«Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза? «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека. Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс). Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) лыко? Лыко не вяжет — так сейчас говорят о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям или ленивом, избегающем работы. Что такое драть лыко? Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: весной срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола.
Из чего делали лапти из лыка, а лыко что такое?))
начинай сначала” и какие у нее варианты. Не всякое лыко в строку (погов.) — нельзя всякую ошибку ставить в вину, в упрек. Что такое лык? Лык — это растительный материал, который можно получить из коры некоторых древесных растений. начинай сначала” и какие у нее варианты.
Что такое лыко и как оно использовалось в крестьянском хозяйстве кратко
лыко что это такое. Лыко -, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Что такое лыко Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. Что такое лыко, и кто им не сшит. Лыко — википедия. что такое лыко.
Баять буду! Эти 10 слов вы точно встречали в сказках — знаете, что они означают?
Лыко -, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Существуют поговорки («лыка не вяжет», «не лыком шит», «лыком подпоясан», «не всякое лыко в строку», «по парче лыком не шьют»), в которых фигурирует понятие «лыко». Такое правило распространяется и на волчье лыко, хотя в народе оно получило славу исключительно ядовитого растения, которое следует уничтожать или хотя бы обходить десятой дорогой. Лык широко применяется в строительстве, при изготовлении различных предметов и изделий, а также в.
это слово, которое имеет несколько значений и используется в разных контекстах. ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. На этой странице вы могли узнать, что такое «лык», его лексическое значение. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Лыко — луб молодой липы и некоторых других лиственных деревьев (вяза, ивы). ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, лапти из лыка обычно из липы.
«Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза?
На лапти идет преимущественно липовое лыко. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Лыка не вязать разг. Не всякое лыко в строку поговорка - нельзя каждую мелочь ставить в вину, в упрек букв. Не лыком шит - поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья. Толковый словарь Ушакова ЛЫКО - внутренняя лубяная часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы. Из лыка плетут корзины и другие изделия, раньше - лапти.
Большой Энциклопедический Словарь Лыко, внутренняя лубяная часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы. Используется для плетения корзин и других изделий; раньше из Л. Большая Советская Энциклопедия.
Лычки, игра, жеребий; хватаются за концы согнутого вдвое пучка лык и если двое ухватятся за одно лыко, то целуются.
Лычье ср. Лыковый, лычный, к нему относящ. Лычаки м. Худо, лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже. Золотая девка за лычным парнем.
Лучше лычный мир, чем ременный суд! Лычник, лыкодер м. Лычага ж. Лычажный, мочалыжный. Лыковатый, волокнистый, на лыко похожий.
И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет. Лычь ж.
Александр Туганов Интересное выражение, относится к тем фразеологизмам, по словам которых сразу непонятно, о чем идет речь.
Для начала посмотрим в словаре, что такое лыко. Лыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье дерева. Применяется для изготовления рогожи и плетения лаптей, корзин и т. Итак, лыко, это та субстанция, которая расположена между корой и стволом дерева.
Если вам приходилось снимать кору даже со свежесломанной ветки, вы наверняка замечали такую тонкую прослойку меж самой корой и стволом.
Не лыком шит - то есть умен, хитер, изворотлив, не прост. Есть еще одна хорошая поговорка на эту тему «Хоть лыком шит, да мылом мыт! Лыком шит — значит беден.
Мылом мыт — значит вовсе не так беден, ибо мыло стоило дорого! И еще выражение: «Не всякое лыко в строку». Строкой называли ряд плетеного изделия. Смысл этой поговорки — не любой материал подходит для исполнения изготовления чего-либо.
Другие интересные выражения из русской речи: Фимиам — это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями Интересное выражение — козел отпущения. Фраза недосказана, но все ее прекрасно Интересное выражение — купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно Соловей — самая приятная певчая птица, живущая на просторах России.
7 сказочных слов, о которых мы не все знаем
По берегам реки Инзер и с западной стороны горы Зильмердак растет много липы. Отсюда и липовый мед. Лыко всегда являлось востребованным товаром. Его продавали или обменивали в близлежащих городах или в больших населенных пунктах: Верхнеуральске, Катав-Ивановске, на Аскинском рынке. Продавали или обменивали на картофель, чай, сахар. Русские промышленники: Куликов, Колотов, Некрасов — держали малые предприятия. Заводские сообщества также не отворачивались от такого прибыльного дела.
Одна из контор находилась в деревне Зуяково. А один из крупнейших трестов со времен СССР «Союзплодтара» имел свое подразделение на Архангельском лесотарном заводе. Небольшой филиал его находился в деревне Габдюково Белорецкого района. Хозяйство занималось драньем лыка, пилением досок, изготовлением лотков, всевозможной тары. Жители маленькой деревни отправляли свою продукцию вплоть до Украины. После развала Советского Союза лыко стало менее востребованным.
Оставались, конечно, предприятия, которые занимались этим ремеслом, но масштаб был уже не тот, что в советское время. Сегодня приезжие иногда интересуются экологически чистой продукцией — банной мочалкой. Недавно народный театр попросил найти лыко для декорации. Когда нашли, очень обрадовались. Лучше, конечно, будет не драть лыко, а сохранять липовые леса для башкирского меда. Left Right Байтулла Фаткуллин, журналист, родом из деревни Габдюково, с детства помнит ремесло своих односельчан: «Население Белорецкого района из-за обилия лесов особо не могло заниматься земледелием.
Поэтому активно развивали лесозаготовку и ремесленное дело. Помню, жители нашей деревни изготавливали хлебные тары для всего Советского Союза. Отец на лесозаготовках работал с 12 лет, потому что другой работы не было. Все мужское население деревья валило, лыко драло, хлебные лотки, тару делало». Из лыка плели разные предметы. В первую очередь, необходимую для хозяйства утварь.
А незаменимые лапти считались главным атрибутом одежды крестьян. Лапти носили не только деревенские жители, но и горожане. Лапотное дело было развито во многих провинциях России. Ассы, Белорецкий район РБ Лапти Лаптеплетением занимались в Белорецком, Аургазинском, Туймазинском, Белебеевском районах — там, где лыко драли в промышленных масштабах. В конце XIX века в одной только Уфимской губернии 737 хозяйств занимались плетением лаптей информация Историко-краеведческого музея г. Башкиры и татары, как и русское, финно-угорское население, носили лапти.
Берегли сапоги, сарыки изготовленные из шкурок животных. А лаптей изнашивали аж по 5-6 пар за год! Как рассказывает старшее поколение, чтобы лапти не промокали, подошву их заливали березовым дегтем или прибивали к ней деревянные брусочки. Также для прочности подошву подплетали лыком, веревкой, подшивали кожей.
И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шить, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед. Хоть не стоит лыка, да ставь за велика.
Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют. Хуже лапотного лыка. Лыка не вяжет, пьян без языка. Не всякое лыко в строку. Не все лыком, да в строку.
Пропадай собака и с лыком, лишь бы не судиться!
Из лыка плелась обувь русских крестьян - лапти. В то же время, лапти были признаком бедности.
Поэтому "не лыком шит" говорили про человека из крестьянской среды, но не такого уж и бедного того, кто носил более дорогую обувь, чем лапти. Сейчас смысл изменился до "не такой уж он и простой".
Не запасшись лыком, ходишь в ошметках.
Выдерни лычко из-под кочедычка, скороговорка Лыко, сорочка, рубашка, шерстистая шкура на молодых рогах лося, оленя, которая лупится и сходит рубезками. Раннею осенью, когда лыко сходит, сохатый пилит рогами, трется. Лыко с рогов лавтаками валится, лохмотьями.
Лычина, мочалка, волокно, лычко. Лычки, игра, жеребий; хватаются за концы согнутого вдвое пучка лык и если двое ухватятся за одно лыко, то целуются. Лычье ср.
Лыковый, лычный, к нему относящ. Лычаки м. Худо, лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже.
Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд! Лычник, лыкодер м.
Лычага ж. Лычажный, мочалыжный.
Эта русская поговорка раньше означала совсем другое: так говорили про богачей
Он работал чисто верёвочку такую сплетёт - дак прямо как вот шёлковая вся! А лыко подбирал такое белое, хорошее такое... Ствол дерева образован древесиной, нарастающей годовыми кольцами. Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь - живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола - слои древесины, наружу - клетки коры. Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом.
Лыко драли заготавливали и ивовое, и ильмовое вязовое , но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой - коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои - желтоватые и более прочные - шли на витьё верёвок; самые верхние - коричневатые, грубые слои лыка - использовались как половые тряпки. Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась - семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего. А уж когда становилась одежда совсем рибушная ветхая , то ткали, порвав на полоски, из неё половики. Так что полы и даже стены и потолок избы - по праздникам стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками вениками без листьев, «голыми».
Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме Уйма - новгородское название архипелага Кижских шхер и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой 1935 — 2006 , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой Рябининой 1881 — 1957 вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий - «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. Ждали когда поветерь будет боковой ветер , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны.
Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» - из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная». Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь - 4 вершка - 17,78 см. Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем струг с узким лезвием и двумя ручками или топором срезали её верхний слой «наросты» , иначе при сворачивании коры в «кочомки» мотки она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» - на комле толстом конце ствола надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой.
Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука. Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой - из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли. Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали.
Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин - погибших мужей и отцов. Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» мотки - скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды - в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое - короче. Обычно мочили в озере не менее недели.
Как и при мочении льна, конопли, а в древности - крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко - размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью - не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр. Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента.
В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна. Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки - то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» - никакого плетения не было. Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде.
Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили - «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке. Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» ткани и ниток для вязания сетей, льнища участки льна были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали.
Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов - грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» верхняя и нижняя верёвки сетей всё равно, как правило, были лычаными. Способ витья верёвок - как из лыка, так и из всех других материалов - был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много - от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей».
А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить. В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки - на острове Долгом и в губе Вожмариха - цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало - прекрасный природный материал... Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка.
Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008 Доброе время суток! Давненько мне хотелось приобрести мочалку из настоящего лыка: ещё из детства помню, какой дух стоял в бане от её использования. Сначала хотела купить на рынке у нас лыко нередко продают , но побоялась, что такое мочало быстро выйдет из строя распушится, начнёт лезть, оставлять за собой лыковые «волосинки». А вскоре увидела лыковую мочалку в интернет-магазине косметики Kleona. Мочалка хороша тем, что прошита по краям, да и ручки имеются. Не задумываясь, купила.
Баня у нас бывает по выходным, и я просто дождаться не могла, когда я уже опробую свою обновку. Полюбуйтесь-ка на неё, кстати. Тканевая окантовка переплетённой лыковой основы довольно широкая, ручки удобные, длинные, крепкие. Но главное — аромат… Кто знает, как пахнет свежее лыко, меня поймёт. Жаль, что фото не передаёт его через монитор компьютера! В бане я замочила мочалку в кипятке и оставила минут на 20.
Это нужно для того, чтобы лыко размягчилось, стало более податливым. В противном случае оно останется грубым и может даже поцарапать кожу. Небольшие секреты использования лыковой мочалки. Гель для душа в пару к мочалке не подойдёт: он просто не будет размыливаться, поэтому только кусковое мыло лучше, конечно, натуральное или бельди. Не нужно намыливать мочалку: вся пена затеряется в лыке, и вы потом будете винить мочалку в том, что она не справляется со своими «обязанностями». Мыльную пену или бельди нужно наносить непосредственно на тело, затем выждать несколько минут, взять мочалку и растирать ею кожу.
Вот тут она заработает! Чем хорошо лыко? Липа а лыко, как известно, это луб молодых липовых деревьев обладает антисептическим и противовоспалительным действием, что благотворно сказывается на состоянии кожи: прыщики, угри и прочие неприятности стараются её покинуть как можно скорее. Лыко делает кожу гладкой, выравнивает её отлично помогает против «бугорков» целлюлита , можно сказать, полирует до блеска. Плюс очищает даже и без мыла и помогает избавиться от омертвевших клеток. Немало, так ведь?
Я использую лыковую мочалку исключительно в паре в бельди, и очень довольна результатом: кожа мягкая, нежная, гладкая, душистая.
Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники».
Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель».
Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения.
И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными а не пеньковыми оборами то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти или вязовые красноватые семерики.
Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение — «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип — прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки носки.
Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.
За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку». Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде.
Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык — от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом — получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок — кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки.
Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках. С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала.
Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести. В 1970-х годах в Кировском производственном объединении по организации надомного труда «Умелец» была сделана попытка решить эту проблему. На предприятии работало несколько мастеров, которые небольшими партиями изготавливали сувенирные лапти разного размера, в том числе и миниатюрные в 1 — 2 см. В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей. В наши дни лапти — отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков.
Особый — практический — интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта. Читайте также: Как правильно запаривать и париться пихтовым веником в бане Приобретает лапоть и символическое значение — представляя собой все то позитивное, что было в старинном русском деревенском укладе. Неслучайно организованный и ежегодно проводимый с 2009 года в Кильмези фестиваль народных художественных промыслов и ремесел получил название «Вятский лапоть». Кто же плетет современные лапти? Начинает втягиваться в увлекательный процесс плетения из лыка и подготовленное ими молодое поколение.
Лыковая мочалка и нежная кожа Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья — эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга. Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты. Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи — не пользуйтесь лыковым мочалом — используйте пушистые мягкие губки. А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов — вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку!
Для борьбы с вечной женской проблемой целлюлитом лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость — это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах. Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите — попробуйте сами! Удачи вам!
На колу висит мочало Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб что значит лыко , его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания — мочила. Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон.
Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма. Русская баня без мочала и веника не бывает.
Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы. Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка.
На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии — даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей.
В них хорошо хранить масло и икру. Лыковое мочало Кисть мочальная, стойкая к воде. Многие народные куклы делаются на основе мочала. Говорят, продаются иногда в строительных кисти малярные большие из мочала, но я не видела ни разу. Самим мочало делать — липу жалко, только если повезёт упавшую найти, но пока не попадаются.
Лыко можно купить в кистях — его можно использовать не только как кисть, но и для поделок, лыко в кистях отличного качества. Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только, прекрасно подходит и для обычной городской ванны. Это — мочалка лыковая. Размер: 40х16х15 см. Она же в развёрнутом виде — лыко длинное, подходит для создания кукол.
А это — мочалка лыковая с ручками, природный материал — обработанный внутренний слой коры липы. Липовое лыко при распаривании становится мягким, шёлковым, как и кожа после пилинга лыковой мочалкой. При использовании мочалки волокна лыка выделяют фитонциды — лучшее средство для профилактики простудных заболеваний. Лыковые мочалки сделаны из внутреннего слоя коры липы, расщепленного и специально обработанного. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками.
Среди мочалок для тела встречается ещё один прекрасный натуральный материал — сизаль, а также рами, они тоже подходят для создания поделок, как и люфа. Толщина ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся лыковым мочалом, оно не только скребёт и массирует, но и прочищает поры. К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, — лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защититься. Мочало — обязательный атрибут русской бани.
Снимает статическое электричество, улучшает регенерацию кожного покрова. При употреблении мочало сначала нужно запарить кипятком на 10 минут, затем обдать студёной водой и намылить. Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа. Когда-то липа обувала почти всю Русь.
Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же тради-ционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки. Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты.
После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом. Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой.
А вот белки, вороны и грачи — те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда. Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека.
Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты.
Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах — канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку.
Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи, из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду — в основном плащи и пояса.
В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков. Один угол куля-мешка вставляли в другой — и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели. Мочало применяли и для лощения деревянной мебели. Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
II уменьш. II прил. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко.
Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Лыка не вязать разг. Не всякое лыко в строку поговорка - нельзя каждую мелочь ставить в вину, в упрек букв.
Не лыком шит - поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья. Толковый словарь Ушакова ЛЫКО - внутренняя лубяная часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы.
Пожаловаться «Что значит слово «лыко» во фразе «лыка не вяжет» Лыком на Руси называли особую прослойку на стволе лиственного дерева, которая находилась прямо под корой. Из лыка делали лапти. Почти каждый умел плести из лыка или вязать, вещи из лыка можно было делать очень быстро, в перерывах между работой.
- Лыко — Википедия с видео // WIKI 2
- ЛЫКО - что это такое? значение и описание
- Мочалка из лыка для бани своими руками: заготовка, свойства, применение
- -лык — Викисловарь
Эта русская поговорка раньше означала совсем другое: так говорили про богачей
Значение слова ЛЫК | Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс). |
Разбираемся, как точатся лясы и что такое лыко | Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Самары - |
Почему говорят "лыко-мочало — начинай сначала" | Что такое лыко, и кто им не сшит. |
Войти на сайт | Такое правило распространяется и на волчье лыко, хотя в народе оно получило славу исключительно ядовитого растения, которое следует уничтожать или хотя бы обходить десятой дорогой. |