Новости илья репин национальность

Художник Илья Репин — один из немногих мастеров 19-го века, в творчестве которых нашёл своё выражение героизм русского революционного движения. В результате рассмотрения мы решили исправить информацию о национальности Репина с русской на украинскую", — приводит слова Кари РИА "Новости". Художник Илья Репин генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник.

Американский музей поменял национальность Репина и Айвазовского

Портрет и биография Ильи Репина, годы жизни, информация о самых известных произведениях художника с примерами. 30 марта в историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открывается выставка «Илья Репин: известный и неизвестный». Финский художественный музей «Атенеум» объявил о замене национальности выдающегося художника Ильи Репина с русской на украинскую. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Финский художественный музей меняет национальность Ильи Репина на украинскую

30 марта в историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открывается выставка «Илья Репин: известный и неизвестный». Портрет и биография Ильи Репина, годы жизни, информация о самых известных произведениях художника с примерами. Ситуация с происхождением Ильи Муромца может проясниться сейчас, когда на Украине выбран президент Виктор Ющенко.

Финский музей изменил национальность художника Ильи Репина на украинскую

Судя по публикации из финских архивов, престарелого Илью Репина однажды навестила неизвестная ему советская супружеская пара. ИЛЬЯ РЕПИН ЗАПОРОЖЦЫ Если бы Илья Репин жил в наше время, то он точно считался бы украинцем по национальности, ведь родился он в Чугуеве под Харьковом, и предки его были из тех же мест. В 1854-1857 гг. Илья Репин учился черчению и рисованию в школе военных топографов в Чугуеве. По всей видимости, Илья Ефимович Репин знал о месте проживания своих предков до перехода в Чугуев. Илья Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии Российской империи, ныне – Харьковской области.

Самая еврейская картина Репина

Администрация музея Метрополитен в Нью-Йорке решила изменить национальность русских художников Айвазовского и Репина. Финский художественный музей Атенеум изменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую, опираясь на документ о. Илья Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии Российской империи, ныне – Харьковской области.

Репин Илья биография Национальность

В 1874 Илья Ефимович вошел в сообщество передвижников, регулярно выставлял свои творения на их выставках. После возвращения из Франции живописец навестил родной Чугуев, а потом обосновался в Москве. Там он написал известную картину «Царевна Софья», много времени уделял преподаванию. Также в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эту работу высоко оценили критики. В 1893 художник стал членом Петербуржской Академии художеств. До 1900 он жил в этом замечательном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. После Октябрьской революции родной поселок Репина оказался в составе Финляндии.

В 1918 живописца лишили права посещать Россию из-за войны. В 1926 он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем. Художник провел в Финляндии последние годы, он умер 29 сентября 1930. До последнего дня Илья Ефимович трудился, оставался в бодром расположении духа. Личная жизнь Со своей первой супругой Репин познакомился еще в 1869 году. Тогда он только начинал увлекаться портретами. Вера Шевцова, сестра его друга, была первой натурщицей для художника.

На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа [2] ; позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина , Лермонтова , Жуковского , но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху [6].

Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: чёрно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика: Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни [7]. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов — эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной [8]. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И.

Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики [9]. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город [10]. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска — городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович Репин отправился в Петербург [11]. Первый петербургский период 1863—1871 Академия художеств Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Львов , ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени [12]. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.

Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эту сумму за Репина внёс покровитель — руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников , к которому Илья Ефимович обратился за помощью [13]. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

В их число входили Василий Поленов , в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём [14] , и Марк Антокольский , прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине» [15]. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым , в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина [16]. Своим непосредственным наставником он считал Крамского : Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели , показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам [17]. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем [18].

Воскрешение дочери Иаира. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» 1865 , малую золотую медаль за работу «Иов и его друзья» 1869 и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» 1871 [19]. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения…», Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры.

Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь! Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. В один из вечеров, возвращаясь от Крамского, Репин попытался представить, как отреагировали бы его близкие, если бы человеку, «облечённому даром исцелителя», удалось вернуть жизнь Усте — его рано умершей сестре [21] [22]. В результате заданный по академической программе евангельский сюжет воплотился в «живую картину жизни»: Затенённость интерьера в глубине и справа создаёт атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания… Здесь перед нами начало той лирической темы сна и пробуждения, которая привлекала Репина на протяжении всего его творческого пути [23].

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы» [24]. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла [25]. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.

Деньги на поездку — двести рублей — получил от богатых покровителей Васильев [26]. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках [27] : молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра [28]. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом; настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича « Камаринская » Глинки [29] и взятый им с собой томик гомеровской « Илиады » [30]. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин [31] на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей» [32].

Бурлаки на Волге. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости. Он был извещён заранее и, как все серьёзные люди, позировал серьёзно: умело выносил непривычное положение и легко приспособлялся, без помехи ко мне. Каждый из героев полотна несёт в себе печать индивидуальности; в то же время вся группа персонажей, помещённая в « экзистенциальный и примордиальный» ландшафт, напоминает процессию проклятых из « Божественной комедии » Данте [33].

Заказ «Славянского базара» Основная статья: Славянские композиторы К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу [34]. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы « Славянский базар » Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры; не хватало лишь «большого декоративного пятна» [35].

Художник Константин Маковский , к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат, и просил 25 000 рублей [36]. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды [37] ; в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной» [38]. В работу вместе с Репиным включился и Стасов, который, хорошо разбираясь в музыке, собирал материалы в Публичной библиотеке и давал профессиональные советы. Для картины позировали Николай Рубинштейн , Эдуард Направник , Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков ; изображения остальных композиторов, в том числе ушедших из жизни, Репин создавал на основе гравюр и фотографий, найденных Стасовым [39].

В июне 1872 года состоялось открытие «Славянского базара». Представленная публике картина получила много комплиментов, а её автор — массу похвал и поздравлений. Среди тех, кто остался недоволен, был Иван Тургенев : он сказал Репину, что не может «примириться с идеей этой картины» [40] ; позже в письме Стасову писатель назвал полотно Репина «холодным винегретом живых и мёртвых — натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова -Пороховщикова» [41] [42]. Первая семья Жена Вера Алексеевна Отдых.

Портрет В. Репиной, жены художника. Государственная Третьяковская галерея, Москва Корней Чуковский , друживший с Репиным, считал, что первая семья художника «по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству» [43]. Веру Шевцову, сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с её юных лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова , часто собиралась молодёжь.

Со временем Вера и Илья стали общаться чаще. Искусствовед Александра Пистунова , рассказывая о портрете юной невесты Репина, написанном в 1869 году, отмечала, что девушка смотрит на художника так, будто ждёт приглашения на танец: Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле [44]. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались 11 23 февраля 1872 года [45]. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки — сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород , где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков…».

Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский , который «много импровизировал, пел и играл» [46]. Первый брак Репина длился пятнадцать лет. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость.

Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга: Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье? Судьбы детей Осенний букет.

Портрет Веры Ильиничны Репиной, дочери художника. Государственная Третьяковская галерея, Москва Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» 1882 , в которой «не слишком привлекательное, скорее, недоброе», по мнению искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , лицо заснувшей женщины смягчается «обаятельной лирикой» художника [48]. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Прежде всего это касается двух его картин — «Стрекоза» 1884 и « Осенний букет » 1892 [49]. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти; свидетельством тому — некоторое несовпадение фона и фигуры [50].

Бенуа и С. Дягилева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова , Н. Семья Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова. Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах Куоккала , в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году. Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился. Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же.

При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp. В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы.

Генеалогия Репин статья Бучастая

Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова , которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога [80]. Портрет Тургенева Портрет И. Государственная Третьяковская галерея, Москва Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам» [81]. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге [82] ; позже они встретились в Париже. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо [83]. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло; вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота… Увы, портрет вышел сух и скучен» [84]. Третьяков, получивший в свою коллекцию портрет Тургенева, не скрывал неудовольствия.

Картина с изображением Ивана Сергеевича ушла от него в галерею Кузьмы Солдатёнкова , от него попала к Савве Мамонтову , затем в Румянцевский музей и в 1920-х годах вернулась в Третьяковскую галерею [85]. В январе 1879 года, когда Тургенев приехал в Москву, Третьяков, так и не оставивший мечту получить хороший портрет писателя, организовал у себя дома встречу Ильи Ефимовича и Ивана Сергеевича. Сеансы возобновились, и к весне картина была готова. Однако её демонстрация на 7-й выставке передвижников не принесла художнику ничего, кроме отрицательных эмоций: рецензенты увидели на голове писателя «взбитое мыло», а созданный образ сравнивали с «каким-то стареньким селадоном » [86]. Стасов, признав, что вторая попытка тоже оказалась безуспешной, отметил: Репина постигла в этом случае общая участь: кто ни писал портрет Тургенева, все потерпели неудачу, ни одному живописцу нашему не удалось передать лицо и фигуру знаменитого русского писателя [87]. Его порождает белесоватая окраска словно выгоревшего от зноя неба, насыщенный пылью раскалённый воздух и господствующие в картине пятна коричневато-серых крестьянских одежд.

Между 1880 и 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва Три года ушло у Репина на создание картины «Крестный ход в Курской губернии», которую первоначально художник называл «Чудотворной иконой». Для сбора материалов он ездил в Курскую губернию , Киев и Чернигов. В людском потоке выделяются не менее семидесяти фигур с «ясными характеристиками»; из множества лиц и настроений складывается «целостная картина народной жизни» 1880-х годов [30]. Социальные типажи обозначены не только в тех персонажах, что находятся на переднем плане горбун и барыня , но и во «второстепенных» образах — таких, как представитель власти, замахнувшийся нагайкой на нарушителя порядка [90]. Если в год окончания полотна обозреватель петербургской газеты « Новое время » увидел в ней «не беспристрастное изображение русской действительности, а только изобличение взглядов художника на жизнь» [91] , то уже в 1930-е годы Игорь Грабарь считал, что эта картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России» [92] [93].

Репин и Толстой Пахарь. Лев Толстой на пашне. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Инициатором знакомства Льва Толстого и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила» [94]. Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож»: Я был так ошеломлён его посещением неожиданным и так же неожиданным уходом хотя он пробыл около двух часов, но мне показалось не более четверти часа , что я по рассеянности забыл даже спросить, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет… Напишите мне, пожалуйста, его адрес, где можно найти [95] [96]. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.

Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж [97]. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ему достался участок в районе Смоленского рынка , включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов; подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие [98].

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне , создал несколько портретов Толстого самые известные — «Л. Толстой за письменным столом» 1887 , «Л. Толстой в кресле с книгой в руках» 1887 , «Л. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» 1891 , а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах [99]. Картина «Л. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы [100].

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов; Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур» [101]. В сентябрьском номере издания «Новости и биржевая газета» за 1887 год появилась статья Стасова о том, что Толстой, изображённый Репиным, напоминает ему загорелых бурлаков: «То же выражение силы, преданности своему делу, тот же беспредельно национальный тип и склад». Особое внимание критик уделил лошадкам — по его мнению, каждая из них обладает своим характером: одна кротко «исправляет свою службу», другая демонстрирует живость и непокорность [102] [103]. В 1901 году Репин написал портрет «босоногого» Толстого. Писатель, редко ходивший босиком, был недоволен тем, что художник изобразил его без обуви.

Он говорил: «Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостаёт только, чтобы меня изобразили без панталон » [104]. Государственная Третьяковская галерея, Москва С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича; тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Как вспоминал композитор Борис Асафьев , порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле — художник любил слушать « Хованщину » [105]. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически» [106].

Художник немедленно выехал в столицу, чтобы навестить заболевшего товарища. В госпитальной палате Репин в течение четырёх дней — со 2 по 5 марта — писал портрет Мусоргского. Мольберта для поездки в Петербург Илья Ефимович не взял, поэтому работа велась возле стола, за которым сидел композитор [107]. По мнению исследователей, художник не пытался скрыть «человеческих слабостей» композитора, но даже в больничном одеянии, с пристальным и в то же время отрешённым взглядом, Мусоргский выглядит человеком «красивым и духовно великим» [108]. На зрителей портрет композитора, скончавшегося через несколько дней после визита Репина, произвёл большое впечатление. Государственная Третьяковская галерея, Москва С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками».

В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы — портреты сторожа и продавца; назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного [110]. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича; при невозможности встретиться они обменивались письмами [110] или короткими записками: «Если у Вас найдётся свободный часок, заверните ко мне посмотреть портрет Аксакова. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Третьяков» [111].

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь»; Репин в ответ объяснил, что не может согласиться со мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе [112]. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений; так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского — в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение» [113]. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически; в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым , Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея» [114]. Репин долгое время вынашивал мечту написать портрет самого Третьякова, однако меценат наотрез отказывался позировать.

Тем не менее зимой 1882 года совместная работа началась; она продолжалась вплоть до отъезда Ильи Ефимовича из Москвы и была завершена уже в Петербурге. Зная, что у родных Павла Михайловича были замечания к его портрету, Репин уже после смерти мецената создал второй вариант картины [115]. Прибыв в декабре 1898 года на похороны Третьякова, Илья Ефимович написал: Вот свалился дуб могучий, развесистый, под ветвями его широкими сколько жило и благоденствовало хороших русских художников… А вот как настанет временное оскудение, мелочь, тогда поймут ушедшую вдаль эпоху и удивятся её грандиозности, оценят и искусство, и собирателя [116]. Второй петербургский период 1882—1900 Накануне переезда в столицу Репин признавался в одном из писем, что Москва начинает утомлять его. Наступившее пресыщение вкупе с настойчивыми уговорами Стасова и Крамского привели к тому, что осенью 1882 года 38-летний художник вернулся в город своей молодости. С собой он привёз немалый багаж, основу которого составляли наброски к начатым работам — «Запорожцы», «Арест пропагандиста», «Перед исповедью» в советском искусствознании картина именовалась «Отказ от исповеди» , «Иван Грозный», а также сотни рисунков и этюдов на самые разные темы [117].

Государственная Третьяковская галерея, Москва Рождению исторического полотна, созданного «по мотивам» одного из сюжетов « Истории государства Российского », предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки» [118]. Работа началась с выбора натуры. Репин искал нужные лица везде — всматривался в прохожих на улицах, обращался к знакомым. Образ Ивана Грозного, по мнению Ильи Ефимовича, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова , который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины [119]. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин.

Отвечая на вопросы о том, почему при написании профиля царевича выбор пал именно на Всеволода Михайловича, Репин отмечал: В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть.

Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894 — 1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898 — 1899 гг. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.

Кустодиев и И. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Внешние изображения А. Горький, В. Стасов и И. Репин в «Пенатах» В 1899 году Репин женился на Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты».

Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Сейчас Пенаты усадьба — музей-усадьба художника И. Репина, расположенная в посёлке Репино бывш.

Куоккала Курортного района Санкт-Петербурга; памятник архитектуры федеральный , Приморское шоссе, 411. Художник знал украинский язык и историю украинского народа. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Неудовлетворённый решением комиссии, вышел из её состава, как и некоторые украинские художники.

Илья Ефимович лично сделал несколько черновиков проекта памятника, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его "апостолом свободы". Розвадовский намеревался создать художественную открытку, вырученные деньги от которой были направлены на сооружение памятника. Для этого Репин написал акварелью "Прометея" из поэмы Шевченко "Кавказ". Также он стал членом-основателем Общества по охране памятников Т.

Шевченко, устав которого не был утверждён правительством. Репин оказывал помощь комитету при Обществе изящных искусств им. Верещагина в г. Также он являлся почётным членом Киевского литературно-артистического общества и Киевского общества древностей и искусства.

Он был знаком со многими деятелями финской культуры, например с художником Альбертом Эдельфельтом и с поэтом Эйно Лейно.

Крамского , И. Тургенева , В. Гаршина , В. Самойлова , М.

Щепкина , баронессы Икскуль и многих других. Здесь им созданы картины «Белорус» 1892 , «Осенний букет» 1892 , «Охотник с ружьём» 1892 , «Дуэль» 1896 , «Портрет сына Юрия на террасе Здравнёвкого дома» 1896 и другие, ряд этюдов. В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894 — 1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898 — 1899 гг.

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Кустодиев и И. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Внешние изображения А. Горький, В. Стасов и И. Репин в «Пенатах» В 1899 году Репин женился на Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты». Там он провёл последние тридцать лет жизни.

Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Сейчас Пенаты усадьба — музей-усадьба художника И. Репина, расположенная в посёлке Репино бывш. Куоккала Курортного района Санкт-Петербурга; памятник архитектуры федеральный , Приморское шоссе, 411. Художник знал украинский язык и историю украинского народа.

Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Неудовлетворённый решением комиссии, вышел из её состава, как и некоторые украинские художники. Илья Ефимович лично сделал несколько черновиков проекта памятника, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его "апостолом свободы". Розвадовский намеревался создать художественную открытку, вырученные деньги от которой были направлены на сооружение памятника.

Потом прозвучали обвинения в плагиате.

Это последнее утверждение, хотя и было затем публично опровергнуто, имело под собой известное основание. Шварц написал удостоенную награды картину"43. Приведем далее краткий список основных произведений искусства, в которых так или иначе затрагивается личность первого Русского Царя. Живописное полотно П. Плешанова "Иван Грозный и протоиерей Сильвестр, упрекающий Его в варварстве".

Выход в свет исторической драмы в стихах поэта Л. Мея "Псковитянка, начатой в 1849 г. Картон художника В. Шварца "Иван Грозный у тела убитого Им сына в Александровской слободе", выставленный перед публикой и вызвавший широкий интерес. Картина М.

Пескова "Кулачный бой при Иване Грозном". В журнале "Русский вестник" напечатан роман "Князь Серебряный" гр. Теме Царя Иоанна 4 посвящены также его баллады 1840-х гг. Первая инсценировка "Князя Серебряного". Иллюстрации В.

Шварца к роману "Князь Серебряный" тушь, перо. Первоначальный эскиз переведен В. Шварцем в картину "Иоанн Грозный у тела убитого Им сына". Публикация первой части драматической трилогии "Смерть Иоанна Грозного" гр. Шварца, особенно запомнившимися И.

Музыку написал композитор А. Серов, из выкрестов, также близкий знакомый Ильи Ефимовича. В том же театре была поставлена пьеса А. Островского "Василиса Мелентьевна", написанная им совместно с директором Императорских театров С. Исполнение симфонического произведения А.

Рубинштейна "Иван Грозный". Картина художника Г. Седова "Иван Грозный и Малюта Скуратов". Статуя М. Антокольского "Иван Грозный".

Постановка в Мариинском театре оперы Н. Римского-Корсакова "Псковитянка" на слова одноименной исторической драмы Л. Премьера в Мариинском театры оперы П. Чайковского "Опричник" на основе стихотворной драмы И. Полотно художника А.

Литовченко "Иван Грозный показывает драгоценности английскому послу Горсею". Картина В. Пукирева "Филипп митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе". Полотно Н. Опера "Князь Серебряный" М.

Большая золотая медаль на Академической выставке присуждена живописцу С. Следующее место в этом ряду заняло полотно И. Глядя на этот внушительный список, трудно не согласиться с исследователем, пишущим, что "образ Грозного в эпоху Великих реформ прожил целую жизнь, [... Но для суда, как известно, потребны обвинения. Если таковых не находилось, их придумывали.

В трагедии "Смерть Иоанна Грозного" гр. Толстой вкладывает в уста Царя всецело выдуманное заявление об умышленном убийстве Им сына47: Нарочно я, с намерением, с волей, Его убил! Иль из ума я выжил, Что уж и сам не знал, куда колол? Нет - я убил его нарочно! Навзнич Упал он, кровью обливаясь; руки Мне лобызал и, умирая, грех мой Великий отпустил мне...

Тот же Л. Мей в своей "Псковитянке" пишет о самоубийстве мифической внебрачной дочери Грозного Царя. При этом выдуманная "жертва" вместе с возлюбленным взывают к псковичам оказать вооруженное сопротивление подходящему к вольному Пскову Царскому войску, противопоставляя Псковскую республику Московскому Самодержавию. Впечатление от поэтического произведения было многократно увеличено постановкой на сцене оперы Н. Именно благодаря подобным произведениям "образ Грозного как царя-детоубийцы приобретал актуальное политическое содержание: деспотизм губит будущее"48.

Таковой, собственно, была и концепция И. С Историей на ты?.. Первая из исторических картина И. Репина была задумана им еще в 1877 году. Писал он ее недолго: в конце октября 1878 года начал собирать подготовительные материалы портреты, костюмы и т.

Картина - редкий случай - Репиным не переписывалась. Так появилась репинская "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году". Резко отрицательно о ней высказались П. Третьяков, В. Суриков, М.

Мусоргский и даже В. Последний признал Репина вообще неспособным к исторической живописи. Не видя всего этого в действительности, Репин вынужден был "сочинять", он "сочиняет" позу, выражение, взгляд своих исторических личностей"49. После этого отзыва Репин на полгода прекратил свою переписку с учителем. Суриков своему собеседнику, показывая голову девушки с сильным, скулистым лицом, - вот Царевна Софья, какой должна была быть, а совсем не такой, как у Репина.

Стрельцы разве могли за такой рыхлой бабой пойти? Их вот такая красота могла волновать; взмах бровей, может быть... Вот точно такая же, как некоторые наши купчихи, бабы, содержащие постоялые дворы и т. Это ничего, что она знала языки, переводила, правила государством, она в то же время могла собственноручно отодрать девку за волосы и пр. Серова урожденная Бергман - содержательница притона нигилистов "маленькая фигурка восточного типа"52 и муж и она сама происходили из евреев-выкрестов53.

Вот как о духе совращения и растления, царившем в серовском салоне, свидетельствовал сам И. Репин - учивший впоследствии их сына - известного художника В. Серова: "... По кодексу круга нигилисток, к которому она [В. Серова] серьезно относилась и строго принадлежала, она изучала с особым усердием запрещенную тогда литературу [...

Забавен был рассказ об обряде посвящения молодой провинциальной поповны или светской барышни в орден нигилисток. Молодая, здоровая, с пышными волосами, большею частью провинциалка, большею частью дочь священника, робко, с благоговением переступала порог заседания организационного комитета.

Особо резвым псевдоэкспертам, изменившим национальность художника Репина, дали совет

Бабушка — Анастасия Титовна Репина в девичестве Костромытина. Тётя Марфа Васильевна, по мужу Радова, была крёстной матерью И. Её муж мастер серебряных дел Радов Иван Федорович был написан Репиным под названием «Мужик с дурным глазом». Крестным отцом И. Репина был чугуевский портной Касьянов.

Малявин, А. Остроумова-Лебедева, Н. Непосредственный наставник В. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. Стасова, творчество Репина - «энциклопедия пореформенной России».

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, расположенном недалеко от Харькова. Его дед по отцовской линии - неслуживый казак Василий Ефимович Репин - вёл торговлю и владел постоялым двором. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Отец художника Ефим Васильевич 1804-1894 был в семье старшим из детей.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника. Дед художника по материнской линии - Степан Васильевич Бочаров - также много лет отдал военной службе. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: черно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов - эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город.

Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска — городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей.

Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. При разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма серьёзно повлияла на художника. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» , а Рафаэль показался «скучным и устаревшим». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе», свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика. Вернувшись в Россию, Репин в течение года - с октября 1876 по сентябрь 1877-го - жил и работал в родном Чугуеве. Все эти месяцы он вёл переписку с Поленовым, предлагая тому поселиться в Москве. Переезд оказался сложным: Илья Ефимович, как он сам сообщал Стасову, вёз с собой «большой запас художественного добра», который долго стоял нераспакованным из-за свалившей Репина малярии. После выздоровления художник сообщил Крамскому, что решил вступить в Товарищество передвижников. Инициатором знакомства Льва Толстого и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила».

Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож». Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого самые известные - «Л. Толстой за письменным столом» 1887 , «Л. Толстой в кресле с книгой в руках» 1887 , «Л. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» 1891 , а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах.

Картина «Л. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов, а Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур». С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы - портреты сторожа и продавца. Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного.

В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича, при невозможности встретиться они обменивались письмами или короткими записками. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений. Так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского - в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной - в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции. Картина, работа над которой была завершена в 1886 году, находилась в первом зале второго этажа Большого Кремлёвского дворца.

После революции её сняли и убрали в хранилище, а на освободившееся место повесили полотно художника Исаака Бродского «Выступление В. Ленина на II конгрессе Коминтерна». Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи.

Однако, решение вызвало негативную реакцию со стороны Российского посольства в Финляндии, которое назвало это русофобской акцией, противоречащей здравому смыслу. Стоит отметить, что и ранее некоторые другие крупные музеи, такие как Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Национальная галерея в Лондоне, указывали Репина как украинского художника.

Художник Илья Ефимович Репин (генеалогия)

Так интересно, так интересно! Я стал думать: «Вот если бы мне уйти также куда-нибудь во Фраческую гору спасаться…» Один… мне страшно стало… …Я задумал сделаться святым и стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя на небо…». Центром Репинских торжеств в Чугуеве 5 августа традиционно является мемориальный дом-музей в центре города, в котором уже знаменитый художник Илья Ефимович Репин жил вместе с семьей в 1876-1877 годах.

Светлый «аракчеевский» домик, вымощенный двор, сад, обнесенный украинским плетнем. По плетню вьются декоративная фасоль и «крученый паныч», в саду и под окнами — любимые художником разноцветные мальвы, желто-оранжевые бархатцы, розовые и пунцовые пионы. И дом в Пенатах, и дом в Здравнево были сначала разрушены, а затем восстановлены, и только чугуевский музейный дом — аутентичный. Поэтому главной темой для нас стало изучение той исторической среды, в которой пребывал художник и в детстве, и в юности, и во время своих приездов, — рассказывает директор Художественно-мемориального музея И.

Репина Светлана Бучастая. В экспозиции музея есть несколько подлинников репинских картин и икон, в том числе — икона юного Репина «Христос в терновом венце», предположительно датируемая 1858 годом. Скульптура художника во дворе мемориальной усадьбы Программа «репинских именин» всегда обширная и разнообразная — митинги, праздничные концерты, представления, чаепития… Фото из архива Художественно-мемориального музея И. Репина, г.

Чугуев Фото из архива Художественно-мемориального музея И.

Это было то, что мне нужно для моего царевича [120]. Картина была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников.

В защиту полотна выступили многие деятели культуры; благодаря их хлопотам, а также стараниям художника Алексея Боголюбова запрет был снят [121]. Между 1884 и 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва История произведения «Не ждали», над которым Репин работал в 1883—1888 годах, началась с небольшой картины.

На ней была изображена молодая курсистка появляющаяся в комнате после длительной отлучки [122]. Позже, развивая тему, художник заменил героиню мужчиной — «блудным сыном», который, входя в дом, приостанавливается и вопрошающе глядит на пожилую женщину — свою мать [123]. Сюжет изначально был построен только на «психологических характеристиках» персонажей, однако в первых вариантах, «не доверяя себе», Илья Ефимович включал в действие ещё двух персонажей — «какого-то старика» и отца героя [124].

Позже, поняв, что реакция матери, жены, детей и стоящей в дверях горничной воспроизведена точно, Репин решил обойтись без дополнительных «разъясняющих фигур» [125]. Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко, изображения императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ сострадания и искупления, связываемый интеллигентами-революционерами со своей миссией.

Квартирой для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Дом был многолюдный, поэтому для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова [124]. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, поэтому голову героя художник переписывал многократно.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению» [126]. Репин и Гаршин Портрет В. Метрополитен-музей, Нью-Йорк Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице , куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече — Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Сеансы проходили в мастерской Репина, и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно, излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел» [127]. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

В письме своему товарищу В. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности» — человек с сильным характером. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению [128].

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко , был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге 1887 и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела» [129]. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов [130]. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее [131].

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина 1891 , двенадцатью годами работы. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи , дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу , Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану [132]. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

Между 1878 и 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Летом 1880 года Репин вместе с учеником Валентином Серовым выехал в Малороссию; через восемь лет он совершил второе путешествие вместе с сыном Юрием. Работая на этюдах, художник рисовал всё, что может пригодиться для полотна: хаты, утварь, костюмы, оружие.

Своё состояние одержимости художник называл «творческим запоем», а будущих персонажей картины — «весёлым народом» [133] [134]. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк , зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза — для другого [135].

Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого , атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича — музыковед Александр Рубец хохочущий казак , коллекционер Василий Тарновский человек в шапке , художник Кузнецов [136] , сын Варвары Икскуль-Гильденбандт молодой улыбающийся запорожец и другие [137]. В 1894—1895 годах художники ходили друг к другу в гости, обсуждали планы по созданию нового объединения живописцев.

В ноябре 1898 года, отвечая на вопрос, умирает ли декадентство, Репин отметил, что нет: Всякое новое направление в искусстве имеет в своей сути нечто вечное и своими лучшими произведениями вносит в сферу искусства освежающие мотивы. Все роды искусства имеют своих поклонников, своих потребителей. Борьба против них, по-моему, и не законна и бесполезна.

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева — 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала « Мир искусства », где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина [141]. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева; тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина [142].

В журнале сотрудничали ученики Репина В. Серов, И. Грабарь, А.

Остроумова-Лебедева [143]. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно «Есть вещи интересные своей художественностью, а есть — своей наглостью! Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм » в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности «направленство» — «оплеуха Аполлону », по словам А. Бенуа , в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г.

Мясоедова, Вл. Маковского, Н. Богданова-Бельского , подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья» [143].

Радость безмерная. Стасов, И. Репин, М.

Нестеров, С. Стасов, с которым Репин поссорился около шести лет назад, был, по его собственному признанию, весьма рад разрыву того с «декадентами». Случайно встретившись с Философовым , редактором литературного отдела «Мира искусства», Стасов настаивал на публикации письма Репина на страницах журнала.

Прошло несколько месяцев, но письмо так и не было опубликовано. Видимо, Репин дал понять Дягилеву, что всё-таки обнародует своё письмо, и тогда, 22 марта, Дягилев встретился с художником для обсуждения этого вопроса. Подобное пренебрежение возмутило Репина; он выступил в защиту своих коллег Владимира Маковского , Григория Мясоедова и других: Все, кому близки интересы искусства, удивлены претензией на ту роль, которую желает играть этот художественный журнал.

К Академии художеств он относится свысока. Вышучивая её деятельность, музею Александра III он предписывает как подчинённому убрать из зала то, что редакции не нравится. Вкусы русской публики он берёт под свою опеку… [142] [146] Репин защищал от нападок мирискуссников не только передвижников, но и художников-академистов К.

Флавицкого , И. Айвазовского , Ф. Моллера , оценивая направление «Мира искусства» в целом как декадентское.

В пылу полемики он обрушился с критикой на Огюста Родена , Аксели Галлен-Каллела , Клода Моне , назвав их бойцами за невежество и противопоставив им всем творчество польского «колосса» — художника-академиста Яна Матейко , чьё значение оспаривал в «Мире искусства» Игорь Грабарь [143]. Репин объявлял о том, что он прекращает сотрудничество с журналом. Репина» [147].

Он использовал недавние высказывания художника в том числе статью Репина «В защиту новой Академии художеств» в октябрьском номере «Книжек Недели» 1897 года , чтобы указать на его противоречивые взгляды в вопросах искусства [141]. Статья вызвала недовольство Репина, в письме к Л. Шестаковой он признавал, что, если бы не болезнь Стасова, он опять бы поссорился с ним [141] [148] [149].

Как отмечал в своей монографии «Репин» И. Грабарь, взгляды Репина на искусство имели со взглядами Стасова «коренное различие», и впоследствии оба старались избегать прямых столкновений: «Оба кое-что не договаривают, кое-что смягчают и всеми способами оберегают целость наконец-то наладившихся отношений» [150]. Уже осенью 1899 года Стасов писал Антокольскому о реакции Репина на содержание «декадентского журнала», который попал к нему в руки в доме критика: …он [Репин] с одушевлением восклицал: «Какой журнал.

Другие музеи также пересмотрели биографию художников, которых раньше считали русскими... Основанием для этого послужила информация, полученная от украинских активистов. Москва назвала это решение политически мотивированным. В 2021 году в финском "Атенеуме" совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем была организована большая выставка работ Ильи Репина.

На выставке сообщалось, что русский художник родился на территории нынешней Украины. Рядом с работами Репина, представленными в постоянной экспозиции музея, теперь указано, что по национальности художник — украинец. Многие другие музеи мира тоже начали признавать художников, ранее присвоенных Россией к своему наследию, украинцами. Лукас Стасевский — один из тех, кто выступает за восстановление фактов о личности Репина.

Стасевский — известный в Финляндии музыкант украинского происхождения. В 2021 году он заявил, что на выставке "Атенеум" отсутствует информация об украинском культурном фоне художника. Он написал в "Атенеум" и поднял этот вопрос в СМИ, но информацию, используемую на выставке, не изменили. После начала конфликта на Украине музеи по всему миру заново изучили биографии художников, считающихся русскими.

Куратор "Атенеума" Тимо Хууско Timo Huusko говорит, что об украинских корнях Репина говорили бы больше, если бы выставка художника проводилась сейчас.

Другие музеи обновили информацию о местах рождения художников. Эти перемены привлекли внимание России. Например, в блоге Семеник появились неприятные комментарии. В своей пропаганде Россия обвиняет музеи в принятии "политически мотивированных решений". Помимо Украины, свои права на культурное наследие начали заявлять и другие страны, ранее входившие в состав России и Советского Союза. Почему в России иначе? У музеев нет единого взгляда на вопрос национальности художников. По мнению Оксаны Семеник, важным основанием является культурный фон, хотя, например, у живших под властью Российской империи украинских художников было не так много выбора для получения образования. Они часто учились в России, потому что успех был возможен только в рамках имперской культуры.

Талантливые мастера с колонизированных территорий сразу причислялись к русскому искусству. Такие примеры также найдутся в музыке, литературе и науке. Например, Николай Гоголь считается ключевой фигурой в русской литературе. Хотя Гоголь писал по-русски, он родился на территории Украины и большая часть его творчества основана на элементах украинской культуры.

РЕ́ПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

В официальном заявлении они назвали его «противоречащим элементарному здравому смыслу». Дипломаты отметили, что на выставке работ Репина, проведённой музеем «Атенеум» в 2021 году, ни у кого не возникло сомнений в русской национальной принадлежности художника. На данный момент ситуация вызывает споры и разногласия, и она подчёркивает сложность определения принадлежности искусствоведческих объектов. Национальность художника, его культурное наследие и влияние на искусство нередко становятся предметом споров и разных толкований. Важно учитывать, что творчество превосходит национальные границы и отражает многообразие культур и национальностей.

При этом вопрос национальности знаменитого художника был рассмотрен в связи с организацией выставки «Вопрос времени». Российское посольство в Финляндии уже показало свою реакцию по поводу данного решения. Как заявили в диппредставительстве, это решение противоречит здравому смыслу и направлено на «отмену русской культуры».

Родился в Чугуеве Харьковской области. Фото: paoloayroni. В статье об Айвазовском на этом же сайте в разделе о национальности художника также указано, что он украинец.

На эти изменения обратили внимание в воскресенье в Верховной раде.

При этом мастер пейзажной живописи имеет греческие корни, но никак не украинские. К тому же, Украины в то время, как отдельной страны, просто не существовало. В отношении Айвазовского администрация Metropolitanа все же немного «одумалась», уточнив, что художник хоть и украинец, но все-таки имеет армянские корни. Хотя, возможно, логика в отношении Айвазовского и прослеживается, но весьма специфическая. Иван Айвазовский любил жить и творить в Крыму, а Крым, как известно, Америкой до сих пор признается как территория Украины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий