Закон прощения абсолютен. Прощение это особая, уникальная, предписанная Богом форма взаимно расчёта способная убить даже врага, сделав его другом. Простить значит объявить невиновным виноватого, вменяя ему праведность как презумпцию невиновности. Фразы «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю» условные.
Как правильно извиняться?
- Православная газета
- Что говорить в ответ на «Прости меня» в Прощеное воскресенье? | Аргументы и Факты
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Прощайте и прощены будете /
Священник объяснил, как правильно отвечать на просьбу о прощении в Прощеное воскресенье
Господь говорит: не поклоняйтесь никому, не творите идола, в том числе из человека. Почему мы иногда обижаемся на ближнего? Мы сначала сами сделали из него идола, возвели его в ранг Бога, а потом он нас разочаровал — оказался далеко не Божественным, далеко не идеальным, не красивым внутренне, у него оказались какие-то изъяны, духовные и душевные язвы и внутренние нестроения. Это раскрылось — и наша вера в него, идеализация этого человека терпит крушение, у нас вырабатывается обида, что он наши ожидания не оправдал. Так кто же в этом виноват? Наш ближний? Виноваты мы, что неразумно идеализировали человека. Нам Псалмопевец говорит: всяк человек ложь. Это не оскорбление, не констатация, что человек — дрянь. Нет, человек — не дрянь, но в нас действительно есть нарост греховности. И каждый должен внутри себя этот нарост исцелять.
А своему ближнему мы с лаской, любовью, может быть, с настойчивостью, должны говорить, чтобы он начал изменяться в лучшую сторону. Но опять же святые отцы говорят, что если не можешь обличать с любовью — лучше не обличай: никогда не говори ближнему о его грехах, если не имеешь к нему любви и сострадания. Бывает, что мы начинаем человека исправлять, а внутри нас кипит гнев, презрение или, может быть, превозношение. Разумеется, с таким подходом мы никого не исцелим, а только еще больше греховную болезнь нашего ближнего загоним вглубь его души. Еще есть одна проблема, почему нам трудно простить. Бывает такая распространенная ситуация: мы хотели бы и сами быть очень хорошими, идеальными для нашего ближнего. Мы стараемся ему угождать, быть приятными для него. Происходит как при идеализации человека: только там мы поклоняемся ему, а здесь мы ему служим. Получается такая антрополатрия: мы служим и угождаем не Богу, а человеку. Угождаем с желанием взамен получить от него сторицею, ждем какие-то угождения и преференции за наше доброе к нему отношение.
Человек воспринимает все как должное: мы его балуем, угождаем ему, причем без всякого повода просто нам понравился человек или мы хотим, чтобы он к нам хорошо относился. Но в ответ на наши угождения он нам сторицей не отвечает, и у нас на него возникает обида. Вот такие разные причины, из-за чего наша обида тлеет, растет и развивается. Что же нам делать с этим? Как простить нашего ближнего? Понимая и осознавая свою греховность, понимая, что мы братья и сестры не только во Христе, но и в нашей общей греховности от Адама и Евы — легче понять человека и его поступки. Легче понять потому, что и мы сами в своей греховности можем совершать те же неправильные действия. Вопрос телезрителя: «Как простить человека, если он продолжает совершать плохие поступки? В любом обществе есть исправительная система, называемая пенитенциарной от латинского слова poenitentia — «раскаяние» : она призвана не только наказать, сделать неприятное преступнику, но подвести его к раскаянию. Мы можем прервать общение с нашим ближним если есть нестроения в отношениях или деструктивное поведение по отношению к нам ради самосохранения и ради воздействия на ближнего, чтобы он понял, что общение прервалось из-за него.
Все это индивидуально, и надо рассматривать это в контексте взаимоотношений двоих. Но нельзя этим злоупотреблять. К сожалению, нам свойственно легко себя оправдывать — назначать кого-то грешником и виноватым: себя выводить за скобки, ставить на пьедестал или назначать на роль мученика, страстотерпца и исповедника, а другого назначать на роль царя Ирода и этим подвести черту или итог, но не совсем верный, а иногда даже греховный. Нужно всегда с себя спрашивать, проверять себя через чтение Священного Писания, молитву. Прежде чем принимать решение по отношению к своему ближнему, надо помолиться — со смирением, с покаянием обратиться к Богу, чтобы Господь дал правильный и мудрый ответ на вопрос: «Как нам вести себя с нашим ближним? Возникает часто чувство вины перед нашими близкими, которые уже отошли ко Господу.
Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать повсюду не спеши.
Может друг твой, чуть поторопился И тебя обидел невзначай, Ты ему греха не поминай. Если верный конь, поранив ногу Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его - вини дорогу И коня не торопись менять. Я иных придерживался правил Сколько в жизни я друзей оставил Сколько от меня друзей ушло! После было всякого немало И бывало, на путях крутых, Как я каялся, как не хватало Мне друзей потерянных моих! И теперь, я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Или непростившие меня». Прощай, потому что тебе уже прощено! У нас, новозаветных верующих, не остаётся никакого оправдания за непрощение другим.
Иисус Христос простил всех нас уже раньше, благодаря Своей великой жертве на Голгофе, поэтому и мы обязаны прощать как и Он, а не хранить обиды и огорчения. Настоящие должники перед Богом это все мы люди, а наши ближние и даже враги, всё-таки наши мнимые должники. Нередко кто-то из них даже не догадывается или не знает, что вольно или невольно попал в наш тёмный список непрощённых. Он или она из-за неведения не мучится в совести своей и соответственно не просит прощения, но тяжесть и мучения, как наше личное приобретение, мы всегда и всюду носим в себе. Непрощение часто страшное, одностороннее обременение и каяться в этом надо нам самим, иначе оно будет возмездием самому себе; оно несёт в себе самом мучение и возмездие. Но «Когда изменяемся мы, изменяется мир; Светлеет душа переменами неозлобимая, Друзей, не понявших и даже предавших - прости»... Иногда нам всё-таки легче простить человека и забыть обиду, когда он далеко и прошло много времени.
А если вдруг он и вовсе умер, то, как правило, в след умершему прощают все грехи. Даже есть пословица на Руси: «О мёртвых говори или хорошо или никак» А некролог, как известно, самая тёплая характеристика. Один поэт писал: «В России жалеют лежачих, в гробу безответно лежащих». Как печально, что запоздалое прощение умершим, у последней черты, нам дается легче, чем своевременное живым. Смерть, таким образом, оказывается достаточной причиной, для того чтобы простить и реабилитировать человека посмертно. Наверное, мы яснее понимаем, оказавшись на кладбище, рядом со смертью, что наше субъективное так относительно, ничтожно и бренно. Похоронить непрощение!
Немало тёплых слов, неожиданно пришлось услышать и мне, из уст тех, кто никогда этого не делал раньше, в связи с кончиной Г. Братство Совета Церквей посетило особое, по своему характеру, переживание. Скорбь и боль, как правило, делает человека мягче, снисходительнее, добрее, отзывчивее. Именно это, мне показалось, затронуло сердце одного из ответственных служителей, члена СЦ, с которым мы расстались и не виделись более тринадцати лет. Я уверен, что возможно несознательное, скрытое непрощение друг ко другу, все эти годы было у нас взаимным. Мы встретились неожиданно в конце лета, на похоронах его родственницы, члена нашей церкви, пожилой сестры Нины Степановны Куликовой. Это была скромная, добрая, примерная христианка, практически никогда не пропускающая собраний, в том числе и молитвенных по пятницам.
Ведь ты сам идешь к Царю за оставлением огромного долга, а не хочешь простить другому то, что, по большому счету, не является и тысячной долей от твоих согрешений? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Насколько отстоит сто динариев от десяти тысяч талантов, настолько же велико различие между нашими грехами пред Богом и проступками ближних в отношении к нам». Значит, и прощение долгов, грехов против нас — уже наш долг перед Богом?.. В умении прощать сокрыта тайна Царства Небесного.
Его наследуют те, кто просил прощения и сам прощал. Примириться с тем, кто еще на пути с тобой, пока еще есть время, — это действительно не только дар, но и долг. А разрешением от этого долга становится радость. Милости просит мытарь в храме, прощения у отца после долгого скитания просит блудный сын, Адам изгоняется из рая, но уходит не без надежды на прощение.
А Суд, на котором мы все предстанем, может быть, и страшен будет тем, что пришедший к нему в ослеплении и жестокости просто не перенесет Света Божественной Любви, очищающей всякого кающегося грешника. Прощая, мы уподобляемся Ему, а не прощая — закрываемся от жизни. Не только на земле, но и в вечности. Слова «ни за что и никогда не прощу» — это приговор, но не другому, а самому себе.
Тот, кто не желает прощать, не сможет быть и прощен. Это очень тягостное и страшное чувство. Знаю женщину, которая так и не смогла простить бывшего мужа, ушедшего к другой женщине. Шли годы, выросли дети, появились внуки, потом правнуки, а женщина все продолжала жить той же самой обидой, как будто он ушел только вчера.
Уговоры пойти в храм, принять участие в Таинствах, попытаться простить, отпустить и жить дальше оказались безрезультатны. В итоге она ушла из жизни в слабости рассудка, так, видимо, и не простив. Это свободный выбор. Но очень страшный.
В быту сколько угодно столкновений, поводов к обидам и возмущениям сердечного покоя, и Господь хочет обратить это нам во спасение.
Когда человек просит прощение, он признает свою вину и выражает сожаление за причиненную обиду и боль. Он не требует строгого суда. А когда другой человек прощает, он также не судит и понимает, что долги могут остаться, но он готов принять извинения и не держать обиду. Фраза "Бог простит" указывает на то, что каждый человек - грешник, и никто из нас не имеет права судить других.
Это позволяет обеим сторонам пройти путь к исцелению и миру, основанному на любви и сострадании.
История и традиции церковного праздника
- IV Фестиваль «Трезвая Волна»!
- О Прощеном воскресенье - Где нет Бога и правды Его, там нет прощения
- История Прощёного воскресенья
- Почему на просьбу о прощении люди часто отвечают: "Бог простит!"?
Где нет Бога и правды Его, там нет прощения
Вспомните, как прощал Господь, как прощал разбойника на кресте, как прощал мытарей и блудниц, слезами омывавших ноги Его. Так же и «Бог простит» – это часть фразы, которая вся звучит очень ответственно: «Да простит тебя Бог, как я тебя прощаю». Значит, ты человеку этому даешь прощение его согрешений уже от милосердия Божия. Однако обычно обращаются со словами «Прости меня», ответ у каждого формулируется свой, но чаще всего он звучит так: «Бог тебя простит, и я прощаю. Отвечают «Бог простит — и я прощаю» либо «Бог простит». По мнению священников, если человек не может простить человека даже в этот день, он должен постараться не держать на него зла и не вынашивать планы о мести. Это означает «прощать, не прощая», обманывая себя и других.
Да простит меня Бог, как я тебя прощаю. Прощеное воскресение учит ответственности
Толкование на От Матфея 6:12 | Значит, и прощение долгов, грехов против нас — уже наш долг перед Богом?. В умении прощать сокрыта тайна Царства Небесного. Его наследуют те, кто просил прощения и сам прощал. |
Прощёное воскресенье | Последний день Масленицы называется Проводами или Прощеным воскресеньем. В этот день прощаются с зимой. На Прощеное воскресенье полагается просить у близких прощения за все причиненные неприятности, также полагается самим прощать тех, кто за минувший г. |
Бог простит | Но на самом деле, выражение «Бог простит и я прощаю» означает, что Господь простил за покаяние, и человек не держит обиду. |
Бог простит и я прощаю
Фраза «Бог простит и я прощаю» выражает основные принципы христианского прощения. Когда человек просит прощение, он признает свою вину и выражает сожаление за причиненную обиду и боль. Когда человек просит прошения, отвечаем «Бог простит и я прощаю», а если я не держу обиды, могу ли я как-то по-другому ответить? «Бог простит, и я прощаю. Прости и ты меня». Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), в храме Спаса на водах совершена вечерня с чином прощения. Если что-то мешает ответить «Бог тебя простит, и я прощаю», надо поставить себя на место просящего человека. У кого надо просить прощения в Прощеное воскресенье? Дело в том, что издавна бытует убеждение: если нет взаимного прощения обид, то пост, сведенный к простому воздержанию от животных белков и жиров, теряет свой высокий смысл. По мнению верующих, Великий пост требует не столько физических, сколько духовных сил.
Союз Православных Журналистов - СПЖ
На вечерних богослужениях совершается «чин прощения». значит забывать? На вечерних богослужениях совершается «чин прощения». Но на самом деле, выражение «Бог простит и я прощаю» означает, что Господь простил за покаяние, и человек не держит обиду.
Священник объяснил, как правильно отвечать на просьбу о прощении в Прощеное воскресенье
Вы больше не прикованы цепью к сущности, которая истощает вашу энергию и забирает из вас жизнь. А освобождение себя может позволить вам увидеть этого человека, ситуацию в совершенно ином свете. Вместо того чтобы сосредотачиваться на всех отрицаниях, прощение может позволить вам вспомнить все положительные моменты, которые когда-то были и, вероятно, все еще существуют. Прощение помогает вашему здоровью. Отрицательные эмоции отнимают у вас энергию и сказываются на вашем теле, уме и духе. Гнев, беспокойство, депрессия и чрезмерный стресс негативно влияют на ваше тело. Это может вызвать повышенное кровяное давление, частоту сердечных сокращений и чувство потери контроля.
Интенсивность может варьироваться от легкого дискомфорта до очень сильных физических реакций. Когда кто-то, кто вам дорог, не в ладах с вами, по крайней мере, очень неудобно. Большинство из нас испытывает чувство облегчения, когда с плеч снимается тяжесть. Мы вздыхаем с облегчением. Прощение помогает вам продвигаться по духовному пути. Прощение поощряет сострадание.
Вы можете относиться к другим как к части человеческого опыта. Вы чувствуете к другим, как к себе.
Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения. Психолог Андрей Фомин Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Как правило, «непрощенный» в такой ситуации пытается доказывать, что «так положено»; в ответ на это можно ласково напомнить об опасности формального отношения к необходимости примирения перед постом. Но только если это напоминание действительно будет кротким и с любовью, иначе отсутствовавший для взаимного прощения повод может тут же и появиться.
Опять получается, что своим прощением ты вводишь человека в заблуждение. И сама ситуация искажается: ведь есть же правда ситуации, нельзя ей жертвовать. Например, можно сказать: «Прости меня за раздражение, горячность, резкость в том нашем споре если такое было , но свои действия я не считаю неверными. То есть можно попросить прощение не за ошибочные взгляды или действия, а может быть, за немудрое решение спорить по этому поводу с тем, кто этого не может вместить, или за не очень тактичную форму спора. На Прощеное он звонит и говорит: «Прости меня, пожалуйста». Я его спрашиваю: «За что? Просто так надо». Это тоже странный момент, потому что, получается — поучаствовал в «ритуале». Человек хотел, искал этой встречи, а я так и не нашел время для него. Тут совесть подскажет. Но если мы имеем дело с человеком неверующим или маловерующим, нам надо стремиться не поддерживать формальные, не наполненные смыслом действия, если он их со своей стороны инициирует. Нельзя профанировать глубочайшие божественные заповеди. Можно по ситуации как-то перевести разговор в неформальную сторону: попросить прощения самим — если вдруг чем обидел, ведь не все же мы сами видим и помним. Постараться дать понять человеку, что, по крайней мере, для вас — это очень неформальный момент, наоборот, очень важный и вот почему. Что значит — примириться с самим собой? Фото с сайта pictaram. Антоний Сурожский говорил, что если человек сам с собой не в мире, ему трудно быть в мире и с окружающими, и с Богом. И примиряться надо по трем направлениям: с самим собой, с людьми, с Богом. Но не для всех понятно: как это примириться с самим собой? Примирение с самим собой — это примирение со своей совестью, которая нас обличает. А это в конечном итоге означает примирение с Богом. Есть слово «софрония» — согласномыслие или целомудрие, как у нас еще его переводят. Оно противоположно расколотому сознанию — схизофронии. На самом деле это и есть примирение с самим собой — софрония. Это когда у нас согласованы и мысли, и чувства с тем, как нас видит, как нас задумал Бог. Схизофрония — расколотое сознание, то, что послужило для обозначения заболевания — шизофрения. Это как раз когда в нас есть непримиренные, не соединенные в гармоничное, целомудренное общее стороны, которые не дают нам покоя, раздирают нашу душу. Поэтому на самом деле эти слова — примирение с самим собой — имеют очень глубокое аскетическое основание, связанное с целомудрием, с согласием, со спокойной совестью. Конечно, примирение с собой — это процесс, длиной в жизнь, но нужно двигаться. А бывает, эти слова воспринимаются с противоположным, антиаскетическим смыслом: как то, что нужно принять себя таким, какой я есть. Вроде «вот такой я уродился, таким меня Бог задумал, пусть он и отвечает за все». Это как раз та точка зрения, которая полностью искажает положение о том, чтобы быть в согласии с самим собой. Очень часто происходит такая подмена, когда человеку предлагается «толерантно» принять себя греховного, себя падшего, себя ветхого, себя несовершенного и укрепиться в мысли о том, что если Бог создал тебя таким, то Он за это отвечает, а ты никакой ответственности за это не несешь.
Многие люди, мы знаем, глубоко примирились с Богом, так и не получив прощения близких, которые их не поняли. Иногда и мне говорят: «Простите! А ведь без этого — главного, молитвы — они превращаются в сотрясание воздуха. Хотя… порой и этому «прости» можно радоваться. Произнося «Бог простит», важно постараться вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь действительно простил человека: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом». Думаю ещё, что если на просьбу о прощении ответить честно: «Денис, пойми, я по немощи своей пока не могу тебя от сердца простить, но прошу, чтобы Бог простил тебя!
Сегодня - Прощеное воскресенье. Простите всех искренно и от души!
Но как часто эти святые слова произносятся всуе! А ведь без этого — главного, молитвы — они превращаются в сотрясание воздуха. Хотя… порой и этому «прости» можно радоваться. Произнося «Бог простит», важно постараться вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь действительно простил человека: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом». Думаю ещё, что если на просьбу о прощении ответить честно: «Денис, пойми, я по немощи своей пока не могу тебя от сердца простить, но прошу, чтобы Бог простил тебя!
Протоиерей Михаил Зайцев.
Но если человек по объективным причинам не может вернуть свой долг, его, действительно, нужно простить. Или если, например, человек проявил свою волю, кого-то из наследников лишил его доли наследства. Оставшийся без наследства будет в обиде на тех, кого считает своими должниками.
И это может человека разъедать изнутри. Он может перестать общаться с родственниками. Но от этого они не перестанут быть родственниками. Христос призывает людей к трезвости, ко взрослости, к тому, чтобы люди перестали предъявлять претензии, долги.
Любой человек сталкивается с какими-то своими прошлыми поступками, которые порой его мучают, если он совсем не потерял совесть. И он понимает, что какие-то поступки исправить невозможно. Он мог разрушить свою жизнь, жизнь других людей. Но христианство — оно все — про прощение.
Богословское ядро — в том, что Христос через Свою смерть на Кресте искупает наши грехи, тем самым освобождая нас из ада — неизбежного в случае Суда Божьего справедливого. Христос нам дарит прощение и обещает исправление того зла, которое мы совершили — того зла, которое невозможно исправить в этой реальности: нельзя вернуть убитого, нельзя вернуть на прежнюю высоту отношения после измены, нельзя позаботиться о брошенных родителях, которые уже умерли. Христос прощает нас в смысле Божьего Суда и обещает, что в Царстве Божьем, в которое мы все придем, раны, нами нанесенные, будут Им исцелены. А значит, зло будет преодолено: оно не вечно.
Мы не можем исправить зла, а Бог может: Он может бывшее сделать не бывшим. Поэтому христианство и говорит, что человек, покаявшись, может начать жизнь «с чистого листа». Божье прощение мы принимаем своей верой. Это о чем?
Так что суждение необходимо. А здесь говорится об осуждении. Осуждение — это когда мы какого-то человека по своему почину из числа спасенных вычеркиваем. На основании того, что он — грешник.
Здесь христианство говорит нам: «Остановись! Когда вы оба тонете в море, думать, кто качественнее утонет, — безумие. И желать кому-то ада, вечной погибели христианин тоже не может.
Начало поста предваряет Прощёное воскресенье.
Что это за день такой? В материале Лайфа собраны ответы на самые популярные вопросы о финальном дне Сырной седмицы. Что означает праздник Прощёное воскресенье? Прощёное воскресенье становится первым шагом на пути к очищению через пост.
В этот день принято отпускать все обиды, поделился священник Николай Савченко. Смысл Прощёного воскресенья в том, чтобы перестать дуться самим и суметь искренне попросить прощения у тех, кого вы могли ненароком обидеть. Когда Прощёное воскресенье в 2024 году? Прощёное воскресенье — крайний день перед Великим постом, последний день Масленицы.
В 2024 году Прощёное воскресенье выпало на 17 марта, соответственно, строжайший пост православные верующие начнут держать 18 марта. Что надо делать в Прощёное воскресенье? В Прощёное воскресенье следует не только попросить прощения и простить тех, кто обидел вас, но и совершить какое-нибудь доброе дело.
Все мы грешники, и каждый день кого-то обижаем или сами обижаемся. Конфликты происходят от гордыни и отсутствия смирения. Мы не вправе судить кого-то, поэтому и говорим: «Бог простит». Прощеное воскресенье дается нам для того, чтобы осознать свои ошибки, признаться в них. И чем сложнее даются слова, тем важнее их произнести. Что нужно говорить Неважно, какими словами просить прощения, главное, чтобы они были искренними.
Фразы «Прости меня» — «Бог простит, и я прощаю» условные. Придерживаться их не обязательно. Скорее наоборот. Лучше и правильнее сказать так, как велит сердце. Если вы действительно чувствуете свою вину, хорошо бы уточнить, за что извиняетесь перед человеком. Например: «Прости меня за то, что подвел тебя». Если отношения между людьми теплые, это не значит, что извиняться не за что. Очень часто мы обижаем близких, сами того не понимая. Это может быть ложь «во благо», зависть, дурные мысли.
Если ничего такого вспомнить не получается, можно сказать: «Прости меня, если обидел вольно или невольно». Отвечать можно тоже по-разному. Например, когда просящий извинения ни в чем не виноват, следует сказать: «Я не держу обиды». Еще батюшка сказал, что просить прощения просто потому, что «все так делают», неправильно. Главное — внутренняя работа, а не то, что мы говорим. Батюшка подсказал, что говорить в Прощеное воскресенье в ответ Что ответить человеку, которого не прощаешь?
Прощёное воскресенье
Бог простит... и я прощаю | Когда человек просит прощения у православного, то чаще всего слышит в ответ: простит. |
Сегодня - Прощеное воскресенье. Простите всех искренно и от души! | На вечерних богослужениях совершается «чин прощения». |
ПОЧЕМУ НА ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ОТВЕЧАЮТ «БОГ ПРОСТИТ»? | – Отвечать нужно обязательно «Бог простит, и я прощаю»? |
«Бог простит, и я прощаю» | Бог прощает нас не потому, что Он снисходителен ко греху, а потому, что Он предельно серьезно относится ко греху и видит, что грех означает смерть человека, и любовью Своей берет на Себя последствия нашего греха. |
«Бог простит, и я прощаю»
Прощение у Бога. Бог простит. Простите меня хресторади. Фразы «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю» условные. " Сейчас в Прощенное Воскресенье отвечают: "Бог простит и я прощаю и ты меня прости". Считается, что человек должен не только просить прощения и прощать сам, но и совершить какое-либо доброе деяние. Что значит «Бог простил»?
Обида и прощение: можно ли простить в рассрочку
Дело в том, что издавна бытует убеждение: если нет взаимного прощения обид, то пост, сведенный к простому воздержанию от животных белков и жиров, теряет свой высокий смысл. По мнению верующих, Великий пост требует не столько физических, сколько духовных сил.
Желая добра своим недругам, мы проявляем любовь, и Господь вознаграждает нас за усердие. Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя. Кто молится за врага, тот молится за себя». Простить — значит полюбить, принять человека, даже если он не раскаялся в своем поступке, — рассказал Константин Капустин, настоятель Крестовоздвиженского храма села Березово. Особый церковный чин Народное название Прощеное воскресенье появилось из-за совершения чина прощения в церквях.
Как он проходит, подробно рассказал отец Андрей: — Чин прощения по обычаю совершается после вечерни, которая служится, как правило, в золотом облачении. Во время чтения молитвы духовенство переоблачается в темные ризы, все песнопения исполняются великопостным напевом. Предстоятель произносит слово, в котором раскрывает смысл и содержание предстоящего чина прощения.
Незаметно прошла зима.
Вот уже и солнце припекать стало, в воздухе появился приятный запах талой земли. Вестницей духовного возрождения приходит в мир весна! Пробуждение природы от долгого сна будто бы зовет к обновлению лучшего в человеке. Наступают долгожданные великопостные дни… Держание Великого поста — это подвиг, благодаря которому Бог станет нам ближе.
Душа наконец оторвется от будничной мирской круговерти, утончится, возвысится и в итоге окажется понятнее и роднее нам самим. В эти строгие дни в меру духовного возраста и внутренних сил каждый из нас поднимется на брань с собственными «страстьми и похотьми», дабы снискать милость Божию и выйти из этой битвы достойным Пасхи. Как хоругвь из жестокой сечи, нам предстоит вынести внутреннее совестливое право возвестить всему миру победное: «Христос воскресе! Время Великого поста, бесспорно, самое прекрасное и самое душеспасительное время в году.
А пока, точно воины перед сражением, мы собираемся с мыслями, настраиваемся на нужную тональность… отправляясь в дальнее странствие, прощаемся с ближними. Наступает Прощеное воскресенье! В этот день совершается особая служба — чин прощения. Священство и миряне просят друг у друга прощения.
Особый церковный чин Народное название Прощеное воскресенье появилось из-за совершения чина прощения в церквях. Как он проходит, подробно рассказал отец Андрей: — Чин прощения по обычаю совершается после вечерни, которая служится, как правило, в золотом облачении. Во время чтения молитвы духовенство переоблачается в темные ризы, все песнопения исполняются великопостным напевом. Предстоятель произносит слово, в котором раскрывает смысл и содержание предстоящего чина прощения. Прежде чем читать молитвы, предстоятель, обращаясь к собравшимся в храме, говорит о том, что Святая Церковь, заботясь о своих верных чадах, предлагает после взаимного прощения испросить благословения от Господа на предстоящий подвиг поста, и завершает свое слово возгласом: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй». Все преклоняют колени, предстоятель читает молитвы лицом к народу.
Завершив молитвы и коленопреклонение, предстоятель берет напрестольный крест с аналоя и начинает подавать его верующим.