Парастас (от греч. παράστᾰσις — стояние возле) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемая на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).
Почему усопшим необходимы наши молитвы
- Преосвященный Владыка совершил Парастас накануне дня поминовения усопших
- Поминовение усопших. Парастас – смотреть видео онлайн в Моем Мире | GaLiNa Stupen
- Сегодня вечером в храмах совершается утреня с заупокойным парастасом
- Новости по теме
Особенности поминовения Великим постом
Божественную литургию в крестовом храме священномученика Гермогена, епископа Тобольского Саратовского и Царицынского в 1903—1912 , в Саратовском епархиальном управлении совершили настоятель храма иерей Сергий Феофанов и клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв. По окончании Литургии состоялся чин освящения иконостаса. Новые иконы были написаны Игорем и Александрой Смирновыми — саратовскими иконописцами, которые на протяжении нескольких десятилетий создают иконы для храмов города. Затем была совершена панихида по архиепископу Досифею Протопопову, 1866—1942 и епископу Вениамину Милову, 1897—1955. В своем слове отец Сергий напомнил о торжественных мероприятиях по возвращению саратовских святителей Досифея и Вениамина в Свято-Троицкий кафедральный собор г. По окончании панихиды состоялись проводы святителей, которые возглавил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
Недавно моя хорошая знакомая, дочь моего друга, которая сейчас живет в Италии, рассказывала о том, что ей во сне явился папа, который ее журил за какие-то проступки по-итальянски. При этом он при жизни на итальянском никогда не говорил, хотя знал многие языки. Это мило, неожиданно. Не должно быть никаких суеверий. Не нужно также обесценивать значение таких снов рассказами о них. Это внутренний «багаж» человека. Есть вещи, которые можно открыть на исповеди, проговорить со священником. Но не стоит делать их притчей во языцех. Вполне возможно, что это работа нашего подсознания, совести, души. Вопрос от телезрительницы: «Дни памяти усопших, скончавшихся в апреле, постоянно выпадают на Пасхальный период. Как правильно поминать их в это время? Надо следовать Уставу. Не совершается Литургия -- считаем следующую. Это важный момент. Митрополит Филарет когда-то в воскресный день отказался служить панихиду по своей родной сестре , скончавшейся накануне или в пятницу. Сейчас по воскресеньям панихиды совершаются, так как мы понимаем, что многие не могут посетить храм в субботу, в день поминовения. Но по Уставу это не положено, это шаг навстречу пастве. Если поминовение отложено, то на это есть основания. Например, нужно сконцентрировать свое внимание на Пасхе Христовой, Страстной седмице или других событиях. Это не пренебрежение усопшими и не «сезонное обострение» памяти о них. Помянуть мы можем сами, личной молитвой. Вопрос от телезрителя из Санкт-Петербурга: «Во многих семьях есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Мой дядя погиб под Воронежем, похоронен в братской могиле, но неизвестно, где именно. Есть ли в Церкви заочное отпевание таких людей? Вечная память всем защитникам Отечества и Вашему дяде! Не стоит беспокоиться. Существуют Вселенские родительские субботы и прочие дни поминовения. Неправильно считать, что погибшие во время войны остались неотпетыми и забытыми Церковью. Конечно, можно совершить заочное отпевание. Совершилось ли отпевание сейчас или через несколько минут после кончины -- значения не имеет, потому что мы провожаем усопших в тот мир, где времени не существует. Наше похоронное дело во время Великой Отечественной не было на высоте. Многочисленные жертвы и малые составы похоронных команд, отсутствие хорошей системы идентификации, неразбериха привели к тому, что многие воины оказались погребены в неизвестных могилах. Слава Богу, открываются новые базы данных, документы оцифровываются, и по боевому пути солдата и по донесениям командиров можно проследить, где и как мог быть убит и погребен тот или иной человек. И давайте называть людей не погибшими, а павшими в боях за Отечество, потому что «погибший» на церковном языке означает «не имеющий спасения». Иногда павшие в бою солдаты числятся пропавшими без вести. Цель работы поискового движения, к которому я многие годы причастен, -- найти их. Мы часто находим медальоны, свидетельства имен и тем самым снимаем с человека пятно позора: пропавшие без вести могли быть потенциальными «перебежчиками», дезертирами. Дай Бог, чтобы и Ваш дядя был найден, чтобы его имя было увековечено для потомков. К сожалению, даже найденные имена наших воинов власти не торопятся высечь на камне. Время идет, уходят носители памяти, и она стирается, а мы рискуем потерять данные имена уже во второй раз. За победными фанфарами, триумфальными речами и шествиями мы не должны забывать настоящих героев Победы. Вопрос от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Что такое парастас, и чем он отличается от панихиды? Записки об упокоении усопших лучше подавать на проскомидию за Литургией или на парастас, панихиду? Парастас -- название службы, как и панихида, которая не совершается отдельно в обычные родительские субботы, но служится после утрени Вселенской субботы, по конкретным поводам. Парастас совершается и в Великий пост. Записки можно подавать любые: это доказательство нашей любви к усопшему. Вопрос от телезрителя из Испании: «Есть ли смысл просить о молитве об усопших в социальных сетях, через Интернет? Я не вижу в этом греха, должно испрашивать молитв всеми возможными способами. Мы все живем в информационном мире и социально связаны. Смс может прийти и оказаться для нас очень важным сообщением. Социальная сеть виртуализирует наше живое общение. Люди перестают разговаривать друг с другом, следовать той эпистолярии, которая предполагает серьезное, вдумчивое отношение к собеседнику. Она заменяется маленькими символическими посланиями без причастных и деепричастных оборотов, без объяснения эмоционального состояния человека. Смайлика становится достаточно. Но это приводит к духовному обнищанию. Есть социальная сеть, где я могу общаться с теми, кто связан определенной субкультурой. Но из «широких» социальных сетей , в которых ты в одну секунду, в один клик можешь оказаться в такой грязи и ничего не сможешь сделать, я вышел, так как для меня это стало невероятной тратой времени. Лучше я лишний час посижу в храме, поговорю там с пятью-десятью людьми, чем за этот же час напишу двадцать малозначащих посланий в Интернете. Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев Расшифровка: Арсения Волкова Ближайшая суббота, 23 марта, будет первой родительской субботой Великого поста. Как должно провести этот день верующему человеку с максимальной пользой для души и для своих усопших близких? О чём стоит позаботиться в первую очередь? Как наше участие в богослужении может помочь тем, кто ушёл в мир иной? Для чего в поминальные дни люди несут продукты в храм? На эти и другие вопросы сайт ответил клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, протоиерей Павел Кивович, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района. Это вечернее богослужение перед заупокойной Литургией. Особенность её в том, что , с произнесением заупокойной ектеньи молитвенные просьбы и обращения к Богу - прим. Вообще суточное богослужение включает в себя вечернюю службу и Литургию, которая является её пиком. Вечерняя служба - это всегда приготовление к Литургии. Поэтому, на мой взгляд, эти службы - что-то одно цельное.
Панихида в переводе с греческого значит «всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Читается 17-я кафизма. В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела. Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Мертвые уже не могут каяться и просить прощения, но мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним.
Накануне вечером, 17 февраля, в храме будет совершаться ПАРАСТАС - заупокойная служба с чтением 17 кафизмы из Псалтыри, которая совершается накануне поминальных суббот. Церковные богослужения делятся не только на вечерние и утренние, как многие думают. К ним относятся и заздравные молебны, и панихиды за упокой. Особенное место в молитве за усопших православных христиан занимает служба с интересным названием «парастас». Что это и чем она отличается от остальных? Это особая большая заупокойная служба, Великая панихида, которая служится в храмах несколько раз в году, накануне родительских суббот особых поминальных дней. Обычные панихиды, которые служатся после каждой литургии в храме, по сути своей являются сокращенным вариантом парастаса.
Боковое меню
- Определение в православии
- Игольник в виде кактуса практичный и забавный
- ПАРАСТАС — заупокойное богослужение
- О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших /
- 28 апреля. РАДОНИЦА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
- Парастас — это великая заупокойная служба
Поминают ли в пост усопших?
Парастас (от греч. παράστᾰσις — стояние возле) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемая на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу). Когда христианство только зарождалось как религия, из-за гонений верующим приходилось проводить парастас по усопшим ночью. Откроем секрет об Парастас – (греч. «ходатайство», «стояние») – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на.
13 апреля – родительская суббота. 5 советов: как помянуть усопших
Не пропускайте родительских суббот! | Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. |
Серапионова пустынь - Родительская суббота в Свято-Троице Серапионовой мужской пустыни | это, по сути, прошение к Всевышнему от лица усопших, возглашаемое устами Церкви. |
ПАРАСТАС — заупокойное богослужение | Прийти и помочь в проведении энергетической работы «Парастас по Усопшим» в помощь тем, кто нуждается в избавлении от мук адских в мирах геенских, зонах мытарских, мирах Отражения и Воздаяния, в обиталищах миров Переходных. |
Радоница в 2024 году: история и традиции | Молитва об усопших в родительские дни начинается накануне вечером. На всенощных вечерних службах служится Парастас, или Великая панихида. |
Над святителями Досифеем и Вениамином читается Евангелие
После вечернего заупокойного богослужения (парастаса) чтение будет продолжено до Божественной литургии, которая начнется в соборе в 8.00, и далее – после Литургии и панихиды – до всенощного бдения, которое, как и утреннюю Литургию, возглавит митрополит Игнатий. Особенное место в молитве за усопших православных христиан занимает служба с интересным названием «парастас». И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии. Название «парастас» появляется в колонтитулах чинопоследования панихиды в печатных Требниках нач. «Парастас по усопшим», следует читать не менее 12 раз (конечно же не за один день, а в течение некоторого времени, допустим, несколько месяцев подряд каждую субботу), поминая поименно всех перешедших членов вашей семьи и рода.
ЧТО ЗА СЛУЖБА ПАРАСТАС?
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга «Парастас, сиречь всенощное бдение, певаемое по усопшему» 12 ноября 2021 В Издательстве Московской Патриархии вышла книга «Парастас, сиречь всенощное бдение, певаемое по усопшему» Издательство Московской Патриархии выпустило в свет «Парастас, сиречь всенощное бдение, певаемое по усопшему». Этот чин не является уставным и не содержится в основных богослужебных книгах, однако в современной церковной жизни он бывает очень востребован, когда провожают в последний путь почитаемого в Церкви человека, чаще всего епископа или священника, и служат накануне дня отпевания нарочитое заупокойное богослужение.
Попытки непосредственно общаться с душами умерших могут привести к душевным расстройствам, особенно у впечатлительных и ранимых людей. Также этим настроением могут воспользоваться и лукавые духи, чтобы внушить, как бы через наших усопших близких, что-то весьма неполезное для нашей души, довести до уныния и отчаяния. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Трижды Слава:, и ныне: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
В древних литургиях Иакова и Марка , дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени Тертуллиан, свв. Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни: третий — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение; девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским; двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших; сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом 1 Сол.
Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных. В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией так наз. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение греч. Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней. В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время.
Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия. Великая панихида, или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны разделяемые на 2 статии и полный канон. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров — во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено Типикон, гл. Номоканона при Требнике.
Закончилось время, и пришла Вечность. Стерлись старые книги, и написались новые. Господи, тех, чьи грехи еще не прощены, помилуй в Лоне Матери Твоей Марии. Да воссияет Свет Твой, Иисусе, для всех сидящих во тьме и сени смертной, во аде сущих и не способных призывать Тебя. Смилуйся над отлученными. Призови отрекшихся.
Упокой лютующих и злобствующих. Согрешили перед Небом и Тобою. Тяжелы грехи их, но безмерна Твоя милость. Посети их горькую тщету и нищету, по неведению оскорблявших Имя Твое. Любовь Твоя — огонь палящий, как райская прохлада. Да не прольется чаша гнева Твоего в час милости и всепрощения, и да очистятся сосуды поминовением ушедших.
Сколько светлых иноков со свечами в руках и лампадами! Церковь Христова возносит ежечасные молитвы за усопших. Да станет ходатайство Святых умершим Лестницею на Небесах! Остави им прегрешения верных Твоих ради, днем и ночью вопиющих: Аллилуйя! Ради невинных младенцев помилуй родителей и слезами матерей искупи грехи детей. Молитвами и жертвами страдальцев, кровью мучеников пощади, помилуй грешников.
Единый, неизменно возлюбивший всех Иисусе, прости всех умерших от века и поныне, да воспоют Тебе безмерною любовью: Аллилуйя! Грядет День Воздаяния — великий день Последнего Суда. Откроются тайны сокрытые и книги совестные. Да будет им звук ангельской трубы благовестием в час Суда. Увенчай Славой пострадавших за Тебя и покрой Омофором грехи немощных. Ниспошли Святую Мать Свою Марию туда, где нет надежды, где мрак и скорбь, где скрежет и отчаяние, да воскресит их и да подаст им жизнь.
Помяни всех юродивых и нищих, всех немощных сирот, благочестивых пастырей, священников и праведных отцов, ибо каждый одинаково любим Тобою! Скорби, седины, раны, обиды — вестники грядущего. Прежнее утекло, как вода в песок морской, и святые возвещают Царствие. О, совесть, о слезы, воздыхание и пение: Аллилуйя! Иисусе, Иисусе Солнце, озари и согрей селения усопших. Иисусе, Иисусе Радость, сочетай нас в вечности и сотвори едино пред Тобою.
Возврати ушедшим от нас ближним чистоту и святость. Радостною Пасхой да станет Вечная им Жизнь! Молимся, с надеждой и упованием взывая: «Скажи нам, с Неба Открывшийся, оставлены ли им грехи? Подай таинственные знамения Духа».
13 апреля – родительская суббота. 5 советов: как помянуть усопших
Особенности поминовения Великим постом | Парастас, также известный как Великая панихида, является особым богослужением в Православной Церкви, которое совершается в память обо всех усопших православных христианах. |
Парастас - это великая заупокойная служба | По установившейся традиции заупокойное богослужение называется «парастас». |
Не пропускайте родительских суббот! | После вечернего заупокойного богослужения (парастаса) чтение будет продолжено до Божественной литургии, которая начнется в соборе в 8.00, и далее – после Литургии и панихиды – до всенощного бдения, которое, как и утреннюю Литургию, возглавит митрополит Игнатий. |
Парастас — особенное заупокойное богослужение
Она оказалась на том свете, потом вернулась — и я с ней разговаривал. Она рассказала мне, что там видела. Мне особенно запомнилось, что эта женщина встретила своих недавно умерших, как и она, от рака сродников; она их раньше не знала, и эти люди ей представились. А еще она увидела одного из своих близких родственников, которого знала при его жизни. Он весь светился и был в белых одеждах. Она спросила его: «Что с тобой, брат? Почему ты в таком возвышенном состоянии? Что ты весь сияешь? Я исполнен той радости, той благодати, которые получил от их сердца любящего». Она видела накрытые и уставленные множеством яств столы, за которыми сидели ее усопшие сродники.
Она спрашивает: «А что это у вас? Вот какое утешение эта женщина увидела, будучи на том свете и встретившись со многими усопшими. Кто вас будет поминать, когда вы умрете? Мое сердце как священника всегда исполняется горечи, когда я вижу, что в заупокойную субботу храм Божий не заполнен, пуст. Я не случайно рассказал вам про пионерский лагерь, про больницу. Ведь наши усопшие ждут, когда мы с вами придем и принесем за них наше сердечное жертвоприношение. Мы с вами говорим о любви к Богу и к ближнему, а ведь проявлением любви к ближнему является жертва сердечная, которую мы возносим и за наших усопших. Мы часто думаем: «Надо убрать квартиру… У меня много семейных забот… Этого я не могу отложить». Но, как правило, в семье ведь не один человек.
Кто-то может быть делегирован в храм, чтобы помянуть и родственников отца, матери, мужа, жены. Ведь усопшие ждут нас. Как я ребенком ждал, когда приедут мои родные, так и они ждут — сердцем! А что же делаем мы? Некоторые люди даже не знают, в какие дни Святая Церковь совершает особое поминовение усопших. А все должны стоять здесь, в храме Божием, с книжечками — с последованием Панихиды.
Можно ли говорить, что какая-то жертва будет Господу наиболее угодной? Богу угодна чистосердечная жертва, сделанная с усердием, тайно, без корысти и без сожаления. Ответ очевиден, где двое или трое собраны во имя Мое… Конечно Господь слышит каждую молитву, но ведь Он Сам сказал - собраны, а это требует от человека внутреннего усилия.
И в кресле хорошо петь "Аллилуйя", но мы становимся на молитву, и поклоны делаем, которые помогают нам меняться. Парастас — это особая заупокойная служба на утрени, совершается она в пятницу, предваряющую наступление Вселенской Родительской субботы Мясопустной, в канун Великого Поста, второй, третьей и четвёртой седмиц Четыредесятницы, Троицкой, перед днём рождения Церкви, памятью схождения Святого Духа на апостолов. Канонически установлены именно эти пять случаев, когда в православных храмах совершается парастас. Все они, как можно судить, приходятся на первую половину календарного года, с февраля по июнь. Именно таково малопонятное неофиту значение слова. Парастас — это, по сути, прошение к Всевышнему от лица усопших, возглашаемое устами Церкви. Основное отличие особо торжественной проникновенной утрени — чтение священником 17-й кафизмы Псалтири целиком всего 118-го псалма с разделением по статьям. Содержание этого стихословия, ошибочно считающегося «сугубо заупокойным» — исповедание веры, скорбь об отступлениях от Закона, данного Творцом, просьба о милости и снисхождении к немощам человеческим. Памятуя о том, что «несть человек, иже поживет, и не согрешит», и присутствующие на службе верующие от своего лица вместе с хором повторяют припевы «Спасе, спаси мя» и «Благословен еси Господи».
Усопшие — не значит неживые Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в церковных песнопениях как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия. Почему усопшим необходимы наши молитвы Любовь Творца даже к согрешившему, отступившему от верного пути человеку трогательно изображена в Евангельской притче о блудном сыне. Однако далеко не все при жизни успевают вернуться к отчему порогу, совершить путь покаяния, то есть измениться к лучшему, вернуться к первообразу, явленному Богочеловеком — Христом. Иных Смерть, утратившая нераздельную власть, но не потерявшая силу, застигает в дороге. Парастас — это возможность продолжения пути к вечному благу по молитвам живущих для тех, кто ожидает дня последнего Суда, не имея возможности к дальнейшему покаянию. Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия — поименное поминовение на Литургии.
Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры — милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Парастас по усопшим — это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким. О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших усопших. Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых , но живых; у Него все живы Лк. Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге. Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия Ин. И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия 1 Пет. На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших. В древних литургиях Иакова и Марка , дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени Тертуллиан, свв. Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни: третий - в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием - смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение; девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским; двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших; сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом 1 Сол. Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных. В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией так наз.
Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение греч. Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения - утреней. В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия. Великая панихида , или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны разделяемые на 2 статии и полный канон.
Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др. Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров - во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено Типикон, гл. Номоканона при Требнике. Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен. На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах а также в седмичные дни Четыредесятницы панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме.
Фомы и продолжается до исполнения 40 дней. Чин обычной панихиды следующий: После обычного начала читается 90-й псалом вместо шестопсалмия , после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь - «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости». После тропарей на панихиде а на парастасе - после Непорочных поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа - «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой или: Покой , Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» священнослужители и «И ныне» хор. Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями после 3-й, 6-й и 9-й песни. После 3-й песни поется седален, а после 6-й - кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный». После канона панихида также и парастас заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».
Малое каждение тетрапода и людей на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память». Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Суббота мясопустная.
Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, то есть загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии». Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду. Практика отмаливания рода — парастас Простыми словами Парастас — по сути, ваше обращение к Всевышнему от лица усопших вашего рода. Парастас является многовековой практикой насыщенной энергиями многих поколений. Отлично это сделать, но сам процесс может оказаться болезненным, длительным, энергозатратным, и побочным эффектом будет множество жизненных уроков. Рано утром, на рассвете, зажечь восковую свечу, поставить ее перед собой на расстоянии полутора метров. Сесть на колени лицом на восток и помолиться. Молитва может быть любая — та, которая вспомнится в этот момент, или просто обращение ко Всевышнему с благодарностью и просьбой о благословении. Представьте себя большим деревом, у которого очень крепкие корни. Они разветвляются на две ветви. Одна — материнская ветка Рода, вторая отцовская. У истока каждого корня, стоит Праотец и Праматерь — Хранители Рода. Ветви корней — это все Ваши предки, до седьмого колена. Медитируйте, представляя себя большим деревом с сильными корнями, ощущайте свое единение с Родом, — столько, сколько Вам это необходимо. Произнесите из своего сердца: «Я люблю себя» — 3 раза. Хранители рода по отцовской линии, простите меня. Я Вас вижу. Я Вас знаю. Я всегда помню о Вас. Вы в смерти, Я в жизни. Вы в прошлом, Я в настоящем. Я прощаю всех Вас. Я выказываю Вам свое уважение. Я выказываю Вам свою преданность. Я молю Бога за всех нас. Господи, спаси и сохрани мой род. Господи, умножь мой род, как звезды на небе, простри над ним ладонь свою, охрани его от проклятий, раскрой ему милость свою, Господи. Слава тебе Господи, слава Тебе! Позвольте свече догореть до конца. Почувствуйте, как меняется Ваша душа. Другим способом работы с кармой Рода является древняя техника молитвенных вычиток родовых проклятий и прочих негативных воздействий — наши предки называли ее Парастас Отмаливание Рода. Практика Парастас С давних времен в монастырях и храмах отмаливают живых и мертвых, насыщая чистыми звуковыми вибрациями, энергией любви и прощения души, за которые молятся. Чем больше мы вовлечены в молитву, заказывая молебны в храме, тем сильнее и быстрее они действуют. Итак, как отмаливать свой род: Необходимо составить список своих родственников, членов своего прямого рода, учитывая всех от первого до седьмого колена. Братья, сестры, дяди и тети в этот список не входят. Записать необходимо следующие имена: вы — это первое колено, ваши отец и мать — это второе колено, ваши бабушки и дедушки — это третье колено, ваши прадедушки и прабабушки — это четвертое колено и так далее. Записывайте тех, чьи имена вам известны. Неизвестно имя — просто помечайте квадратик на родовом дереве удобно отмечать мужчин и женщин рода разными цветами, например, красным и синим.
А он говорит: А только это и нужно! Только это и нужно. Всё остальное — уже вторично. Так что давайте будем об этом помнить. Будем помнить наших родных, близких усопших, но и не будем забывать о тех, кто рядом с нами, о тех, кто жив, перед кем мы может быть в чём-то виноваты, кому-то может что-то не додали, кого-то недолюбили, кому-то что-то недосказали или ещё что-то… Пока есть такая возможность, пока есть возможность, будем являть им эту любовь, проявлять эту любовь по отношению ко всем людям на земле. Да хранит вас Господь!
Архиепископ Фома совершил парастас накануне Троицкой Родительской субботы
Парастас и последняя постовая Родительская суббота | Новости и события | И если вы намерены следовать обычаям Русской Православной Церкви, культуре богослужения, то вы постараетесь и в пятницу прийти на парастас, и в субботу — на Божественную Литургию, чтобы помолиться за своих усопших родственников. |
Что такое панихида по усопшему: когда и как правильно заказать, текст | В канун второй, третьей и четвертой субботы Четыредесятницы совершается парастас – последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. |
ЛИ VI. Знание. 8. Парастас по усопшим
Парастас – многовековая практика, насыщенная энергиями многих поколений славян, поэтому именно у нас она особенно действенна. последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианинам. 12 апреля, накануне родительской субботы четвертой седмицы Великого поста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил заупокойное вечернее богослужение — парастас по усопшим православным христианам в надвратном храме святых апостолов Иоанна Богослова. Парастас по усопшим — это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким. Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную. Новости. Святыни.
Сегодня вечером в храмах совершается утреня с заупокойным парастасом
Будет читаться 17 кафизма Псалтири, которая считается заупокойной в традиции Православной Церкви, также будет совершаться Лития по усопшим по окончании вечернего богослужения, а утром после литургии будет совершаться Панихида. На всех этих службах священнослужители будут читать имена усопших, которые мы подаем в записках о упокоении «На панихиду». Для того чтобы о Ваших сродниках и близких также помолились, необходимо подать записки с именами за свечной ящик заблаговременно, перед вечерним богослужением, в конце его или хотя бы с утра, как только Вы придете в храм. В крайнем случае, можно отдать записку с именами для поминовения через служителя прямо во время Панихиды — если вы опоздали по каким-то причинам, главное при этом не создавать суеты и шума, и тем самым не мешать молиться другим верующим. Нужно сказать несколько слов о главном. Во время проскомидии приготовление Святых Даров перед началом утреннего богослужения будут вынуты частички из просфор о усопших, имена которых мы подаем в записках «На проскомидию» или «Заказных», как их принято называть в наших храмах.
Таким образом, совершается поминовение усопших на Божественной Литургии. Эти частички будут помещены на особой освященной тарелочке, называемой дискос, который будет находиться сначала на жертвеннике, а потом во время Великого Входа будет перенесен на Святой Престол. В конце Литургии эти частички, символизирующие души живых и усопших христиан, погружаются в Святую Чашу и омываются Кровью Христовой. Именно в этом глубокий таинственный смысл поминовения усопших во время Божественной Литургии. Мы, живущие, и все усопшие соединяемся в молитве к Богу, и в единении со Христом.
Потому что мы причащаемся Святых Христовых Тайн, а частички, вынутые из просфор, омываются Божественной Кровью. Чтобы о Ваших близких помолились за Литургией, нужно подать записки «на проскомидию» накануне вечером или до начала богослужения утром. Важно молиться о усопших, потому что это единственно возможное и действенное проявление любви к ним и общения с ними. Мы верим, что эта молитва радует их там, в стране где «нет печали, ни болезни, ни воздыхания». В то же время это укрепляет нашу веру, успокаивает сердца, которые терзает печаль о близких, ушедших в вечность.
Как правильно поставить свечи Свечи «о упокоении» близких ставятся на особый прямоугольный столик, который находится, как правило, в притворе с левой стороны и называется в церковной традиции «канон». На время служения панихиды, парастаса или литии этот стол переносится на середину храма. Важно помнить, что какого-то особого чина «поставления свечи» не существует.
Но любить нужно не только тех, что уже умер. Любить, прежде всего, тех, кто рядом с нами, кто сейчас, кто окружает нас — и ближних, и дальних, и тех, кого мы знаем, и тех, кого мы, может быть, не знаем. Потому что любовь — это самое главное. В своё время апостол Иоанн Богослов очень много писал о любви. И говорил, проповедовал о любви. Неслучайно его называют «апостолом любви».
Собственно, это еще один смысл названия субботы «Димитриевской». Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века с начала времен усопших» христиан. День поминовения усопших в субботу незадолго до дня памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября по н. Стоит разъяснить значение названий богослужений этой родительской субботы. Парастас в своем изначальном смысле появился в XVII веке в западнорусских украинских и белорусских землях. Этим термином обозначалось расширенное заупокойное богослужение, которое отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на нём поются непорочны 17-ая кафизма Псалтири и полный канон «Яко по суху» помещен в Октоихе, глас 8, в субботу.
Основное отличие особо торжественной проникновенной утрени — чтение 17-й кафизмы Псалтири целиком всего 118-го псалма с разделением по статьям.