Рассказываем, как можно отмечать Рождество, какие существуют традиции празднования, что дарить на Рождество. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. Традиции новогодних катков и рождественских ярмарок перебрались и в наши дни.
Рождество в России, традиции и обычаи
- Лента новостей
- Трудная история праздника Рождества
- Содержание
- Рождество Христово в 2024 году: Как сейчас отмечают этот православный праздник
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. Портал RusDeutsch решил собрать серию материалов о семейных рождественских традициях. Рождество Христово в России в 2023 году: традиции и подарки. Давайте сегодня поговорим о рождественских традициях в России, а также коснёмся рождественских традиций на Руси.
Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России
О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. Храмовая молитва"Нужно помнить, что Рождество — это праздник церковный, поэтому празднование для всех христиан связано с посещением храма. Это главное — не забывать, что празднование Рождества должно быть связано с храмовой молитвой", — говорит отец Александр. По его словам, рождественские службы начинаются в церквях еще вечером 6 января, в Сочельник. Однако это еще день строгого поста. Увеселение воспрещено. Если в храме есть традиция ночных служб, тогда в полночь совершается ночная божественная литургия — уже праздничная. Там, где ночной традиции служения нет, праздничная рождественская служба — красивая и продолжительная, с царскими часами и литургией — проходит уже утром. В зависимости от прихода, служить начинают в 8 или в 9 часов утра.
Рождественская трапезаУстраивать застолье в Сочельник "с первой вечерней звездой" — это светская традиция, не имеющая ничего общего с православием.
Немецкие эмигранты привезли эту традицию и в Америку. Новогодняя ёлка с игрушками в витрине магазина. Автор: Тихонов Михаил Реформы Петра I: как появилась новогодняя ёлка в России Первоначально Новый год на Руси праздновали 1 марта — так отмечали время ухода зимы и начало посевных работ. Царь Иван III перенёс празднование на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка.
Первый такой Новый год официально отметили в Кремле 10 сентября 1492 года, но в народе наступление нового года продолжали отмечать по старому обычаю, весной. Традиция сентябрьского Нового года продержалась на Руси два столетия. Уже на новогоднем праздновании в сентябре 1698 года Пётр Первый появился в Успенском соборе Кремля в иноземной одежде в сопровождении гвардии в немецких мундирах. А в 1699 году объявил о реформе: указом "О новом счислении лет" в 1699 году он предписал считать 1 января 7208 года от сотворения мира 1 января 1700 года от Рождества Христова, а начало гражданского Нового года перенёс на 1 января. Первый праздник по новому календарю состоялся с невиданным размахом, с фейерверками и иллюминацией на улицах Москвы, щедрыми угощениями для народа на площадях и перед дворцом.
Указ Петра также устанавливал обычай украшать в честь Нового года деревья — речь, впрочем, шла не о ёлке, а о можжевеловых или сосновых ветвях. Дословно указ гласил: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... Большинство людей в России не имело ни малейшего представления о том, как именно надо украшать деревья по заморскому обычаю, поэтому было решено выставить образцы праздничных деревьев в московском Гостином дворе. Украшение ёлочными ветвями и гирляндами домиков на новогоднем базаре.
Автор: Коньков Сергей Как прижилась в России традиция украшать ёлку Всё своё правление Пётр I следил за тем, чтобы новогодние и рождественские торжества в России проходили не хуже, чем в Европе. Но с его смертью об указе забыли, а традиция, казалось, не прижилась.
Это означает, что эта дата является не только общенациональным торжеством, но и достоянием русской культуры. Православные христиане обязательно посещают Рождественские богослужения в храмах по всему миру, а после отмечают праздник пышным застольем. С Рождеством в русской культуре связаны различные традиции и обычаи, которые передаются через поколения, и многие из них дошли и до наших дней. Как празднуют Рождество Христово в современной России Рождество продолжает серию новогодних праздников, поэтому улицы городов и деревень уже украшены иллюминацией, гирляндами. На площадях в центре устанавливаются большие живые или искусственные елки с новогодней атрибутикой. Каждая семья готовится к Новому Году и Рождеству: покупают и наряжают елку зачем наряжают елку писала об этом здесь , украшают дом. Домочадцы обязательно планируют подарки и поздравления друг для друга.
Особенно ценятся сувениры, гостинцы и украшения, созданные своими руками. С наибольшим трепетом ожидают это событие дети, ведь они верят в чудо и сказку. В канун самого праздника православные верующие идут на службы в Храмы, где проходит Великое Повечерие и Всенощное Бдение. Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. Возглавляет торжественную службу сам Патриарх Всея Руси. Празднованием Рождества завершается продолжительный Рождественский пост. Хозяйки уделяют особое внимание приготовлению традиционных блюд. Каждая хозяйка вольна решать сама, какие угощения ставить на рождественский стол. Обычно готовят пироги, салаты, холодец, запекают гуся или курицу с яблоками и угощают родных и близких всевозможными десертами.
Рождественские традиции и обычаи русского народа Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить: 1. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество. Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января. В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий.
Специальный проект о культуре, истории и традициях зимних праздников Знакомьтесь в нашем спецпроекте с историей Нового года и Рождества. Читайте, как отмечали эти праздники наши предки, чем украшали елку и какие блюда ставили на стол. А еще выбирайте фильмы и книги для праздничных вечеров, слушайте рождественские мелодии или ищите интересные события в городах России на нашей интерактивной карте.
Как отмечают Рождество в России? Рождество в России: традиции и обычаи
Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова. В статье Серафима Ореханова «Рождество Христово и Святки в 2020 году» вы узнаете еще больше об истории и традициях Святок в России. Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Рождество Христово в России в 2023 году: традиции и подарки. О том, какие традиции и приметы на Рождество существуют в России, — в материале «». рождественские обряды, рождество обычаи Вечером 6 января, в сочельник принято вспоминать об уже ушедших в мир иной членах семьи.
Традиции Рождества
Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Рождественские традиции празднования светлого Рождества Христова перекликаются со старинными языческими обрядами, распространенными на Руси. с 7 января по 13-ое.
Рождество Христово в 2024 году: Как сейчас отмечают этот православный праздник
Рождество Христово в России в 2023 году: традиции и подарки. Лайф выяснял, почему этот праздник настолько популярен в России, каковы его особенности и почему Рождество принято отмечать именно 7 января. Еще раньше в России стала популярна европейская традиция рождественского вертепа, который создавали своими руками и устанавливали в храмах, на площадях и в домах. История празднования Рождества в России насыщена великими событиями, традициями и символами, пропитанными духом религиозности и культурного многообразия. Полный список традиций Рождества в России: что можно и что нельзя в этот день, что делают люди в Рождественскую неделю и как отмечают светлый праздник 2025? Сегодняшнее внеурочное занятие было посвящено теме: «Рождественские традиции в России».
Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года. Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года. Возвращение евангельского смысла С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением.
На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы.
До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия. Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом.
С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным.
Было бы хорошо научить ребенка делиться игрушками, угостить чем-нибудь вкусным друзей, которые в этом нуждаются. С духовной точки зрения это очень благое деяние — доставлять в такой праздник великую радость людям", — поясняет он. Рождественский запретА вот то, чего делать нельзя, так это гадать.
Гадание близко с суеверию, к идолопоклонству. На страницах Библии мы неоднократно встречаем этот заперт. И в Ветхом Завете очень строго относились к заклинателям и гадалкам. Даже израильский царь Саул, когда началось его отпадение от Бога, в завершение к своим многим прегрешениям обратился к предсказательнице, чтобы узнать свое будущее. Тогда его постиг Божий гнев", — напоминает отец Александр.
По его словам, гадать в Рождество и святки, а также в любой другой день в году, крайне нежелательно даже в шутливой форме.
Шествуя отсюда, в Белом и Китай-городе государь оделял из своих рук всякого встречного бедняка. Возвратившись с описанного выхода в палаты, царь шел в покои на отдых.
Отдохнув и переодевшись, он выходил в Столовую избу, или Золотую палату, или же в какую-либо из дворцовых «комнатных» церквей. Царские часы венценосный богомолец слушал, окруженный сонмом бояр, думных дьяков и ближних чинов. В навечерии великого праздника царь в белой, шелком крытой шубе, отороченной кованым золоченым кружевом и золотной нашивкою, шел в Успенский собор, где стоял за вечернею и слушал действо многолетия, «кликанное» архидиаконом. После этого патриарх, по описанию Забелина, «со властьми и со всем собором здравствовал государю»… Произносилось «титло».
Государь обменивался поздравлениями с патриархом и всеми присутствовавшими; затем, приняв патриаршее благословение, шествовал в палаты. В сумерки, при трепетном мерцании первой вечерней звезды, являлось во дворец «славить Христа» соборное духовенство с хорами государевых певчих; к последним иногда присоединялись «станицы» патриарших, митрополичьих и других певческих хоров. Славельщики входили в Столовую избу или в Переднюю палату. Государь принимал гостей по уставу, по обычаю, жалуя их белым и красным медом, который золотыми и серебряными ковшами обносили специальные подносчики.
Кроме царского угощения, христославы получали и «славленое» от 8 алтын с 3-мя деньгами до 12 рублей, смотря по положению того, от кого был хор. Русские цари очень любили церковное пение, а потому жаловали «воспевак», обладавших выдающимся искусством в нем, и наособицу. Федот Сычков. Царь шел к заутрене в Золотую палату.
В 10-ом часу утра расплывался над Москвою первый гулкий удар красного благовеста к обедне, подхватываемый колокольнями сорока-сороков московских. В это время государь был уже в Столовой палате, убранной «большим нарядом». Он сидел на своем царском месте, рядом с которым стояло патриаршее кресло. Бояре и думные дьяки сидели по лавкам, застланным «бархатами»; другие ближние люди, младших разрядов, стояли поодаль.
По прошествии некоторого времени в палату вступал патриарх, предшествуемый соборными ключарями с крестом и со святою водою. Святителя сопровождал сонм митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов. Государь вставал навстречу архипастырю, шедшему славить Христа. После пения положенных по уставу молитв, «стихер» и многолетия, патриарх поздравлял царственного хозяина Земли Русской и, по его приглашению, садился рядом с ним.
Затем, немного спустя, благословив государя, иерарх Православной Церкви, со всеми духовными властьми, шел в царицыны покои, в государынину Золотую палату. После царицы патриарх посещал всех членов царского семейства. Государь между тем собирался к обедне в Успенский собор. Выход в собор совершался по Красному крыльцу, в предшествии и сопровождении бояр.
Государь был одет в царское платно порфиру , становой кафтан и корону; на груди его были возложены царские бармы; в руке он держал царский жезл. Под руки держали царственного богомольца двое стольников в золотых праздничных ферязях. Люди меньшего чина начинали шествие, вельможи большего чина следовали за царем. Отслушав литургию, государь в одном из приделов собора переменял царское платно на «походное» и возвращался во дворец.
Там в это время приготовлялся уже праздничный стол — на патриарха, властей и бояр. Но, верный своему благочестивому обычаю, московский самодержец не садился за стол, не узнав, что все исполнено по его изволению. После службы А «изволил» государь приказывать еще с утра: «строить столы» для бедных и сирых. В Передней палате или в одних из теплых государевых сеней к этому времени уже были другие гости: собиралось-скликалось по Москве до ста и более нищих и убогих.
Столы уставлялись пирогами и перепечами, ставились жбаны квасу и сыченого меда.
Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии. Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан.
Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов. Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога.
Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М.
Орлов открыл собрание краткой молитвой. Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1—7 и отметил разницу в проведении переписи в то время по месту рождения и теперь по месту жительства. Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу... Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему? Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей!
Традиции и обычаи Рождества в России
Структура рассказа примерно похожа на «Девочку со спичками» Г. Таким образом, в русской литературе появляется такой особенный жанр — святочный рассказ. Все мы знаем строки: «Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал». А потом случается чудо, и в результате этот замерший, голодный сирота в эту праздничную ночь получает свое счастье у рождественской ели. Таким образом, к началу XX века рождественская елка прочно завоевывает свое место в городской рождественской праздничной традиции. С этим обычаем складывается определенная атрибутика и определенная обрядовая структура, вместе с литературными текстами появляется изобразительный ряд. Прежде всего, это рождественские открытки с елочной атрибутикой, которые было принято посылать друг другу, чтобы поздравить с рождественскими праздниками. Это была некая дань моде. Я уже упоминала о том, что формируется специальная индустрия, которая обслуживает эту всю рождественскую елочную тематику. И елка к этому моменту уже прочно входит в состав рождественских праздничных увеселений, хотя понимание того, что это заимствованный обычай все же сохраняется.
Особенно это начинает актуализироваться с началом Первой мировой войны, когда появляются ура-патриотические «головы», призывающие прекратить наряжать рождественскую елку потому, что в условиях войны с немцами мы продолжаем поддерживать этот немецкий обычай — так писали газеты в 1914 году. Можно сделать вывод, что еще в начале XX века ель продолжает оставаться как бы эхом немецкой рождественской традиции. Но при этом, если мы посмотрим с вами на эмигрантскую литературу, например, на воспоминания Марины Цветаевой, Ивана Шмелева и ряда других писателей, то в воспоминаниях о своем детстве в России все они маркировано вспоминают рождественскую елку, которая устраивалась взрослыми для детей. При этом очень красочно ее описывают. Подчеркну, что наряжали елку именно взрослые, клали под нее подарки, а только потом впускали детей, которые в этом таинстве не участвовали. Такая структура сложилась к моменту революции, к 1917 году. Елена Евгеньевна, а когда в культуре появляются наши традиционные персонажи, которые неизменно связаны с рождественскими праздниками - Дед Мороз и Снегурочка? Это достаточно сложный вопрос. Если мы обратимся к XIX веку, то в этот период времени таких персонажей рождественского праздника как Дед Мороз и Снегурочка, какими мы представляем их себе по образцам второй половины XX века, не было.
Здесь можно говорить о двух составляющих. Во-первых, о персонификации мороза — зимнего периода года, в традиционной культуре, которая была преимущественно крестьянской. Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах. Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года. В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть. Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть! А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди. А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков.
При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании. Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки. Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж. Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком. Однако важно то, что представление о нем, именно как о старике, появилось уже в XIX веке. При этом никакого имени за ним еще не закрепилось, если дети спрашивали, кто эту елку приносит, им говорили, что просто пришел рождественский старик или святочник, который принес елку и подарки.
Иногда были попытки называть его Дедом Морозом или Дедом Елкиным, то есть шла такая конкуренция нескольких вариантов официального имени. К началу XX века из этих конкурирующих вариантов все-таки закрепилось название Дед Мороз. К слову, это был чисто виртуальный образ потому, что никаких реальных ряженых, которые бы исполняли роль Деда Мороза, а тем более, Снегурочки в рождественской обрядности до революции не было. Он существовал только на уровне текстов и устных объяснений детям, откуда берутся елки и подарки. Определенную роль сыграла рождественская открытка, которая практически вся печаталась в Германии, к слову, тогда все русские открытки печатались в Германии, ведь в России не было такой полиграфической возможности. В них отражались некоторые образы, которые были характерны, прежде всего, для немецкой и европейской рождественской традиции в целом.
Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры.
Храмовая молитва"Нужно помнить, что Рождество — это праздник церковный, поэтому празднование для всех христиан связано с посещением храма. Это главное — не забывать, что празднование Рождества должно быть связано с храмовой молитвой", — говорит отец Александр. По его словам, рождественские службы начинаются в церквях еще вечером 6 января, в Сочельник. Однако это еще день строгого поста. Увеселение воспрещено. Если в храме есть традиция ночных служб, тогда в полночь совершается ночная божественная литургия — уже праздничная. Там, где ночной традиции служения нет, праздничная рождественская служба — красивая и продолжительная, с царскими часами и литургией — проходит уже утром. В зависимости от прихода, служить начинают в 8 или в 9 часов утра. Рождественская трапезаУстраивать застолье в Сочельник "с первой вечерней звездой" — это светская традиция, не имеющая ничего общего с православием. На самом деле 6 января еще день строгого поста.
В то время у нас не было Adventskalender, и здесь родители нашли хороший выход, как скрасить ожидание детей. Когда вечером они выходили на улицу, возвращаясь домой, они всегда приносили с собой несколько конфет. Оказывается, Weihnachtsmann заглядывал в окна, а так как мешок у него износился, уже дырявый, он на снегу оставлял эти самые конфетки. Мы всегда ждали вечера: вдруг Weihnachtsmann будет заглядывать в окна, смотреть, как мы ведем себя. Елизавета Граф на предрождественском мероприятии в Русско-немецком доме Омска В сам праздник мы ничего не готовили, все делалось заранее. Если гуся еще в Рождество приготовим, то все остальное точно уже сделано заблаговременно. Мы старались наготовить побольше на эти дни, чтобы не тратить время на кухонную суету, а посвятить его общению с членами семьи. Даже формочки с того времени остались. Обычно Stollen делали все вместе, потому что это кропотливая работа, и разрезали его уже на сам праздник. Готовили гуся, и каждый раз по-разному его фаршировали. Теперь готовим также современные блюда, к примеру салаты. Это уже дань моде. Тогда мы заранее варили компот, жарили котлеты, чтобы можно было только разогревать и не тратить это рождественское, таинственное время. Подарки нам приносили ночью. Все дети ложились спать и с замиранием ждали утра.