«17 мгновений весны» возвращаются на экраны: в России снимут спин-офф легендарного советского сериала. Однако "Семнадцать мгновений весны" сразу получил в огромной стране огромную популярность. Картина Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» пополнила золотой фонд советского кинематографа. Нарышкин рассказал, как людей вдохновил сериал "Семнадцать мгновений весны".
Татьяна Лиознова - режиссер знаменитых "Семнадцать мгновений весны"
Изначально Семенов продал сценарий «Семнадцати мгновений» студии «Ленфильм», однако режиссеру Татьяне Лиозновой удалось убедить автора передать его Киностудии имени Горького. Интересен факт о Татьяне Лиозновой: на успех кинокартины «Семнадцать мгновений весны» не рассчитывали. Исполнилось полвека с 11 августа 1973 года, когда Центральное телевидение начало показ многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». Ровно 50 лет назад на центральном телевидении начался показ легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны». Голос за кадром в "Семнадцати мгновениях весны" принадлежит народному артисту СССР Ефиму Копеляну.
17 фактов о «Семнадцати мгновениях весны»
Именно она уговорила Юлиана Семенова вписать в сценарий пару эпизодов с немолодой немкой фрау Заурих. Писатель согласился, но написал то, что даже сам считал нелепицей. Режиссер же решила, что сцены с фрау Заурих внесут в образ разведчика теплоту и хотя бы на время выведут его из «царства мундиров» в «мир людей». А детали эпизодов, если что, можно будет подкорректировать уже в процессе съемок. С этой частью сценария Татьяна Михайловна пришла к Фаине Раневской, чтобы предложить ей роль немецкой фрау. Но актриса, прочитав эпизоды, сказала, что не собирается сниматься в подобной ерунде. Фрау Заурих из сценария не вычеркнули, но вместо Раневской эту роль сыграла Эмилия Мильтон. Во время съемок, как и предполагалось, сцены были полностью «перекроены» и почти целиком построены на импровизации. Светлана Светличная, которая играла Габи, предложила Лиозновой интересный ход: она хотела сыграть также и жену Штирлица, разумеется, загримированную — но так, чтобы внешнее сходство этих двух женщин не вызывало сомнений. Однако, по словам Светличной, режиссер отказалась от этой идеи, потому что на роль жены разведчика уже была утверждена второкурсница театрального вуза Элеонора Шашкова.
При этом в нескольких источниках упоминается, что на эпизодические роли Лиознова частенько приглашала актеров буквально в последний момент — так, говорят, и Элеонора Шашкова узнала о своей роли в фильме буквально за полдня до съемок. Какая из версий в этой истории правда — сейчас уже не разобраться. Встреча полковника Исаева с супругой в кафе «Элефант» На самом деле встречи Штирлица с женой в оригинальном сценарии не было. Появилась она благодаря Вячеславу Тихонову. По его словам, опытный советский разведчик по одной из версий — Конон Молодый рассказал ему, как однажды ему привезли жену «повидаться» в определенное место к определенному времени, и нужно было успеть наглядеться друг на друга, но при этом не выдать себя. Тихонов пересказал эту историю режиссеру, и Татьяна Михайловна решила, что такая сцена обязательно должна быть в фильме. Интересно, что Лиознова сначала планировала «привезти» вместе с женой и маленького сына, которого полковник Исаев никогда не видел. Была продумана вся мизансцена этой встречи. Но потом режиссер пришла к выводу, что ребенок перетянет на себя фокус внимания, и история любви разлученных мужа и жены потеряет эмоциональный накал.
Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала, но очень похож на уже ранее известный советскому зрителю образ Мюллера из популярного польского сериала «Ставка больше, чем жизнь», вышедшего в 1968 году. Реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то, скорее всего, отказался бы от роли. Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Ю. Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера». Юлиан Семёнов на премьере фильма в ФРГ встретил реального генерала Карла Вольфа, который был достаточно тучным человеком.
На вопрос Юлиана Семёнова — как визави Василия Ланового понравился образ, им созданный, Вольф ответил: «Абсолютно не похож».
В Советском Союзе вместо истории было то, что сейчас восстановил Мединский. И особенно поразительно, с какой и теплой его сегодня вспоминают многие россияне. Петр Межурицкий Сейчас говорю со знакомой из России. Вспоминает, что в четвертом классе ее соученики и соученицы учились после этого фильма зиговать. Абсолютно верная реакция. Дешевая эстетизация нацизма в СССР для неокрепших умов, что детских, что давно уже не детских.
Первоначально эту роль должен был играть Всеволод Санаев, но он, будучи парторгом киностудии, отказался от роли гестаповца. Костюм группенфюрера СС оказался на два размера меньше, чем нужно было Броневому, особенно артисту мешал воротничок мундира. Исполнителю приходилось все время дергать головой. Так и остался экранный папаша Мюллер с соответствующим жестом. Издержки популярности Многих артистов, снявшихся в фильме, после его премьерного показа называли не иначе как именами их персонажей из картины. Так Юрию Визбору звонили домой и спрашивали: «Это квартира Бормана? С Львом Дуровым некоторые перестали здороваться после его роли провокатора. А Вячеслава Тихонова иначе как «наш Штирлиц» никто из коллег и не называл. Больше всех обижался на прозвище Мюллер Леонид Броневой. После выхода фильма в народе появился целый блок анекдотов про Штирлица, Мюллера, Шелленберга, радистку Кэт и пастора Шлага. Сегодня их насчитывается более трехсот.
Как Лиознова выбирала актера на главную роль
- История создания фильма "Семнадцать мгновений весны"
- Умерла легенда советского кино, режиссер фильма «17 мгновений весны» / ИА REX
- 50 лет назад вышел мини-сериал "Семнадцать мгновений весны"
- Картина «17 мгновений весны» разрушила семью режиссера Татьяны Лиозновой
- «Мы думали, что это провал» — Генерал Цвигун. Частные хроники
- информация о фильме
Глумятся над фильмом «Семнадцатью мгновений весны»
- По Центральному телевидению СССР состоялся показ телефильма «17 мгновений весны» 50 лет назад
- Весна открыла тайну своих 17-ти мгновений
- Как Лиознова выбирала актера на главную роль
- Малоизвестные факты о съемках легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны» // Новости НТВ
Материалы рубрики
- Как подбирали актёров
- Умерла легенда советского кино, режиссер фильма «17 мгновений весны»
- Какой запомнили режиссера?
- Загадочные разговоры
50 лет назад вышел мини-сериал "Семнадцать мгновений весны"
Псевдоним себе Цвигун придумал сам, по имени своего сына — Михаила. Позднее в интервью Татьяна Лиознова отмечала, что работать с генералом КГБ, вопреки опасениям, оказалось не так сложно. Он хвалил особенно понравившиеся эпизоды, разъяснял технические тонкости, а свои замечания обычно формулировал в виде корректных рекомендаций. Режиссер-постановщик фильма «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова на съемочной площадке Киностудии им. Между тем условия работы требовали, чтобы консультант отсматривал основную часть материала. Поэтому, по просьбе Лиозновой, Цвигун подобрал для себя «заместителя по кино», который мог работать со съемочной группой на регулярной основе.
Им оказался полковник Георгий Пипия. Поначалу, как признавался впоследствии сам Пипия, поручение не доставило ему никакой радости: он писал докторскую диссертацию, да и основной работы для него никто не отменял. Но впоследствии он искренне увлекся работой в кино. Именно Пипия, в частности, договорился с Высшей пограничной школой о том, чтобы ее курсанты снимались в массовке картины. На Венецианском фестивале покажут вариант, отреставрированный с личной копии режиссера В титрах Пипия значился как Г.
Колх: этот псевдоним он взял себе по историческому названию своей родной Грузии — Колхиды. Впоследствии Пипия, получивший звание генерал-майора, консультировал другую знаменитую военную картину — трилогию «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага» и «Фронт без флангов». Екатерина Градова в роли радистки Кэт в фильме «17 мгновений весны» Фото: РИА Новости Полный список консультантов «17 мгновений весны» получился довольно длинным. Есть среди них немало людей с уникальными судьбами. Одна из них — Анна Камаева-Филоненко, разведчица-нелегал, прототип радистки Кэт.
Окончившая разведшколу в 1938 году, Анна работала радисткой в группе Павла Судоплатова, несколько раз забрасывалась в немецкий тыл, к партизанам. В конце 1940-х она вышла замуж за разведчика-диверсанта Михаила Филоненко. Вместе с мужем они с конца 1940-х годов вели нелегальную деятельность под прикрытием в Южной Америке. Во время командировки Анна родила двоих детей. Кстати, во время съемок Анну не раз спрашивали: как ей удалось не раскрыть себя во время родов?
Разведчица с улыбкой отвечала, что кричала не по-русски. К 100-летию великого советского комедиографа Интересная история кроется и за еще одной фамилией консультанта фильма, значившегося в титрах как Х. Хайнц Адольфович Браун родился в Германии в 1918 году, в годы войны был обер-лейтенантом вермахта, воевал в Африке в составе армии Роммеля. После ранения и госпиталя был послан на восточный фронт, дослужился до капитанского звания, в 1945 году оказался в плену, а в 1950-х, освободившись, остался в Советском Союзе. Вскоре у него появилась еще одна работа — он выступал консультантом художественных фильмов по форме вермахта и СС, параллельно снимаясь в кино, как правило, в ролях немецких офицеров.
В «17 мгновениях весны» он выступил и как консультант, и в маленькой роли пограничного офицера, который проверяет у Штирлица и Кэт документы при выезде в Швейцарию. Браун продолжал работать в кино до начала 1990-х, последний фильмом с его участием — «Униженные и оскорбленные» — вышел в 1991 году. Там Браун снялся в эпизодической роли немца-доктора.
Сценарий был утвержден и передан на киностудию «Ленфильм». Подготовка к производству шла полным ходом. В это же время проектом заинтересовалась Татьяна Лиознова, уже зарекомендовавшая себя драмами «Им покоряется небо» и «Три тополя на Плющихе». Однако постановщица смогла убедить сомневающихся особенно тех, кто не верил, что женщине можно доверить кино о разведчиках , что она справится с ролью режиссера, а жанровый симбиоз пойдет сериалу только на пользу. Настойчивая Лиознова добилась своего — ее кандидатуру утвердили. Казалось бы, можно приступать к кастингу. Однако она не торопилась переходить к этому этапу: ей не понравился сценарий.
Точнее, отсутствие в нем «лирических» эпизодов, которые Татьяна считала необходимыми. Лиознова взялась за исправление истории, добавив в нее элемент, в котором она разбиралась лучше всего, — драматизм. И лишь после этого дала добро на старт кастинга. О процессе поиска актеров для «Семнадцати мгновений весны» можно снять отдельный документальный фильм. Труднее всего было найти исполнителя роли Штирлица. Лиознова и до этого скрупулезно подходила к подбору артистов для своих лент, но теперь задача оказалась еще сложнее. Одни видели в роли Исаева Иннокентия Смоктуновского. Другие — Юрия Соломина. Третьи — Олега Стриженова. Какое-то время в фаворитах числился даже Арчил Гомиашвили, будущий гайдаевский Остап Бендер и на тот момент возлюбленный Лиозновой.
Все претенденты были разными и очень талантливыми. Но после того как на пробы пришел Вячеслав Тихонов, продемонстрировавший свое фирменное выразительное молчание, сомнений больше не осталось — Штирлиц был найден. Прежде всего чтобы артист точно знал, о чем его герой думает в этот конкретный миг в кадре и как эта мысль должна отобразиться на его лице», — рассказывала Лиознова. Далее съемочная группа принялась искать «немцев». На роль Гитлера пробовали двух Леонидов, Куравлева и Броневого. Но у первого были слишком добрые глаза, а второй прислушался к мнению супруги, которая не хотела видеть мужа в подобном образе. В итоге оба все равно сыграли плохишей: Куравлеву досталась роль одноглазого Айсмана, а Броневой великолепно воплотил образ Мюллера, с которым его впоследствии ассоциировали многие зрители.
Анекдоты сделали свое дело. Проект расскажет историю советских разведчиков, которые пытаются выкрасть научные наработки Третьего рейха.
Их цель: получить документы, связанные с разработкой ядерного оружия. Немецкие ученые вовсю трудятся над разработкой ядерного оружия. В США делают то же самое. Советские ученые вступают в игру позже всех, но у них есть шансы догнать конкурентов.
Ведь если бы смыслом всего было показать разоблачение Штирлицем секретных переговоров генерала Вольфа с Алленом Даллесом, то это вполне можно было бы впихнуть в пару серий. Ведь в чём кульминация «Мгновений»? Штирлиц шлёт шифровку из Берна в центр, в Кремле проходит совещание, и Сталин диктует возмущённое письмо Рузвельту.
Тем более что через пару месяцев Германия всё одно капитулирует, а большая часть рейха, оккупированная союзниками, станет фундаментом блока НАТО. Фильм Лиозновой стал культовым по совсем иным причинам. Во-первых, «Мгновения» скрытым образом отражали модус существования человека брежневской поры, когда внешний цинизм сочетался с внутренней свободой. В эпоху застоя большинство не верило в построение коммунизма, как Мюллер не верил в научный расизм. Чтобы получить высокий статус, требовалось владеть основами псевдонаучной белиберды, уметь при помощи неё лицемерить, интриговать, выдавать одно за другое. Как писал Юрий Нагибин, почти любой советский человек был сам себе двойным агентом. И простой труженик, вынужденный ходить на первомайскую демонстрацию, и член номенклатуры.
А в «Мгновениях» их настроение лучше всего воплощает даже не шпион Штирлиц, а шеф гестапо Мюллер со своим усталым «Хайль Гитлер, друзья мои». Во-вторых, «Мгновения» отразили стремление советских людей к буржуазности, к неброской красоте быта, к формированию образа жизни, характерного для общества потребления. Недаром быту главного героя в этом фильме уделено больше внимания, чем в любом западном кино той эпохи. Дивиться нечему: для Голливуда буржуазное благополучие — лишь фон, а для советских людей, измученных тесными комнатёнками и коммунальными кухнями, — основное блюдо.
17 фактов о «Семнадцати мгновениях весны»
Режиссер сериала Татьяна Лиознова была в восторге от сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семенова настолько, что убедила его вернуть деньги за уже проданный текст «Ленфильму» и начать работать со Студией имени Горького. Когда вышел на ТВ фильм "Семнадцать мгновений весны" на улицах было безлюдно, все сидели у экранов телевизоров семьями, с соседями, с друзьями. О том, как снимался легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» и что происходило за кадром, – в материале РИАМО. «Семнадцать мгновений весны» вшиты в русский культурный код, национальную мифологию, коллективное бессознательное — как бы это ни называлось. Так, в романе Юлиана Семенова, по которому писался сценарий для «Семнадцати мгновений весны», главный герой, Штирлиц, ездит на шикарном генеральском «Хорьхе». Снижение числа преступлений в дни телепремьеры «Семнадцати мгновений весны» было официально зафиксировано в милицейских сводках.
Семнадцать мгновений весны (1973)
Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». Итак, «Семнадцать мгновений весны» смотрим вместе первые две серии сразу после программы «Время». "Семнадцать мгновений весны": как снимали легендарный фильм. Итак, «Семнадцать мгновений весны» смотрим вместе первые две серии сразу после программы «Время». Режиссер сериала Татьяна Лиознова была в восторге от сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семенова настолько, что убедила его вернуть деньги за уже проданный текст «Ленфильму» и начать работать со Студией имени Горького. После просмотра «Семнадцати мгновений весны» Брежнев потребовал присвоить полковнику Исаеву звание Героя Советского Союза.
Премьера фильма «Семнадцать мгновений весны» состоялась 50 лет назад
Татьяна Лиознова о работе с Цвигуном над фильмом «Семнадцать мгновений весны» generaltsvigun. Сколько их было, этих показов по разным каналам за всю историю фильма о легендарном Штирлице? Для нашей семьи — это особенное кино, ведь главным консультантом фильма был мой дед Семен Кузьмич Цвигун под псевдонимом генерал-полковник С. Вот несколько зарисовок к его работе над фильмом. Когда в 2004 году я делала свой документальный фильм о дедушке , то, конечно же, мне очень хотелось взять интервью у режиссера Татьяны Лиозновой и узнать о ее общении с Цвигуном, о том, как он работал главным консультантом ее фильма «Семнадцать мгновений весны». В титрах дед указан как генерал-полковник С. Вопреки расхожему мнению, Семен Кузьмич не прятался под псевдонимом, — таково было распоряжение Андропова.
Шеф КГБ работать Цвигуну в кино разрешал, но только не под своей фамилией. Когда Лиознова искала консультанта для экранизации романа Юлиана Семенова о Штирлице, знакомая пара разведчиков-нелегалов посоветовала ей обратиться к моему деду. Бабушка, правда, вспоминала, что рекомендацию Лиозновой дал автор романа Юлиан Семенов. Так или иначе, но Татьяна Михайловна пришла к Цвигуну и попросила его стать главным консультантом. Из интервью моей бабушки Р. Цвигун, которое она дала мне для фильма «Генерал Цвигун.
Последний выстрел» реж. Вернидуб, РТР, 2004 г. Он говорит, во-первых, это большая работа, во-вторых, я не могу отлучаться, как на это посмотрят, я должен спросить разрешения у Юрия Владимировича. Юрий Владимирович, когда ему Семен Кузьмич доложил, сказал «хорошо». И когда пришел и сказал ей, что да, мне разрешили, я говорит, удивился, как такая маленькая, пухленькая могла подпрыгнуть, он был человек крупный, полный, она подпрыгнула, вцепилась за шею и поцеловала, говорит, меня. Была очень рада, что добилась своего.
Цвигун вторая слева.
И перечислены далеко не все. По нынешним временам любой из них, даже в одиночку, мог бы вытянуть на себе целый фильм. Тогда же в «Мгновениях» был представлен целый оркестр, причём составленный из виртуозов. Сегодняшним режиссёрам остаётся только завидовать. Сама же режиссёр Т.
Лиознова оказалась гением одного фильма. Да, у неё до этого была картина «Три тополя на Пл ющихе», снятая совершен но в другом жанре — чисто лирическом, но довольно успешная. Однако и не более того. Сегодня её уже мало кто помнит, хотя, повторимся, фильм был хороший. Но после Штирлица Лиознова не создала ничего выдающегося, да и вообще, считай, не создала ничего. Сравни с бурной творческой активностью сценариста Ю.
Семёнова Ляндреса , понявшего, что наткнулся на золотую жилу, и после 1973 года написавшего целую серию романов про Штирлица. Семёнов в этом смысле был производителем вполне западного типа — вспомним бесконечные сиквелы и приквелы удавшихся книг и фильмов. Тогда как Лиознова гордо удалилась в темноту. Ибо ясно, что это была бы неописуемая пошлятина.
Автор музыки Микаэл Таривердиев пригласил Кобзона, и тот безропотно принял все условия.
Магомаев очень обиделся на композитора, и больше они не общались. Разразился большой скандал, недоброжелатели получили повод смотреть косо на Таривердиева. Ситуацию спасла личная встреча композиторов, организованная КГБ. Оказалось, телеграмма была провокацией со стороны завистников талантливого автора. По словам пограничников, во время демонстрации фильма даже перебежчиков через границу не наблюдалось.
И если это миф, то очень красивый. Международный скандал из-за евреев, игравших эсэсовцев На роли эсэсовцев было приглашено много евреев. Консультант из КГБ обратил на это внимание. Если показать, что одни евреи убивают других, это вызовет массу вопросов. В результате вместо актёров-евреев пригласили прибалтов.
Однако от этой идеи пришлось отказаться, поскольку статичность слишком заметна на экране. Поэтому дети в кадре — настоящие.
Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Катрин Кинн и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.
Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера. Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера.
В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала, но очень похож на уже ранее известный советскому зрителю образ Мюллера из популярного польского сериала «Ставка больше, чем жизнь», вышедшего в 1968 году. Реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то, скорее всего, отказался бы от роли.
Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Ю. Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».
Совершенно несекретно: смешные и курьёзные факты о съёмках сериала "Семнадцать мгновений весны"
"Тайны кино": "Семнадцать мгновений весны" – Москва 24, 04.10.2022 | Смотрите онлайн сериал «Семнадцать мгновений весны» (1973) на Кинопоиске все серии, 1 сезон. |
10 интересных фактов о фильме «Семнадцать мгновений весны» | Нарышкин рассказал, как людей вдохновил сериал "Семнадцать мгновений весны". |
50 лет назад вышел мини-сериал "Семнадцать мгновений весны" | Когда ей в руки попался роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», оказалось, что сценарий по нему автор уже продал «Ленфильму». |
Совершенно несекретно: смешные и курьёзные факты о съёмках сериала "Семнадцать мгновений весны" | Первая реакция режиссера, Татьяны Лиозновой, на предложение "раскрасить" "Семнадцать мгновений" была категоричной – нет! |
Шесть младенцев и актерские «бзики»: Как создавали главный советский фильм о разведчике | Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». |
Больше, чем фильм. 50 лет назад начался показ сериала "Семнадцать мгновений весны"
Сегодня мастера, сыгравшие в «Семнадцать мгновений весны», — легендарные личности, заслуженные народные артисты СССР и России. экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова. События в фильме происходят с 12 февраля по 24 марта 1945 года. К юбилею сериала "Семнадцать мгновений весны" сняли новый фильм про Штирлица.