Новости что такое сатирическое произведение

Сатира характеризуется резко выраженной негативной оценкой пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности. Сатира---высмеивает, вышучивает пороки, недостатки, упущения, едко и очень зло. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы.

Значение сатиры

  • Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс
  • Особенности жанра
  • Ключевые слова
  • Значение сатиры

Сатирические произведения - что такое?

Автор старается использовать деликатные методы для вызова смеха и критики, при этом не переходя границу добросовестности и не унижая достоинство другого человека или группы людей. Сатирическое произведение создает атмосферу шутки и развлечения, но при этом оно может иметь глубокий подтекст и передавать серьезные идеи. Оно способно оказывать влияние на общественное мнение и вызывать реакцию у читателей или зрителей. Таким образом, целью сатирического произведения является вызов положительных изменений в обществе и повышение осведомленности людей о некоторых проблемах через использование комических приемов и критического мышления. Сатира в литературе Сатира — это литературный жанр, основной целью которого является высмеивание недостатков и пороков общества, политики, религии и других сфер жизни. В сатирических произведениях используется остроумие, ирония, гротеск и сарказм для передачи критической мысли и того или иного вида юмора. Сатира в литературе имеет давнюю историю. Уже в древнегреческой комедии и драме можно найти элементы сатиры. Однако, особенно популярным жанром сатира стала в средние века, когда не только писатели, но и художники использовали сатирическую форму для критики социальных и политических процессов. Известными примерами такой сатиры являются гравюры Лукаса ван Лейдена и живописные произведения Питера Брейгеля.

В классической литературе сатира имеет несколько разновидностей. В первую очередь, это сатира как жанр в целом, представленная произведениями Ювенала, Горация и Джонатана Свифта. Они используют сатиру для разоблачения горестей и пороков своего времени. Сатирик в таких произведениях занимается непосредственным высмеиванием и критикой, часто используя образы сатирических персонажей. Другая разновидность — это сатира в виде басни, в которой животные или другие неодушевленные предметы выступают в роли персонажей. Федр, Лафонтен и Иван Крылов являются известными представителями этого вида сатиры. В современной литературе и эпоху Интернета сатира также широко используется. Сатирические статьи и рассказы часто публикуются на сайтах и блогах, а видео- и аудиоматериалы посвящены критике и пародии на различные явления и личности. Сатира в литературе является важным инструментом критики и выражения негативного отношения к действительности.

Она способна воздействовать на публичное мнение и вызывать у читателей или зрителей эмоциональную реакцию. Страсть к сатире продолжает сохраняться и в современном мире, где это жанр активно используется в разных формах и сферах искусства. Сатира в журналистике Журналистика и сатира — два разных жанра, но они могут сосуществовать вместе, создавая особое своеобразное сочетание. Сатирические произведения в журналистике отличаются от классической сатиры своей целью и формой представления. В отличие от художественной сатиры, сатира в журналистике чаще всего преследует цель информировать читателя о каких-то проблематичных явлениях в обществе и критиковать их. Журналистская сатира акцентирует внимание на реальных событиях и проблемах современности, при этом используя сатирические приемы и методы. Она позволяет автору не только описать ситуацию, но и донести до читателя свое отношение к происходящему. Сатира в журналистике может быть представлена в различных формах.

Сходство между Сатирой и Фарсом В чем разница между Сатирой и Фарсом Заключение Что такое Сатира Сатира — это стиль написания или представление, в котором используются юмор, остроумие, ирония и насмешки для критики людей, концепций, убеждений или мнений в обществе. Важно отметить, что термин «сатира» относится к критике стиля общества, а также к работе, созданной с использованием этого стиля. Путешествия Гулливера — Джонатан Свифт Хотя сатира смешит публику, ее главная цель — разоблачить и критиковать идиотизм и пороки в обществе. Поэтому сатирический труд способен разоблачить коррупцию, слабости, оскорбления, а также глупости и нелепости людей. Кроме того, сатира часто создается с помощью иронии, остроумия, преуменьшения, эвфемизма и преувеличения. Кроме того, сатира может быть разделена на три основных типа, известные как горатская сатира, ювеналийская сатира и мениппинская сатира. Горацианская сатира — это форма нежной, юмористической и забавной сатиры, которая высмеивает глупости и нелепости людей. Ювеналианская Сатира, с другой стороны, является формальной сатирой, которая с презрением и негодованием нападает на порок и заблуждение в обществе.

Поскольку сатирический пафос может пронизывать собой любые жанры, в советском и российском литературоведении периодически возникали попытки представить сатиру самостоятельным родом художественной литературы Л. Тимофеев, Ю. Основания к тому исследователи видят в особых принципах сатирической типизации и в специфике сатирического образа. Сатирический образ — результат сознательного «искажения», благодаря которому в предмете выявляется доселе скрытая комическая сторона и его внутренняя неприглядность. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Она то приближается к нему вплотную, то в своих преувеличениях и обобщениях настолько далеко отходит от жизненного материала, что реальные признаки получают в образе воплощение фантастическое, подчеркнуто условное. Такое отклонение сатирического образа от «обычного» достигается за счет заострения, гиперболизации, преувеличения, гротеска. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет Путешествия Гулливера Дж. Свифта , Хромой бес А. Лесажа , История одного города М. Салтыкова-Щедрина, Клоп В. Маяковского , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена , И. Крылова , пародийное преувеличение Житейские воззрения кота Мура Э. В области языка гротеск опирается на остроту — минимальный элемент простейших сатирических жанров: каламбура, афоризма, анекдота. Гротеск, шарж в сатире обычно раскрывает комическое в той стороне личности, которой она походит на неодушевленную вещь, механическую деталь, косный, безжизненный автомат рассказ А. Чехова Унтер Пришибеев, государственные чиновники в романе Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка и др. Философ-литератор А. Бергсон так комментирует эту сторону гротеска: «Комично вставлять себя в готовые рамки. И всего комичнее перейти самому в состояние рамки, в которую другие будут бегло вставлять себя, то есть окаменеть в известном характере. Пути сатирической типизации различны. Рационалистическая сатира сконцентрирована на изображении явлений общественной жизни. Обрисовка индивидуальных черт здесь ограничена, широко применяется фантастическое допущение. Сатира такого типа приобретает зачастую памфлетное звучание, исследование жизни идет в формах «доказательства от противного». Образ-персонаж в произведениях такого рода склонен превращаться в символ и немыслим вне художественного гротеска Органчик из Истории одного города М. Композиционно произведения этого типа строятся нередко как диалоги, посредством которых сталкиваются враждующие идеи или качества. Так противоборствуют человеческие свойства под масками животных в баснях. Но в жанрах сатирического романа, утопии или памфлета противостоять друг другу могут и философские системы, общественные идеологии. В таких произведениях чаще всего присутствует герой-наблюдатель, чье внимание перемещается с предмета на предмет и формирует сюжет — как правило, иллюзорный, почти сказочный, утопический. Герой может посещать несуществующие края, чтобы сторонним взглядом окинуть привычные земные условия и неожиданно уловить их несуразность Микромегас в одноименной повести Вольтера , герой романа Иной свет С. В плутовском эпосе странствия связаны с поисками бытовых комических сцен на реальных дорогах Англии , Франции , Испании Приключения Тома Джонса, Найденыша Г. Филдинга и т. Чем более универсальные вопросы ставит в произведении автор, тем фантастичнее оказываются маршруты героя-наблюдателя. В гротескных сочинениях такого рода с широкой философской проблематикой порой он свободно обращается с пространством и — особенно — со временем. Здесь часты анахронизмы, осовременивание древности или архаизация современности Остров пингвинов А. Франса , переносы героя из настоящего в прошлое или будущее Янки из Коннектикута при дворе короля Артура М. Твена , пьеса М. Булгакова Иван Васильевич, Москва 2042 В. Войновича и т. Сатира этого типа расцветает в периоды великих исторических сломов, мощных общественных потрясений, чреватых пересмотром всей прежней системы ценностей. Не случайно бурное развитие рационалистическая сатира переживала прежде всего в 18 Вольтер , Дидро , Свифт , Н. Радищев и др. Сологуб , М. Булгаков, Ф. Кафка и др. Иной тип сатиры являют произведения, высмеивающие ущербную личность и исследующие психологическую природу зла. Сатира такого рода тесно связана с жанром реалистического романа. В произведения широко вводятся реалистические детали, точные наблюдения. Гротеск представлен лишь легкими штрихами — ненавязчивыми подчеркиваниями автором каких-то сторон жизни героя, едва уловимыми перестановками акцентов в изображении привычной действительности. Этот тип сатиры может быть назван психологическим. Образ-характер здесь осмысляется в свете доминирования какого-то одного качества безнравственное честолюбие Ребекки Шарп в Ярмарке тщеславия У. Теккерея и т. Сюжет в сатире такого рода — последовательное жизнеописание, окрашенное авторскими эмоциями грусти, горечи, гнева, жалости. Важная разновидность сатиры представлена художественными пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование — наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка, его спасения от косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя элементов традиции. Пародия — одно их ключевых средств литературной эволюции. Уже на заре истории европейской литературы пародия заявляет свои права: в 5 в. Предметом осмеяния здесь становится само эпическое слово. Пародия эта является сатирой на уже отмирающие жанр и стиль эпохи. Такую роль в истории литературы будет играть по сути всякая пародия. Иногда высмеивание жанра и стиля переходит на задний план, но озорная интонация пародирования остается, вызывая смех уже непосредственно над героями пародии роман Короли и капуста и новеллы цикла Милый жулик О. Генри , Клуб удивительных промыслов Г. Честертона , отчасти Москва — Петушки Вен. Ерофеева как пародия на жанр записок путешественника. В пародийной сатире распространен принцип композиционной симметрии — герои-двойники Средневековый роман, Принц и нищий М. Твена , герои-противоположности Дон Кихот и Санчо Панса ; в мире, окружающем героя, господствуют законы игры, спектакля, розыгрыша иллюзии Дон Кихота, герцогство Санчо Пансы. Житейский эквивалент литературной пародии — мистификация, которая вообще легко становится мотивировкой сатирического сюжета. Разные типы сатирической типизации могут вступать в сложное взаимодействие. Так, в Дон Кихоте общий замысел — пародийно-иронический, но характер главного героя раскрывается в психологическом плане, а картина противостоящего ему мира — это философски-обобщенный образ. Сюжет романа вполне рационалистичен: читателю предлагается традиционная «охота» наблюдателя за наблюдениями. Как малый лиро-эпический жанр сатира формируется в литературе Древнего Рима. Известно изречение Квинтилиана: «Satira tota nostra est» «Сатира целиком наша». Первоначально жанр носил здесь, вероятно, смешанный характер отсюда — его название. Окончательно оформляется жанр сатиры в творчестве Луцилия. Здесь уже налицо основные его формообразующие признаки: диалогическая, разговорная основа, литературно-пародийный элемент, автобиографическое начало, образное отрицание современности и противопоставление ей идеального прошлого — староримских добродетелей virtus. Вершин римская сатира достигает в творчестве Горация. Его сатиры — череда перетекающих одна в другую бесед на фоне острого ощущения современности.

В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство. Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна. Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии». Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события. Его уход смерть воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно. Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей. Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках. Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки. Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения. Получается, что сатира — это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.

Сатирические приемы и их особенности

  • Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
  • Что такое сатирическое произведение и как оно функционирует
  • Сатира в произведениях русских классиков
  • Сатира как вид искусства: определение и характеристика

Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?

Сатирическое начало характерно для многих жанров: басни, эпиграммы, памфлета, сатирического романа/рассказа, фельетона, комедии. Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений. Сатирическое произведение — это особый жанр литературы и искусства, который отличается остроумным и сатирическим подходом к изображению действительности. Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности. Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя.

История русского юмора: оружием сатиры

Сатира - что это такое, определение термина в литературном словаре Эксмо Тегиирония что это в литературе, что такое сатирические произведения, почему сатириконцы пишут об истории иронически, как правильно назвать рассказы юмористическими или сатирическими, рассказ история юмористический или сатирический.
Сатира — Неолурк, народный Lurkmore Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость.
Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов).
Что такое сатирическое произведение основные черты жанра и примеры Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм.

Детям о разнице между юмором и сатирой: объясняем на примерах шуточных стихов и дразнилок

Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. «Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки.

Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?

Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование. Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет. Сатира XX века Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни. Этот период связан с появлением сатирических произведений И.

Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому — М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений - «Собачье сердце» - увидело свет только после смерти автора. Новое время Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира.

Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах.

Не зря автор выбрал именно такой вид рыб: пескарь сама по себе рыба маленькая, ничем не примечательная, скрывающаяся за камнями или в песке, это уже первичная характеристика главного персонажа. Его позиция заключается в том, что без даже малейшего риска жизнь не имеет смысла, страх может сильно испортить её качество и не дать насладиться лучшими моментами, стать счастливым.

К сожалению, такие люди существовали во все времена, и продолжают до сих пор, они боятся жить и страшатся умирать. Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет.

Он пытается открыть глаза на общественные пороки читателям последующих поколений, своим словом изменить устоявшиеся проблемы, искоренить их в каждом человеке, дать посмотреть на себя со стороны.

Особенности жанра Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки. Характерная особенность сатиры — отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина , аллегория басни Эзопа, Ж.

Лафонтена, И. Сатира в русской литературе В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А. Сумароков, Д. Фонвизин, Н. Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д.

Ювенала, Н.

Она сатира любит использовать обе области. Она имитирует и пародирует, но также решительно и аргументированно представляет свое мнение. Поэтому точное различие невозможно. Границы между жанрами стираются. Презирает сатиру. Шутка — это всего лишь интеллектуальная игра». Освальд Шпенглер Отличие от карикатуры Карикатура также подражательна, преувеличена и критична. Обычно он стремится пропагандировать определенное политическое мнение, но находит выражение в рисунках или коротких карикатурах. В этом его отличие от сатиры.

Карикатуру можно рассматривать как поджанр сатирических форм выражения. История вида искусства Сатира существует с древних времен. Самый старый пример — сатира Мениппи Menippea. Это литературный жанр, изначально определявшийся стихотворной и прозаической формой, а затем и содержанием критика как издевательство, ирония, пародия, диатрибы. Были еще «Горази» и «Ювенальная сатира». Первый был более шутливым и забавным, второй — более выразительным, драматичным и карательным.

Что такое сатирическая поэзия?

Толковый словарь Ожегова сатирический — носящий характер сатиры; свойственный сатире; насмешливый, язвительно иронический. Что такое сатира своими словами? Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. В сатирических произведениях для обличительного эффекта могут использоваться разнообразные комические средства, в том числе сарказм, аллегория, пародия и гротеск.

Что такое писатель сатирик? Сатирик — Сатира лат. В чем разница сатиры и юмора?

Его сатиры отличаются краткостью, стремительным развертыванием темы. Осетров, Поэзия вчера, сегодня, завтра. Язвительная, злая насмешка, резкое обличение. Между тем Туркевич, не видя пользы от дифирамбов [исправнику Коцу], понемногу и осторожно начинал переходить к сатире. Короленко, В дурном обществе. Смешное, искаженное подобие чего-л. Гоголь, Тарас Бульба.

Значительных успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Так, когда Гоголь в «Мертвых душах» изображает существование людей, которые «даром бременят землю», ясно, что его представления о «правильной» жизни противоположны изображаемому. Идеал сатирика чаще всего присутствует в тексте лишь потенциально, как мечта о таком мироустройстве, где царит гармония и упорядоченность бытия. Он не излагается в подробностях, так как позитивный план бытия требует обоснованных доказательств, а сатира принципиально не доказывает, а только указывает, не объясняет, что зло есть зло, а демонстрирует это зло. Сатирическая аргументация, хотя и имитирует иногда логические доказательства так делал, например, Буало в своих стихотворных сатирах , но оперирует не ими, а «наглядными» примерами. Поэтому в сатирических произведениях широко используется монтаж. Остроумное перечисление отрицательных свойств «обвиняемого» героя или вариаций того или иного порока, изображение «галереи» отрицательных персонажей, «монтирование» эпизодов из жизни осмеиваемого героя, наложение эпизодов из сатирически освещаемой истории страны или даже человечества можно наблюдать и в стихотворных сатирах Ювенала, Буало, Кантемира, и в «Мертвых душах» Гоголя, и в "Острове пингвинов" А. Монтаж в известной степени нарочит и рационален. Но это вовсе не предполагает, что в основании сатирического обличения находится только холодный расчет издевающегося рассудка.

Не меньшее значение имеет чувство, «сердечный жар» сатирика. То есть сатирик сулит «ненормальность жизни» не только с социальной или этической стороны «любовь к добродетели» , но и со стороны эстетической "уважение ко всему прекрасному". Соединение же этих двух сторон, совмещение потребностей добра и красоты определяют основную интонацию автора, его позицию — благородное чувство негодования, возмущения, презрения к тому, что он осмеивает, ибо в основе «благородных» эмоций лежит сочетание именно этического и эстетического начал. Общий смысл такой позиции присущ сатирикам самых разных эпох - от Ювенала до Маяковского при условии, конечно, что под «добродетельным» и прекрасным понималось в разные времена не одно и то же. Сатира в литературе стремится заразить читателя своим благородным возмущением. Автор, подобно андерсеновскому мальчику, первым не побоявшемуся заметить, что «король-то голый», указывает на общественное или моральное зло людям, к этому злу притерпевшимся и не желающим замечать, насколько оно аномально.

Им же входящим в домы, давно уже стрегомым и изо окон назиряемым почасту, от коих стогн кто придет и кто что несет, и иже мало вечного томления приносящаго — худейшими рыбы стретают, а иже болши — того первыми, иного же и сынове. Внове же кто в честь вшед, или в судии, или в болярство и хотяще в мире сем добрым имянем ославитися и дабы честну были от всех, паче же бы наполнити лицемерным обычаем дом всякаго блага тленнаго, и той и сам наскачет яко орел лехко... С такой же осуждающей иронией раскрывает автор психологию «перелетов», которые из «царских палат» в «Тушинские таборы прескакаху». Эти люди «мысляще лукавые о себе: аще убо взята будет мати градов Москва, то тамо отци наши и братия, и род и друзи, тии нас соблюдут. Аще ли мы соодолеем, то такожде им заступницы будем» 402. Преследования властей не дали возможности такой литературе получить широкое распространение, она осталась чем-то вроде «тайных сказов», какие слагал народ и какие он хранил лишь в памяти, передавая тем, кому доверял. Не случайно «Новая повесть» сохранилась лишь в одном списке, «Сказание киих грех ради... В конце того же второго десятилетия XVII в. Авраамий Палицин, перерабатывая текст «Сказания» для своего повествования о «смуте», исключил или сгладил самые острые обличительные эпизоды, направленные против господствующего класса. Блестящий сатирический талант угадывается в литературной манере протопопа Аввакума Цит. I, вып. Русская историческая библиотека, т. K, 1927. Этот талант развертывается во всю мощь, когда Аввакум рисует ненавистное ему никонианское духовенство. Говоря о самом патриархе Никоне, Аввакум лишь иронизирует над поведением его в Москве перед избранием, когда он старался угодить всем — «яко лис: челом да здорово». Но давая сатирические портреты никониан духовного звания, которых Аввакум называет «губителями, а не целителями душам нашим» 311 , «ворами, пьяницами, блудниками», — он применяет разнообразные художественные средства: черты, выхваченные прямо из жизни, заостряются с помощью постоянного сравнения даже высших церковных чинов то с «чреватой женкой», то с «девкой», их пышных одежд — с «подклейками женскими»; гиперболически, с явной издевкой Аввакум описывает толщину своих врагов, которые «вид весь имеют от главы и до yог корпуса своего насыщенной, и дебелой, и упитанной в толстоте плоти их сыростной... Обличая никонианское духовенство за новшества, Аввакум рисует никонианина, переменившего «ризы священные и простые» а «камилавки-подклейки женские и клобуки рогатые»: «Богом преданное скидали з голов, и волосы расчесали, чтобы бабы блудницы любили их; выставя рожу свою да подпояшется по титкам, воздевши на себя широкий жюпан!... Всегда пиян и блуден, прости, не то тебе на ум идет, как душу спасти... На женскую подклейку платишко наложил, да и я-де-су инок, Христовым страстем сообщник!... Чему быть! И в твоем брюхе том не меньше робенка бабья накладено беды тоя — ягод миндалных, и ренсково, и романеи, и водок различных с вином процеженным налил: как и подпоясать. Невозможное дело: ядаемое извредит в нем! Никонианское духовенство, в изображении Аввакума, предано мирским делам, а не церковным: «... Посмотри-тко на рожу-то, на брюхо-то, никониян окоянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь! Аввакум напоминает архиепископу рязанскому, что библейский Мельхиседек «прямой был священник: не искал ренских, и романиеи, и водок, и вин процеженных, и пива с кордомоном, и медов малиновых и вишневых, и белых всяких крепких... На вороных и в каретах не тешился ездя. Да еще был и царские породы! А ты кто? Воспомяни о себе, Яковлевич, попенок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу на площаде, чтобы черницы-ворухиннянки любили» 303. А вот митрополит Павел еще попенком «по боярским дворам научился блюды лизать» 304. Язвительной иронией проникнуты эти характеристики представителей высшей церковной власти. Вместе с антиклерикальными сатирами второй половины XVII в. В ином тоне иронизирует Аввакум, описывая свою горестную судьбу. То он горько вспоминает, как его «жаловали-подчивали» никониане 41 , то — как в Москве — «зело употшивали палками по бокам и кнутом по спине 72 удара» 248 ; то иронически наставляет сам себя: «Любил протопоп со славными знатца: люби же и терпеть, горемыка, до конца» 28 ; то подсмеивается над тем, как он в Андроньевом монастыре, в «темной палатке» сидя «на чепи», «во тме», «кланялся» — «не знаю на восток, не знаю — на запад» 16. В этих сценках Аввакум особенно близко подходит к свойственной народной поэзии иронии бедняка над своей судьбой. В другом направлении развивались сатирические элементы литературы «европеизирующегося» дворянства второй половины XVII в. Абстрактная морализирующая критика в сочинениях, например, одного из крупнейших представителей этой литературы Симеона Полоцкого обращена на осуждение пороков «вообще». Если подобная литература попутно и затрагивает господствующий класс, то делает она это, стремясь «исправлением» недостатков укрепить его положение, а не расшатать, что открыто преследует антифеодальная демократическая сатира. Сатирическое направление в литературе XVII в. Уже в первой половине века сатирическая тенденция в демократической, преимущественно посадской, писательской среде стала определяющей в целой группе произведений, которые и своими темами, и художественным их выражением особенно сблизились с народной сатирой. Появление в литературе демократических слоев посада антифеодальной в своем основном направлении сатиры именно в XVII в. Восстания в Москве в 1584 и 1587 гг. Политическая активность его еще резче обнаружилась в годы первой крестьянской войны и борьбы с польско-шведской интервенцией, когда именно города взяли на себя инициативу объединить и организовать народные силы для защиты независимости Родины. С середины XVII в. Вместе с тем внутри самого посадского населения в течение всего XVII в. В обстановке резкого обострения классовой борьбы посада, то принимавшей форму открытых восстаний, то выражавшейся в подаче коллективных челобитных жалоб правительству, в выступлениях на земских соборах, слагались навыки своеобразных приемов описания тех «неустройств» феодально-крепостнического строя, против которых были направлены все виды народного протеста. Во время восстаний распространялись «воровские письма» — агитационные воззвания, которые называли главных виновников, описывали их злоупотребления или прямые измены. Челобитные, пытавшиеся мирным путем отстоять права жалобщиков, с большой выразительностью, с характерными подробностями быта изображали тяжелое положение челобитчиков. Изложенные ярким живым языком, соблюдавшие обязательные нормы деловой документальной речи, эти челобитные нередко обнаруживают незаурядное литературное мастерство их составителей. Документы XVII в. Здесь были группы профессионалов, которые получали от властей разрешение «кормиться письмом». Есть все основания полагать, что именно эта профессиональная среда и выдвинула новый тип писателей, создателей своеобразной демократической светской литературы XVII в. Демократическая сатира XVII в. Демократическая, по преимуществу посадская, сатира XVII в. Порожденная самой жизнью, назначенная воздействовать на нее в определенном направлении, эта демократическая посадская сатира представляется качественно новым явлением, подготовленным и традициями сатирического изображения, складывавшимися в русской литературе всего предшествующего периода, и бурным расцветом сатирической поэзии в тех слоях трудового народа, которые активно участвовали в антифеодальных движениях XVII в. Демократическая часть посадского населения в этих движениях была на стороне противоправительственной; народная сатира, сопровождавшая восстания, была особенно близка этой части населения по самому своему духу, поэтому закономерно, что и литературная сатира начала формироваться именно здесь, в непосредственном соседстве и органическом родстве с сатирической народной поэзией. Однако у творцов посадской сатиры были и свои, нередко профессиональные навыки, которые определяли особые, отличные от народно-поэтических, способы художественного воплощения сатирических тем. Юмор и сатира в народном творчестве и в старинной литературе представляют их своеобразные национальные черты, порожденные исторической действительностью и сформировавшимся в ее условиях русским народным характером. Во второй половине XVII в. Поэтому историю русской сатиры как особого вида литературы есть все основания начинать именно с той группы произведений, которые созданы преимущественно посадской, демократически настроенной средой в XVII — начале XVIII в. Разумеется, в литературе XVII в. И в том и в другом случае авторская оценка передается читателю с помощью настолько яркого изображения определенных сторон действительности, что объекты сатиры узнаются без труда; сквозь своеобразную форму сатиры, закономерно нарушающую иногда обычные реальные свойства явлений, суровая действительность XVII в. Вот почему так тесно сближаются факты исторической жизни, документально отраженные в целых группах «деловой» письменности, с художественным воплощением их в сюжетах сатир. Сопоставление сатирических произведений с этой документальной письменностью подтверждает и то, что сатира XVII в. Темы наиболее значительных сатир XVII в. Пристрастность судопроизводства, находившегося в руках взяточников-судей, тяжбы феодалов, насильственно захватывавших крестьянские земли, обращали на себя внимание публицистики уже в XVI в. Остроту этой борьбы отлично характеризует самая лексика челобитных, в которых притесняемые духовными феодалами крестьяне и посадские именуют поступки своих обидчиков, не считаясь с высотой их духовного сана, «озорничеством», «насильством», «грабежом», жалуются, что их «разоряют», «морят голодом», «оболгав ложным челобитьем», «стакався воровски» со светскими властями и т. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века, т. В условиях этой борьбы вырастали ненависть и презрение к духовенству и равнодушие к церковной обрядности, поддерживавшиеся пренебрежительным отношением самого духовенства к религии. Обе эти антеклерикальные темы были подхвачены сатирой. То, что Белинский в письме к Гоголю назвал «образцовым индифферентизмом в деле веры», свойственным русскому духовенству «Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством» В. Сомнение в признанных церковых авторитетах выразилось в насмешливой «Повести о бражнике»; формальное благочестие, за которым кроются корыстные цели, осуждено «Сказанием о куре и лисице»; отсутствие традиционного почтения к самой церковной обрядности породило смелую форму «Службы кабаку», «Повести о крестьянском сыне». Засилье «богатых мужиков» в посадах и на селе, против которого во второй половине XVII в. Сатира отразила эту борьбу в гневных репликах «голого и небогатого человека» — героя «Азбуки о голом», в насмешке над «малоумием» сельского богача, принимавшего вора за «ангела господня», в ироническом «Послании дворительном» к взяточнику. В обстановке все усиливающейся эксплуатации господствующим классом трудового народа были созданы сатирические портреты «дворянских детей»—Фомы и Еремы «Повесть о Фоме и Ереме» , неспособных ни к какому труду, и ироническое описание пожалованного дворянину «поместейца малого», где с народа за проезд берут всякие пошлины, а хозяева и их гости живут в сказочном, гротескно изображенном изобилии «Сказание о роскошном житии и веселии». Одним из способов пополнения оскудевшей за годы «смуты» царской казны была усиленная организация кабаков «кружечных дворов», в которых целовальники грабили народ и в пользу казны, и в собственных интересах; брали в заклад, несмотря на официальные запрещения, всякое имущество посетителей; стремились, по царскому наказу, «искать перед прежним прибыли». Челобитные «меньших и середних» людей обращались с просьбами «свести» кабаки — закрыть их, чтобы не разорялся народ. Сатира подхватывает и эту тему, гневно изображая «обнажение велие» посетителей кабака, показывая кабак как воплощение всякого зла, как виновника бедствий, постигающих пьяницу. Не миновала сатира XVII в. Недоверие, а иногда и прямая вражда к иностранным специалистам разного рода, приезжавшим по вызову правительства, объяснялись неуважительным отношением их к людям и обычаям новой родины; тем , что под видом мастеров проникали всевозможные авантюристы, шпионы, наносившие немалый вред; что способы торговли, практиковавшиеся иноземными купцами, были убыточны и для русских купцов, и для покупателей. На этой почве вырастало враждебное отношение к иноземцам вообще, крайним выражением которого является сатирический «Лечебник... Литературная сатира, как и устная, народная, касалась иногда и более узких тем «бытового» характера: язвительно насмешливо изображала ревнивого мужа с его подозрительностью «Слово о мужах ревнивых» , высмеивала тех, кто тянется за богачами, не имея на то средств, в частности била по обычаю «меньшего» свадебного чина вписывать напоказ в список приданого и то, чего на самом деле семья дать не могла пародийная «Роспись о приданом». Как видим, наиболее яркие сатиры XVII в. В этой литературе нет того отвлеченного морализирования по поводу человеческих пороков «вообще», которое характерно для сатирических элементов дворянской литературы XVIII в. Сатира в ряду этих способов занимала свое немаловажное место. В сюжетах сатирических произведений XVII в. В отличие от современных им «гисторий» и «сказаний», бытовавших также и среди демократических читателей, сатиры избирают своим сюжетом простейшие и обычные случаи из повседневного быта. Но эти случаи выбраны так, что они дают возможность обнаружить те стороны феодально-крепостнической действительности, обличение которых составляет задачу писателя. Сатира XVII в. Произведения сатирической литературы XVII в. На этом старшем этапе своего развития сатира пользуется уже готовыми литературными формами, всегда точно и обоснованно отбирая их из устоявшейся традиции. Выбирая средства для выражения сатирического замысла, демократические писатели имели перед собой полноценный образец в виде народной сатиры, также жанров о неоднородной. Сатирическая сказка и пословица, прибаутка и небылица сих своеобразным методом создания сатирических характеристик, обобщений нашли себе в литературе применение и в целом, и в отдельных своих элементах. В повестях о Шемякином суде, о куре и лисице, о крестьянском сыне, о Фоме и Ереме ведется рассказ приемами сатирической бытовой сказки, отчасти — сказки о животных. Но в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Калязинской челобитной» сатирическая пословица и прибаутка являются лишь одним из элементов сатирического стиля. Народная небылица определила форму изложения таких жанрово различных произведений, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись приданого» и «Сказание о роскошном житии и веселии». В народной сатире писатели XVII в. Стали пародироваться также литературные и документальные жанры. Выбор этих образцов, как и в фольклорной практике, всегда строго обоснован сатирическим замыслом. В XVII в. Коллективные и индивидуальные челобитные на царское имя или воеводам и другим властям, челобитные, подававшиеся земским соборам, пытались «законным» путем протестовать против «обид, насильств, продаж», против злоупотреблений и беззакония, против «московской волокиты» в судебных делах и т. Известны челобитные монахов, которые жаловались на свое монастырское начальство, разоряющее пьянством «монастырскую казну», доводящее до нищенства и «братию». На фоне этих челобитных с особой остротой выступает иронический замысел «Калязинской челобитной» — сетований пропойц-монахов на «лихого архимарита», который «почал монастырский чин разорять», т. Разнообразные способы пародирования и стилизации церковной и религиозно-учительной литературы употреблялись для разоблачения лицемерия, внешнего благочестия, распущенности духовенства; в «Службе кабаку» проведено смелое сопоставление «мученика за веру» с пьяницей, гибнущим от кабака. Даже мелочное стремление тянуться за богатыми, ни в чем не отставать от них, хотя бы средства и не позволяли этого, сказывавшееся в некоторых обычаях «меньшего» свадебного чина, было высмеяно в XVII в. Так мастерство сатириков XVII в. Умелому применению жанров деловой и церковной письменности способствовали профессиональные навыки той среды, из какой выдвигались создатели сатирических произведений, — мелкие приказные служащие, «плебейская» часть духовенства, примыкавшая к оппозиции посада и крестьянства. Необходимо сразу подчеркнуть, что в XVII в. Пародирование определенных образцов было, как мы видели, неразрывно связано с сатирическим замыслом, с темой общественного, а не узко литературного значения Как литературную пародию, может быть, следует рассматривать загадочную, условно названную издателем «Сказку о молодце, коне и сабло», сохранившуюся в отрывке в рукописи собр. Гиперболическое описание коня и оружия «доброго молодца», возможно, пародирует входившие в моду в XVII в.

Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя

В 19—20 вв. Грибоедова , Н. Гоголя , М. Салтыкова-Щедрина , Н.

Некрасова , А. Сухово-Кобылина , А. Булгакова , М.

Зощенко , Е. Шварца и др. К сатире обращаются также изобразительное искусство шарж , карикатура , кинематограф, телевидение, эстрада.

Опубликовано 7 июля 2023 г. Последнее обновление 7 июля 2023 г.

Постапокалиптический мир который населяют антропоморфные мутировавшие животные, люди же покинули планету и живут в космосе. В мультике неоднократно затрагивают злободневные темы человеческого общества, такие как смысл жизни, проблемы гомосексуалии, цензуры, молодёжи, науки и религии. Главный же герой пытается исправить это положение.

Главные титаны мультипликационной сатиры на американское и не только общество. Аниме и манга[ править ] Shimoseka — на удивление данное аниме ещё в далёком 2012 году смогло проехаться по политкорректным трендам. Основа сюжета — лишение вообще упоминаний и намёков о сексе, а также запрет на непристойности и брань. Да-да, задолго до того как на Западе начали бороться с объективацией персонажей и сексуализированным контентом, который может не дай бог навредить «снежинкам». Разве что не было упоминаний о репрезентации меньшинств.

Серия игр GTA. Рокстары успели высмеять многие реалии американской жизни. В пятой игре серии, к примеру, мы видим предвыборную борьбу двух кандидатов в губернаторы, а именно — Джока от республиканцев, и Сью от Демократов. А теперь вспомните президентские выборы 2016 года! И Bully от тех же авторов!

Только тут высмеиваются школьные реалии и её стереотипы. Да и сама игра является карикатурной пародией на ванильные подростковые фильмы о школе. Серия игр Persona , особенно пятая часть. Тут разработчики успели проехаться по всем реалиям современного общества. Тут Япония не пригламуренная, как в аниме категории Б, и авторы не стесняются показать все её пороки.

Но при этом почему-то стесняются высмеивать радикальных феминисток. Postal 2. Просто Postal 2! Тут уж проще сказать, что разработчики из Running with Scissors, подражая традициям Южного Парка, устроили натебейку всем и вся! Городок Парадайз кишит идиотами всех мастей, где единственным нормальным человеком во всём безобразии оказался полный козёл и антигерой Чувак.

Особенно досталось борцам за нравственность, которые хотят запретить жестокие игры. Первые игры серии Ratchet and Clank были сатирой на капитализм и общество потребления в целом чего только стоил инопланетный тиран Дрэг, похожий на Рэйгана и на редкость неприятный супергерой Капитан Кварк, явно срисованный с Супермена и Атома. Да, в детской то игре.

Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование — наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка, его спасения от косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя элементов традиции. Пародия — одно их ключевых средств литературной эволюции.

Уже на заре истории европейской литературы пародия заявляет свои права: в 5 в. Предметом осмеяния здесь становится само эпическое слово. Пародия эта является сатирой на уже отмирающие жанр и стиль эпохи. Такую роль в истории литературы будет играть по сути всякая пародия. Иногда высмеивание жанра и стиля переходит на задний план, но озорная интонация пародирования остается, вызывая смех уже непосредственно над героями пародии роман Короли и капуста и новеллы цикла Милый жулик О. Генри , Клуб удивительных промыслов Г.

Честертона , отчасти Москва — Петушки Вен. Ерофеева как пародия на жанр записок путешественника. В пародийной сатире распространен принцип композиционной симметрии — герои-двойники Средневековый роман, Принц и нищий М. Твена , герои-противоположности Дон Кихот и Санчо Панса ; в мире, окружающем героя, господствуют законы игры, спектакля, розыгрыша иллюзии Дон Кихота, герцогство Санчо Пансы. Житейский эквивалент литературной пародии — мистификация, которая вообще легко становится мотивировкой сатирического сюжета. Разные типы сатирической типизации могут вступать в сложное взаимодействие.

Так, в Дон Кихоте общий замысел — пародийно-иронический, но характер главного героя раскрывается в психологическом плане, а картина противостоящего ему мира — это философски-обобщенный образ. Сюжет романа вполне рационалистичен: читателю предлагается традиционная «охота» наблюдателя за наблюдениями. Как малый лиро-эпический жанр сатира формируется в литературе Древнего Рима. Известно изречение Квинтилиана: «Satira tota nostra est» «Сатира целиком наша». Первоначально жанр носил здесь, вероятно, смешанный характер отсюда — его название. Окончательно оформляется жанр сатиры в творчестве Луцилия.

Здесь уже налицо основные его формообразующие признаки: диалогическая, разговорная основа, литературно-пародийный элемент, автобиографическое начало, образное отрицание современности и противопоставление ей идеального прошлого — староримских добродетелей virtus. Вершин римская сатира достигает в творчестве Горация. Его сатиры — череда перетекающих одна в другую бесед на фоне острого ощущения современности. Именно «мое время», «мои современники», их быт и нравы — подлинные герои горацианских сатир. Они не высмеиваются в полном смысле слова, но о них говорят с улыбкой, свободно, весело и насмешливо. Вольный смех в отношении существующего мироустройства и господствующей правды смягчен до улыбки.

Иной вариант жанра представлен в творчестве Ювенала. Здесь появляется новый тон в оценке действительности — возмущение, негодование indignatio. Поэт признает возмущение основной движущей силой своей сатиры: «Facit indignatio versum» «Возмущение творит стих». Оно как бы замещает собой смех. Свифт, М. Салтыков-Щедрин и др.

В средние века образцы сатиры дает фольклор и народная «смеховая культура». С подъемом городов связано распространение анекдота и сатирической стихотворной новеллы фаблио во Франции, шванк в Германии , сатирического эпоса о животных Роман о Лисе , площадного фарса. Карнавальная традиция порождает обширную устную и письменную смеховую культуру, в том числе пародийные варианты религиозного ритуала, призванные избавить окружающий мир от застывания и «омертвления». Огромную роль в истории сатиры сыграла итальянская народная comedia del arte «комедия масок». Сатира эпохи Возрождения направлена на пересмотр господствующей идеологии и устоявшихся форм средневековой жизни Декамерон Дж. Боккаччо , стихотворная сатира С.

В романе Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль гуманистическая программа автора осуществляется в гротескных, гиперболических смеховых образах, расшатывающих монолитную серьезность официальной средневековой идеологии. Задуманный как литературная пародия, Дон Кихот Сервантеса перерастает рамки замысла и становится универсальной комической панорамой мира на границе двух эпох, в «точке перехода» от высокого героизма средневековья к торгашеско-корыстным отношениям новой, предбуржуазной эпохи. Первоначальный объект насмешки — «рыцарь печального образа» — оказывается судьей «вывихнутого» мира. В литературе 17 в. Смех уходит на второй план, утрачивает радикализм и универсальность, довольствуется явлениями частного порядка. И лишь в жанре комедии, в творчестве Ж.

Мольера , сатира расцветает, изображая четко очерченные типы Скупой, Тартюф, Журден. Стихотворные сатиры этой эпохи лишь воскрешают жанры античности Н. Буало, басни Ж. В литературе 18 в. Развивается плутовской роман Молль Флендерс Д. Дефо , Приключения Перегрина Пикля Т.

Смолетта и др. Плутовской роман и комедия этого времени Женитьба Фигаро Бомарше и др. Веселая насмешка обличителя противостоит здесь поэтике барочного романа — одного из важных жанров эпохи, где издевка сопровождалась зачастую трагической горечью. Развитие пародийной сатиры в 18 в. Стерна Тристрам Шенди, Сентиментальное путешествие. Жанр сатирического романа либо повести начинает выполнять функции философского трактата Племянник Рамо Д.

Дидро, философские повести Вольтера. Художественные произведения французских просветителей, как и Путешествия Гулливера Дж. Свифта, создают картину несовершенного, чающего радикальных перемен мира. Причем отрицание Свифта носит универсальный, «сверхсоциальный» характер — писателя возмущает не столько общество, сколько человечество, не придумавшее для себя лучшей формы организации, чем общество. Так, отраженная в зеркале сатиры, рушится основная иллюзия эпохи — культ разума, рационального жизнеустройства, «просвещенного», а потому «разумного человека»: по Свифту, разумное начало совершенно чуждо алогичной и «деструктивной» природе человека. Существенную роль в истории сатирического творчества Нового времени сыграли английские сатирические журналы 18 в.

Ими были созданы и закреплены жанры мелкой журнальной сатиры: диалогической, очерковой, пародийной. Расцветает жанр фельетона. Этот тип осмеяния современности в новых условиях во многом повторяет формы горацианской сатиры разговорный диалог, галерея вскоре бесследно исчезающих высказывающихся героев, полудиалоги, письма, смесь шутливых и серьезных размышлений. Журнальный тип сатирического творчества в основных своих чертах дошел до наших дней. В начале 19 в. Их сатира направлена прежде всего против культурных и литературных шаблонов современности.

Таковы литературно-сатирические и пародийные пьесы Л. Тика, сказки и рассказы К. Брентано , А. Шамиссо , Ф. Фуке, отчасти Э. Отрицаемая действительность сгущается для романтиков в образе «филистера» — в корне чуждого творчеству обывателя, мещанина, воплощенного духа пошлости и тривиальности.

В дальнейшем, на протяжении 19 в. Диккенс , Теккерей , О. Гюго и др. Диккенс, Теккерей, О. Зарубежная модернистская сатира 20 в.

Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного — в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии. Смеховые формы оказывались совершенно за пределами официальной культуры — в фольклорных жанрах, в свадебных и аграрных обрядах, в искусстве скоморохов. Суть отношения к смеху в русском средневековье полнее всего выразилось в житиях юродивых, чье поведение по внешним признакам напоминало поведение шута. Однако смеяться над юродивыми считалось грехом характерен эпизод из Жития Василия Блаженного: посмеявшиеся над его наготой ослепли и были исцелены лишь после раскаяния в невежественном смехе.

Рыдать над смешным — вот эффект, к которому стремится юродивый, обнаруживая под личиной глупости глубинную мудрость, а за внешним богохульством — святость. Собственно смеховая культура начинает оформляться на Руси под западными влияниями лишь в 17 в. При Петре I традиционный запрет на смех и веселье постепенно снимается. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в начале 18 в. С конца 17 в. Сатира в России. Она облекается в самые разнообразные жанры: эпиграмму, послание, басню, комедию , эпитафию, пародийную песню, публицистику. Создателем русской сатиры как малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, стал А. Кантемир восемь сатир в рукописном собрании 1743.

Сатиры Кантемира поэтикой и тематикой ориентировались на теорию, изложенную в стихотворном трактате Н. Буало Поэтическое искусство. В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии обратный порядок слов и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Однако стилистические новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии отечественной сатиры был сделан А. Сумароковым , автором книги 1774 Сатиры, который свои теоретические воззрения на назначение сатиры и ее место в иерархии классицистических жанров изложил в двух эпистолах 1747 — О русском языке и О стихотворстве. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы. Во второй половине 18 в.

В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. В литературном сознании формируется расширительное понимание сатирического как межжанровой разновидности идейно-эмоционального подхода к предмету изображения. Один из первых образцов сатиры в широком смысле слова — комедия Д. Фонвизина Недоросль 1782. Наиболее значительные ее образцы рождаются в контексте литературной полемики сатиры М. Дмитриева и др. Журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Элементы сатиры интенсивно проникают в роман и драму и способствуют окончательному оформлению поэтики критического реализма.

Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, Н. Преобладало сатирическое видение мира в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Все же собственно сатирический смех в 19 в. Яркая страница в истории русской сатиры начала 20 в.

Аверченко , Саша Черный А. Гликберг , Тэффи Н. Бучинская и др. Журналы не чуждались смелой политической сатиры, обращались к широкому кругу стихотворных и прозаических жанров, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников Б. Кустодиева , К. Коровина , А. Бенуа , М. Добужинского и др. Среди наиболее заметных явлений отечественной сатиры 20 в.

Маяковского , проза М. Булгакова , М. Зощенко , И. Ильфа и Е. Петрова , драматические сказки Е. Сатира советского периода осознается почти исключительно сферой идеологии, по характеру отрицания она распадается на «внешнюю», обличающую капиталистическую действительность Блек энд уайт, 1926, В. Маяковского , и «внутреннюю», в которой отрицание частных изъянов сочетается с общим утверждающим началом. Параллельно официальной сатире существуют смеховые фольклорные жанры анекдот , частушка и не разрешенная к печати сатирическая литература. В неофициальной сатире преобладают гротеск и фантастика, сильно развиты утопический и антиутопический элементы Собачье сердце и Роковые яйца М.

Булгакова, оба — 1925, продолжающие гоголевскую и щедринскую традиции, антиутопия Е. Замятина Мы, 1920. Важная место занимает сатира в творчестве представителей первой волны русской литературной эмиграции А. Аверченко, Саша Черный, Тэффи, В. Горянский, Дон-Аминадо А. Шполянский и др. В их наследии преобладают жанры сатирического рассказа и фельетона. В 1931 в Париже М. Корнфельд возобновляет издание «Сатирикона».

В вышедших номерах, помимо прежних авторов, участвуют И. Бунин , А. Ремизов , А. Особое место в журнале занимает сатира на советскую действительность и нравы эмиграции. С конца 1950-х и в 1960-е, на волне «оттепели», сатира в СССР идет на подъем и берет на себя роль подспудного полемического противостояния господствующей идеологии. Официозная версия советской эпической героики о «руководящей и направляющей силе партии» в годы Великой Отечественной войны сатирически ниспровергается в романе В. Войновича Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина 1969. Наследуя традиции Я. Гашека, автор рисует события отечественной истории глазами «маленького человека», чья нарочитая непосредственность наделяет его правом отстраненно и свободно воспринимать происходящее, вскрывая его внутреннюю несуразность.

В 1970-е и 1980-е отечественная сатира подхватывает традиции М. Зощенко и основным носителем сатирического сознания делает фигуру «простого советского человека», трезвого конформиста, который выхватывает из окружающего малейшие проявления абсурдности советского быта, слагающиеся в общую мозаику общественного неблагополучия. Идейная двусмысленность такого рода словесной продукции и ее скрытая оппозиционность обусловили постепенное перемещение сатиры от крупных литературных форм к миниатюрным устным жанрам анекдотического рассказа и эстрадной репризы М. Жванецкий, А.

Сатира как вид искусства: определение и характеристика

Ответы : что такое сатирические произведения? Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений.
Вы точно человек? это один из видов литературы, который отличается особым юмором и критическим взглядом на окружающую действительность.
Что такое сатирическое произведение Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений.

Значение слова «сатира»

Сатирическое произведение — это литературный жанр, который использует сатирические приемы и стили для исмеивания негативных явлений в обществе. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе – полемической проповеди-развенчанию. Смотрите видеоурок: “Здоровье человека и здоровый образ жизни” Цифровая библиотека уроков школьной программы от Онлайн-школы Бесплатные видеоуроки по школьным предметам.

Что значит сатирическое произведение

Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то: сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа. К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо — язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. Когда же сатира подаётся в виде приправы в своём третьем значении , она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова. История зарождения сатиры Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.

Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна. Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии». Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года.

На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события. Его уход смерть воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно. Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам.

На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей. Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.

Именно тогда зарождается понимание того, в чем заключается роль писателя-сатирика в обществе. Первые авторы особой формы литературного слова — Аристофан, Менандр, Луцилий и другие - создавали небольшие по объему стихи, в которых осмеивали политику того или иного правителя, жизнь знати и другие общественные факты. Общественная роль писателя-сатирика начала складываться в Средние века, когда в Европе творили классики юмора — Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле и Мигель де Сервантес. Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века. Особенность жанра Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события — условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения.

Отличительная черта этого жанра — резко отрицательная оценка происходящего. Основное оружие сатиры — гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления. Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом — просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры — утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу — «поэт в России больше, чем поэт».

До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам. В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной. Сумароков, А.

Евгений Онегин. Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой — в её словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Двенадцать стульев. Сарказм букв. Доля смешного в сарказме может быть ничтожной. Пример: Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете?

Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель?

Потом А. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н. Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России. Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н. Некрасова "Размышления у парадного подъезда" , "Современная ода " и др.

Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А. Аверченко , Саша Черный А. Гликберг , Тэффи и др. Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д. Бедного, сатирах В. Маяковского , новеллах М.

Зощенко, сатирических романах И. Ильфа и Е.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий