Новости московское восстание при иване грозном

События Московского пожара и восстания 1547 года послужили тревожным звонком для Ивана IV, преподав ему важные уроки, которые в конечном итоге сформировали его стиль руководства и курс России. Моско́вское восста́ние 1547 го́да — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года.

Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года — МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года, мятеж горожан против засилья при дворе клана Глинских (см. ГЛИНСКИЕ). Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, несшие основное налоговое бремя. Лучше всего московское восстание «людей посадских» описал Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского». В мае 1682 года в Москве вспыхнуло восстание стрельцов. Московское восстание 1611.

Московское восстание (1547). Московское восстание (1547) Восстание 1547

В городе разразился страшный голод, распространились болезни. Сколько людей погибло после ухода опричников из Новгорода, неизвестно. Но древней столицей Руси дело не ограничилось. Опричное войско во главе с царём отправилось в Псков. Горожан обошла стороной царская немилость. Казни настигли нескольких десятков человек, среди которых был игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий.

Клирик погиб от руки самодержца. После этого Грозный с войском вернулся в Москву. Царь получил информацию, что измена распространилась и в столице, а главными действующими лицами бесконечно продолжавшегося заговора стали его ближайшие сподвижники. Московские казни опричников Как революция обыкновенно пожирает своих детей, так и опричнина в 1570 году обернулась против её активных проводников. Ещё до начала похода на Новгород царь встретил внезапную оппозицию в лице лидеров «военно-монашеского ордена».

По мнению исследователей, на сей раз на первый план вышли интриги внутри опричного движения. По наущению Малюты Скуратова и Василия Грязного царский гнев обрушился на высокопоставленных «слуг государевых»: Афанасия Вяземского и Алексея Басманова. Они были обвинены в подготовке передачи Новгорода польским войскам. Басманов пал от руки своего сына Фёдора — так он пытался доказать свою преданность самодержцу. Иван Грозный и Малюта Скуратов.

Wikimedia Commons Летом 1570 года началась новая волна репрессий, направленная на высокопоставленных чиновников и опричников. Среди погибших от рук опричников числились глава Посольского приказа и выдающийся дипломат Иван Висковатый, Никита Фуников-Курцев и другие знатные государственные служащие из различных приказов. Первый в личном разговоре с царём пытался вразумить самодержца и убедить его отказаться от губительного террора — особенно в условиях продолжавшейся войны на западе. На это Иван Грозный ответил угрозами: «Я вас ещё не истребил, а едва только начал, но я постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось! За спиной Висковатого стояло земское боярство, поражённое событиями в Новгороде и стремившееся добиться от царя прекращения опричнины и начала восстановления разорённого государства — опасность голода и эпидемий на Северо-Западе была более чем реальной.

Вместо этого царь устроил показательные казни и пытки для жителей столицы. Иван Грозный и его опричники показали жуткую изобретательность в методах причинения боли и лишения жизни: отрубание конечностей, подвешивание, сажание на кол, утопление, обливание кипятком или ледяной водой. Иван Висковатый был казнён весьма изощрённым способом — от его тела палачи отрезали по кусочку. В изобретении методов истребления собственного населения помимо опричников принимал участие и сам царь, причём зачастую именно он назначал время и способ убиения очередной жертвы. Всего летом 1570 года в Москве были казнены несколько сотен человек.

Страна в условиях бесконечного террора серьёзно ослабла — это привело к тому, что крымский хан Девлет-Гирей, несмотря на существование укреплений на юге России, организовал масштабное вторжение. Опричники фактически не явились на защиту своей страны, а земские войска в основном были заняты войной на западе. В мае 1571 года столица подверглась атаке крымчаков и была сожжена, как и ещё десяток городов. Иван Грозный бежал из столицы и укрылся в Новгороде. Эти события вновь привели к репрессиям, главной целью которых были сами опричники.

Сыск и наказание осуществляли Малюта Скуратов и его доверенные лица. Многие опричники, столкнувшиеся с обвинением в государственной измене, добровольно принимали постриг и удалялись в монастыри. Отмена опричнины Недовольство земщины, голод и болезни, поразившие страну, и глубокий экономический кризис к 1571 году — такие итоги принесла опричнина за шесть лет своего существования. Эти обстоятельства заставили Ивана Грозного пересмотреть многие аспекты политического курса. Репрессии постепенно сходили на нет, отъём земских земель в пользу опричных уменьшился.

Постепенно самодержец приступил к ликвидации разделения страны. В 1572 году были объединены земская и опричная казна. В разрядных книгах того времени служилые люди из обеих частей страны фиксировались вместе. Изменения пришли и в армию. Опричные отряды были распределены по земским полкам.

В 1572 году такое войско под командованием Михаила Воротынского, чудом избежавшего репрессий, смогло одержать победу над крымчаками в битве при Молодях. Известие о поражении Девлет-Гирея достигло Новгорода, где укрывался Иван Грозный, в августе 1572 года. Примерно тогда царь принял решение об отмене опричнины. Это слово больше не употреблялось в государственных актах — опричники теперь назывались «дворовыми». Тем не менее юридически она продолжала существовать.

Разделение территории страны никуда не ушло, как и деятельность особого двора при государе. Однако с 1572 года больше не будет таких массовых пыток и казней, которые имели место быть в Новгороде и Москве. Конечно, репрессии продолжились и после отмены опричнины — никуда не исчезла подозрительность Ивана Грозного. Юридически опричнина прекратила своё существование лишь после смерти царя в 1584 году. Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном.

По наиболее скромным оценкам, «слуги государевы» убили 4,5 тыс. Эти данные основаны на анализе «Синодика опальных» — церковному списку, составленному в последние годы жизни царя. В них вошли имена всех казнённых по приказу монарха клириков, аристократов и некоторых посадских людей. Список был составлен дьяками на основе реальных документов, оставшихся после периода опричнины. Другие исследователи считают, что цифра пострадавших значительно выше.

По объективным причинам в «синодики» не вошли имена тех, кто не был под следствием, а стал случайной жертвой отрядов опричников, особенно во время похода на Великий Новгород. Таким образом, некоторые историки предполагают, что в это время погибли около 15 тыс. При этом в Российском царстве на тот момент проживали около 20 млн человек. Конечно, террор был направлен прежде всего на родовитое боярство, которому не нравился курс на укрепление централизации в стране. В первые годы царствования Ивана Грозного аристократы могли так или иначе влиять на политику царя, однако позднее крутой нрав монарха проявился во всей красе.

Он продолжал медленно двигаться по Муравскому шляху на север. Переправившись через реку Угру — последнюю преграду на пути к Москве, которую со времен знаменитого стояния 1480 года русские летописцы называли «поясом Богородицы» — Девлет-Гирей бросил часть своей конницы на Серпухов, рассчитывая нанести удар во фланг русским полкам. Сам же он с главными силами устремился на северо-восток. Живший тогда польский историк Матвей Меховский считал, что столица Русского государства была вдвое больше, чем Прага.

А английский путешественник Ричард Ченслор свидетельствовал, что «город в целом больше, чем Лондон ». Москва-река была забита трупами Неожиданный маневр Девлет-Гирея, обошедшего позиции русских войск на Оке под Серпуховом с запада, застал Ивана Грозного и его воевод врасплох. Среди русского командования это известие вызвало растерянность и смятение. При появлении татар окрестное население сбежалось в Кремль под защиту крепостных стен.

Wikimedia Commons Ход сражения, начавшегося у предместий Москвы ранним утром 24 мая 1571 года, известен благодаря свидетельствам русских летописцев и разрядных книг с победной ханской реляцией, отправленной турецкому султану. В свою очередь, как писал летописец, «князь Иван Дмитриевич Бельский выезжал против крымских людей за Москву реку на луг за болото и дело с ними делал». По мере разворачивания схватки Девлет-Гирей и Бельский вводили в бой все новые и новые силы, конные сотни с той и другой сторон бились «лучным боем» и сходились друг с другом в «сьемном бою», врукопашную, на копьях и саблях. Схватка долгое время шла с переменным успехом, как, впрочем, и всякая «травля».

Если верить Таубе и Крузе, то хан бросил в бой 20 тыс. В ходе боя Бельский был ранен и увезен на свой двор в Кремле, где вскоре скончался. Русская армия осталась без главнокомандующего, что вызвало полную неразбериху. Сменивший Бельского князь Иван Мстиславский никаких активных действий не предпринимал.

Отбить наступление русские не смогли. Татары подожгли город в нескольких местах. Сильный ветер раздул огонь. За 4-6 часов Москва была превращена в груду пепла.

Люди сгорали в домах и на улицах, объятых пламенем, гибли при попытке бежать. В Новом городе сгорели все лавки с товаром и все дворы. Остались только две церкви на Кремлевском рву — Рождества Христова и Рождества Богородицы, а также около десятка лавок на Никольском крестце. Летопись сообщала: «От посадов и в Китае и в Старом городе дворы выгорели и людей бесчисленно множество погорело и лошадей, смрад был велик».

Не сильно пострадавший в огне Кремль получил серьезные повреждения от взрывов пороховых складов.

В 1566 году в Москве состоялся Земский собор, на котором делегаты обсуждали ход Ливонской войны и предложение Польши заключить перемирие. Доподлинно неизвестно, зачем подозрительный царь решился обсуждать внешнюю политику с неблагонадёжными боярами. Однако после окончания заседаний Иван Грозный получил прошение о завершении политики опричнины.

Одновременно с этим был выбран новый митрополит — Филипп Колычев, который отказался поддерживать царскую политику. Ситуация усугубилась в 1567 году, когда до самодержца дошла информация о готовящемся государственном перевороте и его отстранении от власти. Новым царём должен был стать Владимир Старицкий, а список заговорщиков царю якобы передал сам претендент. Грозный с семьёй скрылся в Александровской слободе.

На фоне этих известий репрессии усилились. Они вошли в историю как «дело боярина Ивана Фёдорова» — именно он был первым в списке заговорщиков. Фёдоров, пользовавшийся популярностью конюший, сначала был сослан в Коломну, а летом 1568 года казнён. Вместе с ним по делу прошли ещё несколько десятков человек, якобы участвовавших в заговоре, — все они расстались с жизнью.

При этом речь шла только об официально осуждённых. Родственники и знакомые казнённого Фёдорова также были убиты опричниками. Всего, по подсчётам исследователей, за это время были убиты около 700 человек. Вместе с этим началось давление и на митрополита Филиппа, публично осуждавшего опричнину.

Клирик, выступавший против опричнины, спустя год был задушен Малютой Скуратовым. Митрополит Филипп и Иван Грозный. Wikimedia Commons В 1569 году террор продолжился. Сдача литовским войскам Изборска вызвала репрессии в отношении знатных псковских и новгородских семей.

Его судьба не могла не усугубить подозрительность царя. В 1569 году двоюродный брат Ивана Грозного Владимир Старицкий, вокруг которого, как считается, формировалась боярская оппозиция самодержцу, скончался при невыясненных обстоятельствах. Одна из версий — претендент на престол по приказу царя выпил отравленное вино. Вместе с ним ушла в мир иной и его жена.

Смерть Старицкого привела к новому витку репрессий. По обвинению в связях с последним русским удельным князем были убиты около 140 человек. Поход опричного войска на Новгород Новгород, присоединённый к России во время правления Ивана III , и в 16-м веке оставался особым регионом в составе страны. Неудивительно, что во время допросов по «делу Владимира Старицкого» царь охотно поверил показаниям, выбитым из одного из новгородских подъячих, по которым местная элита не только поддерживала умершего двоюродного брата царя, но и якобы готовила измену.

Речь шла о переходе в польское подданство. Иван Грозный незамедлительно отреагировал на вести о готовящемся предательстве. Было собрано войско численностью в 15 тыс. Его возглавил сам царь.

В конце 1569 года Новгородский поход, одно из самых ярких и кровавых событий опричнины, начался. По дороге на город опричное войско не отказывало себе в удовольствии грабить и убивать встречавшихся по дороге жителей. Посадские люди Торжка, Твери и других городов почувствовали на себе гнев «слуг государевых» в полной мере. Исследователи считают, что в этот период похода были убиты около 1,5 тыс.

В январе 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду. Жители не сопротивлялись. Царские войска вошли в город, опечатали монастыри и арестовали высших клириков и аристократов. Через два дня он встретился с местным архиепископом Пименом и обвинил его в государственной измене.

Начались массовые убийства, которые проводились на территории Рюрикова городища — древнего центра Великого Новгорода. Жители подвергались разнообразным пыткам, а не менее разнообразными были и способы умерщвления. Казни продолжались больше недели. Незавидной участи подвергся не только сам город, но и его пригороды.

Мелкие отряды опричников действовали в радиусе нескольких сотен километров вокруг Новгорода. От рук «государевых слуг» пострадали жители Орешка, Корелы и Старой Ладоги. Wikimedia Commons Историки до сих пор приводят разные оценки количества жертв Новгородского погрома. Число убитых варьируется в промежутке от 3 тыс.

Стоит отметить, что после ухода опричников из города беды для новгородцев не закончились. Новгород был разорён, как и хозяйства, обеспечивавшие его пропитанием. В городе разразился страшный голод, распространились болезни. Сколько людей погибло после ухода опричников из Новгорода, неизвестно.

Но древней столицей Руси дело не ограничилось. Опричное войско во главе с царём отправилось в Псков. Горожан обошла стороной царская немилость. Казни настигли нескольких десятков человек, среди которых был игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий.

Клирик погиб от руки самодержца. После этого Грозный с войском вернулся в Москву. Царь получил информацию, что измена распространилась и в столице, а главными действующими лицами бесконечно продолжавшегося заговора стали его ближайшие сподвижники. Московские казни опричников Как революция обыкновенно пожирает своих детей, так и опричнина в 1570 году обернулась против её активных проводников.

Ещё до начала похода на Новгород царь встретил внезапную оппозицию в лице лидеров «военно-монашеского ордена». По мнению исследователей, на сей раз на первый план вышли интриги внутри опричного движения.

Стараясь изобразить себя пострадавшим, Курбский написал царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Ивана в «мучительстве». Между царем и Курбским завязалась переписка. В письмах оба обвиняли и упрекали друг друга. Царь обвинял Курбского в измене и оправдывал жестокость своих действий интересами государства. Курбский оправдывался тем, что был вынужден бежать ради спасения собственной жизни. Опричнина Чтобы покончить с недовольными боярами, царь решился на демонстративную «обиду».

Вместе с семьей он в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ, придя в смятение, потребовал от бояр и высшего духовенства умолить царя вернуться. Грозный принял депутацию и согласился вернуться, но на определенных условиях. Их он изложил, приехав в столицу в феврале 1565 года. По сути, это было требование предоставить ему диктаторские полномочия, чтобы царь мог по своему усмотрению казнить и миловать изменников, забирать их имущество. Специальным указом царь провозгласил учреждение опричнины название происходит от древнерусского слова опричь — «кроме». Иван Грозный такое прозвище было присвоено Ивану IV народом потребовал в свое распоряжение земельные владения, составленные из конфискованных земель его политических недругов, и вновь перераспределил среди тех, кто был предан царю. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с «земскими».

Земли, не попадающие под перераспределение, именовались «земщиной» , на них самодержец не претендовал. Но реальной властью обладали опричники, выполнявшие функции государственной полиции. Под перераспределение земель попали около 20 городов и несколько волостей. Из преданных «друзей» царь создал особое войско — опричное — и сформировал дворы со слугами для их содержания. В Москве для опричников было выделено несколько улиц и слобод. Число опричников быстро возросло до 6 тысяч. Для них отнимали все новые поместья, а прежних владельцев изгоняли. Опричники получили от царя неограниченные права, и правда в суде всегда была на их стороне.

Опричник Одетые в черное, на вороных конях с черной сбруей и привязанными к седлу собачьей головой и метлой символами их должности , эти беспощадные исполнители царевой воли наводили на людей ужас массовыми убийствами, грабежами и поборами. Множество боярских родов тогда были полностью истреблены опричниками, среди них были и родственники царя. В 1570 году опричное войско обрушилось на Новгород и Псков. Иван IV обвинил эти города в стремлении «перейти в подданство» литовскому королю. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом монастыре первоиерарха Русской православной церкви митрополита Филиппа , публично выступавшего против опричнины и казней Ивана IV. В Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, были уничтожены 10-15 тысяч человек, безвинные новгородцы были преданы мучительным казням по подозрению в измене.

Однако, расправляясь со своим народом, опричники не смогли отразить от Москвы врагов внешних. В мае 1571 года войско опричников показало себя неспособным оказать сопротивление «крымцам» во главе с ханом Девлет-Гереем , тогда Москва была подожжена нападавшими и выгорела. В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину и восстановил прежний порядок, но казни в Москве продолжались. В 1575 году на площади у Успенского собора в Московском Кремле были казнены 40 человек, участники Земского собора , выступившие с «особым мнением», в котором Иван IV увидел «мятеж» и «заговор». Несмотря на очевидные промахи в борьбе за выход к Балтийскому морю, правительство Ивана Грозного сумело наладить в эти годы торговые связи через Архангельск с Англией и Нидерландами. Весьма успешным было и продвижение русского войска в земли сибирского хана, завершившееся уже при сыне Грозного — царе Федоре Ивановиче. Но Иван IV Грозный был не только жестоким тираном, он являлся одним из самых образованных людей своего времени. Он обладал феноменальной памятью и был эрудитом в вопросах богословия.

Иван Грозный — автор многочисленных посланий в том числе писем к бежавшему из России Андрею Курбскому , автор музыки и текста православной службы праздника Владимирской Богоматери и канона Архангелу Михаилу. Жены и дети Грозного царя Иван Грозный понимал, что в приступах гнева он творит неоправданные и бессмысленные жестокости. У царя были периоды не только звериной жестокости, но и горького раскаяния. Тогда он начинал много молиться, класть тысячи земных поклонов, надевал на себя черные монашеские одежды, отказывался от пищи и вина. Но время религиозного покаяния опять сменялось страшными приступами ярости и гнева. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе своей загородной резиденции царь случайно убил своего любимого сына — взрослого и женатого Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника престола повергла Ивана Грозного в отчаяние, поскольку другой его сын — Федор Иванович — был мало способен управлять страной.

375 лет назад в Москве начался Соляной бунт

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Правление Ивана 4 Грозного: 1533 - 1584
  • Московское восстание (1547) — Википедия
  • Ответы : Когда и где вы слышали о Милославском ,кто это и где был ?
  • Дмитрий Володихин. О массовых репрессиях при Иване IV. : mikhael_mark — LiveJournal
  • Восстание при иване 4

Угличская трагедия

  • Московское восстание при иване 4
  • МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Ход восстания
  • Новгородский погром Ивана Грозного: фальсификация или правда
  • Московское восстание 1547

Чумной бунт 1771 года в Москве: причины, основные события и итоги

5. Московское восстание в первый год царствования Ивана IV (1547 год) и другие волнения XVI века 15 (25) мая 1682 г. в Москве начался стрелецкий бунт, в результате которого у власти оказалась царевна Софья, дочь русского царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской.
Московское восстание. Московское восстание 1547 года изрядно напугало Ивана Грозного и повлияло на его дальнейшую политику.

Самоуправление и Рада при Иване Грозном

В итоге Московского восстания 1547 года они окончательно утратили власть и влияние, несмотря на то, что они приходились царю роднёй. Была проложена дорога для абсолютизма. Иван Грозный на всю жизнь запомнил эти события, и они твёрдо укрепили его намерение сосредоточить всю власть в своих руках. Отсюда и растут корни борьбы самодержца с боярами, итогом которой стала централизация государственной власти на Руси. Расправы и репрессии. Когда восстание улеглось, царь приказал разыскать и казнить его зачинщиков. При этом, судя по всему, массовых расправ не было — не из-за милосердия Ивана Грозного, а потому, что он понимал, что время сложилось неблагоприятное для массовых репрессий, которые могут вызвать новый бунт.

Во-первых, ни в "Лето- 25 "Исторический архив". Тихомировым, указавшим неизвестный издателям XXII тома Полного собрания русских летописей с опубликованным текстом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Источниковедение истории СССР, т. В пользу предлагаемого понимания слов "у митрополита" говорит самый контекст фразы. В первоначальной редакции она имела следующий вид: "в церкве в Пречистей у митрополита в време обедни, перед великим князем: бе же великий князь туто же в церкви". Иными словами, подчёркивается, что в церкви был не только митрополит, но и "великий князь", находившийся "туто же", где и митрополит. Эта первоначальная редакция, однако, как мы видели, была заменена новой, более точной по существу так как Иван IV находился в Воробьёве, и в Успенском соборе его в это время не могло быть , но вместе с тем затруднившей понимание слов "у митрополита". Если такое толкование текста признать правильным, оно дополняет картину событий дня 26 июня ещё одним важным фактом. Очевидно, торжественная церемония в Успенском соборе, совершаемая самим митрополитом, имела целью попытаться разрядить атмосферу в Москве, отвлечь московских "чёрных людей" от обсуждения политических вопросов. Иными словами, в обедне у митрополита можно видеть политический шаг, предпринятый для того, чтобы не допустить взрыва народного возмущения, - своеобразный противовес вечу московских "чёрных людей" 28. Однако приход московских "чёрных людей" на кремлёвскую площадь, "ко двору к государеву", свидетельствует о провале попытки отвлечь народ от политики. Восстание вспыхнуло. Властям необходимо было принимать новые срочные меры, чтобы направить стихийный гнев восставших народных масс по пути, наименее опасному для государства. Это-то и явилось целью, побудившей бояр выехать на площадь к восставшим "чёрным людям". То, что "Царственная книга" тенденциозно изображает как проведение "сыска" по повелению царя, принятому 23 июня на заседании боярской думы с участием митрополита Макария, в самом деле было умелым политическим ходом московских властей, дававшим им возможность воздействовать на народ. И боярам действительно удалось если не овладеть восставшими "чёрными людьми", то, во всяком случае, отвратить непосредственную угрозу "государеву двору", которую таил в себе приход москвичей в кремль. Изображение "Царственной книгой" убийства Юрия Глинского как результата натравливания "наустиша" толпы боярами столь же тенденциозно, как и нарисованная "Царственной книгой" картина "сыска" на площади перед Успенским собором. В действительности Юрий Глинский был выдан боярами на расправу москвичам по требованию пришедших в кремль "чёрных людей". Эта мера - выдача восставшим на расправу наиболее ненавистного им лица из числа представителей власти - неизменно применяется в Москве во всех городских восстаниях XVI-XVII вв. В данном случае, выдавая Юрия Глинского на расправу "чёрным людям", бояре сразу достигали двойного эффекта : и отводили от крепостнического государства удар восставших городских низов и в то же время использовали восставшие массы в качестве орудия для устранения своих политических противников, какими являлись для Захарьиных и примыкавших к ним лиц Глинские. Размах восстания, однако, был очень велик. Выдача Юрия Глинского оказалась недостаточна для того, чтобы погасить народный гнев. Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См. Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ... Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе. Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30. Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой. Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен. Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня. Поход москвичей в Воробьёво заслуживает не менее пристального внимания, чем события воскресенья 26 июня. До опубликования "Летописца" Никольского источниками сведений о походе 29 июня являлись рассказ о нём в "Царственной книге" да упоминание в послании Ивана Грозного Курбскому. Оба источника, однако, касаются похода в Воробьёво очень кратко и изображают его весьма тенденциозно. Рассказ "Царственной книги" гласит: "А после того убийства на третий день приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьёво, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила, и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяше свою вину, яко безумием своим сие сотвориша" 31. Иван Грозный изображает приход москвичей в Воробьёво как результат изменнических действий боярства: "Нам же тогда живущим во своем селе Воробьеве, и те изменники наустили были народ и нас убити за то, что будто мы князь Юрьеву матерь княжну Анну и брата его князя Михаила у собя хороним от них" 32. Совершенно иной характер носит рассказ "Летописца" Никольского: "В том же времени бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щиты и з сулицы, яко же к боеви обычаи имяху, по кличю палачя; князь же великый, того не ведая, узрев множество людей, удивися и ужасеся, и обыскав, яко по повелению приидоша, и не учини им в том опалы и положи ту опалу на повелевших кликати" 33. В отличие от "Царственной книги", ограничивающейся указанием на приход "черни" "скопом", и от послания Ивана Грозного, сводящего всё к действиям бояр-изменников, "Летописец" Никольского сообщает данные, проливающие свет на действительный характер похода "чёрных людей" в Воробьёво. Самое важное из сообщения "Летописца" Никольского то, что "чёрные люди" пришли в Воробьёво в полном походном снаряжении, вооружённые щитами и копьями сулицами , пришли "по повелению", причем были оповещены о "повелении" "по кличу палача". На этой последней детали рассказа "Летописца" Никольского следует остановиться особо. Прямое указание на это имеется в платёжной памяти, которую дал в 1659 г. Функция "бирича", очевидно, была в XVII в. Как отмечает Чичерин, "нанимать дьячка, палача и бирюча" являлось "повинностью земских людей" 35. Правда, ссылаясь на Уложение 1649 г. Уложение действительно особо выделяет "палачей на Москве", предписывая "в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками; а государево им жалованье давать из государевы казны, из разбойного приказу" 37 , в отличие от "городов", для которых Уложение сохраняет принцип: "палачей выбирать с посадов и с уездов с сох" 38. Но мне представляется, что такого рода выделение Москвы вряд ли имело место в XVI в. Гораздо вероятнее поэтому полагать, что в XVI в. В пользу такого предположения говорит и то, что Уложение 1649 г. Если теперь сопоставить рассказ "Летописца" Никольского о сборе московских "чёрных людей" "по кличу палача" с рассказом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Призыв к оружию московских "чёрных людей" явился выражением воли московского посада - воли, может быть, вновь сформулированной на вече 40. Какова была цель похода московских "чёрных людей" в Воробьёво? Материал источников чрезвычайно скуден и исчерпывается свидетельством "Царственной книги" подтверждающимся соответствующим заявлением Ивана Грозного в послании Курбскому , что москвичи пришли в Воробьёво потребовать от царя выдачи на расправу Анны и Михаила Глинских. Московские "чёрные люди" были убеждены, "будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила" 41. Нет оснований подвергать сомнению это свидетельство. Оно расценивает поход в Воробьёво как своего рода повторение похода "к двору государеву" в воскресенье 26 июня. Не обнаружив Ивана IV в его кремлёвском дворе и не получив в свои руки Глинских, "чёрные люди" снова пошли туда, где в это время находился царь. То, что "чёрные люди" двинулись в Воробьёво в полном боевом снаряжении, говорит об их решимости добиваться силой удовлетворения своих требований. Кроме того "чёрные люди" должны были предвидеть, что против них применят оружие. О происшедшем в Воробьёве источники дают две версии. Совершенно иная версия "Летописца" Никольского. Согласно ей, царь наложил свою опалу лишь "на повелевших кликати" 43.

И митрополит Макарий весьма активно поддерживал деятельность новой группы. Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ. Эти реформы по своему содержанию совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г. Он активно выступал за серьезное укрепление основ Российского государства в интересах отдельной группы населения — консолидирующегося служилого дворянства. Дальнейшие государственные преобразования Особым этапом в ходе эволюции государственного и политического развития России считается создание первого сословно-представительного законосовещательного института — Земского собора, который был созван в Москве в феврале 1549 г. В его составе были Боярская дума, "Освященный собор", собранный из высших иерархов Русской православной церкви, и земские люди, представлявшие различные слои населения и различные местности государства. Замечание 4 Однако в деятельности Собора не участвовали представители социальных низов податных сословий Созыв Земского собора историки называют важной вехой в формировании сословно-представительной монархии, поскольку он способствовал укреплению царской власти. Определение 1 Сословно-представительной монархией называют такую форму правления, которая предусматривает участие сословных представителей в государственном управлении, составлении законов. Формируется в условиях политической централизации Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566 г. Основной целью созыва Собора 1549 г. Принятие последнего произошло в 1550 г. Замечание 5 В Судебник Ивана IV включены 100 статей, в которых развились тенденции дальнейшей централизации государственного управления и судопроизводства, намеченные еще Судебником 1497 г. Новый Судебник стал преемником особенно важной статьи Судебника 1497 г. Согласно ей для всего Российского государства устанавливался единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после осеннего Юрьева дня 26 ноября.

Произошло это в 1556 году. Покровский собор храм Василия Блаженного С годами царь стал полагать, что укрепление его державной власти усилило и власть его приближенных, которые «начали в самовольство» приходить. Своих ближайших сподвижников — Адашева и Сильвестра — царь обвинил в том, что они сами всем распоряжаются, а его «водят, как юнака, под руки». Расхождение мнений выявил вопрос о направленности дальнейших действий во внешней политике. Иван Грозный хотел вести войну за выход России к Балтийскому морю, а члены его «рады» хотели дальнейшее продвижение на юго-восток. В 1558 году началась, как и задумывал Иван Грозный, Ливонская война. Она должна была подтвердить правоту царя, но успехи первых лет войны сменились поражениями. Смерть в 1560 году жены Анастасии и наговоры ее родственников заставили царя заподозрить своих бывших сподвижников в злом умысле и отравлении царицы. Адашев умер в момент готовящейся над ним расправы. Протопоп Сильвестр по приказу Грозного был пострижен и сослан в Соловецкий монастырь. Начался второй период правления Грозного, когда он стал править абсолютно самодержавно, не слушая ничьих советов. В 1563 году русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с «Избранной радой». Однако уже в 1564 году Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались массовые опалы и казни. В 1564 году доверенный и ближайший друг Ивана Грозного, член «Избранной рады» князь Андрей Курбский тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, — Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Стараясь изобразить себя пострадавшим, Курбский написал царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Ивана в «мучительстве». Между царем и Курбским завязалась переписка. В письмах оба обвиняли и упрекали друг друга. Царь обвинял Курбского в измене и оправдывал жестокость своих действий интересами государства. Курбский оправдывался тем, что был вынужден бежать ради спасения собственной жизни. Опричнина Чтобы покончить с недовольными боярами, царь решился на демонстративную «обиду». Вместе с семьей он в декабре 1564 года покинул Москву, как бы отрекаясь от престола, и выехал в Александровскую слободу. Народ, придя в смятение, потребовал от бояр и высшего духовенства умолить царя вернуться. Грозный принял депутацию и согласился вернуться, но на определенных условиях. Их он изложил, приехав в столицу в феврале 1565 года. По сути, это было требование предоставить ему диктаторские полномочия, чтобы царь мог по своему усмотрению казнить и миловать изменников, забирать их имущество. Специальным указом царь провозгласил учреждение опричнины название происходит от древнерусского слова опричь — «кроме». Иван Грозный такое прозвище было присвоено Ивану IV народом потребовал в свое распоряжение земельные владения, составленные из конфискованных земель его политических недругов, и вновь перераспределил среди тех, кто был предан царю. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с «земскими». Земли, не попадающие под перераспределение, именовались «земщиной» , на них самодержец не претендовал. Но реальной властью обладали опричники, выполнявшие функции государственной полиции. Под перераспределение земель попали около 20 городов и несколько волостей. Из преданных «друзей» царь создал особое войско — опричное — и сформировал дворы со слугами для их содержания. В Москве для опричников было выделено несколько улиц и слобод. Число опричников быстро возросло до 6 тысяч. Для них отнимали все новые поместья, а прежних владельцев изгоняли. Опричники получили от царя неограниченные права, и правда в суде всегда была на их стороне. Опричник Одетые в черное, на вороных конях с черной сбруей и привязанными к седлу собачьей головой и метлой символами их должности , эти беспощадные исполнители царевой воли наводили на людей ужас массовыми убийствами, грабежами и поборами. Множество боярских родов тогда были полностью истреблены опричниками, среди них были и родственники царя. В 1570 году опричное войско обрушилось на Новгород и Псков. Иван IV обвинил эти города в стремлении «перейти в подданство» литовскому королю. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.

Восстание при иване 4

При Иване Грозном давняя вражда вспыхнула с новой силой. Московское восстание 1547 г. Восстание 1547 года Ивана Грозного. Московское восстание 1547 года — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Коронация Ивана Грозного олицетворяла его провозглашение царем. Московское восстание 1547 года — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Во время Разинского бунта Иван Богданович Милославский был воеводой Симбирска, который в сентябре — октябре 1670 осаждался войском восставших во главе с Разиным. В целом, Иван Грозный сыграл важную роль в формировании и укреплении Российского государства.

Дмитрий Хворостинин

Басманов — главный воевода самозванца. Заговор и убийство Лжедмитрия I Марину Мнишек и ее отца арестовали и выслали в Ярославль; Убийство Лжедмитрия I привело к началу нового политического кризиса в стране; Перебито множество поляков, прибывших на свадьбу Лжедмитрия I и Марии Мнишек. Василий Шуйский — организатор заговора. Избрание царём Василия IV Шуйского Попытка ограничения царской власти «крестоцеловальной записью»; Деградация центральной власти, окраины отказываются признавать легитимность нового царя; Начало нового этапа Смуты, восстание Ивана Болотникова и появление новых самозванцев. Князья Г. Шаховской и А. Телятевский — вдохновители мятежа; Воевода Ф. Пашков — возглавил поход на Москву, позднее переметнулся к Шуйскому; Дворяне И.

Сумбулов и П. Ляпунов — возглавляли войско повстанцев, позднее переметнулись к Шуйскому; Царские воеводы — князья Ф. Мстиславский, И. Воротынский и боярин М. Указ об установлении 15-летнего срока сыска беглых крестьян Не был реализован из-за недееспособности власти; Усиление недовольства крестьян; Усугубление политического и социального кризиса. Движение Лжедмитрия II подлинное имя до сих пор является предметом научных споров В стране возникла вторая столица в Тушино со своей Боярской думой, государевым двором, приказами, казной, патриархом отсюда прозвище «Тушинский вор» ; Продолжение польского вмешательства во внутреннюю политику России; «Перелёты» — бояре, переходившие из лагеря в лагерь; 16-месячная осада Троице-Сергиева монастыря.

На фоне разрастающихся беспорядков Алексей Михайлович был вынужден выдать участникам бунта считавшегося одним из главных коррупционеров судью Земского приказа Леонтия Плещеева, который был немедленно убит. После этого народ потребовал выдачи одного из ближайших приспешников Морозова — начальника Пушкарского приказа Петра Траханиотова. Царь попытался ограничиться высылкой чиновника, но под давлением народа вернул боярина, которого затем публично казнили.

Единственный, кого Алексей Михайлович категорически отказался выдавать восставшим или казнить, был Морозов. Царь сказал, что скорее сам пойдёт на смерть, чем допустит убийство своего наставника. В итоге боярин был отстранён от исполнения своих обязанностей и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Волнения в столице постепенно пошли на спад, однако активные участники бунта были схвачены властями и казнены. Они объяснили монарху, что иначе его может ожидать новая волна бунта. Кроме того, волнения вслед за Москвой стали вспыхивать и в других городах. Включённые в него нормы, по словам историков, были неоднозначными: они, с одной стороны, удовлетворяли требования, высказанные во время Соляного бунта, но с другой — ограничивали права населения. В Соборном уложении было окончательно зафиксировано введение крепостного права и понятие «государственные преступления». Антиправительственные выступления карались смертной казнью.

Ряду категорий государственных служащих, включая стрельцов, после Соляного бунта были выплачены долги по жалованью. Кроме того, для них ввели новые виды материального поощрения. Идя навстречу купцам, царь выслал из России ряд английских торговцев. Боярин Морозов вернулся в Москву, однако его влияние на царя, по словам историков, несколько снизилось.

Князь Хованский также стремился стать регентом. Однако Софья, желая избавиться от сильного соперника, в сентябре 1682 г. Здесь она предъявила донос на И. Хованского о том, что он стремился с помощью стрельцов истребить царскую фамилию, и объявила сбор дворянского ополчения. Хованский не решился на открытое столкновение и приехал по требованию Софьи в Воздвиженское, где 17 27 сентября 1682 г.

Стрельцы, лишившись своего лидера, сдались правительственным войскам в обмен на обещание помилования. Главой Стрелецкого приказа стал думный дьяк Ф. Шакловитый, один из видных деятелей периода правления Софьи. Режим правления Софьи Алексеевны при номинальном царствовании Петра I и Ивана V, установленный в результате стрелецкого бунта, продлился 7 лет, до сентября 1689 г. Московские восстания конца XVII в.

Московское восстание привело к падению рода Глинских и стремлению молодого царя укрепить абсолютную власть. Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосий Косой с приспешниками [19] [20]. Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники [ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями. Письменные источники эпохи правления Ивана IV менялись в зависимости от периода.

Изначальное описание событий принадлежит ранним памятникам, как « Летописец начала царства » и Новгородская летопись по списку историка Николая Никольского. Последующие источники сформировались в поздние годы царствования Ивана Грозного и отражают точку зрения монарха во времена Опричнины , когда Грозный стремился обвинить ненавистных бояр и оправдать свои политические репрессии. Такие материалы рассматриваются современными учёными как наиболее идеологические, им меньше доверяют.

Московское восстание 1547 года. Причины, события, итоги.

Барятинский руководили подавлением восстания и расправились с повстанцами. С воцарением в апреле 1682 Петра I Милославские на короткое время были удалены от дел. После падения царевны Софьи в 1689 Милославские были окончательно отстранены от власти. Род Милославских пресекся в к. XVIII в. После его сына Федора трое внуков приняли фамилию Корсаковы, а Терентий Федорович выделился тем, что получил фамилию Милославский.

Ход событий 21 июня в Москве начался «великий пожар». Распространению огня способствовала «сухая буря» с сильным ветром и молниями.

Она закончилась ближе к вечеру, а ночью стали затухать и пожары. По оценкам историков за время пожара погибло около четырех тысяч человек, двадцать пять тысяч дворов и двести пятьдесят церквей было уничтожено огнем. События 22-25 июня 22 июня в столице не было никакой власти: царь с семьей находился в своей резиденции в селе Воробьево, а митрополит лечился от полученных в Успенском соборе ожогов в одном из ближних подмосковных монастырей. Только 23 июня Иван IV на один день приехал в Москву, посетил митрополита Макария, отдал приказ о раздаче «царского жалования» погорельцам, провел заседание Боярской думы и назначил «комиссию», члены которой бояре и князья Ф. Скопин-Шуйский , Ю. Темкин-Ростовский, И. Федоров, Г.

Захарьин, Ф. Нагой должны были разобраться в причинах пожара. Обещание «царского жалования» должно было способствовать снятию социального напряжения, но этого не произошло. Но народ искал виновных, и подозрения пали, не без помощи боярских «кликуш», на бабку царя, княгиню Анну Глинскую.

Народный гнев против жестоких правителей накапливался долгие годы. Он прорвался наружу в 1547 г. Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе. Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром». Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате. Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки. Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль. Здесь выгорели все деревянные строения — дворы бояр и князей, Оружейная и Постельная палаты, казна. Занялись кровли царских палат, верх соборной Успенской церкви. В других церквах и соборах пожар уничтожил много ценных вещей, икон, в том числе несколько из них письма Андрея Рублева. Сгорели кровли над кремлевскими стенами — сами стены в некоторых местах «разорвашася» из-за взрыва пушечного «зелья», хранившегося в них. Затем выгорел Китай-город. Пламя бушевало весь день, утихло только вечером. В городе, охваченном огнем, происходили душераздирающие сцены. По улицам, окутанным огнем и дымом, бегали объятые ужасом люди. Одни старались вынести пожитки, другие спасались от страшного зноя и духоты. Кругом рушились деревянные строения под напором огня. Горящие головни раскаленным воздухом переносились на соседние дома, и они мгновенно занимались. Многие москвичи не успели выскочить на улицу, другие, обессиленные, падали, задыхаясь от жары и дыма. Погибло в огне, по одним данным, 1700 человек, по другим — 2700. А один современник сообщает, что за одной Неглинкой после пожара было собрано более 3700 трупов сгоревших москвичей. Во всяком случае, количество жертв исчислялось несколькими тысячами. Огонь уничтожил 25 тысяч домов. Остались без крова десятки тысяч людей. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. Царь Иван Васильевич, ему было в это время 17 лет, с женой Анастасией Романовной, братом Юрием и боярами выехал в село Воробьево на Воробьевых горах.

Финансовые сборы, которые правительство ранее обещало отменить, приравняли к недоимкам. Кроме того, власти резко сократили бюджетные расходы, что привело к отмене либо задержке выплат жалования ряду категорий людей, работавших на государство. При этом служилым людям продолжали уменьшать жалованье», — рассказала Ольга Соколова. Эксперты отмечают, что органы власти были буквально завалены челобитными с просьбами о предоставлении льгот или об отмене повинностей. Решения по этим заявлениям подолгу не принимались, что создавало условия для роста коррупции. У служилого дворянства возникли проблемы с оплатой за службу и с обеспечением землёй. Купцам было сложно конкурировать с иностранными торговцами, привозившими товары в Россию напрямую, без дополнительных издержек. Кроме того, представители многих социальных групп были недовольны существованием освобождённых от государственных налогов «белых слобод», жители которых получали преимущества в различных видах экономической деятельности. Московское восстание 11 июня 1648 года посадские люди попытались передать челобитную царю Алексею Михайловичу, когда тот возвращался из Троице-Сергиева монастыря в Москву. Однако челобитчики были избиты стрельцами , некоторые из них были арестованы. На следующий день толпа снова окружила царя, когда тот возвращался из Сретенского монастыря в Кремль. Люди требовали освободить арестованных и наказать тех, кто был виновен в бедах народа. В городе начались сильные волнения. Также по теме «Точка в финансовом эксперименте»: чем был вызван московский Медный бунт 1662 года 360 лет назад в Москве произошёл Медный бунт. Он был спровоцирован денежной реформой, которую царь Алексей Михайлович начал в 1654... Люди действовали, исходя из логики «хороший царь — плохие бояре», поскольку Алексей Михайлович всё же не был автором реформ», — рассказал Виталий Захаров.

Восстание при иване 4

Московское восстание при иване 4 Московское восстание 1648 года #история #бунт #shorts.
10 вопросов о Смутном времени Московское восстание.
В Москве началось восстание против польских интервентов. Казнен Лжедмитрий I Московское восстание 1648 года #история #бунт #shorts.
Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году? При Иване Грозном Русское царство включило в свой состав Казанское и Астраханское княжество, что видно на карте.
Гудел, ревел большой пожар московский Московское восстание 1547г. Начало царствования Ивана ознаменовалось открытым обострением давно уже накапливавшихся классовых противоречий.

Дмитрий Володихин. О массовых репрессиях при Иване IV.

Главная» Новости» Москва восстание 2024. Коронация Ивана Грозного олицетворяла его провозглашение царем. Московское восстание 1547 года — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Восстание 1547 г. Московское восстание. Царевич Дмитрий Иванович, младший сын Ивана Грозного и последний представитель мужской линии московской династии Рюриковичей, погиб в Угличе 15 мая 1591 года, ему было 8 лет. В мае 1682 года в Москве вспыхнуло восстание стрельцов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий