Новости что такое нохчи

По всей вероятности, термин используют уже в 13 веке, если можно соотносить нахчаматьян и нохчей. Токование значения слова Нохчи, подробное объяснение значения слова Нохчи. Узнай, что значит Нохчи на слеге молодежи. Что такое нохчи и каково его значение? Нохчи – это народ, который живет на территории, расположенной в горной части. В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе пишется и звучит как нохчий (чеч. нохчий [nwoxtʃʰi:]) — «чеченцы», в единственном числе нохчо (чеч. нохчо [nwoxtʃʰʊo:]) или, иногда, нохчи (чеч. падеж), нохчичо — «чеченец» (эрг. Что такое Нохчи ву?

Глава 3. Роль нахов (нохчи) в этногенезе и политогенезе Кавказской Албании, Хазарии и Древней Руси

не имеют конкретных обязанностей как родственники, но не менее важен смысл термина, поскольку касался хлеба и выживаемости народа. Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. История чеченского народа (народа нохчи). Перечень древних (первичных) тайпов. Айткалой. Согласно родовому тептару представители тайпов айткхалой, сесаной и ишхой являются потомками некоего Сада, который пришел из Нашха и обосновался в местечке ГӀудукх. Применительно к интернетам, нохча — это VIP-самец вайнахского происхождения, зацикленный на непомерной и показной любви к своему народу и тем его традициям и религиозным нормам, которых ему в данный. Древний тейп Нохч-Махкахой, разделившийся на несколько частей – тейпов: билттой, белгатой и сесаной. Он утверждал, что такое название появилось среди коренных жителей в XVII веке, когда они стали спускаться с гор на равнину.

Об истоках нохчи танца

Чеченец, Чечня Зелимхан Харачоевский Чеченец, Чечня Ислам Грозный Мусульманин, Чечня Нохчи Нохчийчоь Нохчо Грозный Чече, Чечня Свидание Безам Чеченец, Чечня Тайп Тейп Чеченец, Чечня Хайбах Чеченцы Геноцид, Чечня Чеченец Грозный Волк Борз Ичкерия. могучее мужское божество. Самоназвание чеченцев с древнейших времён по сию пору является Нохчи-Нахчи, буквальный перевод означает Ноев-народ. Хотя существует версия, по которой термин "нохчи" означает "люди Ноя", ведь в нахском языке "Нох" переводится, как "Ной", и именно так оно записано в Коране.

Чеченцы называют себя - нохчи. Что значит слово - нохча?.

Что такое нохчи и каково его значение? Как переводится слово нохчи с чеченского на русский. Нохчи близки по культуре и языку к другим народам Северного Кавказа, таким как ингуши, балкары и другие. Религия играет большую роль в жизни нохчей. Арабские источники упоминали «чеченцев» ещё в VIII веке, используя термин, который считается заимствованным иранским наименованием нохчей. Согласно этой теории, нохчи — это потомки части вайнахов, которые стали исторической группой чеченцев. Нохчи — это не только национальная идентификация и символ национального единства, но и выражение сопротивления и борьбы за свободу.

Нохчи - это «народ Ноя». Чеченский язык

В чеченском языке слово нохчи имеет не только значение «чеченец», но и несет в себе духовное и культурное значение. Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии. й рхой ой хой й й ой й -келой й й ой ой, й

Что такое нохчи на чеченском

это выражение любви и гордости к своему народу и культуре, которые чеченцы сохраняют и передают из поколения в поколение. Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына. Чему терские казаки научились у чеченцев — не имеют конкретных обязанностей как родственники, но не менее важен смысл термина, поскольку касался хлеба и выживаемости народа. [17] являются северо-восточной кавказской этнической группой нахских народов, проживающих на Северном Кавказе в Восточной Европе.[18] Они называют себя Нохчий (произносится [noxtʃ'iː]; единственное число Нохчи, Нохчо, Нахчуо или Нахтче).[19]. Значение слова нохчи. нохчи 1. самоназвание (эндоэтноним) современных чеченцев Источник. Хотя существует версия, по которой термин "нохчи" означает "люди Ноя", ведь в нахском языке "Нох" переводится, как "Ной", и именно так оно записано в Коране.

Что такое нохчи на чеченском

Это слово также имеет отношение к духовной и этической составляющей жизни человека. Чеченцы гордятся тем, что они нохчи. Для них это не просто слово, а символ их национальной идентичности. Они глубоко уважают свои исторические и культурные традиции и стремятся передать их своим потомкам.

Традиции восстановления справедливости В нохчийской культуре существует древняя традиция восстановления справедливости, известная как «суьйхарь». Суьйхарь представляет собой процесс мирного разрешения конфликта между двумя сторонами.

Эта традиция основана на принципе возмещения ущерба и восстановлении семейной чести через договоренности и соглашения между родственниками. Праздники и национальные празднования Нохчийский народ имеет свои уникальные праздники и национальные празднования. Один из наиболее значимых праздников — День Независимости Чеченской Республики, который отмечается 12 мая. В этот день проводятся различные мероприятия, включая парады, концерты, спортивные соревнования и выставки, чтобы отпраздновать и восхвалять свою национальную идентичность. Быт и образ жизни народа нохчи Находящиеся в Северном Кавказе, народ нохчи имеет свою уникальную культуру и традиции, которые отражаются в их быте и образе жизни.

Нохчи — это горцы, приверженцы традиционной формы деятельности, но при этом они также активно адаптируются к современному миру. Одной из важных черт быта народа нохчи является его коллективность. Семьи считаются основной ячейкой общества, и у каждой семьи есть свои обязанности и права. Мужчины традиционно занимаются охраной семьи и заботой о финансовом благополучии, в то время как женщины заботятся о детях, готовят еду и занимаются хозяйственными делами. Одним из важных аспектов быта народа нохчи является кочевой образ жизни.

Пока большинство сельскохозяйственных работ производится на горных склонах, нохчи нередко практикуют сезонную кочевку с целью пастбищного хозяйства. Кочевники живут в маленьких палаточных лагерях, известных под названием «жишхаури». Кочевые семьи перемещаются между летними и зимними пастбищами, следуя заходу солнца. Нохчи имеют сильные связи с традиционными верованиями и обрядами. Ислам является доминирующей религией, и мусульманская практика играет важную роль в повседневной жизни народа нохчи.

Семейные ценности также очень важны, и семейные собрания происходят регулярно. Члены семьи собираются вместе, чтобы обсудить важные вопросы, разделить радость и горе, и поддерживать друг друга. Исторически народ нохчи был известен своими земледельческими навыками и промышленным искусством. Нохчи изготавливают ремесла, такие как национальные ковры, вышивка, кожаная обувь и деревянная столярная работа. Эти традиции передаются из поколения в поколение и до сих пор продолжают оставаться важным аспектом культуры народа нохчи.

Кулинария также играет важную роль в быте народа нохчи. Одним из самых популярных блюд является «хинкал», мясное блюдо, похожее на пельмени, которое обычно готовится на особые случаи. Другие известные блюда включают «гални», «чебуреки» и «куана», которые являются традиционными горными закусками. Традиционные напитки включают чай и «чебок», мятное пиво, которое обычно пьют в летнее время. В целом, быт и образ жизни народа нохчи отражает их богатую культуру, традиции и сильную связь с природой.

Несмотря на изменения в современном мире, нохчи по-прежнему проникнуты почтением к своим корням и сохраняют свои уникальные обычаи и образ жизни. Традиционная кухня и питание Чеченская кухня великолепно отображает богатство и разнообразие кавказской культуры. Блюда нохчи отличаются насыщенным вкусом, обильным использованием специй и свежих продуктов. Питание играет важную роль в жизни народа, поэтому готовка и прием пищи сопровождаются целым ритуалом и традициями. Одним из самых популярных блюд чеченской кухни является хинкал, который представляет собой кнедлики с мясом и соусом.

Кроме того, широко распространены пироги с различными начинками, такие как доха сырный пирог , мангал мясной пирог и авиуга рыбный пирог. Среди других известных блюд можно отметить шашлык из баранины, мясные супы галниш, черемша, борщ , манты пельмени с мясом , лагман лапша с мясом и овощами , а также различные салаты с овощами и грибами. Особое внимание уделяется приготовлению соусов и специй, которые придают блюдам неповторимый вкус. В качестве специй наиболее распространены тмин, куркума, зира, а также мясные бульоны, томатная паста и соевый соус. Традиционное чеченское питание также включает в себя обильное использование овощей, таких как тыква, баклажаны, перцы, помидоры и лук.

Часто овощи подаются в виде салатов, заправленных маслом или сметаной. Важным атрибутом чеченского питания является гостеприимство. Гости часто встречаются с обилием разнообразных блюд и угощаются настоящим чеченским чаем. Время приема пищи обычно ассоциируется с семейным объединением и общением, поэтому угощение гостей считается знаком взаимопонимания и уважения. Традиционная кухня и питание играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия чеченского народа.

Они отражают исторические и этнические особенности, а также его уникальные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Одежда и украшения Одежда в культуре народа нохчи играет важную роль и имеет глубокие исторические корни.

Девятое правило: представительский орган лейпа - совет старейшин тейпанан кхел. Десятое начало подразумевает то, что совет старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена совета старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности. Кровная месть Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть по-чеченски "чир" за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У.

Лаудаев писал: "В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь ци переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на "гар", а в позднейшее время — на одно семейство". После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия.

Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка. Аккий Аьккхий , данное общество делилось на ара-аьккхий равнинные аккинцы и лам-аьккхий горные аккинцы причем первые населяли Восточную Чечню, в то время как вторые находились на западе.

Почему чеченцы называют себя нохчи?

С языка этого народа «нох» переводится как «плуг». Казалось бы, что общего имеет это орудие труда с последним патриархом? В Библии имеется знаменитая история про братоубийство Авеля. Тогда Бог проклял землю, и Каин не мог заниматься на ней земледелием. Потоп это дело исправил.

Всевышний смиловался, и грунт снова стал плодоносным. Теперь дети Ноя могли заниматься земледелием. Чтобы возделывать почву необходим был плуг. Именно Ной пришел на помощь к своим потомкам и воссоздал это орудие труда.

В честь пророка плуг назвали «нохом». Вообще эта история очень сильно напоминает сказание про богатыря Нохча. Сейчас трудно разобраться с тем, какая из них была первой. Русская отгадка Но возвращаясь к частице «чи» нужно обратить внимание и на русский язык.

Славяне были соседями нахов, поэтому в первое столетие их проживания происходил культурный обмен. Также народы связывает и общая история. Поэтому неудивительно то, что частица «чи» и тут нашла свое применение. Например, нужно обратить внимание на название жителей того или иного города.

Возьмем столичных людей: их называют «москвичи». То есть нетрудно додуматься до того, что «чи» — это «человек», а значит «москвич» — это «человек из Москвы». Естественно это не единственная аналогия. Примеров очень много: томичи, смолевичи, новгородичи и т.

Можно обратить внимание и на другие имена существительные. Например, трюкач — это тот, человек, который делает трюки. То же самое относительно лихачей, тягачей, стукачей и т. Сходство поражает и наталкивает на следующий вопрос: как объяснить похожесть двух настолько разных языков?

Совпадения В русском и чеченском языках очень много совпадений. Например, знаменитый суффикс «ло». Его можно встретить в слове «мерило». Оно происходит от «мерка», а суффикс в этом случае обозначает «предмет» или «прибор».

В чеченском языке «ло» имеет дословный перевод «дает». Таким образом «мерило» — это тот, кто «дает мерить». Такую же аналогию можно провести со словом «светило» — «дающий свет». Есть и другой пример сходства этих языков.

Вагапова этноним нохчий, через средневековых нахчаматьян см. Вагапову, по одной из этимологических версий, образовался этот этноним с помощью суффикса -и от основы нахч- — «внутренняя земля », и буквально означает «внутренний житель», то есть живущий между Терско - Сунженским хребтом Терско-Сунженская возвышенность , по А. Вагапову т. Возможно, этот этноним мог сохраниться в топониме Нохчи-мохк другое название — Ичкерия, транслитерация по А. Вагапову — Нохчмохк, вариант перевода по А. Ножай-Юртовский и Веденский районы Чечни [70]. От племенного названия нахчи — «великолепный» и др.

Вагапов [ править править код ] Ещё по одной версии в этимологическом словаре А. Вагапова, предложенный им племенной этноним нахчи объясняется как «великолепный», «живописный», «красавец», «щёголь». Учёный основывает этот вывод на следующих параллелях: в чеченском языке — нахчи — «сыр», сродни «чеканный», «узорчатый», «красивый»; в армянском языке — нахш — «узор», «орнамент», нахши — «узорный», «расписной», Нахичевань — «живописная местность»; в лезгинском языке — нахиш — «узор». Также А. Вагапов считает, что типологически наименование этнонима нахчи сродни именам некоторых чеченских этно-территориальных и социальных групп тукхумов , тайпов : 1 Чеберлоевец чечен. Семёнов утверждал, что окончание -чу в варианте транслитерации самоназвания как нахчу — это, возможно, нахская частица означающая «внутри» [К. Далее исследователь делал вывод, что Нахчу — это место обитания народа, а Нохчой — означает сам народ [К.

Далгат [25] , как один из вариантов рассматривали его видный советский этнограф-кавказовед Н. Волкова окончание в её транслитерации — -чьо — «место», «территория» [К. Алироев он возводит этноним к нуохчийчуо — букв. Среди других предположений существует гипотеза Н. Марра, который допускал идентичность окончания самоназвания чеченцев с аварским словом чи авар. Подобное мнение высказывал и И. Алироев: он также посчитал заслуживающей внимания гипотезу о происхождении окончания этнонима на базе аваро-андийской подветви языков, но употреблял понятие « андийские языки ».

Алироеву чеченское слово нах — «народ» могло соединиться с андийским чи — «человек» [К. Согласно советским учёным В. Виноградову и К. Они допускали, что этот суффикс древнее заимствование от тюркоязычных хазар , которые в VII веке совершали набеги на Закавказье через Дарьяльский и Дербентский проходы. Возможно, часть хазар проникла глубоко в горы, вплоть до Аргунского ущелья , где их пребывание оставило след в топнимике и этнонимике проживавших здесь нахских этно-территориальных групп. Новый этноним возник в тюркоязычной среде, но в результате тюрко-нахских контактов был воспринят одним племенным нахским объединением, которое, гораздо позднее в XVII—XIX веках , распространило его на соседние восточно-нахские этногруппы. С этой гипотезой В.

Чокаев не претендовали на окончательность решения вопроса и допускали другие варианты, например, возможность идентичности окончания этнонима нохчий аварскому слову чи — «человек» см. Другая гипотеза у Н. Распространение этнонима и связь с этногенезом[ править править код ] Чеченцы , как и родственные им ингуши , сформировались из нахской этноязыковой общности в отдельные этнокультурные объединения сравнительно недавно [75]. Исторический период когда это произошло и другие вопросы этногенеза чеченского народа в кавказоведении на сегодняшний день остаются дискуссионными. Превалирует мнение, что формирование чеченцев в современном понимании этого этнонима являлось результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации восточно-нахского населения в XVI—XVIII веках [76]. Также существует предположение, что даже в XX веке не наступила полная этническая консолидация чеченцев и единое самоназвание нохчий не было воспринято в полной мере всеми чеченскими субэтносами [78]. Шатоевцы и назрановцы неохотно зовут себя нахчоями, что происходит от их прежних враждебных отношений к чеченцам.

Но при излиянии сердечных чувств при встречах, в гостях, на пути и проч. Гипотеза о распространении от первоплемени[ править править код ] Ряд исследователей уровня докторов наук Г. Анчабадзе [80] , Ш. Ахмадов [77] , В. Чокаев [81] и др. В своих работах учёные дают этому племени различные варианты названия, часто условные — нахча [63] , нахче [35] , нахчи [82] , нохче [35] , нохчи [36] [80] , нахчои [36]. Регионом формирования племени называют северные склоны Центрального Кавказа — историческую область Нашха почти все чеченские тайповые предания связывают с ней своё происхождение [67] [83] [57] , либо Нохчи-мохк «Страна нохчий» — сам топоним включает эндоэтноним чеченцев [36] [80] [77].

Возможно участие в этногенезе и обеих областей — основные проточеченские тайпы вышли из Нашхи и переселились в Нохчи-мохк, где происходила их дальнейшая консолидация [84].

Босахой относятся к известным «исконным» древним воинственным и влиятельным тейпам на Чеченской земле. Белгатой - один из крупнейших тейпов, который входит в тухум Ночмахкалой. Легенда о происхождении белгатой гласит, что белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия "бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть. Беной - один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный.

Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам. Входит в тухум Ночмахкалой. Бунихой Бунахой - чеченский тейп, представители которого являются выходцами из территориальной группы Ламрой и входят в тухум Чеберлой. Бунихой относится к «исконным тейпам», обладающим своей горой. Варандой — чеченский тайп, входящий в тукхум Шуотой.

Варандойцы входят в число коренных чеченских тайпов. В 1658 г. Ваштарой Ваштарой, Вашандарой, Вашиндарой — чеченский тайп, относящийся к тукхуму Шатой. Дуба-ЮртДачу-Борзой основан 400 лет назад вашандаройцами, где и ныне основное население составляет представители данного тайпа. Галай - один из тайпов, входящий в Орстхойское общество тухум.

Своим духовным центром галайцы считали селение Галанчщж. Гендаргеной - считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов "Совет страны". Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев.

Среди этих тейпов находится и Гендаргеной. Гордалой «меченосцы» - один из многочисленных чеченских тайпов, входящий в тухум Нохчмахкахой. Некоторые представители рода с конца IV века переселились в район озера Кезенойам и основали поселение «Хинда» совр. Даттахойцев, Энганойцев, Гордалинцев и Чеччалхойцев связывает генетическое родство , происхождение от одного общего предка. Гухой - исконный чеченский тайп.

По преданиям первоначально гухой проживали в с. Гухой, но со временем по мере размножения, представители начали селиться порознь, но недалеко от сел. Гухой, в результате чего они основали ещё четыре села. Дишний Дишни - древний и один из крупнейших чеченских тейпов. По своей совокупной военно-экономической мощи не входил формально ни в один тухум, более того, Дишний претендуют на то, чтобы называться тукхумом.

По чеченским преданиям, из Нашха вышло 63 чеченских тайпа которые расселились на восток, запад и север. Первая группа переселенцев ушла в южном направлении в Аргунское ущелье ныне Итум-Калинский район и осели на местности, которой дали название Дишни Мохк. Со своим семейством он ушёл в Нохчмохк, селение ЦIонтарой. Горные Дишний являются выходцами из территориальной группы Ламарой. Понятие «ламарой» в современной Чечне вообще очень сложное.

Это не этнос и не тайп, а территориально-географическое деление. Базой первоначального поселения Дишний с равнинным диалектом стало село Дышне-Ведено. Места, занятые в древности дишнинцами в 15-17 веках, оказались стратегически важными и контролировали основные торговые пути. Достоверно известно, что дишнинцы с переменным успехом в 12 веке воевали с грузинскими феодалами. В частности, Амри-Бока вместе со своим отрядом совершал походы в Грузию.

В 13 веке сражения с монгольскими ордами на равнине нынешней Чечни и Дагестана , в 14 веке с войсками Тамерлана бои в Аргунском ущелье. По сей день в Тусхарое имеется место массового захоронения воинов, погибших в борьбе против полчищ Тамерлана. Зандакой - один из многочисленных чеченских тайпов, исторический-относящийся к территориальному обществу Нохчмахкахой.

В древней нохчи легенде «Как возникли солнце, луна и звезды» говорится, что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа, он взял золотую головешку и отправился к девушке. Долго-долго бежал он за ней, до тех пор, пока оба не погибли. Искры от головешки превратились в звезды. От девушки осталось лучезарное сияние, от молодого человека - головешка. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну».

Есть у нохчи и загадка: «Знаешь ли ты, что это: брат не встречается с сестрой, сестра не может догнать брата? У нохчи, как и у многих других народов, солнце чаще всего - могучее мужское божество. Космогонические представления предков нохчи отразились и в изображениях пиктограммах на поясных пряжках VI-V вв. Мужичи или на подобном же пиктографе на замковом камне одной из средневековых башен в Эгикале. По мнению М. Ужахова, гадательной расшифровкой этих пиктографов является: изломанная линия - земная твердь море по представлениям нохчи, солнце утром выходило из моря и вечером уходило в него, погружалось Д. А «крылатые диски» по сторонам - солнце при восходе и закате, центральный диск имеет «крылья», поднятые максимально вверх, - солнце в зените. Подобные изображения и узоры сохранились на подвесках, истангах коврах , рукоятках оружия и т. Ну, разве не объясняет это многие элементы нохчи танца? Этим же объясняется и то, что в нохчи хореографии танцевала только одна пара, а не группа людей.

Положение рук мужчины в стороны в виде креста означало солнце на восходе и закате. Ведь сам крест христианский символ ведет происхождение из язычества и означает Солнце.

Чеченские тайпы: как это устроено

Нахчматяне в переводе означает «страна народа Ноя», а также «Ноев язычный народ». Арабы чеченцев с глубин историй и по сей день называют "шийшан", что в переводе означает "образцовые". Грузины же, с незапамятных времён чеченцев называют "дзурдзуками", что на грузинском означает "праведные". Чеченцы ислам приняли еще при жизни пророка Мухаммада, мир ему. Большая чеченскaя делегация посетившая в Мекке пророка лично пророком была посвящена в суть Ислама, после чего в Мекке посланцы чеченского народа приняли Ислам. На обратном пути чеченская делегация считая, о том что не подобает носить подарок пророка на ногах, в честь пророка Мухамада из каракуль подаренных пророком в дорогу для изготовления обуви, сшила папахи, до сих пор хорошо сохранившийся и являющийся основным национальным головным убором Чеченская папаха. По возвращению делегации в Чечению, без всякого принуждения чеченцы приняли Ислам, осознавая то, что Ислам — это не только "Магометанство", ведущее свое начало от пророка Мухаммада, а эта изначальная вера монотеизма, совершившая духовную революцию в сознании людей и проложившая чёткую грань между языческой дикостью и истинной образованной верой. Не малой причиной, что чеченцы с лёгкостью добровольно приняли Ислам, явилось и то обстоятельство, что традиции и обычаи чеченцев в отличии от других народов мира, в ту пору как и сегодня почти полностью сходны с Исламом. Эти традиции и язык чеченцы унаследовали от самого Ноя, которого считают своим отцом, в последствии от Авраама, пронесли сквозь глубину веков и сумели сохранить их в первозданном виде. Значит законы Нохчи берут начало из одного источника с Исламом.

Этот источник Архангел-Гавриил Джабраил , который по велению Всевышнего ниспосылал пророкам его Божественные законы. Библия прямо говорит о том, что древнее население шумер, пришло с Кавказа и эти переселенцы были потомками Ноя. От них распространились народы по земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Известный историк лингвист Иосиф Карст констатирует, что чеченцы, резко отделяются от других горских народов Кавказа своим происхождением и языком, являются остатком некого великого древнего народа, чьи следы улавливаются во многих районах Ближнего Востока, в плоть до границ Египта. Карст в другой своей работе назвал чеченский язык северным отпрыском праязыка считая и язык чеченцев, как и самих чеченцев остатком древнейшего первичного народа. Георг Фридрих Гегель "Философия духа": Самый совершенный тип, как уже сказано, арийский или кавказский, один он имеет свою историю и один он заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Из того следует, что он никогда не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел познания даже выше тех, которыми так гордится теперь. Один из величайших немецких ученных Иоган Фридрих Блюбенбах назвал белую арийскую, европейскую расу Кавказской.

Многие известные ученные отмечают, хурритский язык и его потомок-современный чеченский имеют такую же древность как и Кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеидов-краманьонцев. В цивилизованном Западном мире и в других районах земли, белую расу называют "Кавкасион". В исторической науке и в древнегрузинских летописях из всех кавказских народов только чеченцев называют "Кафкасионами". Древнегрузинские летописцы определяют родоначальником чеченцев "Кавказос" и относят его к пророку Ной четвёртое колена Ноя. Вспомним цитату А.

Также исследователи распространяют это наименование и на исторических средневековых предков чеченцев и ингушей: все локальные этно-территориальные объединения-«общества» сформировавшие эти два народа, и два отдельных этноса — аккинцев самоназв. Этноним введён в научный оборот учёными-лингвистами для обозначения носителей нахских языков.

В музыкальной традиции используются различные инструменты, такие как балалайка, барабаны и диджериду. Танцы являются одним из самых популярных видов искусства. Они отличаются энергичными движениями и красочными нарядами. Религия и традиции Большинство чеченцев исповедуют ислам и являются суннитами. Религия имеет важное значение в их жизни, она определяет многие аспекты их обычаев и традиций. Они придерживаются исламских ритуалов, включая молитвы, соблюдение поста в месяц Рамадан и совершение паломничества в Мекку ходжу. Традиции включают в себя такие понятия, как семейные ценности, уважение к старшим и гостеприимство.

Такое хронологическое совпадение не случайно и мы вправе вслед за И. Сигаури увязать начавшийся в Закавказье процесс государствообразования с миграционными волнами, исходившими с территории прежнего Урарту. В период своего расцвета Кавказская Албания занимала обширную территорию современного Азербайджана, Южного Дагестана, северо-восточной части Грузии Кахетия. Об этом царстве неоднократно упоминают и античные авторы: Плиний, Клавдий Птолемей, Плутарх, Страбон и др. Во всяком случае, близость этнонимов албаны и лбини достаточно очевидна. Помимо этого античные авторы и древнеармянские хроники упоминают еще целый ряд племен Кавказской Албании, представляющие интерес для нас. Так, Клавдий Птолемей перечисляет племена сапотренов, суранов, саканов и оринеев, которых современные исследователи помещают на Северо-Восточном Кавказе. К югу от них согласно свидетельству Птолемея живут сербы, туски, дидуры, алонты, исонды и герры. Понятно, что локализация племенных союзов давалась античными авторами с чужих слов и весьма приблизительно уже в силу того, что большинство из них никогда не бывали в описываемых ими краях. Тем не менее, часто встречающиеся совпадения придают их свидетельствам большую достоверность. Например, Плиний Секунд подтверждает наличие в Кавказской Албании племен сильвов, лупением, дитуров дидуры , валлов и содов. Последних большинство современных исследователей ассоциирует с исондами Клавдия Птолемея и исадиками Страбона. В частности, этой точки зрения придерживались В. Виноградов и К. В данном случае не должно смущать то обстоятельство, что по утверждению Птолемея исонды жили в прикаспийском зоне между нижним течением Терека и районом Дербента. Как известно, очень много топонимов Северного Кавказа встречаются и далеко к югу. Такое совпадение обычно объясняется миграцией с юга, имевшей место в весьма отдаленные времена. Валлы — это, без сомнения, чеченцы-двалы, населявшую историческую область Двалети и неоднократно упоминавшиеся в грузинских исторических хрониках. Не отвергая полностью предположение Ю. К чеченцам нохчи большинство историков уверенно относит также племена троглодитов и хамекитов, а также народа гаргареев, название которого происходит от чеченского слова гергар — «родственный». На территории Кавказской Албании племена гаргареев концентрировались в основном в долине реки Гаргар. Стоит обратить внимание, что очень схожий этноним обнаруживается далеко на юге, а именно в Северном Ханаане — племена гергесеев, которых упоминает Библия. Совершенно очевидно, что в основе этнонима гергесеи лежит все тоже чеченское слово гергар, а его детальная расшифровка дает нам чеченское словосочетание гергар шай — буквально «родственные себе». В последующем, когда слово эла дополнительно приобрело значение «князь, царь» этот же этноним мог пониматься как «имеющие княжеское или царское происхождение». Но в любом случае не вызывает сомнения, что у истоков этого государственного образования стояли предки современных чеченцев нохчи и они же долгое время составляли основную часть его населения. Только известный чеченский историк и языковед Я. Вагапов при помощи чеченского нохчи языка истолковывал топоним Албания как «низинное речное место». Между прочим, чеченское происхождение имеет и название Кавказская Иберия в древнейший период существования которой нахи составляли значительную часть ее населения. По нашему предположению в основе названия Иберия может лежать чеченское словосочетание и бери — буквально «они всадники». Возможно, однако, и другое толкование. Интересно, что даже в хорошо известном нам названии Грузия можно без особого труда обнаружить древнюю чеченскую нохчи основу. Во всяком случае, начальное Г- здесь явно тюркское и в тюркских языках оно ставится в начале многих заимствований. Чеченское происхождение имеет и большое количество топонимов, известных на территории Кавказской Албании и шире — по всему Закавказье, на что в свое время обратил внимание упоминавшийся выше Я. Нам нет необходимости повторять здесь приведенные им примеры чеченского происхождения целого ряда топонимов и этнонимов к югу от Кавказского хребта, но считаем необходимым все же указать на следующее немаловажное обстоятельство. Постоянно встречающаяся в древних хрониках приставка Баб например, в древнем названии Дербента — ал-Баб-ал-Абуаб или Баб-Аллан — Дарьяльское ущелье ложно принимается за арабское «ворота». На самом деле это чеченское слово б1ав — «башня», причем именно боевая башня. Мы можем привести еще несколько примеров, когда известные по древним рукописям топонимы легко истолковываются из чеченского нохчи языка. Например, страна Дейлем, в котором явственно прослеживается чеченское Дай лам — «гора отцов». Кстати говоря, в Шаро-Аргунском ущелье расположено древнее чеченское селение Дай. Не исключено, что это поможет историкам в точной локализации страны Дейлем. Чеченское происхождение имеют и имена собственные целого ряда албанских правителей. Известно, что первые цари Кавказской Албанией принадлежали к местной династии Аршакидов. Это знание позволяет нам легко понять происхождение имени албанского царя Оройса, который во главе многотысячной армии вступил в бой с легионами Гнея Помпея. При помощи чеченского нохчи языка мы можем дать объяснение и некоторым другим царским именам из Кавказской Албании. Например, первым правителем из династии Аршакидов средневековая «История агван» называет «храброго Вачагана». Имя это подверглось искажению в соответствии с нормами древнеармянского языка, но, тем не менее, в нем можно разглядеть чеченскую нохчи основу. В случае же прямого прочтения, получаем: Вачаган — ваша къан. Слово ваша в современном чеченском языке имеет два значения: «брат» и «дядя». Но одновременно оно служит и формой вежливого, уважительного обращения к более старшему по возрасту мужчине. Таким образом, это имя одновременно указывает на тейповую и этническую принадлежность его обладателя. Чеченское же истолкование имеет и название следующей династии албанских правителей — династия великих князей Михранидов. При обратном прочтении имени Михран с учетом звуковой транслитерации получаем чеченскую исходную форму Нах эла «князь нахов» Нахрим — Нахарим — Нах элин. К этому времени этнический состав населения этого государственного образования претерпел значительные изменения. Известно, что в периоды своего усиления и армянские, и персидские цари широко практиковали расселение на агванской территории своих колонистов, соответственно, армяноязычных и ираноязычных, например, талашей, до настоящего времени живущих в Азербайджане. Широкому распространению армянского языка среди коренных албанцев в немалой степени способствовало и введение богослужения на армянском языке. В результате уже в XII веке вся албанская литература окончательно переходит на армянский язык. Между прочим, очень схожий процесс ассимиляции нахских племен происходил и в соседней Кавказской Иберии Древней Грузии. Принятие христианства с богослужением на грузинском языке и здесь во многом способствовало грузинизации нахского населения целого ряда областей: Кахетии, Тушетии, Хевсурети, Сванетии, Двалети и др. Подавляющее большинство топонимов на данной территории могут быть разъяснены с чеченского языка или же имеют аналоги на территории Чечни. И таких примеров можно привести множество. Эпоха арабских завоеваний привела к появлению в нахской этнической среде как на территории Кавказской Албании, так и на территории Грузинского царства арабских поселенцев. В частности, различные средневековые хроники фиксируют присутствие арабов как в районе Дербента, так и среди нахов-санаритов нахи санары или цанары в области, лежащей к северу от современного Тбилиси. Так, на юго-востоке горной Чечни находится селение Симсир и это название легко переходит в Шем-Шем. Однако вернемся к Кавказской Албании. Большая часть ее населения подверглась тюркиизации, что было вызвано длительным и непрерывным переселением больших масс тюркоязычных кочевников на плодородные земли между средним и нижним течением рек Кура и Аракс. Тюрки-кочевники проникали в Закавказье через Северо-Восточный Кавказ, двигаясь вдоль западного побережья Каспийского моря. Причем, основная масса их долгое время концентрировалась в степях Предкавказья, а кое-где тюрки начинали оседать и в предгорьях. Определить время появления первых тюркоязычных кочевников на Северном Кавказе достаточно сложно в силу того, что современные им летописцы не всегда точно представляли себе языковую принадлежность того или иного кочевого племени. Так, античные источники конца I — середины II вв. Очевидно, это первые признаки начавшейся миграции разноплеменного гуннского кочевого союза, сформировавшегося в степях к северу от Китая. Но далеко не все гунны были тюрками. Порой даже наличие племенного этнонима явно тюркского происхождения не может гарантированно означать тюркское происхождение данного племени. Так, в среде гуннского племенного союза античные авторы выделяют племя акациров, чье племенное название по мнению целого ряда исследователей имеет тюркское происхождение от тюркского агачер — «лесной человек». Однако само это название «лесной человек» указывает на нетипичную для степняков-тюрок среду обитания — леса. Поэтому можно предположить, что под тюркским названием скрывается племя угро-финского или иного происхождения. Кроме того, тюркскими по происхождению признаются некоторые кочевые племена, находившиеся в состоянии войны с гуннским племенным союзом. Это племена алпидзуров, алкидзуров, итимаров, тункарсов. Если это все действительно тюркские племена, то нам придется признать, что тюрки появлялись в степях к северу от Кавказских гор не только в составе гуннского племенного союза. А в этом случае вопрос о времени их миграции на запад от Волги остается открытым. Вообще, путаница, до сих пор царящая в научной исторической литературе по вопросу об этнической принадлежности того или иного племени, входившего в состав широких племенных союзов, традиционно именуемых тюркскими, очень напоминает такую же точно неразбериху с этнической принадлежностью племен, именуемых скифскими, сарматскими или позднее аланскими. Первоначально всех скифов и сарматов, включая алан, историки причислили к ираноязычным народам. Вскоре, однако, возникли серьезные сомнения относительно того, что все скифы, известные древневосточным и античным авторам, говорили на иранских наречиях.

Что такое нохчи

За 10 лет войны народ нохчи столкнулся с гражданскими страданиями, жестокими репрессиями и массовыми нарушениями прав человека. Этот конфликт оставил глубокие раны в душе народа нохчи и стал основой для формирования их национальной идентичности. Сегодня народ нохчи живет в России, но их культура, традиции и язык продолжают быть важными элементами их национального самосознания. Они стремятся к сохранению своей идентичности, развитию образования и культуры своего народа. Культура и традиции нохчен Одним из важнейших аспектов нохченской культуры является передача и сохранение традиций и знаний через поколения. Старейшины семьи имеют важное значение в нохченском обществе: они передают мудрость, религиозные и нравственные ценности, занимаются обучением детей и организацией различных обрядов и торжеств. Музыка и танцы занимают особое место в культуре нохчен. Нохченская музыка начала свое существование в глухих деревнях горных районов Кавказа, и она проникла в сердца многих людей своей силой и выразительностью.

Традиционные музыкальные инструменты, такие как баян, гармонь, саксофон и другие, используются для создания уникальных мелодий и ритмов. Кроме того, традиционные танцы являются одним из самых ярких и запоминающихся элементов нохченской культуры. Танцы выполняются в специальных костюмах, они сочетают в себе грацию, энергию и силу. Танцевальные группы и ансамбли активно выступают на различных мероприятиях и фестивалях, чтобы показать красоту и оригинальность нохченской культуры.

Большинство нохчийцев исповедуют суннитский ислам, который стал основным религиозным направлением среди их общества с 18 века. Религиозные обычаи являются неотъемлемой частью жизни нохчийцев и влияют на их повседневную деятельность. Одним из ключевых религиозных обычаев у нохчийцев является выполнение пятиминутной молитвы, которая проводится пять раз в день. Мусульмане обращаются к Мекке во время молитвы и проводят ее в мечетях или домах. Молитва является важным средством поддержания духовной связи с Богом и защиты от сатаны.

Еще одним важным религиозным обычаем является соблюдение поста, особенно во время месяца Рамадан. В этот месяц мусульманские нохчийцы воздерживаются от пищи и напитков с рассвета до заката солнца. Пост в Рамадане считается одним из основных обязательств ислама и считается священным временем для мусульманских нохчийцев. Также в религиозных обычаях народа нохчи присутствуют паломнические поездки в Мекку, чтобы совершить хадж. Хадж — это одно из пяти столпов ислама и является обязательным для каждого мусульманина, который позволяет им совершить священное путешествие к религиозным местам и исполнить ритуалы, установленные пророком Мухаммедом. Религиозные обычаи народа нохчи включают также чтение Корана, исполнение духовной музыки назыр , обращение к духовным наставникам шейхам для получения совета и помощи, а также применение амулетов и молитвенных бус для защиты от зла. Религиозные обычаи народа нохчи являются неотъемлемой и важной частью их культуры и традиций. Они формируют и поддерживают духовные ценности и веру в Бога, а также способствуют поддержанию взаимопомощи и солидарности в обществе нохчийцев. Танцы и музыка Танцы и музыка играют важную роль в культуре народа нохчи.

Они являются важным средством выражения национальной идентичности и передачи традиций. Традиционные танцы нохчи имеют свою уникальную особенность и символику. Они отражают душевное состояние и настроение танцующих, а также передают историю и мифологию народа. Танцы нохчи часто сопровождаются живой музыкой, представленной такими инструментами, как дудук, драбука, барабан и гитара. Этот ансамбль инструментов создает уникальное звучание и атмосферу, пронизанную эмоциональностью и страстью. Танцы нохчи могут быть как нежными и лиричными, так и энергичными и динамичными. Они отражают различные аспекты жизни народа нохчи, такие как любовь, борьба, радость и горе. Танцы выполняются как в коллективе, так и в паре, под звуки народных мелодий. Во время танца исполнители демонстрируют акробатические трюки, плавные движения и особую грацию.

Музыка является неотъемлемой частью традиционной культуры народа нохчи. Она играет важную роль на свадьбах, праздниках, торжественных церемониях и других культурных мероприятиях. Музыкальные инструменты, такие как дудук и драбука, используются как сольно, так и в сопровождении других инструментов. Традиционная музыка нохчи имеет свои характерные мелодии и ритмы. Она обычно исполняется в жанре народной песни, в которой передается история, мудрость и национальный дух народа. Слова песен отражают различные стороны жизни и культуры нохчи, такие как любовь к родине, почитание предков и гордость за национальную историю.

Современная В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе пишется и звучит как нохчий чеч. Как правильно Нохчо или нохчи? Весь чеченский народ — это нохчи форма множественного числа , а отдельный чеченец — нохчо форма единственного числа. Дальше рассмотрим историю возникновения такого самоназвания чеченского народа. На самом деле, правильная исторически сложившая форма — «нахчуо» или «нохчуо» , а не «нохчо». Что значит слово для чеченца? Как будет на чеченском нет? Чеченское «нет» тоже выглядит страшновато: «хIанхIан», но читается гораздо проще — как «хаха», с ударением на первый слог. Как на чеченском привет как дела? Как твои дела?

Согласно исследователю, самоназвание чеченцев восходит к общенахскому слову «люди», «народ», «общество» чечен. Большинство российских, советских и постсоветских учёных напр. Дубровин 1871 [46] , Н. Семёнов 1895 [59] , Б. Далгат 1906 1892—1894 [25] , В. Виноградов и К. Чокаев 1966 [60] , Н. Волкова 1973 [61] , И. Алироев 1990 [К. Бетильмерзаева 2005 [62] также высказывали мнение, что имя нохчий происходит от слова нах. Критика гипотезы. В различные периоды некоторыми учёными высказывалась и критика данной гипотезы. Однако, согласно Н. Марру, этому отождествлению формально мешает разномерность гласного а, долгого в слове «народ» — нах, и короткого в составе племенного названия [64]. Иные аргументы против сопоставления нохчий со словом «народ» высказал чеченский исследователь А. Исмаилов в работе 2005 года. В своей критике он ссылался на то, что в чеченском языке [К. Исмаилов, даже более древнее чем слово нах, но и оно не стало составляющей в самоназвании чеченского народа [65] [51]. Одно из последних исследований по этому вопросу провёл чеченский языковед, канд. Вагапов , рассмотрев этимологию этнонима нохчий в соответствующей статье своего «Этимологического словаря чеченского языка». Среди трёх версий происхождения этого этнонима, А. Сторонники этой версии забывают, что суф. Это препятствие в принципе устраняется, если допустить, что рассматриваемый этноним первоначально мог возникнуть на иноязычной почве, cp. От названия области Нашха А. Генко, А. Мациев, Ш. Ахмадов [ править править код ] А. Генко ещё в 1930 году высказал версию о том, что нохчий является производным от названии области Нашха [66]. Советский исследователь чеченского языка А. Основываясь на этих сведениях, А. Мациев предложил вариант этимологии который посчитал заслуживающим внимания и И. Алироев [К. Согласно А. Комплексу согласных хч, хш во многих диалектах нахских языков соответствует стечение согласных чх, шх, то есть в диалектах происходит закономерная перестановка согласных, …» с. Чеченский учёный, д-р ист. Ахмадов также не исключал возможность происхождения имени нохчий от топонима Нашха в варианте транслитерации Ш. От чеченского слова «плуг» И. Алироев [ править править код ] Несмотря на то, что И. Алироев отметил заслуживающей внимания этимологию слова нохчий от слова «народ», а также достаточно интересной этимологию предположенную А. Мациевым от названия исторической области Нашха см. Кроме того, эта этимология не противоречит общетеоретической этнонимической модели, выдвинутой [советским этнографом, д-р ист. Чесновым , согласно которой этнонимы не существуют изолированно, а образуют семантический ряд, в котором тот или иной этноним отражает господствующий у народа хозяйственно-культурный тип» с. От племенного названия нахчи — «внутренний житель» А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий