Новости надежда константиновна крупская причина смерти

Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии.

Первая вдова СССР

Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Но точные выводы о причине ее смерти можно будет сделать только после того, как медицинские документы Надежды Константиновны Крупской будут выданы исследователям», — подчеркнул Новоселов. В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации. Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР.

6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР

КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Полное имя: Надежда Константиновна Крупская. P. S. Надежда Константиновна Крупская (единственным человеком, кто называл ее «Ульянова», был Сталин) умерла в кремлевской больнице в возрасте 70 лет. Официально причиной смерти стал острый приступ аппендицита.

Крупская, Надежда Константиновна

Какой на самом деле была Надежда Константиновна "Товарищу Надежде Константиновне Крупской Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР в день Вашего семидесятилетия шлет Вам, старому большевику и другу Ленина, свой горячий привет.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской.
Надежда Крупская - биография и жизнь жены Ленина Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.

Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним

Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом.

Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество».

Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.

Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности.

Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».

Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю.

То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.

За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.

Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.

Олег Качаловский Гуру 2895 , закрыт 11 лет назад Давно ходят слухи, что Надежду Константиновну Крупскую отравили по приказу Сталина 26 февраля в 1939 году.

Об этой причине смерти супруги Ленина сообщается и в книге Веры Васильевой "Кремлевские жены". Она отмечает, что Хрущев, "раскрывший" это преступление, сообщил членам Политбюро, что Крупская была отравлена тортом, который преподнес ей в день рождения Сталин. Крупская Н. Об этом стадо известно Сталину и вот итог.

Но их у Крупской нет", — напомнил Новосёлов. Надежда Крупская умерла в Москве в 1939 году на 71-м году жизни.

Надежда Крупская в детстве Особым богатством Крупские не владели, но единственную дочь отдали учиться в престижную женскую гимназию княгини Оболенской. Хотя этот факт из биографии Крупской вызывает споры нескольких поколений историков. Всегда считалось, что Надежда окончила гимназию в 1887-м, и по итогам получила золотую медаль. Однако в книге самой Крупской «Моя жизнь» есть строки, посвященные именно этому периоду ее жизни, где она пишет, что процесс обучения был сложным, скучным и достаточно трудным. К тому же, никто не может сказать, что когда-либо видел ее золотую медаль, нет ни одного подтверждения от подруг по гимназии, которые подтвердили бы тот факт, что Надежда действительно окончила это учебное заведение. Поэтому некоторые историки пытаются утверждать, что никакой медали не было, хотя Крупская действительно училась в этой гимназии, а после окончания осталась там преподавать. После окончания гимназии Крупская стала студенткой Бестужевских курсов в Петербурге.

В одних источниках написано, что она училась там на протяжении года, в других, что всего два месяца. Дело в том, что Надя увлеклась революционными идеями, стала активной участницей марксистского кружка, устроилась в вечернюю школу для рабочих преподавателем. На протяжении пяти лет она в полной мере отдавалась этой работе, пока ее не арестовали первый раз. В этом же кружке она и познакомилась с Владимиром Ульяновым. Он не был красавцем — невысокий, лысоватый, картавый, но расположил девушку к себе своей увлеченностью марксистскими идеями и способностью убедить всех в своей правоте. Владимир тоже заинтересовался Надеждой, хотя среди его окружения были девушки намного привлекательнее, чем она. Крупская выделялась на фоне остальных высоким интеллектом, и неважно, что ее образование так и осталось неоконченным. Революционерка Надежду арестовали в 1896 году и отправили в ссылку в Уфу. Ульянова тоже сослали, но в Шушенское. Вместе с матерью Надежды Владимир писал письма властям, с просьбой перевести ее из Уфы в Шушенское, так как молодые люди решили пожениться.

У матери невесты абсолютно не было денег, поэтому ей пришлось продать участок земли, не особо заботясь о том, что там похоронен ее муж. Владимир и Надежда обвенчались в церкви в 1898-м, хотя оба считали себя атеистами. Надежда Крупская на рабочем месте Вся последующая биография Надежды связана с революционной деятельностью. Она уезжает в эмиграцию вместе с Лениным, оказывает ему всяческую поддержку в делах партии. Крупская вела почтовую переписку, шифровала письма всего ею зашифровано более 30 000 писем , работала преподавателем в партийной школе, редактировала и переписывала статьи. В Россию Надежда вернулась в 1917-м, и сразу включилась в работу по подготовке Октябрьской революции. Спустя некоторое время инициировала создание пионерской и комсомольской организаций.

Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним

Ведь не так часто друзьям приходится собираться. Все шло хорошо… Но к вечеру Надежда Константиновна вдруг почувствовала себя очень плохо. От страшной боли она временами теряла сознание. Вызвали доктора. Доктор предложил перевезти больную в Москву, в больницу, установив предварительно диагноз — воспаление брюшины. Через несколько часов ее доставили в кремлевскую больницу. К концу дня ей стало хуже, около нее постоянно дежурили врачи и сестры. На другой день, 25 февраля, она находилась в очень тяжелом состоянии. И только к вечеру пришла в сознание. В Кремль на имя Крупской шел поток телеграмм и поздравительных писем от сотен организаций, от товарищей, от друзей… В ночь на 27 февраля положение Надежды Константиновны резко ухудшилось, она почти не приходила в сознание.

Несмотря на все меры, принятые крупнейшими специалистами, ничего нельзя было изменить. Болезнь быстро прогрессировала, и в 6 часов 15 минут Надежда Константиновна скончалась. Крупской, отдавшей всю свою жизнь делу коммунизма, является большой потерей для партии и трудящихся Союза ССР". Незадолго до смерти Надежда Константиновна, выступая перед своими избирателями, сказала: "На мою долю выпало великое счастье видеть, как наша страна из страны темной, из страны бедной, из страны, затоптанной царизмом, помещиками и капиталистами, превратилась в страну социализма… Жизнь наша стала счастливой, светлой. Об этом мы можем с полным правом говорить, но надо идти все вперед и вперед…" Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Последние бои Последние бои В начале 1596 года, когда стихли бури гражданской войны, пришла неприятная новость, что испанцы захватили Кале.

В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным.

Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем.

В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.

Отец и мать Надежды Ее отец не оставил какого-либо состояния жене и дочери.

Но детство и юность Надежды нельзя назвать несчастными. Мать делала все, чтобы любимая дочь ни в чем не нуждалась и получила хорошее образование. Взглянув на фотографии молодой Крупской, многие скажут, что особой привлекательностью она не обладала, но и дурнушкой тоже не была чего только стоила ее роскошная коса. Мать боялась, что дочери будет трудно найти жениха. Однако сама Надежда по этому поводу не расстраивалось. Мужчины ее интересовали мало. Закончив Бестужевские курсы, она пошла работать в вечернюю школу для рабочих.

В это время Надежда познакомилась с основными положениями марксизма, она даже вызубрила в связи с этим немецкий язык, чтобы читать «Капитал» Маркса в первоисточнике. Личная жизнь и молодость Крупской С Владимиром Ульяновым она познакомилась в своей вечерней школе. Он сразу пришелся Надежде по душе: таких людей, целеустремленных, упорных, одержимых поставленной целью она уважала. Надежде захотелось познакомиться с Ульяновым. Такой случай скоро представился: она встретила Владимира в библиотеке. Терпеливо дождалась, когда он соберется уходить, и вышла за ним следом. Они долго говорили об общем деле.

Крупская показала себя с самой лучшей стороны. Она была умна и хорошо образована. Если ей хотелось заинтересовать понравившегося человека, она достаточно легко этого добивалась.

В своей книге «Мятежный Петербург» Наум Синдаловский отмечает, что наиболее распространенное прозвище у Крупской было «Рыба». Оба писателя связывают это с тем, что у супруги Ленина был молчаливый, скромный нрав и непривлекательная внешность. Почему появились "рыбьи имена" В книге «Нашествие чужих. Почему к власти приходят враги» публицист Валерий Шамбаров говорит, что истоки «рыбных прозвищ» нужно искать в родословной Крупской. Отец надежды рано умер и ее матери пришлось самостоятельно заботиться о дочери. По некоторым данным, мать Крупской — Елизавета Васильевна еще до замужества носила фамилию Фишман. Именно это и стало причиной «рыбных имен» Крупской.

Мать Надежды Константиновны заботилась не только о дочери, но и о ее супруге. По некоторым данным, Крупская не умела вести хозяйство и готовить.

Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?

Крупский с его умом и литературными способностями слыл душой компании. Вообще литературными способностями отличались многие члены этой семьи. Вот отрывок из прошения, написанного Крупским начальству, в котором он настаивает на своем переводе из бунтующей Польши. Ему, члену I Интернационала, претила служба, обязывающая подавлять национально-освободительное восстание: «С девятилетнего возраста проведение разлучило меня со всеми близкими сердцу, а вместе — с милым родным краем, оставив в душе сладкие воспоминания о счастливых годах детства, живописных местах родного гнезда!. Обо всем, что так дорого для каждого! От подобных обстоятельств жизни какая-то невыносимая тоска давит душу — весь организм мой, а желание служить на родной земле день ото дня сильнее овладевает моими чувствами, парализует мои мысли». Не официальная записка, а поэма! Елизавета Васильевна же в 1874 году издала книжку «Детский день». Сбежать из Польши удалось, поступив в Петербургскую Военно-юридическую академию.

Здесь 26 февраля 1869 года у Крупских родилась дочь Надежда. По окончании академии Крупский получил должность начальника уезда в Гроеце Польша. Три года семья прожила в достатке. Но на известного революционно-демократическими взглядами администратора помещики-латифундисты все это время строчили доносы. И дело закончилось печально — отставкой, судом, запретом жить в столице. Подали апелляцию, рассмотрение которой растянулось аж до 1880 года. Все это время Наденька считалась дочерью подследственного, и это сильно осложняло ее жизнь: отец не мог найти работу, а мать в источниках оплаты обучения дочери писала постыдное для того времени «из собственных средств Крупской Е. И хотя Константина Игнатьевича оправдали, эмоциональное напряжение привело к резкому ухудшению его ослабленного туберкулезом здоровья.

Да и дочь, сильно привязанная к отцу, слегла с признаками нервного расстройства. Так впервые дала о себе знать ее щитовидка. Переехав в Петербург, родители отдали дочь в самое передовое по тем временам учебное заведение для девочек — гимназию Оболенской, где преподавали блестящие представители российской интеллектуальной элиты: физик Ковалевский, математики Литвинова и Билибин, собиратель русского фольклора Смирнов. И здесь она была лучшей ученицей. Семья жила трудно — из-за плачевного состояния здоровья отец практически не работал. Помогали друзья — участники революционно-демократического движения. Надя росла под их разговоры о великом будущем свободной от гнета царизма России. В день рождения дочери, так любившей его.

Чтобы свести концы с концами, Елизавета Васильевна сняла большую квартиру, а комнаты пересдавала телефонисткам, швеям, студенткам, фельдшерицам. На разницу с этого и жили. В 1887 году она окончила 8-й педагогический класс и получила диплом «домашней наставницы». Благополучная жизнь не устраивала юную девицу, она мечтала продолжить дело отца в борьбе за всеобщее счастье и равенство. Даже написала письмо Льву Николаевичу Толстому. У этого зеркала будущей революции Наденька спрашивала о том, что же ей делать с собой дальше, как принести пользу отечеству. Ответ получила не от Самого, а от Татьяны Львовны занятно, всего через десяток лет она сама будет играть такую же роль при светоче будущей революции — том «Графа Монте-Кристо». Что хотела этим сказать дочь писателя, в какие пучины направить жаждущую социального подвига юную душу?

Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. Ответа, однако, не последовало. В 1889 году поступила на Бестужевские курсы. Вступила в марксистский кружок Михаила Бруснева. Весной и летом мать и дочь Крупские снимали избу на Псковщине. Жили тем, что давали крестьяне за то, что во время полевых работ Наденька занималась с их детьми. Вернувшись в Питер, она оставила доходное место преподавательницы гимназии и пошла бесплатно преподавать в школу рабочей молодежи за Невской заставой. В конце февраля 1894 года на масленичных блинах у инженера Роберта Эдуардовича Классона питерские рабочие встретились с известным марксистом по кличке «Старик», автором нашумевшей в их кругах брошюрки «Что такое «друзья народа» Владимиром Ильичом Ульяновым.

Была здесь и учительница Надя. Именно такие девушки служили проводниками революционных идей от разгоряченных разночинских голов к душам и сердцам рабочих, посещавших благотворительные классы. Спасибо Благодаря Надежде Константиновне 80 лет в нашей стране воспитание было бесполым: мальчики и девочки наперегонки бегали, метали молот, рубили в шахтах уголь, решали задачки по тригонометрии. В результате Россия лишилась мужчин. А домашним хозяйством они все равно заниматься не хотят. Ульянов и Надежда стали встречаться. Он подробно расспрашивал о жизни трудового народа, его быте и нравах. Однажды, чтобы ответить на некоторые из вопросов, Наденька нарядилась ткачихай и с подругой устроила шпионскую вылазку в рабочее общежитие.

Старейший член «Союза за освобождение рабочих», в котором состояли и Ульянов с Крупской, Михаил Сильвин, так оценивал роль Надежды Константиновны: «Она поддерживала и возобновляла связи, была стержнем нашей организации». Ильич очень ценил доставляемую ею информацию.

Горький в письме Ромену Роллану от 15 января 1924 года прокомментировал этот указ так: "Письмо было вызвано одной из трагических пошлостей, творимых в России. Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же "контрреволюционных" сочинений. Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья.

У меня возникло желание отказаться от русского подданства, заявив Москве, что я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы" Замечу, что если сочинения Льва Толстого — этого "Зеркала русской революции" —Крупской запретить все же не удалось, то большая часть книг из составленного ею списка была запрещена всю историю СССР, в том числе — Евангелие, являющееся не только религиозной книгой, но и основой русской и мировой культуры. Деятельность "сумасшедшей бабы", как ее называл большевицкий писатель Горький, привела, например, к тому, что нередко советские искусствоведы, приезжавшие в заграничные музеи, могли не понимать смысла картин Богородицы с маленьким Иисусом на руках. Они не ведали практически ничего о христианских сюжетах в искусстве, хотя аллюзии на них пронизывали культуру. Что же касается ее "педагогики", то в своем революционном цензорском рвении Крупская пыталась запретить даже детские стихи Корнея Чуковского, причем особое озлобление у нее вызвал "Крокодил", которому она посвятила целую статью в газете "Правда" в номере от 01. Главные тезисы ленинской вдовы об этой чудовищной "идеологической диверсии" заключались в том, что там плохо изображен народ, хорошо — царь-гиппопотам, и все проникнуто мещанством и буржуазностью: "Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, НАРОД — ТРУС, дрожит, визжит от страха… Это уже совсем не невинное, а крайне злобное изображение, которое, может, недостаточно осознается ребенком, но залегает в его сознании. Перед царем он открывает свою душу… Какой политической смысл она имеет?

Дридзо признаёт, что её отличали «скромность.. Покровский говорит о «бесконечной скромности» Надежды Константиновны. Крупская вообще терпеть не могла, чтобы её выделяли из общей массы. В связи с этим показателен такой пример. На вечере в честь пятидесятилетия В. Ленина ей устроили большую овацию. На это Крупская ответила: «Я только маленькая частица огромного организма партии». Она «всеми силами» протестовала «против всяких её чествований в связи с её 60-летием». Подобная история повторилась и на 70-летний юбилей Крупской. Знавшие Крупскую указывают на её «чисто русское, простое, приветливое лицо». Надежда Константиновна при этом «с тем, с кем она дружила, умела быть горячо любящим другом». Знавшие её люди отмечали: она часто говорила, что к человеку надо относиться уважительно и внимательно. Свердлова вдова Я. Свердлова отмечает, что Крупская всегда «оставалась… простым, внимательным товарищем,… чутким, задушевным человеком». Лепешинский свидетельствует, что в своей работе Крупская «всегда старалась оставаться в тени. Но зато она не жалела своих сил на практические дела». Ветеран партии С. Гопкер вспоминала, что в характере и поступках Крупской «строгость, требовательность к себе и другим сочетались… с исключительной чуткостью и… чудесной ласковостью» и что её отличала «необыкновенная чуткость к товарищам». Петровский, в 1919—1938 годах занимавший пост председателя Всеукраинского ЦИК, также отмечал, что Крупская «была необыкновенно скромна, просто и незаметно одевалась, довольствовалась самым скромным и самым простым». Работница Наркомата просвещения А. Кравченко вспоминает о Крупской: «Всегда поражало, с какой искренностью она разговаривала с каждым,… с каким большим вниманием прислушивалась к мнениям самых разнообразных людей». В общении с людьми она «никогда не давала собеседнику повода почувствовать разницу в служебном положении или возрасте. С… молодёжью … она разговаривала как равный с равным». Крупская проявляла большую заботу о людях. Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». Революционерка Р. Григорьева вспоминает такой случай.

Ее доставили в госпиталь, но спасти уже не смогли. В окружении Надежды Константиновны заподорили отравление. Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин.

Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?

Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была. Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий