отвечает Савватий Вяткин В тайне от других людей он также мечтает найти свое счастье. Герою достаточно всего... Отвечает Ярослав Романов Печорин эгоист, именно поэтому любовь и дружба ему чужды.
Почему Печорин несчастлив и одинок в романе? (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")
Вероятно, это и есть причина, почему у Печорина был такой неоднозначный характер. Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: напишите пожалуста почему Печорин из. Печорин дает афористичные определения счастью, удаче, поэзии, своей жизни. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив. Трагедия Печорина заключается в том, что он не смог себя найти в жизни по той причине, что вследствие бесконечного копания в собственной душе он практически не только запутался, но и замкнулся в себе. Если две первые героини только мелькнули в жизни Печорина, то три другие станут его серьёзными увлечениями.
Пара: Почему Печорин не может найти смысла жизни.
Он постоянно ищет истинное счастье в своей жизни, однако не находит его. Печорин оказывается в плену своих стремлений к счастью, он словно бежит по кругу, не получая развития и возможности реализоваться. Печорин дает афористичные определения счастью, удаче, поэзии, своей жизни. Почему Печорин несчастлив и почему он лишний человек? Печорин не имеет конкретной цели в жизни, и это делает его несчастным. И именно поэтому Печорин никак не может стать счастливым, ведь боится этого.
Почему встретив настоящую любовь Печорин и Онегин не обрели счастье в жизни? Сочинение , помогит…
Печорин во всем руководствовался холодным разумом, относился к людям бездушно. Он был воспитан в светском обществе, где не принято было показывать свои чувства. Не показывая чувства, и одевая на себя маску отстранённости, он отталкивал всех от себя. Печорин был слишком избалован, добившись недоступных дам, он тут же терял к ним интерес. Любовь Печорина никому счастья не принесла, потому что он никого, на самом деле, не любил. По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Ищете ответ на вопрос: Почему Печорин не нашел счастье в жизни? Таким образом, Печорин не доказывает своей жизнью данную мысль, ибо утоление жажды этой самой гордости не приближает его к той отметке счастья, о которой он говорит в своем дневнике.
Почему Печорин одинок и несчастлив? | «Герой нашего времени»
Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже». Но он не понимает, что гадание на самом деле — не приговор, а, по сути, суеверие и больше ничего, что счастье человека от самого человека зависит и что «как можно позже» судьба может вообще не предоставить никакого шанса на семейное счастье и в этом случае он опять будет несчастным из-за своего одиночества, прекрасно понимая, что виноват в этом сам. То есть, боясь женщин так сказать «до упора», он и счастья в жизни не получит, что доказало окончательное расставание Веры с Печориным. Возможно, из-за страха перед женщинами Печорин и презирает их, поступает с женщинами, как с вещами, чтобы не любить их, стараясь за презрением скрыть страх. В некотором роде он, получается, даже мстит женщинам за этот страх перед ними, внушённый ему этим гаданием, как бы нападая на них первым с помощью презрения и отношения к ним, как к игрушкам.
Этакая своеобразная защитная реакция с его стороны. Получается, что Печорин — не только эгоцентрист, но ещё и впечатлительная, даже суеверная натура, если способен всякую ерунду так близко к сердцу принимать. И легко внушаемая личность, причём он сам себя загипнотизировал на плохое в отношениях с женщинами. При этом он сам отлично понимает, что ни к чему хорошему такая позиция не приведёт. И в этом — тоже противоречие Печорина. Но вот Печорин теряет Веру.
В этот момент он изменился неузнаваемо: отбросил напрочь всякий страх перед женщиной, внушённый давнишним гаданием, наплевал даже на всё своё желание свободы от семейных уз, совершил прямое безрассудство, вовсе не задумываясь о последствиях —попытался догнать Веру. Он мчится за ней во весь дух, позабыв про всё на свете: догнать, вернуть, счастье убегает! Вот ещё немного, какихнибудь десять минут — и счастье будет спасено! Но…Не есть ли это наказание судьбы за его отношение к женщинам — загнанный насмерть конь и, как следствие, потеря счастья? В этот момент Печорин, по сути, сломался: «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…», но позже осознал это вмешательство судьбы и бесплодную попытку вернуть «погибшее счастье»: «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.
Чего мне еще надобно? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться». Не случайно же он предчувствовал окончательное и бесповоротное расставание с ней, то есть предчувствовал, что судьба окончательно разведёт их врозь. При попытке связать свою судьбу с Бэлой, которую Печорин нагло и дерзко похитил с помощью Азамата, судьба снова наказала героя, отняв у него любимую, и герой искренне переживает её потерю, долго оставаясь нездоровым. Но подобное отношение Печорина к женщинам может говорить и о том, что отношения с женщинами для Печорина — лишь возможность проверить себя на чувства, проверить, так сказать, ресурсы своего характера, своей личности, ибо главное видится Печорину в поиске своего «назначения высокого», так как он чувствует в себе «силы необъятные», но из-за собственных противоречий характера и души своей не может своё предназначение угадать. Печорин и его окружение Также Печорин не выдерживает и испытания дружбой: они с Вернером могли бы стать друзьями, но Печорин «к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».
То есть для Печорина как для максималиста не существует равноправия, ему надо или командовать, или подчиняться чего Печорин не может сделать по натуре своей сильной , но дружба именно равноправие предполагает, а на это Печорин не способен, поэтому, а также из-за вынужденной жестокости Печорина на дуэли с Грушницким, Вернер и расстаётся с Печориным. Вернер и хотел бы стать другом Печорина, но Печорин не сделал шага навстречу ему, и они расстались. Печорин снова остаётся один, так как его свободолюбивая натура очень боится потерять независимость, а дружба, по его мнению, предполагает потерю независимости и подчинение другому или командование другим. Вообще Печорин в своей жизни словно бы останавливает себя на каждом шагу, подчиняя своей воле все чувства даже любовь и отношения с людьми: он останавливает себя в отношениях с женщинами из-за чего и теряет своё счастье , например, с княжной Мери, он останавливает себя в дружбе с Вернером. Возможно, это происходит из-за недоверия к людям, возможно, из-за страха обмануться, возможно, из-за противоречивой натуры Печорина. Один только раз Печорин себя не остановил, попытавшись догнать Веру, но было уже поздно.
Также Печорин утверждает, что ему нет никакого дела «до радостей и бедствий человеческих»: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!.. Например, когда он узнаёт о взаимоотношениях Грушницкого и Мери, он восхищённо восклицает: «Завязка есть! Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно. Кстати, Грушницкий показан автором как пародия и даже карикатура на Печорина, а для чего на человека или персонажа рисуют карикатуру? Для того, чтобы посмеяться над ним!
Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка — он выставляет на посмешище кого захочет. В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким.
Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом доктор Вернер.
Но противоречия в природе не мешают чувствовать ее величие и грандиозность. Природа прекрасна, и общение с ней очищает и возвышает человека. Говоря так, автор помогает читателю почувствовать, что в Печорине многое объясняется «условиями общества», в котором он жил. Картины природы заставляют еще глубже задуматься над поставленными в романе вопросами, понять психологию действующих лиц, что дает право назвать пейзаж психологическим. Помимо этого, описание природы при перевале через Крестовую гору помогает в развитии сюжета. Вспомним, что оно дано после того, как Максим Максимыч прервал рассказ словами: «Да, они были счастливы».
Счастью Печорина и Бэлы соответствует картина ослепительного утра, горящих «румянцем» снегов. Но внезапно налетевшая грозовая туча, град, снег, свист ветра в ущелье, мгновенно сменившие розовое утро, намекают на трагическую развязку повести. Печорин дан в «Бэле» в окружении простых и «естественных» людей. В заключение анализа повести можно кратко остановиться на вопросе, чем близок им герой и чем он отличается от них. Если же учитель выделит специальный урок для образов горцев и контрабандистов, то этого вопроса можно коснуться более подробно. В целях оживления работы над повестью «Бэла» можно использовать на уроках иллюстрации художииков В. Серова, М.
Врубеля, Д. Шмаринова и др. Используя иллюстрации, интересно раскрыть образ Бэлы.
Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души.
И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет — значит он еще действительно человек! Но страдание — невыносимое испытание для него.
И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина — Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна… Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией — разбило жизнь и разделило душу на две половины — темную и светлую. Другие работы по этой теме: Чтобы раскрыть типический характер своего героя, выразить отношение к нему, автор приводит изображение внешности человека. Так, М. Лермонтов для описания Григория Печорина, главного персонажа... Текст по роману М.
Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим... Печорина со штабс-капитаном Максимом Максимычем спустя пять лет после... Лермонтова — необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с... Максимов выступает непосредственным предшественником Толстого и Достоевского, сделавших главные художественные открытия в русской прозе XIXвека. Чернышевский , то Достоевский открывает двойственность человеческой души, переходящую в двойничество личности, характера.
В романе Лермонтова остаётся ещё много тайн и загадок. Об одной из них и пойдёт речь в этой статье. В повести «Тамань», открывающей «Журнал Печорина», главный герой романа описывает одно из приключений, происшедших с ним во время следования из Петербурга "в действующий отряд". Здесь характер героя раскрывается ещё не столько изнутри, сколько через действия и поступки. В Печорине, человеке "с большими странностями", ярко проявляются детское любопытство, интерес к жизни "честных контрабандистов", жажда приключений и борьбы, и в то же время в повести резким диссонансом этому звучит последняя фраза: "Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё и с подорожной по казённой надобности!.. Полонскому восхищался её языком, "доказывающим тесное родство сочного русского языка с изящной прозой", а в разговоре с Буниным говорил о мечте "написать такую вещь... Прямо противоположное мнение высказал один из лучших русских стилистов XXвека В.
Современный исследователь А. Жолковский считает, что повесть "образует очередное звено в русской анти романтической традиции, по-новому разрабатывая знакомую тему столкновения героя с «иной» жизнью, персонифицированной в виде экзотической героини... В повести, в сущности, ничего не происходит: герой оказывается в Тамани лишь по необходимости и лишь от скуки заинтересовывается героиней; они не влюбляются друг в друга; герою не удаётся соблазнить героиню, а ей - убить его; герой не умеет плавать, а его пистолет, вместо того чтобы стрелять, идёт на дно; вообще, герой не контролирует событий, но он и безразличен к их неудачному исходу" Блуждающие сны и другие работы. Именно из этой повести мы неожиданно узнаём о том, что Печорин не умеет плавать: "О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь - мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! И это тот самый Печорин, который подчиняет своей воле всё, что его окружает, в ком, по словам Веры, "есть власть непобедимая", есть сознание своей исключительности и чувство безусловного превосходства над другими, в ком отчётливо проявляются честолюбие, гордыня и самолюбие, кто в концовке повести «Княжна Мери» так живописно уподобляет себя "матросу, рождённому и выросшему на палубе разбойничьего брига", кого Лермонтов в черновиках к роману сравнивает с тигром. Можно ли представить себе матроса или тигра, не умеющих плавать?
Обычно исследователи в этом не видят проблемы и не задают вопрос: почему? Мы неоднократно ставили этот вопрос в различных школьных и студенческих аудиториях и убедительных психологических объяснений этого факта не слышали. Можно предположить, что это связано с проблемой художественного метода романа, "синтезирующего, романтико-реалистического метода" Б. Удодов , что это черта и свойство романтического героя , что это чисто "романтический элемент" философско-психологического романа. И тогда эта странность героя не требует условий реалистического правдоподобия и психологических мотивировок для объяснения. По словам А. Гурвича и В.
Коровина, авторов одной из статей в «Лермонтовской энциклопедии», "в натуре Печорина немало загадочного, рационально не объяснимого, психологически сходного с героями романтических произведений. Романтическое и реалистическое начала находятся в нём в сложном взаимодействии, в состоянии подвижного, динамического равновесия" с. Но эта же деталь - неумение героя плавать - в контексте всего произведения по законам русской классической литературы должна нести в себе определённую художественную идею, многозначную идею.
Остались вопросы?
Больше мы не встречаемся с героем, а лишь узнаем о его смерти из предисловия к «Журналу Печорина». Композиционно — она связующее звено между «Бэлой» и всеми последующими повестями: в ней объясняется, как попали к автору, проезжему офицеру, записки Печорина. В отличие от всех других в повести «Максим Максимыч» почти нет событий. Сюжет ее чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются каждый по своему пути. Между этими лицами не происходит острых столкновений или борьбы, никто здесь не гибнет, как в «Бэле», «Фаталисте» или «Княжне Мери», но встреча Максима Максимыча и Печорина психологически столь трагична, что вся повесть оказывается самой горькой и грустной в романе. В этом легко убедиться, если сравнить концовки всех повестей. В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность описания природы, наедине с которой человек делается таким, «каким он был некогда»; в заключение автор обращает внимание на Максима Максимыча, говоря, что он «человек, достойный уважения».
В «Тамани» судьба контрабандистов не внушает настроения безысходности, так как им «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Горькое восклицание Печорина: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих..! Общий тон ее оптимистичен. Последняя фраза Максима Максимыча о гибели Вулича в «Фаталисте»: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…», — говорит о мудром приятии того, что неизбежно и что уже случилось, и звучит спокойно. И только в повести «Максим Максимыч» в конце появляются ноты безнадежности и истинной печали: «Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. Но чем их заменить в лета Максима Максимыча?
Я уехал один. Все в повести в какой-то степени оттеняет и подчеркивает грустный итог встречи Печорина и Максима Максимыча.
Он говорит, что «тихая пристань» ему не нужна. Оскорбленнаяв своих чувствах Мери замыкается и страдает. Женщина, которая посвятила Печорину всю свою жизнь это Вера. Его любовь принесла ей одни страдания. Множество раз они расставались и сходились вновь. И лишь когда Вера умирает от чахотки, Печорин понимает, чего он лишился. Отношения с ундиной в повести « Тамань» в таинственной обстановке стали для Печорина интересным приключением.
А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни". Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою", - отмечает В.
Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.
Печорина можно назвать "лишним" человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь.
Печорин - герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, "кипели в действии пустом". Какие черты характера необходимы герою нашего времени?
Его можно назвать эгоистом поневоле» - писал про Евгения В. И здесь я соглашусь с критиком. Да, Онегин - эгоист, начиная с малых лет.
Он привык жить на всём готовом, сам ничего не добиваясь; он взрослеет и, опять, у него есть всё и "труд упорный ему был тошен". Онегин - «забав и роскоши дитя», ему чужды человеческие чувства: радости и горести, он живёт лишь для себя и считается только со своим мнением. И как тогда можно называть такого человека?
Только эгоист. Но он стал таким, возможно, и не по собственному желанию, это следствие воспитания и обстановки, в которой он вырос, а значит, он «эгоист поневоле». Онегин - это также представитель особого типа людей, как Обломов и Штольц, названный в литературе «лишними людьми».
Это люди образованные, умные, имеющие критический взгляд на действительность, но стоящие на распутье многие из них так и остались до конца жизни на это распутье. Вот и Евгений Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени, но он не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес горе и причинил боль любящей его женщине, да и сам не достиг счастья. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.
Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры... Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин - «душа сильная, но чёрствая».
Сравнительная характеристика героя с Евгением Онегиным.
Ему надоели чувства, дамы их записки и приглашения на балы... Хотя он и проклинал свой характер за все эти черты, всё же он не мог его исправить, хотя вероятно и не старался. Именно поэтому он так и не смог быть счастливым и просто любить.