Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Ставрополя -
О семье Лыковых из Сибири
- Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура» | Правмир
- Свежих новостей от Агафьи Лыковой не поступает
- Как живет сейчас Агафья Лыкова
- Семья Лыковых прожила почти весь ХХ век вдали от цивилизации в сибирской тайге
- ХОЖЕНИЕ К АГАФЬЕ ЛЫКОВОЙ (1): sergey_v_fomin — LiveJournal
- Если что не так, она скажет прямо
Юбилей переносится? Раскрыта новая дата рождения отшельницы Агафьи Лыковой
На фото: красным обозначено место, где жила семья Лыковых. Геологи рассказали Лыковым о важнейших событиях, которые произошли в мире за эти 42 года изоляции: о Второй мировой войне, о которой семья даже не подозревала; о том, что человек впервые высадился на Луну — для Лыковых это было не более чем сверхъестественной и чудной теорией. Судьба семьи Лыковых Несмотря на предложения геологов вернуться в цивилизованный мир, семья Лыковых отказалась покинуть тайгу. Их не привлекали ни комфортабельные дома, ни лучшие условия жизни. Но они сохранили теплые отношения с группой экспедиторов, которые их обнаружили. В 1981 году трое из четырех детей Лыкова умерли: Савин и Наталья — от почечной недостаточности, вероятно, вызванной скудным питанием, а Дмитрий — от тяжелой формы пневмонии. По словам советского врача Игоря Назарова, который наблюдал за семьей, причиной смерти младших Лыковых стала слабость иммунитета из-за отсутствия контактов с внешним миром.
Это и привело к пневмонии после встречи с новыми знакомыми. Лыковы отказались вернуться в общество еще и потому, что были уверены: в этом мире слишком много зла и уединенная жизнь в суровой Сибири была бы для них более счастливой. В 1988 году Карп умер от старости. А его младшая дочь Агафья осталась последней из семьи Лыковых, которая до сих пор живет в тайге в полном одиночестве. Несмотря на то что к ее жилью трудно подобраться, женщину регулярно посещают инспекторы заповедника, геологи и медицинские работники, которые поставляют еду, одежду, литературу и следят за ее здоровьем. Последние материалы.
Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации. Агафья родилась в 1944 году. Она колет дрова, носит воду, запасает сено козам.
Но всё-таки возраст уже дает о себе знать.
Отказались Лыковы и от спичек с мылом, продолжая изредка стирать одежду золой и разжигать огонь с помощью кремня. Наиболее контактными оказались младшие Агафья и Дмитрий.
Оказывается, староверы-отшельники все эти годы скрупулезно вели календарь, тщательно соблюдая посты и праздники, и даже умудрились заметить появление спутников: «Звезды стали скоро по небу ходить», — говорится в семейной летописи; в тот же день Карп Осипович высказал идею, что «люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие», но строптивый Савин эту идею высмеял. Заметили Лыковы и самолеты, но нашли этому объяснение в священном писании, где обнаружилась строка: «Будут летать по небу железные птицы». Фото из ЖЖ danlux Постепенно узнавали Лыковы о делах большого мира, о Второй мировой войне: «Это це же такое, второй раз, и все немцы.
Петру — проклятье. Он с ними шашни водил. Едак…», — отметил Карп.
Слышали о полетах на Луну, чему не поверили. Из новинок прогресса больше всего удивил их полиэтиленовый пакет: «Иш че удумали, стекло, а гнется». Но этот дивный прогресс Лыковых и погубил.
Отшельники, не имеющие в организме антител от привычных горожанам вирусов, начали умирать один за другим. В 1981-м умерли Савин, Наталья и Дмитрий. В 1998-м умер 86-летний Карп.
Агафья осталась одна, категорически отвергая предложения о переезде. Фото из ЖЖ danlux Около 20 лет назад у Агафьи появился сосед — Ерофей, бурильщик из геологической партии, обнаружившей Лыковых. Он потерял от гангрены ногу и переселился к Агафье на заимку.
Антон привез родственнице гостинцы — три метра ткани, теплый платок и церковные свечи. Пока в избе вставляли окна, Агафья показала Антону свое хозяйство, рассказала об иконах, полистала вместе с ним священные книги и сводила на могилу Карпа Осиповича. Отец таежного семейства похоронен недалеко от дома, под почерневшим от времени простым деревянным крестом. Антон с Агафьей провел всего несколько часов, но по возвращении задумывается о том, чтобы приехать туда надолго, рассказывают корреспонденты ТАСС.. Не столько ради испытания веры, сколько для того, чтобы найти в лице отшельницы духовного наставника. Задумавшись об этом новоявленном родственнике Антоне, я в очередной раз обратился к записям о семье Лыковых старообрядца Александра Лебедева, который в 1989 году добрался до заимки и очень подробно, и самое главное правдиво, описал всю историю семьи со слов Агафьи. В отличие от журналиста Пескова, который издавал в 1982 году своё произведение Таёжный тупик с политическими партийными корректировками... Так вот..
Ни о каком селе Лыково в Тюменской области там не упоминается... История Лыковых такова.. Прабабушка Агафьи Васса бежала из Иргизского монастыря под Саратовом, когда начались расправы со старообрядчеством во времена правления Николая 1. В Хакасии Лыковы жили в Ермаковской волости Минусинского округа до 20 года прошлого века, пока туда не пришла Цитирую... Красная антихристовая власть. Там я нашёл много материалов из жизни Лыковых, о которых, думаю, мало кто знает и которые при СССР никогда бы не опубликовали.... Сам я тоже о них не знал.. Например, подробно описано, как Агафья Лыкова была изнасилована дальним родственником, жителем Абазы стариком Иваном Тропиным, после чего целый месяц провела в Каа-Хемском женском монастыре.
И как отказалась написать заявление на Тропина, что-бы не участвовать в судебных заседаниях.. Как она после этого долго болела.. На фото насильник Иван Тропин: Этот же насильник застрелил волка, прирученного Агафьей, который прожил у неё полгода и не трогал коз, а с собакой ел из одной миски... Очень подробно описаны события, когда семью Лыковых целый год терроризировал медведь, не давая им прохода... Этот медведь раскопал могилу дяди Агафьи Евдокима и съел содержимое.. Этого брата Карпа Лыкова ресстреляли ещё в 30 годах красноармейцы, проводивших коллективизацию и преследующие в Хакассии раскулаченных, которые разбежались и прятались в тайге. Кстати, в рядах этих красноармейцев был известный палачь 18 летний Аркадий Гайдар, который собственноручно пытал и убивал, чем и прославился... Он же участвовал в ликвидации протестного движения Атамана Соловьёва, чьих родственников-детей брал в заложники и лично расстреливал..
Что еще почитать
- Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - НГС24.ру
- – Здравствуйте, Агафья Карповна! — Газета "Советская Россия"
- Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 164.ру
- Почему в один год умерли трое из четверых детей отшельников Лыковых?
Отшельники Лыковы умерли от коронавируса еще в далеких 80-х ?
История жизни Агафьи Лыковой. Карп Осипович лишь однажды взял из рук журналиста банку сгущённого молока: "Кошкам! Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы происходили из общины староверов из окрестностей города Абазы. Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном.
История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет
Основным блюдом была картошка в разных видах надо же, при всей ненависти к Петру Великому как гонителю староверов, навязанную им России картошку они вполне приняли! В голодные годы и кора с березовыми почками шли в ход. Одежду изготавливали сами — из конопли пряли, ткали на ручном станке материю. Обувь тоже была самодельной — сперва из бересты, потом освоили выделку кож.
Летом вовсе обходились без обуви. Геологи, увидевшие в 1978 году жилье Лыковых, описали его как одну комнату размером 5 на 7 шагов. Там был рубленый топором стол, лавки для сидения и сна и полки для утвари.
Топилось помещение «по-черному», стены и потолок были покрыты толстым слоем копоти. Домашняя утварь вызывала в памяти страницы учебника истории, посвященные древним славянам. Да, очень сложно понять, как в таких условиях Акулина Лыкова рожала детей, как растила младенцев.
Понятно, что никто из младшего поколения семьей вовсе не обзавелся — а с кем? Из тупика выхода нет Надо сказать, что враждебности к сторонним людям Лыковы после 1978 года не проявляли. К ним стали наведываться корреспонденты, врачи, отшельникам привезли кое-что из инструментов, семена.
Но возвращаться к людям семейство не пожелало. Возобновление контактов с цивилизацией имело и трагическую сторону. На протяжении одного 1981 года умерли трое из четырех детей Лыковых уже взрослые люди.
Причиной в одном случае стало воспаление легких, в двух других вроде бы почечная недостаточность.
Впечатления о своих поездках в саянскую тайгу к отшельникам и о наблюдениях за их здоровьем Игорь Назаров изложил в написанной им книге « Таёжные отшельники » книга издана в 2010 году по решению Президиума ООО «Российская академия естественных наук». Агафья, состоявшая по рождению в беспоповстве часовенного согласия, в 2011 году настоятелем оренбургского храма иереем Владимиром Гошкодереей была присоединена к РПСЦ [4]. К Рождеству Христову 2013 года ей была передана посылка с подарками книги и календарь от митрополита Московского и всея Руси Корнилия , предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви. В апреле 2014 года митрополит Корнилий посетил отшельницу лично, совершив полёт на вертолёте из Горно-Алтайска [5]. Несмотря на труднодоступность территории, Агафью Лыкову регулярно посещают инспекторы заповедника и геологи [6].
В мире прошла Вторая мировая война, прогресс развивался семимильными шагами, а эти люди добывали огонь при помощи кремня, ткали для себя одежду, ходили в обуви из бересты и кожи даже в лютые морозы. Полученные сведения о жизни Лыковых стали основой для книги "Таежный тупик". Увидеть Лыковых приезжали этнографы и фольклористы Новости о старообрядцах быстро облетели Советский Союз, и десятки экспедиций направились к их заимке.
Как и предполагали некоторые ученые, допускать контакта с цивилизацией было категорически нельзя: сыновья и дочь, рожденные в изоляции, тут же заразились вирусами от приезжих гостей. Савин, Дмитрий и Наталья умерли в 1981 году, Агафья - вылечилась, благодаря тому, что, вопреки страху, приняла необходимые лекарства. Агафья Лыкова с Василием Песковым Глава семьи Карп Осипович прожил до 1988 года, после его смерти Агафья осталась одна, и стало понятно, что ей нужна помощь.
С ней остался жить бывший геолог Ерофей Седов, мужчина инвалид, по хозяйству практически ничего не может делать, но все же выбрал путь уединения. На помощь время от времени приезжают волонтеры, но у Агафьи склочный и своенравный характер, ужиться с ней никому не удается. Чтобы помочь отшельнице, в ее доме установили тревожную кнопку для вызова МЧС.
Пару раз Агафья ею воспользовалась, но причина оказалась банальна - ей нужна была помощь по хозяйству.
В руках посошки. Одежда — латаная мешковина. Немолодые уже, хотя о возрасте трудно было судить», — вспоминают участники экспедиции, обнаружившей Лыковых. Фото: Люди За время, проведенное в затворничестве, Лыковы лишились почти всего, что привезли с собой. Металлические инструменты истерлись, одежда истлела, а некоторые овощи погубил неурожай. Так, например, во время страшной зимы 1961 года вымерзла вся морковь, и отшельники лишились последнего источника витамина А.
В тот год почти весь урожай погиб, и на семью обрушились муки голода — пришлось съесть кожаную обувь. От недоедания умерла Акулина, ради детей отказавшаяся от еды. По счастью, мороз пощадил один из ростков ржи, от которого удалось получить 18 семян, которые стали основой для нового поля. Но выращиваемые на огороде рожь, репа, горох и конопляное семя были лишь добавкой к основным продуктам питания — картошке и кедровым орехам. Картошку Лыковы сушили на зиму, а орехи лущили и использовали в самых разных целях: от выпечки своеобразного хлеба до выделки молока из воды и тертых ядер. Фото: aftershock Кстати, о хлебе. Эта смесь, замешенная на воде, без дрожжей и какой-либо закваски, выпекается на сковородке и представляет собою толстый черного цвета блин, — рассказывает «летописец» Лыковых Василий Песков.
Конечно, ели Лыковы и рыбу в основном сырой , и мясо, когда удавалось поймать в ловушку кабаргу или лося. Но в основном питание было скудным. Не лучше обстояло дело и с одеждой: из конопли Лыковы делали грубую ткань, летом ее носили на голое тело, зимой делали теплую одежду из двух слоев холстины, проложенной болотной травой. Обувь изначально делали из бересты, но затем старший сын Савин научился выделывать кожи, и отшельники облачились в некое подобие сапог.
ХОЖЕНИЕ К АГАФЬЕ ЛЫКОВОЙ (1)
Орфографическая ошибка в тексте. Легче всех болезнь перенес глава семьи – Карп Осипович, которому на тот момент было 74 года. Речь у Карпа Осиповича правильная, понятная, у остальных Лыковых речевая артикуляция несколько нарушена, что связано не с наличием каких-либо дефектов челюстно-лицевого и дыхательного аппаратов, а, вероятно. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Челябинска -
Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге
«Карп Осипович (Лыков, отец Агафьи. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Кургана - Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации.
Что на самом деле произошло с отшельниками Лыковыми
Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть. Как выяснил Игорь Назаров из рассказов Карпа Осиповича и Агафьи, все они заболели приблизительно в одно и то же время. У всех наблюдались схожие симптомы: жар, озноб, затрудненное дыхание. Назаров сделал вывод о том, что причиной смерти Дмитрия, Саввина и Натальи стало воспаление легких. Однако главным фактором, который и повлек за собой преждевременный уход троих Лыковых, явился их изолированный образ жизни. В связи с этим обстоятельством в крови Лыковых не сформировались антитела, способные противостоять вирусным инфекциям, в том числе пневмонии. По утверждению Назарова, организм Карпа Осиповича справился с недугом только потому, что был «натренирован жизнью в миру».
Агафья же выжила исключительно благодаря своей молодости. Возможно, если бы не визитеры из цивилизации, все отшельники встретили бы старость вместе с Лыковым-старшим.
И мы почувствовали: в лесной избушке нас будут теперь уже ждать». Можно понять любопытство четырех молодых людей, нежданно-негаданно повстречавших осколок почти «ископаемой» жизни. В каждый погожий свободный день они спешили к таежному тайнику.
В четвертый или пятый приход геологи не застали в избушке хозяина. Сестры на их расспросы отвечали уклончиво: «Скоро придет». Старик пришел, но не один. Он появился на тропке в сопровождении двух мужчин. В руках посошки.
Одежда все та же — латаная мешковина. Немолодые уже, хотя о возрасте трудно было судить. Смотрели оба с любопытством и настороженно. Несомненно, от старика они уже знали о визитах людей к тайнику. Они были уже подготовлены к встрече.
И все же один не сдержался при виде той, что больше всего возбуждала у них любопытство. Шедший первым обернулся к другому с возгласом: «Дмитрий, девка! Девка стоит! И представил как своих сыновей. А это — Дмитрий, родился тут… При этом представлении братья стояли, потупившись, опираясь на посошки.
Оказалось, жили они в семье по какой-то причине отдельно. В шести километрах, вблизи реки, стояла их хижина с огородом и погребом. Это был мужской «филиал» поселения. Обе таежные хижины соединяла тропа, по которой туда и сюда ходили почти ежедневно. Стали ходить по тропе и геологи.
Галина Письменская: «Дружелюбие было искренним, обоюдным. И все же мы не питали надежды, что «отшельники» согласятся посетить наш базовый лагерь, расположенный в пятнадцати километрах вниз по реке. Уж больно часто мы слышали фразу: «Нам это не можно». И каково же было удивление наше, когда у палаток появился однажды целый отряд. Во главе сам старик, и за ним «детвора» — Дмитрий, Наталья, Агафья, Савин.
Старик в высокой шапке из камуса кабарги, сыновья — в клобуках, сшитых из мешковины. Одеты все пятеро в мешковину. За плечами на лямках — мешки с картошкой и кедровыми орехами, принесенными нам в гостинцы… Разговор был общим и оживленным. А ели опять врозь — «нам вашу еду не можно! Сели поодаль под кедром, развязали мешки, жуют картофельный «хлеб», по виду более черный, чем земля у Абакана, запивают водою из туесков.
Потом погрызли орехов — и за молитву. В отведенной для них палатке гости долго пробовали, мяли ладонями раскладушки. Дмитрий, не раздеваясь, лег на постель. Савин не решился. Сел рядом с кроватью и так, сидя, спал.
Я позже узнала: он и в хижине приспособился сидя спать — «едак богу угодней». Практичный глава семейства долго мял в руках край палатки, пробовал растягивать полотно и цокал языком: «Ох, крепка, хороша! На портки бы — износа не будет…» В сентябре, когда на гольцах лежал уже снег, пришла пора геологам улетать. Сходили они к таежным избушкам проститься. Вертолет, улетая, сделал два круга над горой с «огородом».
У вороха выкопанной картошки, подняв голову кверху, стояли пятеро босоногих людей. Они не махали руками, не шевелились. Только кто-то один из пяти упал на колени — молился. В «миру» рассказ геологов о находке в тайге, понятное дело, вызвал множество толков, пересудов, предположений. Что за люди?
Старожилы реки Абакан уверенно говорили: это кержаки-староверы, такое бывало и раньше. Но появился слух, что в тайгу в 20-х годах удалился поручик-белогвардеец, убивший будто бы старшего брата и скрывшийся вместе с его женой. Говорили и о 30-х годах: «Было тут всякое…» Николай Устинович Журавлев, отчасти по службе, отчасти по краеведческой страсти ко всему необычному, решил добраться в таежный угол. И это ему удалось. С проводником-охотником и сержантом милиции из райцентра Таштый он добрался к таежному «огороду» и застал там картину, уже описанную.
Пятеро людей по-прежнему жили в двух хижинах, убежденные, что так и следует жить «истинным христианам». Пришедших встретили настороженно. Все же удалось выяснить: это семья староверов, в тайгу семья удалилась в 30-х годах. Житье и быт убоги до крайности. Молитвы, чтение богослужебных книг и подлинная борьба за существование в условиях почти первобытных.
Вопросов пришедшим не задавали. Рассказ о нынешней жизни и о важнейших событиях в ней «слушали, как марсиане». Николай Устинович был у Лыковых менее суток. Узнал: геологи, теперь уже из расширенной партии, бывают «на огороде» сравнительно часто, одни из понятного любопытства, другие — помочь «старикам» строить новую избу, копать картошку. Лыковы тоже изредка ходят в поселок.
Идут, как и прежде, босые, но в одежде появилось кое-что из дареного. Деду пришлась по душе войлочная шляпа с небольшими полями, дочери носят темного цвета платки. Не вполне ясен был путь семьи Лыковых в крайнюю точку удаления от людей. Интересно было на примере конкретных жизней увидеть следы раскола, о котором так много было в свое время написано. Но более важным для меня, чем вопросы религии, был вопрос: а как жили?
Как могли люди выжить не в тропиках возле бананов, а в сибирской тайге со снегами по пояс и с морозом за тридцать? Еда, одежда, бытовой инвентарь, огонь, свет в жилище, поддержание огорода, борьба с болезнями, счет времени — как все это осуществлялось и добывалось, каких усилий и умения требовало? Не тянуло ли к людям? И каким представляется окружающий мир младшим Лыковым, для которых родильным домом была тайга? В каких отношениях они были с отцом и матерью, между собой?
Что знали они о тайге и ee обитателях. Как представляют себе «мирскую» жизнь, они ведь знали: где-то есть эта жизнь. Они могли знать о ней хотя бы по пролетающим самолетам. Немаловажная вещь: существуют вопросы пола, инстинкт продолжения жизни. Как мать с отцом, знавшие, что такое любовь, могли лишить детей своих этой радости, дарованной жизнью всему сущему в ней?
Наконец, встреча с людьми. Для младших в семье она, несомненно, была потрясением. Что принесла она Лыковым — радость или, может быть, сожаление, что тайна их жизни открыта? Было много других волнующе непонятных черт затерянной жизни. Сидя в московской гостинице, мыс Николаем Устиновичем выписали на листок целый столбец вопросов.
И решили: как только наступит лето и затерянный край станет доступным для экспедиции, мы посетим Лыковых. Тот край Сейчас, когда я сижу над бумагами в подмосковном жилье с электричеством, телефоном, с телевизором, на экране которого плавают в невесомости и, улыбаясь, посылают на Землю приветы четверо мужчин и одна женщина, все, что я видел в июле, представляется нереальным. Так вспоминаешь обычно явственный длинный сон. Но все это было! Вот четыре блокнота с дождевыми потеками, кедровой хвоей и размятыми меж страниц комарами.
Вот карта с маршрутом. Вот, наконец, разрезанная, разложенная по конвертам пленка с ее цветной, недоступной для памяти убедительностью, воскрешающая все подробности путешествия. Этот край, именуемый Красноярским, имеет много природных зон. На юге, где в Енисей вливается Абакан, не хуже, чем в астраханских степях, вызревают арбузы, дыни, томаты. На севере, где Енисей превращается уже в море, олени добывают под снегом скудную пищу и люди живут исключительно тем, что может дать разведение оленей.
Тысячи километров с юга на север — степь, лесостепь, широченный пояс тайги, лесотундра, полярная зона. Мы много пишем об освоении этого края. И он освоен уже изрядно. Но мудрено ли, что есть тут еще и «медвежьи углы», «белые пятна», места неизбежные и нехоженые! Место нашего интереса лежит на юге Сибири — в Хакасии, где горный Алтай встречает хребты Саяна.
Отыщите начальный хвостик реки Абакан, поставьте на правом его берегу отметку на память — это и есть место, куда мы стремились и откуда с трудом потом выбирались. В свои молодые годы Земле угодно было так смешать, перепутать тут горные кряжи, что место сделалось исключительно недоступным. Едва приметный, скрытый тайгою след пригоден для сообщения людей сильных, выносливых и то с некоторым риском». Из отчета геологической экспедиции. В Сибири реки всегда служили самым надежным путем для людей.
Но Абакан, рождаемый в этих краях, так норовист и так опасен, что лишь два-три сорвиголовы — старожилы-охотники на лодках, длинных, как щуки, подымаются вверх по реке близко к истоку. И река совершенно безлюдна. Первый из населенных пунктов — село-городок Абаза — лежит от поставленной нами точки в двухстах пятидесяти километрах. Забегу вперед, расскажу. Возвращаясь с таежного «огорода», мы попали в полосу непогоды и надолго засели в поселке геологов в ожидании вертолета.
Все, чем можно было заняться в дождь при безделье, было испытано. Четыре раза парились в бане, несколько раз ходили в тайгу к бурильным станам, собирали чернику, снимали бурундуков, ловили хариусов, стреляли из пистолета в консервную банку, рассказали все байки. И когда стало уже невмочь, заикнулись о лодке, на приколе стоявшей в заводи Абакана. Вам-то что, а меня к прокурору потянут». Мы с Николаем Устиновичем смущенно ретировались.
Но на десятый, кажется, очень дождливый день слово «лодка» потихонечку всплыло. Но я поплыву вместе с вами». И мы поплыли. Шесть человек и 300 килограммов груза: фотографический сундучок, бочка с бензином, мотор запасной, шесты, топор, спасательные пояса, плащи, ведро соленого хариуса, хлеб, сахар, чай — все вместила видавшая виды абазинская лодка. На корме у мотора сел Васька Денисов, бурильщик, ловкий, бывалый парень, yо пока еще лишь кандидат в то считанное число молодцов, уверенно проходящих весь Абакан.
У страха глаза большие, и, возможно, опасность была не так велика, как кажется новичкам. Но, ей-ей, небо не раз виделось нам с овчинку в прямом и образном смысле. В тесном таежном каньоне Абакан несется, дробясь на протоки, создавая завалы из смытых деревьев, вскипая на каменных шиверах. Наша лодка для этой реки была деревянной игрушкой, которую можно швырнуть на скалы, опрокинуть на быстрине, затянуть под завалы из бревен. Вода в реке не текла — летела!
Временами падение потока было настолько крутым, что казалось: лодка несется вниз по пенному эскалатору. В такие минуты мы все молчали, вспоминая родных и близких. Но хвала кормчему — ничего не случилось! Васька нигде не дал маху, знал, в какой из проток и в какую секунду свернуть, где скорость держать на пределе, где сбавить, где вовсе идти на шестах; знал поименно скрытые под водой валуны, на которых летели щепы от многих лодок… Как транспортный путь верховье реки Абакан опасно и ненадежно. Но кто однажды этой дорогой в верховьях прошел, тот будет иметь особую точку отсчета в понимании дикой, нетронутой красоты, которой люди коснулись пока лишь глазом.
Природа нам улыбнулась. Половину пути мы плыли при солнце. Обступавшие реку горы источали запах июльской хвои, скалистый, сиреневый берег пестрел цветами, небо было пронзительно синим. Повороты реки то прятали, то открывали глазам череду таинственных сопок, и в любую минуту река могла подарить нам таежную тайну — на каменистую косу мог выйти медведь, марал, лось, мог пролететь над водой глухарь… Все переменчиво в жизни. Больше недели мы кляли погоду, не пускавшую к нам вертолет.
Теперь же мы благодарны были ненастью, толкнувшему нас в объятия Абакана. Два дня с ночевкой в таежном зимовье заняло путешествие. Но оно показалось нам более долгим. Двести пятьдесят километров — и ни единого человеческого жилья! Когда мы с воды увидели первый дым над трубой, то все заорали как по команде: «Абаза!!!
Таким было наше возвращение из тайги после свидания с Лыковыми. Небольшую повесть о встрече с людьми необычайной судьбы я начал с конца, чтобы можно было почувствовать и представить, как далеко от людей они удалились и почему лишь случайно их обнаружили. Он действительно был столицей этого края. У пристани на приколе стояло несколько сотен лодок, подобных той, на которой мы прибыли из тайги. На них возят тут сено, дрова, грибы, ягоды, кедровые орехи, уплывают охотиться и рыбачить.
На берегу у пристани плотники строили новые лодки. Старушки выходили сюда посидеть на скамейках, тут вечером прогуливались парочки, сновали у лодок мальчишки, парни опробовали и чинили моторы или вот так же, как мы, вернувшись с реки, рассказывали, кто что видел, в какую переделку попал. Прямо к пристани выходили палисадники и огороды уютных добротных сибирских построек. Зрели яблоки возле домов. Огороды источали запах нагретого солнцем укропа, подсолнухов.
Шел от домов смоляной аромат аккуратно уложенных дров. Была суббота, и подле каждого дома курилась банька. На широких опрятных улицах городка траву и асфальт мирно делили телята и «Жигули». Афиши извещали о предстоящем приезде известного киноартиста. А на щите объявлений мы без всякого удивления прочитали листок: «Меняю жилье в Ленинграде на жилье в Абазе».
Тут живут горняки, лесорубы, геологи и охотники. Все они преданно любят уютную, живописную Абазу. Таков село-городок у края тайги. Мы тут искали кого-нибудь из тех смельчаков, кто ходил к верховью реки: расспросить о природе тех мест, обо всем, что не успели или упустили узнать у Лыковых и геологов. Застали дома мы охотника Юрия Моганакова.
И просидели с ним целый вечер. Много всего растет, много чего бегает, — сказал охотник, — Но все же это тайга. В горах снег выпадает уже в сентябре и лежит до самого мая. Может выпасть и лечь на несколько дней в июне. Зимой снег — по пояс, а морозы — под пятьдесят.
А в прошлом году любопытства ради поднялся до их «норы». На вопрос, что он думает об их таежном житье-бытье, охотник сказал, что любит тайгу, всегда отправляется в нее с радостью, «но еще с большей радостью возвращаюсь сюда, в Абазу». Сам старик Лыков, я думаю, понял эту промашку». Еще мы спросили, как смогли Лыковы так далеко подняться по Абакану, если сегодня, имея на лодке два очень сильных мотора, лишь единицы отважатся состязаться с рекой? Раньше все так ходили, правда, недалеко.
Но Карп Лыков, я понял, особой закваски кержак. Недель восемь, наверное, ушло на то, что сегодня я пробегаю в два дня». В десять утра поднялись, а в двенадцать уже искали глазами место посадки. Встреча Два часа летели мы над тайгою, забираясь все выше и выше в небо. К этому принуждала возраставшая высота гор.
Пологие и спокойные в окрестностях Абазы, горы постепенно становились суровыми и тревожными. Залитые солнцем зеленые приветливые долины постепенно стали сужаться и в конце пути превратились в темные обрывистые провалы с серебристыми нитками рек и ручьев. Как стекляшки на солнце, сверкнула в темном провале река, и пошел над ней вертолет, вниз, вниз… Опустились на гальку возле поселка геологов. До лыковского жилища, мы знали, отсюда пятнадцать километров вверх по реке и потом в гору. Но нужен был проводник.
С ним был у нас уговор по радио до отлета из Абазы. И вот уже дюжий мастер-бурильщик, потомственный сибиряк Седов Ерофей Сазонтьевич «со товарищи» кидают в открытую дверь вертолета болотные сапоги, рюкзаки, обернутую мешковиной пилу. И мы опять в воздухе, несемся над Абаканом, повторяя в узком ущелье изгибы реки. Сесть у хижины Лыковых невозможно. Она стоит на склоне горы.
И нет, кроме их огорода, ни единой плешнины в тайге. Есть, однако, где-то вблизи верховое болотце, на которое сесть нельзя, но можно низко зависнуть. Осторожные летчики делают круг за кругом, примеряясь к полянке, на которой в траве опасно сверкает водица. Во время этих заходов мы видим внизу тот самый обнаруженный с воздуха огород. Поперек склона — линейки борозд картошки, еще какая-то зелень.
И рядом — почерневшая хижина. На втором заходе у хижины увидели две фигурки — мужчину и женщину. Заслонившись руками от солнца, наблюдают за вертолетом. Появление этой машины означает для них появление людей. Зависли мы над болотцем, покидали в траву поклажу, спрыгнули сами на подушки сырого мха.
Через минуту, не замочив в болоте колес, вертолет упруго поднялся и сразу же скрылся за лесистым плечом горы. Тишина… Оглушительная тишина, хорошо знакомая всем, кто вот так, в полминуты, подобно десантникам, покидал вертолет. И тут на болоте Ерофей подтвердил печальную новость, о которой уже слышали в Абазе: в семье Лыковых осталось лишь два человека — дед и младшая дочь Агафья. Трое — Дмитрий, Савин и Наталья — скоропостижно, почти один за другим скончались в минувшую осень. Теперь видели сами — двое… Обсуждая с нами причины неожиданной смерти, проводник оплошно взял с болотца неверное направление, и мы два часа блуждали в тайге, полагая, что движемся к хижине, а оказалось — шли как раз от нее.
Когда поняли ошибку, сочли за благо вернуться опять на болото и отсюда уже «танцевать». Час ходьбы по тропе, уже известной нам по рассказам геологов, и вот она, цель путешествия, — избушка, по оконце вросшая в землю, черная от времени и дождей, обставленная со всех сторон жердями, по самую крышу заваленная хозяйственным хламом, коробами и туесами из бересты, дровами, долблеными кадками и корытами и еще чем-то, не сразу понятным свежему глазу. В жилом мире эту постройку под большим кедром принял бы за баню. Но это было жилье, простоявшее тут в одиночестве около сорока лет. Картофельные борозды, лесенкой бегущие в гору, темно-зеленый островок конопли на картошке и поле ржи размером с площадку для волейбола придавали отвоеванному, наверное, немалым трудом у тайги месту мирный обитаемый вид.
Не слышно было ни собачьего лая, ни квохтанья кур, ни других звуков, обычных для человеческого жилья. Диковатого вида кот, подозрительно изучавший нас с крыши избушки, прыгнул и пулей кинулся в коноплю. Да еще птица овсянка вспорхнула и полетела над пенным ручьем. Жив ли? В избушке что-то зашевелилось.
Дверь скрипнула, и мы увидели старика, вынырнувшего на солнце. Мы его разбудили. Он протирал глаза, щурился, проводил пятерней по всклокоченной бороде и наконец воскликнул: — Господи, Ерофей!.. Старик явно был встрече рад, но руки никому не подал. Подойдя, он сложил ладони возле груди и поклонился каждому из стоявших.
Решили, что пожарный был вертолет. И в печали уснули. Узнал старик и Николая Устиновича, побывавшего тут год назад. Мой друг. Интересуется вашей жизнью, — сказал Ерофей.
Старик настороженно сделал поклон в мою сторону: — Милости просим, милости просим… Пока Ерофей объяснял, где мы сели и как по-глупому заблудились, я мог как следует рассмотреть старика. Он уже не был таким «домоткано-замшелым», каким был открыт и описан геологами. Даренная кем-то войлочная шляпа делала его похожим на пасечника. Одет в штаны и рубаху фабричной ткани. На ногах валенки, под шляпой черный платок — защита от комаров.
Слегка сгорблен, но для своих восьмидесяти лет достаточно тверд и подвижен. Речь внятная, без малейших огрехов, свойственных возрасту. Часто говорит, соглашаясь: «едак-едак…», что означает: «так-так». Слегка глуховат, то и дело поправляет платок возле уха и наклоняется к собеседнику. Но взгляд внимательный, цепкий.
В момент, когда обсуждались виды на урожай в огороде, дверь хижины приоткрылась и оттуда мышкой выбежала Агафья, не скрывавшая детской радости от того, что видит людей. Тоже соединенные вместе ладони, поклоны в пояс. Так говорят блаженные люди. И надо было немного привыкнуть, чтобы не сбиться на тон, каким обычно с блаженными говорят. По виду о возрасте этой женщины судить никак невозможно.
Черты лица человека до тридцати лет, но цвет кожи какой-то неестественно белый и нездоровый, вызывавший в памяти ростки картошки, долго лежавшей в теплой сырой темноте. Одета Агафья была в мешковатую черного цвета рубаху до пят. Ноги босые. На голове черный полотняный платок. Стоявшие перед нами люди были в угольных пятнах, как будто только что чистили трубы.
Оказалось, перед нашим приходом они четыре дня непрерывно тушили таежный пожар, подступавший к самому их жилищу. Старик провел нас по тропке за огород, и мы увидели: деревья стояли обугленные, хрустел под ногами сгоревший черничник. И все это в «трех бросках камнем» от огорода. Июнь, который год затопляющий Москву дождями, в здешних лесах был сух и жарок. Когда начались грозы, пожары возникли во многих местах.
Тут молния «вдарила в старую кедру, и она занялась, аки свечка». К счастью, не было ветра, возникший пожар подбирался к жилью по земле. А он все ближе и ближе… — сказала Агафья. Они уверены: это господь послал им спасительный дождик. И вертолет сегодня крутился тоже по его указанию.
Когда улетела, а вы не пришли, опять улеглись. Много сил потеряли, — сказал старик. Наступило время развязать рюкзаки.
В результате этого трагического события Карп вместе со своей женой Акулиной и двумя детьми, Агафьей и Дмитрием, решили уйти в глушь тайги. С момента их ухода в 1945 году о них не было никаких новостей до тех пор, пока не были совершены экспедиции в их местонахождение. Всю свою жизнь Агафья провела в изоляции от современного мира, окруженная лесными просторами, вдали от городской суеты и социума. Она ведет тяжелый труд на сельскохозяйственных участках, выращивая ягоды, грибы, зерно и корнеплоды на собственном огороде. Рыбалка и охота также являются ее способами получения пищи. Все это время она использует охотничье ружье, переданное ей от отца, и самостоятельно создает одежду из пряжи, изготовленной из конопли. В 1990 году Агафья приняла постриг в женском старообрядческом монастыре. Тогда же она приняла обет безбрачия, пишет wordyou. Однако она скоро вернулась в свою хижину из-за непонимания со стороны духовных лиц церкви и не задержалась там надолго. С каждым годом Агафье все труднее справляться с хозяйственными задачами самостоятельно, и она благодарна чиновникам, поддерживающим постоянную связь с ней, а также рыбакам и охотникам, которые случайно оказываются в ее местности, за оказываемую помощь.
Как признавались сами старообрядцы, они почти не болели, разве что иногда страдали от легких травм да «простуд». По словам профессора Игоря Назарова, который не раз приезжал к отшельникам, они выглядели моложе своих «цивилизованных» сверстников на 10-15 лет. Однако через 3 года после «открытия» семьи Лыковых один за другим скончались сразу 3 детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья. Геологи предлагали лекарства для больных, но их отец отказался от помощи: «Каждому человеку определенный срок отмерян свыше». Тогда в живых остались только сам Карп Осипович и его младшая дочь Агафья. Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть. Как выяснил Игорь Назаров из рассказов Карпа Осиповича и Агафьи, все они заболели приблизительно в одно и то же время. У всех наблюдались схожие симптомы: жар, озноб, затрудненное дыхание. Назаров сделал вывод о том, что причиной смерти Дмитрия, Саввина и Натальи стало воспаление легких.
Сибирская отшельница Агафья Лыкова отказалась голосовать на выборах президента
Лыковы по-прежнему обеспечивали себя всем необходимым. Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков, который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки. Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье. Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать.
В октябре 1981 г. Через 7 лет, 16 февраля 1988 г. В живых осталась одна Агафья Карповна. Ученые склоняются к тому, что причиной смерти Лыковых могли стать болезнетворные микроорганизмы, занесенные городскими жителями, посещавшими их пристанище. Высказывалось также мнение, что причиной смертей стало «замирщение», т.
Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки. С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа. В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия Гусева. В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев.
Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки. Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.
Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века. Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше.
Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами. Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, то есть хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы.
Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной. Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия Поповича — прим. От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.
Агафья Лыкова. Путь исканий Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь, расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы.
Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго.
Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия».
Охотиться на дичь она научилась у своего отца, и у нее до сих пор есть старое охотничье ружье, переданное от него. Агафья сама делает одежду, используя пряжу, которую она изготавливает из конопляного волокна. Личная жизнь у Агафьи не сложилась, она не вышла замуж, а также не стала матерью.
В 1990 году она приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия. Однако из-за разногласий с духовными лицами церкви, Агафья вернулась в свою хижину вскоре после вступления в монастырь, она не пробыла там и года. Каждый год ей все сложнее справляться с хозяйственными делами самостоятельно, и поэтому отшельница с благодарностью принимает помощь от чиновников, поддерживающих постоянную связь с ней, а также от рыбаков и охотников, случайно оказывающихся в этих местах. Несмотря на все трудности таежной жизни, Лыкова не желает оставлять свои родные места. В своей жизни Агафья придерживается заповедей Не пить и не курить Карп Лыков, как и все старообрядцы, избегал употребления спиртных напитков, запрещено было и курение.
Не мыться в бане На заимке Лыковых отсутствовала баня и туалет по запрету главы семьи. В связи с этим, они редко принимали водные процедуры. Летом они набирали воду в деревянное корыто и оставляли его на солнце.
Чего нельзя было сказать о главе семьи, который выглядел для своего возраста вполне нормальным, был крепок и здоров. Он вырос в нормальных крестьянских условиях, где никогда не было недостатка во всем, что употребляли сибирские крестьяне. Постепенно люди стали привыкать друг к другу, и казалось, что пройдет определенное время, и многое в их жизни встанет на свои места. Лыковых стали посещать родственники-единоверцы, которые также старались открыть им глаза на окружающую обстановку, на законы, словом, на ту жизнь, которая стала нормой всего общества. Но жизненная судьба вновь, в который уже раз, внесла свои зловещие коррективы. Это короткое развитие дружеских и полезных, в первую очередь для семьи Лыковых, отношений неожиданно закончилось трагически. Осенью 1981 года внезапно заболел Дмитрий и спустя несколько дней скончался. И хотя была возможность обратиться за помощью к врачу, которая предлагала свои услуги, Лыковы этого не сделали, объяснив: «На все воля Божья». А спустя еще два месяца в течение десяти дней скончались Савин и Наталья, и также за помощью к врачу не обратились. Понял ли Карп Осипович, что и здесь, когда дети оказались на смертном одре, он, не позволив обратиться к врачу, невольно способствовал их гибели? Успели бы врачи оказать помощь и спасти заболевших или нет, сказать трудно, но совесть была бы чиста у всех. Но оставим укоры, факт свершился. Во все времена с глубокой древности крестьяне, заболевшие какой-либо болезнью, обращались за помощью к местному лекарю и никакого греха в этом не усматривали. Причина смерти сразу трех Лыковых — это контакт с людьми. Лыковы всю свою жизнь прожили в чистой темнохвойной тайге, где не было и быть не могло никаких болезнетворных бактерий благодаря тому, что воздух в тайге заполнен так называемыми фитонцидами. Эти летучие вещества, выделяемые растениями, особенно хвойными породами деревьев, буквально насыщают воздух, и Лыковым ничего не грозило. Образно говоря, они были на протяжении всей жизни как бы в абсолютно стерильной капсуле, что в общем ослабляло иммунитет, так как никогда они не подвергались нападениям каких-либо болезней, поэтому их организмы были совершенно неспособны противостоять любой, если так можно выразиться, малейшей инфекции. А в той обстановке, в какой они оказались, встречаясь с людьми, среди которых могли быть носители различных инфекционных заболеваний, Лыковы как раз и оказались теми объектами, с которыми любой инфекции нетрудно было справиться. Это, без сомнения, так, и других здесь причин быть не могло. А вот что это за болезни, которые так легко свалили, казалось, крепкие организмы, теперь мы уже не узнаем. Кроме этого немаловажную роль сыграло то стрессовое состояние, нервное потрясение, когда в их жизнь пушечным ядром ворвались пришедшие с миром люди, такие же, как и они сами, но совершенно другие. Единственное, чем никогда не могли заболеть Лыковы, — это клещевой энцефалит. Жители всех таежных деревень, заимок никогда энцефалитом не болели, хотя с малых лет, с грудного возраста подвергались укусам клещей. Все мы ежегодно каждую весну выдергивали из своих тел десятки клещей. Клещей выдергивали из коров, лошадей, собак сотнями. Очевидно, сами клещи, кусая нас, делали нам прививки, так, во всяком случае, объясняли нам врачи. Спустя еще семь лет, в 1988 году, скончался Карп Осипович. Он умер на 87 году жизни в тот же день и месяц, в какой умерла его жена Акулина Карповна в далеком 1961 году, т. Агафья Карповна рассказывала, что в последние дни и часы жизни Карп Осипович в полусознательном состоянии стремился куда-то уйти. Думая над последними часами его жизни, я прихожу к выводу, что даже в таком состоянии срабатывал инстинкт самосохранения, и он делал попытки уйти от всего и от всех. Так и закончила существование одинокая семья, невесть где жившая, отказавшаяся от всего земного непонятно ради чего. Осталась одна младшая дочь Агафья, которая, ссылаясь на то, что «тятенька благословения не давал», категорически отказалась уехать к родственникам, которые предлагали ей хорошее место жительства; в том числе обещали срубить домик и обустроить хозяйством. Будучи в поселке Килинск, где в то время гостила Агафья у своих близких родственников, я принимал участие в длительных беседах с Агафьей вместе с В.
Он скончался, когда ему было уже за 80. Постоянно встречались с охотниками , заготовителями кедрового ореха. Не принято у местных лезть в душу ,живут себе люди и живут. Не хотят близкого общения и не надо. Журналисты подали это как сенсационный материал и Лыковы стали этакими Робинзонами. Даже губернаторы Кемеровской области и Хакасии шефство над ней брали. Обеспечивать она сама себя давно не может. Ей постоянно помогают , следят за её здоровьем. А в Сибирской тайге много отшельников , Не хотят жить в социуме , живут тайгой. Иван Михайлов Я работал в Минусинской экспедиции, и в 1988г. Сам я Агафью не видел, но слышал от людей, которые с ней контактировали, что отец не одобрял такие контакты. Вот слова Агафьи которые они пересказывали: "Мы спали на полу, а отец на лежанке. Когда он ночью выходил во двор, то возвращаясь плохо закрывал двери.
Что на самом деле произошло с отшельниками Лыковыми
Затем крупы, хотя другую «городскую» пищу есть категорически отказывались, объясняя религиозными запретами. Отказались Лыковы и от спичек с мылом, продолжая изредка стирать одежду золой и разжигать огонь с помощью кремня. Наиболее контактными оказались младшие Агафья и Дмитрий. Оказывается, староверы-отшельники все эти годы скрупулезно вели календарь, тщательно соблюдая посты и праздники, и даже умудрились заметить появление спутников: «Звезды стали скоро по небу ходить», — говорится в семейной летописи; в тот же день Карп Осипович высказал идею, что «люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие», но строптивый Савин эту идею высмеял. Заметили Лыковы и самолеты, но нашли этому объяснение в священном писании, где обнаружилась строка: «Будут летать по небу железные птицы». Фото из ЖЖ danlux Постепенно узнавали Лыковы о делах большого мира, о Второй мировой войне: «Это це же такое, второй раз, и все немцы. Петру — проклятье. Он с ними шашни водил.
Едак…», — отметил Карп. Слышали о полетах на Луну, чему не поверили. Из новинок прогресса больше всего удивил их полиэтиленовый пакет: «Иш че удумали, стекло, а гнется». Но этот дивный прогресс Лыковых и погубил. Отшельники, не имеющие в организме антител от привычных горожанам вирусов, начали умирать один за другим. В 1981-м умерли Савин, Наталья и Дмитрий. В 1998-м умер 86-летний Карп.
Агафья осталась одна, категорически отвергая предложения о переезде. Фото из ЖЖ danlux Около 20 лет назад у Агафьи появился сосед — Ерофей, бурильщик из геологической партии, обнаружившей Лыковых.
Она принимала путешественников, представителей религиозных общин и писателей. Иногда она просила помощи у местных властей. Ей не один раз доставляли нужные вещи, ее осматривали врачи и назначали лечение. В 2011 году ее присоединили к русской православной старообрядческой церкви. Знаменитая на весь мир отшельница Агафья Карповна живёт в одиночку в верховьях реки Большой Абакан.
Как живёт эта женщина, пусть и обладающая незаурядной силой духа и столь же незаурядными практическими навыками автономного существования? Как она, обременённая солидным возрастом и немалыми хворями, будет в одиночку бороться с тяготами жизни в условиях дикой природы? Как теперь у неё получится молиться за себя и за весь мир, и одновременно припасать на зиму дрова, сено, овощи? Поиск ответов на эти не праздные вопросы и тревога о том, что произойдет с отшельницей, живущей среди безлюдных гор и тайги, если не будет действовать надёжный механизм её гуманитарной поддержки, в очередной раз привёл волонтёров из РТУ МИРЭА к таёжной отшельнице. Немного муки и крупы, небольшое количество комбикормов и определённый запас сена для коз и куриц и дров на зиму — всё остальное по хозяйству она делает сама — это тот небольшой вклад, который ежегодно вносят в обустройство быта Агафьи Карповны студенты МИРЭА — Российского технологического университета. В этом году ребята привезли отшельнице трогательные подарки — носки и платки, связанные вручную их мамами и бабушками. Агафья Карповна обрадовалась такому проявлению внимания и заботы.
Волонтёры РТУ МИРЭА провели у отшельницы десять дней, за которые удалось восстановить разрушенный стихией заездок для ловли рыбы, пополнить запасы сена, свечей и дров — всего, что необходимо для подготовки заимки к длинной сибирской зиме. Но самое главное, ребятам удалось прикоснуться к духовным ценностям и святыням истории России, живым носителем которых является легендарная таёжная отшельница. Геологи с вертолета увидели… огород с картошкой. Откуда он в безлюдных местах? До ближайшего села по реке 250 километров! Приземлившись, они нашли людей, живших в допетровских временах вперемежку с каменным веком! При лучине, без соли, хлеба… В 1982 году у отшельников побывал журналист «Комсомолки» Василий Песков.
Страна зачитывалась робинзонадой Лыковых. Но было белое пятно в «Таежном тупике». Песков проследил 300-летний путь староверческого рода: Поволжье — Алтай — Сибирь. Почему же семья жила в дебрях Абакана в полном одиночестве? Пережить сатанинские времена Николай II отменил гонения на старообрядцев. Но грянула революция, затем коллективизация. Многие староверы остались в поселке, создали сельхозартель.
А братья Лыковы: Степан, Карп и Евдоким вместе с отцом и еще три семьи перебрались в верховья Абакана. Срубили пятистенные избы, надеясь в глуши пережить сатанинские времена. Их поселок звался в документах «Верхняя кержакская заимка».
Более легкое течение заболевания у самого старшего члена семьи доктор Назаров объясняет большей «тренированностью» его иммунных систем, так как он вырос и жил многие годы «в миру», при контакте со многими людьми, а значит, и со многими инфекциями». Агафья, его младшая дочь, тоже переболела пневмонией. Путь к выздоровлению оказался долгим — только к концу зимы наступило облегчение.
В отличие от отца, Агафья родилась и выросла в тайге, и болезнь, унесшая жизни ее родных, была ее первой встречей с вирусной инфекцией. Но молодость победила — Агафье тогда было 37 лет. Однако очередное заражение, подхваченное, с высокой вероятностью, опять от геологов, с которыми накануне общалась дочь, глава семьи уже не пережил. За день до болезни крепкий старик еще пилил дрова и на себе таскал тяжелую древесину, а потом слег и сгорел за считанные дни. Да и Агафья трудно выкарабкивалась на этот раз. Даже отважилась принимать антибиотики...
Интересно, что исследования, проведенные в вирусологической лаборатории краевой СЭС, на выявление антител в крови Агафьи к вирусам кори, паротита, токсоплазмоза, клещевого сыпного тифа, эпидемического сыпного тифа, гриппа и парагриппа дали отрицательные результаты. Не выявлены антитела и к аденовирусам. Исследования подтвердили, что Агафья практически не имеет специфического иммунитета против широко распространенных среди людей вирусных заболеваний, и они представляют для нее огромную опасность. Единственное, на что у нее обнаружен иммунитет, это на вирус клещевого энцефалита. В крови присутствует высокий титр антител 1:80 к возбудителю этого заболевания. Доктор Назаров сравнивает организм последней представительности семьи Лыковых с полем сражения без солдат.
Поэтому ее проживание среди людей представляет серьезную опасность. Почему любой новый респираторный вирус у большинства не проходит, как привычный грипп, и у многих заразившихся вызывает тяжелое течение, порой приводящее к смертельному исходу? Можно понять, что наш организм так реагирует на всех «чужих», в первую очередь, «мутантов» — испанки, гонконгского гриппа, недавних коронавирусных инфекций SARS и MERS. Вплоть до уже набившего оскомину цитокинового шторма. Но на самом деле подобное может вызвать не только новый, но и самый обычный, безобидный респираторный возбудитель, если человек с ним ни разу в жизни не встречался, и для его иммунитета этот привычный нам генератор лёгкого насморка — коварный и опасный мутант», пишет в своем блоге кардиохирург Алексей Федоров. В качестве доказательства доктор приводит естественный эксперимент в семье отшельников-староверов Лыковых, обнаруженных геологами в Саянах в 1978 году.
Лыковы не контактировали с другими людьми 40 лет.
Это прерогатива Русской Православной Старообрядческой Церкви. С благословения ее духовного отца Владимира Гошкодеря и митрополита Корнилия помощники остаются в среднем на год, на два. На данный момент вместе с таежной отшельницей проживает и помогает ей послушник Георгий. Связь с Агафьей поддерживается по спутниковому телефону. С начала 2019 года просьбы о поиске помощницы и срочной помощи в адрес заповедника и Православной Старообрядческой Церкви от Агафьи Карповны не поступали. После посещения «Заимки Лыковых» в прошлом году представителями Первого канала вышла передача «Пусть говорят», где обсуждался вопрос по поиску помощницы Агафье Карповне.
Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в Хакасии Красноярского края в семье староверов часовенного согласия. Отец — Карп Осипович Лыков 1907-1988. Старший брат — Савин Лыков 1926-1981. Старшая сестра — Наталия 1936-1981. Старший брат — Дмитрий 1940-1981. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Семья Агафьи происходила из староверов часовенного согласия.
Часовенное согласие в начале 1920 годов было присоединено к белокриницкой иерархии. Дед Агафьи был священником белокриницкой иерархии, его в начале 1920-х замучили до смерти безбожники, устанавливавшие в тех краях советскую власть: старика засунули в бочку с гвоздями на стенках и начали катать по земле, пока он не умер. Ее родители с конца 1930-х годов бежали в таежную глушь из-за гонений на веру. Семья жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат. В своей семье Агафья была самой младшей и самой грамотной из всех, поэтому ей поручали ведение домашней церковной службы. Ещё на Info-Vsem.
Ru: Ваня Фокин новости сегодня,19.
ХОЖЕНИЕ К АГАФЬЕ ЛЫКОВОЙ (1)
Главная» Новости» Агафья карповна лыкова последние новости. Последние новости о персоне Агафья Лыкова новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Ярославля - Так остались вдвоём Карп Осипович и Агафья, которой в тот злой для Лыковых 1981 год исполнилось 37 лет. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Ставрополя - Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Кургана -
Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой
Благодаря рассказам Лыкова-старшего и перечисленным им симптомам, Игорь Назаров сделал вывод о том, что дети Карпа Осиповича умерли от пневмонии. Дом Карп Лыков срубил высоко, на достаточно крутом склоне горы, рядом с ручьем, но в точке, укрытой от ветров и, самое главное, незаметной со стороны реки. После того как брат Карпа Лыкова был убит советским патрулем, Карп и Акулина Лыковы с двумя детьми, Савиным и Натальей, бежали из своего родного города Лыково (Тюменская область) на восток. Крест на могиле отца отшельницы из семьи староверов Агафьи Лыковой – Карпа Осиповича Лыкова.