В рамках проекта «Честное слово купца», который реализуется командой Музея костромского купца при поддержке Фонда президентских грантов, молодежь региона знакомится с деятельностью, бытом и укладом жизни известных костромских купцов. Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. — Кроме статей о предприятиях в энциклопедии имеютсяданные о купцах и купеческих династиях, директорах предприятий, изобретателях, конструкторах, инженерах. Именно купцам город обязан тем, что выглядит сегодня, как декорации к пьесам Островского или Лескова. [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком.
Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся!
Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в 1-й пол. Кто такой Купец? Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность. Созидание и разрушение: кто кого сборет. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? Главная» Новости» Кто такие купцы.
Кто такие купцы определение. Значение слова купец
Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Купец это определение. Кто такие купцы. При получении документов на торговлю купец сам определял, к какой гильдии себя отнести. Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины. Теоретически купцом мог стать любой свободный человек, объявив о наличии у себя необходимого капитала и записавшись в одну из трех гильдий. До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально.
Последние вопросы
- КУПЕЦ происхождение, этимология
- История24: Купцы
- Кто такой купец
- "Целое место кирпичного чая"
- Список использованных источников
Значение слова «купец»
Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины. Купцы, мол, верили друг другу на слово, были образцовыми членами общества, людьми религиозными, филантропами и меценатами. Тот, кто присылает 500, кэс, 5тр., у тех больше шансов стать богатым, это значит, что они тверды и не преобладает магическое мышление. Купец – это предприниматель, занимающийся коммерческой деятельностью, в основном связанной с куплей-продажей товаров. Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины. Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству.
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело
Торговец сам определял, какой гильдии или разряду соответствует его заведение. Получить торговое свидетельство можно было в городской управе в течение года, а возобновить его - с 1 ноября по 1 января. Соответствующие свидетельствам билеты следовало получать на каждое заведение. Государство обязывало торговцев отнести себя к определенной категории подданных и заплатить соответствующую сумму. Но все ли честно и исправно обзаводились торговыми документами? Обычно было несколько вариантов: выбрать свидетельство, соответствующее роду торговли, и соответствующие билеты к нему; торговать без свидетельства; выбрать свидетельство более низкого разряда; билеты на торговые заведения и свидетельства на складские помещения выбрать в недостаточном количестве. Меньше всего известно о законном поведении, то есть о выборе полного комплекта торговых документов, соответствующих роду торговли и числу заведений. Оно считалось само собой разумеющимся и не фиксировалось в источниках. Торговля же без документов считалась нарушением общественной морали, и газеты рубежа веков были полны заметок об инцидентах подобного рода.
Проблему, учитывая ее масштабы, трудно было игнорировать. По словам современника, "генеральная ревизия торгово-промышленных заведений, произведенная в 1882 г. Иными словами, более четверти предпринимателей занимались своей деятельностью бесконтрольно. В марте 1868 г. Свидетельства на право торговли он не имел, что и подтвердил лично: "о таковой торговле и неимении торгового свидетельства, татарин Салеков подтвердил Присутствию Городской Думы, но от рукоприкладства то есть подписи своей рукой. В свою очередь Середин также подтвердил факт покупки им чая, а гласные - купцы Хилков и Ошаров - в присутствии полицейского чиновника и двух понятых нашли в квартире Салекова еще восемь мест кирпичного чая. Находку опечатали и передали на хранение в кладовую лавку гостиного двора4. Казалось, налицо очевидное нарушение закона, и городской голова сообщил о нем в Енисейскую казенную палату с просьбой наложить взыскание на виновного.
Реакция Казенной палаты оказалась неожиданной: "Одного этого доноса недостаточно для обвинения Салекова, и нужны для этого письменные свидетельства на протоколе тех лиц, которым он продавал чай, и показание самого обвиняемого о причине, по которой он решился производить продажу без права на торговлю"5. Кроме того, в протоколе отсутствовала важная для Казенной палаты информация: место составления протокола, где, кем и когда обнаружено нарушение, место жительства обвиняемого, показания, замечания и возражения его и свидетелей, отсутствовала информация об отказе Салекова подписать протокол. Несмотря на то что в письме городского головы в Казенную палату есть все требуемые сведения, неправильное оформление протокола привело к тому, что "через такие упущения Казенная палата не находит себя вправе обвинить Салекова и подвергнуть его штрафу"6.
Перов Василий «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866 Источник: Migration Как же это воспитание выражалось на практике? Во-первых, потому что «лучших кусков» в семье не должно быть в принципе. И такое правило касалось всех сфер жизни.
Во-вторых, все члены семьи должны были трудиться на ее благополучие. Особенно — продолжатели бизнеса. Их постепенно вводили в курс дела, и уже к 15-16 годам купеческие отпрыски начинали самостоятельно ездить в другие города по делам фирмы, вели конторские книги, покупали и продавали небольшие партии товаров. Девочек с самого нежного возраста приучали к домоводству, обязывали помогать матери следить за порядком и присматривать за младшими братьями и сестрами. Кроме того, купеческие дочки занимались рукоделием, и сами нередко готовили себе приданое, совсем как обычные крестьянки. Василий Пукирев «Прием приданого в купеческой семье по росписи» 1873 Источник: Migration «Да, любили победу русские купцы и победили!
Для того, чтобы выделиться, купцы пробовали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров. Браки[ править править код ] Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Жёны остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан.
Портрет купеческой семьи. Неизвестный художник, первая половина XIX века Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Купеческая семья к тому же была ещё и семейным предприятием — формой купеческой компании. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например « Товарищество А. Второва с сыновьями ».
Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто , и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , иногда фраки и цилиндры. Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров.
Браки Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. Семья Картина В. Перова , Приезд гувернантки в купеческий дом. Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А.
Второва с сыновьями». После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее.
Семейство Коншиных: другая реальность купеческой жизни
А сегодня толерантная Европа наполнена ордами дешевых рабочих рук из азиатского и африканского регионов, но руки эти не способны трудиться, а разрушать у них получается изумительно. Вот к чему приводит поддержка чужих народов вместо своего. Надо ли мне сейчас объяснять, какие последствия это повлечёт… Купцы прекрасно понимали эти простые вещи, современным эффективным манагерам, мыслящим только цифрами, этого не дано. Вот к чему мы скатились сегодня.
Потеряно самое дорогое, разум, честь и порядочность. Купцом нельзя стать, купца нельзя назначить или быть назначенным, купцом можно только родиться и осознать себя таковым в юношеском возрасте. Купец — это призвание и сампозиционирование.
В этом ключе я считаю родовое наследование купеческой династии ошибочным, так как в семье купца вполне может родиться и воин и землепашец. Но для воина заниматься торговлей равно самоубийству. Сам несколько раз я наблюдал, как ведут себя на переговорах с клиентами те, кто от рождения принадлежат к касте воинов, но по каким-либо причинам выбравшие коммерцию.
Стороннему наблюдателю кажется, что они не договариваются со своим клиентом, а воюют с ним, применяя психологические и вербальные приёмы боя. Выглядит это дико и абсурдно, но им этого не объяснить. Их призвание сражаться.
Договариваться они не способны органически. В заключение Друзья, если в процессе жизни вы определились со своей принадлежностью к касте купцов, не откладывайте ваше счастье на будущее. Если вы чувствуете, что огромную радость в этой жизни вам приносит возможность продавать, покупать и заключать сделки, значит вы — купец.
Берите власть в свои руки, принимайте на себя ответственность, помните, что только смелым покоряются моря. Ваша смелость вознаградится самой жизнью многократно. Становитесь руководителями, генеральными директорами, коммерческими представителями.
Ведите дела на основе наших древних родных традиций. Будьте порядочными, честными, цените, прежде всего, данное слово и последовавшее за ним дело.
Заместитель главного редактора: Симакина М.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д.
Случилось это в конце 80-х годов XVII века. Предок Рябушинских - Яков сын Денисов - был тогда крепостным Пафнутьевского монастыря Ребушинской волости, что за три версты от города Боровска. Жили бедно. Яков резал на продажу поделки из дерева, а жена его Авдотья промышляла "отхожим промыслом" - скупала по деревням вязаные чулки-носки и перепродавала в Боровске. В тот вечер Авдотья припозднилась, возвращаясь.
Хорошо, на просеке встретила старичка странника. С ним и вышла через лес на дорогу. Старичок словоохотливый оказался, старинный секрет Авдотье открыл. Вот она и понеслась домой. Влетела в покосившуюся избушку, свалила пустое ведро в сенцах На грохот выскочил муж Яков, весь усыпанный древесной пылью: "Ты что - с порога в дом, не перекрестившись, мужа не обняв?! Авдотья молча шубейку скинула - и к столу. Выхватила из-за пазухи всю выторгованную наличность и над столом подкинула.
Все монеты - в россыпь, но одна вдруг к Авдотье подкатилась. Та ее хвать: "Вот заговоренная на нас денежка будет! Яков на лавку плюхнулся: "Ошалела с дороги, Дуня! Жена заулыбалась: "Ничегошеньки! Это меня добрый человек научил, как волшебную монету от других отличить. Молча надо в дом войти да всю выручку над столом подкинуть. Какая монета к тебе ближе покатится, та - твоя.
Ее хранить надо - не тратить, не менять! У Якова глаза на лоб полезли: "Да это же самая крупная деньга из твоей выручки! Она в хозяйстве нужна! Семерых детей Дуня с Яковом на ноги поставили, сами от монастыря откупились. А когда в 1802 году младший сын, любимый Мишенька, ушел искать счастья в Первопрестольную, отдала ему мать заветную неразменную денежку. В Москве 16-летний юноша пристроился торговать вначале ветошью, потом холстами. Скопил денег да и записался в Московской купеческой управе ,как купец третьей гильдии Михайло Ребушинский - по названию волости.
В управе фамилию переврали, записали "Рябушинский". Ну а уж к концу века вся Россия знала миллионеров-промышленников - многочисленных внуков Михайлы. История о купце Хлудове. В конце XIX века купцы Хлудовы славились по всей Москве своей экстравагантностью - пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. А ведь в 1817 году, когда первый Хлудов, развеселый красавец Иван с молодой женой, перебрался в столицу из Егорьевска, был у него капитал в три пятиалтынных монеты. Еле уговорил какую-то бабку пустить их на постой в крошечный деревянный домишко на Яузе и начал присматриваться к городской жизни. Только супруга его, Меланья Захаровна, быстрее сориентировалась.
Купила несколько пестрых купеческих кушаков, расшила бисером и послала мужа торговать вразнос. Дело пошло. Уже через год Иван Хлудов стоял за прилавком собственной лавочки. От купцов-клиентов отбоя не было.
Излишки дани сбывались при помощи дружины князя, отправлявшихся в дальние военно-торговые экспедиции в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию, Германию и другие страны Востока и Запада. Надо признать абсолютно справедливыми слова историка А.
Гуревича о том, что в эпоху викингов «торговля и грабеж шли рука об руку». Действительно, торговые экспедиции средневековых воинов-купцов нередко превращались в военные набеги, и наоборот. Это подтверждают материалы археологических раскопок: меч, кинжал, наконечники копий и стрел, боевой топор, кольчуга или панцирь встречаются в сочетании с гирями, весами в инвентаре богатых дружинных погребений X в. К концу X в. Лишь к середине XI в. Состав бывших воинов-купцов пополняется за счет выходцев из других слоев — городских и сельских ремесленников, оторвавшихся от общины свободных крестьян и даже холопов, выполнявших торговые поручения князей и боярства.
Слово «купец» «купчина» применялось в двояком значении. Во-первых, в отношении всех лиц, занимавшихся профессионально товарообменом. Во-вторых, в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся в сфере внутренней торговли. Ремесло и торговля в период становления Руси XI — XIII века Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные глиняную посуду, деревянные бочки, полотно, кожаную обувь, железные ножи, топоры, дверные замки, изделия из стекла. В ней использовались как натуральный обмен «товар на товар» , так и товарно-денежные отношения «товар-деньги-товар» , в том числе кредитные сделки и предоплата за товар. Но ведущими статьями экспорта по-прежнему оставались пушнина, кожи, воск, полотно.
Для оплаты крупных покупок в безмонетный период в русских землях использовались серебряные слитки-гривны, их фрагменты полтины и др. Кроме того, в обращении находились своеобразные меховые и кожаные деньги. Общие экономические интересы, трудности дальней торговли заставляли купечество объединяться. В Южной Руси выделилась группа «гостей», ездивших регулярно в Византию и посему называвшихся «гречниками». Для того, чтобы обезопасить от нападений половцев купцов организовывались военные экспедиции. Центром купеческих объединений как правило являлся патрональный храм например, церковь Параскевы Пятницы — покровительницы торговли в Великом Новгороде.
Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия — нательные крестики, кресты-реликвалии, небольшие каменные и металлические иконки. Но деятельность монастырей в домонгольскую эпоху носила ограниченный характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось лишь на самообеспечение братии, а не на рынок. Постепенно на Руси сформировались местные рынки город и близлежащая сельская округа , областные в границах княжеств и межобластные рынки. Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта избытков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты. Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни.
Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел стеклоделия, некоторые приемы ювелирного дела и пр. Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси Новгороде, Пскове, Смоленске , избежавших монгольских погромов. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли. Например, изменение технологии сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла — массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда.
Часть из производств литье колоколов, оружия, монет работало на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах объединений ремесленников по улицам, слободам, сотням, рядам, имеющих собственную казну, патрональный храмы и собиравших своих членов на пиры — «братчины». Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240 г. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли стали превращаться Москва, нижний Новгород, Тверь. Больше всего отложилось сведений о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой. Купеческая среда постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп.
Разбогатев на торговых операциях, многие ремесленники бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами. Так, имеются упоминания о Мите ножевнике, Андрюше броннике, Борисе укладнике уклад — стальные изделия и др. Но часто и свободные купцы везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам. Еще одним источником пополнения средневекового русского купечества были свободные и зависимые церковные люди. Наиболее широкий размах приобрела торговля подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. Но к концу XV века княжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений.
Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись обойти пошлинную торговлю. Жалованная грамота городам 1785 г.
Кто такой купец - 81 фото
КУПЕЧЕСТВО В РОССИИЧеловеческая память — подлая штука. Она угодливо выполняет любое требование обстоятельств: политических условий, экономи. устар. то же, что покупатель В сем случае разсматривать, ежели купец, ведая, купил или кто ему по худобу сказывал, також ежели кто купит что тайно, то вина равная купца, как и продавца. В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии (подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники). Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные.