Через 106 минут Гагарин стал не только первым человеком, побывавшим в космосе, но и самым успешным «пиар-проектом» советской власти.
Интересные факты о первом полете человека в космос
жена местного лесника Анихайят Тахтарова и её шестилетняя внучка Румия. Человечеству удивительно повезло, что первым для полёта в космос был выбран именно Юрий Гагарин! Когда "Восток-1" вышел на орбиту, Гагарин передал: "Вижу горизонт, горизонт Земли выплывает. «Восток» вышел на высокую нерасчётную орбиту, и, если бы не сработала тормозная двигательная установка, Гагарин мог остаться в космосе на две-три недели, что обрекало его на мучительную смерть.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Космонавтика как наука об освоении космического пространства сформировалась в середине 20 века. Ей предшествовали полёт фантазии, первые теоретические работы и эксперименты. Николай Фёдоров, родоначальник отечественного космизма, писал: «Всякая философия несостоятельна, если она есть мысль без дела». Особенность русского космизма в том, что он не хочет быть мыслью без дела. Таков он, "русский культурный код". Главным вкладом русского космизма в российскую историю является то, что идеи этого течения лежат у истоков отечественной космонавтики, того прорыва России в космос, который свершился 4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли, и 12 апреля 1961 года, когда стартовал корабль «Восток» и Юрий Гагарин впервые увидел с орбиты нашу планету. Федоров, Циолковский, Гагарин… В эту связь стоит вглядеться, чтобы понять не только то, почему Советский Союз вышел в космос, но и в целом приблизиться к тайне русской культуры. Глушко, М.
Янгелем, Г. Бабакиным, А. Богомоловым, М. Рязанским, А.
Сотни корреспондентов из самых разных стран мира штурмуют здание Телеграфного агентства. Тогда же это была просто-напросто революция. Все СМИ мечтали первыми сообщить о наступлении новой эпохи в истории человечества. Интересно, а из космоса можно увидеть жирафа? Ну, например, если взять очень-очень большой бинокль. Там сегодня взлетает ракета и вообще полная красота. Уж больно тут уместно: "Послушай: далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф". По-моему, очень приятно. В день перед стартом космонавты на Байконуре всегда смотрят фильм "Белое солнце пустыни", в котором есть вот эта замечательная песня. Среди прочего, эта лента содержит большое количество интереснейших архивных переговоров и видео. Первый полет человека в космос был осуществлен с Тюратама. Из-за отказа системы тормозной блок не отделился от "Востока" вовремя позже сам Гагарин доложил, что отделение произошло на 10 минут позже расчетного времени. Из-за этого аппарат вошел в плотные слои атмосферы, кувыркаясь. Перегрузки достигали, по субъективным оценкам космонавта, 10g 11:32 С момента включения тормозной двигательной установки начался самый тяжелый в смысле физических ощущений этап полета. Именно во время спуска космонавты испытывают наибольшие перегрузки. Вряд ли вращение на 18-метровой штуковине связано с какими-то приятными ощущениями, но зато те, кто это пережил, могут безбоязненно ходить с детьми в любые парки аттракционов. Посмотреть, как выглядит настоящая "космонавтская" центрифуга и другие тренажеры для подготовки к полету, можно здесь. Во время входа в атмосферу он решил не тревожить Землю и сообщил, что корабль "немного вращается". Напомню, перегрузки были в 10g! Там, помимо информации о бешеном вращении корабля, есть данные о том, что отсеки корабля не разделялись практически до самого входа в атмосферу, а без их разделения посадка невозможна. Прочитать интервью с Первушиным, в котором он рассказывает, откуда добыл эти сведения, можно здесь. Правда, факт нештатной посадки открылся довольно быстро. Несмотря на то, что температура в кабине оставалась нормальной, зрелище, надо полагать, было пугающим. Представляете, как здорово было бы следить за обновлениями в твиттере Гагарина? Самые тяжелые минуты 11:48 На локаторе Энгельсского аэродрома ныне база стратегических бомбардировщиков появился неопознанный объект. Это был спускаемый аппарат с первым космонавтом на борту. То есть первый космонавт приземлился не в спускаемом аппарате, а, почти в буквальном смысле, на своих двоих. Ему повезло, что был апрель, а не, например, декабрь. Это оказалась Саратовская область. Космонавта, кстати, в это время несло прямо в воды Волги 11:54 С момента включения тормозной двигательной установки и до приземления "Восток-1" пролетел около восьми тысяч километров. Такие расстояния вполне типичны для космических полетов. Хотя после полета Гагарина и позже американских высадок на Луну человечество верило, что совсем скоро дальность межпланетных путешествий человека будет измеряться в световых годах. Первый космонавт, сделав полный оборот вокруг Земли, официально вернулся на родную планету! Местом приземления оказался район села Смеловка Саратовской области 11:56 Из-за стокилометровой промашки специально обученные люди не встретили Гагарина на Земле. Первыми людьми, которых Юрий Алексеевич увидел, вернувшись с орбиты, были жена лесника Анна Тахтарова и ее внучка Рита. Наткнувшись на человека в более чем странном облачении, они здорово испугались, но Гагарин закричал "Свой, свой, советский! Они, кстати, сообщили Гагарину, что, пока он летал, его повысили до майора! Одновременно прибывшие на место посадки специалисты по телефону сообщили в Москву о благополучном приземлении.
Об одних годы спустя рассказали родные и коллеги Юрия Гагарина, другие стали понятны из рассекреченных документов. Мы выбрали восемь самых интересных. Босиком на «Восток» Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблем «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин впоследствии будет называть своим космическим отцом, встретился с шестью претендентами, отобранными для участия в историческом полете. Он показывал разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара. Им оказался «Восток». Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите? Жест молодого летчика произвел впечатление на Сергея Королева. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым». Двадцать претендентов и два дублера Для первого полета в космос у Юрия Гагарина был не один, а два дублера. Сергей Королев не сомневался: кандидата нужно искать в рядах реактивной истребительной авиации. Отбирали здоровых мужчин до 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 70 кг. Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью. После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами. Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него. Прощальное письмо Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника.
Мы отпрянули, но только он отвернулся, мы к этому кораблю. Мы это всё растащили, в карманы клали. Там вся школа прибежала, около ста человек. Когда мы бежали, уже на всей бетонке тогда не было асфальтовой дороги, до военной части в Березовке были уложены бетонные плиты, — прим. Все тоже туда бежали. Мы принесли всё это в школу, отдали учителям. У нас был большой музей, всё это там лежало. Когда я сюда приехала в 1989 году, в музее осталось совсем немного. А самого Гагарина встречали наши колхозники колхоз имени Т. Шевченко, — прим. Трактористы в ночную смену пахали. Там стояли домики, они отдыхали. Яков Михайлович Лысенко увидел спускающегося на оранжевом парашюте человека. И кричит: «Хлопцы, дывытесь, шось летыть». Они подбежали и спрашивают: «А вы кто? Они говорят: «Как космонавт, мы слышали по радио, что вы летите над Африкой». Он говорит: «Так скорости-то какие». Наши колхозники помогли ему шлем снять и помогли снять скафандр, потому что жарко, он уставший был. И только тогда подъехала поисковая группа. Тогда в Подгорном стоял гарнизон. Сейчас его нет уже. Юрия Алексеевича они повезли в Энгельс, потом в Самару. Гагарин говорил, что обещал колхозникам в знак благодарности приехать. Он приехал в Саратов на 20-летие своего техникума. Это 5 января 1965 года, а 6-го к нам приехал. Он ехал на электропоезде до мясокомбината. Его встретили и поехали в Узморье. Я в это время училась в педучилище, но у меня были каникулы. У меня мама работала уборщицей в клубе, мы с ней драили его. Мы всю ночь драили, топили, все кресла протирали, чтобы не было пыли, нам помощников не дали. К Гагарину было такое трепетное отношение. Клуб был забит, тут весь райисполком, не пробиться было. Я стояла около крыльца, когда встречали. Когда он выступал в клубе, его приняли в почетные колхозники, и деньги ему начисляли. Там большие были деньги, тысяча с чем-то деньги начисляли и отдавали на благотворительность еще несколько лет после гибели Гагарина, — прим. По рассказам, эти деньги отправляли куда-то в детские дома по его просьбе. Я помню, кто-то говорил: «Гагарин уехал, а люди гуляли, песни спевали». Так его провожали. Такое восхищение было. Он был родной для нас. Это непостижимо было для нашего времени, для нашего села такое событие». Совхоз «Безымянский». И там все говорят: «У вас на территории приземлился такой человек». Как-то душа радовалась, что это у нас. Аппарат у нас на горе упал, а сам Гагарин дальше приземлился. Корабль упал не там, где стела стоит. Он упал на наших полях, колхоза Шевченко.
Тайна 10 минут полёта. О чём Гагарину приказано было молчать?
ПЕРВЫЙ В КОСМОСЕ: НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОЛЕТЕ ГАГАРИНА | Пикабу | «Прав был Юрий Гагарин, когда однажды в «звездном городке», делясь впечатлениями о своем полете, говорил нам, что при взгляде из космоса чувствуется шарообразность Земли. |
Интересные факты о первом полете человека в космос | Когда "Восток-1" вышел на орбиту, Гагарин передал: "Вижу горизонт, горизонт Земли выплывает. |
Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов | Миф №3: В космосе Юрий Гагарин был на волосок от гибели. |
Новости и события Российского исторического общества | После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. |
55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики - ТАСС | После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. |
Рассекречены слова Гагарина перед стартом
Каманин отметил: Несмотря на целый ряд автопроисшествий, которые ранее случались с Титовым, и невзирая на внушения начальства и полученные взыскания, он продолжает пьянки, встречи с женщинами и бесконечные нарушения правил вождения автомобиля. Я не верю версии вчерашнего происшествия, изложенной Гагариным со слов Титова. По-видимому, он посадил эту девушку в свою машину не на троллейбусной остановке и не с целью подвезти. Впрочем, не буду гадать... Военная прокуратура пришла к выводу, что имел место несчастный случай, но Каманину было очевидно, что будь на месте Титова рядовой летчик, ему бы не поздоровилось. На заседании бюро партийной организации первого отряда космонавтов товарищи по ЦПК, в том числе и Гагарин, в лицо говорили Титову о том, что он своим поведением позорит всех космонавтов и вредит делу, которому они посвятили жизнь. Чтобы не спровоцировать скандал международного масштаба, выносить сор из избы не стали, ограничившись строгим выговором, понижением по службе и запретом водить автомобиль рецидивы случались и у Гагарина, например, в декабре 1966-го.
В дальнейшем Титов отошел от космической подготовки и переключился на реактивные самолеты, пробуя себя в роли летчика-испытателя, его дисциплина повысилась. Но генерал не в силах был помочь: это было вне его компетенции. Имелись тысячи заявок на встречи с космонавтами, и оставалось лишь уповать на крепкий организм офицеров ЦПК. И они же — эти самые руководители — спрашивают с нас, почему космонавты ведут себя плохо и часто отрываются от учебы и работы». С 1966 года Гагарин начал активно готовиться к полетам на новом корабле «Союз», был назначен дублером Владимира Комарова. Да, он любил жизнь, людей, умел порадоваться от души, был удивительно чутким.
Но в работе, — а это большая, главная часть его жизни, — Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо — требовательным, строгим. И к себе, и к людям». Гибель на следующий день Комарова при отказе парашютной системы «Союза-1» поставила точку на продолжении космической карьеры Гагарина. По примеру Титова он переключился на полеты на реактивных самолетах. В мае того же года должен был состояться их выпуск. В ее отсутствие за детьми присматривала сестра Валентины Мария.
В свой последний день жизни Гагарин проснулся около семи утра. Немного поиграл со старшей дочерью Леночкой, побрился, принял душ, оделся и сообщил Марии, что завтракать будет на службе. В лифте он встретил сослуживца по Центру подготовки космонавтов и соседа по дому Георгия Добровольского [погиб 30 июня 1971 года вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым из-за разгерметизации космического корабля «Союз-11» при возвращении на Землю]. В автобусе проедешь вместе со всеми. Тебя все знают, пропустят». Солдат будет проверять, а ты ему объясняй, кто ты есть, очень неудобно.
Вернусь, возьму пропуск. Ты иди». Пройдя медосмотр, он был допущен к полетам. Начальник штаба авиаполка Евгений Ремизов отмечал: Выглядел Гагарин бодро, улыбался. Мы прошли к синоптикам. По их докладам погода к этому времени была следующей: облачность с разрывами, нижний край — 900 метров, верхний — 4000 метров, но ожидалось ухудшение метеоусловий.
Генерал Кузнецов согласился с моим предложением, и было принято решение: Юрия Алексеевича в этот день проверить, а самостоятельно выпустить в следующий летный день после предварительного контрольного полета Впрочем, окончательное разрешение на самостоятельный полет первого космонавта должен был дать лично сам Каманин. Утром 27 марта 1968 года учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ с бортовым номер 18 и позывным «625-й» был готов к взлету с подмосковного аэродрома Чкаловский. Гагарин занимал переднее место. На заднем, инструкторском кресле находился командир Отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка, созданного в 1967 году при ЦПК, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин. Этот вылет был для Гагарина последней проверкой перед самостоятельным пилотированием — впервые за много лет ему затем предстояло одному лететь на реактивном истребителе МиГ-17. В тот день погода была по-весеннему оттепельной: от пяти до семи градусов тепла, с низкой облачностью и переменным дождем.
Метеоусловия не самые простые для полетов, но Серегин был спокоен. В его служебной характеристике было отмечено: «Способен выполнять в воздухе испытания любой сложности». Серегин дважды подтверждал квалификацию военного летчика 1-го класса, его общий налет составлял более четырех тысяч часов. Гагарин к тому момент провел в воздухе примерно 385 часов. Он имел практику «слепого» полета по приборам и в облаках. С 13 марта 1968 года офицер ВВС сделал несколько учебных вылетов с инструкторами авиаполка — от командира звена до командира эскадрильи.
Экипаж спарки имел право в зависимости от погоды сократить количество элементов программы. В 10:08:00 Гагарин запросил у руководителя полетов разрешения начать запуск двигателя, в 10:15:10 доложил о готовности занять взлетно-посадочную полосу. В тот момент на посадку заходил транспортный самолет, и разрешение для МиГ-15 последовало лишь в 10:17:33. В 10:18:42 последовала команда на взлет. Получив одобрение, пилот сказал: «Понял, выполняю». Это были его последние слова.
В 10:32:00 с земли запросили экипаж: «625-й, почему ваш курс 220, почему вы в зоне 21? Локатор наблюдал за самолетом до 10:43, но на все вызовы командного пункта летчики молчали. В 10:50 о ситуации доложили помощнику главнокомандующего ВВС по космосу генералу Каманину, подчеркнув, что через 10 минут у Гагарина и Серегина закончится горючее. На их поиски были немедленно подняты два самолета Ил-14 и четыре вертолета Ми-4. В 14:50 командир одного из вертолетов майор Валерий Замычкин сообщил, что наблюдает обломки МиГ-15УТИ в 64 километрах от аэродрома Чкаловский и в трех километрах от деревни Новоселово Владимировской области. Каманин писал: Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700-800 километров в час.
Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6-7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Поскольку быстро темнело, поиски отложили до утра, доложив руководителям страны Леониду Брежневу и председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину о смерти Серегина и отсутствии информации по Гагарину.
В 8:30 28 марта Вершинин связался по радио с Каманиным, который находился на месте катастрофы, и попросил его сказать только одно слово: «Один или два? Сомнений больше не было: Гагарин погиб. Ему же вместе с космонавтами Быковским, Леоновым и Поповичем было поручено выступить по телевидению и проинформировать общественность о случившейся трагедии. В ходе своего выступления Каманин ответил на вопрос, который мучил многих, — надо ли было Гагарину летать: «Гагарин не мог не летать, для него жить — означало летать. Вопрос о том, нужно ли летать космонавту, звучит неестественно.
Ельцина, которая подготовила список источников по этой теме, доступных, в том числе, в цифровом виде: Борзенко С. Первый космонавт. На космических стартах и финишах. Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР. Путешествие к далёким мирам. Основы космонавтики. Королёва: сайт.
Советские делегаты документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Обсуждение шло около пяти часов. Когда наступило время обеда, уставшие руководители Международной аэронавтической федерации решили согласиться с утверждением, что Юрий Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали рекорд. Недомолвки продолжались и после других полётов. Годом позже, например, западные корреспонденты спросили у Павла Романовича Поповича о способе его посадки на «Востоке-4». И космонавт вынужден был ответить: «Подобно Титову и Гагарину, я приземлился внутри корабля». В конце концов советские официальные лица сами сообщили миру правду. Когда в октябре 1964 года стартовал трёхместный «Восход», в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что его экипаж «впервые получил возможность приземлиться в своём корабле». Самое же удивительное во всей этой истории, что дезинформация о приземлении Юрия Гагарина продолжала тиражироваться даже после публикации всех данных о корабле «Восток», и не только в нашей стране. Возьмём, например, иллюстрированную энциклопедию «Космическая техника» британского историка Кеннета Гэтланда, изданную в 1982 году! Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Советские цензоры сами запутались, а главное — запутали других! Кстати, именно подтасовка данных привела к тому, что мы сегодня по-прежнему говорим: полёт первого космонавта планеты продолжался ровно 108 минут. На самом деле столько продолжался полёт спускаемого аппарата как части космического корабля. Гагарин катапультировался и приземлился отдельно — на пять минут позже, то есть его полёт продолжался 113 минут. Был ли Гагарин? Нежелание открыто рассказывать о технических деталях полёта Гагарина привело к возникновению слухов, что на самом деле никакого полёта не было. Впервые эту «утку» закинул журнал «Нью-Йорк миррор»: «Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полёте Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли. Быть может, он совершил этот полёт по орбите, а быть может, и нет. Представьте нам доказательства». В ответ посыпались насмешки — объём публикаций на эту тему тут же превысил объём провокационной статьи в «Нью-Йорк миррор». Дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьёзнее, чем можно подумать. Разумеется, в кругах высшей политической и военной элиты Запада никто не сомневался, что Юрий Алексеевич Гагарин действительно облетел Землю на корабле «Восток». Ещё во времена запусков первых спутников Агентство национальной безопасности США АНБ развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях, а также выпустило радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, идущую с советских межпланетных аппаратов и космических кораблей. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда корабль Гагарина попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой системы «Селигер». Через 58 минут после начала приёма сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На этих кадрах было хорошо видно, как космонавт двигается, ведёт переговоры, живёт. Таким образом, уже в первые часы руководство США получило доказательство из самого надёжного источника и никогда впоследствии не ставило факт полёта Гагарина под сомнение. Но корреспондент «Нью-Йорк миррор» ничего о перехвате не знал и не мог узнать, ведь АНБ тоже умело хранить военные секреты и предпочитало не распространяться о своих возможностях. От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты но фотоаппарата на «Востоке» не было , подробности запуска ракеты и её описание но они оставались засекреченными , имена создателей ракеты и корабля они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска. Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии. Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года.
Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Sputnik Откуда первый космонавт взял легендарную фразу «Поехали! За несколько недель до легендарного полета Юрия Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года, в космос отправили облаченный в скафандр манекен по имени «Иван Иванович» с собакой Звездочкой. Вместе с ними на корабле был магнитофон, транслирующий на землю записи кулинарных рецептов и хоровых песен. Это было сделано специально для того, чтобы сбить с толку американцев, следящих за полетом и долго и безуспешно пытавшихся расшифровать эту «закодированную» информацию. Кресло космонавта космического корабля "Восток". В последний момент решили, что при посадке на землю космонавта могут принять за иностранного шпиона. Буквально за год до этого над территорией СССР сбили разведывательный самолет американца Фрэнсиса Гэри Пауэрса, одетого в похожий шлем. Юрий Гагарин прощается с друзьями перед полетом в космос. Sputnik 3. При запуске корабля Юрий Гагарин был обязан сказать штатную фразу «Экипаж, взлетаю! Так обычно при взлете на самолетах говорил его инструктор Марк Галлай, который искренне не понимал, зачем обращаться к экипажу, если он состоит всего из одного человека.
Юрий Гагарин перед стартом корабля "Восток-1".
В редакции накрыли богатый стол, но Юрий Алексеевич отверг притязания «обмыть»: «Мне нельзя. У меня полет!
Но книгу у первого космонавта не сразу взяли в печать. За три года до этого Гагарин со своим другом ученым-медиком Владимиром Лебедевым принесли рукопись. Редактор почитал ее и… «завернул».
Попросил переделать, сделать менее научной, чтобы суть изложенного была понятна не только людям с высшим техническим образованием. Объявляя такое Гагарину, редактор внутренне сжался. А тот… поблагодарил за мужскую откровенность и вновь принялся за работу со своим другом.
Через год книга была готова. Вот только, как ее раскупали в магазинах, Юрий Алексеевич уже не увидел….
Саратовская область, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин у врача после полета в космос, 1961 год Юрий Гагарин в самолете на пути в Москву после успешного завершения первого в истории человечества полета в космос, 14 апреля 1961 года Москвичи присутствуют на торжественной встрече первого космонавта Юрия Гагарина на Внуковском аэродроме Юрий Гагарин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время торжественной встречи в аэропорту, 14 апреля 1961 года Встреча Юрия Гагарина в Москве, 14 апреля 1961 года Митинг на Красной площади, посвященный первому в мире космическому полету, 14 апреля 1961 года Митинг на Красной площади, посвященный первому в мире космическому полету, 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин дает автографы на приеме в Большом Кремлевском дворце, 14 апреля 1961 года Студенты Московского университета на демонстрации в честь полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года Афиши в Одессе в день полета Юрия Гагарина в космос, 12 апреля 1961 года.
Улицы и площади Москвы заполнились людьми, все читали новости в газетах и обсуждали полет. Официальная встреча Юрия Гагарина была тщательно подготовлена руководством города. Все мероприятия были запланированы на 14 апреля и четко расписаны. План мероприятий Моссовета сохранился в Главархиве Москвы. Юрия Гагарина встречали в аэропорту Внуково в 12 часов дня: самолет доставил его из Саратовской области, где приземлилась капсула ракеты, в Москву. Над аэродромом звучали приветственные лозунги в адрес первого героя-космонавта. Из аэропорта Хрущев и Гагарин со своей супругой Валентиной направились в город в открытой машине, украшенной цветами, в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов.
В 13 часов дня планировалось шествие людей по улицам столицы от Ленинского проспекта до Боровицких ворот Кремля. Власти города рассчитывали, что Юрия Гагарина встретят всего 100 тысяч человек, но людей было настолько много, что все улицы столицы были заняты в тот день. Чтобы принять участие в торжестве, горожане забирались на крыши домов, фонарные столбы, деревья.
Поехали! Поминутный репортаж о первом космическом полете Гагарина
Миллионы людей теперь могут увидеть то, что видел Юрий Гагарин в иллюминатор корабля «Восток». И получается, что Юрий Гагарин в космос взлетел на светлой Пасхальной седмице. Покорение космоса принесет Гагарину внимание самых знаменитых женщин. Юрий Алексеевич Гагарин — первый человек, побывавший в космосе и увидевший Землю с орбиты. Именно ему Гагарин отрапортует об успешно завершенном полете, а Гасиев сообщит в ответ новость о присвоении лейтенанту Гагарину звания майора.
Малоизвестные факты о полете в космос Юрия Гагарина
Если отвечать на подразумеваемый вопрос "Какие у нас есть доказательства того, что Гагарин вообще был в космосе", то список чуть длиннее. После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. Если бы не проблемы с ракетой Mercury-Redstone 2, то первый астронавт мог отправиться в полет уже в марте, обогнав Гагарина.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Каждое отправление в космос – дело рискованное, заслуживает уважения, но именно Юрий Гагарин проложил путь другим космонавтам. Социальные новости. Гагарин передал на Землю, когда увидел в иллюминатор огонь в другой части корабля.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
И, поскольку времени на создание системы аварийного спасения в первые 40 секунд после отрыва не оставалось, было принято решение, что космонавт должен катапультироваться. Но на такой высоте у него не успел бы раскрыться парашют. Тогда просто натянули металлическую сетку. Если ракета взорвется в первые 40 секунд полета, то космонавт катапультируется и упадет на сетку. Других идей не было. Когда смотришь из сегодняшнего дня, это кажется невероятным. Но надо понимать, что тогда была отсталая культура производства, низкая квалификация работников. Многие вспоминали о грубости Королева, но ведь ответственность целиком лежала на нем, он был все время на взводе. Его любимая угроза была: «Отправлю по рельсам в Москву! В Монтажно-испытательном корпусе на космодроме первый спутник, перед установкой на ракету, решили показать госкомиссии.
Подключили электричество, а спутник молчит. Оказывается, пока везли спутник на космодром, из-за тряски отвалились припаянные контакты. Радиоблок был отдельно, аккумулятор отдельно. Тут же на глазах госкомиссии пришлось все это заново припаивать и переподключать. Вот такой был технический уровень. Недаром потом весь мир так удивился: «Советы нас дурачат». У всех иностранных инженеров, ученых, физиков, астрономов, даже у одного американского научного журналиста, который по приглашению Советского Союза приезжал сюда осматривать оборудование, было ощущение, что ничего не получится. Ну нет у русских потенциала, чтобы совершить этот полет, они стиральных машин-автоматов еще делать не научились. Человек без имени — Почему вообще появилось космическое направление?
Нужно было построить межконтинентальную ракету и выйти на глобальный стратегический паритет с США. Сначала Хрущев и впрямь не понимал, зачем нужно освоение космоса, но после запуска первого спутника увидел перспективу и лично обеспечивал поддержку. Королев мог звонить ему в любое время. Я сравнивал биографии разных главных конструкторов, и, казалось бы, любой из них мог отвечать за этот проект — например, Валентин Петрович Глушко неоднократно говорил, что справился бы лучше. На самом деле нет. Королев умел использовать систему в своих целях. Например, с тем же кораблем «Восток». Сначала военные вообще не хотели никакого пилота, им нужен был второй корабль-разведчик с большим телескопом, который должен был с орбиты наблюдать за объектами, фиксировать их на пленку и в спускаемом аппарате доставлять на Землю. Королев сначала пробил постановление, одобряющее разработку такого корабля, а потом вписал в него человека.
Как только постановление было принято, он передал своим подчиненным разработку фоторазведчика, а сам возглавил проект по созданию пилотируемого космического аппарата. Королев сам был летчиком-планеристом, авиатором, в молодости разрабатывал планеры, потом ракетопланы. Он понимал, что первый спутник, первое животное в космосе, первый тяжелый спутник, первый космонавт — эти рекорды затмят абсолютно все, что было ранее, и космическая история отправит в забвение историю авиации. Авиаконструкторы привыкли к тому, что их именами называют самолеты, — Туполев, Антонов — а Королев был как будто человеком без имени. До самой своей смерти он во всех книжках фигурировал просто как «главный конструктор» и публиковался в газете «Правда» под псевдонимом «профессор К. Он умер в январе 1966 года — и как прорвало, сразу стали выходить о нем материалы. Появились сборники воспоминаний и — с небольшой задержкой — официальные биографии. Словно все только и ждали, чтобы разрешили писать о Королеве. Под облаками — сразу земля — Давайте со смерти Королева переключимся на смерть Гагарина.
Очень много спекуляций на тему того, что была какая-то внешняя сила — зонд, след от сверхзвукового самолета и так далее — которая привела к уходу в пике. Я знаю, что у вас есть более простое объяснение: Гагарин не справился с управлением. Одно из первых предположений, что Гагарин и его инструктор были пьяны, но все было идентифицировано по их почасовому графику. Выяснилось, что в последний раз они пили за несколько дней до полета, а потом еще у них взяли образцы крови. Нет, были трезвые. Откуда все эти версии? Нам со школы твердили, что Гагарин не ошибается, и если он погиб, то уж точно в силу каких-то враждебных обстоятельств. Но достаточно просто взглянуть на его налет, чтобы понять: Гагарин не был супер-асом, налетал всего-то 200 часов, это мало. Он, по сути, был летчиком третьего класса, хотя сразу после космического полета ему присвоили первый класс, что было, на мой взгляд, большой ошибкой.
Это не соответствовало квалификации Гагарина, он это прекрасно понимал, поэтому хотел летать как можно больше. Откуда вообще они там появились? Он совершил перед этим 18 полетов с инструкторами, а теперь должен был впервые лететь самостоятельно. Для него был уже подготовлен самолет, но тут вмешался генерал Каманин, который решил почему-то устроить еще один проверочный полет с инструктором и запустил так называемый генеральский эффект: раз генерал требует — значит, надо исполнять, даже если для этого приходится нарушать регламент. С чего бы вдруг? Серегин давным-давно уже был чиновником, а не инструктором, с Гагариным вообще ни разу не летал и был, похоже, очень раздражен самодурством Каманина.
Когда я сюда приехала в 1989 году, в музее осталось совсем немного. А самого Гагарина встречали наши колхозники колхоз имени Т. Шевченко, — прим. Трактористы в ночную смену пахали. Там стояли домики, они отдыхали. Яков Михайлович Лысенко увидел спускающегося на оранжевом парашюте человека. И кричит: «Хлопцы, дывытесь, шось летыть». Они подбежали и спрашивают: «А вы кто? Они говорят: «Как космонавт, мы слышали по радио, что вы летите над Африкой». Он говорит: «Так скорости-то какие». Наши колхозники помогли ему шлем снять и помогли снять скафандр, потому что жарко, он уставший был. И только тогда подъехала поисковая группа. Тогда в Подгорном стоял гарнизон. Сейчас его нет уже. Юрия Алексеевича они повезли в Энгельс, потом в Самару. Гагарин говорил, что обещал колхозникам в знак благодарности приехать. Он приехал в Саратов на 20-летие своего техникума. Это 5 января 1965 года, а 6-го к нам приехал. Он ехал на электропоезде до мясокомбината. Его встретили и поехали в Узморье. Я в это время училась в педучилище, но у меня были каникулы. У меня мама работала уборщицей в клубе, мы с ней драили его. Мы всю ночь драили, топили, все кресла протирали, чтобы не было пыли, нам помощников не дали. К Гагарину было такое трепетное отношение. Клуб был забит, тут весь райисполком, не пробиться было. Я стояла около крыльца, когда встречали. Когда он выступал в клубе, его приняли в почетные колхозники, и деньги ему начисляли. Там большие были деньги, тысяча с чем-то деньги начисляли и отдавали на благотворительность еще несколько лет после гибели Гагарина, — прим. По рассказам, эти деньги отправляли куда-то в детские дома по его просьбе. Я помню, кто-то говорил: «Гагарин уехал, а люди гуляли, песни спевали». Так его провожали. Такое восхищение было. Он был родной для нас. Это непостижимо было для нашего времени, для нашего села такое событие». Совхоз «Безымянский». И там все говорят: «У вас на территории приземлился такой человек». Как-то душа радовалась, что это у нас. Аппарат у нас на горе упал, а сам Гагарин дальше приземлился. Корабль упал не там, где стела стоит. Он упал на наших полях, колхоза Шевченко. Всего — человек шесть. Помогли ему вылезти. Он спрашивает: «А можно позвонить у вас тут? Там в полях телефона нет, только в селе. Когда он сказал, что нужно позвонить, у нас тут военная часть была в Подгорном. Сразу приехала машина крытая, все это погрузили: и этот шар, и его самого. Потом он приезжал к нам 6 января 1965 года.
Семья узнала о полете Юрия Гагарина в космос, как и вся страна, — по радио. К Валентине заглянула соседка и радостно сообщила: «Твой-то в космос полетел! Только что сообщили! Они то тут, то там строили дома, коровники, скотные дворы — и отыскать его было трудно. Радио он тоже слышал, но «мало ли Гагариных на свете»! И тогда только поверил, когда за ним машину из горкома партии прислали. К 14-летней племяннице Гагарина Тамаре на перемене подошла учительница: «У тебя же дядя — летчик? Мне стало жутко, — вспоминала много лет спустя Тамара Филатова. Сегодня к прямым эфирам мы уже привыкли. Но 14 апреля 1961 года это было сделано впервые и тоже воспринималось как чудо. Родные встретили Юрия Гагарина еще в аэропорту. В глазах мамы, Анны Тимофеевны, стояли слезы. Когда сын наконец смог подойти к ней, то прижал к себе и сказал: «Не плачь, мама, я больше не буду! А еще была версия, что он сошел с ума и оказался в психушке, где ему сделали пластическую операцию, чтобы никто не узнавал… Американцы отправку астронавта в космос назначили на 20 апреля 1961 года. Но каждый лелеял надежду, что первым в космос полетит именно он. К апрелю 1961 года претендентов осталось двое: Герман Титов и Юрий Гагарин. Оба были одинаково подготовлены и превосходно показали себя во время испытаний. Когда в конструкторском бюро Сергей Королев показывал своим подопечным капсулу космического корабля «Восток», Гагарин первым полез внутрь, но сначала… разулся. Королев, глядя на него, улыбнулся — ему понравилось бережное отношение космонавта к машине. За четыре дня до полета было объявлено: летит Гагарин, Титов становится дублером. Королев и Каманин понимали, что в случае успеха первому космонавту придется стать заложником своей славы. Более легкий в общении, в отличие от самолюбивого и слегка высокомерного Титова, Гагарин в этой негласной борьбе одержал верх. В ночь перед запуском Гагарин и Титов спали в маленьком летнем домике, который построили на Байконуре для отдыха главного конструктора. Врачи облепили их тела датчиками. Кто-то сказал, что если они будут плохо спать, запуск отменят, — и космонавты всю ночь пролежали не шелохнувшись. В половине шестого утра в комнату ворвался Королев. Лежачая забастовка? На вопрос врача, как спалось, Гагарин ответил привычной фразой: «Как учили! Немного растерялся он лишь перед самым стартом, когда ему стали подсовывать листочки для автографов. Юрий еще не представлял себе, что после возвращения ему придется расписаться «на память» более миллиона раз. Звучит знаменитое «Поехали!
Подробности много лет оставались засекреченными. Почему погиб летчик-космонавт Бондаренко? На Западе убеждены: Гагарин лишь отыграл роль первого космонавта, чтобы скрыть провалы. В первом полетел макака-резус Сэм, а во втором — первый астронавт шимпанзе Хэм. Он полетел за два месяца до Гагарина, он поднялся на высоту 285 км вертикально. Может быть, именно поэтому Королев стал говорить, что нет смысла запускать Гагарина суборбитально, нужно сразу на полный виток. А то он бы был вторым за обезьяной. Поэтому гонка шла ноздря в ноздрю" - сказал Вадим Лукашевич. Сегодня космонавты признают факт гибели одного из своих коллег. Это действительно произошло до Гагарина, и об этом они не любят говорить. Валентин Бондаренко был одним из любимцев первого отряда — самый молодой и веселый. Летчик-космонавт Виктор Горбатко дружил с ним, но даже он признает, что тот погиб по своей вине. Мы протирали голову для датчиков спиртом, и у него случайно спиртовой тампон упал на плитку — он собирался ужинать. Юрий Гагарин перед стартом. Идет битва за космос. Прежде чем отправить Юрия Гагарина в полет, его и дублера, Германа Титова, дважды привозят на космодром. Они отрабатывают до мелочей все, что можно сделать на Земле, причем по-настоящему: в скафандрах, с рапортом, с переговорами. Было сделано все, кроме посадки в корабль. То есть многочисленная свита: солдаты срочной службы, стоявшие в оцеплении, видели, что космонавты отрапортовали, поехали к ракете, ракета улетела", - рассказал Вадим Лукашевич. Вот так и рождаются слухи. Также их подогревают кухонные разговоры диссидентов, которые не доверяют властям. Конец 70-х гг. Почти двадцать лет после полета Гагарина. Космонавты уже могут разглашать некоторые детали первых запусков. Тогда Виктор Горбатко впервые рассказывает, что Валентин Бондаренко погиб не в космосе, а в сурдокамере во время испытания. А вот те радиосигналы, что слышали братья-итальянцы, действительно были, и шли из космоса. Просто записывали голос и смотрели как сигнал будет проходить на Землю. Там были простые позывные: "Прием! Западные летчики, услышав это, вполне могли подумать, что это говорит человек, хотя на самом деле это говорил магнитофон", - рассказал Андрей Симонов. Испытания на людях Так был ли космонавт номер ноль, и кто те люди, имена которых называли крупнейшие зарубежные издания? Почему в них так поверили? А Гагарин — первый, второй или двенадцатый космонавт в мире? Первое журналистское расследование появилось еще летом 1965 года. И выяснилось, что в 1959 году в журнале "Огонек" была подробная публикация, где давали интервью испытатели скафандров для летчиков, не для космонавтов. И они рассказывали, что испытывали высотные скафандры.
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Через 106 минут Гагарин стал не только первым человеком, побывавшим в космосе, но и самым успешным «пиар-проектом» советской власти. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года. Но и у официальной версии, что Гагарин летал в космос и погиб в катастрофе, тоже нет доказательств! Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет.