Новости сретенье в славянской традиции

По традиции во всех храмах на Сретение освящают свечи.

Громница: готовим обережную воду

  • Что можно и чего нельзя делать на Велесов день 24 февраля
  • Праздник Сретение Господне - протоиерей Владимир Башкиров - читать, скачать
  • Славянский праздник ГРОМНИЦА
  • Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
  • Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы

Сретение Господне: традиции и приметы на 15 февраля

Христова тя раба, преподобие, ведуще, и подвижника благочестия велика, к тебе возводим душевная и телесная Очеса наша, твоими предстателъствы ко Господу чающе Спасения улучити. Земной Ангел и Небесный человек явился еси, всеблаженне, от Христа приим чудес дарования, душевныя и телесныя Наша недуги силою твоею до конца потреби. Егоже моли, спасти и просветити души наша. Иже Предтечевым гласом оглашен, егда всесвятое Слово воплотися жизнь нам подая, и спасение сущим на земли благовествуя: тогда Тому, премудре, последовал ecu, и себе крайнее и всесвятое, яко начаток Тому освятил ecu, Его- же и познав, и возвестил ecu сроднику твоему Бога нашего. Егоже моли спасти и просветити души наша.

Темже молися, даровати душам нашим мир и велию милость. Богомудре Алипие, светило явился еси величайшее, просвещающее подсолнечную чудес сиянии, и божественными делы: тем же по успении, незаходящий тя свет прият. Столп был еси мудре монахов непоколебим, превыше столпа стоя, и дручим зноем и хладом, и многими пощении: тем и приял еси Духа божественныя дарования, целити недуги, и отгоняти страсти лютейшия.

За этою перегородкою и алтарем к западу перед нами сам храм. Поднимаясь на 100 локтей высоты, он высоко выдвигался из-за окружавших его стен. Он занимал то же самое место и такое же пространство, как и храм Соломона, имея внутри в длину 60 локтей и в ширину 20 локтей. Снаружи, впрочем, он был гораздо шире, потому что, во-первых, передняя его сторона имела крылья, довольно далеко выдававшиеся за корпус здания, а затем в длину самого корпуса, по северной и южной стене и сзади по западной стене, он имел в три этажа пристройки келий, сообщавшихся одна с другою. От этих пристроек была свободна только верхняя часть храма, почему верх храма казался уже. В храм открывались золотые ворота в 55 локтей высоты и 16 локтей ширины. В них спускалась вавилонская занавесь из чудной ткани, представлявшей соединение цветов гиацинта, виссона льна , коккуса ярко-красного цвета и пурпура багрово-красного цвета , служа таким образом символом всех вещей: коккус означал огонь, виссон- землю, гиацинт — воздух и пурпур море. Кроме того а занавесе было изображено всё небо, кроме знаком зодиака. Как и прежде в Скинии, так и здесь в храме были два отделения. Первое, имея в длину 40 локтей, заключало в себе все достопамятные предметы: семисвечник, стол и кадильницу. Семь рожков, поднимавшихся от светильника, означали семь планет, а двенадцать хлебов на столе изображали круг зодиака и года. На кадильнице воскурялись тринадцать благовонных веществ, добытых в море и обитаемой земле, чтобы таким образом свидетельствовать, что всё есть от Бога и Ему же должно посвящаться. Второе, заднее отделение, Святое Святых, имело в длину 20 локтей. Оно отделялось от первого также занавесою и не заключало теперь ничего: в нем не доставало Моисеевых скрижалей. Оно было недоступно никому, кроме первосвященника, и только раз в год. Внешний вид храма, совершенно в восточном вкусе, был также достоин удивления. Поднимавшаяся высоко кровля его была покрыта густопозолоченными пластинками, так что при первых лучах восходящего солнца горела как бы в огне, и глаз поражался этим, как самым ярким солнечным светом. Иностранцам, приближавшимся к Иерусалиму, храм издалека казался снежною горою, потому что повсюду, где стены его не были покрыты золотом, поверхность их представляла самую яркую белизну. Гребень кровли его был усажен чрезвычайно острыми золотыми гвоздями, для того, чтобы воспрепятствовать птица садиться на кровлю. Храм был построен из таких больших цельных камней, что некоторые имели 45 локтей длины, 5 локтей высоты и 6 ширин» Де Солси. Последние дни Иерусалима. Перевод К. Часть вторая. Различались большой локоть — 53, 2 см, для измерения священных предметов Иез. Neuhausen — Stuttgart, 1989. Краткое пособие по старой орфографии русского языка. Издательство «Русское зерцало» М. Думают, что это был отец Гамалиила Деян. Предание греческой Церкви утверждает, что Симеон был один из 10 переводчиков, усомнившийся в справедливости текста Исаии: «Се, Дева во чреве приимет Ис. Это предание основывается только на том, что Симеон Богоприимец выражает благодарность Богу за приближение смерти, и что в числе 70 переводчиков, по списку Аристея, один носил имя Симеон. Евангелист просто называет его праведным и благочестивым, то есть исполняющим заповеди и богобоязненным Лк.

Поскольку славянское слово «сретение» означает «встреча», традиционно его связывали с воспоминанием о встрече в Иерусалимском храме младенца Иисуса Христа с ветхозаветными праведниками — Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей. Содержание праздника связано с обычаем, следуя которому в сороковой день после рождения первенца мужского пола мать должна была прийти с ним в храм для принесения очистительной жертву и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу. В жертву приносили агнца ягненка и горлицу, бедный человек жертвовал двух горлиц или голубиных птенцов и пять сиклей. Известно, что, когда Мария пришла в храм, младенца Иисуса встретил праведный Симеон. Святой Дух пообещал ему, что тот не умрет, пока не увидит Христа Господня. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Иисуса также встретила жившая при храме вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет. Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верой ожидал его. Хронологически Сретение завершает цикл рождественских праздников, посвященных прославлению Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством празднования Сретения на христианском Востоке являются записки Сильвии — паломницы, побывавшей в Иерусалиме в конце ГУ века, в которых Сретение именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратком описании упоминается шествие в Храм Воскресения, пресвитерские и епископские проповеди, на которых толковалось Евангелие от Луки, затем обычная литургия и отпуст.

В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы — ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками. Все ведуны и просто чтящие Природу братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже Природы от нападения Чернобога. На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением. Поэтому желающим покумиться — сродниться, не имея прямого кровного родства, в последний день весны предоставляется такая возможность. Также можно попросить желаемого у Живы — просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокует ей о вас. Также в этот древний языческий праздник славяне обменивались подарками-оберегами с дорогими и близкими им по духу людьми. Летние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в июне 1 июня Духов день или начало Русальей недели Духов день начинается с первого дня лета и продолжается всю неделю, называемую Русальей. С этого дня Марена выпускает погостить умерших предков в Явь, а их Потомки приглашают их в свои дома, раскладывая по углам березовые ветки, символизирующие Родовые связи. Однако вместе с ними активируются и не упокоенные, самоубивщиеся и утопившиеся люди. Чаще всего это женщины и Русалки. Вода в это время наиболее активно принимает и проводит энергию Прави, Силави и Яви. С помощью нее можно выздороветь, навести порчу или же что-то узнать. В качестве треб на берега рек приносили одежду и рушники для русальих детей, а чтобы духи не смогли проникнуть в тело, носили обереги с Одолень-травой. В этот день совершаются многие обряды — ведь сила такого периода очень большая. Собранные на Купало травы имеют большую ценность. Ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года. В каждом доме начинали заготавливаться целебные банные веники и проводилась ритуальная топка бань для чистки родных — пропаривания, и последующей зарядки — восстановления здоровья при окунании в открытые водоемы. В день Аграфены Купальницы, как и на других святках, девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, рубахи с вышивкой , украшения из серебра с обережной символикой. Языческие и славянские праздники в июле 3 июля — День памяти князя Святослава День славления князя Святослава Игоревича около 942—972. У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. Святослав, Великий князь Киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством до своей смерти в 969 году , поскольку князь все время проводил в военных походах. Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги. Также в этот день приносятся требы в Священном Огне. В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было острым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и символом: выпечка, хлеб, квас. Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях. Это она дарит людям плодородную влагу во время грозы, тогда как Перун посылает на землю молнии. Хотя и саму Додолу иногда называют Богиней-Молнией, но всё же просят её не о суровом буйстве стихии, а о дождях, очищающих землю и наполняющих её живительной влагой. Чурами отмечали границы своих владений — на межах. Таким Чурам приносят требы в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов. Языческие и славянские праздники в августе 1 августа Медовый Спас Накануне праздника в каждом доме хозяйки собирали букет из растений — «маковейный цветок», каждая зелень в букете имеет значение оберега. Второе название этого праздника — Медовый Спас, в этот день пасечники по традиции приступали к сбору мёда. Считалось, что с этого дня пчёлы больше не собирают мёд, и соты в ульях наполняются до краёв. На столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и освещали фрукты и овощи. До этого дня необходимо было закончить все основные работы, связанные с уборкой урожая и перейти к севу озимых. А до того, как Мать-Земля уснёт, нужно было поблагодарить её за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли. В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье 21 августа День Стрибога Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога. В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения — хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой.

Сретенская вода

  • Историческое содержание
  • Народные приметы 15 февраля
  • Читайте также
  • Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
  • Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи
  • Сретение Господне в 2024 году — традиции

Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи

Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдались как среди сельских жителей, так и среди горожан. Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери Великое повечерие. древний ведический праздник встречи Солнца В основе многих праздников, которые считаются христианскими, лежит более древняя ведическая основа солнечных культов древних русов. Сретение имеет глубокие языческие корни, а церковным праздником этот день признали после прихода на Русь христианства.

Традиции и обычаи праздника Сретение Господне имеют глубокие языческие корни

Перевод 70-ти толковников, названный Септуагинтой был уточнен святым Иеронимом Стридонским. Поэтому и оберегаема Мария была Иосифом, который не прикасался к ней. Святой Симеон Богоприимец. Икона из собрания МДА Старца, который со смирением и послушанием воспринимал слова ангела все эти годы, стяжал открытый Богом дар пророчества. Он не только узнал принесенного в Храм Богомладенца, но и предрек Ему и Пречистой Богородице грядущие события Лк 2:30-35. Старец Симеон делает акцент на том, что спасение уготовляется не только для Израиля, но и вообще для всех людей. Это будет для них «светом в откровение», поскольку ранее они пребывали во тьме. Для него, ждавшего 300 лет совершения этих слов, это стало значительным событием. Сказав эту знаменитую фразу, которая используется в наше время на вечерней службе собственно, на Вечерне и служителями алтаря, он добавляет еще пару слов там же, стихи 34, 35 , обратившись к Богородице. Вероятно, делает он это не только от особенного избрания Богом Пречистой Девы, но еще и потому, что Иосиф был стар и уже не увидит того, что случится. Симеон говорит: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» примерный перевод.

Действительно, Христос приходит в мир, став при этом спасением для одних людей и юродством для других «слово о кресте для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия есть», «а мы проповедуем Христа распятого — иудеям же соблазн, эллинам же безумие». Словами «И Тебе Самой оружие пройдет душу» Лк 2:35 он говорит об испытании — пережить смерть своего Сына на кресте. Мощи святого старца Симеона почитаются христианами с ранних времен.

Само слово «сретение» переводится с церковнославянского как «встреча». Это один из самых древних христианских праздников. Для Византии он был общегосударственным. На Руси он тоже всегда почитался. В народе говорили, что в этот день весна с зимой встретились. Что на самом деле отмечают в этот день, какова история праздника и его обычаи, разбирался «ФедералПресс». Сретение — кто с кем встретился и почему Согласно древней иудейской традиции, дева Мария принесла на 40-й день от рождения младенца Иисуса Христа в храм в Иерусалим.

Также обычай предписывал принести в жертву годовалого ягненка и голубку, но если семья была бедной, то разрешалось заменить ягненка на второго голубя. Считалось, что это жертва нужна для «очищения» матери. Семья Иосифа испытывала нужду, поэтому Мария принесла в храм двух птиц. Между тем ,согласно Писанию, Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось.

Многие праздничные гомилии, атрибутированные традицией знаменитым отцам Церкви III—IV веков, нужно признать неподлинными. В них чрезвычайное внимание уделяется участникам события Сретения. Так, святитель Мефодий Патарский пишет: «Старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона Подателя закона, самовластного Учителя, Бога Авраамова, Защитника Исаакова, Святого Израилева, Наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади см.

Он весь исполнился желания, весь — надежды, весь — радости и стал уже сам не свой, а Того, Кто был предметом его надежды. Святой Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался, как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но, не заботясь о храме, распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всех; на Тебя взираю, объемлющего все словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, Законодателя и Преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира; ты — Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты — святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты — законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты — Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца см. Много говорится и об Анне Пророчице: «Анна — венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу» святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Святые отцы неустанно также прославляют и Божию Матерь: «Радуйся, вечно нескончаемая радость наша Пресвятая Дева ; к Тебе опять я обращаюсь. Ты — начало, средина и конец нашего торжества; Ты — драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни.

Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святого Духа Авв. Ты воссияла, вожделенная Родительница Света духовного солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце времен рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, Подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память Твою» святитель Мефодий Патарский. Сего во храме Симеон, взяв на руки и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется; и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный» святитель Кирилл Иерусалимский. Праздник в западной традиции Сретение. Средневековая западная книжная миниатюра. Данное название, закрепленное в западноевропейских церковных месяцесловах, несет в себе историческую память о древней процессии с факелами или свечами , вошедшей некогда в богослужебный устав.

Слова праведного Симеона — «свет во откровение языком» — нашли также отклик и во французском, польском эортонимах: Светильник, праздник Божией Матери Громничной праздник Огненной Марии, Громнииы , — которые, конечно, сопряжены с богослужебной традицией освящения в этот день особых ритуальных свечей. Самые древние сведения о процессии со светильниками можно найти в паломнических рассказах Этерии [11]. Так, например, уставом Соловецкого монастыря 1494 года предписывается раздавать братиям свечи перед полиелеем и на девятой песне канона праздничной утрени. Так возник указываемый древними и современными уставами крестный ход на праздник Сретения в православных монастырях. В Риме начало процессии со свечами на Сретение восходит, вероятно, к концу V столетия, то есть ко времени установления самого праздника папой Геласием. Ее смысл здесь иной, нежели на Востоке отсутствует память о чуме и других бедствиях , и процессия имела, как и сам праздник, конкретный апологетический смысл, будучи направленной против февральских языческих мистерий. Достоверно известно о придании этой процессии большой пышности и поучительности папой Сергием I 687—701.

Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре. Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия. Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер. В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа.

Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник. Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае. Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования. Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево.

Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна представляется со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки. Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме 432—440-е гг.

На 40-й же день иудеи посвящали мальчиков-первенцев Богу. Это был Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства. Кто с кем встретился? Это был один из 70 ученых, который переводил Священное Писание с иврита на греческий.

По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу "Се Дева во чреве приимет и родит Сына" и собрался исправить "дева", то есть "непорочная девушка", на "жена", что означало "женщина". Но в этот момент к Симеону явился ангел и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор праведник ждал рождения мессии, тяготясь столь длинной жизнью. Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…" Вслед за Симеоном к родителям подошла пожилая женщина, праведная Анна, которая работала в храме. В Иерусалиме ее звали пророчицей за пламенные проповеди о Боге. Анна поклонилась Иисусу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет. Какой смысл вкладывают в праздник Сретения верующие?

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

В Иерусалимском храме произошла встреча (сретенье) дряхлого, древнего, уставшего от жизни старца с младенцем Иисусом Христом, которого Иосиф и Мария принесли туда на 40 день после его рождения, как того велела древняя иудейская традиция. Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение. По традиции в этот день верующие дарят друг другу иконы, а тем, кто не смог посетить службу, — освященную на Сретение воду. Сретение (Громница) 15 Февраля Славянские праздники.

Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?

Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. Славяне западно-русского края сретенскими свечами имели обычай в этот день поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. Традиции празднования Сретения в России. Русская Православная церковь 15 февраля проводит праздничное богослужение в честь Сретения Господня, ведь смысл этого великого праздника – встреча человечества с Господом. Погружение в историю и традиции Сретения Господня и Громницы, отмечаемого 15 февраля (2 февраля по старому стилю).

15 февраля - славянский праздник СРЕТЕНИЕ

К ней обращаются с просьбами о процветании и благополучии. Куклу носили по улицам на длинном шесте, и она дарила всем влюбленным свою помощь в любви, приносила в дом счастье. На праздник пекут ритуальные круглые и золотистые блины, символизирующие Солнце и призывающие его к возвращению. На Сретение запрещено скучать, потому что Бог Любви Ярило на свою радостную встречу отвечает теплом, любовью и радостью. Похожие статьи.

Сретенскую свечу давали в руки умирающему человеку, чтобы отогнать бесов. Также с помощью неё отгоняли лихоманок — демонов болезни в облике женщин. Вселившись в человека, они начинали его трясти, ломить кости и расслаблять суставы. Приметы и поверья Какая погода на Сретение — такой и весна будет. Оттепель в этот день — к ранней и теплой весне. Снежок на Сретение — весна будет затяжная и дождливая. Холода пришли 15 февраля — весна будет холодная. Если метёт снег, то хлеб уродится.

Тихая и солнечная погода — к хорошему урожаю льна. Капель в Сретение — к урожаю пшеницы, ветрено — к урожаю фруктов. Если в канун Сретения небо звездами усеяно, то весна зацветёт позднее обыкновенного.

Процедура очищения, которой называется чтение определенной молитвы, совершалась священником в день крещения младенца. После того, как Мария вышла с Христом из храма, им встретился преподобный Симеон. На тот момент старцу исполнилось 360 лет. Однажды ему было откровение, что смерть его наступит, когда он собственными глазами увидит Спасителя. Именно Симеон поведал Деве Марии об истинном предназначении ее сына, о приходе его на землю для искупления грехов человечества. Традиции празднования Сретения в России Русская Православная церковь 15 февраля проводит праздничное богослужение в честь Сретения Господня, ведь смысл этого великого праздника — встреча человечества с Господом.

Традиции празднования Сретения в России Наши предки в этот день обязательно ходили в церковь, чтобы освятить свечи. Связано это с языческими верованиями, ведь в дохристианский период у славян на это число приходились Громницы. Считается, что сретенские свечи уберегут жилище от попадания молний. Традиция, связанная непосредственно с литургией в этот день. На Сретение православные священнослужители облачаются в рясы, в которых присутствует белый и голубой цвета, что являются традиционными цветами Девы Марии. Народные приметы, связанные со Сретением Господним Сретение Господне отмечается 15-го февраля. Это большой церковный праздник, который имеет конкретную дату празднования. С этим праздником связано очень много примет и суеверий. Можно даже сказать, что этих примет гораздо больше, чем в какой-либо другой день.

Приметы эти связаны как с правилами ведения хозяйства, так и с погодой на предстоящий год. Приметы, связанные со Сретением Господним По давним верованиям 15 февраля считалось началом окончания зимы, когда весна медленно вступает в свои права: повышается температура, солнце начинает светить ярче, а морозы ослабевают. В крестьянских семьях с этого времени начиналась подготовка к предстоящим сельскохозяйственным работам. Какое Сретение, такая и весна. Давние народные приметы говорят, что низкая температура в этот день обещала нескорое наступление весны, а если наблюдалась оттепель, то снег в скором времени начнет сходить и пора готовиться к посевной.

Считалось, что с огнем уйдет и недуг. Поговорки и приметы Сречи В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды на Громницу люди судили о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае. О весне судили так: Какова погода на Сречу, такова будет и весна. На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.

Будет снежок — весной дрожжок. Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая. Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. На Сретение капель — урожай пшеницы. На Руси Сретенье имело особое значение и сопровождалось различными обрядами и обычаями, которые отражали народные верования и культурные традиции. В эту дату совершались ритуалы очищения, защиты и призыва благословения на новое время года.

Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы

Например, в тот день, когда переступает порог храма. Одна из главных — освещать в этот день свечи в церкви, которые затем в течение всего года можно использовать дома во время молитвы. Существует мнение, что данная традиция пришла к православным верующим из католической церкви. Некоторые люди приписывают «сретенским свечам» чудодейственные свойства. К примеру, что эти свечи способны уберечь дом от злых духов или спасти жилище от попадания молнии. Вместе с тем представители церкви подчеркивают, что самое главное — зажигать свечу для искренней молитвы. А наделение свечей магическими силами больше относится к язычникам, нежели к православным. Праздник Сретение Господне считается светлым и веселым торжеством.

Важно посвятить его Богу, но и провести день в кругу семьи. Также сегодня стоит примириться с ближними, если были конфликты, и простить обиды. Особого поста в день Сретения Господня нет, но если праздник выпадает на среду, как в 2023 году, или пятницу, то вместо мяса нужно поставить на стол рыбу. Приметы в день Сретения Господня Принято считать, что на Сретение зима борется с весной. Вот почему, если 15 февраля еще стоит мороз, значит, холода отступят нескоро, а весну еще придется подождать. В то же время, если 15 февраля звенит капель, то грядущая весна будет теплой, а урожай пшеницы богатый. Если же на Сретение выпадает снег, весна будет дождливой.

Накануне "Громниц" изготовляется отдельная восковая свеча, которая освящается в церкви в Сретение и потом хранится целый год в божнице. Заимствованный у католиков обычай освящения свечей на праздник Сретения получил распространение и в православных приходах западных и граничащих с ними губерний Российской империи. У украинцев и белорусов сретенскую свечу называли "громничной" и приписывали ей магические способности: ёе зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, окуривали дымом от нее больных, чертили дымом кресты на балках и матице, зажигали ее в доме, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. В восточной части Украины, восточном Полесье, восточной Белоруссии и в западно — русских областях Сретение считалось началом весны: "На Стрэчанне ходили весну встречать". Девушки собирались в группы на проталинах и, "закликая весну", пели веснянки.

У порога обители их ждал святой праведник Симеон, которому было обещано не увидеть смерти, прежде чем он узрит Мессию. При встрече с младенцем он пророческим взором узнал в Нем спасителя человечества, что и заложило основу для празднования Сретения. Это событие, символизирующее встречу человечества с Богом, изначально не имело установленной даты празднования. Однако к IV веку праздник был введен в Восточной церкви, а впоследствии и в Западной.

Его смысловая нагрузка и значимость были настолько высоки, что его включили в число двунадесятых праздников — т. Дата празднования Сретения по юлианскому календарю — 2 февраля, стала официальной, а после реформы календаря , в странах, принявших григорианский календарь, праздник стал отмечаться 15 февраля. Особенности празднования в дореволюционной России Встреча Сретенья в дореволюционной России включала обширные народные гуляния. В этот день повсеместно устраивались сельские ярмарки, уличные забавы и конные скачки. Было принято печь блины, как символ солнца, или баранки. Для детишек же выпекали «жаворонков» — печенье в форме птиц. С этим угощением дети забирались на высокие пригорки и протягивали его солнышку как своеобразный дар, прося поскорей прогнать Зимушку-зиму. Эта традиция сопровождалась характерными песенками, зазывающими Весну и Птиц, что в комплексе называлось «закличками весны». В соответствии со славянскими традициями, именно со Сретения можно было начинать важные продолжительные дела, связанные с домостроительством и прочими серьезными задачами на год.

Кроме того, в этот день старались совершать благие поступки по отношению к ближним. В церковных обрядах особое место занимало освящение специальных «громничных» свечей, которые прихожане делали из чистого пчелиного воска, специально припасенного для этого случая, и несли в храм для благословения — отсюда происходит еще одно название праздника — «Громница» поскольку эти свечи символизировали свет, отгоняющий темные силы и грозы. Здесь, кстати, наблюдается некое противоречие — оберегающий предмет носит название того, от чего собственно должен оберегать. Однако, это не должно смущать — дело в том, что Громница — это изначальное дохристианское название данного праздника. Идет оно оттого, что согласно поверьям в этот день зимой можно было услышать первый гром. И это, несомненно, также указание на скорый приход весны, но то, что Перун-громовержец просыпается и скоро разобьет оковы зимы, принося в мир свет и возрождение.

Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия. Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360-м году своей жизни, но смерти он не боялся, ведь такое ожидаемое им пророчество исполнилось: он держал на руках Мессию! После значимой встречи старец отправился рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился - пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.

Для православных христиан Сретение Господне - необычный праздник: в отличие ото всех остальных, посвященных, условно, кому-то одному, он одновременно Господский и Богородичный. Так, читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице, а в кондаке - ко Господу. Обычаи и традиции праздника Сретения Господня Есть у Сретения необычная традиция: освящение церковных свечей, который перекочевал в православие от католиков. В требнике 1646 года был подробно описан чин западных христиан - крестные ходов с зажженными светильниками. С помощью факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня: в эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне - Луперкалии, славяне - Громницы.

Громницы (Сретение), 2/15 февраля

Чтобы привлечь удачу и финансовое благополучие в свой дом, испеките сретенские блины, но не ешьте их до тех пор, пока на небе не появится первая звезда. После этого позовите всю семью за стол и произнесите благодарственную молитву Господу, только после этого начинайте вечернюю трапезу. Если 15 февраля вы нашли на улице деньги, не поднимайте их. В этот день часто переводят порчу на монеты и купюры, а поднявший их рискует перенять негатив на себя.

Давать в долг на Сретение Господне категорически запрещено, но если в праздник вам вернули ранее одолженные деньги, значит, скоро вас ждет хорошее денежное вознаграждение. Старайтесь не ссориться с другими людьми, особенно в православные праздники. Если 15 февраля вы стали участником конфликта на почве денег, значит, весь год ваше финансовое положение будет нестабильным.

Приметы о погоде На Руси считалось, что в этот день начинается борьба зимы с весной. Если 15 февраля погода будет холодная, а на небе много звезд, значит, весной будут холода и частые снегопады. О наступлении весны также свидетельствует яркий закат.

Если вечером на Сретение Господне вы заметили, что солнце светит ясно, даже если весь день погода была холодной, значит, скоро зима уступит свои права теплой весне. Если на Сретение начался снегопад, весна будет холодной и дождливой, а лето — неплодородным. Если 15 февраля пошел снег, обратите внимание, в какое время суток он начался.

Утром — значит, скоро настанет весна. Днем — март будет холодным, но в апреле резко потеплеет. Вечером — зима продлится долго, а лето будет холодным.

Наши предки замечали, что вьюга в этот день свидетельствует о скудном урожае. В это время крестьяне переживали тяжелые времена, так как из-за недостатка запасов было нечем кормить скот. Приметы про здоровье Заболеть на Сретение — плохая примета.

Даже слабый недуг является знаком того, что в будущем вы будете часто болеть.

Православные праздники дают возможность верующим причаститься всей семьей, почувствовать, что основа настоящего единства семьи. Домашние праздники Домашние торжества существуют и сегодня. Так что же мы забыли в этой традиции?

Очень важную деталь: в старину праздники не сводились к застолью, вплоть до середины ХХ века организовывались домашние спектакли, кукольный театр, игры как для детей, так и для взрослых Традиция праздновать " Стретение" В каждом селе, в каждой деревне на Руси в старину были праздники, посвящённые народному календарю. В середине последнего месяца зимы 15 февраля есть очень интересный праздник. Называется он Сретение. Слово Сретение означает — встреча.

Вот так и старину на Руси люди очень ждали праздника, который приходился на 15 февраля. По народным поверьям, в этот день зима встречалась с весной. А встречались они, чтобы побороться, кому вперёд идти, а кому уже пора и уходить. Зима уже вдоволь наигралась, нагулялась, наморозила и уже должна уступить свои права весне.

Однако она всё ещё сильна и никак не хочет уходить: и снега полно, и лёд на реках и озёрах толстый, и морозы «кусаются».

Часто в этот день: селяне пересчитывали запасы хлеба, соломы, сена; вносили правки в свой рацион питания; если нужно, потуже подтягивали пояса; устраивали гулянья. В день Сретения родноверы поклоняются Солнцу, волхвы совершают обряды по призывам тепла и света.

Куклу украшают подношениями, украшениями и цветами. К ней обращаются с просьбами о процветании и благополучии. Куклу носили по улицам на длинном шесте, и она дарила всем влюбленным свою помощь в любви, приносила в дом счастье.

Это евангельское событие произошло через сорок дней после Рождества Христова, и для его понимания необходимо понимать исторический контекст: согласно ветхозаветному закону старшего сына семейство должно было посвятить Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью. Когда на землю пришел Иисус Христос существовал важный обычай: за первенца в Иерусалимский храм женщине, родившей сына и прождавшей после этого 40 дней очищения, должно было принести символический выкуп - однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу, а бедная семья могла принести на алтарь пару голубей. Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в православном христианстве: по истечении этого срока или позднее мать с ребенком приходит в храме, где над ней вычитываются молитвы "сорокового дня", после чего снимается запрет прикасаться к святыне и молиться в храме - до этого роженица стоит в притворе и не имела права ничего трогать. Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь: этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня. В Иерусалимском храме их встретил трехсотлетний старец Симеон, ожидавший этой встречи все долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. Согласно преданиям, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе.

Когда Симеон переводил слова пророка Исаии "Се Дева во чреве приимет родит Сына…", он решил, что это какая-то ошибка, и хотел исправить слово "дева" на «молодая женщина", Но в тот же миг ему явился Ангел Господень и удержал его руку.

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

Согласно обычаям, на Сретение занимать деньги и отдавать долг нельзя. Подробнее об истории праздника Сретение Господне, традициях и приметах – в материале «Рамблера». Сретение 2024: приметы на 15 февраля, традиции и обряды. Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков.

Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов

Праздник Сретения Господня в 2024 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане. 15 февраля по народному календарю: Сретение Господне, Сретение, сретенские морозы, сретенские оттепели, зимобор, Семен Богоприимец Традиции 15 февраля В народе этот день считают днем первой встречи. Народные приметы на Сретение Так как в славянской традиции Сретение — переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год. Труд «Праздник Сретение Господне» протоиерея Владимира Башкирова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF. Славяне западно-русского края сретенскими свечами имели обычай в этот день поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. древний ведический праздник встречи Солнца В основе многих праздников, которые считаются христианскими, лежит более древняя ведическая основа солнечных культов древних русов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий