памирцы и таджики чем отличаются: 50 фото и видео.
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища. К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей. Женщины обрабатывали шерсть и изготовляли нити, а мужчины ткали известные в мире полосатые безворсовые ковры. Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов.
Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия. Национальная кухня Узнав о культуре и религии, можно понять, кто такие памирцы. Дополнить эти знания можно, рассмотрев традиционную пищу представителей этих народов.
Зная традиционные занятия, несложно догадаться, что в рационе памирцев очень мало мяса. Связано это с тем, что выпасать скот негде, поэтому они берегут его для получения молока и шерсти. К основным продуктам питания относится пшеница в виде муки и дробленой крупы.
Из муки делают лапшу, лепешки, клецки. Также горные народы питаются фруктами, грецкими орехами, бобовыми, овощами.
Прежде всего, надо уяснить, что это не народ, а группа народов. Их общее название присвоено по географическому принципу, и слово «памирцы» означает то же самое, что «кавказцы», «дагестанцы» или «сибиряки».
Но они действительно имеют общее происхождение. Их язык относится к восточно-иранским наречиям, в отличие от западно-иранского таджикского. До вторжения индоевропейцев из степей Южной Сибири основную часть населения Средней Азии составляли протодравиды. Это были земледельцы, близкие по происхождению к жителям индийских цивилизаций Хараппа и Мохенджо-Даро и потомки анатолийских земледельцев среднего каменного века.
В силу своего образа жизни они заселяли равнины, долины рек и оазисы, т. Но индоарии были скотоводами и оказались способными создавать стабильные общины на большой высоте. После того, как они пришли сюда за два тысячелетия до нашей эры, часть из них освоила высокогорья. Со временем на основе пришлых индоевропейцев и автохтонных протодравидских групп сложились три древних государства — Хорезм, Бактрия и Согдиана.
Кочевое горное население последних, преимущественно, и стало предками нынешних памирцев. С земледельцами эти люди практически не взаимодействовали, поскольку те отсутствовали в горах.
В целом, памирцы — это уникальный этнический народ, который имеет свои своеобразные особенности в языке, культуре, религии и традициях.
Их уникальное наследие вносит значительный вклад в общую культуру Таджикистана. Таджики Таджики языково и культурно тесно связаны с другими памирскими народами, такими как памирцы, юзбеки, хазардаги и другими. Однако существуют и определенные различия между этими группами.
Таджики — мусульмане суннитского толка, как и большинство жителей Таджикистана. Ислам играет значительную роль в их жизни и культуре. Таджики отличаются своей гостеприимностью и традиционными ценностями.
Одной из особенностей таджикской культуры является также высокая ценность, которую они придают семейным узам. Семья играет важную роль в жизни таджиков, и члены семьи обычно тесно связаны. В течение многих столетий таджики развивались в окружении различных народов и культур, что влияло на их язык и обычаи.
Однако они сохраняют свою идентичность и уникальные черты, делая их отдельным этносом. Культура и традиции Памирцы: У памирцев богатая и уникальная культура, которая формировалась веками. Одним из важных элементов памирской культуры является приверженность традициям и обычаям, передаваемым из поколения в поколение.
Памирцы придают большое значение семье и достоинству личности. Традиционная одежда памирцев отличается яркими цветами и узорами. Женщины носят платья, украшенные вязаными элементами, золотыми украшениями и платками на голове.
Мужчины предпочитают носить традиционное платье «чахона». Памирцы также известны своим музыкальным наследием. Они играют на таких инструментах, как рубаб, сетор и гитара сарод.
Местные песни повествуют о любви, природе и исторических событиях. Традиции памирцев включают такие обычаи, как гостеприимство, трактовка гостей, свадьбы и другие праздники, а также уход за старшими и уважение к авторитету. Таджики: Таджики имеют богатую историю и культуру, которая была сформирована под влиянием таких народов, как персы, монголы и русские.
Традиции и обычаи таджиков также передаются из поколения в поколение и являются важной частью их культурного наследия. Традиционная таджикская одежда отличается своей красотой и яркостью.
Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Что означает слово Памир?
Цунлин — горная система на юге Центральной Азии и на севере горной гряды Гималаи, преимущественно на территории Таджикистана Горно-Бадахшанская автономная область , Китая, Афганистана и Пакистана. Какой стране относится Памир? Крыша Мира — именно так часто переводят название горной системы Памир. Памир расположен на территории Таджикистана, Китая, Афганистана и Пакистана, и при этом тесно связан с другими высочайшими горными системами мира — Тянь-Шань, Каракорум, Гиндукуш. Что значит Памирец?
Арии высокогорья Таджикистана. Антропология Памира.
Отвечает Николай Левашов Чаще всего эту народность путают с таджиками, но они абсолютно другие и внешне, и исторически, и ментально. Сами же они считают себя... Отвечает Вячеслав Мельников С точки зрения самоидентификации, памирцы делятся на тех, которые считают себя обычными таджиками; на тех, которые считают себя самостоятельными народами; на... Отвечает Сергей Павлов 16 авг.
Это самостоятельные языки. Но также они обычно владеют таджикским это... Отвечает Тамирлан Бочков 30 сент.
Ведь именно на Памире, согласно профессору Оксфордского... Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков В данном ролике мы расскажем вам о таком народе как памирцы. Памирцы, это не таджики!
А как вы думаете?
Как сложилась их судьба Придворные фрейлины в царской России пользовались почетом и уважением. Но после революции 1917 г. Не всем удалось эмигрировать, да и не все хотели. Часть бывших фрейлин императрицы остались в СССР. Их судьбы в новом государстве сложились по-разному. Они регулярно менялись - замужество означало конец службы.
И на их место приходили новые девушки, которых набирали из представительниц элитных дворянских фамилий... После смерти королевы Елизаветы II он стал играть более публичную роль. Теперь Уильям - первый в очереди на престол, и в последнее время к нему приковано много внимания. Недавно семья также переехала на территорию Виндзорского замка, где король Чарльз иногда проводит церемонии и принимает высокопоставленных гостей. Хотя принц, возможно,... Плацкарт поднялся по ценовой планке уже до уровня купе, а купе и вовсе уже сложно себе позволить. Иной раз проехать одну ночь на поезде туда-обратно составляет десятки тысяч рублей.
Читайте внимательнее и запоминайте.
Живут также в Турции св. Кто генетически ближе к таджикам? По митохондриальной ДНК разные группы таджиков оказались близки к восточно-памирским киргизам и уйгурам. Кто является предками таджиков?
Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, тохары, парканцы древние ферганцы , массагеты, скифы и саки, распространившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2-начале 1 тысячелетия до нашей эры. Чем персы отличаются от таджиков? Ответы пользователей Отвечает Рома Соколов Исследование Y-хромосом показало, что таджики сильно отличаются от персов и курдов Ирана. Между собой таджики из Афганистана и Таджикистана имеют высокое... Отвечает Анатолий Елов Скелет таджика значительно массивнее скелета перса, вследствие чего живой таджик отличается более тяжеловесными [103] формами.
Тонкие и стройные талии... Отвечает Сергей Назаров С тех пор таджиками называли исключительно персов-суннитов. Следует также отметить, что персы и таджики не только говорят на очень разных диалектах одного и...
В чем заключается такие особенности? Языковые особенности В Рушане Рихене говорят на рушанском, который является диалектом шугнанского, сами рушанцы называют себя рихен, хуфидж, бартангидж, рошорвидж. На видео: Ваханский язык Также в Ванджском районе в долине Язгулям, живут язгулямцы згамиг , обладающие собственным языком. Все памирские языки относятся к восточной таджикский — к западной подгруппе иранской группы индоевропейских языков.
На видео: Шугнанский язык В Дарвазе и Ванче население говорит на таджикском языке, хотя в Вандже до XIX века был старо-ванджский язык, который сейчас утерян. В Мургабском районе коренное население кыргызы, которые говорят на кыргызском языке. Языком межэтнического общения для всех жителей ГБАО, равно как и используемым ими письменным языком, является таджикский. По словам экспертов, памирские языки могут быть утеряны. На этих языках не осуществляется учебный процесс, нет радио, телевидения, не издаются газеты и журналы. Все памирские языки — бесписьменные.
Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Памирские таджики в Москве провели субботник на могилах Шириншох Шотемура и Нусратулло Махсума | Новости Таджикистана ASIA-Plus. Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого.
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков
К концу 19 века река Пяндж превратилась в естественную границу между колониальными державами, а затем в 20 веке регион был разделен между четырьмя странами. Этническая самоидентификация памирцев была политизирована в последнее столетие в Таджикистане и является чувствительной темой, особенно после обретения страной независимости. Как этот процесс развивался? Согласно летописям русских исследователей, жители Памирских гор считали себя таджиками, а не памирцами. Во второй части книги анализированы факторы, которые способствовали смене идентичности среди некоторых памирцев.
Именно ученые, изучавшие Памир, представили и внесли в науку термины «Памир» и «памирцы», которые позже стали маркером идентичности для таджикского народа Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикистана ГБАО. Российские и советские ученые сыграли важную роль в развитии и памирской, и таджикской идентичности, а после распада Советского Союза той же тенденции придерживаются и западные ученые. В советское время все сферы жизнедеятельности получили развитие, в том числе строительство дорог, административных учреждений, больниц, школ, а также значительно возрос уровень грамотности, что и оказало непосредственное влияние на жизнь горных людей и увеличило население с 21 000 до 200 000 человек. Образование сыграло ключевую роль в Горном Бадахшане, в частности в 1989 году, когда был образован Институт изучения Памира, филиал Академии наук Таджикистана.
Согласно данным исследованиям, памирскость — это эволюционирующая концепция и ей еще предстоит дальнейшее развитие. Пока она развивается без того, чтобы деградировать в сторону сепаратистских движений, у нее есть хорошие шансы остаться в рамках национальных дебатов для памирских таджиков и таджикского государства. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы — это таджики. На чем основан ваш аргумент?
Разве такое мнение не создает других вопросов, например, являются ли также таджиками те, кто говорят на тех же памирских языках в Афганистане Бадахшан и Пакистане Хунза , такие как ваханцы и ишкашимцы? Они сами себя идентифицируют как таджики? А как насчет персоговорящих народов Афганистана, таких как хазара? На чем мы основываемся, когда мы называем таджиками сарыкольцев, которые имеют характерную тюркскую внешность, говорят на уйгурском языке и живут в Китае?
Кто такой собственно таджик в целом и как мы определяем этническую принадлежность — на основе языка, культуры, геополитической местности? В то же время, некоторые другие историки и интеллектуалы спорят об использовании слова «таджик», заявляя, что это большевики, исходя из политических убеждений, поменяли название народа и языка персоязычных иранцев своей территории, чтобы оборвать связи между советскими и несоветскими персами таджиками. Они также говорят, что это все иранцы, которые говорят на фарси, и слово «таджик» было просто антонимом тюркскости в творческой литературе. Как уже говорилось, термин «памирцы» обычно используется в отношении группы иранских жителей Горного Бадахшана в Таджикистане и провинции Бадахшан Афганистана.
В Китае эти же люди официально считаются таджиками. Не так давно то же самое происходило и в Афганистане, где их определяли как таджиков, но совсем недавно афганское правительство переклассифицировало эти народы в памирцев. Поэтому, в настоящее время «памирцы» относятся к определенной группе людей, которые говорят на разных языках коренных народов ГБАО и в более широком Памирском регионе.
После окончания девяти классов Нурулло поступил в колледж водных ресурсов, получив образование электромонтажника. Сейчас идет последняя стадия этой тяжелой процедуры. В апреле уже должны огласить решение. А потом и я буду подавать документы", — говорит Нурулло.
По его словам, жителей Горного Бадахшана в Таджикистане некоторые считают представителями иной национальности. В той области, где я родился, говорят на ишкашимском и рынском языках. А в тех районах Горного Бадахшана, которые расположены на территории Афганистана, говорят на ваханском языке", — пояснил Нурулло. Молодой человек пояснил, что сами уроженцы таджикской части Горного Бадахшана называют себя именно памирцами "помири". Это очень тонкий момент", — пояснил Нурулло. Как сказал собеседник, и в местных языках и диалектах тоже легко запутаться. Вместе с таджикским, дари и фарси они относятся к иранским языкам.
Но в то же время существенно различаются. Вторым отличием народов Горного Бадахшана от остального населения Таджикистана, по словам студента, оказалась форма ислама.
Центральная мечеть Мургаба В одном из ваших недавних интервью вы называете таджиками жителей долины Свата в Пакистане. Я тоже вижу развивающееся движение таджикизации в этой части мира, хотя они не говорят на фарси больше не говорят. Что за история тут происходит?
Что касается Свата, то я бы сказал, что даже до создания Таджикистана как республики в Советском Союзе большинство этнических групп, включая ваханцев, шугнанцев, рушанцев, язгуламцев, сарыколцев, хунза, гилгитов, сватов, читральцев, нуристани, калашцев, пашайи, фурмулов, ягнобцев, в основном называли себя таджиками или считались другими как таджики из-за их общего арийского происхождения. Например, непаштунские племена Афганистана были идентифицированы как таджики. Таджикские девочки Дарваза Продолжим разговор об этнической принадлежности таджиков. Вероятно, многие из потомков тех, кто раньше говорил на фарси в Самарканде и Бухаре и в других персоязычных районах нынешнего Узбекистана, теперь говорят на узбекском языке и идентифицируют себя как узбеки. Их предки идентифицировали себя по городам происхождения, например, самаркандцы или бухарцы.
С научной точки зрения, можем ли мы все еще назвать этих молодых людей таджиками, учитывая, что они и их предки никогда не идентифицировали себя как таджики? Конечно, большинство людей, живущих в разных современных государствах, таких как Узбекистан, как вы упомянули, больше не говорят на фарси на таджикском , но по-прежнему этнически они не являются узбеками или пакистанцами. В частности, после драматических событий конца прошлого века, распада советского государства и его коммунистической идеологии, как написано в книге Самуэля Хантингтона «Столкновение цивилизации», молодые поколения очень заинтересованы в том, чтобы знать и узнавать историю, идентичность, язык и культуру своих предшественников. Конечно же, язык, на котором были описаны тысячи лет их истории и культуры, был персидским языком. Это основная причина, по которой многие из этих иранских народов Центральной Азии начинают высказываться о своем языке и самобытности, и это применимо к таджикам Узбекистана, Афганистана, Пакистана и Китая.
Вы живете в Европе уже долгое время, где также происходят разные обсуждения этнической идентичности, как в Великобритании, так и в других частях континента. Насколько популярны такие этнические дискуссии среди обычного населения? Например, немецкоязычные жители Швейцарии или Австрии задумываются о самоидентификации или такие вопросы уже полностью урегулированы геополитически — у меня есть паспорт Австрии, я австриец, я не немец? Конечно, в этой части мира все немного отличается, хотя невозможно забыть ужасный опыт двух мировых войн. Однако с тех пор европейцы продвинулись дальше, и одно из самых больших достижений является уважение к другим культурам, традициям и языкам.
Я могу говорить, что такие вопросы об идентичности менее политизированы и на этих основаниях они пытаются создать Конфедерацию европейских стран, утверждая, что Европа является домом для всех людей, живущих на этом континенте. Вернемся из Европы в наш Бадахшан. Всякий раз, когда мы говорим о Бадахшане, мы в основном говорим о памирцах, таджиках, исмаилитах и т. Но часто мы забываем о проживающих там тюркских народах. Это очень важный вопрос, и мы попытались рассмотреть его во введении книги.
Важно отметить, что Памир населяют и другие группы, в том числе киргизы, которые живут в восточной части ГБАО Таджикистана.
Соседние киргизы были постоянными соперниками. В то время как афганские и узбекские правители соперничали за контроль над горным Бадахшаном, где памирцы жили на протяжении XVIII и XIX веков, эти земли также были желанными для русских и британцев. К 1904 году Россия аннексировала данные земли. После трех лет непрерывной борьбы земли Памира были переданы под власть Советского Союза и в 1925 году объявлены Горно-Бадахшанской автономной областью, которая позже вошла в состав Таджикистана.
Памир уже давно населен людьми. Зачастую они используются лишь в бытовой сфере, так как главенствующую роль среди языков Памира занимает таджикский. Этот язык там давно используют в литературной, религиозной и фольклорной деятельности, что позволяет изучать его детям в школах, а также использовать в качестве международного во время встреч с иностранными делегациями. Постепенно многие диалекты, существующие на территории горного массива, тоже вытесняются таджикским языком. Афганские памирцы.
Фото: pamirtrips. Люди стремились измельчить в муку все зерновые и бобовые, которые у них имелись. Местные также ели блюда из лапши с добавлением кусочков баранины, говядины или мяса яка. Были распространены молочные продукты в виде сметаны и масла. В советский период в список сельскохозяйственных культур Памира были добавлены картофель и капуста, которые значительно улучшили местный рацион.
Советские власти также стали регулярно поставлять консервы.
Кто такие памирцы?
Памирцы составляют три процента от общего состава населения Таджикистана и никаким образом не могут представлять угрозы его существованию. Несмотря на экономические трудности, таджики очень приветливый народ. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет.
Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся?????
Обучение в них ведётся с пятого класса [14]. Для некоторых памирских народностей, проживающих в Китае, языками межнационального общения являются уйгурский и китайский. В Афганистане таковыми являются дари и в меньшей степени пушту [12]. Согласно Конституции Афганистана, памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев.
В законодательстве Таджикистана декларируется свобода применения памирских языков [15]. Большинство памирцев ГБАО старших лет владеют русским языком, среди них высокий процент лиц, имеющих высшее образование [11]. Этногенез и история [ править править код ] Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона [4].
Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада.
Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту. Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане.
Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков.
Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира.
Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.
Фактически до XIX в. В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан [17]. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г.
Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества.
В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.
В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления.
Женщины получают образование, специальность, работают преподавателями, врачами, работниками торговли и сферы услуг, занимаются наукой и спортом, делают карьеру на государственной службе. Независимые женщины. В этом случае подразумевается личная независимость, хотя женщина может состоять в браке и быть многодетной матерью. Про таких раньше говорили «освобождённые женщины Востока». Среди них большой процент получивших высшее образование в том числе за границей. Эти женщины работают на высокооплачиваемых должностях или делают индивидуальную карьеру в коммерции, юриспруденции, науке или искусстве.
Они известны за пределами Таджикистана и не чуждаются правозащитной деятельности. Как живётся таджикским пенсионерам Восточное почитание старшего поколения не вполне соответствует финансовой обеспеченности пенсионеров. Таджикские мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины — в 58 лет. Средняя пенсия составляет 230 сомони около 30 долларов США. Обеспечением стариков занимается Агентство социального страхования и пенсий при правительстве республики В 2015 г. Власти Таджикистана с удовлетворением встретили результаты исследования. Простой народ — со скепсисом.
Возможно, иностранные специалисты чрезмерно доверились официальной статистике. Культурная жизнь Таджикская культура своими корнями уходит в средневековую персидскую. Персы и таджики близкородственные народы. И те и другие почитают Рудаки, Авиценну, Фирдоуси как своих. С XIX века среди таджиков усиливается просветительская роль России. Совместное проживание русских и таджиков в одном государстве породило феномен современной таджикской культуры. Мирзо Турсун-заде прославил свою родину в стихах В 1929 начал действовать драматический театр, в последующие годы открылся музыкальный театр и балетная школа.
С 1931 г. В советское время происходило формирование национальной творческой интеллигенции и научно-преподавательских кадров. Наиболее популярны и любимы в народе выступления фольклорных ансамблей. Выдающийся просветитель Мирзо Турсун-заде 1911—1978 является классиком как таджикской, так и советской литературы. Русские в Таджикистане Судьбы русских в Таджикистане во многом схожи с участью русских в других среднеазиатских республиках. Массовый въезд по призыву и в добровольном порядке пришёлся на советский период. Численность русских увеличилась до уровня второй основной общины.
Рассказываю, в каком городе самое большое население и какие мегаполисы на планете застроены самыми красивыми небоскрёбами. Токио Япония Список 10 крупнейших городов мира с самым большим населением открывает столица Японии — Токио... Я долго не мог придумать название для этой статьи, но в итоге, выбрал более понятное для всех. В сегодняшней статье, пойдёт речь о фильмах, где человечеству угрожает гибель в виду, какой либо чрезвычайной ситуации, будь то астероид, нападение пришельцев или эпидемия. Фильмов с таким сюжетом, где человечество стоит на пороге уничтожения, а порой и погибает, снято довольно много. Сегодня, я постараюсь выбрать наиболее интересные и зрелищные... Но при этом в стойбище есть всё необходимое для комфортной жизни. Ездят на снегоходах, используют генераторы и бензопилы.
Даже легковой автомобиль видела в стойбище. Видимо, проехали летом, когда в лесу было сухо. Ханты живут в глухой тайге вдалеке от цивилизации. Несколько деревянных избушек, до которых добираться надо на снегоходе или вездеходе от ближайшего посёлка. Расстояние — около 100 километров. Их быт устроен немного по-другому по сравнению с ханты с Ямала, которые кочуют и живут в чумах...
Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов.
Столб Мухаммад — основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании.
Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей.
На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. В отличии от других жителей Центральной Азии, у Памирцев практически не наблюдаются случаи инцестов. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство.
Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный Кисляков 1951: 7-12. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. Пещерева 1947: 48 [ править ] Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка , в дробленном виде для густой или жидкой каши , бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко.
Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Пещерева 1947: 48 [ править ] Традиционные занятия Земледелие, скотоводство Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл.
К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли
Памирцы используют памирский диалект, который отличается от более широко распространенного таджикского языка. Плюс ко всему существуют памирцы, которые свой язык потеряли, говорят на таджикском, но таджиками себя НЕ осознают. Жилища Памирцев, в отличие от других мусульманских семей оборудованы скамейками и имеют четкие и правильные геометрические формы.
Памирцы - загадка Средней Азии.
Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. Памирцы составляют три процента от общего состава населения Таджикистана и никаким образом не могут представлять угрозы его существованию. Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира.
Познакомилась с памирцем.
Носителей одного из них, ишкашимцев, соседи называют «немцами», настолько их речь непонятна. Памирцы отличаются от других народов региона по религии. Большинство из них исмаилиты, а народы вокруг относятся к суннитской ветви ислама. Среди жителей Памира необычно много людей с высшим образованием.
Крохотные кишлаки, в которых часто нет автомобильной дороги и электричества, населены дипломированными врачами, инженерами, музыкантами и педагогами. Образование и знания редко кому приносят богатство в тех краях. Да и в Москве мало кого интересует, сколько языков знает или сколькими дипломами владеет сантехник, чинящий кран в ванной, или строитель.
Памирцев не выделяют из общей массы таджикских трудовых мигрантов. А вместе с тем эта самобытная диаспора существует и создает свою уникальную культуру. Абдумамад Бекмамадов — Я никогда не думал, что придется взять в руки шпатель, — говорит Абдумамад.
Говорил: «Ты музыкант. Пальцы береги». Абдумамад не уберег.
На большом пальце левой руки не хватает одной фаланги. В Москву Абдумамад впервые приехал еще в 1986-м как призывник Советской армии. Вместе с сослуживцами он ходил по столице во время увольнительных и самоволок, рассматривал достопримечательности.
Сейчас, когда он рассказывает об этом землякам, ему никто не верит. Говорят, он пересказывает какой-то фильм. Но так и было: москвичи тогда были приветливыми и гостеприимными.
Потом Абдумамад вернулся на Памир. Окончил там институт культуры и даже чуть больше года успел поработать актером в театре в Хороге, столице Горного Бадахшана. Бадахшан оказался в блокаде, отрезанный от плодородных земель.
В области начался голод, людям стало не до театра. Выживали натуральным хозяйством и гуманитарной помощью, которую поставлял в Бадахшан фонд Ага-хана, духовного лидера исмаилитов. Но даже после завершения войны жизнь в горах осталась тяжелой.
Экономика лежала в руинах, а земли больше не стало. Тысячи людей отправились за границу. Абдумамад уехал из дома на третий день после рождения своего первенца.
Вновь он увидит сына только через пять лет. Москва конца 1990-х была не самым гостеприимным городом. Работу найти было сложно.
Работодатели часто «кидали» на деньги. Мигранты жили по 10—15 человек в съемной квартире, в которую по ночам ломились милиционеры, собиравшие с них дань. Дни, месяцы и годы проходили в постоянных поисках работы и жилья, в тяжелом монотонном труде.
Абдумамад был строителем, дворником, поваром, грузчиком, снова строителем. Но еще он был музыкантом. Вначале была проблема: играть дома было нельзя.
Во-первых, там спали уставшие, вернувшиеся со смены люди. Во-вторых, вечером соседи могли пожаловаться на шум, и тогда явится милиция, прогонят с квартиры. Поэтому собирались изредка с земляками, играли для себя, где придется.
Иногда приходили другие памирцы, просто послушать знакомые с детства народные песни. Их круг расширялся. Растущая памирская диаспора организовывалась.
Земляки создали общественную организацию «Нур» в переводе «Свет». Появилось место и для репетиций, и для периодических выступлений.
Что значит Памирец? Ответы пользователей Отвечает Маша Джатанова 30 июн.
Называют жениха... Отвечает Фёдор Мельн Что бы ни делали памирцы, чем бы ни занимались, они никогда не торопятся. Здесь невозможно увидеть человека возбужденного, кричащего или куда-то спещащего. Отвечает Миша Федагин Памирцы — это совокупность малых народов.
Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: Шугнанцы - Википедия, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Живут в высокогорных долинах Памира и Вост.
Пропуск в Горный Бадахшан На чем ехать Многие туристы едут в Бадахшан на собственных автомобилях — это в основном богатые пенсионеры из стран первого мира. Можно встретить путешественников на велосипедах и даже идущих пешком с грузовым ишаком как известная Аня «А чего дома сидеть? Для тех, кто не хочет неделями крутить педали или подгонять ишака от Душанбе до Хорога, столицы таджикского Бадахшана, ходит «общественный» транспорт. Место в семиместном джипе стоит 300 сомони 31 доллар.
Ехать до Хорога придется весь день, но машины регулярно останавливаются на перекусы и обед. Так что поездка вполне терпимая, если вам не попадется упитанный сосед. Дорога изобилует потрясающими видами, например на Нурекское водохранилище. После того как тракт выходит к Пянджу, начинается самый красивый его отрезок — вдоль границы с Афганистаном. Смело просите водителя останавливаться в самых красивых местах — местные пассажиры не будут возражать. Кроме того, туристы побогаче могут арендовать джип на весь маршрут. Учтите, что в районе Мургаба трафик совсем слабый и есть риск простоять в ожидании попутной машины несколько дней. Есть легенда, что солдаты Александра Македонского оставили на Памире свой генетический след.
Дети вдоль дороги предлагают нанизанные на прутики местные фисташки — мелкие, как семечки, и очень вкусные. Памирские дети После Куляба на тракте начинаются многочисленные блокпосты, на которых водитель через рукопожатие передает солдатам мелкие, но обязательные взятки. А они, в свою очередь, не очень придирчиво проверяют документы. Но без пермита в Горный Бадахшан не пропустят практически наверняка. Блокпост на памирском тракте Хорог — столица таджикского Бадахшана В городе создали роскошную для этих мест инфраструктуру: городской парк, больницу и университет. В Хороге даже есть аэропорт, один из самых высокогорных в мире. Все это богатство создано и поддерживается Фондом Ага-хана. Хорог — столица таджикского Бадахшана Ага-ханы — духовные лидеры самого либерального течения в исламе — исмаилизма.
Фонд Ага-хана занимается благотворительностью и гуманитарными проектами, особое внимание уделяя Бадахшану, где живет одна из крупнейших в мире общин исмаилитов. Нестрогость исмаилизма заметна и стороннему наблюдателю: женщины в Бадахшане ходят с непокрытой головой в отличие от Душанбе или юга Таджикистана , мулл и мечетей нет — молятся дома, в магазинах продают алкоголь. В Хороге находится консульство Афганистана, единственное на территории бывшего СССР, где легко давали визы без приглашений и писем.
Кто они - эти памирцы ?
В отличие от низинных таджиков, Памирцы имеют свои традиционные обычаи и образ жизни, связанные с выживанием в условиях горной местности. Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Текст научной работы на тему ««Памирская» идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане». Отличает памирцев от таджиков и язык. таджикистан style, все новости, истории успешных таджиков, таджикистан, ташкент.