Новости советский тыл

Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. Как мог, помогал финансами и тыл: налоги были значительно увеличены, через военные займы и денежно-вещевые лотереи проводилась финансовая мобилизация средств граждан. Советская культура в конце 20-начале 30 гг. Видеосюжет новости. В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла.

«Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи

Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. 4 мая 2023 года в Дальневосточной государственной академии физической культуры проходила работа круглого стола «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл. Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. В Сборник вошли приказы, директивы, сводки, доклады, донесения и другие документы боевого управления, характеризующие работу Тыла Красной (Советской) Армии в годы Великой. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Учебное пособие по истории СССР для студентов вузов, обучающихся по специальности История С.А. Байбаков, Н.А. Кирсанов.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла. 25 июня 1941 г., уже на третий день начавшейся Великой Отечественной войны, Советом Народных Комиссаров в целях «охраны войсковых тылов и наведении там строжайшего. Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны.

«Трудом ковавшие Победу» (Тыл во время Великой Отечественной войны)

Промышленность в годы Великой Отечественной войны Как тыл был задействован в производстве? Многие предприятия в годы войны были переведены на производство, оружия, боеприпасов и всего необходимого для армии. Основными центрами добычами угля стали Воркута, Кузбасс и месторождения Урала и Казахстана. Главными центрами добычи нефти в годы войны были Баку, Грозный и месторождения Башкирии.

Автомобили: Ульяновск, Миасс, Нижний Новгород. Стрелковое оружие: Ижевск, Ковров, Тула. Пушки: Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург зенитные орудия.

Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому, помимо Главного управления тыла Красной Армии, были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях.

За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 10 млн т. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т. Дорожные войска построили и восстановили ок.

В 1942 г. Огромные потери в начальном периоде войны понесло сельское хозяйство. Основные зерновые районы были заняты врагом.

Посевные площади и поголовье крупного рогатого скота сократились в 2 раза. Поэтому ускорилась работа, начатая еще до войны, по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней Азии. К концу 1942 г. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были транспортные поставки грузовых и легковых машин американского производства. Ленд-лиз - форма военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. Они предоставили нам помощь на 9,8 млрд. На втором этапе 1943-1945 гг.

СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства. В 1943 г. Продолжалось совершенствование боевой техники - стрелкового оружия пистолет-пулемет , новых истребителей Ла-5, Як-9 , тяжелых бомбардировщиков АНТ-42, получивших фронтовое название ТБ-7. Эти стратегические бомбардировщики имели возможность наносить бомбовые удары по Берлину и возвращаться на свои базы без промежуточных посадок для дозаправки. В отличие от предвоенных и первых военных лет новые модели военной техники сразу шли в массовое производство. В августе 1943 г.

На его основе в них уже в годы войны началось восстановление разрушенной промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание уделялось при этом добывающей, металлургической и энергетической отраслям в Донбассе и Приднепровье. В 1944 г. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военной - возрос в 3 раза. Особое значение имело увеличение сельскохозяйственного производства. Социальная политика.

Адамович, М. Немитько, Т. Дыло, С. Вишни, нянечек М.

Поджарой и П. Корявой, которые под непрерывной бомбежкой, среди пылающих огнем улиц вывезли из города 60 больных детей в возрасте 3 лет и младше. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Массовая эвакуация производительных сил проходила в зависимости от военной обстановки и сразу по нескольким направлениям: эвакуация населения, промышленных объектов, материальных ресурсов сельского хозяйства, культурных ценностей, материальной базы железных дорог. Работа не прекращалась круглые сутки. В первую очередь вывозили готовую продукцию, качественное техническое и технологическое оборудование, кабельные изделия, сырье. Вывозить старались в комплекте, чтобы там, в далеком тылу, на новом месте, можно было в считаные часы все смонтировать заново и запустить производство. При этом демонтаж оборудования, погрузка его в эшелоны и отправка проходили под непрерывным вражеским обстрелом, во время частых воздушных налетов. К 1 июля гитлеровские войска прорвались к Могилеву. Город быстро превратился в единый боевой лагерь, спаянный железной дисциплиной.

Вражеские обстрелы и бомбежки не прекращались ни днем ни ночью. В этих тяжелейших условиях шел демонтаж наиболее крупных заводов города. Коллектив Могилевского завода авиационного моторостроения за 7 дней! Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться. Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А. Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других. Вся их жизнь была связана с родным заводом. Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль».

Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов. Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т. Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им. Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И.

Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому».

Женщины в тылу

Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке. Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу.

«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»

А трое ребят — жуки такие, дай бог, загоняют их. Вот так и живу: заработаю — пропью, опять заработаю — опять пропью. А ты говоришь — счастье. Нет его! Ноги-то не вырастут... Именно они, увешанные орденами безногие солдаты-победители, стали лицом послевоенного нищенства. В 1948 году с нищими "орденоносцами" власти решили бороться. Был принят указ "О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни". Расчёт Сталина был прост: поскольку большинство населения в СССР было сельским, то и большинство инвалидов-войны, побиравшихся на вокзалах Москвы, были вчерашними колхозниками, от которых отказались родственники, не желавшие тащить на себе обузу — безногого инвалида. И если на деревенскую родню не действовали советские призывы, то должен был подействовать страх оказаться в ссылке из-за нищенствующего родственника. Процессы напоказ Также для острастки инвалидов было проведено и несколько публичных уголовных процессов.

Возглавлял его некий майор, который провоцировал антисоветские разговоры и "клеветнические измышления" о плохом положении инвалидов в Советском Союзе. Сложно сказать, существовал ли Союз инвалидов войны на самом деле: Кожва был своего рода столицей Печжелдорлага — Печёрского железнодорожного лагеря, заключённые которого строили магистраль на Воркуту. Как раз после войны в Кожву прибыло несколько этапов окруженцев, то есть солдат Красной армии, которые в первые годы войны прорывались из котлов к своим, а уже после войны были причислены к "изменникам Родины". Среди окруженцев было немало и инвалидов. Возможно, что чекисты просто придумали "инвалидскую" организацию, желая показать, что от суровых приговоров по антисоветским статьям не спасут никакие прежние военные заслуги и увечья. Также в стране прогремел и анекдотический процесс против профессионального мошенника Вениамина Вайсмана из Житомира. Вениамин Вайсман. В период с 1933-го по 1944-й Вайсман был 13 раз судим за побеги из мест заключения". Наконец, в 1944 году Вайсман был этапирован в Печёрские лагеря на строительство железной дороги. Он снова убежал, но на этот раз неудачно: после нескольких суток блужданий в лесах он отморозил ноги и руки.

В конце концов его нашёл конвой. Солдаты доставили его в центральный изолятор Печёрских лагерей, где фельдшер отрезал ему обе ноги и несколько пальцев на левой руке. После чего безногого жулика отпустили на волю — по июльской амнистии 1945 года. С карьерой карманника было покончено, и Вайсман стал мошенником. Он купил офицерскую форму с капитанскими погонами, знакомые фальшивомонетчики сделали ему поддельные документы, орденские книжки и даже две медали "Золотая звезда Героя Советского Союза". И новоиспечённый "герой войны" начал обивать пороги начальственных кабинетов, требуя "справедливости": денег, одежды, еды, жилья. Расчёт Вайсмана был точен: высокопоставленные чиновники ранга начальника управления, замминистра, министра имели бронь от призыва на фронт. При виде инвалида войны, да ещё и дважды героя, у них возникало какое-то подсознательное чувство вины и раздражения из-за того, что они сами не могут поддержать все эти "окопные" воспоминания о боевом братстве, и поэтому им всем хотелось побыстрее избавиться от посетителя. А как проще всего это сделать? Да просто задарить "героя", откупиться.

В это трудно поверить, но Вайсман за два года успел обмануть около полусотни чиновников, причём среди обманутых были и сами наркомы. Согласно данным следствия, в результате своих походов Вайсман получил свыше 50 тысяч рублей наличными и товаров на сумму 100 тысяч рублей, а также ордер на квартиру в Киеве, направление на регулярные лечебные процедуры и ножные протезы новейшей конструкции. В 1947 году обнаглевший Вайсман пошёл по второму кругу — и был арестован. Суд дал ему девять лет лагерей, причём советские газеты, писавшие о процессе, открытым текстом предостерегали всех инвалидов войны от хождений по инстанциям: дескать, теперь каждый такой посетитель будет браться на особый учёт. Операция "Инвалид" Воспитательные меры подействовали: в 1948 году нищие инвалиды действительно ненадолго исчезли с улиц советских городов. Но постепенно всё вернулось на круги своя. И в 1951 году Сталин постановил радикально решить проблему, поручив всех инвалидов войны, пойманных за попрошайничеством, добровольно-принудительно расселить по интернатам закрытого типа. Уже в следующем году министр МВД отрапортовал о задержании 156 817 человек, занимавшихся нищенством, в 1953 году за "паразитический образ жизни" было задержано 182 342 человека. Воспитанники детского дома для сирот-инвалидов в тылу в СССР. При этом, разумеется, дома инвалидов войны располагались в отдалённых, скрытых от глаз людских местах, чаще всего в заброшенных монастырях: Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком Воскресенском, в Нило-Сорской пустыни...

Главный политический лозунг партии - «Все для фронта, все для победы! Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Многие советские люди записывались в народное ополчение, сдавали свою кровь, участвовали в противовоздушной обороне, жертвовали деньги и драгоценности для фонда обороны.

Большую помощь Красной Армии оказали миллионы женщин, направленных на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных сооружений. В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый: 22 июня 1941 г.

Второй: 1943-1945 гг. С первых дней войны были предприняты чрезвычайные меры по переводу экономики на военные рельсы: разработан военно-хозяйственный план производства всех видов вооружения и боеприпасов в отличие от предшествующих лет - помесячный и поквартальный. Усилена жесткая система централизованного управления промышленностью, транспортом и сельским хозяйством; созданы специальные наркоматы по выпуску отдельных видов вооружений, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Совет по эвакуации.

Развернулась широкая работа по эвакуации промышленных предприятий и людских ресурсов в восточные районы страны. В 1941-1942 гг. Этот процесс особенно интенсивно происходил летом - осенью 1941 г.

Одновременно на местах была налажена работа по скорейшему пуску эвакуированных заводов. Начался массовый выпуск современных видов оружия самолетов, танков, артиллерии, автоматического стрелкового , конструкции которых были разработаны еще в предвоенные годы. В 1942 г.

Огромные потери в начальном периоде войны понесло сельское хозяйство. Основные зерновые районы были заняты врагом. Посевные площади и поголовье крупного рогатого скота сократились в 2 раза.

Поэтому ускорилась работа, начатая еще до войны, по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней Азии. К концу 1942 г. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были транспортные поставки грузовых и легковых машин американского производства.

Ленд-лиз - форма военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. Они предоставили нам помощь на 9,8 млрд.

Принятие весной 1941 года решения о строительстве оборонительного рубежа на удалении всего 200—250 километров на запад от Москвы работы планировалось осуществить в 1941—1942 годах , так же, как и принятое осенью 1941 года решение о строительстве Сурского и других рубежей обороны на восток от Москвы, говорит о многом. В случае с третьим рубежом — об оценке руководством страны силы предполагавшегося удара германской армии и, одновременно, реальных возможностей Красной армии.

Даёт оно и ещё один аргумент к ответу на вопрос о том, планировало ли руководство СССР «упреждающий удар» и ведение войны на территории Европы или рассуждало в совершенно других категориях. О мотивах, стоявших за решением о строительстве рубежей обороны за Москвой, уже сказали другие участники конференции. Так вот, если говорить о судьбах и воспоминаниях строителей третьего после линии Молотова и линии Сталина оборонительного рубежа, то это, конечно, тоже изнурительный, героический труд, хотя и в летне-осеннее время, но это ещё и бомбёжки, и постоянная вероятность прорыва гитлеровцев, и, порой, выходы из окружения. Мать моей жены, учительствовавшая на западе Калининской области и призванная как член ВКП б на строительство оборонительных рубежей, на всю жизнь запомнила, как её и подруг преследовал по полю немецкий летчик, пикируя и забавляясь тем, как они реагируют на проходящие рядом с ними пулемётные очереди.

А её отец — как по проселочным дорогам выводил из полуокружения десять батальонов строителей, в общей сложности около 10 тысяч человек, и пришёл с ними в Москву 15 октября 1941 года… Третий рубеж обороны свою военную роль — крепости на пути вермахта, — как известно, не сыграл. Не пришлось, к счастью, проверять на прочность и рубеж четвёртый. Но все эти оборонительные рубежи в Чувашии, Горьковской, Ярославской и других областях внесли вклад в победу над Германией. Подвиг их строителей — это героическая и трагическая часть общего подвига советского тыла.

Строительство оборонительного рубежа. Скажем так: пилотку или телогрейку современный молодой человек надеть может, а вот то, что осенью 1941 года было в головах его сверстников под этими пилотками и в их сердцах под лёгкими пальтишками, понимают сегодня немногие. Более того, это понимание всячески намеренно затрудняется. На днях, например, Московский патриархат рекомендовал открыть во всех епархиях и митрополиях отделения молодежной организации «Братство православных следопытов».

Как будто не знают, что это «следопытство», этот «скаутизм» создавались и развивались теми, кто в эмиграции приветствовал нацизм в 1930-е и пошёл на службу Гитлеру в его походе на нашу Родину! Именно поэтому я буду говорить не о политике, не о том, что составляло военные, внутриполитические и международные обстоятельства, в которых шло строительство, в частности, Сурского и Казанского оборонительных рубежей, не о самих этих рубежах, а о людях, которые самоотверженно их строили, об их мировоззрении и нашей памяти о них. О том, что к этой памяти нельзя относиться поверхностно. В сборнике статей по итогам состоявшейся 22 июня в Чебоксарах конференции моё внимание привлекла статья научного сотрудника Чувашского государственного института гуманитарных наук Артема Гаврилова.

Он затронул как раз эту проблему — проблему сохранения исторической памяти о трудовом подвиге строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей [2].

В предельно короткий срок было смонтировано и запущено в работу оборудование Могилевского моторостроительного завода в Куйбышеве, который совместно с московским и днепропетровским заводами разворачивал новое оборонное производство прямо под открытым небом, на так называемой Безымянке, огромном пустыре за городом. Первые 200 белорусских вагонов стали прибывать уже в конце июля. А семья моя из 6 душ: я, жена и четверо малышей.

Хлеб по карточкам, на вес золота, картошка тоже. Дров практически нет. Да и одежды почти никакой… Помню, монтаж мы заканчивали уже глубокой осенью. Грязища по колено.

Холод, ветер, дождь! Встаешь на работу затемно, похлебаешь пустой баланды, пожуешь пару картофелин, всунешь в узелок пару луковиц, 300 г хлеба остальные 500 — детям! Пешком 8 км по бездорожью. Пока доберешься — еле живой от холода…» Вокруг кипела стройка — не было ни стен, ни крыши, а станки обрастали оснасткой.

Самоотверженно, не думая о себе, трудилась бригада Ф. Райкова, токари И. Баландин, М. Лопаткин, Ф.

Короткевич, Б. Щерба, Ш. Приборкин, шлифовальщик М. Коробушкин, слесари Я.

Эйгер, П. Крутиков, контролер И. Худой, осунувшийся, с покрасневшими от бессонницы глазами, он казался мне в те дни отлитым из железа — так велика была воля этого человека. Подойдешь, бывало, к нему, хлопнешь по плечу: «Иди, отец, поспи хоть часок…», а он только отмахнется в ответ, словно от назойливой мухи, дескать, уйди, не мешай».

Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих. Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш». Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов. Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика.

Это огромное предприятие, на 90 процентов оснащенное импортным оборудованием, прибыло в уральский поселок Суксун Кировская область в конце июля. Уже к началу октября, несмотря на тяжелейшие условия для монтажа окна были забиты фанерой, пол земляной, отопление печное , основные работы были завершены. В декабре фабрика, переименованная в оборонный оптико-механический завод Наркомата здравоохранения СССР, приступила к круглосуточному выпуску оптических линз для фронта. Морозы доходили до минус 50 градусов.

Но люди по 12 — 13 часов не отходили от станков — слесари-инструментальщики братья Иван и Сергей Зуевы, токари Ильин, Каган, работницы Давыдова, Ладысова, Богомолова и другие. По рассказам местных жителей, до войны при таком морозе и снежных заносах работа в поселке Суксун вообще отменялась. Настоящий трудовой героизм проявили в тылу и коллективы 50 белорусских предприятий легкой промышленности. Мобилизация на фронт огромного количества мужского населения сразу создала патовую ситуацию — надо было в разы увеличить выпуск воинского обмундирования, обуви, теплого белья, сухих пайков, армейских аптечек, полевых кухонь.

Своевременное и бесперебойное снабжение этой продукцией имело огромное политическое значение для армии, поскольку поднимало моральный дух бойцов. Это хорошо понимали в советском тылу. Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий.

Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки! Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19. Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции.

Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т. Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др. Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие.

Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт. И люди работали, выжимая из себя просто немыслимое — не только силы и волю, но свой ум, сноровку, знания, смекалку — токари Трапезников, Дивень, Жаровня; мастера Коссовой, Шиндлович и др. Голодные, плохо одетые, а ведь творили чудеса, честное слово! В 1943 году наш коллектив уже обрабатывал корпуса «катюш» примерно в 3 раза быстрее фирменного…».

К началу 1942 года витебские станкостроители, эвакуированные в Саратов, где они слились с местным заводом, внесли более 20 организационно-технических новаторских предложений на самых решающих участках производства, благодаря которым выпуск 45-миллиметровых осколочных артиллерийских снарядов вырос в 7 раз! Железнодорожники 4-й паровозной колонны особого резерва НКПС 5-я группа водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Чертежи были только приблизительные, нужно было самим доводить каждую деталь. Но слов «не могу», «не умею» в те годы для нас просто не существовало.

Надо — значит, будет! К станкам стали все — начальники участков, цехов, весь состав мастеров, все технологи и т. Почти месяц никто из нас не выходил из цеха. Но задание мы освоили в срок…» Оперативные задачи резко повышали требования к оборонной и машиностроительной промышленности.

В рекордно короткий срок на востоке страны выросли 3500 больших промышленных объектов металлургии, энергетики, машиностроения, десятки оборонных заводов. Посильный вклад в это гигантское промышленное строительство внесли белорусские строители. На Урале, в Каменск-Уральском трудилась большая около 100 человек группа инженеров, техников и рабочих «Белпромстроя», руководимая одним из крупнейших строителей Беларуси инженером Александром Васильевичем Маркиным. Ему было поручено строительство металлургического завода.

Белорусским строителям впервые пришлось разрабатывать технологию земляных работ в условиях уральской зимы, когда морозы доходили до минус 40 градусов, а грунт промерзал на 1,5 — 2 метра. Чтобы заложить фундамент прокатного цеха, требовалось вынуть 5000 куб. По предложению механика Русаковского с помощью специального электробура, подогревавшего грунт, строители приступили к бурению скважин. В результате фундамент был заложен в течение 500 рабочих часов и без большого количества рабочих рук.

К лету 1943-го каркасы основных цехов огромного завода были возведены. Теперь требовался битум. Но его поставщики — Майкоп и Грозный — были захвачены врагом. По предложению Маркина была построена окислительная установка, на которой из обыкновенного мазута и нефти можно было получить битумы необходимых марок.

Темп строительства был спасен. В результате самоотверженного труда первая очередь завода была сдана госкомиссии досрочно. Большая группа рабочих, инженеров и служащих, основной костяк которой составляли белорусы, была награждена орденами, медалями и почетными грамотами Верховного Совета БССР. Героизм белорусских железнодорожников Война невероятно осложнила работу всего железнодорожного транспорта.

Оккупация Донбасса, который поставлял на железные дороги Союза более 51 процента всего потребляемого угля, гигантские перегрузки магистралей, нехватка паровозов и запасных частей к ним. По этим причинам в первую военную зиму 1941 — 1942 годов катастрофически сократился объем перевозок. В частности, Северная железная дорога была близка к параличу. Движение от Вологды до Архангельска практически остановилось.

Это наносило ущерб не только снабжению фронта, но связывало по рукам и ногам работу всего советского тыла, его промышленность. К началу весны 1942 года при Государственном комитете обороны был создан специальный Транспортный комитет, который срочно принял экстренные меры — изменилась система погрузочно-разгрузочных работ, повсеместно внедрялась техника вождения составов на дровяном отоплении, была резко повышена зарплата машинистам, кочегарам, кондукторам, вагонным мастерам, составителям эшелонов и поездов. В период великой битвы на Волге были созданы специальные паровозные колонны особого резерва Наркомата путей сообщения как военизированные соединения. В каждую колонну включали 30 паровозов и 3 — 5 вагонов к каждому из них.

Это были быстрые, сверхоперативные «боелетучки». Их личный состав формировался главным образом из числа эвакуированных железнодорожников. Вся колонна делилась на 5 рот, командирами которых были И. Бредихин, А.

Дубоделов, И. Лыков, В. Рыбкин, С. Они водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой.

Вот как вспоминал о той работе белорусский машинист Герой Социалистического Труда Василий Иванович Мурзич: «Представьте себе поезд без единого огонька. Паровоз с плотной сеткой на трубе, не пропускающей искр, с закрытым поддувалом — во избежание огненного следа… Машиниста, работающего без свистка; движение состава, маневрирующего в полной темноте, когда запрещено громко разговаривать, когда сложные маневры проходят безошибочно и быстро, только в силу необычайно слаженной работы и трудового порыва каждого из нас…» Сутками не сходили с паровозов, совершая фронтовые рейсы, машинисты У. Прокопчик, Г. Андриевский, П.

Шац, В. Громов, Е. Елкин, С. Будников и др.

Фашистские самолеты на бреющем полете охотились за каждым эшелоном, который прорывался к передовой. В августе 1942 года, по неполным данным, фашисты произвели более 2000 налетов на 22 объекта Сталинградского отделения железной дороги и сбросили на них более 10. В отдельные дни фашистская авиация по 17 раз за день бомбила железнодорожные участки этого узла. Я говорю «почти», потому что мы прорывались.

С каким-то нечеловеческим упорством водили мы составы через эту степь. Водили мимо станций, полностью стертых с лица земли, мимо изуродованных горящих составов и паровозов, сваленных под откос. А сколько раз во время этих поездок нам приходилось отцеплять на ходу горящие вагоны, сбивать пламя пожарными приспособлениями, хотя взрыв грозил быть буквально каждую секунду!

«Всё для фронта, всё для Победы!»

  • Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию
  • Account Options
  • Общественная палата Омской области
  • 11.3. Советский тыл в годы войны
  • Шесть тысяч героических историй тружеников тыла
  • Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре - Самарский университет Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу.
"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне".
«Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи Мало кому сейчас известны обстоятельства, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны После подписания пакта Молотова – Риббентропа, до января 1941.
Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986: vas_s_al — LiveJournal Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу.

Фотографии

  • Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре - Самарский университет
  • Трудовая доблесть тылового города — SGPRESS — Самара, люди, события
  • Читайте также
  • Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
  • Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134

ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

  • Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность
  • ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
  • "Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов
  • Эвакуированные: история ленинградской девочки Оли Спиваковой
  • 11.3. Советский тыл в годы войны. История России [Учебное пособие]
  • Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий