«Военная партия Сибири была полна решимости оккупировать дальневосточные территории СССР так же, как и другие части азиатского континента. В Японии вернули термин «незаконная оккупация» в отношении южной части Курильских островов. Отмечается, что понятие «незаконная оккупация» было впервые употреблено с 2003 года, а формулировка «территория, принадлежащая Японии» — впервые с 2011-го. В «Синей книге по дипломатии» Японии за 2023 год использовали формулировку о «незаконной оккупации северных территорий» (Курильских островов. Новости о принятии Японией условий капитуляции были объявлены американской общественности по радио в 7 часов вечера 14 августа, что вызвало массовые гуляния.
Дмитрий Песков: Токио не видать Курил, пока Япония под оккупацией США
Оккупация Японии союзными войсками закончилась с принятием Сан-Францисского мирного договора, который вступил в силу в 1952 году [42], а в 1956 году Япония вступила в ООН. Утечка радиоактивной воды произошла на аварийной японской «Фукусиме-1». новости сегодня, события, происшествия в Японии, ЧП, ДТП. Япония впервые с 2003 года официально обозначила российские южные Курилы незаконно оккупированными северными территориями. Новости Японии: Россия официальный отказалась вести переговоры с Японией по мирному договору, На Японию обрушились цунами и землетрясения, Японское «экономическое чудо».
Япония заявила об оккупации Россией Курильских островов
Из этого следовало, что власть Макартура не распространялась на Южный Сахалин и все Курильские острова, занятые советскими войсками. Директива конкретизировала мероприятия, относившиеся к функционированию военной власти в Японии. Макартуру предписывалось принять надлежащие меры для полного управленческого и административного отделения от Японии следующих территорий: 1 ее бывших подмандатных и иных островов в Тихом океане Каролинских, Марианских, Маршалловых и др. Это распоряжение не определяло национальный статус этих территорий, а лишь фиксировало, что они не подчиняются государственной власти Японии. При этом американцы по-прежнему предусмотрительно не упоминали 15 Foreign Relations of the United States.
Diplomatic Papers. Washington, 1969, p. London, 1961, p. Japan: The Story of a Nation.
New York, 1974, p. Макартуру было дано указание оккупировать Токио, а также по своему выбору столицы префектур и стратегические пункты, необходимые для осуществления контроля за японским правительством. В других случаях ему не следовало оккупировать какую-либо часть страны в отсутствие потребности в прямом военном управлении. При необходимости он мог использовать свои войска в любом районе Японии для восстановления законности и порядка, а также введения прямого военного управления.
Начальники штабов подчеркивали, что американские войска должны так вести себя с японским населением, чтобы завоевать у него доверие к США и Объединенным Нациям. Согласно директиве в Японии учреждались военные суды, которые должны были заниматься преступлениями против оккупационных войск. Чтобы гарантировать ведущую роль военной администрации США в оккупационной политике, представителям гражданских ведомств Соединенных Штатов или правительств Объединенных Наций запрещалось исполнять свои оккупационные функции в Японии независимо и без одобрения Верховного командующего18. Серьезные перемены были намечены в области политического и административного управления в Японии.
Подлежали немедленному упразднению колониальное министерство Великой Восточной Азии, а также министерства военное, военно-морское и вооружений. Высшие должности в правительстве, включая премьер-министра и министров, могли занимать только лица, пользующиеся доверием оккупационных властей. Комитет начальников штабов США разрешал функционирование под контролем Верховного командующего местных и центральных органов власти, уголовных и гражданских судов, органов полиции. При этом из них в обязательном порядке изгонялись все ненадежные и реакционные кадры, связанные с прежним режимом и политикой.
По всей стране распускались мощные государственные политические организации, в течение долгого времени являвшиеся опорой прежней власти, такие как Политическая ассоциация Великой Японии, Ассоциация помощи имперской власти, Политическое общество помощи имперской власти. Японское правительство обязано было отозвать из-за границы тех своих дипломатов и агентов, на которых могли указать американские власти, а также передать союзникам архивы и собственность своих дипломатических представительств19. В области демилитаризации Макартур должен был обеспечить быстрое разоружение японских вооруженных сил, включая жандармерию но не гражданскую полицию , гражданский корпус добровольцев и все полувоенные организации, а их личный состав не удерживать в качестве военнопленных, а демобилизовать. Подлежали роспуску все военные и полувоенные организации, включая Высший военный совет, Совет фельдмаршалов и адмиралов, императорская Ставка, генеральные штабы армии и военно-морского флота, армейский, морской и гражданский корпуса добровольцев, жандармерия.
В директиве конкретно уточнялись категории лиц, подлежавших немедленному аресту по подозрению в военных преступлениях до последующего распоряжения. Это не только высшие должностные лица, как в прежней директиве, а все члены Высшего военного совета, Совета фельдмаршалов и адмиралов, императорской Ставки, генштабов армии и флота, а также все офицеры жандармерии и все армейские и морские офицеры, являвшиеся видными проводниками воинствующего национализма и агрессии; все важные фигуры ультранационалистических, террористических и секретных патриотических обществ20. В сфере политической деятельности Макартуру предписывалось запретить распространение японской милитаристской и ультранационалистической идеологии и пропаганды в любой форме, в том числе финансирование и поддержку со стороны японского 18 Ibid. Он обязан был установить минимально необходимые контроль и цензуру за гражданскими средствами связи, включая почту, радио, телефон, телеграф, кино и прессу, в целях обеспечения задач оккупации.
Через имеющиеся средства массовой информации надлежало пропагандировать демократические идеалы и принципы. Все существующие политические партии, организации и общества брались под контроль. Те из них, чья деятельность согласовывалась с требованиями и целями оккупации, поощрялись. В противном случае они запрещались.
Всячески приветствовались демократические политические партии. В кратчайший срок должны были быть проведены выборы в представительные органы местной власти, а на региональном и национальном уровне - после соответствующего указания Комитета начальников штабов США. Огромное значение американские власти придавали кардинальному изменению в системе образования Японии, которое должно было решительно трансформировать менталитет японского народа в мирном направлении. Макартуру предписывалось как можно быстрее возобновить работу учебных заведений.
Все преподаватели, запятнавшие себя активной защитой воинственного милитаризма и агрессии, подлежали немедленному увольнению и замене приемлемыми и квалифицированными кадрами. Военное и полувоенное обучение в школах запрещалось. Школьные программы должны были включать концепции обучения, ориентированные на построение мирного и демократического японского общества. Все исторические, культурные и религиозные объекты надлежало защитить от разрушения и разорения21.
Экономическая часть директивы Комитета начальников штабов значительно расширяла и уточняла содержание предыдущего документа. Она распространяла власть Верховного командующего на всю экономическую сферу Японии, позволяла ему вносить любые необходимые изменения в управление экономикой. При этом он мог действовать либо напрямую, либо через императора и японское правительство. Однако в директиве прямо подчеркивалось, что он "не должен брать на себя какую-либо ответственность за экономическое восстановление Японии или укрепление японской экономики".
Это японцам предлагалось сделать самим путем отказа от милитаристских амбиций и налаживания мирной жизни. Значительные уточнения были внесены в программу экономического разоружения. Макартура ставили в известность, что она будет включать в себя сокращение или ликвидацию некоторых отраслей японской экономики, связанных с военным делом, таких, как производство чугуна, стали, цветных металлов, алюминия, магния, химикатов, синтетического каучука, синтетического топлива, радио- и электрооборудования, автоматических механизмов, торговых судов, тяжелых машин. Разрешалась также конверсия этих производств в целях выпуска исключительно потребительских товаров22.
Указания, посвященные функционированию японской экономики, предусматривали принятие японским правительством эффективных мер, которые позволили бы ему, опираясь на собственные силы и ресурсы, избежать острого экономического бедствия; обеспечить справедливое распределение имеющихся запасов; удовлетворить оккупационные нужды и будущие репарационные требования. При этом потребности оккупационных сил не должны были ставить японское население на грань голода, массовых заболеваний и материальной нужды. Японским властям нужно было предпринять все усилия для максимального увеличения производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, угля, стройматериалов, одежды и др. Серьезную опасность для целей оккупации вашингтонские стратеги видели в инфляции.
Макартуру поручалось проследить, чтобы японские власти приняли все возможные меры ради ее предотвращения. Директива конкретизировала, в какие отрасли экономики был закрыт доступ активным сторонникам воинствующего национализма и агрессии. Им запрещалось находить- 21 Ibid. Это касалось, в том числе, всех, кто занимал ключевые позиции в этих отраслях начиная с 1937 г.
Макартуру предписывалось обеспечить защиту от уничтожения и сохранность всех заводов, оборудования, документации крупных японских промышленных и финансовых компаний, игравших важную роль в японской военной экономике23. Директива расширяла перечень мер, направленных на демократизацию экономических институтов Японии. Японские власти должны были как можно скорее отменить контроль за рабочими, который был установлен в военное время и создать законодательство, защищающее их интересы. Должны были быть устранены все юридические препятствия к возникновению организаций наемных работников на демократических основах, свободных от милитаристского влияния.
Директива не запрещала забастовки, за исключением случаев, когда Верховный командующий полагал, что они мешают проведению военных мероприятий или прямо угрожают безопасности оккупационных войск. Жесткий контроль устанавливался за всей внешней торговлей Японии. Не разрешался экспорт таких товаров, которые были необходимы для удовлетворения минимальных потребностей внутри страны, а также экспорт заводов и оборудования до выяснения возможностей передачи их по линии репараций и реституции.
В дипломатической книге Японии также отмечается намерение придерживаться курса по установлению мирного договора с Россией после «разрешения территориальной проблемы».
Ранее премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил , что позиция японского руководства в отношении островов, входящих в южную часть Курил, в будущем не изменится. В январе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил об отсутствии пока перспектив для переговоров России и Японии по мирному договору.
По-видимому, у советской стороны возникли сомнения в том, что в мирном договоре будут официально закреплены права СССР на Курильские острова и южную часть о. В донесениях некоторых американских дипломатов прослеживалось стремление доказать, что вклад СССР в разгром Японии был незначителен. Такой подход сформировался в период обсуждения репарационного вопроса, начавшегося еще в марте 1946 года.
СССР неуклонно настаивал на необходимости не включать в счет репараций военные трофеи, захваченные странами-победительницами. Это означало, что сверх уже «изъятых стратегических предприятий и вывезенных неотъемлемых частей промышленности» [8] Маньчжурии, находившейся под советским контролем, СССР надеялся получить значительные суммы в счет репараций с Японии. Отказ Советского Союза допустить на подконтрольные ему территории Северной Кореи и Маньчжурии миссию американского экономиста Э. Поули, призванную оценить оставшуюся японскую собственность и разработать на этом основании репарационную программу, настоятельные требования СССР поделить между союзниками, а не ликвидировать военно-морской флот Японии, отказ СССР предоставить Японии «ввиду крайней нехватки продовольствия в стране и угрозы распространения заболеваний, а также общественных волнений» [10] право рыболовного промысла в районе полуострова Камчатка заставили союзников напомнить, что СССР «должен разделять [с ними] обязанности по оккупации и устройству Японии» [там же]. Тогда же бескомпромиссная позиция Советского Союза заставила американских дипломатов выработать и такой тезис для переговоров: о решении капитулировать Япония сооб- щила после атомных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки, значение советского наступления было невелико, поэтому преимущественные права на репарации с Японии имеют США, а также Великобритания.
Однако в 1947 г. Даже петиции с просьбами отдельных членов парламента некоторых японских префектур о передаче Японии отдельных островов Курильской гряды, расположенных рядом с Хоккайдо, оставались пока без ответа. США торопились с разработкой мирного договора, желая заключить его до середины 1948 г. Советский Союз к этому моменту занимал не столь сильную позицию: большинство предложений его представителей в органах союзного контроля не были приняты, поскольку носили явно политический характер. Так, СССР категорически отверг новую конституцию Японии на том основании, что она сохраняет пусть даже символически императорский трон.
Аграрная реформа и рабочее законодательство не раз подвергались резкой критике советских дипломатов за отсутствие в них социалистических норм. Утверждения, что так называемая чистка - изгнание с государственных постов лиц, имевших отношение к милитаристскому прошлому Японии, -была проведена недостаточно тщательно и необходимы дальнейшие увольнения и судебные преследования, неоднократно звучали в речах советских дипломатов. Единственная опора - коммунистическая партия Японии - имела незначительное представительство в законодательных органах страны, пользовалась доверием небольшой части населения, хотя и зарекомендовала себя как организатор политических митингов и забастовок, срывавших мероприятия штаба оккупационных войск. Кроме того, союзникам не раз были предоставлены поводы подозревать о существовании, по крайней мере, политического диалога, если не эконо- мической помощи, между СССР и компартией Японии. Возможность расширить ряды идеологически близких социальных сил путем создания коалиции с социалистической партией в ходе парламентских выборов 1946 г.
В самом же Советском Союзе при наличии явного желания иметь в Японии влияние большее, чем предоставлял статус одной из оккупирующих держав, сформировалась установка на категорическое неприятие тех политических сил, которые занимали лидирующие позиции в правительстве и парламенте страны. Соответственно, ни одна из реформ, проводимых под их руководством, не могла получить одобрения в Москве. Единственным критерием «демократичности» политического строя Японии являлись успехи компартии во внутриполитической борьбе. Население Японии было крайне обеспокоено судьбой сотен тысяч своих соотечественников - военнослужащих и гражданских лиц, насильственно удерживаемых на территории СССР вопреки условиям Потсдамской декларации. Напомним, что в соответствии с ее 9-м пунктом «японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены», должно было быть предоставлено право «вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь» [2, с.
На территории СССР японские военнопленные оставались, по крайней мере, до 1949 года. Осознавая всю шаткость своего положения, но все же имея надежды расширить представительство близких себе политических сил в законодательных органах страны, СССР в 1947 г. Кроме того, было и очевидное основание - предложенный порядок голосования. Таким образом, в 1945-1947 гг. Однако СССР в ходе обсуждения этих вопросов занял бескомпромиссную позицию.
Подвергая критике предложения союзников, он настойчиво требовал установления контроля над всеми областями жизни страны, ликвидации ее самостоятельности в финансово-экономической сфере, демилитаризации и выплаты значительных репараций. Кроме того, Советский Союз активно боролся за расширение собственного влияния в Японии: принимал участие в работе органов союзного контроля, часто использовал их для выступлений в поддержку компартии Японии, предлагал введение социалистических норм в формируемое законодательство страны, следил за широким освещением своих действий в СМИ для их популяризации среди японского населения.
В тексте документа сказано, что «незаконная оккупация» четырех северных островов так в Японии называют эту часть Курил неприемлема. Фото: pixabay. Но с тех пор на фоне украинского кризиса российско-японские отношения ухудшились и термин вновь употребляют. Его даже включили в ежегодный доклад по дипломатии под названием «Синяя книга». Именно в этот день в 1855 году был подписан первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. По этому договору, граница устанавливается между островами Итуруп и Уруп: к Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. Именно поэтому японцы держатся за эту дату, считая, что так и должно быть, невзирая на последующие договоренности.
Как повод это используют различные движения для антироссийских выступлений. Фото: Elmor, Общественное достояние, wikimedia. Дело в том, что Симодский трактат, упомянутый выше, не урегулировал вопрос о статусе Сахалина, что вызывало споры между русскими и японскими купцами и моряками. В 1875 году был заключен и подписан Петербургский договор.
Правила комментирования
- СМИ: Япония вновь объявила Южные Курилы «оккупированными» // Новости НТВ
- МИД Японии вновь заявил о "незаконной оккупации" южной части Курил Россией
- Как сорвался мирный договор между Россией и Украиной в 2022 году
- Япония включила формулировку об «оккупации» Курил в «Синюю книгу по дипломатии»
Япония вновь обвинила Россию в оккупации Курил
2. Американская оккупация Японии была завершена по итогу. Япония в ХХ веке вела против России несколько захватнических войн и оккупировала часть территории Российской империи. Советско-японская война 1945, военные действия СССР против Японии в целях ликвидации последнего очага Второй мировой войны, оказания помощи. Правительство Японии во второй раз внесло документ с формулировкой о «незаконной оккупации Курил» в так называемую «Синюю книгу по дипломатии», сообщает РИА «Новости».
МИД России призвал Японию пояснить заявления о «незаконной оккупации»
Новости Власть и политика Япония вновь обвинила Россию в оккупации Курил. В Японии состоялся "Общенациональный митинг за возвращение северных территорий", на котором власти страны призвали к возвращению Курильских островов. 2. Американская оккупация Японии была завершена по итогу. Новости Власть и политика Япония вновь обвинила Россию в оккупации Курил.
Япония обвинила Россию в незаконной оккупации Курил
Это длилось до сентября 1945 года, когда советские войска за две недели разгромили миллионную Квантунскую армию, освободили Северо-Восточный Китай, Корейский полуостров, Сахалин и Курильские острова", - сказал Патрушев в Магадане на совещании по безопасности Дальневосточного федерального округа. Он напомнил, что 3 сентября будет отмечаться День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны.
Соответствующая информация опубликована в ежегодном докладе по дипломатии Министерства иностранных дел страны под названием «Синяя книга». В документе заявляется, что «северные территории — это острова, над которыми Япония имеет суверенитет, и они являются исконной территорией Японией, но в настоящее время они незаконно оккупированы Россией».
Японский МИД подчеркнул, что для властей является приоритетом возобновление гуманитарного обмена с южной частью Курильских островов.
Также в документе отмечено, что Япония не в состоянии оценить перспективы переговоров по статусу южных Курильских островов. Отмечается, что понятие «незаконная оккупация» было впервые употреблено с 2003 года, а формулировка «территория, принадлежащая Японии» — впервые с 2011-го. Согласно тексту статьи, на фоне «вторжения на Украину» МИД Японии изменил свою позицию по отношению к РФ — Россия обвиняется в агрессии и расшатывании основ международного порядка.
Однако в директиве прямо подчеркивалось, что он "не должен брать на себя какую-либо ответственность за экономическое восстановление Японии или укрепление японской экономики". Это японцам предлагалось сделать самим путем отказа от милитаристских амбиций и налаживания мирной жизни. Значительные уточнения были внесены в программу экономического разоружения. Макартура ставили в известность, что она будет включать в себя сокращение или ликвидацию некоторых отраслей японской экономики, связанных с военным делом, таких, как производство чугуна, стали, цветных металлов, алюминия, магния, химикатов, синтетического каучука, синтетического топлива, радио- и электрооборудования, автоматических механизмов, торговых судов, тяжелых машин. Разрешалась также конверсия этих производств в целях выпуска исключительно потребительских товаров22. Указания, посвященные функционированию японской экономики, предусматривали принятие японским правительством эффективных мер, которые позволили бы ему, опираясь на собственные силы и ресурсы, избежать острого экономического бедствия; обеспечить справедливое распределение имеющихся запасов; удовлетворить оккупационные нужды и будущие репарационные требования. При этом потребности оккупационных сил не должны были ставить японское население на грань голода, массовых заболеваний и материальной нужды. Японским властям нужно было предпринять все усилия для максимального увеличения производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, угля, стройматериалов, одежды и др. Серьезную опасность для целей оккупации вашингтонские стратеги видели в инфляции. Макартуру поручалось проследить, чтобы японские власти приняли все возможные меры ради ее предотвращения. Директива конкретизировала, в какие отрасли экономики был закрыт доступ активным сторонникам воинствующего национализма и агрессии. Им запрещалось находить- 21 Ibid. Это касалось, в том числе, всех, кто занимал ключевые позиции в этих отраслях начиная с 1937 г. Макартуру предписывалось обеспечить защиту от уничтожения и сохранность всех заводов, оборудования, документации крупных японских промышленных и финансовых компаний, игравших важную роль в японской военной экономике23. Директива расширяла перечень мер, направленных на демократизацию экономических институтов Японии. Японские власти должны были как можно скорее отменить контроль за рабочими, который был установлен в военное время и создать законодательство, защищающее их интересы. Должны были быть устранены все юридические препятствия к возникновению организаций наемных работников на демократических основах, свободных от милитаристского влияния. Директива не запрещала забастовки, за исключением случаев, когда Верховный командующий полагал, что они мешают проведению военных мероприятий или прямо угрожают безопасности оккупационных войск. Жесткий контроль устанавливался за всей внешней торговлей Японии. Не разрешался экспорт таких товаров, которые были необходимы для удовлетворения минимальных потребностей внутри страны, а также экспорт заводов и оборудования до выяснения возможностей передачи их по линии репараций и реституции. Никакой импорт или экспорт не должны были служить оправданием для восстановления военного потенциала Японии. Японские власти не имели право вступать ни в какие экономические соглашения с иностранными правительствами или гражданами без предварительного одобрения Верховного командующего24. Специальный параграф был посвящен снабжению необходимыми товарами и помощи японскому населению. Макартуру поручалось принять все возможные экономические и полицейские меры для максимального использования японских ресурсов, чтобы строго ограничить импорт в Японию. Эти меры включали контроль за производством, ценами и черным рынком, за налогами и финансами, нормирование. Импорт ограничивался и предназначался только для предотвращения массовых заболеваний и гражданских беспорядков, которые угрожали оккупационным силам и военным мероприятиям. Он мог состоять лишь из минимального количества продовольствия, топлива, медикаментов и других необходимых предметов. Макартур был обязан обеспечить честное и справедливое распределение запасов в соответствии с единообразными нормами. Распределение должно было осуществляться через соответствующие японские государственные агентства или коммерческие организации под его непосредственным контролем. Им же устанавливались и цены25. Финансовые вопросы оккупационной политики в новой директиве занимали одно из ключевых мест. В этой области Верховный командующий должен был действовать через японское правительство, но создать при этом независимый от него административный механизм. Директива предполагала, что финансовая система Японии будет функционировать на основе собственных ресурсов. Японские уполномоченные банки имели право выпускать денежные знаки только с разрешения Макартура. Японские власти обязаны были предоставлять Верховному командующему денежные средства и бесплатные кредиты в количествах, достаточных для покрытия всех оккупационных расходов. В случае нехватки денег в официальных иенах Макартур получал право по специальному распоряжению использовать дополнительно так называемые военные иены, которые имели ту же законную силу. Японские военные иены, имевшие хождение на оккупированных Японией территориях, прекращали свое действие. До особого распоряжения из Вашингтона Макартур не должен был устанавливать обменный курс между иеной и иностранной валютой. Обменный курс иены к доллару, распространявшийся исключительно на американский военно-морской персонал и военные цели, устанавливался в соотношении 15 к 1. Закрывались все банки и другие финансовые учреждения, основной целью которых было финансирование военного производства, мобилизация или контроль финансовых ресурсов колониальных и оккупированных Японией территорий. Макартуру надлежало конфисковать или блокировать: а все драгоценные металлы, деньги, ценные бумаги и другие активы, являвшиеся собственностью национального правительства и местных органов власти; правительств и граждан европейских стран - членов фашистского блока; императорской семьи; националистических, патриотических и террористических организаций; лиц, подлежавших аресту по подозрению в военных преступлениях; б всю японскую государственную и частную иностранную валюту и внешние активы внутри страны и за границей; в награбленную и насильственно вывезенную собственность; г произведения искусства, имеющие большую культурную и материальную ценность26. Хотя "Основная директива... Самым известным здесь стало положение об отказе США брать на себя ответственность за экономическое восстановление Японии и усиление ее экономики, что должны были осуществлять сами японцы. Другим важным положением явилось право Верховного командующего запрещать забастовки только в крайних случаях, что давало демократическим силам большую свободу действий. Макартуру за время своей работы в Японии пришлось запретить ряд известных забастовок, когда он действовал согласно данной директиве. Наконец еще одной жесткой мерой стало ограничение импорта в Японию с разрешением ввоза только наиболее необходимых товаров, что ставило японское население и экономику, сильно зависимые от иностранного продовольствия и сырья, в трудное положение. На наш взгляд, вполне справедливы сравнения программы реформирования Японии с "новым курсом" Рузвельта 30-х годов, высказываемые американскими авторами, например Т. Коэном, непосредственно причастным к проведению оккупационной политики27. Также справедливы утверждения о том, что в некоторых областях ее радикализм даже выходил за рамки "нового курса", например, в части кардинального переустройства политических и социальных институтов, не говоря уже о жестком требовании наказания военных преступников и чистки националистических элементов. Подобной точки зрения придерживается другой сотрудник американской оккупационной администрации Р. Эта программа, отмечает он, основывалась на серьезной юридической базе самих США, которая включала в себя американский "билль о правах", законодательство о банкротстве трестов, социальную программу "нового курса", конституции некоторых штатов. Кроме того, американские стратеги учли международный опыт обращения с побежденными государствами, когда победители старались ослабить их военный потенциал, взять репарации, наказать военных преступников, отстранить неугодных политических лидеров29. Однако, несмотря на большой размах, программа не отвечала на ряд важных вопросов, с которыми вскоре пришлось столкнуться американской администрации: Насколько широкой должна быть чистка государственных чиновников? Какие изменения следует внести в японскую конституцию? Должна ли Япония быть разоружена 26 Ibid. Remaking Japan. New York, 1987, p. Какие компании попадут под определение крупных промышленных и банковских конгломератов, подлежащих разукрупнению? Ничего не говорилось об избирательных правах женщин и земельной реформе. Уже по получении первой директивы от 29 августа Макартур энергично приступил к ее выполнению. Его первейшей задачей стало максимально быстрое проведение разоружения и демобилизации японских вооруженных сил. Он хотел установить контроль над Японией за 30 дней, чтобы предотвратить партизанские действия со стороны отдельных японских вооруженных групп. Не желая предпринимать дестабилизирующие действия, он временно отложил чистку руководителей военного времени. Макартур предоставил право самим японским властям провести демобилизацию своих вооруженных сил, хотя первоначально этому противился.