Российские родители назвали произведения школьной программы, которые могут искалечить психику ребенка. Президент России Владимир Путин присудил премии за 2023 год в области литературы и искусства за произведения для детей. Произведения Ушинского отличаются простотой: на примерах преподают детям уроки жизни. «Ложечник» вполне может стать любимой книжкой детей в России — в Нидерландах это одна из самых популярных книг. В его рамках в Центральной районной библиотеке для учащихся Абатской СОШ №2 были проведены: литературный квест по произведениям русских детских писателей «Книжное.
Прямой эфир
- О цели детской литературы
- Новинки детских книг, достойные внимания
- Новинки детской литературы. Май 2023
- Всероссийский финал
- В детском саду «Сказка» прошел конкурс чтецов «Тукай в наших сердцах»
- 2 апреля – Международный день детской книги
Валерий Кирюнин прочитал детям произведения В. Астафьева в областной библиотеке
- Объявлены лауреаты Национальной премии в области детской и подростковой литературы | Динозавры, великаны и хтонь в пальто – несколько интересных новинок детской литературы, которые можно найти на ММКЯ. |
Топ-12 лучших детских книг 2023 года. Выбор редакции | Многие современные детские писатели создают увлекательные и оригинальные произведения, которые не уступают по качеству и интересу классикам. |
Новости детской литературы. Начало сентября 2022 | Эти авторы по-настоящему сумели передать свою любовь к детям и детской литературе через свои произведения. |
Новинки детской литературы. Май 2023 | Писательница Людмила Улицкая так рекомендовала это произведение: «Наконец-то в России появилась первая современная детская книжка XXI века. |
О цели детской литературы
- Если папа — орнитолог
- Прямой эфир
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Детская литература
Новые книги для детей: ноябрь 2023
Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь. Ежикежик предлагат обзор 10 новых русских авторов литературы для детей: мальчик, который умел превращаться в пылесос, рассказы из жизни Московского Зоопарка и многое другое. Произведения Ушинского отличаются простотой: на примерах преподают детям уроки жизни. Дети узнали, как и почему Николай Николаевич стал детским писателем, где он брал сюжеты для своих рассказов.
Детское чтение: 50 лучших книг
Новинки детской литературы. Май 2023 | Смогут ли двое детей и ворона спасти четырнадцать человеческих жизней, которым угрожает надвигающееся стихийное бедствие? |
Современные детские рассказы | детская электронная библиотека. Оцифрованные книги, диафильмы, журналы, газеты для детей и о детях. |
Детские новинки | Издательство «Настя и Никита» работает с авторами только в открытом формате и приглашает вас принять участие в нашем ежегодном конкурсе «Короткое детское произведение». |
Новые детские книги. Выбор читателей
«Дракон» — наименее детская, но самая важная пьеса сказочника Шварца, на новый лад толковавшего для советских детей сюжеты Андерсена и Перро. Её произведения сравнивают с лучшими образцами детской литературы, а книгу «Чемодановна» по слогу. Разгадайте детские ребусы 1920–70-х годов. Произведения классиков и современная литература, фэнтези и приключения, книги о том, как сшить мягкую игрушку своими руками, и энциклопедия царей и императоров. На конференции в Российской государственной детской библиотеке Кузнецова обратила внимание журналистов на стихотворение Игоря Иртеньева про глаз.
Книжные детские новинки 2023: «На краю света», «Девочка с косичками» и «Слухи в империи»
Хлебова на Краснодонцев, 17. Анна Добрякова готовилась к встрече с ребятами — настраивала оборудование для презентации, включала видеозапись, оформляла книжную выставку. А дети уже в фойе библиотеки. На улице прохладно, и нужно снять куртки, шапки, сапожки, надеть сменную обувь — сандалики и туфельки.
И вот занятие начинается, сегодня ребятам раскрывают секреты волшебства детских произведений Виталия Бианки: открываешь книгу — и попадаешь в другой мир. В какой? Обратить внимание детей на то, какое влияние на писателя оказала семья.
Обязательно поговорить о семейных ценностях, — рассказывает «Речи» Анна Добрякова. Родился в Санкт-Петербурге. Бианки создал более трехсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил более 120 книг.
Интересна и история семьи писателя. Всю свою жизнь он посвятил изучению природы, что оказало влияние на интересы сына. Мальчик с детства слушал рассказы о птицах, учился ухаживать за животными.
Все это Анна Владимировна поведала нам до начала занятия. Это интересно!
В книге много полноформатных черно-белых иллюстраций одного из самых известных советских художников Геннадия Калиновского, первого иллюстратора книг об Алисе Джона Тенниела и художника викторианской Англии Генри Холидэя. Парадоксальные и загадочные сказки о девочке, которая провалилась в кроличью нору и попала в Страну чудес, стали классикой литературы и вдохновили многих режиссеров и мультипликаторов на создание мультфильмов и кино. В серии «Детская библиотека. Большие книги» собраны рассказы в классическом переводе Нины Демуровой. В сборник вошли две повести об Алисе, включая удаленную Льюисом Кэрроллом главу, юмористическая поэма «Охота на Снарка» и пересказ «Алисы» от Бориса Заходера. Яркие иллюстрации и понятная инфографика смогут объяснить ребенку даже самые сложные явления из физики, химии и робототехники. Есть ли жизнь где-то кроме Земли? Можно ли открыть новые химические элементы?
Почему кошки мурлычут? Сколько может прожить человек? Почему мы видим сны? На многие вопросы у науки пока нет точного ответа, но, может быть, именно ваш ребенок совершит удивительное открытие, которое изменит мир. А книга поможет узнать как можно больше о космосе и жизни на Земле.
Для детей — это комическая история о странном папе и его мечте о полетах, для взрослых — миф об Икаре и Дедале.
А вообще это повесть о крепкой и дружной семье, о взрослении и преодолении жизненных трудностей, о сопереживании и о мечте. Как сказал автор, здесь «много юмора и много надежды… то, что нужно детям» 27. Это увлекательные небольшие рассказы о реалиях жизни чукчей: мир тундры, быт северной кочёвки, дети, олени, нарты, ездовые собаки… Рассказы сопровождаются не только иллюстрациями, но и разными схемами, отрывками из путевого дневника Багина. Вперед на полюс! Опираясь на воспоминания реальных участников событий автор рассказывает о подготовке экспедиции, устройстве экспедиционного судна, о жизни людей, которые несмотря на все лишения и опасности, в немыслимых условиях, поддерживают друг друга и продолжают идти к своей цели. Подземный город», Наталья Волкова, Василий Волков, Издательский дом Фома Это сборник множества фактов о Московском метрополитене — как строились первые линии, какие бывают вагоны, как работают уборщики.
Советская детская иллюстрированная книжка 1920-30 годов перевернула представление о детской книге во всеми мире — мастера русского авангарда создали новый революционной стиль в оформлении детской книги. Вместе с семьей девочка вынуждена покинуть родную Германию, потому что к власти пришел Гитлер и ее отцу грозит опасность. И только благодаря родителям Анна воспринимает вынужденное бегство и знакомство с новой культурой как приключение. Повесть основана на реальных событиях детства автора и вышла в свет в 1971 году. В России издается впервые. В 1925 году Самуил Маршак предложил ей написать для детей книгу о фарфоре и кукольном театре.
Через четыре года увидел свет «Китайский секрет». И при жизни, и после смерти Елены Яковлевны в блокадном Ленинграде книга неоднократно переиздавалась. В поле зрения авторов — цифирные школы и кадетские корпуса, лицеи и гимназии, земские школы и народные училища, школы-коммуны и единые трудовые школы. Также можно выучить изречения античных мыслителей, приготовить сбитень, решить задачку из «Арифметики» Леонтия Магницкого. Город кажется ей холодным и бездушным местом, мама с папой постоянно ругаются, в школе не дают прохода одноклассницы. Эту красивую и драматичную историю придумал тайваньский художник Джимми Лиао, автор и иллюстратор более 50 книг для детей и взрослых, которые переведены на многие языки мира и удостоены престижных наград.
Это вторая из пяти книг цикла «Ленинградские сказки». Первая, « Дети ворона «, была названа главным событием 2016 года в подростковой литературе, вошла в шорт-лист литературной премии «Ясная Поляна» и попала в международный список «Белые вороны» — среди лучших 200 книг из 60 стран. А ещё ребята узнают, что значит «наводить украсы», без кого на деревне не обходился ни один праздник, у кого просили разрешения на работу лесорубы и зачем сеятель закапывал в землю два красных яйца. Писатель Наталья Майорова, психолог Екатерина Мурашова и художник Катя Бауман представляют историю нашей страны через историю детства без идеологического подтекста. Это тринадцать историй с вопросами и заданиями для всей семьи. Что изменилось, а что осталось прежним?
В какие дворовые игры играли дети 1950-70 годов? Какими домашними средствами лечились, и какие лакомства были любимыми? Как отмечали Новый год и какую музыку слушали? Как жили в то время люди самых разных сословий, где учились и как одевались, как отдыхали и каким политическим силам сочувствовали? И ее способностей к языкам, химии и ботанике, медицине недостаточно, чтобы справиться с неожиданной бедой.
Он установлен на Широкореченском кладбище.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры КГИОП выдал задание — отреставрировать скульптуру на могиле детского писателя-натуралиста Виталия Бианки Богословское кладбище. Теперь семья может начать долгий процесс восстановления монумент является объектом культуры федерального значения , сбора средств и заказа экспертизы. КГИОП обещал проверить проектную документацию, проконтролировать ход работ и итоговую сохранность скульптуры. Рассказать друзьям.
2 апреля – Международный день детской книги
Современные авторские сказки | Перед вами одно из самых известных и любимых произведений ХХ века с иллюстрациями Клаудии Бордин, воссоздавшей путешествие загадочного мальчика. |
Воспитание детей на примерах произведений К.Д. Ушинского | Российские родители назвали произведения школьной программы, которые могут искалечить психику ребенка. |
Современные детские рассказы | # Дети с удовольствием рассказывали стихи поэта, инсценировали его произведения, ведь они учат нас красоте, доброте, призывают быть милосердными, справедливыми и смелыми. |
Воспитание детей на примерах произведений К.Д. Ушинского | Смогут ли двое детей и ворона спасти четырнадцать человеческих жизней, которым угрожает надвигающееся стихийное бедствие? |
Валерий Кирюнин прочитал детям произведения В. Астафьева в областной библиотеке
Удобный формат — 24 страницы в мягкой обложке — много интересного в маленьком объеме. Благодаря крупному шрифту, небольшому объему и простому понятному языку, наши книжки отлично подходят для детей, которые только учатся читать самостоятельно. Это также идеальные «книжки на ночь» — их очень удобно читать вслух. Мы открываем новые имена в литературе выпускаем исключительно собственные книги отечественных авторов — никаких переизданий и переводов. Многие известные современные детские писатели выпустили свою первую книжку у нас, большинство из них стали наши постоянными авторами.
Шел Сильверстайн был разносторонним человеком: музыкантом, художником, сценаристом, драматургом, писателем и поэтом. Его музыкальные композиции удостаивались премии «Грэмми» и номинировались на «Оскар» в номинации «Лучший саундтрек». Но мировую известность Сильверстайну принесли прежде всего его детские книги, которые он сам же и иллюстрировал. Юрий Коваль. Сборник стихов «Сколько хочешь крокодилов». Издательство «Самокат» 3. Вадим Левин.
Валерий Кирюнин, выразительно читая автобиографичный рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой», делал остановки и беседовал с подростками. Дети внимательно слушали громкое чтение произведения и принимали активное участие в серьёзном разговоре о его нравственных уроках. Рассказ представляет собой воспоминания красноярского прозаика о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. В нём автор тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах.
Современные комментарии к повестям Коваля устанавливают, в частности, переклички «Васи Куролесова» с прозой Булгакова, как раз перед наступлением семидесятых вновь вошедшего в читательский обиход, — и вообще стремление автора запечатлеть и одомашнить современный ему советский космос. Вениамин Каверин. Два капитана. Два капитана 1944 Немой мальчик Саня Григорьев находит сумку утонувшего почтальона с письмами участников полярной экспедиции. Спустя несколько лет, поборов немоту, пережив потерю родителей, скитания по России и беспризорничество, Саня случайно знакомится с семьёй возглавлявшего экспедицию капитана Татаринова. Вместе с его дочерью на протяжении многих лет они пытаются восстановить историю пропавшей экспедиции и найти виновника её гибели. Исторических реалий в книге немало: здесь и панорама революционного Пскова города Энска , и Москва периода Гражданской войны, и маршаковская редакция Детгиза, и фронт, и блокадный Ленинград. Каверин делает отсылки к приключенческой классике «Дети капитана Гранта» и даже к «Гамлету» капитана Татаринова предаёт его двоюродный брат, влюбившийся в его жену. Его антагонист — малодушный герой-пошляк, преследующий собственную выгоду и не способный чувствовать мир. Поиски проходят через всю жизнь Сани, становятся его личной миссией, которой он заражает других, — и оправданием детского девиза, взятого из стихов Альфреда Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Издательство «Молодь», 1957 год Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино 1935 Работая над «Золотым ключиком», Алексей Николаевич Толстой не просто переделывал для русского читателя классическую сказку Карло Коллоди про Пиноккио и не совершал плагиата, хотя современный суд мог бы с этим не согласиться. Как показывают литературоведы в первую очередь Мирон Петровский , в «Буратино» Толстой шутовски, в традициях площадного театра выяснял отношения с Серебряным веком — миром, который писатель уже пародировал в «Сёстрах» и к которому принадлежала его жена Наталья Крандиевская её можно узнать в Мальвине, хотя современники предполагали, что Мальвина — это Любовь Менделеева. Под Карабасом-Барабасом, как явствует из переписки Фаины Раневской, подразумевался авторитарный в работе Мейерхольд. Ребёнок, читающий «Золотой ключик», не считывает этот модернистский контекст — но зато с удовольствием смеётся над подмеченными и выпяченными Толстым его комичными чертами. И Буратино, и другие герои сказки — ожившие куклы: театр, комедия дель арте оказывается в «Золотом ключике» решением — ключом — для всех проблем. Можно сказать, что Толстой, заимствуя сюжет у итальянской культуры, щедро ей отплачивает: его сказка становится контекстом для восторженного приёма в России юмористических произведений Джанни Родари и новых постановок Карло Гоцци. Да, «Буратино» — это адаптированная Италия, но адаптация Толстого — одна из вещей, высвечивающих сродство русской и итальянской карнавальной культуры. Юрий Олеша. Три толстяка. Детгиз, 1956 год Юрий Олеша. Три толстяка 1924 «Три толстяка» — первое крупное произведение Юрия Олеши. Оно было написано в 1924 году, но напечатать его удалось не сразу: только в 1928 году, на волне фантастического успеха романа «Зависть», вышла книга, проиллюстрированная Мстиславом Добужинским. Население выдуманной страны делится на вполне прозрачные для советского читателя классы: олигархию — Три толстяка в другом прочтении олицетворяющие собой Капитал, Армию и Церковь , пролетариат под предводительством оружейника Просперо, солдат, которые переходят на сторону народа, интеллигентов-попутчиков, которых воплощает собой доктор Гаспар Арнери писателем-«попутчиком» считался сам Олеша. Но прелесть «Трёх толстяков» для читателя — совсем не в их революционном содержании. Несмотря на уверение Олеши — «время волшебников прошло», в «Трёх толстяках» сгущается магия западноевропейской фантастической сказки, в первую очередь Гофмана с его механической куклой Олимпией. Наследник Тутти с его якобы железным сердцем и маленькая циркачка Суок, которая оказывается его потерянной сестрой и выводит на волю из дворца, явно отсылают к андерсоновским Каю и Герде; из других литературных источников — «Голем» Майринка, многочисленные шекспировские мотивы. Олеша уже здесь проявил себя как «король метафоры»: пары, кружащиеся в танце, сравниваются с «пёстрым и, должно быть, невкусным супом», бомбы разрываются, как кусочки ваты, а ветер развевается, как бальное платье. Этот изысканный модернистский текст пришёлся не ко времени, — например, в обилии метафор упрекала Олешу Лидия Чуковская, писавшая: «Беда в том, что основная тема тонет в капризах сюжета, беда в том, что розы олешиного стиля расцветают не на её пути». Зато по достоинству оценил «хрустально-прозрачную прозу, насквозь пронизанную огнём революции» Осип Мандельштам — а также многие поколения читателей. Владимир Одоевский. Городок в табакерке. Детгиз, 1947 год Владимир Одоевский. Городок в табакерке 1834 Написанная в гофмановской традиции сказка философа и музыковеда Владимира Одоевского — это причудливый рассказ об устройстве музыкальной табакерки с аллегорическим социальным подтекстом. В сказке сталкиваются два отражённых друг в друге мира: реальный и мир сна. Слушая историю отца об устройстве механизма — городка Динь-Динь, где живут колокольчики, молоточки, валик и пружинка, Миша засыпает и оказывается в волшебном городе внутри табакерки, чьи очертания напоминают механизм, увиденный наяву. Мир табакерки оживает: вскоре мальчик подмечает, что все детали механизма уникальны, а каждый колокольчик звучит по-своему. Мише становится жаль, что дядьки-молоточки бьют по мальчикам-колокольчикам, хотя царевна-пружинка объяснила, что именно так устроен хрупкий музыкальный мир. Как настоящий исследователь, Миша не верит законам окружающей реальности, забывает завет отца и пробует поменять привычный порядок внутри шкатулки: прижимает пружинку, и весь механизм выходит из строя. Сказка Одоевского долгое время считалась полезным введением к изучению законов механики, некоторые критики рассматривали её как аллегорию устройства сословного общества, а действия Миши — как попытку социальной революции. Олег Григорьев. Говорящий ворон. Издательство «Детская литература», 1989 год Олег Григорьев. Стихотворения 1960—80-е Олег Григорьев был в Советском Союзе автором неподцензурным и выход к читателю нашёл в детской литературе, подобно многим другим, например обэриутам, к чьим последователям его можно отнести. Самые знаменитые сегодня его стихи, конечно, не могли попасть в детские сборники: Я спросил электрика Петрова: — Для чего ты намотал на шею провод? Ничего Петров не отвечает, Висит и только ботами качает. Первый сборник Григорьева — «Чудаки» — вышел в 1971 году и пользовался большой популярностью, по нему даже сняли несколько выпусков журнала «Ералаш». Вторую книжку — «Витамин роста» 1980 — пришлось проталкивать десять лет, а после её публикации с подачи Сергея Михалкова разразился скандал. Критиков возмутили чёрный юмор, «антивоспитательное содержание и топорный язык». Григорьева надолго изгнали из литературы.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
- Новые Андерсены. Лучшие детские книги современных авторов
- Новое прочтение классики — Волгоградская областная детская библиотека
- Новости детской литературы. Начало сентября 2022
- Главные новости
- 7 новых детских книг, которые стоит прочитать
Новейшая детская литература
Экзотическая природа, животные и племена дальних стран – книга расширит кругозор детей и позволит побывать в загадочных уголках мира. образовательные, в том числе расширение читательского кругозора детей через знакомство с произведениями русской литературы XVIII-XXI вв. Например, известно, что уже в XVII веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в XVII–XIX веках детские произведения создавали А. Пушкин, С. Аксаков, А. Шишков, А.
2 апреля – Международный день детской книги
Ежегодно на протяжении почти двадцати лет более сотни детей со всей России участвуют в бесплатной летней вокально-хоровой школе. В её программе репетиции сочетаются с познавательными, патриотическими, физкультурно-оздоровительными мероприятиями. Итогом фестиваля становятся концертные программы. Ещё одним лауреатом стал Константин Кириллов. Он руководит кукольным театром в Рязани больше двадцати лет.
Его наградили за вклад в развитие отечественного театрального искусства. Рязанский кукольный театр —самый технически оснащённый в России.
Юрий Олеша. Три толстяка.
Детгиз, 1956 год Юрий Олеша. Три толстяка 1924 «Три толстяка» — первое крупное произведение Юрия Олеши. Оно было написано в 1924 году, но напечатать его удалось не сразу: только в 1928 году, на волне фантастического успеха романа «Зависть», вышла книга, проиллюстрированная Мстиславом Добужинским. Население выдуманной страны делится на вполне прозрачные для советского читателя классы: олигархию — Три толстяка в другом прочтении олицетворяющие собой Капитал, Армию и Церковь , пролетариат под предводительством оружейника Просперо, солдат, которые переходят на сторону народа, интеллигентов-попутчиков, которых воплощает собой доктор Гаспар Арнери писателем-«попутчиком» считался сам Олеша.
Но прелесть «Трёх толстяков» для читателя — совсем не в их революционном содержании. Несмотря на уверение Олеши — «время волшебников прошло», в «Трёх толстяках» сгущается магия западноевропейской фантастической сказки, в первую очередь Гофмана с его механической куклой Олимпией. Наследник Тутти с его якобы железным сердцем и маленькая циркачка Суок, которая оказывается его потерянной сестрой и выводит на волю из дворца, явно отсылают к андерсоновским Каю и Герде; из других литературных источников — «Голем» Майринка, многочисленные шекспировские мотивы. Олеша уже здесь проявил себя как «король метафоры»: пары, кружащиеся в танце, сравниваются с «пёстрым и, должно быть, невкусным супом», бомбы разрываются, как кусочки ваты, а ветер развевается, как бальное платье.
Этот изысканный модернистский текст пришёлся не ко времени, — например, в обилии метафор упрекала Олешу Лидия Чуковская, писавшая: «Беда в том, что основная тема тонет в капризах сюжета, беда в том, что розы олешиного стиля расцветают не на её пути». Зато по достоинству оценил «хрустально-прозрачную прозу, насквозь пронизанную огнём революции» Осип Мандельштам — а также многие поколения читателей. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.
Детгиз, 1947 год Владимир Одоевский. Городок в табакерке 1834 Написанная в гофмановской традиции сказка философа и музыковеда Владимира Одоевского — это причудливый рассказ об устройстве музыкальной табакерки с аллегорическим социальным подтекстом. В сказке сталкиваются два отражённых друг в друге мира: реальный и мир сна. Слушая историю отца об устройстве механизма — городка Динь-Динь, где живут колокольчики, молоточки, валик и пружинка, Миша засыпает и оказывается в волшебном городе внутри табакерки, чьи очертания напоминают механизм, увиденный наяву.
Мир табакерки оживает: вскоре мальчик подмечает, что все детали механизма уникальны, а каждый колокольчик звучит по-своему. Мише становится жаль, что дядьки-молоточки бьют по мальчикам-колокольчикам, хотя царевна-пружинка объяснила, что именно так устроен хрупкий музыкальный мир. Как настоящий исследователь, Миша не верит законам окружающей реальности, забывает завет отца и пробует поменять привычный порядок внутри шкатулки: прижимает пружинку, и весь механизм выходит из строя. Сказка Одоевского долгое время считалась полезным введением к изучению законов механики, некоторые критики рассматривали её как аллегорию устройства сословного общества, а действия Миши — как попытку социальной революции.
Олег Григорьев. Говорящий ворон. Издательство «Детская литература», 1989 год Олег Григорьев. Стихотворения 1960—80-е Олег Григорьев был в Советском Союзе автором неподцензурным и выход к читателю нашёл в детской литературе, подобно многим другим, например обэриутам, к чьим последователям его можно отнести.
Самые знаменитые сегодня его стихи, конечно, не могли попасть в детские сборники: Я спросил электрика Петрова: — Для чего ты намотал на шею провод? Ничего Петров не отвечает, Висит и только ботами качает. Первый сборник Григорьева — «Чудаки» — вышел в 1971 году и пользовался большой популярностью, по нему даже сняли несколько выпусков журнала «Ералаш». Вторую книжку — «Витамин роста» 1980 — пришлось проталкивать десять лет, а после её публикации с подачи Сергея Михалкова разразился скандал.
Критиков возмутили чёрный юмор, «антивоспитательное содержание и топорный язык». Григорьева надолго изгнали из литературы. Но именно его «наивный» язык, полный парадоксов и оксюморонов, где комизм сочетается с садизмом и чувствительностью, оказался, с одной стороны, наиболее адекватным способом описания позднесоветской действительности, с другой — как нельзя более близким детской аудитории. Возвращение поэта к читателю началось с закатом советской власти: в 1985 году композитор Леонид Десятников написал по поэме «Витамин роста» одноактную оперу, в 1988 году режиссёр Василий Кафанов снял по ней же мультфильм, а в 1989-м вышла последняя прижизненная книга Григорьева — «Говорящий ворон».
В полном объёме сохранившееся творчество Григорьева пришло к читателю уже после перестройки. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Детгиз, 1956 год Николай Носов.
Трилогия о Незнайке 1953—1965 Коротышки появились впервые на картинках канадского художника Палмера Кокса; в русском пересказе Анны Хвольсон один из них получил имя Незнайка интересно, что другим героем книги Хвольсон был Мурзилка. Новую жизнь коротышкам дал писатель Николай Носов, к середине 1950-х уже прославившийся как автор смешных историй из жизни детей и школьников. Переход от советских детей к сказочным существам был неожиданным — тем более что Носов, мастер находить смешное в обыденном, отбросил всяческое жизнеподобие и создал для своих героев целую воображаемую вселенную: уютный Цветочный город на Огурцовой реке, Зелёный город, населённый кокетливо-пасторальными «малышками», утопический Солнечный город с солнечными батареями, роботизированными комбайнами подробные описания коротышечьих технических устройств, — пожалуй, единственные места в трилогии, на которых можно заскучать. В финальной части автор забрасывает коротышек на Луну, где господствуют бесчеловечные капиталистические порядки.
Перемещаясь из города в город, а затем и на другое небесное тело, меняется и главный герой: в первой части Незнайка — обаятельный малый без царя в голове, который вечно берётся за дело, к которому не способен. В финале же трилогии он предстаёт кем-то вроде мудрого простеца, чей наивно-гуманистический взгляд показывает всю противоестественность лунных порядков — полицейского насилия, биржевых спекуляций и эксплуатации коротышки коротышкой. Впрочем, разворачивая перед нами сложно устроенные миры — анти- и просто утопические, — Носов всё равно остаётся мастером коротких скетчей вроде сцены, где коротышки смотрят на портреты, нарисованные Незнайкой и даже имён собственных. Можно и даже очень легко забыть, как устроена система транспорта в Солнечном городе или перипетии торговли акциями лунного «Общества гигантских растений», но имена Винтика и Шпунтика, Селёдочки и Фуксии, доктора Пилюлькина и архитектора Вертибутылкина, Крабса, Спрутса, Жулио и Скуперфильда западают в память.
Самуил Маршак. О глупом мышонке. Детгиз, 1942 год Самуил Маршак. Стихотворения 1923—1964 Наряду с Чуковским Маршак — главная фигура в русской детской литературе XX века: он был и блестящим организатором, и выдающимся автором, подошедшим к детской поэзии не как к побочной деятельности, а как к подлинному, высокому и ответственному искусству.
Перед тем как прийти в детскую литературу, Маршак много лет занимался переводами — в том числе английских детских стихов, повлиявших на его собственную поэтику. Ещё один источник влияния — русский фольклор: например, «Сказка о глупом мышонке» с неожиданно макабрическим концом — отзвук народных колыбельных, где кота зовут «нашу детку покачать» за кувшин молока и кусок пирога.
Джефф Кинни «Дневник слабака.
Звезда спорта» Грег Хэффли и спорт абсолютно не сочетаются. После провала на соревнованиях в школе Грег решает, что его спортивной карьере не суждено состояться. Но мама убеждает его дать спорту еще один шанс, и он неохотно соглашается пойти на баскетбол.
Точнее, попробовать. Тренировка заканчивается очередным провалом, и на этот раз Грег абсолютно уверен, что не пройдет отбор. Но неожиданно он попадает в команду — худшую из всех существующих.
Шансы выиграть у них ничтожно малы, однако в спорте может случиться все что угодно. Даже если мяч находится в руках Грега, который совершенно уверен: спорт — это не его... Алеcсандро Барбуччи, Ди Грегорио Д.
Любовь Кассиопеи» Сара, Кассиопея и Люсиль отправляются на летние каникулы в маленькую деревушку, где живёт их бабушка. Там они отдыхают, гуляют с друзьями, изучают окрестности и… узнают о привидении! Местные рассказывают, что некое загадочное существо поселилось среди старинных руин на берегу озера и звонит в колокол старой церкви.
Откуда оно взялось? Что скрывает? Для этого девочкам придётся вернуться в прошлое и отправиться на встречу с благородной дамой, столкнуться с мучительными любовными историями прошлого и настоящего, очутиться среди пшеничных полей и написать письма, которые никогда не будут отправлены… Бьёрн Рёрвик «Два мелких рыцаря» Все рыцари спешат на турнир в замок Клёцкиборг, и только Розамунд и Бэнг замешкались в раздевалке.
Тут-то их и взял в оборот король: принцессу, его ненаглядную дочь, похитила — снова! Незадачливым рыцарям приходится по приказу короля отправляться в драконье логово, чтобы вызволить принцессу. Вот только нуждается ли она в спасении?..
Невероятно смешные книжки Бьёрна Рёрвика в замечательном переводе Ольги Дробот давно знакомы нашим читателям: в «Самокате» вышло одиннадцать историй о Лисе и Поросёнке и две книжки о приключениях козликов Брюсе. Встречайте новых персонажей знаменитого норвежского сказочника — рыцарей Розамунда и Бэнга, короля, принцессу и драконицу. Оливье Таллек «Не хочу быть белкой» Да, это случилось.
Белка больше не хочет быть белкой. Вы знаете, что надо делать в таких случаях: срочно становиться кем-то другим! Но даже если ты жадная белка, то в какой-то момент понимаешь, что в чужой тарелке суп не всегда вкуснее.
Или надо всё-таки попробовать? Настя Рябцева «Гриша не свидетель» Грише скоро 14 и он невидимка, зато его не вызывают к доске. И вот Гриша решил перестать быть только свидетелем жизни.
С чего вдруг? Умерла бабушка, мама уехала на похороны, вокруг слякоть, неприкаянность и предновогодние дни. А рядом происходит обычная школьная травля, и если самому не изменить этот ход вещей, то все будет пройдено, не замечено, забыто.
Пронзительный рифмованный роман о первой нелепой подростковой любви и рождении голоса. Состояние невесёлости Посвящается всем, кто находится сейчас в состоянии невесёлости.
По всей стране сейчас работает более 100 пунктов сбора книг — дети, подростки и их родители, педагоги, активисты Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», «Юнармии», советники директоров по воспитанию, вожатые и волонтеры приносят туда свои любимые произведения. По словам директора Росдетцентра Александра Кудряшова , помимо практической пользы — сбора книг для регионов, акция имеет колоссальное воспитательное значение. А дети из Луганской и Донецкой народных Республик, Запорожской и Херсонской областей вместе с книгами получают ощущение дружеской поддержки и заботы со стороны большой, сильной страны, гражданами которой они теперь являются», — считает Кудряшов. Советник директора по воспитанию средней школы в селе Суна Кировской области Екатерина Мусихина убеждена, что подобные проекты учат детей сопереживать близким, помогать по мере своих сил тем, кому нужна поддержка, проявлять свою гражданскую позицию, ответственность и бескорыстие.