Новости кто такая придворная дама

Платье фрейлин при Петре 1. Фрейлины российского Императорского двора. В гардеробе Марии Стрельчунас даже самая капризная придворная дама подобрала бы себе наряд. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне. Придворные дамы составляли свиту императриц и великих княгинь. Придворная дама вела светскую жизнь, участвовала в мероприятиях при дворе, узнавала сплетни, но самое главное, она выполняла поручения королевы.

Корея. Придворные дамы и служанки дворца Чосон

Мать Генриетты, Улла Обель, была придворной дамой королевы с 1996 по 2004 год. Обычно это звание получали придворные дамы, занимавшие одноименные должности, заведовавшие придворным женским штатом и Канцелярией императриц или великих княгинь. Общая ответственность за отпрыска короля возлагалась сразу на нескольких придворных дам, присягнувших монарху на верность и обладавших безупречной репутацией. Придворная дама была назначена на свою должность благодаря родственным связям, политическим соображениям, способностям или доверию монарха. В России должность фрейлины, или статс-дамы, то есть женщины, находящейся при дворе, появилась в первой четверти 17-го века.

Разница между девицей и почетной матроном

Поскольку производственная группа «Придворной дамы» придала большое значение демонстрации подлинной культуры династии Тан, было разработано более 3000 костюмов с вниманием к деталям и использованием традиционных техник. Вообрази — знатному человеку, которому достаточно написать письмо самой известной придворной даме, чтобы она ответила взаимностью! Таким образом, придворная дама является высокопоставленным лицом, имеющим свои специфические обязанности, которые она выполняет для поддержания связей и развития отношений между двумя странами. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской. Главная придворная дама наделена правом hofmesterinde на датском языке, соответствуя английской Хозяйке названия Одежд. Придворная дама. Придворные дамы средневековья.

Кто такая придворная дама

У наследной принцессы Мэри Дании есть два hofdamer Графиня Виктория Бернсторфф-Гилденстин и Кэролайн Хиринг , в то время как другие принцессы датской Королевской семьи у каждого есть та также. Главная придворная дама наделена правом hofmesterinde на датском языке, соответствуя английской Хозяйке названия Одежд. Франция Во Франции самый высокий офис придворной дамы был офисом Surintendante Хозяйка Одежд Королевы, которая была главным придворным женского пола. Она была единственным придворным женского пола, чтобы дать присягу лояльности самому Королю за исключением Гувернантки Детей Франции. Несколько из любимых леди Марии Антуанетты — особенно Yolande, Duchesse de Polignac — приобрели политическое влияние и богатство. Нидерланды У королевы Беатрикс Нидерландов было в общей сложности семь Hofdames. Они сопровождали Королеву и других участниц Королевского Дома во время посещений и приемов в Королевском дворе. Монарх заплатил за их расходы, но они не получали зарплаты. Не все эти леди были членами голландской аристократии, но у каждого был «известный» муж. Превосходное социальное поведение и усмотрение были самой важной рекомендацией для становления Hofdame. Grootmeesteres Grandmistress был леди высшего ранга в Королевском дворе.

С 1984 позиция была занята Мартин ван Лун-Лэбукэр, потомком известной семьи банкира, бывшим дипломатом и вдовой Джонхира Мориса ван Луна известного Амстердамского состояния канала. После их добровольного выхода на пенсию Hofdames были назначены на почетный королевский двор. Почетный королевский двор все еще различает Dames du Palais и Hofdames, но категория Dames du Palais намечена для прекращения. Россия Испания Ранняя современная испанская модель королевского двора в 16-м веке была также моделью австрийского суда до 1619. Самым высоким придворным женщины разряда был мэр Camarera де Паласио Хозяйка Одежд.

По сути — это свита императрицы. При дворе существовала своя иерархия, которую ревностно оберегали. Попасть в список фрейлин можно было несколькими способами.

Чаще всего девушки в возрасте от 16 до 20 лет «проталкивались» своими знатными родственниками.

Средний возраст таких «специалистов» сложился в XIX веке и составил 15—18 лет. Императрицы могли сделать исключение на такой «минус в резюме», но редко. Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц. Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело. Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью не всегда это было равно красивой. При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать.

Одним из требований было умение держать себя при дворе. Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены «царя-освободителя» Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного «похода налево». Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств.

К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу. Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: «Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви». И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание», — пишет он. Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова.

Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну «страшненькую» фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне. А сама Екатерина, как пишут, была «не голливудской» внешности. Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — «Варварины палаты». Закончила, правда, она монахиней. Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов «со всей фамилией». Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе.

Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини. Любовница «на полставки» Д. Репродукция картины «Портрет Екатерины Нелидовой». При дворе живо обсуждали новую любовную историю, хотя ни у одной из них практически не было шансов закончиться свадьбой. Эти «милые интрижки» едва не приводили к крупным скандалам. К слову, Игорь Зимин упоминает, что у таких девушек даже было специальное звание — «дама для особых услуг». Бытует легенда, что жена Петра I Екатерина специально содержала при дворе симпатичных девушек, чтобы все загулы любвеобильного супруга были под контролем.

Причём попытки последовательниц императрицы поступить иначе и набрать «только страшненьких» не сильно меняли результат. Можно сказать, мода была такая — переспать с фрейлиной. А лучше не один раз. Обе были фрейлинами при императрицах. Дальше всех русских правителей в отношениях с любовницами пошёл император Александр II. Так, минимум три его романа с фрейлинами закончились громкими скандалами. Первый из них был около 1833 года, когда в тот момент ещё наследнику престола было 15 лет.

Избранницей цесаревича стала фрейлина его матери, Александры Фёдоровны, Наталья Бороздина. Свидетельств о романе практически не сохранилось. Фрейлина Александра Смирнова-Россет писала в своих воспоминаниях, что девушку с «распоряжения императриц» выдали замуж за чиновника Министерства финансов Гавриила Каменского. Следующая пламенная любовь с фрейлиной случилась у Александра в возрасте 20 лет, в 1838 году. И если прошлая фаворитка была дочерью русского генерала, то с родословной Калиновской всё обстояло значительно хуже. Во-первых, она была католичкой. Во-вторых, Ольга принадлежала к сравнительно знатному дворянскому роду в Польше.

Тем временем Александр начал заикаться о своём намерении жениться, что вызвало шок в семье правителей: ну совсем неподходящей партией была фрейлина Калиновская. Итог: Александра вместе с воспитателем отправляют под предлогом учёбы в Европе искать себе невесту. На этом любовная история не заканчивается: когда Александр возвращается в Петербург в 30-х годах XIX века, роман вспыхивает с новой силой. Тогда за дело берётся отец Александра — император Николай I. После нескольких едва ли приятных разговоров Калиновскую отлучают от двора и отправляют в Польшу. Там родственники не только принимают опальную фрейлину, но и выдают замуж за внимание! В браке у них даже рождается сын.

В свою очередь, Александр в 1841 году женится на Марии Гессен-Дармштадтской, предложение которой было сделано во время поездок по Европе. Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова с детьми. Самой девочке к тому моменту было десять лет. Знакомство прошло незаметно для царя, а вот в жизни ребёнка оставило неизгладимые впечатления. Через много лет в книге воспоминаний Екатерина писала, что не могла забыть Александра с первой минуты. Через два года умер её отец, «промотав» своё имение перед этим.

Во многих культурах и эпохах придворные дамы также выполняли обязанности по воспитанию детей госпожи или занимались благотворительной деятельностью. Они были образованы и эрудированы, их мнение и советы ценились. С течением времени роль придворной дамы изменилась, но она все равно остается важным и престижным звеном на придворном дворе.

Сегодня придворные дамы помогают королеве или другим членам королевской семьи осуществлять свои обязанности и олицетворяют элегантность, достоинство и влиятельность. Обязанности придворной дамы Придворная дама в обязательном порядке выполняла целый ряд задач, связанных с ее позицией во дворе. Они включали: Ухаживание за внешностью и одеждой: придворная дама всегда должна была быть прекрасно одета, следить за своей прической и обувью. Она также отвечала за сохранность своих нарядов и их уход. Сопровождение королевы или принцессы: придворная дама была ответственной за сопровождение государыни во время публичных выступлений, церемоний и в других мероприятиях. Она должна была быть всегда рядом со своей госпожой и обеспечивать ей необходимую поддержку и помощь. Участие в официальных приемах и балах: придворная дама была постоянным присутствующим на официальных мероприятиях двора. Она должна была участвовать в приемах, балах, торжественных ужинах и других мероприятиях, предоставляя госпоже необходимую поддержку и сопровождение. Оказание помощи в организации придворной жизни: придворная дама помогала государыне в организации придворной жизни, включая управление домашними делами, составлением расписания и планированием мероприятий.

Престиж, влияние, скандалы: какой была повседневная жизнь фрейлин при королевах на самом деле

А вот камер-фрейлины и статс-дамы никаких определенных обязанностей при императорском дворе не несли, они даже не обязаны были принимать участие в придворных церемониях. Фрейлиной императрицы называлась дама, которая занимала высшую позицию в. Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и. Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам. Придворная дама была назначена на свою должность благодаря родственным связям, политическим соображениям, способностям или доверию монарха. Согласно занимаемому статусу (Табелю о рангах) было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета. Роль придворной дамы видоизменялась в течение столетий, но и по сей день та является поверенной и верной спутницей королевских особ.

Неужели фрейлины королевы Елизаветы — это всего лишь горничные с титулом?

В 1825 году на трон восходит Николай I. Именно при нем русское платье становится официальной и единственно допустимой придворной одеждой. На коронации Николая I в 1826 году, по свидетельству французского писателя Жака-Франсуа Ансело: Женщинам полагалось явиться в национальном костюме, и лишь немногие ослушались этого предписания. Национальный наряд, кокетливо видоизмененный и роскошно украшенный, сообщал дамским костюмам пикантное своеобразие. Женские головные уборы, род диадемы из шелка, расшитый золотом и серебром, блистали брильянтами.

Корсаж, украшенный сапфирами и изумрудами, заключал грудь в сверкающие латы, а из под короткой юбки видны были ножки в шелковых чулках и вышитых туфлях. На плечи девушек спадали длинные косы с большими бантами на концах. Однако это было бы слишком просто для такого педанта, как Николай I. Поэтому в 1834 году он издал специальный указ, в котором женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке.

В том же году вышел альбом с однотипными рисунками придворных фасонов. Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом, спереди, к низу от талии шел разрез, открывающий юбку из произвольной материи белого цвета, чаще всего это был атлас. По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки».

Кроме того, всем дамам полагалось носить «повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем». Единственное отличие заключалось в цвете. Цвет тоже был строго определен статусом дамы.

Традиция, по которой фрейлины королевы нередко являются представительницами знатных фамилий, восходит к средневековью.

Историки отмечают, что личные служанки королев Великобритании частенько оказывались втянутыми в дворцовые интриги, поскольку обладали огромным доверием со стороны своей госпожи, а иногда и значительным влиянием на нее. Спутницы королевы будут отличаться от фрейлин не только названием, но и рядом функций.

Мария-Антуанетта фильм 2005. Мария Антуанетта сериал 2006. Мария Антуанетта 2006 кадры. Мария-Антуанетта 2006 , София Коппола.

Мария-Луиза Австрийская. Мария-Луиза Австрийская портреты. Мария-Луиза Габсбург-Лотарингская. Мария Луиза Бонапарт. Чепец Фонтанж. Прическа Фонтанж 17 век.

Чепец Фонтанж 17 век. Аля Фонтанж. Костюм женский 18 века с каркасом панье. Карнавальные костюмы 18 века. Костюм светской дамы. Женский исторический костюм платье.

Костюм придворной знати 18 века. Смешные придворные костюмы. Придворная дама платье на мероприятие. Шаблоны для фотографий придворная дама. Платья 18 века. Исторические платья.

Платья старинные Королевские. Исторические женские платья. Костюм придворной дамы напрокат. Дама крестовая костюм. Костюм придворной дамы 50-52. Елизавета Алексеевна Императрица.

Императрица Елисавета Алексеевна. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Мария Антуанетта. Королева Антуанетта. Мария Антуанетта Marie Antoinette. Художник Франц Ксавер Винтерхальтер.

Франц Ксавер Винтерхальтер портреты. Винтерхальтер Франц Franz Xaver Winterhalter 1805-1873. Франц Ксавер Винтерхальтер 1805-1873 портреты. Queen Isabella. Женские головные уборы 17 века Европа. Придворные дамы средневековья.

Средневековая гравюра дама. Франц Ксавер Винтерхальтер Queen Victoria. Королева Испании Изабелла 2 Бурбонская. Императрица Элизабет. Франц Ксавер Винтерхальтер. Королева Изабелла испанская 19 век.

Энни Лейбовиц Мария Антуанетта. Платья рококо Мария Антуанетта. Вячеслав Подопросветов. Платье аристократки. Костюм аристократки. Образ придворной дамы.

Луиза Мария Орлеанская Королева Бельгии. Франц Винтерхальтер - принцесса Бельгии Шарлотта. Франц Ксавер Винтерхальтер принцесса Шарлотта. Сериал Версаль Антуанетта. Франсуа де Трой 1645—1730. Франсуа де Труа.

Франсуа де Труа портрет. Франсуа де Труа портрет Аделаиды савойской. Штефан Седлачек. Stephan Sedlacek , 1868-1936. Галантный век Heinz Pinggera. Художник Stephan Sedlacek картина галантный век.

Костюм королевы Элизабет. Карнавальное платье. Взрослый костюм королевы.

Многие из них числились в отпуску.

Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определённых обязанностей при дворе не несли. Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшие одноимённые придворные должности и заведовавшие придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг.

Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство. В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного в 1834 г. Николаем I фасона, цвета и материала.

Кто мог стать фрейлиной

  • Чем занимаются фрейлины?
  • Значение словосочетания «придворная дама»
  • Различия Между Богатыми и Бедными
  • Кто мог стать фрейлиной
  • Роль придворной дамы в истории
  • Помощницы королевы. Кто такие фрейлины, что они делают и какие секреты хранят

Кто такая придворная дама

В то же время я просила комиссию сообщить мне все, что она считает наиболее важным относительно обязанностей директора». Вот так сумела Дашкова, что называется, «взять быка за рога». По принятому обычаю, придворные один за другим стали поздравлять княгиню Дашкову с царской милостью, а затем профессора Академии посетили её, чтобы выразить своё почтение. Екатерина Романовна обещала им, что в любом случае, если понадобится, дверь её дома всегда будет открыта для членов Академии.

В свою очередь Дашкова стала навещать известных академиков, чтобы поближе познакомиться с ними, и начала со знаменитого математика Леонарда Эйлера, а затем познакомилась и с другими: с биологом и географом П. Палласом, путешественником и натуралистом И. Лепёхиным, астрономами П.

Иноходцевым, А. Лекселем, С. Встречи с цветом профессуры обеспечили ей поддержку в научных кругах.

Даже на первое заседание - представление членам академии нового директора княгини Дашковой - Екатерина Романовна приехала с Эйлером. В своей речи она засвидетельствовала своё высокое уважение к науке и выразила глубокое почтение Эйлеру, «одному из величайших математиков своего века», как она его охарактеризовала. Это был тонкий расчёт: никогда до этого в Академии не признавали так научных заслуг, что внушало надежду на поддержку научных изысканий - самое дорогое для настоящего учёного.

Тотчас после официальной части Дашкова прошла в канцелярию и потребовала от академических чиновников список всех экономических дел Академии, то есть сразу начала работать как директор. Она сказала им, что «за стенами академии носится слух о великих беспорядках при последнем директоре», который будто бы «не только разорил академическую казну, но и ввел ее в долги». И предложила общими усилиями изживать злоупотребления.

Новый директор княгиня Дашкова предупредила своих сотрудников относительно Академии: «Я не хочу обогащаться за её счёт и отнюдь не позволю своим подчиненным разорять ее взятками. И если я увижу, что ваше поведение совершенно отвечает моему желанию, я не замедлю наградить ревностного и достойного повышением в чине или прибавкой жалования». Обратите внимание, дорогой читатель, она не стала угрожать наказаниями, как это - увы!

Обычно коронные чиновники перед вхождением в должность приводились к присяге, и Дашковой тоже предстояло пройти через этот обряд. Тем более что Екатерина II, отвечая на вопрос, нужно ли княгиню Дашкову, ввиду её придворного статуса, приводить к присяге, сказала: «Без сомнения. Я не тайком назначила княгиню Дашкову директором академии.

Хотя я не нуждаюсь в новом доказательстве ее верности мне и Отечеству, но этот торжественный акт мне очень угоден: он дает гласность и санкцию моему определению». На заседании Сената княгиня Дашкова принесла присягу в верности государыне Всероссийской и Отечеству. Чтобы не брать на себя чужие грехи источники академических доходов были истощены, за академией числились немалые долги, финансовые отчёты были смешаны и запутаны , Дашкова попросила генерал-прокурора Сената князя Вяземского передать ей документы, свидетельствующие об академических неурядицах, особенно жалобы на отставного директора Домашнева, его ответы с защитой и протестами, «чтобы уяснить свою собственную деятельность».

Из первого источника Дашковой удалось оплатить долги книгопродавцам: русским, французским и голландским, а после освобождения от этих долгов копить деньги для восполнения недоимок казенного фонда. Ввиду запущенности здания академии и её служб Дашкова испросила у государственного казначейства, которым заведовал государственный казначей князь Вяземский, сумму в соответствии с предстоящими затратами по ремонту, но и для повышения оплаты труда как членам академии, так и обслуживающему персоналу. Екатерина Романовна всеми силами старалась увеличить доход от издания академических трудов для того, чтобы были деньги на непредвиденные расходы, на награждения, на покупку оборудования, необходимого в исследовательской работе учёных.

И это ей очень неплохо удавалось, так что за счёт «экономических сумм» она сумела увеличить число слушателей Академии, получающих образование за казённый счёт, до 90 человек, открыла три новые кафедры: математики, геометрии и естественной истории - и открыла двери Академии для всех желающих посещать лекции, которые читались на русском языке. Эти действия директора повысили престиж Академии, а с тем и русского языка. Чтение лекций Дашкова оценила таким образом «Я часто сама слушала их и с радостью убедилась в том, что это учреждение принесло большую пользу сыновьям бедных дворян и низших гвардейских офицеров».

Профессора, читавшие эти лекции, в конце курса получали вознаграждение в размере двухсот рублей, которые отпускались тоже из «экономического» источника, доход которого складывался в основном от продажи переводов наиболее интересных европейских книг. Надо сказать, что Екатерина II ежегодно отпускала «из своей шкатулки» пять тысяч рублей на оплату переводов книг классических зарубежных писателей. Дашкова собрала под крышей Академии наиболее талантливых и работоспособных переводчиков английского, французского, немецкого, голландского и других языков, которые переводили вновь вышедшие книги как художественной, так и научной литературы.

Они печатались в академической типографии и успешно продавались в лавках, с которыми был заключён договор. Отчёты о доходах от этой деятельности Дашкова направляла Екатерине I. Так Екатерина Романовна поставила своё предпринимательство на службу науке и просвещению.

Сама Дашкова увлеклась составлением новых и более точных карт различных местностей России. Это было необходимо ввиду реформы Екатерины II в области административнотерриториального деления Российской империи, что требовало новых карт каждой местности: установления на них новых границ между областями, обозначения новых дорог и построек. Пользуясь тем, что Екатерина II установила местное самоуправление, учредила местную администрацию, местные суды, полицию и предводительство дворянское в каждой губернии и в каждом уезде, Дашкова связалась с областными наместниками с целью получения от них сведений для картографирования.

Дело шло, но с затруднениями, потому что вся документация пересылалась через казначейство князя Вяземского и очень долго доходила до Академии. Составление новых карт стало одной из программ деятельности Академии. В Академии, возглавляемой княгиней Дашковой, не было ни филологического факультета, ни даже кафедры русского языка.

Но Екатерина Романовна, путешествуя за границей, видела во Франции и других странах национальные академии, занимавшиеся составлением национальных словарей и филологическими изысканиями в области своих национальных языков. Было ясно, что уже назрел вопрос о создании подобной академии в России. О том, как зародилась эта идея, по мнению Дашковой, и как она осуществилась, мы найдём в её «Записках»: «Однажды я гуляла с императрицей по Царскосельскому саду.

Речь зашла о красоте и богатстве русского языка. Я выразила удивление, почему государыня, способная оценить его достоинство и сама писатель, никогда не думала об основании Российской академии. Я заметила, что нужны только правила и хороший словарь, чтобы поставить наш язык в независимое положение от иностранных слов и выражений, не имеющих ни энергии, ни силы, свойственных нашему слову.

Я сама удивляюсь, - сказала Екатерина, - почему эта мысль до сих пор не приведена в исполнение. Подобное учреждение для усовершенствования русского языка часто занимало меня, и я уже отдала приказание относительно его. Это поистине удивительно, - продолжала я.

Образцов для него очень много, и вам остается только выбрать из них самый лучший. Пожалуйста, представьте мне, княгиня, очерк какой-нибудь». Княгиня попробовала переложить эту работу на секретарей императрицы, но Екатерина настояла на выполнении этого труда именно княгиней Дашковой и указом назначила свою статс-даму президентом будущей Российской академии.

Императрица знала, что княгиня Дашкова успешно откроет новую академию и сумеет наладить в ней работу так, как надо, а может быть, и лучше. Императрица была права. Екатерина Романовна была очень умным человеком и талантливым руководителем Начиная работу Президента Российской Академии, Дашкова прежде всего купила для неё дом, провела в нём ремонт и обставила его необходимой мебелью.

Занимаясь восстановлением первой Академии, она получила опыт обустройства необходимых помещений для работы учёных-академиков и обслуживающего их персонала, для приобретения необходимых книг и всякого рода канцелярских товаров. Поэтому ей нетрудно было и купить подходящий дом, и отремонтировать его, и расположить в нём помещения для работы учёных, для лекционного зала, для библиотеки и других необходимых нужд, где можно было разместить закупленное оборудование. Казалось бы, финансовая сторона тоже была обеспечена, потому что сама императрица заботилась о ней.

Однако экономная Дашкова считала, что и Российская Академия должна уметь самостоятельно зарабатывать деньги. Екатерина Романовна на основе типографии расширила своё предпринимательство, приносящее неплохой доход. Она опять, как и в первой Академии, организовала группу переводчиков, печатала переведённые на русский язык как классику французской, немецкой и английской литературы, так и зарубежные литературные новинки, заключила договоры с книгопродавцами и успешно вела продажу этих книг.

Так что умное руководство княгини позволило учредить новую Российскую Академию довольно быстро. В качестве членов Академии были приглашены поэты, драматурги, историки и публицисты: Г. Державин, М.

Херасков, В. Майков, Е. Костров, И.

Богданович, И. Хемницер, М. Щербатов и другие.

Помимо регулярных заседаний по вопросам русского языка, литературы и принципов создания словаря, чтения лекций, в том числе и публичных, проведения диспутов на филологические темы, Российская Академия основной своей задачей поставила создание первого толкового словаря русского языка. После долгих споров о выборе принципов отбора материала и его презентации в словаре Дашкова организовала словарную группу учёных, по алфавиту разделила предполагаемую работу и распределила между членами группы создание частей словаря по буквам. Екатерина Романовна, руководя группой в целом, взяла на себя ещё и труд написать часть словаря две буквы.

Словарь должен был быть толковым и строиться по корневому гнездовому принципу, то есть так: избиралось заглавное слово, состоящее только из основы например, «сан», «дерево» и т. При каждом слове давалось его толкование. После открытия Академия стала работать без промедления.

Уже через месяц, 18 ноября 1783 года, на заседании Российской Академии Дашкова предложила ввести в русский алфавит букву «ё», что было одобрено всеми членами Академии. Работа над словарём продолжалась в течение одиннадцати лет и закончилась в 1794 году. Выход в свет «Словаря Академии Российской» оказался настоящей сенсацией для российской просвещённой публики.

Казалось, это был триумф княгини Дашковой. Однако Екатерине II словарь не понравился, потому что он был построен по гнездовому принципу. Дашкова сразу определила, что Екатерина это говорит под влиянием её фаворита Зубова, который ненавидел фаворитку княгиню Екатерину Романовну и поэтому позволял себе высказываться против всего, что делала Дашкова.

Но и Дашкова отвечала ему такой же «взаимностью». А между прочим, спустя почти 100 лет Владимир Иванович Даль издал «Толковый словарь живого великорусского языка», использовав тот же гнездовой принцип подачи материала. Профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ, уже в начале XX века, очистив от сугубо областных, местных слов далевский словарь, оставил тот же принцип объединения слов в корневое гнездо, чем как бы вторично, после Даля, утвердил предложенный Дашковой метод создания первого русского толкового словаря.

Некоторые современные авторы пишут, что Дашкова «с огромным трудом добивалась выделения денег на организацию научных экспедиций». Возможно, Екатерина Романовна имела в своих планах организацию научных экспедиций, но ни одной экспедиции не организовала. В 1784 году иркутский купец 1-й гильдии Григорий Иванович Шелихов, который успешно вёл торговлю с американскими индейцами, начал российское освоение заселение Аляски и тихоокеанских берегов Калифорнии.

Но таких экспедиций, как, например, Великая Северная экспедиция Вторая Камчатская 1733—1743 годов с участием В. Беринга, С. Вероятнее всего, Екатерина Романовна, в условиях постоянных войн, требующих огромных средств, денег на экспедиции так и не добилась.

При академиях была организована гимназия, кроме того, уже существовал Смольный институт и многие другие учебные заведения, и княгиня Дашкова, которая в течение многих лет разрабатывала программы воспитания и обучения для своих сына и дочери, имея практический педагогический опыт, не могла отказаться от составления новых программ для академической гимназии. Эти программы и методические предложения Дашковой обсуждались на заседаниях Академии, которые посещались преподавателями институтов, пансионов для благородных девиц и кадетских корпусов, поэтому частично применялись также и в Смольном институте. Президент Российской Академии основала и журнал, название которого «Собеседник любителей Российского слова» показывало его направление.

Журнал объединял известных писателей, поэтов, драматургов, журналистов; писали статьи для этого журнала и Екатерина II, и сама Дашкова. Екатерина II, отдав бразды правления во многих экономических и политических областях Платону Зубову, неумному, но хитрому, алчному и недоброжелательному к людям фавориту, в своей последней любви полностью предала и душу и тело молодому авантюристу и его брату Валериану. Потёмкин попробовал объяснить ей, что Зубов ведёт предательскую политику по отношению к ней, пытается наладить своё служение великому князю Павлу Петровичу, Екатерина не стала его даже слушать, и он уехал в свою Южную армию на заключение мира с турками с сокрушённым сердцем и великою печалью.

Это был единственный фаворит императрицы, который не был врагом Дашковой, а, наоборот, во многом ей помогал. Надо сказать, что Дашкова в придворных кругах слыла особой со «взбалмошным характером». Она терпеть не могла Екатерининых фаворитов, и с первым же из них - Григорием Орловым - сразу же вступила в неприязненные отношения, что вызвало у вновь испечённой императрицы охлаждение к своей подруге.

Было у неё столкновение и с Ланским Со всеми ласковый, вежливый и деликатный, с Дашковой, по её отзывам, он был груб. Фаворитом-врагом был для Дашковой и Александр Дмитриев-Мамонов. Ненавидела она и считала своим врагом Зубова, который не раз устраивал ей подлые провокации и вызывал у императрицы гнев против неё.

Даже при последнем свидании императрицы с Дашковой во время её отставки с поста Президента двух Академий в августе 1794 года Зубов всячески старался сорвать это свидание, а императрица под его влиянием не захотела даже по-дружески проститься со своей фавориткой, столько лет служившей ей верой и правдой, как никакая другая статс-дама при её дворе. В своих воспоминаниях княгиня Екатерина Романовна написала: «Я всегда держала себя настороже с любовниками Екатерины; с некоторыми из них я была совсем не в ладах, что побуждало их ставить меня в двусмысленное положение по отношению к императрице, раздувать между нами вражду, а я вследствие своей врожденной вспыльчивости нередко забывалась и вызывала с ее стороны заслуженное негодование. Между моими врагами-фаворитами был граф Момонов, желавший, подобно своим предшественникам, поссорить меня с Екатериной.

Будучи похитрей своих собратьев, он заметил, что я на обыкновенную удочку не поддамся, поэтому он избрал самый удачный способ - использовать меня и моею сына ради своей цели. К счастью, моя привязанность к императрице основывалась на уважении. Опыт доказал мне, как мало я была обязана доброжелательности царского гарема.

Отнюдь не преклоняясь, подобно остальному стаду, перед любовниками, когда они были в силе, я не хотела признавать и их влияния. Вместе с тем мне ясно было видно, когда Екатерина действовала по отношению ко мне под влиянием их интриг, а когда слушалась внушений своего собственного сердца». Екатерина не любила Дашкову.

Ещё тогда, когда Дашкова стала действовать, желая возвести свою подругу а она считала, что это её самая близкая подруга на престол, Екатерина и её близкое окружение проявляли к ней большую осторожность: не «подсадная ли это утка»? И действительно, Пётр III - крестный отец Дашковой, его фаворитка Елизавета Романовна Воронцова, ради которой он хочет свою супругу сослать в монастырь, её родная! А выпад Дашковой против фаворита Григория Орлова показал, что она не понимает политики вообще, всё рубит с плеча, не может взять в толк, что Екатерина этому грубому мужлану обязана троном и, пока не утвердилась на троне, должна уповать на него, вернее, на его гвардейские штыки.

После переворота Дашкова стала вести себя как хозяйка: делать язвительные замечания в адрес фаворита, показывать императрице своё неудовольствие. А главное - всем рассказывать, что это благодаря её стараниям удалось посадить Екатерину на трон. Всё это на долгое время отдалило Дашкову от императрицы, но ни в коем случае не до конца: Дашкова, повзрослевшая, умная, за рубежом повысившая вместе с детьми свою образованность и зрелость мысли, может пригодиться не в дружеских, а в государственных делах.

Так Дашкова опять оказалась в фаворе. И сторицей заплатила за доверие императрицы своими по сути государственными делами, поднявшими престиж России в учёном, в большей степени в мире культурном. Дашкова всегда была искренней перед государыней и всегда была ей верной; она любила Екатерину, считала её необыкновенной женщиной и была счастлива, когда ей казалось, что и Екатерина любит её.

Смерть императрицы застала Дашкову в её усадьбе Троицкое. Они не виделись с Екатериной около двух лет, поэтому кончина императрицы оказалась для княгини неожиданной. Зная нрав Павла, Екатерина Романовна стала ждать плохих известий, и они не замедлили явиться.

Павел в срочном порядке потребовал выселения Дашковой из Троицкого и отправки в ссылку в глухую деревню, принадлежавшую её сыну. Он возненавидел Дашкову за то, что она возвела его мать на престол и была её сподвижницей. Он не понимал, что именно возведение его матери на престол сделало его Наследником Ведь если бы Пётр III сослал Екатерину в монастырь и женился на Елизавете Воронцовой, то наследником бы стал, сын Елизаветы, а не он, Павел.

Дашкова с дочерью Анастасией и слугами провела в ссылке в тяжёлых, непривычных для неё условиях около года. При дворе остались её друзья, которые не переставая хлопотали о её возвращении. По их просьбе подключились к этим хлопотам императрица Мария Феодоровна, супруга Павла I, и его фаворитка Нелидова, и им удалось смягчить сердце Павла: он разрешил Дашковой вернуться в Троицкое, но ни в коем случае не находиться поблизости от августейшей семьи.

В 1798 году князь Павел Дашков оказался у императора Павла в фаворе. Павла I привлекало его умение делать стратегические чертежи и планы. Князь Дашков тоже помог снять со своей матери часть уз.

Но, как это было в обычае нервного и потому непредсказуемого императора, через год и князь Дашков попал к Павлу в немилость и был уволен со своего поста. Дашкова жила в своём имении Троицкое, занималась его ремонтом и усовершенствованием, сажала фруктовые деревья и наслаждалась природой. Теперь трудно это себе представить, потому что Троицкое в наши дни - это научный городок, и от прежней жизни княгини Дашковой не осталось и следа.

Как известно, Павел I процарствовал всего лишь 4 года и неполных 5 месяцев и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был задушен в своей спальне заговорщиками. Приход к власти Александра I для Дашковой был ознаменован приглашением царя вернуться ко двору. Дашкова с гордостью пишет о коронации Александра I, когда она в коронационной процессии ехала в одной карете с императрицей Елизаветой Алексеевной как старшая статс-дама Высочайшего двора.

Но быть при дворе постоянно Дашкова уже не могла: обстановка двора совершенно изменилась, и не хотелось выглядеть чужой и старомодной, да и возраст, и болезни диктовали другую, спокойную жизнь. Император Александр, испытывая почтение к её великим заслугам, старался облегчить ей жизнь и так же, как его бабушка Екатерина II, помогал ей материально, например выплатил полностью взятый ею кредит в банке. Дашкова жила в Троицком, писала свои воспоминания, или «Записки княгини», которые, как вы заметили, дорогие читатели, в изобилии цитировались в этой книге.

Её навещали знакомые ей по путешествию английские леди, дружбой с которыми она очень дорожила. В честь одной из них, леди Гамильтон, она даже назвала одну из своих деревень - Гамильтон. А другой своей подруге-англичанке, мисс Уильмот, она посвятила свой труд - «Записки княгини» с письмом-посвящением.

Светлой памяти княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная Воронцова, скончалась 4 января 1810 года, пережив свою императрицу Екатерину II почти на 14 лет, ровно на столько, на сколько она была моложе своей императрицы. Екатерина Романовна Дашкова, одна из фавориток Екатерины Великой, вошла в историю России как образованнейшая, талантливейшая женщина своей эпохи, поднявшая в глазах Западной Европы и всего мира славу России в области просвещения, культуры, науки и научного изучения русского языка. Александра Васильевна Браницкая урожденная Энгельгардт 1754—1838.

Александра Васильевна Энгельгардт, в замужестве графиня Браницкая, стала фавориткой Екатерины II, фрейлиной, статс-дамой, а затем и гофмейстериной Высочайшего двора благодаря своему родному дяде , фавориту императрицы Екатерины II - Григорию Александровичу Потёмкину. Родная сестра светлейшего князя Г. Потёмкина - Елена Александровна - была замужем за ротмистром смоленской шляхты - Василием Андреевичем Энгельгардтом.

Елена Александровна умерла рано, ещё молодой женщиной, оставив трёх своих дочерей - Александру, Екатерину и Варвару - на попечение своей матери, жившей в глухом поместье одного из уездов Смоленской губернии. Девочки были обласканы бабушкой, но, живя в глуши, не получили ни должного дворянского воспитания, ни необходимого для дворянок образования. Когда в 1775 году Потёмкин, уже будучи фаворитом, вернулся ко двору Екатерины II после выполненного поручения - поимки Пугачёва, он обратился к своей благодетельнице с просьбой взять ко двору его трёх племянниц, к этому времени ставших уже девушками.

Императрица дала такое разрешение, и три сестры - Александра, Екатерина и Варвара, вызванные дядей Григорием в Москву, где в то время пребывал двор, предстали пред очи императрицы Екатерины II. Сёстры Энгельгардт понравились императрице, все они, в том числе и Александра, получили фрейлинский шифр и вместе с двором отправились в Петербург. Для служения при Императорском дворе новоиспечённые фрейлины должны были восполнить пробелы в своём воспитании и образовании.

Александра, как и её сёстры, была необразованной девушкой, совершенно не знакомой с этикетом блестящего екатерининского двора, не имела понятия о его обычаях и нравах, но она была умна, умела быстро ориентироваться в обстоятельствах и даже, как показала её дальнейшая жизнь, была во многом талантлива. И здесь, при дворе, она оказалась наиболее из сестёр старательной. Александра серьёзно и неустанно занималась своим самообразованием, с особой тщательностью и быстротой выполняла поручения императрицы, а в порядке самовоспитания - в одежде, в походке, в манере говорить, в обхождении с людьми брала пример с обожаемой ею императрицы.

Прилежание Александры, заметные её успехи в образовании вызвали особую симпатию у Екатерины И, которая всегда уважала тех, кто стремится к культуре. Не оставляла Екатерина своей милостью и двух её сестёр - Екатерину и Варвару. Прошло 2 года со дня приезда ко двору фрейлины Александры Энгельгардт, и ввиду её видимых успехов на этом поприще 24 ноября 1777 года она была высочайше пожалована званием камер-фрейлины с правом ношения на левой стороне груди, у плеча, на голубом муаровом банте, осыпанного бриллиантами портрета императрицы.

Двор принял её повышение благосклонно, чему способствовали милостивое к ней отношение августейшей благодетельницы и присутствие рядом могущественного дяди, фаворита Григория Александровича Потёмкина, который всегда был на стороне интересов своих племянниц, особенно Александры, и щедро их всех одаривал. Александра хорошо вписалась в жизнь двора. Её царственная походка, всегда приветливое выражение лица, ласковое, доброе обхождение с людьми, а благодаря подражанию императрице умение безупречно одеваться - всё это показывало, что она вполне соответствует званию камер-фрейлины.

Забегая вперёд, надо сказать, что Александра Васильевна прошла всю иерархическую лестницу российского императорского двора: сначала в звании фрейлины Высочайшего двора 1775 , затем камер-фрейлины 1777 , потом статс-дамы 1781 и, наконец, самого высокого звания - её высокопревосходительства обер-гофмейстерины Высочайшего двора 1824. Она имела также звание «кавалерственной дамы Большого креста», то есть I степени ордена Св.

Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — ваше высокопревосходительство. Вся тяжесть повседневной службы ложилась на плечи фрейлин, но и их служебные обязанности не были определены никакими должностными инструкциями. Главной задачей фрейлин было повсеместное следование за императрицей и выполнение всех ее приказаний: они сопровождали императриц во время прогулок, развлекали гостей, а при случае могли и вынести ночной горшок — и это не считалось зазорным. Во взаимоотношениях штатных фрейлин была масса нюансов.

Так, фрейлины императрицы считались старше фрейлин, состоявших при великих княгинях, а те, в свою очередь, старше фрейлин великих княжон. Даже новеньким штатным фрейлинам надлежало сразу быть в курсе всех нюансов придворного этикета. Скидок на молодость, отсутствие опыта никто не делал. Соответственно, в борьбе за штатное место фрейлины при императорском дворе не только боролись и интриговали, но и всерьез готовились к этому. По воспоминаниям мемуариста: «В то время при представлении во дворце к их императорским величествам фрейлины соблюдали придворный этикет: следовало знать, сколько шагов надо было сделать, чтоб подойти к их императорским величествам, как держать при этом голову, глаза и руки, как низко сделать реверанс и как отойти от их императорских величеств; этому этикету прежде обучали балетмейстеры или танцевальные учителя»388. Действительная служба фрейлин при дворе, вопреки распространенному мнению, была достаточно тяжелой.

Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: "Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви". И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание", — пишет он. Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова. Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну "страшненькую" фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне. А сама Екатерина, как пишут, была "не голливудской" внешности.

Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — "Варварины палаты". Закончила, правда, она монахиней. Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов "со всей фамилией". Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе. Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини. Любовница "на полставки" Д. Репродукция картины "Портрет Екатерины Нелидовой".

При дворе живо обсуждали новую любовную историю, хотя ни у одной из них практически не было шансов закончиться свадьбой. Эти "милые интрижки" едва не приводили к крупным скандалам. К слову, Игорь Зимин упоминает, что у таких девушек даже было специальное звание — "дама для особых услуг". Бытует легенда, что жена Петра I Екатерина специально содержала при дворе симпатичных девушек, чтобы все загулы любвеобильного супруга были под контролем. Причём попытки последовательниц императрицы поступить иначе и набрать "только страшненьких" не сильно меняли результат. Можно сказать, мода была такая — переспать с фрейлиной. А лучше не один раз. Обе были фрейлинами при императрицах.

Дальше всех русских правителей в отношениях с любовницами пошёл император Александр II. Так, минимум три его романа с фрейлинами закончились громкими скандалами. Первый из них был около 1833 года, когда в тот момент ещё наследнику престола было 15 лет. Избранницей цесаревича стала фрейлина его матери, Александры Фёдоровны, Наталья Бороздина. Свидетельств о романе практически не сохранилось. Фрейлина Александра Смирнова-Россет писала в своих воспоминаниях, что девушку с "распоряжения императриц" выдали замуж за чиновника Министерства финансов Гавриила Каменского. Следующая пламенная любовь с фрейлиной случилась у Александра в возрасте 20 лет, в 1838 году. И если прошлая фаворитка была дочерью русского генерала, то с родословной Калиновской всё обстояло значительно хуже.

Франц Винтерхальтер - принцесса Бельгии Шарлотта. Франц Ксавер Винтерхальтер принцесса Шарлотта. Сериал Версаль Антуанетта. Франсуа де Трой 1645—1730. Франсуа де Труа. Франсуа де Труа портрет. Франсуа де Труа портрет Аделаиды савойской.

Штефан Седлачек. Stephan Sedlacek , 1868-1936. Галантный век Heinz Pinggera. Художник Stephan Sedlacek картина галантный век. Костюм королевы Элизабет. Карнавальное платье. Взрослый костюм королевы.

Костюм сказочной королевы. Кирстен Данст Мария Антуанетта. Рококо мода Мария Антуанетта. Костюм маркиза 668. Костюм маркиза 7748 , 50-52.. Костюм маркиза 7748 , 56.. Винтерхальтер Франц Ксавер.

Мария-Амалия де Бурбон, Королева Франции. Мария Амели Тереза де Бурбон 1782-1866. Мария Амалия Неаполитанская Королева Франции. Мария Антуанетта арт. Assassins Creed Мария Антуанетта. Мария Антуанетта арты. Мария Антуанетта портрет арт.

Мария Антуанетта эпоха рококо. Стиль Марии Антуанетты рококо. Франц Ксавер Винтерхальтер 1805-1873. Королева Виктория Франц Винтерхальтер. Платье придворной дамы. Miss point платья. Косплей русский придворный наряд.

Мария-Антуанетта Королева Франции. Королева Мария Антуанетта портреты. Мария Антуанетта портрет. Мария Антуанетта Габсбург. Придворная жизнь схема. Колокольчики придворные дамы. Придворная дама и синоним.

Придворная дама лень. Вильгельмина Гессен-Кассельская. Антуан Пэн рококо. Барбарина Кампанини. Антуан Пэн картины. Луиза Мария Бурбон-Сицилийская. Мария Тереза де Бурбон.

Мария Тереза Бурбон-Неаполитанская. Версаль бал Людовик. Бал Людовика 14. Дворец Людовика 14 Версаль бал. Бал маскарад Версаль 18 век. Никола де Ларжильер, Элизабет де Боарнэ. Никола де Ларжильер женский портрет.

Портрет Елизаветы де Богарне. Никола де Ларжильер портрет герцогини в Красном платье. Платье придворной дамы для девочки. Бальное платье придворной дамы. Одежда придворной дамы. Платья фрейлин 18 века французской королевы. Фрейлины 16-17 века.

Фрейлина наряд. Фрейлины Екатерины Великой Наряды. Фрейлины Елизаветы Петровны портреты. Парик театральный Мария Антуанетта.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Королевы были обязаны рождать дитя на глазах придворных — живых свидетелей
  • Значение словосочетания ПРИДВОРНАЯ ДАМА. Что такое ПРИДВОРНАЯ ДАМА?
  • Придворная дама Царицы наук
  • Альбом "Придворных дамских нарядов": kazanocheka — LiveJournal
  • Придворная дама. Свита императрицы. Фрейлины Екатерины I

Обратите внимание:

  • Статс дамы екатерины 2. Фаворитки императрицы Екатерины II. Уход со службы
  • Что значит придворная дама: история, обязанности и позиция в обществе
  • Королевы были обязаны рождать дитя на глазах придворных — живых свидетелей
  • Кто мог стать фрейлиной

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий