Исаакиевский собор был заложен в 1819 году по проекту архитектора Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор
Приход Исаакиевского собора 20 августа опубликовал новость об изменении времени, в которое будут проводиться богослужения в храме. В целях усиления мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции допуск посетителей на богослужения в Исаакиевском соборе осуществляется утром до 10:00, вечером до 17:30. В Петербурге 28 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) в Исаакиевском соборе состоится божественная литургия с участием детей. Исаакиевский собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Афиша и расписание мероприятий Исаакиевский собор, продажа билетов в Санкт-Петербурге.
В Исаакиевском соборе состоялось богослужение в честь 165-летия освящения храма
Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. + В Исаакиевском дадут бесплатный концерт к годовщине освобождения от блокады. Визит в храм Исаакиевский собор станет для вас хорошим способом провести досуг и позволит узнать новое о родном городе. Бывали на богослужении в Исаакиевском соборе? #исаакиевскийсобор #посуточнопетербург #посуточнопитер #простоквартирки А, может быть, в Питер? Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек. Православный храм «Исаакиевский собор» по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4, метро Адмиралтейская, показать телефоны.
Божественная литургия 12 июня 2023 года, Исаакиевский собор, г. Санкт-Петербург
Исаакия Далматского престольный праздник 12 июня ; левый придел — св. Александра Невского 12 сентября, 6 декабря ; правый — св. Екатерины 7 декабря. Особо чтимая святыня — список Тихвинской иконы Божией Матери. Идет загрузка...
Исаакиевский собор открывает концертный сезон Фото: пресс-служба музея-памятника «Исаакиевский собор».
В избранное Поделиться 11 октября 2023 года музей-памятник «Исаакиевский собор» открывает новый концертный сезон. В исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова прозвучит хоровой концерт Альфреда Шнитке «Стихи покаянные» — одно из лучших сочинений в области русской духовной музыки XX века и едва ли не самое трудное произведение a cappella в репертуаре современных хоровых коллективов. Музей посвящает концерт памяти выдающегося композитора, скончавшегося двадцать пять лет назад. Цикл «Стихи покаянные» написан в 1987 году и посвящен Тысячелетию крещения Руси, которое торжественно отмечалось во всем мире в 1988 году.
В курсе В курсе Рубрика «В курсе» — это место, которое введет вас в курс дела касательно последних главных событий, происходящих в Санкт-Петербурге, России, да и во всем мире. Здесь вы найдете самые важные и актуальные новости, которые будут освещаться в полном объеме.
В каждой новости вы найдете всю информацию о событии, его причины, последствия и реакцию общества.
Освящен 12 июня 1858 во имя св. Исаакия Далматского митрополитом Григорием как кафедральный собор.
В 1928 закрыт. В 1957 собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством. В 1992 принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем.
Храм имеет три престола: центральный — во имя св.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
В конце августа приход Исаакиевского собора сообщил об изменении расписания богослужений в сентябре, объявив, что теперь они будут начинаться в 10:00 и в 17:00. Предстоящие концерты. В понедельник в Исаакиевском соборе в Петербурге пройдет праздничное богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: расписание богослужений на сегодня, завтра, неделю. Исаакиевский собор: расписание работы и билеты 2024, экскурсии.
Исаакиевский собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
В Исаакиевском соборе Петербурга сегодня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий провёл праздничное богослужение. Праздничное богослужение пройдёт в понедельник в Исаакиевском соборе в честь 165-летия со дня его освящения. Праздничное богослужение пройдёт в понедельник в Исаакиевском соборе в честь 165-летия со дня его освящения. Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения: ежедневно кроме среды. Исповедь: в 9:30, Литургия: в 10:00, Вечернее богослужение: в 17:00 Посмотреть расписание на сайте собора. В воскресенье 14 августа в Исаакиевском соборе состоится Архиерейская Литургия, посвященная памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
В Исаакиевском соборе прошло богослужение в честь 165-летия его освящения
Пространство между фермами для утепления было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы на перемычках из кирпича с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма и значительно легче кирпичных, но, как отмечает Никитин, купол от промерзания не предохраняют [80] [82]. Теплоизоляцию горшечных сводов выполнили из войлока и коровьей шерсти с заливкой смолой и гарпиусом сосновой канифолью. Войлок, в свою очередь, покрыли известково-песчаным раствором, который был окрашен масляной краской. Открытые части металлических конструкций были защищены также войлоком. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами [82] [83]. Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения [84]. В процессе получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров. По сообщениям современников, от 60 до 120 человек вероятно, имелись в виду не только работы по золочению купола, но и золочение деталей интерьера , погибли от ртутного отравления при строительстве собора [85].
Впоследствии золочение не очень больших деталей проводилось безопасным методом гальванопластики. Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев [36]. Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн рублей серебром [86]. К 1842 году здание собора было в основном окончено, начались работы по оформлению, продолжавшиеся шестнадцать лет [87]. Длительный срок строительства собора 40 лет современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора [88]. Проекты оформления интерьера собора. Кленце и Монферран[ править править код ] В процессе проектирования внутреннего убранства собора Монферран совершил три поездки в Западную Европу, чтобы изучить на месте разные типы интерьеров храмов первый раз он был в Италии в 1806 году в составе наполеоновской армии.
В 1845 году был в Карраре, Генуе и снова во Флоренции и Риме. В 1851 году — в Карраре, где наблюдал за изготовлением мраморных деталей для Исаакиевского собора. Эклектизм мышления новой эпохи историзма проявился и в составленном Монферраном «Архитектурном, художественном и историческом описании Исаакиевского собора», в котором он попытался воссоздать историю архитектуры христианских храмов и представить свой проект как наиболее полный, впитавший все предыдущие достижения. Однако ещё ранее, вероятно, у императора возникли сомнения в способности Монферрана создать презентативный проект оформления внутреннего убранства собора. Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император Николай I поручил ему составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу Петеру фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе. Возникал конфликт. Монферран рассылал возмущённые письма [89]. Во время заграничного путешествия 1842 года Монферран, помимо Италии, посетил Лондон и Париж ради изучения интерьеров собора Святого Павла и церкви Святой Женевьевы. На обратном пути он отправился в Мюнхен, встретился с Кленце и сумел убедить его в преимуществах собственного проекта.
Император Николай I согласился с предложениями Монферрана, и из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий воскресшего Спасителя в рост. Основная статья: Живопись Исаакиевского собора Эскиз Ф. Бруни для собора — «Святой Дух в сонме ангелов». Начало 1840-х гг. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. Басиным по картонам Брюллова Воскресение Христа. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, рассматривались Синодом и утверждались императором [91].
Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно [91]. По первоначальному предложению Кленце с ним был согласен Николай I , росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа исполнить маслом на бронзовых досках [92]. В это же время по подсказке Монферрана П. Кривцовым был составлен доклад о желательности учредить русское мозаичное производство, которое не было поддержано Академией художеств. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол самая большая композиция площадью 800 квадратных метров и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Дорнер — 12 икон, содержащих 28 изображений, для боковых частей большого иконостаса [90] , Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины [94].
Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная — эпизодам из жизни Христа. Шесть картин написал итальянский живописец Чезаре Муссини. Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики [91]. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» [95]. Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе [91]. Внутренний вид Исаакиевского собора. Картина 1857 г.
Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено на этом настоял император Николай I для оформления интерьера использовать мозаику. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств [96] ; 7 декабря 1864 года на 3-й линии Васильевского острова , в специальном здании, появилось учреждение, позже названное «Императорским Мозаическим заведением», которым руководил Ю. Мозаичные иконы для Исаакиевского собора на тот момент создавали его работники: М. Хмелевский, академик Н. Алексеев , И. Бурухин , М. Щетинин , Г. Агафонов , Ф. Гартунг, А. Фролов , Н.
Голубцов, М. Муравьёв, П. Васильев , В. Колосов, Е. Солнцев и И. Шаповалов [93]. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. При создании шестидесяти двух мозаик собора было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты канторели [97]. Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. Мозаикой заменили картину С.
Живаго «Тайная вечеря» [98] , росписи парусов главного купола, аттика «Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина и пилонов. Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку [99]. Для храма была изготовлена новая гробница. За образец взяли гробницу храма Спаса на Сенной автор — ювелир Фёдор Верховцев [100]. По предложению Лео Кленце в интерьер собора был включён витраж — элемент декора католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Святейшим синодом и лично императором. Над его эскизом работал немецкий художник Генрих Мария фон Хесс , изготовлен под руководством Макса Айнмиллера — главы «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. В окне главного алтаря витраж был установлен в 1844 году для демонстрации Николаю I, вскоре был разобран, судя по документальным упоминаниям; в 1847 году он снова занял своё место в окне [101]. Скульптурный декор фасада[ править править код ] Исаакиевский собор, западный фасад Проект монументально-скульптурного оформления экстерьера четыре горельефа на фронтонах и скульптура по их углам, скульптура аттика и балюстрады купола, барельефы дверей в нишах портиков был разработан Монферраном в 1839 году. Изобразительная программа была предложена Олениным уже в 1834 году, она была воплощена с некоторыми изменениями.
Оставаясь всецело в схеме, определяемой принципами ампира , внешний декор собора выполнен не только в ампирных, но и барочных и ренессансных формах [к 7] , отразив в себе переходный период, когда классицистические установки уже перестали удовлетворять художников, и на смену им пришли новые декоративно-пластические принципы [102]. Оленин и скульптор П. Свинцов предлагали привлечь для работы над наружным скульптурным убранством отечественных мастеров. Однако по желанию Николая I два фронтона северного и восточного портиков исполнил французский скульптор Лемер. Его работа, по мнению современников, а позднее и исследователей, была не очень удачной, два горельефа других портиков выполнил И.
Длительный срок строительства собора 40 лет современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора [88]. Проекты оформления интерьера собора.
Кленце и Монферран[ править править код ] В процессе проектирования внутреннего убранства собора Монферран совершил три поездки в Западную Европу, чтобы изучить на месте разные типы интерьеров храмов первый раз он был в Италии в 1806 году в составе наполеоновской армии. В 1845 году был в Карраре, Генуе и снова во Флоренции и Риме. В 1851 году — в Карраре, где наблюдал за изготовлением мраморных деталей для Исаакиевского собора. Эклектизм мышления новой эпохи историзма проявился и в составленном Монферраном «Архитектурном, художественном и историческом описании Исаакиевского собора», в котором он попытался воссоздать историю архитектуры христианских храмов и представить свой проект как наиболее полный, впитавший все предыдущие достижения. Однако ещё ранее, вероятно, у императора возникли сомнения в способности Монферрана создать презентативный проект оформления внутреннего убранства собора. Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император Николай I поручил ему составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу Петеру фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе. Возникал конфликт. Монферран рассылал возмущённые письма [89].
Во время заграничного путешествия 1842 года Монферран, помимо Италии, посетил Лондон и Париж ради изучения интерьеров собора Святого Павла и церкви Святой Женевьевы. На обратном пути он отправился в Мюнхен, встретился с Кленце и сумел убедить его в преимуществах собственного проекта. Император Николай I согласился с предложениями Монферрана, и из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий воскресшего Спасителя в рост. Основная статья: Живопись Исаакиевского собора Эскиз Ф. Бруни для собора — «Святой Дух в сонме ангелов». Начало 1840-х гг. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П.
Басиным по картонам Брюллова Воскресение Христа. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, рассматривались Синодом и утверждались императором [91]. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно [91]. По первоначальному предложению Кленце с ним был согласен Николай I , росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа исполнить маслом на бронзовых досках [92].
В это же время по подсказке Монферрана П. Кривцовым был составлен доклад о желательности учредить русское мозаичное производство, которое не было поддержано Академией художеств. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол самая большая композиция площадью 800 квадратных метров и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Дорнер — 12 икон, содержащих 28 изображений, для боковых частей большого иконостаса [90] , Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины [94]. Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная — эпизодам из жизни Христа. Шесть картин написал итальянский живописец Чезаре Муссини. Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики [91]. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины.
В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» [95]. Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе [91]. Внутренний вид Исаакиевского собора. Картина 1857 г. Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено на этом настоял император Николай I для оформления интерьера использовать мозаику. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств [96] ; 7 декабря 1864 года на 3-й линии Васильевского острова , в специальном здании, появилось учреждение, позже названное «Императорским Мозаическим заведением», которым руководил Ю. Мозаичные иконы для Исаакиевского собора на тот момент создавали его работники: М. Хмелевский, академик Н.
Алексеев , И. Бурухин , М. Щетинин , Г. Агафонов , Ф. Гартунг, А. Фролов , Н. Голубцов, М. Муравьёв, П. Васильев , В.
Колосов, Е. Солнцев и И. Шаповалов [93]. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. При создании шестидесяти двух мозаик собора было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты канторели [97]. Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. Мозаикой заменили картину С. Живаго «Тайная вечеря» [98] , росписи парусов главного купола, аттика «Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина и пилонов. Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку [99].
Для храма была изготовлена новая гробница. За образец взяли гробницу храма Спаса на Сенной автор — ювелир Фёдор Верховцев [100]. По предложению Лео Кленце в интерьер собора был включён витраж — элемент декора католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Святейшим синодом и лично императором. Над его эскизом работал немецкий художник Генрих Мария фон Хесс , изготовлен под руководством Макса Айнмиллера — главы «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. В окне главного алтаря витраж был установлен в 1844 году для демонстрации Николаю I, вскоре был разобран, судя по документальным упоминаниям; в 1847 году он снова занял своё место в окне [101]. Скульптурный декор фасада[ править править код ] Исаакиевский собор, западный фасад Проект монументально-скульптурного оформления экстерьера четыре горельефа на фронтонах и скульптура по их углам, скульптура аттика и балюстрады купола, барельефы дверей в нишах портиков был разработан Монферраном в 1839 году. Изобразительная программа была предложена Олениным уже в 1834 году, она была воплощена с некоторыми изменениями. Оставаясь всецело в схеме, определяемой принципами ампира , внешний декор собора выполнен не только в ампирных, но и барочных и ренессансных формах [к 7] , отразив в себе переходный период, когда классицистические установки уже перестали удовлетворять художников, и на смену им пришли новые декоративно-пластические принципы [102].
Оленин и скульптор П. Свинцов предлагали привлечь для работы над наружным скульптурным убранством отечественных мастеров. Однако по желанию Николая I два фронтона северного и восточного портиков исполнил французский скульптор Лемер. Его работа, по мнению современников, а позднее и исследователей, была не очень удачной, два горельефа других портиков выполнил И. Витали , произведения которого случайно увидел Монферран во время своей поездки в Москву. Фронтоны портиков отливались на заводе Берда в 1840—1845 годах. Статуи 12 апостолов Витали венчают фронтоны — три из них — для северного портика — были исполнены гальванопластическим методом на заводе герцога Лейхтенбергского [103]. Балюстраду купола украшают двадцать четыре статуи ангелов И. Герман , 1839—1840 , держащие различные символы и атрибуты.
Моделями для их фигур послужили отливки с античных статуй из Академии художеств [104]. Наружные двери собора проект Монферрана, утверждённый 1840 году, создан под влиянием ворот Л. Гиберти для флорентийского Баптистерия Сан-Джованни поручены по контракту 1845 года И. Витали помогали скульпторы Р. Залемана и А. Изготовлены по желанию императора Николая I гальванопластическим методом, руководство процессом на заводе герцога Лейхтенбергского было поручено изобретателю метода академику Б. Якоби [104]. Стоимость строительства[ править править код ] Общая стоимость сооружения собора с 1818 года до полного окончания работ в 1864 году составила 23,26 млн рублей серебром. Из них стоимость сооружения фундамента составила 2539 тыс.
Ежегодные расходы на строительство [86] : год.
В начале 2017 года правительство Санкт-Петербурга объявило, что 30 декабря 2016 года было дано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому патриархату на основании принятого в 2010 году федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", которое в настоящий момент утратило силу. Однако официальная заявка от РПЦ для реализации распоряжения в городскую администрацию не поступала. Тема передачи собора Церкви вызвала широкий общественный резонанс в Санкт-Петербурге. Решение городских властей по собору оспаривали в суде. Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в марте 2017 года подтвердил, что распоряжение от 30 декабря 2016 года не является правовым актом о передаче здания Исаакиевского собора РПЦ. По данным ГМП, Исаакиевский собор в 2018 году посетили 3,94 млн человек, годом ранее - 3,82 млн человек.
Автор росписи плафона главного купола — Карл Брюллов. Центральное изображение — «Богоматерь во славе». Там же есть фигура летящего в сиянии солнечных лучей голубя, символа Святого Духа. Убранство собора Всего внутри 103 настенные росписи и 52 картины на холстах. Иконы выполнены из мозаики. Всего в храме 62 мозаичные картины.
Иконостас украшает малахитовая колоннада, а центральная часть царских врат оформлена колоннами из тёмного лазурита. За царскими вратами можно увидеть витраж с изображением Иисуса Христа — творение немецких мастеров из многослойного стекла. Произведения искусства появлялись в Исаакиевском соборе не по желанию автора. Художники и скульпторы работали в строгой последовательности. Эскизы сначала оценивали высокие инстанции: Совет Академии художеств, Синод, Комиссия по строительству и государь. Если исполнитель хотел внести изменения в произведение, он должен был сделать новый эскиз и передать Комиссии.
В 2017 году с Корфу привезли в собор бархатный башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Икона «Богоматерь Тихвинская».