Во время молитвы фарисей перечислял свои заслуги перед Богом и благодарил Творца за то, что он не такой, как прочие люди. ее еще называют седмица Ваий. Кстати слово «вайи» переводится с греческого как «пальмовые ветви». Имеются в виду те самые ветви пальм, которые бросали жители Иерусалима.
В Неделю о мытаре и фарисее. Протоиерей Родион Путятин
Именно из-за лицемерия Господь говорит притчу о мытаре и фарисее, где представлен «среднестатистический» представитель фарисейства «во всей своей красе». Да, этот фарисей добродетельный потерял все свои добродетели тем, что собой похвалился, а про мытаря сказал, что он худой человек. Один из них посвящен памяти иконы Божьей Матери «Иверская», почитаемой в этот день, другой – начавшейся подготовительной неделе к Великому посту: Неделе о мытаре и фарисее. Фарисей и мытарь (Le pharisien et le publicain).
Неделя о мытаре и фарисее: Богу понты не нужны
Признавая себя праведным, тем сам он и хвалится. Осуждая всех прочих людей, совершая дела полезные для себя как воздержание и для других как пожертвования , для души своей он ничего не приобретал ими: гордость погубила их цену в очах Божиих, и самая молитва с гордой похвалой не оправдала фарисея. Мытарь же, стоя вдали, не смея даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику. Не то — мытарь.
Придя в храм Божий, он сознает перед Богом лишь свое великое недостоинство. Он и не старается припоминать какие-либо добрые дела, он ясно сознает, что перед Богом всегда человек окажется недостойным, и потому смиренно просит в молитве милости для своей грешной души. Такое-то смирение и привлекает Божию благодать, такое смирение смягчает душу грешника, располагает ее к исправлению, к усовершенствованию, а потому и пошел мытарь в дом свой оправданным.
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится.
Он хоть Божие благоволение хотел стяжать, причем большим трудом, подвигом, а мы без всякого подвига, без всякого особенного труда хотим, чтобы нас похвалили люди, не заботясь о том, что Бог об этом думает, не заботясь о том, что совесть об этом говорит, довольные собой. Какой позор, как стыдно! И на самом деле бывает стыдно, когда мы вернемся к себе, если представим, какие мы были смешные, как мы подлизывались к нашим друзьям, чтобы только получить подачку, чтобы они сказали или сделали вид, что — да, мы замечательны. Как это низко и недостойно нас! Это хуже фарисея: тот, повторяю, хоть был добродетельным на самом деле, а мы — нет. И вот, в противовес этой кажущейся добродетели, этой лжедобродетели — мытарь. Он на самом деле плох, — и в этом отношении мы все могли бы думать о себе одинаково: мы все плохи, и во многом. Если подумать о том, что мы называем себя христианами, и представить себе разницу между Евангелием и нами — кто посмеет войти и встать перед Богом?
А всё-таки входим, потому что знаем, какой у нас изумительный Бог, сколько в Нем тепла, любви, ласки и терпения, и сколько Он готов положить труда на то, чтобы мы стали людьми, а потом, даст Бог, и христианами.
Святые отцы говорят, что первый признак близости к Богу, когда речи человека и его мысли начинают замолкать. Язык будущего века — молчание. Когда тварное существо предстанет перед своим Создателем в истинном своем виде, оно будет безответно и безгласно.
Все тайное о нас откроется определенным образом, каким мы можем только догадываться. В этот подготавливающий нас к Великому посту воскресный день мы должны научиться, что, если нам захочется осудить кого-то в его неправильных поступках или научить другого, как правильно делать, то за этой мелочностью человек может потерять мирный дух. А если дух не мирен, то пользы для души его не будет никакой.
А кто из нас этого не делает? Не с такой наглостью, как будто, на самом же деле с такой же дерзостью. Когда мы находимся среди друзей и хвастаемся, и стараемся им показать, как мы удачливо, умно, умело, благородно поступили — что мы делаем? То же самое, что фарисей, только как бы ступенью ниже. Он хоть Божие благоволение хотел стяжать, причем большим трудом, подвигом, а мы без всякого подвига, без всякого особенного труда хотим, чтобы нас похвалили люди, не заботясь о том, что Бог об этом думает, не заботясь о том, что совесть об этом говорит, довольные собой.
Какой позор, как стыдно! И на самом деле бывает стыдно, когда мы уйдем, вернемся к себе, если представим себе, какие мы были смешные, как мы подлизывались к нашим друзьям, чтобы только получить подачку, чтобы они сказали или сделали вид, что — да, мы замечательны. Как это низко и недостойно нас! Это хуже фарисея: тот, повторяю, хоть был добродетельным на самом деле, а мы — нет. И вот, в противовес этой кажущейся добродетели, этой лжедобродетели — мытарь.
Адрес монастыря
- Основная навигация
- Неделя о мытаре и фарисее. | Арзамасский Николаевский женский монастырь
- Завершается Святая Четыредесятница
- Также рекомендуем
- Плохо ли на самом деле фарисействовать? О какой их праведности говорил Господь — Старообрядцы
ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее — это первое из четырёх воскресений, с которого начинается подготовка к Великому посту. Напоследок фарисей глянул на стоявшего поодаль мытаря и решил подвести чертой под своей исключительностью. Один из них посвящен памяти иконы Божьей Матери «Иверская», почитаемой в этот день, другой – начавшейся подготовительной неделе к Великому посту: Неделе о мытаре и фарисее. В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующую особенность: на утрени после Евангелия поются особые покаянные великопостные тропари («Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»). Да, этот фарисей добродетельный потерял все свои добродетели тем, что собой похвалился, а про мытаря сказал, что он худой человек. Это чудо будет последней каплей, которая переполнит первосвященников, фарисеев и книжников злобой и ненавистью.
Слово митрополита Антония Сурожского в Неделю о мытаре и фарисее
Итак, Мытарь, раньше злостно присваивавший себе чужое имущество, затем оставивший порок и не оправдывавший себя, был оправдан; а Фарисей, не удерживающий себе имущества, принадлежащего другим, но сам себя выставлявший праведником, был осужден». Когда икона Богоматери прибыла на остров, по молитвам к ней стали совершаться многие чудеса. Седмица после Недели мытаря и фарисея сплошная — в среду и пятницу отменяется пост в посрамление гордившегося своими постами фарисея. Кто такие мытари, кто такие фарисеи? Фарисеями называли представителей иудейского религиозного течения и политической партии. Это чудо будет последней каплей, которая переполнит первосвященников, фарисеев и книжников злобой и ненавистью.
Готовимся к Великому посту. Кто я: мытарь или фарисей?
Каждая из четырех Недель перед Великим постом имеет свое название и значение. Первый из воскресных дней называется Неделей о мытаре и фарисее. В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди - сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на Всенощном бдении накануне воскресенья поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
Когда мы находимся среди друзей и хвастаемся, и стараемся им показать, как мы удачливо, умно, умело, благородно поступили — что мы делаем? То же самое, что фарисей, только как бы ступенью ниже. Он хоть Божие благоволение хотел стяжать, причем большим трудом, подвигом, а мы без всякого подвига, без всякого особенного труда хотим, чтобы нас похвалили люди, не заботясь о том, что Бог об этом думает, не заботясь о том, что совесть об этом говорит, довольные собой.
Какой позор, как стыдно! И на самом деле бывает стыдно, когда мы вернемся к себе, если представим, какие мы были смешные, как мы подлизывались к нашим друзьям, чтобы только получить подачку, чтобы они сказали или сделали вид, что — да, мы замечательны. Как это низко и недостойно нас! Это хуже фарисея: тот, повторяю, хоть был добродетельным на самом деле, а мы — нет. И вот, в противовес этой кажущейся добродетели, этой лжедобродетели — мытарь. Он на самом деле плох, — и в этом отношении мы все могли бы думать о себе одинаково: мы все плохи, и во многом.
Мытарь и Фарисей. Фото: azbyka. Каждый год даты меняются в зависимости от Пасхи.
Это время связано с православной притчей, которая предостерегает нас от самодовольства и подчеркивает важность искреннего покаяния и прошения прощения перед Господом. Что можно делать во время Мытаря и Фарисея Молитесь Господу и просите прощения за свои грехи.
Ни в коем случае! Лицемерие и гордыня, которые овладели фарисеями, то есть нравственный вопрос, — вот что закрыло путь к праведной жизни, оставив лишь внешнюю ее часть. Другая сторона медали. Нравственный вопрос К известным фарисеям, ставшим праведниками и принявшим Христа, относятся Никодим и Иосиф из Аримафеи, а также Гамалиил.
На иконе изображен Иосиф Аримафейский. Они — добрые примеры фарисеев, имевших добродетели. Вероятно, что «партия» фарисеев отлагается в дальнейшем от традиционного иудаизма, не столько за свои обычаи и справедливое сопротивление ассимиляции то есть смешению с язычниками в их «богопочитании», традициях и многом другом , сколько за политику, которой они начали заниматься в государстве, например, с их помощью Рим захватывает Иеросалим. Со временем буквализм и духовно ослепленная жизнь сделают свое дело. Символическое понимание ослабело, и обороты стал набирать прямой смысл, внешнее и бездумное исполнение традиций. Так, например, фарисеи носили на себе «хранилища» и «воскрилия» Мф 23:5 — напоминания, своего рода талисманы, содержащие слова пророков, то есть обрядовые формы, которые не несут духовной силы как, например, в лестовку стали вкладывать молитвы, а в лапостках закладывать «Семь Таинств».
Это было изображением слов Божиих из Второзакония 11:18 о том, что необходимо положить слова Божии в сердце, разум, руки, то есть символически, а не буквально. Именно поэтому Господь назвал их окрашенными гробами Мф 23:27-28. Фарисеи часто убеляли свое лицо, молились напоказ, в глазах духовнослабых людей они казались учителями Сам Господь говорит об этом ученикам в Мф 23:8 , что в дальнейшем поспособствовало развитию их раввинистическому учению. Да, они воздерживались от телесных страстей, и даже от сребролюбия, но подкрадывались тонкие страсти — тщеславие и гордыня. Без спасительной благодати Божией от них не излечиться… Известный фарисей, ставший апостолом Павлом — Савл из Тарса Лицемерность, делание духовное напоказ, тщеславие и гордыня преобразили нравственно и духовно большую часть общества фарисеев. Всякий подобный грех лишает душу верующего плодов и он становится семенем, проросшим в терниях притча о Сеятеле, Мф 13:1-9 , вся его духовность от страстей становится видимой, а жизнь его уже неправедна, мерзка Богу.
Бог отвергает такие «плоды» как жертву Каина Быт 4:7. С наличием страсти, а особенно гордости, Бог отворачивается от человека Ис 66:2, Притчи 16:5, Лк 14:11, Иак 4:6. Фарисеи также лишились этого, а причиной этому было не следование Закону, а нравственность, ее упадок. Именно поэтому фарисеи возвели субботу в вообще «ничегонеделание», а на доброе дело, которое совершил Исус для того, чтобы люди прославили Бога, посмотрели как на нарушение субботы.