Новости концепция патриотического воспитания граждан российской федерации

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы» постановлением Правительства Российской Федерации от Программа патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ а.

Патриотическое воспитание молодежи

Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, выполнение государственных программ, планов по патриотическому воспитанию, осуществляет меры по обеспечению. Согласно Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Патриотическое воспитание молодежи

Статья анализирует государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы, ее цели, задачи, результаты и воздействие на различные сферы общественной жизни. В 2024 году на реализацию проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» будет выделено 45,85 млрд рублей, что почти в девять раз больше, чем в 2022 году. Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Российская Федерация, подрастающее поколение, воспитание, достойный гражданин, патриотическое воспитание молодежи, уважительное отношение, ценность. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Крайне важной и актуальной представляется разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и укрепления общероссийской гражданской идентичности с учетом новых угроз национальным интересам России. Концепция патриотического воспитания граждан РФ (далее — Концепция), предложенная Партией Великое Отечество — документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России

12 июня в День России на Всероссийском Патриотическом форуме обсудили патриотическое воспитание в рамках программы воспитательной работы Движения первых. 2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» реализуется в период с 2021 по 2024 годы. содействие общественным объединениям граждан, религиозным организациям, участвующим в реализации государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году

Концепция), предложенная Партией Великое Отечество - документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 2024 году власти планируют направить 45,85 млрд руб., в 2022 году на реализацию проекта было заложено почти 5 млрд руб. Главная» Новости» Проект патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024 годы.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Вместе с тем, их подлинное значение нередко дискредитируется отдельными поступками представителей власти и общественности, выдающих себя за патриотов, а свои личные и даже иностранные интересы — за интересы нашей Родины и Отечества. Борьба за и против патриотической идеи достигла ныне такой остроты, что представления о патриотизме как духовной ценности стали не только объединять людей и народы, но и разобщать их. В национальном характере нашего народа укоренено чувство общности с другими народами, вызывающее у него острое желание духовно приобщиться к единому человечеству. Это чувство исторически культивировалось христианством, настаивавшем на равенстве всех людей перед Богом, и благодаря этому выражало всеобщий момент патриотизма, по которому русский народ, подобно всем другим особенным народам, есть неотъемлемая и своеобразная ветвь человеческого рода.

Оборотной стороной этой мировой отзывчивости является по-детски наивная ксенофилия россиян — их любознательное влечение ко всему чужеродному, иностранному. Немалому числу граждан нашей страны уже с конца 1950-х гг. Иностранные товары подкупали их своим высоким качеством или вообще не имели аналогов в ассортименте советской торговли.

Британская и американская рок-музыка, доносясь до слуха наших молодых людей, будила в их душах чувство небывалого раскрепощения. Зарубежные радиоголоса дополняли эти впечатления расчетливым описанием прелестей якобы абсолютно свободной и вполне обеспеченной жизни на Западе. С падением «железного занавеса» в конце 1980-х г.

Многие, не удовлетворённые своим настоящим, отвернулись от нашего прошлого и исторического опыта, возмечтав жить так, как живут в т. Это наивное доверие к западным ценностям поддерживали их сторонники внутри нашей страны, активные в СМИ, целью которых была дискредитация нашего образа жизни и государства. Поскольку государство опирается на нравственное сознание его граждан, постольку для успеха дискредитации требовалось разрушить гармонизирующее это сознание начало.

Поэтому главной задачей информационной войны против России стало разрушение нашей исторической памяти. Основные удары против неё были направлены на память о социалистическом строительстве и Великой Отечественной войне, когда Генеральным секретарем Коммунистической партии, а также Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР был И. С нею боролись путём навязчивых указаний на преступления сталинского режима, уничтожившие якобы чуть ли не половину населения страны, и требований покаяния за «коммунистический террор».

Информационная агрессия была направлена не только на историю СССР, но и на его преемницу Россию, где якобы как нигде в мире нарушаются права человека, ибо граждане нашей родной страны крайне пассивны, а их руководители — люди бесчестные и насквозь коррумпированные. Либеральная пропаганда воспевала преимущества западного мира и вселяла в сознание россиян презрение к самим себе. На этом фоне в 1990-е гг.

Этой антипатриотической настроенности способствовало толкование понятия нации как исторически сложившейся общности людей, которая выступает определённой ступенью развития каждого народа как этноса. Принятая в нашей стране этническая трактовка термина «нация» отличалась от его значения в реально-исторической действительности, в котором этническое самосознание было и остаётся лишь одним из элементов, который с развитием национального самосознания народа отходит на второй план по мере того, как в обществе растёт влияние гражданско-правовых институтов. Национальное состоит не в особенностях цвета кожи, языка и обычаев народа, а в особенной определённости духа народа, решающего всеобщую, всемирно-историческую задачу, стоящую перед человечеством.

Как может трактовка понятия нации вызывать антипатриотические или патриотические настроения? Если нация толкуется в этническом смысле, т. На это недоразумение, уже обернувшееся разложением Союза ССР, ныне опираются попытки разобщить народы России путём разрушения истинно национального, или гражданско-политического самосознания её граждан, которое обеспечивает конкретное единство локального и национально-государственного патриотизма.

Не менее весомой причиной антипатриотизма является антинациональный и антипатриотический характер мировоззрения значительной части собственников крупного и средней величины капитала, а также сращённой с ними власти и либеральной интеллигенции. Сплочённые общими материальными интересами представители этих групп, именующие себя «элитой», имеют политические, экономические, информационные и иные ресурсы влияния, используемые для навязывания «массе», или «толпе» абстрактного космополитизма и потребительского образа жизни. Их устремления, несмотря на их декларации, преследуют отнюдь не цель служения Отечеству.

Эта политико-экономическая причина антипатриотических настроений привела к тому, что высшей ценностью и мерой человеческого достоинства в современной России стали деньги — капитал, который не просто позволяет жить в достатке, но должен неограниченно возрастать. Сложившуюся под действием этой причины социальную этику характеризует, главным образом, своекорыстное себялюбие, сочетающее эгоцентризм и разнузданный гедонизм. Усвоивашие такую социальную этику молодые люди, даже если остаются в родных пределах, представляют себя частью мнимого «глобального мира» и, исходя из этой иллюзии, строят свою реальную жизнь.

Непонимание духовной природы любви к Родине и того, что личность формируется в процессе взросления человека и образования его духа, — это ещё одна причина антипатриотических настроений подрастающего поколения. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишённый его, будет лишён и патриотизма».

В этих словах И. Ильина выражена взаимосвязь личности и патриотизма. Одно с необходимостью предполагает другое: человек сначала должен дать своему духу настоящее образование, стать личностью, чтобы его патриотические порывы, естественно вырастающие из привязанности к тому месту, где он родился и вырос, претворились в его сознательную любовь к Родине-матери и привели к деятельному служению Отечеству.

В связи с этим нельзя не заметить, что не только образование как формирование личной духовности служит источником патриотического умонастроения. Одно из противоречий патриотизма выражается в том, что прямой зависимости между величиной культурного капитала и патриотическим поведением личности нет. Подтверждением тому служат случаи, когда вроде бы талантливые и образованные люди идут на подлость и предательство Родины-матери.

И, наоборот, в истории можно найти множество примеров, когда малообразованный и не блистающий талантами человек, выступив на её защиту, совершает героические поступки — высшие духовно-нравственные акты личности. Понимание человеческой личности как «духовного существа» — уникального в своей индивидальности и в то же время всеобщего благодаря своей духовности — раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодёжной среде эгоистического индивидуализма. Эгоист не понимает, что «я» и «мы» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга.

Напротив, это целостная реальность. Принадлежность каждого человека семье и роду генетически предшествует его самосознанию. Я, справедливо констатировал другой русский философ С.

Франк, есть по рождению, а, следовательно, и по существу, итог и воплощение связи отца и матери, которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — неважно, знаю я их имена, или нет. Вот почему первичной категорией нравственной жизни в обществе является обязанность, а не право, заключает Франк, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности. Исходя из этого, он прекрасно формулирует истинный смысл демократии: «Демократия есть не власть всех, а служение всех».

С другой стороны, переформатирование сознания из личного в массовое тоже есть немаловажная причина антипатриотических настроений. Всё, что не соответствует увлечениям массы, сегодня вытесняется. Быть, как все, становится правилом жизни.

Обезличиванию людей способствуют и бизнес-стратегии, ориентирующиеся на массовые показатели. В советский период истории России с его пафосом высшей гуманистической цели, выраженной лозунгом «Всё во имя человека, всё для блага человека», государством ставилась задача всестороннего и гармоничного развития личности. Сегодня такая задача не ставится, а понятие личности толкуется превратно, отчего личную жизнь зачастую путают с интимной жизнью.

Позитивистская парадигма, господствующая теперь в образовании, игнорирует в человеке личность, отрицая её духовно-нравственное начало. Выйти из этого тупика можно только с помощью настоящего образования духа человека. Отказ от воспитательной компоненты образования после демонтажа советской власти стал одним из главных негативных факторов воспроизводства патриотического индифферентизма и нигилизма подрастающего поколения, ибо исчезла единая цель образования и воспитания — формирование гармонически развитой личности человека.

Этот отказ не в последнюю очередь был вызван представлением об идеологической нейтральности нового российского государства, навязанным нам Западом. Огромный вред сфере образования наносят рыночные принципы, нацеливающие его не на воспитание человека в человеке, а на подготовку узкого специалиста — винтика в машине расширенно воспроизводящего себя капитала. Использование в официальных документах, нормативных для сферы образования, словосочетания «оказание услуг» фактически приравняло школы к баням и парикмахерским, что привело к непозволительному понижению статуса учителя юношества, не говоря уже о беззащитности педагогов перед формально-юридическими требованиями.

Следующей проблемой, спровоцированной модернизацией точнее, вестернизацией образования, стало обнищание русского языка, тоже имеющее немалые антипатриотические последствия. Язык, как всё живое, одновременно прочен и хрупок, отчего он подвергается смертельной опасности вследствие разного рода дегенерирующих влияний. Одним из них является то, что знание английского языка в России стало цениться сегодня выше знания русского языка.

Этому содействовало также отставание нашей страны в электронном приборостроении, отчего вся лексика компьютерных и коммуникационных технологий к нашему времени оказалась английской. Кроме того, нельзя не указать на жаргонизацию обыденной речи и на распоясавшуюся не только в интернете ненормативную лексику. Родная речь есть незаменимая среда и мощнейшее средство патриотического воспитания, а её чистота и красота есть гарантия сохранения нравственного здоровья народа.

Все призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам будут тщетны, если через язык в сознание подрастающего поколения проникнут совсем другие поведенческие установки. Поскольку патриотизм, кроме школы, воспитывается исторической наукой, искусством и философией, вошедшими в обиход культуры, постольку состояние этих сфер тоже сказывается на качестве и эффективности патриотического воспитания. Если главным критерием развития науки становятся количественные наукометрические показатели, если разного рода провокации и перформансы начинают заменять настоящее искусство, а музеи, филармонии и театры вынуждены по требованию Министерства культуры стремиться к коммерческому успеху, то благополучным это состояние назвать никак нельзя.

Самой же глубокой стратегической проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения является отсутствие у его воспитателей единого понятия патриотизма. Сегодня различные определения патриотизма даются на основании множества его проявлений. Проявления эти берутся воспитателями из жизненного опыта и, как правило, не связываются ими в целостное понятие.

Но в таком случае патриотизмом можно назвать что угодно. Он останется лишь мнением, или представлением, а не понятием. Эти мнения имеют форму искренних, но исключительно субъективных убеждений, на которые воспитатели юношества и опираются в своей деятельности.

Нельзя не признать, что такое, направляемое мнениями, воспитание тоже достигает своей цели, но скорее случайно, а не с необходимостью, как требуется. Из сказанного следует вывод, что недостаточная эффективность патриотического воспитания современной молодёжи вызвана господствующими в нём искажёнными представлениями о патриотизме. Молчаливо предполагается, будто воспитатели патриотизма знают, что такое истинный патриотизм, но на деле это не так.

Разумеется, единого определения патриотизма, которое однажды и навсегда примут все, нет и быть не может. Добиваться неизменного единомыслия в отношении любого предмета есть ложная, догматическая цель. Но признание этого отнюдь не означает, что нельзя или вредно стремиться к единому пониманию сути патриотизма, постепенно преодолевая тем самым разноголосицу мнений о нём, ибо произвольные определения патриотизма могут оказаться как истинными, так и ложными.

Ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его понятия в случае обособления одного из его необходимых моментов — особенного, всеобщего, или единичного. Одним из проявлений лжепатриотизма выступает яростная борьба за присущие своему народу особенности и отвержение особенностей всех иных народов. Это и есть национализм, т.

Однако, с другой стороны, не следует впадать и в противоположную крайность — в ксенофилию, или восхваление всего инородного. Здесь важна истинная мера, на которую указывал И. Ильин: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полой водою иноземщины».

Напротив, игнорирование национальных особенностей своего народа ради всеобщего момента патриотизма чревато впадением в абстрактный космополитизм, т. С третьей же стороны, обособление единичного момента философского понятия патриотизма порождает казённый патриотизм, использующий патриотическую риторику как средство для достижения своих корыстных целей. Разоблачение ложных форм патриотизма есть одна из стратегических задач патриотического воспитания подрастающего поколения.

Отсюда вытекает следующая стратегическая проблема — проблема понимания противоречивой природы разумного патриотизма. Если природное начало патриотизма выражается в инстинктивной любви человека к родной земле, то этой любви не может не противоречить рациональный, или осмысленный патриотизм. Сегодня тема рационального патриотизма муссируется либеральной интеллигенцией, которая стремится к раскрытию личной полезности и общественной выгодности патриотического поведения на основе договорных отношений.

Разума без рассудка действительно нет, но вера в то, что одно только рассудочное мышление может познать и исправить недостатки родной страны, иллюзорна. В патриотизме остается много и бессознательно-природного, умаление чего отрицает безусловную ценность чувства любви к Родине-матери, поскольку оно не может быть результатом договорного отношения между субъектами. Кроме того, вера в рассудочную рациональность способствует эгоистическим проявлениям, ищущим только личную выгоду даже в общественно-полезных делах.

Доверие же исключительно к бессознательно-природной любви, к стихийному народному согласию с властью, наоборот, способствует возникновению такого патриотизма, который, по словам П. Чаадаева, всё видит в розовых очках, приукрашивая существующее положение дел. Только в гармонии природного с духовным началом, стихийного с рассудочным и разумным патриотизм воодушевляет людей на сознательную и подлинно созидательную деятельность.

Кроме противоречия природного и рационального начал, патриотическое воспитание пока не учитывает должным образом противоречие в патриотизме вечного и временного, или логического и исторического. Историческое образование целительно тогда, когда оно вызывается могучей жизненной силой настоящего, устремленного в ясно мыслимое будущее. Именно об этом в интервью, посвящённом национальной идее, говорил действующий Президент России, призывая не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее», поскольку патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым».

Постоянный уход от настоящего в прошлое бальзамирует живую в прошлом жизнь, ослабляет инстинкт самоутверждения юности, остужает молодой задор и способность к самоотверженной любви. Ограничивать же молодёжь только извлечением уроков из прошлого, не предлагая ей образ желаемого будущего родной страны и не давая ей реальной возможности самой пусть даже интуитивно, а лучше, разумеется, сознательно такой образ формировать — значит просто клонировать исторические стереотипы, тем самым удобряя почву для антипатриотических умонастроений. Цель, задачи, принципы и направления реализации Стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России Цель реализации Стратегии — формирование системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Принципы реализации Стратегии патриотического воспитания: 1. Поскольку патриотизм есть умонастроение, которое свободно направляет все силы и способности гражданина на преодоление недостатков своей Родины ради её развития и процветания, постольку в деле патриотического воспитания подрастающего поколения эффективны лишь такие средства и методы, которые находятся в согласии с нравственной свободой личности. Никто не может обязать человека любить его Родину-мать, так как любить что-либо по приказу нельзя.

Благодаря своему духовному наполнению патриотическое воспитание помогает человеку в детстве, отрочестве и юности преодолевать гнёт его инстинктивно-непроизвольных влечений и мотивированных произволом т. Оно помогает становиться человеку разумным самостоятельным существом — зрелой личностью, осознающей свободу своей воли и, стало быть, ответственность за продиктованные ею поступки. Патриотическое воспитание есть, по сути, школа общественно-государственного добровольчества — школа гражданского служения.

В ней человек становитя личностью, преодолевает свою природную ограниченность и, в известном смысле, конечность, поскольку его добрые дела надолго входят в историческую память его народа и его страны. Система патриотического воспитания складывается в совместной работе воспитателей и воспитанников на благо своего Отечества и через него — всего мира. Тем самым она практически раскрывает для юношества несостоятельность индивидуализма, наследуя и развивая исконную русскую традицию соборности как солидарного служения своему Отечеству сыновей и дочерей своей Родины-матери.

Диалоги и дискуссии с юношеством, возникающие в ходе этой работы, проясняют для молодых умов диалектику понятия патриотизма и метод разумного разрешения его противоречий. Всеобщность патриотического воспитания и единство образовательного пространства Российской Федерации обеспечивают право каждого на патриотическое воспитание, в том числе предполагают вовлечение представителей подрастающего поколения с различными степенями инвалидности в полноценную гражданскую активность по принципу «Вместе со всеми». Ход и результаты реализации стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России требуют открытой, независимой и компетентной оценки качества патриотического воспитания на основании системного индекса его показателей.

Стратегия патриотического воспитания включает три направления воспитательной работы, составляющие их стратегический комплекс. В каждое из направлений входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные аспекты патриотизма.

Изучая существующую нормативную правовую базу состояния патриотического воспитания, стоит обратить внимание на принятую ранее «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Концепция была опубликована в 2009 году и стала методологической основой принятого в 2012 году ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ней патриотизм определяется как одна из базовых национальных ценностей, дается определение современному национальному воспитательному идеалу как «высоконравственному, творческому, компетентному гражданину России, принимающему судьбу Отечества как свою личную, сознающему ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененному в духовных и культурных Российской Федерации» [8]. В 2020 году в Конституцию РФ были внесены поправки, которые затронули и воспитательную составляющую среди подрастающего поколения.

В целом, приоритет патриотического воспитания в нынешнее время государство отдает системе образования, но Президентом были предложены дополнения в уже действующий ФЗ «Об образований». Необходимость внесения корректировок была связана со ст. В пояснительной записке глава государства обосновал необходимость более точной формулировки понятия воспитания.

Согласно новой трактовке, сформулированной в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения, и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3]. В предыдущем ФЗ «Об образовании» также присутствовали положения о воспитании детей, но эти поправки позволили: 1 подчеркнуть ее патриотическую составляющую на законодательном уровне; 2 показать важность образования не только в получении теоретических знаний обучающихся, но и в формировании традиционных ценностей; 3 закрепить в учебных программах общеобразовательных учреждений новую систему воспитания. Из числа законопроектов, предусматривающих правовое регулирование общественных отношений в сфере патриотического воспитания, следует упомянуть Проект Федерального закона N 315234—7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», определяющий ее цели, принципы и направления.

Таким образом, «воспитание», наряду с обучением, вновь становилось частью целостного образовательного процесса и возвращалось в социокультурный дискурс общественной жизни на правовом уровне. Также в п. В нём в качестве одного из основных принципов был обозначен «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде, рационального природоиспользования» [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Как видно из текста, патриотизм и гражданственность здесь расположены после здоровья, прав и свобод личности и трудолюбия, что, скорее всего, предполагает формируемую иерархию ценностных императивов в образовании в контексте приоритета частного над общим, личного над общественным и государственным. В последней редакции Закона от 30 декабря 2015 г. Так или иначе, нормативно-правовая деятельность государственных структур в направлении определения и развития основ патриотического воспитания дала толчок для развития общественной, социально-философской, научной и политико-правовой мысли по проблемам, связанным с феноменом патриотизма. В частности, в осмыслении значения патриотического воспитания стали принимать участие традиционные конфессии Российской Федерации. На сайте Синодального Комитета Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством размещена «Концепция традиционного духовно-нравственного развития и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах», одобренная 28 апреля 2011 года на заседании постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества, в которой говорится: «Направленность и содержание воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учётом условий современной жизни» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития... Формирование же патриотизма в Концепции является одной из основных задач в сфере духовно-нравственного воспитания, а сам патриотизм заявлен в качестве «базовой казачьей ценности» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития...

Обращаясь к содержанию Программ по патриотическому воспитанию, нельзя не обратить внимание на постепенное смещение внимания с развития нравственной составляющей личности что предполагает формирование именно качеств личности на критерии отслеживания результатов воспитания путём учёта только количественных показателей. Если реализация второй Программы на 2006 - 2010 годы обеспечивалась такой достаточно серьёзной работой, как «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» [Критерии и основы методики оценки... Данное смещение внимания может свидетельствовать о том, что государственные структуры либо не заинтересованы в их мониторинге, либо не считают данные показатели важными в вопросе оценивания качества патриотического воспитания. Кроме того, необходимо признать, что оценить результаты качества воспитания, духовно-нравственных его характеристик сегодня достаточно сложно, только жизненный путь человека, его поступки и деяния могут свидетельствовать о его нравственности и патриотичности. В 2016 г. Но 29 мая 2015 г. Правительством РФ была принята «Стратегия развития воспитания до 2025 года», согласно которой «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,. В данном документе было определено содержание таких понятий как: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовное и нравственное воспитание. При этом патриотическое воспитание рассматривалось в контексте аксиологического пространства общероссийской идентичности.

Таким образом, можно говорить о том, что становление и развитие основ патриотического воспитания в современной России с начала XXI в. Приход к власти после «лихих девяностых» новой политической элиты во главе с В. Путиным вновь актуализировал для страны проблему патриотизма. Начиная с 2001 г. При этом необходимо отметить, что реализация данных программных документов в определённой степени входила в конфликт с политикой по деидеологизации и депатризации общественного сознания, провозглашённой в начале 1990-х гг. Радикальный поворот в политике властей, ориентированный на преодоление данного конфликта, можно связывать с 2012-2013 гг. Путин опубликовал в СМИ несколько программных статей, определяющих основные смыслы и приоритеты государственной политики. К настоящему времени руководством государства патриотизм заявлен в качестве политической идеи, «национальной идеи», основы «стратегии национальной политики» современной России. Список литературы References 1.

Денисов Н. Патриотическая культура эпохи перемен: монографический сборник. Краснодар, 2015. Denisov N. Patrioticheskaya kultura epohi peremen: monograficheskii sbornik. Krasnodar, 2015. Шапошникова Т.

Своё место в патриотическом воспитании молодежи Соединенного Королевства занимают скаутские отряды. Первая организация скаутов возникла в нём в 1907 г.

Сегодня скаутинг в Великобритании — это прошедшая испытанием времени школа гражданственности и патриотизма. Немалое значение на британских островах придаётся ознакомлению молодежи с военно-историческими традициями и популяризации армейской службы. Ключевая роль в этом принадлежит министерству обороны, которое реализует ряд социальных и обучающих программ. Основным элементом среди них являются так называемые Силы кадетов Cadet Force , в которые включены 125 000 молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет. Главной целью данных курсов является побуждение молодых англичан по окончании школы к военной карьере. Посещают курсы школьники на добровольной основе. Время занятий каждая школа устанавливает сама как правило, это 2—3 часа после основных занятий один раз в неделю. Преподавателями являются офицеры, действующие или запаса. Занятия включают в себя изучение не только военного дела, но и истории войн, социальных наук, конституционных основ государства.

Финансирование указанных программ осуществляется большей частью за счет правительства. Кроме этих курсов, в школах Великобритании существует военная подготовка, которая именуется «Системой вневойсковой подготовки», и проводится среди мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 18 лет. Чтобы повысить гражданское самосознание юношества, а также обеспечить интеграцию в британское общество молодых иммигрантов, в школах Великобритании с 2006 г. Правда, этот предмет пока не приносит должных результатов по причине недостаточной подготовки педагогов, которые не в состоянии интегрировать вопросы расового, религиозного и этнического разнообразия и противоречий с современными общественными концепциями. Резюмируя опыт патриотического воспитания в Великобритании, можно заключить, что в эту работу включены, можно сказать, все: семья, школа, местное сообщество, гражданские организации и движения, правительственные организации и учреждения. Следует также отметить, что созданная в Великобритании система патриотического воспитания оказала большое влияние на многие страны, входящие в состав бывшей Британской Империи, в том числе и на Соединённые Штаты Америки, где во многом именно благодаря английскому опыту сегодня наблюдается довольно высокий уровень патриотизма. Вместе с тем, патриотическое воспитание в США, проходящее под девизом «Novus Ordo Seclorum» «Новый мировой порядок» имеет ряд особенностей. Патриотизм граждан США не имеет этнической основы. Это упрощает концептуальные основы его воспитания, но ограничивает патриотическое умонастроение идеологическими конструкциями государства, исключая интегрированный потенциал этнических и иных локальных сообществ.

Гражданское самосознание народа этой страны настаивает на уникальности американской национальной идеи как особой формы справедливости, позволяющей в процессе принятия решений не учитывать интересы других народов. В школьной образовательной программе почти все гуманитарные дисциплины делают акцент на превосходстве американской формы правления и опасностях прочих идеологий. С первого класса перед началом занятий американские школьники ежедневно произносят Клятву в верности флагу. Кроме того, в ходе занятий они получают важную воспитательную установку о социальном продвижении личности: каждый может стать тем, кем пожелает, в т. Несмотря на то, что в конечном итоге это дано единицам, такая установка помогает формировать чувство сопричастности к судьбе страны, ответственность за происходящее внутри неё и за её пределами, желание принимать участие в общественных инициативах. Этот важный принцип патриотического воспитания формирует в индивидуальном и общественном сознании, среди прочего, образ будущего США, делает его более предсказуемым, а само патриотическое воспитание подрастающего поколения — более системным. Важная роль в воспитании патриотизма отводится и высшим учебным заведениям. В более чем трехстах колледжах и университетах США созданы курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва с четырех и двухлетним сроком обучения студентов. В образовательном процессе США патриотическое воспитание проводится также в рамках гражданского воспитания и волонтёрства, закреплённого законодательными актами: «Акт о национальном и общественном служении» 1990 , «Корпорация национального и общественного служения» 1993 , «Закон о служении Америке» и других.

Этими документами выделяются следующие компоненты патриотического воспитания: 1. Реализация прав и свобод по Конституции США, позволяющих открыто критиковать власть, добиваясь изменений политики в различных сферах общественного быта и национальных интересов, мобилизуя при этом граждан для решения общих проблем. Основной вид занятий по этому компоненту — проектные уроки в школе, в рамках которых пишутся петиции по рассматриваемым проблемам действующим властям. Государственные символы, которые сызмальства учат ценить и признавать всех американцев. Участие в выборах и общественной деятельности. Патриотизм американцам видится в возможности влиять на выбор руководителей штатов и государства. Вместе с тем, по причине ограничения активного избирательного права целых категорий американских относительно других стран, молодёжь не слишком восприимчива к данному компоненту. Поддержка военнослужащих, вне зависимости от политики в этом направлении правительства США. Военные после выхода со службы получают, кроме всего остального, крупные льготы по оплате высшего образования.

После терактов 11 сентября 2001 г. Формирование детских общественных объединений, в задачи которых входит привитие подрастающему поколению любви к своей стране, её культуре и ценностям. В национальное движение бойскаутов и гёрлскаутов вовлечены около семи миллионов детей. Методика патриотического воспитания включает экскурсии по историческим и военно-политическим местам, походы, военизированные игры, социальные акции. Акцент делается на физическую и идеологическую подготовку, практическая ориентация воспитания усиливается привитием навыков выживания в экстремальных условиях. В воинских частях организуют дни скаутов, когда школьники получают доступ на территорию части и общаются с офицерами, рассматривают военную технику. Участие бизнес-структур в патриотическом воспитании, представители некоторых из них с целью демонстрации высокой боеготовности вооруженных сил США разрабатывают тематические компьютерные игры для молодёжи. Волонтёрская деятельность. В различные исторические периоды правительство США способствовало развитию «общественного служения» как определенного вида деятельности, сочетающего альтруистические и эгоистические мотивы личности.

В связи с этим следует отметить, что существенным признаком волонтёрства в США является не свободная этическая убеждённость личности в его необходимости, а коллективный характер волонтерской деятельности, который позволяет полезно провести время в приятной компании. Таким образом, в основе патриотического воспитания граждан США можно выделить две составляющие — прагматическую и идеологическую. Американская модель патриотизма т. Однако в идеологическом плане между ними есть и различия. Они заключаются в претензии США на демократическое мессианство, которое в качестве блага сулит своим сторонникам материальные ценности «американской мечты», а также уверенность в том, что только США как «флагман свободного мира» гарантируют реализацию прав и свобод всех людей на земле. Вместо понятий родина и Отечество в американском патриотическим лексиконе употребляются слова эта страна и Америка, а также американский образ жизни, что отождествляет в сознании её граждан всё американское исключительно с США. Такие установки побуждают их принимать за истинный патриотизм жесткий приоритет национальных интересов собственной страны, основанный на слепой вере в превосходство американских представлений о демократии. Вследствие этого у патриотического воспитания по-американски находится всё больше противников, которые предостерегают от опасного смешения патриотизма с радикальным национализмом, выступающим под флагом самой передовой демократии. Немалый интерес представляет практика формирования патриотического сознания молодёжи в Китайской Народной Республике.

В современном Китае вопросам патриотического воспитания молодежи придается огромное значение. Можно сказать, что достижения этой страны в экономической и геополитической сфере напрямую связаны с ним. Китайский патриотизм, ведущий своё начало из древней истории, передавался из поколения в поколение, подкрепляясь общинным образом жизни и коллективным трудом, с одной стороны, и внешней дисциплиной, жесткой зависимостью индивида от общества, с другой. Модель советского воспитательного процесса в 1950-е гг. Позже модель советского патриотизма была дополнена историческими концепциями древнейшей культуры Китая, прежде всего, трудами конфуцианцев и идеей «великого единения и равенства», сформулированной Кан Ювэем в конце XIX в. Сегодня лозунг патриотического воспитания Китая гласит: «Служи народу! Усилия по развитию патриотического воспитания, предпринимаемые властями КНР, подкрепляются конституцией страны, принятой в 1982 г. В ней сказано, что китайские граждане обязаны любить свою страну и народ, получать знания о патриотизме, коллективизме, интернационализме и коммунизме. Китайские эксперты в области образования единодушно считают, что патриотизм несложен и его можно эффективно насадить с помощью школьных и университетских учебников.

В статье 6 «Закона КНР об образовании» прописано, что государство прививает воспитанникам такие качества, как патриотизм, коллективизм, верность делу социализма, даёт понятие об идеях правовой системы китайского государства, о национальной обороне страны, о принципах единства нации. С 1980-х гг. При этом считается, что использование зарубежных источников при изучении всемирной истории оправдано только в том случае, если в них нет преклонения перед иностранным. Процесс пропаганды традиционного китайского мировоззрения и ограничения всего иностранного не прекращается и в настоящее время. Так, древние представления о Срединном царстве, окружённом варварами «четырёх сторон света», и о гармонизирующей роли Поднебесной империи ныне трансформировались в представление о том, что в ходе всей своей истории Китай находится в кольце врагов и неблагодарных соседей. Воспитание патриотизма в Китае — не просто идеологический посыл, а широко разветвлённая программа, пронизывающая все виды воспитания и образования. В педагогических университетах страны преподается множество патриотически-заточенных предметов, в т. Совместно с Коммунистическим союзом молодёжи Китая проводятся различные мероприятия по патриотическому воспитанию во время национальных праздников и исторических дат. Большая роль в патриотическом воспитании отводится детско-юношеским организациям.

Одна из них — Юные пионеры Китая — насчитывает около 130 млн. Военно-патриотическое воспитание молодежи в Китае занимает ведущее место в государственной идеологии и практике. Следует отметить, что КНР — одно из немногих государств в мире, в котором начальная военная подготовка является обязательным предметом школьной программы с 9 лет. Обязательная военная подготовка введена во всех учебных заведениях Китая с конца 1980-х гг. Ежегодно в государственных военных лагерях специальные обучающие программы проходят более 50 млн. Кроме военной подготовки дети и подростки получают навыки коллективной работы. Чже, программа обучения «предназначена не столько для распространения военных ноу-хау, сколько для формирования высокой нравственности и коллективизма среди обучаемых». Важной составляющей армейской подготовки в учебных заведениях также выступает идеологическая работа, целью которой является привитие ценностей патриотизма, коллективизма и революционного героизма. Для реализации указанных задач в каждой школе назначается ответственный за эту работу как правило, один из директоров.

Кроме того, департаменты образования всех территориальных образований КНР создали систему совместных отделений с Народной Освободительной Армией Китая, где отрабатываются вопросы взаимодействия в деле воспитания, обучения и подготовки школьников к службе в армии. Государственный комитет по образованию КНР рекомендует разучивать школьникам более ста различных песен патриотического содержания, участвовать в церемониях поднятия государственного флага. В патриотическом воспитании подрастающего поколения Китай активно использует Интернет-ресурсы. Действует множество специализированных сайтов, создана крупнейшая в Китае поисковая система Baidu. В 2006 г. В этой системе содержится большое количество информации патриотической направленности. Китайскими национальными мессенджерами QQ, WeChat пользуются не только на родине, но и во всем мире. Активно развиваются Интернет-порталы «Китайское патриотическое воспитание», «Дом патриота» и другие. Стоит отметить, что в Китае в 2012 г.

Правительство Китая строго следит за тем, чтобы в умы молодых людей не проникали идеи, не соответствующие официальной государственной идеологии. Таким образом, основными направлениями патриотического воспитания в Китае являются: укрепление коллективного духа; формирование национального сознания; поддержка рационального, открытого, спокойного, уверенного авторитета государственной власти; осознание важности коллективной работы по внедрению инноваций; повышение осведомлённости китайских предприятий об их социальной ответственности. Важным фактором, содействующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения, является наличие в стране официально провозглашённой идеологии, которая ориентирует граждан на единение всего народа с опорой на марксистскую концепцию в области прав человека и образования, на признание преимуществ социалистической демократии с китайской спецификой, по сравнению с капиталистической демократией Запада. Большой интерес вызывает система патриотического воспитания в Израиле. Традиционно ориентированное на поддержание национально-религиозного образа жизни, это государство, находясь в состоянии постоянной конфронтации с соседними арабскими странами, уделяет огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Заслуживает изучения опыт работы по формированию у молодежи гражданско-патриотических качеств, проводимой образовательным музейным центром Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме и «Домом борцов Сопротивления» на севере страны. В этих музейных комплексах сосредоточены образовательные программы, включающие серии тематических занятий по истории, обществознанию, этнографии, литературе, музыке и т. Главной содержательной линией комплекса мероприятий является тема трагедии Холокоста. В то же время грамотный методический подход к созданию образовательных тематических блоков позволяет вызвать нравственные переживания и привлечь интерес подрастающего поколения к многогранным формам проявления гражданских качеств личности, к национальной и общечеловеческой духовной культуре.

За непродолжительную историю своего существования Израиля в нём была создана одна из лучших в мире систем по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодёжи к военной службе. Всеобщая начальная военная подготовка израильских школьников реализуется в рамках молодежной военизированной организации ГАДНА аббревиатура ивритских слов «Молодёжные батальоны». Руководство этой организацией осуществляет командование из числа кадровых офицеров израильской армии. Свою деятельность они координируют с Министерством просвещения. Во главе же всего этого процесса стоит служба старшего офицера Генерального штаба. В рамках ГАДНА израильские старшеклассники, независимо от пола, ежегодно принимают участие в двухнедельных военно-полевых сборах, где под руководством офицеров и сержантов с ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке. По окончании сборов каждый школьник проходит аттестацию, по результатам которой ему дается заключение об уровне его подготовки и рекомендации по выбору военной специальности. Для юношей и девушек 13-15 лет, решивших получить профессиональную подготовку по специальностям армейского профиля, действует целая сеть израильских аналогов кадетских корпусов. Наряду со светскими военно-учебными заведениями в Израиле действуют подготовительные колледжи для религиозно настроенных подростков, где интенсивная военная подготовка сочетается с изучением религиозных предметов.

При этом религиозная составляющая образовательного процесса нацелена не только на усиление духовных основ военной подготовки, но и придание ей высшего правоверного смысла. Иудаизм как древняя религия еврейского народа играет в данном случае еще более значимую и действенную роль, чем идеологические концепции в других государствах. С учетом изложенного можно заключить, что в системе подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе в Израиле применительно к особенностям ближневосточного региона были развиты достижения советской системы военно-патриотического воспитания. Созданная в этой стране система гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания в решающей степени обусловливает способность Израиля эффективно отстаивать свои национальные интересы, несмотря на враждебное окружение арабских стран, чьи вооруженные силы многократно превосходят его собственные. В целом оценивая зарубежный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения, необходимо отметить, что подходы к формированию у его представителей патриотического умонастроения в каждом из рассмотренных государств определяются в соответствии со сложившимися в нём экономико-политическими, социальными, культурно-историческими условиями, направляясь требованиями государства к организации воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание в нашем Отечестве в каждый исторический период существования государства российского имело свои особенности. При этом характерной чертой формировавшейся веками системы патриотического воспитания является опора на ратные подвиги соотечественников и проверенные временем духовно-нравственные ценности. Патриотическая идея всегда была одним из мощнейших факторов, обеспечивающих жизнестойкость российского общества и государства. Патриотические чувства представителей русского и других народов России, испытанные в их борьбе за независимость и свободу своей Родины-матери, существовали со времени возникновения государства российского.

При этом на первых этапах развития отечественной государственности патриотическая идея находила своё выражение в основном в искусстве и религии, бытуя в духе народов на уровне обыденного сознания.

Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования

Федеральный проект по патриотическому воспитанию школьников России Главная» Новости» Федерального проекта патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024.
СТРАТЕГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ Из чего следует, что «Методические рекомендации “Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации”», в действительности, никакими методическими рекомендациями не являются.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» является ключевым документом в сфере патриотического воспитания.

Новый подход к патриотическому воспитанию детей

Российское военно-историческое общество было создано указом президента РФ от 29 декабря 2012 г. В задачи управления, в частности, вошло информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации президентом РФ его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания. Нам необходима консолидация государства и общества на основе ценностей, привитых нашей историей. Нам необходим патриотический тренд в общественном сознании.

Нужны фильмы, книги, выставки, современные видеоигры, нужен патриотический интернет, патриотическое радио и ТВ. Против нас - а значит, против правды, - начался новый блицкриг. Мы должны выступить в поддержку президентского курса и перейти в идеологическое контрнаступление по всему фронту - в этой войне за умы".

Под заявлением подписались кинорежиссер Никита Михалков, министр культуры Владимир Мединский, вице-премьер Дмитрий Рогозин, артист Михаил Пореченков и др. По мнению губернатора, "Ульяновская область должна стать инициатором введения на территории РФ клятвы при получении паспорта". По распоряжению Сергея Морозова с 2014 г.

Также по поручению губернатора в каждой школе области создан музей Великой Отечественной войны. В частности, глава государства заявил: "Считаю необходимым дополнительно подумать над повышением качества реализации госпрограммы патриотического воспитания. Речь идет о ее насыщенности действительно интересными, живыми инициативами, понятными современным людям...

В качестве положительного примера Мединский привел "депрессивный рабочий поселок Хохлово Вологодской области, где были запущены курсы традиционной народной культуры, а именно кружки ткачества, вышивки, пения, народного танца".

В российских школах и колледжах продолжается работа по патриотическому воспитанию учеников. В образовательную среду пришли 2,9 тыс. В расписании школьников появились «Разговоры о важном» — занятия, на которых ребята вместе с классными руководителями разбираются в непростых вопросах: изучают историю страны и региона, рассуждают на темы, важные для страны и каждого человека. Пресс-служба Минпросвещения России В российских школах проводят уроки «Разговоры о важном» «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого», — отмечал российский президент Владимир Путин на Первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила — в правде!

Сохранить нравственные ценности, поддержать единство и воспитать уважение к Родине у подростков помогает национальный проект «Образование». К примеру, в Валуйском колледже Белгородская область «Разговоры о важном» посвятили истории кино — провели урок «По ту сторону экрана. В начале октября на внеурочных занятиях «Разговоры о важном» в образовательных учреждениях в Николаевске Волгоградской области речь шла о дружбе. Министерство образования Херсонской области Урок «Разговоры о важном» в школе в Херсонской области А для учащихся в Херсонской области «Разговоры о важном» посвятили отечественному кинематографу.

Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса образования.

Традиционные формы идентичности формируются у ребёнка в ближнем окружении семья, соседи, друзья, землячество и т. История семьи может стать предметом изучения в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по проблеме: «История моей семьи в истории моей страны», «Выдающиеся женщины мужчины в моём роду», «Семейные династии». Такая история — это живая связь времён и поколений. Для её изучения требуется максимально задействовать личный жизненный опыт школьников. Сегодня воспитание в духе уважения к семье и семейным ценностям становится приоритетным направлением в системе воспитательной работы в школе, особенно в условиях демографического кризиса и девальвации традиционных семейных морально-этических ценностей у значительного числа населения стран Запада.

Локально-региональная форма идентичности По мере взросления ребёнка большую роль в его жизни начинают играть знакомые. Это соседи, друзья, приятели, одноклассники, товарищи по спортивной секции, музыкальной школе, дому детского творчества, коллеги родителей по работе. Иными словами, это односельчане или горожане родного города, жители края, — все, кто живёт рядом, близко, недалеко. Локально-региональная форма идентичности связана с ощущением принадлежности к малой родине — селению, городу или даже его части небольшой исторической области, региону. Это ценности дружбы и товарищества, добрососедства и приятельских отношений, гостеприимства, взаимопомощи, любви к родной земле.

Наиболее эффективный современный метод формирования этой традиционной формы идентичности — участие школьников в поисково-исследовательской, проектной деятельности, туристско-краеведческих, этнографических, лингвистических и археологических экспедициях и фестивалях, в проведении силами учащихся различных экскурсий, в том числе виртуальных, путём составления экскурсионных образовательных маршрутов. Этнокультурная и религиозно-культурная формы идентичности Ребёнок к 9-10 годам начинает осознавать свою принадлежность к тому или иному народу, этносу, начинает интересоваться традициями и обычаями, языком и литературой своего народа, его праздниками, героями, историей, особенностями одежды, пищи, характера, привычками, а также чётко отделяет себя от представителей других народов. Самоидентификация человека как члена этнического сообщества связана с уважением этнических ценностей: активным владением языком,поддержанием определённого стиля жизни этноса, почитанием общих предков, уважением к этическим нормам, культурным традициям, фольклору и праздникам, с представлениями об общности происхождения, поведенческих реакций, психологического склада. В светском государстве, каким является Российская Федерация, перед системой образования не стоит задача непосредственного формирования этой формы идентичности. Изучение историко-культурных основ мировых религий или одной из традиционных религий России не предполагает обучение основам какой-либо религии.

Гражданско-государственная форма идентичности Становление этой формы идентичности является сегодня одной из наиболее важных и одновременно сложных задач. Решение проблемы формирования российской гражданской идентичности на методологическом уровне лежит в плоскости формирования многоуровневой идентичности личности. Эта модель предполагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в процесс обучения вовлечены обучающиеся, которые являются представителями разных общностей — культурно-исторических, этнокультурных, локальных, этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих, то есть носители разных картин и образов мира. Ядром этой системы является семейно-родственная форма идентичности, затем над ней надстраиваются все прочие формы идентичности, вплоть до гражданско-государственной. В мероприятиях, посвящённых собственно формированию российской гражданской идентичности, необходимо соблюдать определённый баланс между торжественностью, пафосностью, сакральным смыслом, с одной стороны, и обращённостью в личности и жизненному опыту детей, с другой.

Следует говорить о Родине, о преданности служения Родине. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. В процессе оценки достижения планируемых результатов патриотического воспитания должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга. В результате реализации мероприятий должно обеспечиваться достижение учащимися: Воспитательных результатов духовно-нравственных приобретений — знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности Воспитательных эффектов последствий воспитательных результатов — формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности и пр. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням Первый уровень рациональный приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности Второй уровень эмоциональный получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование основ ценностных отношений к жизни Третий уровень действенно-поведенческий приобретение опыта самостоятельного общественного действия Основные методы для накопления теоретических знаний — лекции и беседы.

Используются в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной и групповых формах. Использование различных интерактивных форм мероприятий конкурсы, викторины, конференции, семинары обеспечивает высокий уровень усвоения и запоминания информации. Отдельные формы мероприятий практикумы, деловые игры, дискуссии способствуют формированию навыков использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Важным является выстраивание единой содержательной линии, при которой внеклассные мероприятия дополняют и закрепляют материал, полученный на уроках. По возможности организуйте образовательное путешествие, хотя бы виртуальное.

Говоря о патриотизме, иногда достаточно хотя бы рассказать о Мамаеве кургане, или деревне Хатынь, поговорить об истории памятников героям Великой Отечественной войны. Горький В патриотическом воспитании обучающихся должны быть достигнуты следующие результаты: Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности каждого человека. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

Это также вопрос наличия в обществе и государстве чётких нравственных ориентиров, понимание того, что является табу, разрушает мораль и этику. Во-вторых, российская идентичность — фактор консолидации социума, определяющий мировоззрение человека, стиль, ценностно-смысловые рамки его жизни, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения. Российская идентичность не является раз и навсегда данной или врождённой. Она переопределяется много раз в течение жизни человека, трансформируется под влиянием ситуации, в ходе социального взаимодействия людей, под воздействием воспитания и образования.

Управление этим процессом даёт возможность оказывать влияние на социум в целом, тем более, что в современном мире нарастает конкуренция моделей идентичностей. В-третьих, формирование российской идентичности — очень сложная педагогическая задача. Её решение предполагает помощь ученику в выработке непротиворечивой формулы российской идентичности, максимальное расширение количества значимых для него социальных форм идентичности, обогащение его разнообразной палитрой ценностно-смысловых ориентиров и моделей поведения. Уважение к человеку с иной формулой идентичности является основой толерантного поведения и межкультурного диалога, а значит — гражданского мира и согласия в российском обществе. Эта задача требует индивидуального подхода к личности школьника, учёта интересов социума, высокого такта, общей культуры учителя. Она не терпит насилия над личностью, навязывания стереотипов, однозначного самоопределения, что вызывает реакцию отторжения, формирует циничную, нетолерантную личность, приводит к конфликту идентичностей в себе. Последний является продолжением внешнего конфликта между «своими» и «чужими».

Он преодолевается через умение увидеть обе системы ценностей в более широкой общности, в рамках которой снимается их противостояние. Указ Президента Российской Федерации от 09. Ценности — это внутренний стержень любой идентичности и культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса образования. Традиционные формы идентичности формируются у ребёнка в ближнем окружении семья, соседи, друзья, землячество и т. История семьи может стать предметом изучения в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся по проблеме: «История моей семьи в истории моей страны», «Выдающиеся женщины мужчины в моём роду», «Семейные династии». Такая история — это живая связь времён и поколений.

Для её изучения требуется максимально задействовать личный жизненный опыт школьников. Сегодня воспитание в духе уважения к семье и семейным ценностям становится приоритетным направлением в системе воспитательной работы в школе, особенно в условиях демографического кризиса и девальвации традиционных семейных морально-этических ценностей у значительного числа населения стран Запада. Локально-региональная форма идентичности По мере взросления ребёнка большую роль в его жизни начинают играть знакомые. Это соседи, друзья, приятели, одноклассники, товарищи по спортивной секции, музыкальной школе, дому детского творчества, коллеги родителей по работе. Иными словами, это односельчане или горожане родного города, жители края, — все, кто живёт рядом, близко, недалеко. Локально-региональная форма идентичности связана с ощущением принадлежности к малой родине — селению, городу или даже его части небольшой исторической области, региону. Это ценности дружбы и товарищества, добрососедства и приятельских отношений, гостеприимства, взаимопомощи, любви к родной земле.

Наиболее эффективный современный метод формирования этой традиционной формы идентичности — участие школьников в поисково-исследовательской, проектной деятельности, туристско-краеведческих, этнографических, лингвистических и археологических экспедициях и фестивалях, в проведении силами учащихся различных экскурсий, в том числе виртуальных, путём составления экскурсионных образовательных маршрутов. Этнокультурная и религиозно-культурная формы идентичности Ребёнок к 9-10 годам начинает осознавать свою принадлежность к тому или иному народу, этносу, начинает интересоваться традициями и обычаями, языком и литературой своего народа, его праздниками, героями, историей, особенностями одежды, пищи, характера, привычками, а также чётко отделяет себя от представителей других народов. Самоидентификация человека как члена этнического сообщества связана с уважением этнических ценностей: активным владением языком,поддержанием определённого стиля жизни этноса, почитанием общих предков, уважением к этическим нормам, культурным традициям, фольклору и праздникам, с представлениями об общности происхождения, поведенческих реакций, психологического склада. В светском государстве, каким является Российская Федерация, перед системой образования не стоит задача непосредственного формирования этой формы идентичности. Изучение историко-культурных основ мировых религий или одной из традиционных религий России не предполагает обучение основам какой-либо религии. Гражданско-государственная форма идентичности Становление этой формы идентичности является сегодня одной из наиболее важных и одновременно сложных задач. Решение проблемы формирования российской гражданской идентичности на методологическом уровне лежит в плоскости формирования многоуровневой идентичности личности.

Эта модель предполагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в процесс обучения вовлечены обучающиеся, которые являются представителями разных общностей — культурно-исторических, этнокультурных, локальных, этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих, то есть носители разных картин и образов мира. Ядром этой системы является семейно-родственная форма идентичности, затем над ней надстраиваются все прочие формы идентичности, вплоть до гражданско-государственной.

Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования | РР - новости | Дзен По итогам заседания члены Ассоциации приняли решение – инициировать разработку проекта федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» и внести его на рассмотрение в Государственную Думу.
Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а в 2015 г. утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

ПВО представляет Концепцию патриотического воспитания граждан России на 2017—2022 гг.

Володин призвал повсеместно создать центры военно-патриотического воспитания Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации. Приняты Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10 октября 2022г.
В России необходимо разработать концепцию патриотического воспитания, считают в СФ * Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы»; * Общеобразовательная программа МКОУ «Сангишинская ООШ»; 5. Содержание программы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий