Масленица, в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Чучело Масленицы водружали на шест и ходили с ним по деревне всю неделю, устраивая весёлые гуляния с пением и катанием с горок.
Магическая сила Масленицы: зачем сжигают чучела
Выбросы Сожжем Зиму законно Созерцание огненной стихии всегда завораживало человека и когда-то побудило ее приручить. С огнем как с символом очищения связаны многие праздники и ритуалы народов мира. В России сожжение чучела Зимы в последний день Масленицы конкурирует по популярности с новогодними фейерверками и бенгальскими огнями. Фото: flickr. Конечно, о масленичном чучеле никто прямым текстом не пишет, но разведение открытого огня в жилых зонах и общественных местах запрещено федеральными и региональными нормативными документами. В Москве разжигание костров карается штрафом до 5 тыс. Разумеется, никто не может запретить вам изготовить чучело Масленицы и водить вокруг него хороводы. Однако популярный ритуал сожжения Зимы нужно согласовывать с городскими властями и МЧС — на законной основе он ежегодно совершается во многих крупных столичных парках, таких как Измайлово, Сокольники, парк Горького и музей-заповедник Коломенское.
Правда, в 2010 году в Мосгордуме неожиданно сочли обычай опасным и объявили, что в тот год празднование Масленицы пройдет без него.
Не стоит также забывать о том, что древние славяне сжигали своих мёртвых, веря, что так их душа сможет возродиться вновь. Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали». В более позднюю эпоху людей стали заменять чучелами, которых лепили из снега вот откуда взялись снеговики , скручивали из соломы или связывали из древесных веток. В обязательном порядке такому чучелу рисовали углём глаза, рот, приделывали морковку вместо носа.
Заканчивалось все, как правило, сожжением. Между тем в северных областях России чучело иногда просто растерзывали, топили в водоёме или сбрасывали с горы. В некоторых регионах Масленицу изображало не чучело, а человек, который ложился в гроб или корыто. Его товарищ стоял рядом и играл роль священника, окропляя «покойника» святой водой. А вот какой обряд существовал во Франции.
В некоторых провинциях масленичное чучело специально изготавливали похожим на человека, уличенного в супружеских изменах. Затем его приносили к дому, где жил этот человек, и прямо на месте сжигали под завыванья и улюлюканья друзей и соседей гуляки. Вероятно, таким образом пытались призвать изменщиков к более нравственному поведению.
Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52]. Жак Маржерет 1606 год добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья : Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем.
Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи [53]. Снигирёв , М. Забылин и последующие компиляторы [54] цитируют описание «иностранного писателя», относящееся к 1698 году: Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.
В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал , который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней. Leipzig, 1698. На Пёстрой неделе править Малая масленица править В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей Пёстрой недели.
В Калужской губернии , начиная печь заранее блины , хозяйка посылала ребятишек лет 8—10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху , борону — И пахать пойду! Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу? В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день , первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей.
Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище [55] , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. Щепихино, Калужского района [56]. И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят [57].
Мясное воскресенье править Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья» [58]. В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти щи хлебают, 12 раз мясо едят» [56]. В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье [60]. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица [61].
На игровой программе взрослые и дети будут соревноваться в перетягивании каната, метать валенки и пилить бревна, посетят «Стан богатырей», увидят бой с участием профессиональных реконструкторов, постреляют из лука, попрыгают через богатырскую скакалку, прогуляются по яркой весенней ярмарке мастеров. На площадке Масленицы гостей ждет барабанное шоу, балалайки, хороводы, тысяча разноцветных лент, специальная детская программа, блинный рынок, кулинарные поединки, яркие фото. А главным событием праздника станет сжигание гигантского чучела — самого большого в стране. На создание этой конструкции понадобится три недели, 60 метров досок, 500 метров бруса и 80 метров ткани.
Так что зрелище планируется эффектное и впечатляющее. Масленичные гулянья 16 марта начнутся в 12:00.
Масленичные гуляния в сельских поселениях Алатырского района
Праздник удался на славу. Сотрудники Юманайского сельского Дома культуры совместно с работниками библиотеки 25 февраля организовали выездной праздник масленицы в стационарное отделение Шумерлинского КЦСОН в д. Кадеркино для людей старшего поколения. В последний день Масленицы, в Прощенное воскресенье, 26 февраля в Юманайском сельском доме провели масленичное гуляние — «Масленица идёт. Счастье и радость будет». Программа праздника выдалась насыщенной и необычной. Веселые песни в исполнении вокального ансамбля «Мерчен», Владимира Тимофеева и Зои Павловой, Вячеслава Петрова никого не оставили в стороне. Веселые игры и конкурсы пришлись по душе всем присутствующим.
Как положено на празднике, дети и взрослые от души веселились: водили хоровод вокруг Масленицы. Мероприятие прошло в очень дружной, веселой обстановке. В завершение было сожжено чучело Масленицы — как символ прощания с зимой и встречи весны. Жители деревни Шумерля проводили зиму и сожгли чучело Масленицы 26 февраля в Шумерлинском сельском клубе. Жители приняли участие в народных забавах, а также сожгли соломенное чучело, символизирующего зиму. Так как Весна решила наступить прямо во время празднования, и пошел настоящий сильный ливень, проведение мероприятия было решено оперативно перенести в здание Шумерлинского сельского дома культуры. Силами работников культуры и активных жителей деревни был организован настоящий весёлый праздник проводов Зимы: в гости пришли Баба Яга с Кикиморой искать последней жениха.
Юные гости с большим удовольствием принимали участие во всех конкурсах и забавах, угостились блинами с горячим чаем.
Если вы собираетесь печь блины для себя и близких, посмотрите, в какую цену сейчас обходится «блинный набор продуктов». Планируете удивить гостей и домочадцев необычными блинами?
Смотрите подборку рецептов от северянки Елены Зуевой.
Приглашение усопших за стол и угощение для них После ужина на столе оставляли еду на ночь, чтобы умершие тоже могли откушать. Называлась она родительским днём. Блины, испеченные для усопших, оставляли в разных местах — на божнице, на крыше или окне. Иногда раскладывали на могиле поминаемого человека. Масленица была и остается одним из любимых народных праздников.
К примеру, в Калужской губернии это было принято делать в родительскую субботу, утром и вечером. Покойников вежливо звали позавтракать или поужинать вместе со всеми. Если от вечерней трапезы что-то оставалось, то еду оставляли на столе до утра. Говорили, что усопшие, прикрываясь ночной тьмой, выходят из-за печки, чтобы как следует подкрепиться. Потому во время праздника широко применяли обряды, называемые «очищение от скоромного». Так как во время Масленицы люди вовсю гуляли, много ели, то есть чревоугодничали.
Некоторые ритуалы были весьма смешными. Например, в Архангельской губернии при наступлении последнего дня масленичной недели по деревне возили старые дровни, на которых была установлена шлюпка. В ней лежал мужчина с оголенной спиной, которая щедро была измазана краской-суриком. А в районе реки Тавды было еще веселее: выбирались ряженые, чтобы изображать Масленицу и Воеводу, и в последний день они скидывали одежду, раздевались догола и начинали имитировать перед праздничной толпой мытье в бане. А в отдельных местностях выбранный главным на празднике мог не только сказать торжественную речь, но и раздеться донага это в морозные-то дни , начать кривляться и даже оголить те части тела, которые в обычной жизни люди стараются не показывать окружающим. Так весело, на грани фола, провожали Масленицу.
Для желающих посостязаться в силе и ловкости были особые конкурсы, такие как «Бой с мешками», «Бег в мешках», «Кто кого». Детворе особенно понравилась командная игра «Веселый хоккей», где вместо хоккейных клюшек были метлы, а шайбу заменял резиновый мячик. Программа гуляния была обширная: тут и хоровод, и фольклорная игра «Напечем блины», и конкурс «Валенки», и «Конек-горбунок». Праздник удался на славу! Несмотря на снежинки, которые дружно сыпались с неба, никто не торопился расходиться.
Все хотели поучаствовать в конкурсе «Перетягивание каната», в котором впоследствии, конечно же, победила Весна. Шумно и весело прошло сжигание чучела холодной зимы, обряженной в женское платье. Все старались сфотографировать ее последние минуты. Как и полагается на Масленицу, у каждого была возможность отведать вкусных блинов, которые разлетались на ура, и попить ароматного горячего чая из самовара. И взрослые, а особенно детвора, остались очень довольными, потому как ушли с праздника не с пустыми руками, а в благодарность за активное участие получили всевозможные сувенирчики.
Правильно говорится в русской пословице: «Хоть с себя заложить, но Масленицу проводить». Так мы и сделали! Выдвиженский селький дом культуры. Проводы Зимы называют самым веселым праздником. В нем смешалось все — и солнце и огонь, и вера.
С каждым годом на нём собирается все больше людей. Первый день Масленицы называется встреча. В веселой развлекательной программе, главными героями были: всем известные персонажи из любимой русской народной сказки «Морозко»: Марфушенька — душенька и ее Маманя. Дочка всё время капризничала, а ее Маманя и ребята старались развеселить и угодить ей. А развеселый скоморох и красавица Весна увлекали участников праздника в круговорот развлечений: народные песни и танцы под веселю музыку, хороводные игры и пляски, ручейки и конкурсы.
Ребята из фольклорного коллектива «Ладушки» научили своих друзей играть в народные игры «Гори ясно» и «Курилка». В конце праздника всех ребят угощали блинами, которые испекли сами творческие работники Выдвиженского сельского дома культуры. Быстро полюбившиеся персонажи театрализованного представления: «Идёт Масленица с зимой прощаться! Ребята и взрослые получили много положительных эмоций и впечатлений. А уже морозным мартовским деньком, 17 февраля в субботу, к Выдвиженскому сельскому дому культуры стали подтягиваться малыши и их родители.
Всем хотелось проводить Зимушку, да встретить дружно Весну — красну. Масленица — это не только самый веселый народный праздник, но и самый сытный. Возле здания Дома культуры было организовано чаепитие с блинами для всех зрителей.
Чучело Масленицы в мотошлеме украсило мирнинский парк на проводах зимы
Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму в последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Горит чучело на Масленицу, проводы зимы. Масленица — это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю. В последний день этой недели люди традиционно мастерили чучело Масленицы. это мост между миром Зимы и миром Весны. Развлечения Куда сходить на неделе обзор Сожжение чучела, снежные бои и даже Денис.
Новокузнечане весело проводили зиму и сожгли чучело (ФОТО, ВИДЕО)
Мужчины соревновались в рывке гири. Не обошлось на празднике без старинной русской забавы - масленичного столба. Зиму проводили и в Новых Бурасах. Главными персонажами на мероприятии стали: Масленица, Зима, Весна, Баба-яга и Скоморохи, которые подготовили для гостей яркое театрализованное представление. В программе мероприятия: игры, конкурсы, спортивные состязания, концертные номера, традиционное сжигание чучела и, конечно, вкусные блины и сладкий чай. В завершение на площадях, как и положено, сожгли чучела Зимы. В Степном Советского района Масленицу праздновали в Доме культуры.
Как празднуют Масленицу в других странах: чьё чучело сжигают и зачем Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах? Польское чучело называется Мажана. Оно делается по образу красивой девушки с косами и в сарафане. Всю неделю Мажана, как и Масленица, путешествует по селу, а потом ей создают пару — Маженяка, в рваном кафтане и с бутылкой водки. Мажану с Маженяком заносят в каждую избу, чтобы они забрали пьянство и беды. Потом сжигают или топят. В Швейцарии лепят снеговика, втыкают в него фейерверки и поджигают ровно в 6 вечера. Чем быстрее тает снеговик Бодж, тем жарче будет лето. В Германии тоже делают чучело по имени Нубель. Для этого мужской костюм набивают соломой.
Правда, делается это не для привлечения богатого урожая, а для того, чтобы «сжечь» грехи после ноябрьского карнавала. Зачем сжигают чучело на костре во время проводов зимы и что сжигают на Масленицу в других странах интересует культурологов и религиоведов. Вместе с куклой в этот день уничтожают все, что связано со старостью и болезнями. Для вас пишет: «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Вы можете написать жалобу.
Всю неделю её принято отмечать блинами и массовыми гуляньями. А в Прощёное воскресенье, последний день перед Великим постом, обязательно сжигают чучело. Что это за традиция, какое она имеет отношение к язычникам, чьё чучело жгут и зачем? Ну и зачем же жгут чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это сжигание чучела.
Символизирует оно зиму и её смерть. А ещё у древних славян чучело воплощало покровительницу мороза, стужи и ночи — богиню Морену. Потому оно всегда похоже на женщину. Сам обряд сжигания куклы — это "похороны" зимы и связанных с нею невзгод. Какой должна быть кукла на проводах зимы? Изготавливали чучело из старых лоскутов, рваной одежды, соломы и берёзы. К нему привязывали ленты, загадывая свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть дотла. А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху.
И сегодня нам остается только порадоваться тому, что проходили годы и столетия, сменялись поколения, а традиция празднования Широкой Боярыни Масленицы продолжает жить. Как в давние времена, так и сегодня Масленица славится неутомимым гостеприимством. Вот и библиотеки стали участницами этого замечательного народного праздника, который в библиотечном исполнении заиграл новыми, особенными красками. На масленичной неделе, 14 февраля, библиотекарь Ситненской сельской библиотеки совместно с работником сельского Дома культуры, провели игровую программу «Масленица у ворот — заходи в наш хоровод» для воспитанников детского сада д. Ребятам в игровой форме рассказали об истории празднования Масленицы, ее традициях, играх и забавах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца. Дети с удовольствием играли в игры, отгадывали загадки о блинах, солнышке, весне, водили хороводы. С большим желанием приняли участие в конкурсе «Самый лучший блиноед». Организаторы праздника постарались создать настроение всеобщего торжества и веселья, доставить детям радость. В завершение праздника все присутствующие угощались горячими, ароматными блинами. В воскресенье, 18 февраля, в Сольцах провожали Масленицу. Центральная районная библиотека в этот день не осталась в стороне — «вышла в люди». Гостям праздника было предложено «лучшее средство от стресса и бессонницы» - «Беспроигрышная лотерея», а любителям активного образа жизни - потешная игра «Найди подснежник». С хороводом, конкурсами, состязаниями, праздничными угощениями встретили Масленицу в д. Работники Вшельской сельской библиотеки и клуба организовали для жителей села праздничную программу «Широкая масленица». Пришли на праздник и стар, и мал. Гости праздника дружно закликали весну, водили хороводы, отгадывали загадки, пели частушки. Дети и взрослые с удовольствием участвовали в занимательных конкурсах и русских народных масленичных забавах: прыгали через верёвку, вели шуточные бои снежками, бросали валенки кто дальше. Даже люди преклонного возраста не удержались от участия в весёлом конкурсе «Прыжки в мешках». Очень зрелищным получился командный конкурс плетения кос из лент на скорость. Не обошлось здесь без традиционного конкурса - перетягивания каната, который привлек внимание детей и взрослых. Команды формировались быстро, участники ловко хватались за канат и перетягивали его каждый в свою сторону. Весёлое праздничное настроение царило на всем протяжении праздника. Но какая же масленица без блинов? Традиционно гостей ждало вкусное угощение — блины с вареньем и сметаной. Содержательная часть праздника была представлена книжно-иллюстративной выставкой «Где блины, там и мы».
Конкурсы, угощения и сожжение чучела Зимы: как морозовчане проводили Масленицу у Дома офицеров
По традиции чучело зимы на Масленицу сжигается в Прощеное воскресенье — последний день всенародного гулянья. Кульминацией Масленицы становится сжигание чучела, которое по языческим верованиям олицетворяет богиню зимы и холода – Морену или Мару. Ежегодное масленичное сожжение в Никола-Ленивце – яркое и впечатляющее высказывание, хотя бы по масштабу объекта и энергетике горения. Масленица в Никола-Ленивце — не просто народный ритуал, это перформанс в режиме реального времени. Главная» Лента новостей» Общество» Чучело Масленицы почти готово. Главное задание Масленицы – проводы зимы и сжигание чучела. В дошедших до нас источниках фигурирует чучело Масленицы, символизирующее божество Зимы.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Для желающих посостязаться в силе и ловкости были особые конкурсы, такие как «Бой с мешками», «Бег в мешках», «Кто кого». Детворе особенно понравилась командная игра «Веселый хоккей», где вместо хоккейных клюшек были метлы, а шайбу заменял резиновый мячик. Программа гуляния была обширная: тут и хоровод, и фольклорная игра «Напечем блины», и конкурс «Валенки», и «Конек-горбунок». Праздник удался на славу! Несмотря на снежинки, которые дружно сыпались с неба, никто не торопился расходиться. Все хотели поучаствовать в конкурсе «Перетягивание каната», в котором впоследствии, конечно же, победила Весна. Шумно и весело прошло сжигание чучела холодной зимы, обряженной в женское платье. Все старались сфотографировать ее последние минуты. Как и полагается на Масленицу, у каждого была возможность отведать вкусных блинов, которые разлетались на ура, и попить ароматного горячего чая из самовара. И взрослые, а особенно детвора, остались очень довольными, потому как ушли с праздника не с пустыми руками, а в благодарность за активное участие получили всевозможные сувенирчики. Правильно говорится в русской пословице: «Хоть с себя заложить, но Масленицу проводить».
Так мы и сделали! Выдвиженский селький дом культуры. Проводы Зимы называют самым веселым праздником. В нем смешалось все — и солнце и огонь, и вера. С каждым годом на нём собирается все больше людей. Первый день Масленицы называется встреча. В веселой развлекательной программе, главными героями были: всем известные персонажи из любимой русской народной сказки «Морозко»: Марфушенька — душенька и ее Маманя. Дочка всё время капризничала, а ее Маманя и ребята старались развеселить и угодить ей. А развеселый скоморох и красавица Весна увлекали участников праздника в круговорот развлечений: народные песни и танцы под веселю музыку, хороводные игры и пляски, ручейки и конкурсы. Ребята из фольклорного коллектива «Ладушки» научили своих друзей играть в народные игры «Гори ясно» и «Курилка».
В конце праздника всех ребят угощали блинами, которые испекли сами творческие работники Выдвиженского сельского дома культуры. Быстро полюбившиеся персонажи театрализованного представления: «Идёт Масленица с зимой прощаться! Ребята и взрослые получили много положительных эмоций и впечатлений. А уже морозным мартовским деньком, 17 февраля в субботу, к Выдвиженскому сельскому дому культуры стали подтягиваться малыши и их родители. Всем хотелось проводить Зимушку, да встретить дружно Весну — красну. Масленица — это не только самый веселый народный праздник, но и самый сытный. Возле здания Дома культуры было организовано чаепитие с блинами для всех зрителей.
Мимо не пройдешь. Тут и там слушались песни, шутки-прибаутки, но все это пока носило стихийный характер. Есть время осмотреться. Беру одну из конфет на ее лотке. Надо три для счастья! На праздник некоторые гости приехали не с пустыми руками. Заодно и познакомится. Анастасия — студентка 3 курса из Казани, будущий строитель. Среди волонтеров праздника оказалась первый раз, но вписалась в него очень органично, да и видно, что самой это по душе. Люди здесь к тому же все такие светлые, веселые. Надо соответствовать. Галина Сергеевна на все праздничные меропрития Свияжска приходит со своими питомцами. Несколько собак с красными ленточками на ошейниках тоже лакомятся. Животные держаться вокруг пожилой женщины. Это Галина Сергеевна. Жительница Казани из-за любви к бродячим животным перебралась в Свияжск. Образовала здесь маленький приют: у нее девять кошек и шесть собак. Последний питомец прибился три недели назад, назвали Шуриком. Тот охотно ловит ртом конфеты, но команды новой хозяйки пролетают мимо его ушей.
Для автомобиля нужен билет на парковку, а для трансфера — билет на трансфер. На такси с опознавательными знаками вы сможете проехать прямо к инфоцентру ближайшая точка к мероприятию. Билет на парковку для такси не нужен, так как водитель уедет после высадки. Ваш билет проверят на КПП по дороге к инфоцентру. Что делать, если вы не успели забронировать? Активности Масленицы рассчитаны на 1 день и закончатся в 19:00. Также поесть и согреться можно будет в кафе «Угра». Количество билетов ограничено в связи с возможностью территории принять определенное количество гостей в зимнее время. Входной билет на Масленицу дает право посещения парка в течение всего мероприятия. Вы можете свободно входить и выходить с территории Масленицы неограниченное количество раз.
Делать его рекомендуется в приятной компании. Поделку также украшали цветными ленточками. Считалось, что чем их больше, тем сильнее магические силы куклы. С готовыми куклами в течение всей масленичной недели играли дети. Кроме того, такие поделки было принято дарить молодоженам. Считалось, что такая кукла принесет молодой семье достаток, а также защитит от всех бед их будущих детей. Хранили масленичный оберег в «красном углу». Таким образом называлось самое святое место в доме. Там же располагались и Берегиня, Успешница и Крупеничка. Каждую из этих кукол делали в разное время года. Сейчас фигурки чаще всего ставят в гостиной или прямо у входа в дом. Прощание с Масленицей Доделав большое чучело масленицы, его насаживали на шест и возили на санках по округе. Этот ритуал сопровождался песнями и плясками. Все желающие могли присоединиться к компании и поучаствовать в проводах зимы. Очень часто масленичный поезд состоял из сотен людей. Сжигали куклу обычно на главной площади или за деревней. Перед уничтожением куклы все желающие могли выместить на ней свою злобу, накопившуюся за долгие годы. Люди таким образом высвобождали все свои негативные эмоции и прощались с обидами. Когда куклу сжигали, вместе с ней в огонь бросали старые и ненужные вещи, а также рваную одежду. Это помогало очистить дом от негативной энергии. В последний день масленичной недели ранее также было принято надевать на жердь деревянное колесо. Оно являлось символом солнца. Сжигая этот деревянный круг, люди стремились приблизить наступление весны. Кроме того, в конце праздничной недели сжигали и все остатки скоромной пищи. В костер бросали остатки блинов, вареников и прочих блюд, которые не получилось доесть за неделю. Это помогало людям воздерживаться от еды в первые недели Великого поста. Для того чтобы привлечь в дом богатство, в горящий костер также бросали монеты. Многие после догорания костра также старались найти их в пепле. Считалось, что такая монетка станет отличным оберегом от бедности и различных проблем. Раньше факел, который используется для поджигания чучела, давали в руки только главе городе или деревни. Сейчас поджигать чучело может любой. Главное, в процессе мероприятия придерживаться простых правил безопасности. Место для праздника стоит выбирать уединенное. За костром всегда надо следить. Этих правил люди старались придерживаться с давних времен. Когда фигура догорала, молодежь, пользуясь возможностью, прыгала через костер. Таким образом пары проверяли свою любовь. Считалось, что те, кто не разомкнут руки во время прыжка, способны выдержать любые испытания судьбы. Именно таким образом себя испытывали себя пары, познакомившиеся в предыдущие шесть дней. После сожжения чучела оставшийся пепел было принято развеивать по полям.
Под Челябинском на Масленицу отказались сжигать чучело Зимы
Финальным этапом Масленицы по традиции стало сожжение чучела зимы, сопровождающиеся народными закличками. Свияжская масленица обладает неоспоримым преимуществом перед другими площадками в той же Казани: здесь связь времен, это не что-то привнесенное извне, а обычное состояние территории. Не обошлись проводы зимы и без инцидентов. В Кингисеппе проводы Масленицы едва не завершились госпитализацией участников шоу. Во время сжигания чучело взорвалось и обдало пламенем тех, кто находился рядом. Ежегодное масленичное сожжение в Никола-Ленивце – яркое и впечатляющее высказывание, хотя бы по масштабу объекта и энергетике горения. Масленица в Никола-Ленивце — не просто народный ритуал, это перформанс в режиме реального времени. один из любимых праздников детей и взрослых.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Чучело зимы из ТБО отправится на переработку, а традиционное чучело собрало вокруг себя всех участников праздника в огромный хоровод. Жители деревни Шумерля проводили зиму и сожгли чучело Масленицы 26 февраля в Шумерлинском сельском клубе. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Горит чучело на Масленицу, проводы зимы. Финальным этапом Масленицы по традиции стало сожжение чучела зимы, сопровождающиеся народными закличками.
В Новосибирском зоопарке сожгли чучело зимы на Масленицу
Ведь не зря круглый блин символизирует солнышко и бога Ярило. Да и сам обряд сжигания чучела как символ жертвоприношения к христианству не имеет отношения. Но у россиянина все, что по душе, может ужиться друг с другом. Так смешались древние традиции, возникшие еще до крещения Руси, и церковные ритуалы. Ведь подготовительная неделя к Великому посту посвящена примирению с ближними и прощению обид. Поэтому гостей не принимать в эти дни нельзя: нужно быть приветливыми. Масленицу еще называют Сырной седмицей. В эти дни пекут блины, едят молочные и сырные продукты, можно употреблять в пищу и рыбу. А вот мясо не едят.
Узкая и широкая Неделя делится на узкую Масленицу — с понедельника по среду, и широкую — с четверга по воскресенье. Каждый день имеет свое название и назначение. Узкая Масленица — для домашних, семейных и хозяйственно-бытовых забот. Широкая — для гуляний. Понедельник — встреча. В этот день выпекался первый блин, а родственники ходили друг к другу в гости. Невестку отправляли в родной дом к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости.
Жители алмазного региона отметили: такого количества гостей на празднике не было последние два года. Закончился праздник традиционно — с огоньком! Команда «Удаган» устроила фаер-шоу и подожгла главное чучело праздника.
Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь.
Например, забивали шайбу в ворота огромной клюшкой, дрались мешками, набитыми ватой, кидали снежки, сшибали друг у друга валенки и так далее. Победители получали жетончики на бесплатный ароматный чай или аттракционы. Ведущие были в ярких костюмах. В этот раз было заметно больше народу, чем в прошлые годы. Даже знакомых с Вагонки встретили.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Тегипочему на масленицу сжигают чучело, почему жгут масленицу. Ежегодное масленичное сожжение в Никола-Ленивце – яркое и впечатляющее высказывание, хотя бы по масштабу объекта и энергетике горения. Масленица в Никола-Ленивце — не просто народный ритуал, это перформанс в режиме реального времени. Свияжская масленица обладает неоспоримым преимуществом перед другими площадками в той же Казани: здесь связь времен, это не что-то привнесенное извне, а обычное состояние территории. Зачем сжигают чучело на Масленицу? История Масленицы в России и у славянского народа в целом кульминацией праздника называет сжигание чучела.