Новости эпопея челюскина год

Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. 27 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялось торжественное заседание Общественного Комитета по подготовке празднования 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» и учреждения звания «Герой Советского Союза». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.

13 февраля 1934 года – Началась «челюскинская эпопея» на льдине

5 ноября 1933 года "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе и отброшен на север в Чукотское. Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. началась героическая челюскинская эпопея! 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места.

Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»

Операция по спасению полярной экспедиции Тем временем вся страна следила за судьбой полярной экспедиции. Сообщение о том, что на льду оказались более 100 человек, в считанные часы облетело и потрясло мир. Куйбышева собрали совещание у С. Каменева, где наметили первые шаги по организации спасения челюскинцев. Совещание еще не закончилось, еще редактировался проект постановления о намечаемых мероприятиях, как стало известно, что по инициативе И. Сталина создана правительственная комиссия по оказанию помощи челюскинцам. Через несколько часов она приступила к работе. Операция по спасению разрабатывалась с поистине глобальным размахом.

По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы «Смоленск», «Сталинград» и «Совет». В конце марта из Ленинграда на запад и далее через Панамский канал вышел ледокол «Красин» [19]. При этом в возможность спасения верили далеко не все специалисты. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Северного Ледовитого океана, тогда еще не было. Поэтому основные надежды возлагались на авиацию, и именно полярная авиация сыграла главную роль в спасении полярников.

В это время на Чукотке находился экипаж А. Ляпидевского с самолетом АНТ-4. Первую посадку в лагере челюскинцев он совершил 5 марта 1934 г. До этого экипаж совершил 28 вылетов, удачным оказался только 29-й: найти дрейфующий полярный лагерь в периодически опускающемся тумане было нелегко. При этом А. Первым же рейсом самолет АНТ-4 вывез из лагеря 10 женщин и двоих детей, однако в следующий раз у самолета отказал двигатель, и его экипаж вынужден был присоединиться к челюскинцам [20]. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов.

Первая группа летчиков — М. Слепнев и С. Леваневский — была отправлена из Москвы через Европу, Атлантику, Соединенные Штаты на Аляску, где их ждали закупленные советским правительством у компании «Pan American» два самолета «Флейстер». Слепнев был опытным полярником. Северный же опыт Леваневского составлял около года. От Москвы до Аляски летчики добирались на поездах и пароходах, но заключительный этап с Аляски до Чукотки был самым трудным: из-за непогоды С. Леваневский с Г.

Ушаковым лишь 26 марта сумели вылететь из Фербенкса, но до Нома добрались только 28-го. Ушаков на этот раз выступал представителем высших партийных и государственных инстанций, ему предстояло ввести руководство погибшего «Челюскина» в курс принятых «наверху» решений и руководить работами по устройству взлетно-посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась. В Номе Ушакова ждала телеграмма обеспокоенной положением дел правительственной комиссии: немедленно вылететь с Леваневским в Ванкарем, а Слепневу до прояснения ситуации ждать в Номе. Вылетев из Нома 29 марта, Леваневский с Ушаковым и американским бортмехаником Армстидтом до Ванкарема так и не добрались. Этот перелет и произошедшую аварию впоследствии широко обсуждали, считая, что Леваневский нарушил приказ приземлиться в Уэлене и самовольно полетел в Ванкарем. Но ни Ушаков, ни Леваневский не подтвердили этот «щекотливый» момент. Оба писали, что по сводке, полученной в Номе, до Уэлена было безоблачно, а в Ванкареме высота нижней кромки составляла 500 м.

Ушаков: «Не заметив над аэродромом Уэлена никаких предупредительных знаков, пилот направил машину дальше на запад к Ванкарему». Сам Леваневский писал, что снизился до 150 м, но «сигналов на аэродроме никаких не выложено» [21]. Наткнувшись над Колючинской губой на большую облачную стену, пилот не сумел забраться выше нее и перешел на бреющий полет, когда самолет начал обледеневать. Дважды счастливо избежав столкновения со скалами, он все-таки сбил правую лыжу о торос, после чего произвел аварийную посадку на фюзеляж у мыса Онман. При посадке Леваневский разбил голову и потерял сознание, остальные не пострадали. Самолет ремонту не подлежал, но есть сведения, что позже, заменив мотор, его восстановили. Добравшись на собаках до Ванкарема, Ушаков возглавил руководство спасательными работами, а Леваневский, немного придя в себя, отправил по адресу «Москва.

Сталину» радиограмму: «Чувствую себя работоспособным и снова готов к работе». Позже утверждали, что она была опубликована, и в ней в высокопарных выражениях сообщалось о готовности к дальнейшему выполнению заданий правительства [22]. Но самолета у Леваневского не было, поэтому летчика на собаках отвезли в Уэлен, на льдину он так и не попал и никого из «ледового лагеря Шмидта» не вывез. Вторая авария до предела накалила обстановку на Чукотке. Снова остро встал вопрос о спасательной партии на собаках. Такую экспедицию подготовили, она могла выступить в течение двух-трех дней, но на льдине оставалось много слабых и пожилых людей. На самолетах необходимо было вывезти как минимум 30—40 человек.

Слепнев, но из-за непогоды вернулся и в Уэлен попал лишь 5 апреля. К этому моменту население ледового лагеря уменьшилось на двух человек: 2 апреля со льдины на своем Ш-2 улетели Бабушкин с Валавиным. Масштабная эвакуация людей со льдины началась 7 апреля. Слепнев с американским бортмехаником У. Левери , вторым после Ляпидевского, прилетел в лагерь Шмидта, доставив туда Г. Ушакова и восемь ездовых собак. Собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому.

Слепнев вывез с льдины пять человек. Самая большая группа самолетов и летчиков была подчинена Н. Это были военные летчики полка разведчиков на самолетах Р-5. Сначала их было четверо: Н. Каманин, Б. Пивенштейн, И. Демиров, Б.

Затем поступил приказ включить в группу полярных летчиков В. Молокова и Ф. Когда Каманин изложил свой план перелета, Фарих высказал несогласие, ссылаясь на незнание Каманиным условий полетов на севере. В результате спора Каманин отстранил Фариха от участия в экспедиции [23]. Группа с пятью самолетами погрузилась во Владивостоке на пароход «Смоленск» и добралась до северной части Камчатки. Далее путь был продолжен на выгруженных самолетах, практически без информации о метеоусловиях и без радиосвязи. На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5.

Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось. Демиров и Б. Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет. Не оказалось в Анадыре и бензина.

Каманин приказал слить бензин из поврежденного самолета, оставив Пивенштейна для его ремонта, а сам в паре с Молоковым продолжил перелет. Высказывалось мнение, что Каманин отнял у Пивенштейна не только самолет, но и лавры героя-спасителя. Но Каманин был военным командиром группы и не имел права по собственной инициативе передавать кому-либо свои функции. Пивенштейн же, отремонтировав подручными средствами самолет, прилетел в Ванкарем и перевозил спасенных челюскинцев в бухту Провидения, где их ждал пароход. Каманин и Молоков, прибыв в Ванкарем, сразу же приступили к полетам в ледовый лагерь. В это время у Шмидта начала прогрессировать застарелая легочная болезнь, и с каждым днем он чувствовал себя все хуже. Однако, не считая себя вправе оставить дело незавершенным, Шмидт категорически отказывался покинуть лагерь.

Вскоре из Москвы на имя Шмидта пришел приказ передать руководство его заместителю Боброву и незамедлительно эвакуироваться на Аляску под опеку американских врачей. По решению правительственной комиссии Шмидт, которого привез со льдины Молоков, 11 апреля был переправлен в больницу города Ном на Аляске. В те дни летчики значительно увеличили «пассажировместимость» своих двухместных Р-5.

Вам удалось превратить Полярную трагедию в настоящее национальное торжество» Б. Шоу об эпопее «Челюскина» История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» позже «Челюскин» был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. Взяв на борт 112 человек, 2 августа, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну навигацию. Командовал пароходом капитан Владимир Воронин, на борту также находился руководитель Главсевморпути и экспедиции Отто Шмидт. Дрейф продолжался почти 5 месяцев.

До чистой воды оставалось несколько километров, однако судно было увлечено назад льдами. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 1 человек погиб. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Все члены экипажа парохода «Челюскин» были спасены.

А вот к острову Врангеля приблизиться не удалось. Дома в разобранном виде, инструменты, команда из 18 человек, провизия остались на корабле. Отто Шмидт решил: когда дойдут до мыса Челюскина, высадят строителей там и они создадут новую станцию полярников. Какое имя ей дать — решали сообща. Итог корабельного вече: раз девочка появилась на белый свет в Карском море — значит надо назвать её Кариной. С тех пор это имя его нет в святцах стало в СССР популярным. Плыла на корабле ещё и полуторагодовалая Аня — дочь супругов-полярников. Вместе с ними руководитель экспедиции поехал на берег — за 25 километров. Там договорился об отправке части экипажа. На нартах удалось перевезти восемь человек, на борту осталось 105. Тем не менее руководитель экспедиции не удержался от восторга: «Всё-таки в одну навигацию мы достигли Берингова пролива! Вылетевшие на разведку лётчики не могли сказать ничего утешительного. До чистой воды расстояние было хотя и недалеко 20 км , но лёд был очень плотный». Зимовка на льдине Отто Шмидт призвал на помощь ледокол «Литке». Несмотря на обилие тяжёлых повреждений, его команда мужественно пробивалась к «Челюскину». Отто Юльевич готовился передать на борт спасателей около половины состава экспедиции, прежде всего женщин и двух малолетних девочек. Но подранок «Литке» не смог приблизиться к зажатому льдом судну и вынужден был повернуть обратно… Вскоре в бухту Провидения прибыли лётчики Ляпидевский и Конкин на АНТ-2. Однако полярная ночь, пурга и низкая температура не дали возможности развернуть полёты. Вот как описал это геодезист Я. Гаккель: «Гряда торосов высотой в шесть метров с грохотом, заглушаемым шумом ветра, приближалась к беспомощному судну. Как только корма упёрлась в прочный лёд, судно было мгновенно смято. Сделав своё дело, льды остановились. Величина пробоины достигала 45 метров. Стиснутый ещё льдами «Челюскин» опускался рывками. Наконец в четыре часа с минутами, высоко задрав корму, «Челюскин» стремительно пошёл ко дну». На лёд высадились 104 человека. Предвидя гибель парохода, Шмидт распорядился заранее переместить грузы к бортам, чтобы в критическую минуту их можно было быстро сбросить на лёд. И когда не осталось сомнений, что «Челюскин» обречён, полярники своевременно выгрузили палатки, спальные мешки, строительные материалы… Благодаря этому затем удалось быстро построить лагерь среди торосов и наладить в нём сносную жизнь. Учёные проводили в лагере исследования Арктики. Они оказались бесценными для дальнейшего освоения Севморпути. Шмидта О. Куйбышева В. Спасательная экспедиция на собаках с берега, так же как пеший переход из лагеря на берег были неприемлемы. По торосистому льду ещё ни одной экспедиции не удавалось делать более 10 километров в день. Даже если бы мы нигде не встречали широких разводьев, которые могли нас надолго задержать, мы всё же должны были иметь в виду переход не менее чем в 25 дней до берега около 150 километров.

Была образована Правительственная комиссия по спасению челюскинцев, председателем которой являлся Валериан Владимирович Куйбышев, советский партийный и политический деятель. Вся страна откликнулась на зов челюскинцев о помощи: были предоставлены суда пароходы «Смоленск», «Сталинград», ледокол «Красин» , самолёты, чукотские собачьи упряжки, аэродромы, еда, жильё. Из-за трудностей перемещения по плавучим льдам Чукотского моря все рассчитывали на авиацию, которая не подвела. Челюскинская эпопея длилась два месяца и завершилась успешно благодаря лётчикам, ставшим первыми Героями Советского Союза: Ляпидевскому А.

"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."

90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине Темой урока была «История «челюскинской эпопеи» и учреждение высшего звания Союза Советских Социалистических Республик «за коллективный подвиг проявленный при спасении людей, терпящих бедствие» — звания «Героя Советского Союза».
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» — 4 ноября 1933 года дрейфующие льды вынесли «Челюскин» в северную часть Берингова пролива.
Героическая эпопея «Челюскина» В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения.
Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин».

Содержание

  • Большая авантюра
  • Журнал Международная жизнь - Эпопея парохода «Челюскин»
  • Главная навигация
  • В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи
  • История спасения «Челюскина»

90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея

А быть может, и подумали, но все же решили рискнуть. Первые льдины встретились пароходу в Карском море уже при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола «Челюскин» преодолел сплошные льды и продолжил движение. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. Но когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении. Затертый паковыми льдами в Чукотском море, «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа. Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. Потом долетели до ледового лагеря и другие летчики... По какой-то причуде Фортуны руководитель экспедиции на «Челюскине» академик Отто Шмидт стал Героем Советского Союза совсем не за эту героическую эпопею. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года его наградили высочайшим советским званием за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1». Его геройская медаль «Золотая Звезда» была уже под номером 35. Тогда летчики считались более героическими, чем полярники...

Про пароход «Челюскин» и эпопею его экспедиции написано много. Но почему-то в советские времена крайне редко объяснялось, чье же имя носит героическое судно. А ведь тут целая история, тоже полярная, тоже героическая, но только произошедшая двумя веками ранее! В 1732 году был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции. В конце июня 1735-го отряд ушел в неведомое плавание за Полярный круг. В 1738 году в Адмиралтействе «слушали доклад по полученному из Камчатской экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». Вопреки распространившемуся мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах Челюскин был уверен: «Начатое свершиться должно»...

Сблизились, команды быстро переместили 900 тонн «чёрного золота» из трюма в трюм. А вот к острову Врангеля приблизиться не удалось. Дома в разобранном виде, инструменты, команда из 18 человек, провизия остались на корабле. Отто Шмидт решил: когда дойдут до мыса Челюскина, высадят строителей там и они создадут новую станцию полярников. Какое имя ей дать — решали сообща. Итог корабельного вече: раз девочка появилась на белый свет в Карском море — значит надо назвать её Кариной. С тех пор это имя его нет в святцах стало в СССР популярным. Плыла на корабле ещё и полуторагодовалая Аня — дочь супругов-полярников. Вместе с ними руководитель экспедиции поехал на берег — за 25 километров.

Там договорился об отправке части экипажа. На нартах удалось перевезти восемь человек, на борту осталось 105. Тем не менее руководитель экспедиции не удержался от восторга: «Всё-таки в одну навигацию мы достигли Берингова пролива! Вылетевшие на разведку лётчики не могли сказать ничего утешительного. До чистой воды расстояние было хотя и недалеко 20 км , но лёд был очень плотный». Зимовка на льдине Отто Шмидт призвал на помощь ледокол «Литке». Несмотря на обилие тяжёлых повреждений, его команда мужественно пробивалась к «Челюскину». Отто Юльевич готовился передать на борт спасателей около половины состава экспедиции, прежде всего женщин и двух малолетних девочек. Но подранок «Литке» не смог приблизиться к зажатому льдом судну и вынужден был повернуть обратно… Вскоре в бухту Провидения прибыли лётчики Ляпидевский и Конкин на АНТ-2.

Однако полярная ночь, пурга и низкая температура не дали возможности развернуть полёты. Вот как описал это геодезист Я. Гаккель: «Гряда торосов высотой в шесть метров с грохотом, заглушаемым шумом ветра, приближалась к беспомощному судну. Как только корма упёрлась в прочный лёд, судно было мгновенно смято. Сделав своё дело, льды остановились. Величина пробоины достигала 45 метров. Стиснутый ещё льдами «Челюскин» опускался рывками. Наконец в четыре часа с минутами, высоко задрав корму, «Челюскин» стремительно пошёл ко дну». На лёд высадились 104 человека.

Предвидя гибель парохода, Шмидт распорядился заранее переместить грузы к бортам, чтобы в критическую минуту их можно было быстро сбросить на лёд. И когда не осталось сомнений, что «Челюскин» обречён, полярники своевременно выгрузили палатки, спальные мешки, строительные материалы… Благодаря этому затем удалось быстро построить лагерь среди торосов и наладить в нём сносную жизнь. Учёные проводили в лагере исследования Арктики. Они оказались бесценными для дальнейшего освоения Севморпути. Шмидта О. Куйбышева В. Спасательная экспедиция на собаках с берега, так же как пеший переход из лагеря на берег были неприемлемы. По торосистому льду ещё ни одной экспедиции не удавалось делать более 10 километров в день.

Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики. В научном плане было широко исследовано Чукотское море: его течения, взаимодействия этих течений, ветра, сопротивление берега движению льда. Были достигнуты результаты научных наблюдений в гидрологии, гидрохимии, гидробиологии, аэрологии, метеорологии. Возвращение в Москву В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение. Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана". Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". Там, где дрейфует лед. Как платформа "Северный полюс" изменит полярную науку Однако всем пессимистам пришлось признать свою неправоту. К 13 апреля 1934 года челюскинцы были спасены. Наградили и двоих американцев — бортмехаников Уильяма Левери и Клайда Армстеда. Им вручили ордена Ленина. По всему пути следования поездов с челюскинцами их встречали огромные толпы народа, на каждой станции звучали поздравления и вручались подарки. Везде челюскинцев встречали и чествовали как настоящих героев. Поиски затонувшего "Челюскина" В разные годы "Челюскин" пытались найти, но всегда безуспешно. В сентябре 2006 года на траулере "Рогачево" на место гибели "Челюскина" вышла экспедиция, руководителем которой стал Олег Кожемяко, тогда губернатор Корякского автономного округа, а начальником — директор Русского подводного музея Алексей Михайлов. В течение нескольких часов Алексей Михайлов, Александр Федосеев и Алексей Кошелев вели площадной поиск и на 13-м галсе обнаружили объект. После того как было определено, что это и есть "Челюскин", начались погружения.

Шмидта возлагалась ответственная задача — отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Пароход, на трудных участках сопровождаемый ледоколами, дошёл до Берингова пролива, но ледяная обстановка не позволила выйти на чистую воду. Вместе со льдами «Челюскин» дрейфовал по Чукотскому морю почти пять месяцев, пока не был раздавлен напирающими торосами 13 февраля. Предусмотрительно выгруженное продовольствие, горючее и строительные материалы позволили челюскинцам разбить ледяной лагерь. Была установлена радиосвязь и начата спасательная операция: челюскинцев эвакуировали по воздуху.

Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине

Благодаря выдержке, профессионализму и мужеству участников экспедиции под руководством О. Шмидта впервые в истории было спасено более 100 человек из совершенно невообразимой и по нынешним временам полярной дали. Ключевая роль выпала на долю авиаторов и радистов. Рисунки победителей конкурса: П. Стараниями сотрудников музея, вологодских коллекционеров, а также художников, был оформлен и открыт для посещения специальный выставочный зал «Полярные Робинзоны». Представлены уникальные артефакты той поры: измерительные и навигационные приборы, карты, личные вещи полярников, радиостанция «ПР 4П», предметы их быта. К этой же дате был приурочен конкурс детского художественного творчества «Во льдах Арктики».

В музее.

Возглавил экспедицию начальник Главсевморпути профессор впоследствии академик О. Шмидт, капитаном парохода был В. Шмидта и в 267 км от мыса Уэлен. Люди успели высадиться на льдину, выгрузили всё необходимое и разбили лагерь. Основные надежды на оказание помощи потерпевшим бедствие были связаны с авиацией. В то время в северных районах страны не было ещё достаточного количества авиабаз с аэродромами, запасами горючего, обеспечением метеоинформацией. Предстояло летать в безлюдной и безориентирной местности на самолётах, которые не были утеплены, оснащались простейшим навигационным оборудованием и не имели радиосвязи. Лётчикам противостояли жестокие морозы, туманы, шквальные ветры, многодневная пурга, обледенение машин, внезапные перемены погоды.

Наиболее близко к лагерю Шмидта — в бухте Лаврентия — оказался полярный лётчик А. После 29 попыток он 5 марта пробился к лагерю, посадил свой двухдвигательный самолёт АНТ-4 на небольшой, окружённый торосами ледовый аэродром и вывез в посёлок Уэлен 10 женщин и двух детей челюскинцам придётся неоднократно готовить аэродромы заново, так как их разрушала подвижка льдов. Позднее, при перелёте в посёлке Ванкарем, где организовывалась главная база, Ляпидевский из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку и не смог более принимать участие в спасательных работах.

Ном на Аляске. Оттуда 29 марта Леваневский вылетел с Ушаковым, но над Чукоткой попал в крайне тяжёлые метеорологические условия; во время аварийной посадки его самолёт получил значительные повреждения и в дальнейших спасательных работах участия принять не смог.

Стартовавший через несколько дней Слепнёв перелетел в Ванкарем, а 7 апреля совершил посадку в лагере, повредив при этом самолёт о ледяную глыбу. В тот же день в лагерь прилетели Н. Каманин командир лётного спасательного отряда, выделенного Особой Дальневосточной армией и В. Молоков входил в группу гражданских лётчиков на самолётах Р-5 и вывезли 5 человек, а Слепнёв после трёхдневного ремонта самолёта вернулся на базу, также взяв 5 человек. На льдину он больше не летал, а переправил вывезенного Молоковым больного Шмидта в Ном этим же рейсом на родину возвратились механики самолётов «Флестер».

Самолёты Р-5 группы Каманина, доставленные по железной дороге, были 2 марта отправлены вместе с экипажами из Владивостока на Чукотку пароходом «Смоленск», однако из-за сложной ледовой обстановки дошли только до мыса Олюторского на Камчатке. В период 7—13 апреля они выполнили по 9 рейсов между базой и лагерем и вывезли соответственно 34 и 39 человек. Для увеличения загрузки самолёта под крылом Р-5 прикрепляли по 2 фанерных футляра для грузовых парашютов, в которых лёжа мог размещаться человек. Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров.

Кренкеля 1937 и 1964 года о том, как проходила эвакуация с борта судна и со льда на материк, о жизни в ледовом лагере.

Михаил Кутюмов. Презентация на встрече. Как взрослыми жителями города, так и молодежью, студентами и школьниками. Выставка вызвала неподдельный интерес. Одно дело "смотреть картинки и тексты в интернете", другое - потрогать артефакты и подержать документы своими руками, - сказала посетительница Наталья Романова организаторам.

Одним из челюскинцев был земляк, вологжанин Борис Александрович Кукушкин, награжденный как и радист Э. Кренкель, орденом Красной Звезды.

13 февраля 1934 года – Началась «челюскинская эпопея» на льдине

В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов. Спасательная экспедиция потребовалась после того, как 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. Happy end челюскинской эпопеи, за которой, затаив дыхание, следил буквально весь мир, показал всем «высокий профессионализм, смелость, отвагу и силу духа всех принимавших в ней участие людей — как челюскинцев, так и спасателей.

Героическая эпопея «Челюскина»

Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. Тысяча лет успеха», представлены экспонаты, связанные с историей полярной экспедиции парохода «Челюскин». Челюскинская эпопея 10 августа 1933 из Мурманска вышел грузо-пассажирский пароход «Челюскин» с заданием пройти за одну навигацию Северный морской путь и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. Очередная подводная археологическая экспедиция Челюскин -70 вышла к месту аварии в 2004 году, ее приурочили к 70-летию гибели «Челюскина». 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя.

Информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея» в Новобахтиаровском б/п

85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя. 90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца. 13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин».

90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея

За эти два часа организованно, без паники выгружены на лёд давно подготовленные аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт.

Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся! Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив.

Желание превратить воды Арктики в регулярную магистраль пытались, правда неудачно, осуществить многие экспедиции при царской власти. И власть Советская мечтала об этом. В 1932 году 28 июня из Архангельска вышел пароход «Александр Сибиряков». Руководил опасной экспедицией видный учёный Отто Шмидт 1891—1956 , возглавлявший Всесоюзный арктический институт. Это был первый в мире проход корабля по Северному Ледовитому океану за одну навигацию. Тогда же было создано Главное управление Севморпути. В нынешнем году у него юбилей — 90-летие. Успех «Александра Сибирякова» вдохновил О. Шмидта взяться за организацию новой экспедиции. Его выбор пал на только что построенный в Копенгагене грузопассажирский пароход ледокольного типа. Советское правительство заказало его для плавания между устьем Лены и Владивостоком, потому и нарекло сначала «Леной». Под таким названием он прибыл 3 июня 1933 года в Ленинград, где его перекрестили в честь знаменитого русского полярника в «Челюскина». Здесь на борт был погружен дополнительный уголь, и 10 августа началась эпопея «Челюскина». В 1934 году редакция газеты «Правда» издала двухтомник «Поход «Челюскина». В нём — написанные, как говорится, по горячим следам свидетельства 64 челюскинцев — участников Великого северного похода. Волнующие душу воспоминания, исторически достоверные факты! В «лихие 90-е» на «Челюскина» было вылито много грязи. Борзописцы-антисоветчики упрекали власть СССР: мол, необдуманно бросила людей на гибель. Как же всё было на самом деле? Цели полярного похода В самом начале первого тома — статья Отто Шмидта о задачах полярного похода парохода «Челюскин»: «Эта экспедиция — одно из звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики — далёкого севера нашей страны. В общий грандиозный план великих работ первой пятилетки была включена и Арктика. С 1929 года начинается систематическое использование ледокольного флота. В 1933 году было решено повторить поход «Сибирякова»: вновь выйти для сквозного прохода Северным морским путём». Совокупность нескольких причин привела к этому решению, пишет Отто Юльевич. Надо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию за последние годы попытки достигнуть острова с востока не давали успеха. Также следовало укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд ещё не известных участков моря. Наконец, необходимо было проверить, в каких пределах возможно плавание на севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всём пути. Но они не были предназначены для дальнего плавания: брали на борт малый запас топлива и совсем не могли принять добавочный груз. А тут требовалось завезти на остров Врангеля для полярников несколько деревянных построек, большой запас угля, продовольствия, снаряжения: палатки, спальные мешки, несколько комплектов рабочей одежды, лёгкой и тёплой… Топливом планировалось обеспечить и ледокол, если возникнет необходимость в его помощи. В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград. Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич. Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани. На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей.

Челюскинцам удалось спасти большую часть имущества и оборудования. Они оперативно возвели на льдине палаточный лагерь — так называемый лагерь Шмидта, отличавшийся сравнительно налаженным бытом. На поиски челюскинцев у государства ушло больше месяца.

В 1932—1933 годах научно-исследовательские работы Советского Союза в Арктике были настолько масштабны, что это позволило стране стать лидером среди других государств, претендующих на арктические территории. Была открыта самая северная в мире полярная станция на острове Рудольфа, станции на мысе Желания, мысе Челюскина, острове Котельном, мысе Северном. Исследования проводились почти на всех морях советской Арктики. Экспедиция на "Челюскине" должна была закрепить схему движения по Северному морскому пути СМП , которому уже тогда придавалась особая важность. Задачи экспедиции Задачей экспедиции "Челюскина" было пройти Северный морской путь за одну навигацию. Эта дорога была нужна для снабжения Дальнего Востока и Сибири всеми необходимыми товарами. Кроме того, экспедиция на ледокольном пароходе "Челюскин" должна была дать опыт прохода по СМП на корабле неледокольного класса. История освоения российской Арктики За год до "Челюскина" из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледокол "Александр Сибиряков", и сразу после этого успеха было образовано Главное управление Северного морского пути — Главсевморпуть, в задачи которого входило СМП освоить, создать на его протяжении поселки и инфраструктуру. Руководителем Главсевморпути стал Отто Шмидт. Никто тогда не мог знать, что экспедиции "Челюскина", несмотря на то что сам пароход затонул, суждено было стать не только звездным часом Шмидта, прославить его и других участников на весь мир, но и подчеркнуть масштаб и фундаментальность работы СССР в Арктике, а также мастерство и превосходство русской авиации. Впервые в истории освоения Арктики экспедиция, к тому же столь многочисленная, была полностью спасена. Начало экспедиции Перед экспедицией судно прошло из Ленинграда в Мурманск, чтобы устранить обнаруженные дефекты и окончательно сформировать команду. Особенно это относится к экспедициям, в которых люди в течение долгого времени должны будут работать вместе и когда нет возможности обновить состав и заменить оказавшихся непригодными. В этой экспедиции подбор был особенно труден ввиду больших ее размеров и разнообразия задач". Основную часть команды составили сибиряковцы — участники предыдущего похода. Кроме того, был подобран научный состав, радиоработники, хозяйственники, "машинная" часть команды, представители печати и искусства, присутствие которых Шмидт считал особенно важным, строительные рабочие, а также уборщицы. Работали женщины, впрочем, великолепно", — писал Шмидт в книге "Поход "Челюскина". Из мурманского порта судно вышло в 04. На трудных участках планировалось проводить "Челюскин" ледоколами. На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. А также 2 995 т угля, 500 т воды, продовольствие на полтора года, объем снабжения для острова Врангеля на три года, 26 коров и 4 поросенка, которые в ходе экспедиции стали взрослыми боровами. Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина.

"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."

90 лет назад, 16 июля 1933 года, началась героическая экспедиция под руководством Отто Шмидта. Поход на «Челюскине», зимовку во льдах и знаменитое спасение полярников впоследствии стали с гордостью называть «эпопеей». первооткрывателя северной оконечности Азии. 13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла трагедия – огромный сухогруз «Челюскин» в течение двух часов полностью ушёл под воду. В апреле 1934 года правительство приняло постановление «О возведении монумента в память полярного похода «Челюскина» в 1933—1934 годах». В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. Однако на Шмидта давили сверху, на Врангеле ждали смены люди, поэтому решили, что ждать нельзя — 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток северным маршрутом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий