В это время колядующие наряжаются в яркие костюмы, ходят по домам, распевая хозяевам колядки. Как поют колядки и зачем ходят в гостиВ. На Святки в поселке имени Морозова колядуют участники коллектива "Горница" – на радость себе и соседям. Сначала колядовать ходили дети по несколько человек.
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
Колядки на Рождество 2023-2024 для детей: 100 коротких рождественских колядок | Само слово «колядки» отсылает к празднику Коляда. Считается, что название происходит от латинского слова «календы» — в Древнем Риме так назывались первые дни любого месяца. |
Когда посевают, щедруют и колядуют в 2021 году - АстроМагия | В гуляньях или колядках в ночь перед Рождеством участвуют чаще всего молодые люди, которые надевают нарядные красочные костюмы и ходят по домам. Колядующие поют веселые песни под окнами соседей и просят вкусное угощение или пару монеток. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Коляда, коляда, Накануне Рождества! |
Можно ли детям колядовать и когда лучше это делать? | Впереди Коляды шел Карачун – самый короткий день в году, смутное да страшное время. |
Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования
Коляда Дети в этот день колядовали и собирали угощения (Фото: fresher, по лицензии ). «Новосибирские новости» поговорили с хранительницей старинных обычаев, руководителем ярмарки праздников «Златица» Еленой Коневой — и узнали, в каких нарядах принято колядовать и что нужно знать о коляде, прежде чем открыть двери ряженым. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году.
«Люди закрылись». Почему колядование в Воронеже стало праздником только для «своих»
Когда начинаются Колядки в 2023 году. | Колядовать ходят перед Рождеством – вечером с 6 на 7 января. Для проведения обряда необходимо как минимум три человека: звездарь, звонарь, мехоноша. |
Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования | Коляда, коляда, Накануне Рождества! |
Колядовать, щедровать, посевать: как правильно и когда?
Именно ему приписывают изобретение иконостаса, а также авторство множества проповедей. Вечер этого дня назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Дело в том, что в период святок, и особенно на старый Новый год - с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. Колядующие стучатся в двери домов и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа, воспевается тепло домашнего очага и желают радости в новом году, хорошего урожая, богатства и процветания. А хозяева одаривают их угощением или приглашают к праздничному столу. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов.
Добавьте новости "Курьер. Бердск" в избранное - и Яндекс будет показывать их выше остальных. Если вы станете очевидцем чрезвычайного происшествия или чего-то необычного, вы можете делиться с нами новостями! Добавляйте в свои телефоны наш номер 8953-878-90-10 WhatsApp и подписывайтесь на аккаунт в Instagram.
Напомним, делиться новостями вы по-прежнему можете на странице Курьер. Бердск в соцсети Вконтакте , в рубрике Сообщи свои новости на сайте kurer-sreda.
Из-за того, что это слишком давняя традиция, в современной культуре все почти объединилось.
Если раньше колядовать начинали с вечера 6 января и заканчивали 8 числа, то сейчас могут прийти в любой день — с 6 по 19 января. По традициям коляда должна длиться 3 дня: с 6 по 8 января. Начиная с Рождества ходить по домам можно было только в два дня: на 7 число и на Щедрый сочельник 13 января.
Все остальное время, девушки и юноши гадали, знакомились и пытались наладить свою будущую жизнь. В Беларуси традиция похожая: там также начинают собирать угощения 6. Весь обряд очень похож — сначала гулянья, хождение по домам, а потом гадание.
Какого числа щедруют и посевают 13 января щедруют, 14-го посевают. Два очень важных обряда — щедрость и посев. Не нужно объединять все в одно.
Во время колядок восхваляли Коляду. Сначала это был языческий обряд. Нужно было задобрить Бога, чтобы год выдался удачным и щедрым.
Потом, с принятием Христианства, его оставили, превратив в Святую Ночь. Во время Старого Нового года люди могут попросить в дом щедрость и достаток. Это один из обрядов.
Во время него ряженые тоже ходят по домам, чтобы хозяева проявили к ним щедрость. Если не пустить — можно обречь себя на нищету в будущем году. Посев — ритуал, во время которого сеют злаки.
Таким образом можно привлечь счастье и удачу в свой дом. Это могут делать только мужчины, по поверьям их рука приносит достаток. Сеять можно только пшеницу, ячмень и рожь.
Необходимо собрать как можно больше разных зерен.
Наталия Лавриченко 08:13, 11 января 2022 Что из себя представляют современные колядки? Смыслом коляды всегда считалось прославление: ряженые ходят по домам, прославляют силы природы и желают хозяевам благополучия и процветания. Считается, что все пожелания в эти дни сбываются. Хоть праздник этот и древний, но атрибуты сохранились до наших дней: люди наряжаются в разных зверей, цыганские одежды, надевают маски, ходят с колядками по домам, устраивают игры, поют колядные песни. Фото: Елена Конева Когда можно колядовать? Колядки проходят в святочный период, который длится две недели. Колядовать можно начиная с Рождества и до самого Крещения.
Мы ходим колядовать каждый год, и многие нас уже знают, пишут в соцсетях свои адреса — просят прийти поздравить.
Я иду на коляду: что нужно знать про ряженых
Колядующие, щедровальники, посевальники ходят в гости: к родственникам, друзьям, крестным, соседям. Коляда́ — славянское народное название рождественского сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. В Болгарии накануне Рождества коледари ходят по улицам и славят Христа. В Румынии колядуют как молодые люди, так и уважаемые отцы семейств: рождественские колядки исполняют взрослые, а новогодние – дети.
Когда колядуют в России в 2024 году
Коляда Дети в этот день колядовали и собирали угощения (Фото: fresher, по лицензии ). Новотроицк Новости Новости религииКак отмечать и можно ли колядовать? — Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. Совершается в зимний период, главным образом на Святки, сопровождается исполнением колядок.
Колядки: как и когда правильно колядовать
В канун нынешнего праздника Рождества было принято задабривать Коляду — повелителя времени. Когда Князь Владимир крестил Русь, было решено не добавлять масла в огонь и привязать старые праздники к новым. Со временем все переплелось настолько тесно, что языческий праздник стал православным. Теперь прославляют Иисуса Христа, а от наследия осталось только название. Основная цель оставалась прежней — получить удачу на целый год вперед. Главная ценность — хороший урожай, который поможет пережить следующую зиму. Поэтому такой праздник был чрезвычайно важен — к нему относились с почтением.
С самого начала выделялось три основных этапа: Подготовка. Люди сами шили костюмы, учили песни, ставили небольшие номера. В основном этим занималась молодежь. Нужно было себе придумать запоминающийся образ. На Руси это часто был козел. Походы по домам.
Молодые парни и девушки собирались небольшими компаниями по 5-10 человек и начинали обходить дома. Их нельзя было не пустить — иначе весь год будет преследовать неудача. Единственное исключение — если кого-то постигло несчастье или в доме умер человек. Когда молодежь показывала представление, им нужно было обязательно что-то дать. В основном предлагали конфеты, выпечку, варенье. Очень редко давали деньги — это считались слишком расточительным.
Могли пригласить к столу, но все равно что-то дарили. По окончанию похода все подарки разделялись поровну между всеми участниками. Так могло продолжаться до ночи. На следующий день все повторялось, вплоть до 9 января.
Когда хозяева выносили угощение, коза вскакивала и продолжала плясать, а колядовщики допевали песню и желали процветания отзывчивому хозяину. Где коза ходит — там жито родит, Где коза хвостом — там жито кустом, Где коза ногою — там жито копною, Где коза рогом — там жито стогом. Колядовщики могли собрать столько угощений, что их приходилось возить на телеге, — так сильно каждый хозяин хотел улучшить свой достаток в наступившем году. Посевание Как уже говорили раньше, обряд посевания проводили по утрам дети, которые обсыпали дома и их хозяев зерном и желали благополучия, а хозяева угощали посевальников. Молодое поколение интересуется аутентичной культурой. Например, в нашем фолк-проекте «Гать» трое из пяти участников моложе 25 лет. Много молодёжи в московских ансамблях, в Санкт-Петербурге есть молодёжный центр «Палата ремёсел» — он открыт для всех петербуржцев в возрасте от 14 до 35 лет, желающих заниматься традиционной культурой. В других городах-миллионниках — Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре — тоже немало фольклорных коллективов, средний возраст участников которых меньше 25 лет. Впрочем, интерес к традиционной культуре проявляют не только члены фольклорных ансамблей и их близкие: на этномероприятия приходят люди всех возрастов и с разным культурным багажом.
Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола. Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток. Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались. Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день. Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь. Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол. А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию. Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь. Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки». Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме. Суть игры заключалась в том, что названые родители несколько дней подряд выбирали жениха и невесту, которых потом и сватали, и женили. Все ритуалы и обряды проводили как настоящие. Все играющие и участники игры должны были уметь хорошо петь и танцевать. Приготовления к такой игре начинались ещё осенью. Вот вам и древний театр. Умели-таки развлекаться наши предки. Христианское Колядование. Мы столько говорили о языческом обряде колядования, столько пытались отнекиваться от христианских обычаев, что пришло время поговорить именно о последнем. Христианское колядование происходит накануне Рождества. Те, кто исполняет колядные песнопения, обычно собирается под окнами каждого дома. При этом песни оповещают всех о рождении Иисуса Христа, и призывают всех разделить эту радость со всеми. Удаляясь от дома, колядовщики желают жителям дома здоровья и процветания. В христианской традиции так же принято дарить таким людям подарки и подношения в виде еды. В России по сей день существует два обряда колядования. Первое — это Васильевская коляда. Её ещё называют богатой колядой. Канун перед Новым годом, в России называют Васильевым вечером. В этот день принято провожать старый год богато накрытым столом и весельем. Отсюда и название — богатое колядование. Второе колядование — это Крещенское. Его так же принято называть постным, и он отмечается перед праздником Богоявления. Издавна было принято отмечать приход Рождества всякими добрыми деяниями. Так, например, в старину, цари и господа всякие, избавляли обычный народ от обязанности платить налоги. Было принято так же помилование заключённых. Кстати эта традиция сохранилась и по сей день. Духовники проповедовали прихожанам, что подобный праздник нужно ознаменовать пожертвованиями. Это касалось не только церкви, но и всех тех, кто нуждался в помощи — вдовы, сироты, пожилые и больные люди. Дни, которые были посвящены столь добрым деяниям начали называть Святками, от слова «святость», «святой». Так, что тут можно поспорить насколько языческим является это название, но автор сознательно этого делать не будет, иначе не избежать всяких пересудов на этот счёт. Святки праздновать начинали с двадцать пятого декабря. До сих пор традицией является утреннее славление. Оно заключается в хождении вместе с вертепом, виршами, звездой и рацеями.
Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу , а также почитаемых святых. Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.
Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать
Колядки были важной частью древнего фольклора. Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу , а также почитаемых святых.
Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными».
По христианскому календарю - это день преподобной Мелании. Меланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василием-Луной известить хозяев о последующих торжествах.
Утром этого дня начинают готовить вторую обрядовую кутью - щедрую. В отличие от "богатой" что на Рождество ее можно заправлять скоромниною. Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с сыром, чтобы одаривать щедровальников и посевальщиков.
Вечером и до полуночи щедровальники обходят дома. Щедруют преимущественно девушки. Однако, на Меланки ходят также и холостяцкие группы.
Они называются «водить Меланку». Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. Один из них обычно переодет в женское платье - его и называют Меланкой.
Посевание А на следующий день, на Василия, 14 января, когда начинает светать, идут засевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крестным родителям, затем к други родственникам и близким.
Зайдя в дом, посевальщик сеет зерном и приветствует всех с Новым годом.
День перед празднованием Коляды, называли первым Святочным вечером. Вообще Святочные вечера были отведены специально для гаданий и ворожбы. После первого вечера, люди праздновали Коляду, которая не относилась к Святкам. После праздника, следовало ещё пять вечером, когда гадания продолжались. В итоге, всего Святочных вечеров было ровно шесть, и они символизировали тёмную половину года, когда солнце теряет свою былую силу.
Вслед за такими вечерами, приходили святые дни, которые знаменовали светлую половину года, те шесть месяцев, когда силы и энергия солнца были в самом зените. Самым важным ритуалом во время празднования Коляды — это было зажигание нового огня. Древние славяне гасили в поселении все существующие очаги огня. Это символизировало смерть старого солнца, и его цикла. В этот самый миг, землю окутывал мрак и злые силы как никогда становились сильнее. Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение.
Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо. Так для наших предков начинался цикл нового года.
Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти.
Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека.
Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда.
Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали. Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани.
Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили. Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых. Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву. Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью. Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых.
Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками.
А хозяева одаривали звездарей угощениями. Колядование ряженых Ряженые ходили по домам в тёмное время суток — считалось, что восход не должен застать колядовщиков в пути. Рядились, как правило, взрослые, и каждый из них играл свою роль: деда, бабы, цыгана, цыганки, солдата, чёрта, доктора, журавля, волка, тура. Ряженые считались посланцами потустороннего мира, поэтому не пустить их в дом хозяева не могли — считалось, что тогда не будет удачи в новом году. Колядовщики получали от хозяев угощение, которое также могли называть колядой или овсенем, и пели величальные песни, в которых желали хорошего урожая, удачной женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж.
А ещё колядная группа могла петь величание каждому члену семьи отдельно. Колядовщики шутливо грозили хозяину дома, что накажут его, если он не угостит: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Иногда участники водили медведя, настоящего или ряженого, и разыгрывали с ним сценки. Часто водили козу, которая символизировала плодородие и богатство, — в этом случае исполнялись особые песни про козу.