Новости слово украина когда появилось впервые в истории

Карта первой Украины.

Формирование нации

  • Ещё раз о слове "Украина"
  • Украина (топоним) — Википедия
  • Фёдор Гайда: Как и когда появилось слово "Украина" и что оно означало?
  • ЧТО ТАКОЕ УКРАИНА - РАЗ И НАВСЕГДА !
  • Смотрите также

Когда появилось названия Украина

Название Украина впервые появилось еще в 12 веке для обозначения юго-западных земель. Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы" Как и когда появилось слово"Украина"? 1 Как и когда появилось слово "Украина"? Проводя поиск исторической истины, давайте попытаемся понять значение слов «украина» и «украинец», используя накопленные человечеством энциклопедические знания.

Вопрос об Украине

  • Это вероятно будет интересно - "Кто придумал украинский язык" и "Как создавалась Украина"
  • Комментарии
  • Украина. История формирования территории и государства
  • Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы".: nampuom_pycu — LiveJournal
  • Что такое Украина?

ЧТО ТАКОЕ УКРАИНА - РАЗ И НАВСЕГДА !

Слово Украина существовало со времён Киевской Руси — как минимум, с XII века. Слово «Украина» в значении «окраины» — территории, граничившей со степью, откуда нападали на Русь кочевые племена — впервые употреблено в Киевской летописи под 1187 г. в связи с событиями в Переяславской земле. Считается, что первое упоминание об Украине, встречается в летописях в 1187 году, под названием Оукраина. Само слово «украина» появляется в письменных источниках в конце XII века и применяется к окраинам ряда названных княжеств, граничащих с Диким полем. Миф первый – об упоминании "Украины" в Киевских летописях ещё под 1187 годом. Само слово появилось и использовалось из-за потребности летописцев указывать географическую локализацию событий.

Термин "Украина": к истории происхождения

1. Как и когда появилось слово "Украина"? Впервые на русский язык книга Боплана была переведена только в 1832 году российским историком и переводчиком Ф. Г. Устряловым. В конце XVI — первой половине XVII в. словом «Украина» в узком смысле слова также стали обозначать земли Среднего Поднепровья — центральные области современной Украины. Stories и история на платформе Boosty полный цикл статей по ИСТОРИИ УКРАИНЫ! Как и когда появилось слово Украина?«Оукраинами» (украинами, украйнами) с XII по XVII вв. именовали различные пограничные земли Руси. Однако это не совсем так — слово "Украина" гораздо старше, чем Российская Империя, судя по всему — появилось ещё в Средневековье, и как минимум есть на картах XVII века.

Как и когда появилось слово Украина?

1. Как и когда появилось слово Украина? 1 Как и когда появилось слово "Украина"? Проводя поиск исторической истины, давайте попытаемся понять значение слов «украина» и «украинец», используя накопленные человечеством энциклопедические знания. SnowForum» История» Исследование происхождения слова Украина.». Само слово появилось и использовалось из-за потребности летописцев указывать географическую локализацию событий.

Значение слова «украина»

Их наделы мельчали, внешним угрозам противостоять у них не осталось сил. В начале XIII века им пришлось объединиться, чтобы защищать свою землю от монгольского ига. Но в 1240 году Киев был взят штурмом и сожжен Батыем. Самым могущественным князем на тот момент был Галицко-Волынский князь Даниил Романович. Но противостоять монголам в одиночку не мог и он.

В середине XV века часть украинских земель перешла во владение польского короля, часть — к литовским князьям. В составе великого литовского княжества русичи участвовали в управлении страной. К концу XV века на территории сформировалась новая социальная группа — казаки. Постепенно они стали значительной военной силой.

Как ни сопротивлялись, но в 1569 году литовский и польский сеймы подписали Люблинскую унию, положив начало федеративному государству — Речи Посполитой. Спустя 30 лет католической и православной церквями была принята Брестская уния 1596г. Но не все приняли ее: Киевская митрополия раскололась. Казаки и Запорожская Сечь Часть казаков поступила на королевскую службу, их стали называть реестровыми.

Другая основала укрепленный центр на днепровских островах — Запорожскую Сечь. Большая часть казаков жила в пограничных городах, покидая их, когда нужно было идти на войну. Из всех их полководцев больше остальных известен гетман Петр Сагайдачный. Он приложил все силы для восстановления Киевской православной митрополии.

Притеснения крестьян и ограничение казацких вольностей привело к общенародному возмущению. В конце XVI века началась казацкая революция. Волей большинства возглавил ее избранный в 1648 году гетманом Богдан Хмельницкий. Объединившись с Крымским ханством, запорожцы на Желтых Водах разгромили польскую армию.

Союз татар и казаков принес еще ряд побед. Запорожцы выбили себе автономию, новое государство назвали Войском Запорожским. До самой смерти великого полководца, они боролись за расширение границ. И Украина снова стала полем битвы с Московским царством.

Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" 1841 писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности... Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" 1824-1825 писал: "... Этот отрывок "Весна" был впервые опубликован только в 1888 г.

В 1834 г. Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья.

Максимович не считал "украинцев" особым этносом. На рубеже 1845-1846 гг. Владимира Н.

Костомарова ученика Максимовича возникло "Кирилло-Мефодиевское братство", поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: "Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар". Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово "южно-руссы", противопоставленное им "северно-руссам с белоруссами".

Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: "Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы". Именно с этого документа можно вести историю употребления слова "украинцы" в этническом смысле. Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у его сына, черниговского поветового маршала А.

Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Н. Ригельман чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов дружил с членами "Кирилло-Мефодиевского братства".

В 1847 г. Бодянским - еще одним их хорошим знакомым. После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию "Братья Украинцы", в которой говорилось следующее: "...

Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться. Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство. Интересна также эволюция употребления слова "украинцы" у другого участника "Братства" - П.

В 1845 г. Кулиш в тогдашнем написании: Кулеш приступил к публикации в журнале "Современник" своего романа "Черная рада". В первоначальной версии на русском языке упоминались "Малороссийский народ", "Малороссияне", "Южно-Русский народ", "Украинский народ", присущий им "дух Русский", а также указывалось, что жители Украины - "Русские".

Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша. Например, в повести "Огненный змей" содержалась следующая фраза: "Народная песня для Украинца имеет особенный смысл". Повествование было связано с местечком Воронеж близ Глухова родиной самого Кулиша - на границе с Слобожанщиной и недалеко от мест, где по Марковичу селились потомки казаков.

Важно отметить, что в другом труде Кулишом восхвалялись именно "козацкие песни". Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 г.

Кулиш наполняет слово "украинцы" иным смыслом. С февраля этого года то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского он начал печатать в петербургском журнале "Звездочка" свою "Повесть об украинском народе". В ней фигурировали "народ Южнорусский, или Малороссийский" и "Южноруссы, или Украинцы".

Однако употребление слова "украинцы" в этническом смысле в середине XIX в. Оба эти понятия в равной степени не считались самоназваниями. В целом слово "украинцы" как этноним широкого хождения в это время не получило.

Примечательно, что один из наиболее радикально настроенных участников "Братства" Т. Шевченко никогда словом "украинцы" не пользовался. С 1850-х гг.

Кулиш употреблял его в своих исторических работах наряду с "малоруссами", "южными русичами", "польскими русичами". При этом он отказался от представления "украинцев" как этноса и писал так: "Северный и Южный Русский народ есть одно и то же племя". В частной переписке "украинцы" четко отделялись им от "галичан".

Пересмотрев свои прежние взгляды, Костомаров в 1874 г. Несколько позднее в журнале "Киевская старина" было опубликовано стихотворение неизвестного автора "Ответ малороссийских козаков украинским слобожанам [Сатира на слобожан]", в котором для обозначения казаков фигурировало слово "украинцы". Текст стихотворения якобы был найден в глуховском архиве Малороссийской коллегии, он не имел датировки, но был связан с событиями 1638 г.

Однако оригинал текста "Ответа" неизвестен, а его стиль позволяет судить, что на самом деле произведение было создано незадолго до публикации. Стоит отметить, что Костомаров, в частности, считал присутствие слова "украинцы" в изданных текстах старых малороссийских песен одним из признаков подложности. Историк С.

Соловьев еще в 1859-1861 гг.

Ведь сегодня Киев — столица «самостийной и нэзалэжной Украины», и его нынешние хозяева с маниакальной настойчивостью стараются подчеркнуть этот судьбоносный для их существования факт. Поэтому все уличные надписи, тексты реклам, объявлений, вывески магазинов и названия остановок в Киеве, как и в других городах Малороссии, выполнены исключительно на «мове». А в качестве поясняющего перевода к ней дублируются… на английском языке! Любая официальная документация дается также исключительно на укрмове.

Только на ней ведутся дискуссии в Верховной Раде, хотя вне ее стен подавляющее большинство депутатов привычно переходит на родной, русский язык. Лишь по-украински, с плохо скрытым акцентом, общаются с народом президент, члены правительства, главы официальных ведомств, представители средств массовой информации. Слушая их косноязычную, ломаную речь, воочию наблюдая то тягостное напряжение, с каким все эти «дэржавни диячи» вымучивают из себя общение на искусственно сконструированном местечковом новоязе, всякий раз задумываешься над этим странным и трудно объяснимом парадоксом: почему все исторические попытки создания самостийниками «нэзалэжной дэржавы», в сущности, всегда сводились к одному: насильственному внедрению «мовы» и этим зачастую ограничивались? Сергей Родин в книге «Отрекаюсь от русского имени» пишет: «Всякий раз, вникая в доводы адептов украиномовского движения, силящихся объяснить мне смысл происходящего, я не мог избавиться от ощущения, что являюсь свидетелем массового, поголовного психоза, особого рода социального безумия, в которое вовлекаются все новые и новые жертвы. Безумия, вышедшего из-под контроля и несущего в себе чудовищный потенциал разрушения культуры и общества… В этом государстве с чисто параноидальной навязчивостью раз за разом ставится и решается одна-единственная проблема: как сделать никому не нужную «украинську мову» массовой и желанной, какими средствами принудить пятьдесят миллионов взрослых мужчин, женщин и их детей забыть родной русский язык и перейти на искусственно созданный суржик… В Верховной Раде бесконечно обсуждаются языковые законопроекты, один идиотичнее другого.

Последний из них, например, предусматривает за «неупотребление украинского языка» административные наказания и штрафы. Из правительственных сфер следуют не менее грозные циркуляры, столь же идиотские, сколь и невыполнимые. Это же постановление в директивном порядке обязывает изучать укрмову не только госслужащих, но и предпринимателей, работников сферы обслуживания, инженерно-технических работников и даже работников национально-культурных обществ. И не только изучать, но и в обязательном порядке пользоваться ею в быту! Особенно же впечатляет статья 31 этого постановления: об уголовной ответственности за нарушение литературных норм «дэржавной мовы».

Всякий хоть сколько-нибудь знакомый с процессом разработки украинского новояза понимает, насколько смехотворно применительно к нему звучит само требование соблюдения каких-либо «норм». Искусственно мутированный из разговорного малорусского наречия, он на протяжении последних ста лет подвергался столь несуразным переделкам и нововведениям с целью максимального удаления его от русского языка, что сегодня даже самый изощренный специалист-украиномовник не в состоянии определить: что является нормативной формой, а что — грубым отклонением от нее. Кого и за что сажать в тюрьму? Бывшего президента Кучму, выступления которого изобилуют ошибками, характерными для детишек младших классов? А может быть, украинских министров, допускающих в предложении из пяти слов не менее десяти отступлений от лексических «норм» современного варианта «мовы»?

И главное, кто и как будет решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности провинившихся? Языковая полиция? Министерство правды? Или иные учреждения в таком же роде? Абсурд и нелепица!

Полное сумасшествие! Посмеяться бы, да не очень весело. Речь ведь идет не о бреде психически больного субъекта, а о государственной политике, уже сегодня калечащей судьбы миллионов людей, растаптывающей их человеческое достоинство, деформирующей их сознание ложью, ненавистью, ощущением этнической и моральной ущербности. И смысл ее отнюдь не в защите и поддержке «ридной мовы», а в намеренном и зловредном искоренении в Малороссии всяких следов ее русскости: будь то язык, книжка, безобидный водевиль или надпись на придорожном указателе. Все, абсолютно все подвергается тотальному уничтожению.

Продающаяся на Украине печатная продукция на русском языке официально признана в качестве «информационной агрессии восточного государства». В соответствии с этой установкой еще в 1996 г. Министерством информации были выработаны рекомендации для правительства, в которых предлагалось уменьшить тарифы на распространение печатных периодических изданий на государственном языке укрмове в 100 раз, а на негосударственном языке то есть русском — увеличить! При этом вещание и печатные издания на русском языке были признаны «явлением, которое по своим негативным последствиям представляет для национальной безопасности страны угрозу не меньшую, чем пропаганда насилия, разврата, а также разные формы антиукраинской пропаганды». В законе, принятом Верховной Радой в августе 2000 года, издания на русском языке приравнены к изданиям «рекламного и эротического!

Председатель Государственного комитета по информационной политике, телевидению и радио Иван Драч суть подобной дискриминации объяснил просто: «Каждая русская книжка должна платить акциз — одну гривну на украинскую культуру. Каждая русская газета — десять копеек на украинскую прессу! Финансируемые городским бюджетом специальные «отряды украинизации» проводят рейды и облавы в кафе, ресторанах, магазинах с целью выявления нарушителей этого драконовского постановления. Заведения, уличенные в нарушении запрета, подвергаются не только денежным штрафам, но нередко и погромам специально науськиваемой на это толпой уличного сброда. Запрещены также русские спектакли и концерты.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: «Украинский язык» или «мова» — искусственно сконструированная из южнорусского наречия русского языка химера, внедряемая насильственными методами на протяжении более чем 100 лет всеми режимами, под которыми находился и находится ныне русский народ русский этнос на территории нынешней Украины польским, австрийским, большевистским и теперь — «самостийным» , в целях «превращения» русских в «украинцев» — новую «нацию», отторжения тем самым исконно русских земель от России, ослабления русского этноса и создания на границе с Россией самого русофобского государства в мире.

Да, так и есть, но современные украинские территории пострадали в этом плане намного сильнее. Это говорит о том, что исконного населения там практически не осталось, заселялись окрестности Киева заново, причем русскими. До середины XVII века Малороссия жила на уровне, соответствующем окраине государства, периодически переходила в руки: поляков; татар; турок. В результате к моменту воцарения Алексея Михайловича в 1645 г. Но вот в чем тонкость — подобное смешение не может не оставить следа в менталитете малого народа, следовательно, к этому же времени начинается формирование особого диалекта, ныне называемого украинским языком, и некоторых культурных элементов. Что касается попыток самоопределения предков нынешних украинцев в отдельную нацию, то происходить это начало в первой половине XVIII века, до этого они полностью идентифицировали себя с русскими, хоть и позиционировались этаким обособленным обществом. Считается, что Богдан Хмельницкий во второй половине XVII столетия пытался создать независимое государство на территории нынешней Украины, но сделать этого не смог, в результате чего земли эти оказались окончательно подчинены России. А вот после февраля 1917 г. Большая часть нынешней украинской территории была получена республикой в годы советской власти.

Историческая справка о происхождении и употреблении слова «украинцы».

В это же время началось сближение Литвы с Польшей. Во времена Ивана III это сближение стало более заметным. Польша и Литва стали превращаться в конфедерацию, стали популярны браки между королевскими польскими и литовскими представителями. Литва приняла католицизм, в качестве алфавита стала использовать латиницу. С этого момента земли русских княжеств превратились во второсортное население, ущемленное в правах по происхождению, вероисповеданию, языку. Украина уже существовала как окраинные земли на границе с диким полем. Понятие Украина возникло на польско-литовских землях, но распространялось и на русские земли.

Следующим шагом в разделении единого народа восточных славян сыграло объединение Литвы и Польши, по так называемой Люблинской унии, в Речь Посполитую. Люблинская уния 1569 г. Речь Посполитая имела коронные земли поляки и литовцы и подвластные им бывшие русские земли. В рамках Речи Посполитой в 1569 году была проведена граница между Великим княжеством Литовским и польским королевством. Эта граница полностью совпадает с границей белорусского и украинского этносов, делением на Белоруссию и Украину. Юго-западную границу земель обозначал город Брест, северо-западную — Гродно, юго-восточную — Гомель, северо-восточную — Витебск.

Это современные границы Белоруссии. Разница между белорусским и украинским народом стала закладываться именно тогда. Белорусский народ был достаточно един. Это те русские княжества, которые оказались под властью литовских магнатов-шляхтичей Родзивиллов, Вишниветских и других. Долгое нахождение под Великим княжеством Литовским более четырех веков и привело к тем отличиям, которые есть между белорусами и русскими. По южным землям Речи Посполитой постоянно прокатывались войны между Речью Посполитой и крымскими татарами, турками, русским государством.

Постепенно складывалось несколько районов на территории современной Украины. Харьков, Чернигов, Новгород-Северский — это все были земли, которые находились в русском государстве. Когда произошло восстание Богдана Хмельницкого, произошло воссоединение левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина осталась под Речью Посполитой, на какое-то время даже уходила под турок. Поляки уступили правобережную Украину туркам, поэтому война с Турцией шла за правобережную Украину. Из-за войны турки на правобережной стороне Украины закрепиться не смогли.

Раньше эти земли назывались Червонная Русь. После раздела Речи Посполитой эти земли оказались во владении Австрии. После Первой мировой войны вошли в состав Польской Республики. После Второй мировой войны они вошли в состав Советского Союза. Именно поэтому люди на этих землях более всего испытывают негатив к чуждым для них русским. Причиной тому долгая около семи веков , отдельная от восточных славян, жизнь народа этих земель.

Все различия между белорусами, украинцами и русскими заложены в том, что в свое время земли Киевской Руси были разделены и находились под властью разных государств. Но это был один народ, который может понять друг друга без переводчиков и словарей. Одни и те же традиции, одна культура. До 1991 года украинской государственности, по сути, не существовало. Это были восточные славяне, которые находились под властью Великого княжества Литовского, затем Польши. Украина была не одна.

Было несколько земель. Например, Слободская окраина на территории русских земель, куда входили чисто русские города Воронеж и Курск. На территории польских земель — Дикая окраина. Дикая она называлась из-за постоянных татарских набегов. Земли на юге Запорожья пришли в значительной мере в запустение. На севере они тоже были в запустении, но постепенно заселялись.

На месте Киева было несколько отдельных деревень. Украиной стали называть, постепенно отделив Подолье, земли верхового и низового казачества. Верховые казаки находились на службе у польских королей. Низовые запорожские представляли собой своеобразную вольницу, заключавшую союзы по желанию с русскими, поляками, татарами. Запорожские казаки воевали с теми, с кем считали нужным. Низовое и Верховое казачество — два разных казачества.

Верховое казачество составляло явное меньшинство на территории Украины. Численность колебалась от 12000 до 6000 человек. Когда полякам стало не хватать земель, они начали выдавать шляхтичам польский мелкопоместный дворянин земли с крепостными на территории Украины. Это вызвало на Украине ряд восстаний. Самое известное — восстание под руководством Богдана Хмельницкого в 1648 году. Тогда была сделана серьезная заявка на автономию или государственность Украины.

Удержать свою независимость украинцы тогда не смогли. Дважды заключался мир с поляками, но каждый раз условия этого мира для украинцев ухудшались. Война продолжалась. Поляки постепенно подминали под себя Украину. В 1654 году Богдан Хмельницкий вместе с Переяславской Радой, представлявшей интересы украинского народа, обратился к России с просьбой о помощи. В результате произошло воссоединение Украины с Россией.

Чтобы спасти украинцев от ассимиляции Польшей, России пришлось много лет вести с Польшей войну. Дата эта считалась великой для народов Украины и России. Левобережная и правобережная Украина вошли в состав Российской империи. Земли западной Украины достались австрийцам Галичина, Волынь, Львовщина.

Скляренко, Ф. Первое письменное упоминание об Украине ученые обнаружили в «Ипатьевской летописи », известном также под названием «Ипатьевский список». Это издание 1420-х годов представляет собой сборник древнерусских исторических произведений. Поскольку Владимир Глебович погиб во время похода на половцев, которые своими набегами угрожали в основном Переяславщине, Киевщине и Черниговщине, исследователи предполагают, что название «Украина» была применена летописцем именно в отношении этих регионов Киевской Руси. Письменное упоминание 1187 года считается первым зафиксированным употреблением слова "Викраина". Также в «Ипатьевской летописи» есть письменные упоминания об «Украине Галичську» от 1189 года. Название Галицких территорий "Украина" встречается и в известной "Галицко-Волынской летописи".

Согласно этой летописи, в земле полян — фактически крупного союза восточнославянских племён с центром в Киеве — правили князья Аскольд и Дир [79]. Они названы боярами легендарного родоначальника древнерусской династии варяга Рюрика , который ранее во главе своей дружины захватил власть над другим восточнославянским племенным союзом — землей ильменских словен с центром в Ладоге [80]. Внутри подобных союзов постепенно обострялось противостояние родоплеменной знати и военного предводителя — князя, который опирался на дружину. Появление отрядов профессиональных воинов из Скандинавии сдвинуло баланс в сторону дружины, что стало одной из причин относительно быстрого складывания государства [81]. В 882 году варяжский князь Олег , который возглавлял племенной союз с центром в Ладоге, захватил землю полян [82]. Таким образом Олег установил контроль над большей частью важнейшего торгового « пути из варяг в греки ». С фактическим объединением двух крупных восточнославянских племенных союзов возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве [82]. В летописях термин «Русская земля» применительно к этому периоду используется в узком смысле, подразумевая только Среднее Поднепровье [83]. Олег постепенно подчинил территории соседних восточнославянских племенных союзов древлян, северян и радимичей [84]. В 911 году он совершил поход на Константинополь [85]. Период существования единого Древнерусского государства Х век — 1132 год Основные статьи: Крещение Руси , Русская Правда , Любечский съезд и Русско-половецкие войны Преемник Олега князь Игорь продолжил расширять территорию Руси, подчинив уличей и бужан. В 945 году он был убит во время восстания племенного союза древлян. Восстание было подавлено вдовой Игоря — княгиней Ольгой [86]. Сын Ольги князь Святослав Игоревич предпринял серию военных походов. Он подчинил вятичей, разгромил Хазарский каганат 965 год , захватил часть Болгарского государства 968 год , но оставил её, проиграв войну с Византийской империей 971 год. В 972 году Святослав был убит печенегами [87] — представителями тюркоязычного кочевого народа, который во второй половине IX — первой половине Х века занимал степи Северного Причерноморья [88]. После гибели Святослава его младший сын Владимир победил старших братьев в длительной борьбе за власть, став великим князем киевским 978 год. Он принял христианство из Византии ок. При Владимире Святославовиче завершился процесс объединения восточнославянских племён под властью Древнерусского государства [90] [91]. Наивысшего расцвета Древнерусское государство достигает при сыне Владимира — князе Ярославе Мудром правил в 1019—1054 годы [92]. По его инициативе был создан первый письменный сборник законов — « Русская правда » [93]. В этот период название «Русь» распространяется в летописях уже на всю территорию Древнерусского государства [94]. В 1036 год Ярослав разгромил под Киевом войско печенегов [95]. К середине XI века эти кочевники были вытеснены из степей Северного Причерноморья торками [96] , на смену которым вскоре пришли половцы кипчаки [97] [98]. После смерти Ярослава Мудрого земли государства были поделены между тремя его старшими сыновьями — Изяславом Киевским , Святославом Черниговского и Всеволода Переяславского. В 1078 году после серии междоусобиц Всеволод окончательно утвердился в Киеве и получил власть над большей частью Древнерусского государства [99]. После смерти Всеволода 1093 год князь Олег , сын Святослава Ярославича, захватил Черниговскую землю при помощи половцев. Этот кочевой тюркский народ занимал степи Северного Причерноморья во второй половине XI — первой трети XIII веков, представляя постоянную угрозу для древнерусских земель [97]. На Любечском съезде князей 1097 год был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». В условиях действия так называемого лествичного права престолонаследия это означало, что сыновья любого князя могли претендовать только на земли, входившие в его вотчину [100]. Любечский съезд позволил прекратить усобицы и объединить силы княжеств для борьбы с половцами [101] [102] , но также сделал важнейший шаг к феодальной раздробленности и распаду государства [103]. В каждой земле утверждалась отдельная династия, зависимость которой от великого князя Киевского постепенно ослабевала.

Когда же казачество наступило, то территория "Украины" значительно расширилась — и с правой, и с левой стороны Днепра». Впоследствии начали писать отдельные исследования на эту тему. Так, в Вене в 1916 году вышла в свет работа Богдана Барвинского «Откуда пошло имя Украина» где подробно разбиралась история и этимология названия «Украина», ее употребление и происхождение. Немало внимания уделил этой теме Лонгин Цегельский в своей брошюре «Откуда взяли это и что означают названия "Русь" и "Украина"». Данное исследование было издано в 1907 году во Львове, которое через десять лет было переиздано в Виннипеге «Украинским издательским союзом в Канаде». Версия относительно первоначального употребления слова «Украина» в значении «пограничье» была основной. Другую версию высказал выдающийся украинский географ Степан Рудницкий в своих трудах «Украина. Земля и народ» Вена, 1916 год и «Основы земле знания Украины» Прага, 1923 год. По его мнению, «Украина» — это приграничная земля Европы, граница между Европой и Азией. Сторонниками этой версии были его ученики Мирон Дольницкий и Владимир Кубийович. Эту трактовку резко раскритиковал украинский историк Ярослав Рудницкий в своем труде «Слово и название Украина» Winnipeg, Man. Действительно, объяснение Степана Рудницкого широкого распространения так и не получило. Чего, однако, никак нельзя сказать о третьей версии. Основоположником третьей версии следует считать Сергея Шелухина — профессора уголовного права. Еще в 1921 году, в Вене, вышла в свет его небольшая брошюра «Название Украина с картами ».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий